В соответствии с подпунктом 19) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по выявлению монопольно высокой (низкой) цены.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 ноября 2016 года № 486 "Об утверждении Методики по выявлению монопольно высокой цены" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14552, опубликованный 12 января 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан);
2) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 302 "Об утверждении Методики по выявлению монопольно низкой цены" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых за № 10719, опубликованный 29 апреля 2015 года в Информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
Утверждена приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 173 |
Методика по выявлению монопольно высокой (низкой) цены
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с подпунктом 19) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и применяется ведомством уполномоченного органа и территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа при выявлении монопольно высокой (низкой) цены, установленной субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на товарном рынке (далее – Субъект).
2. В настоящей Методике используются понятия, определенные Кодексом и законами Республики Казахстан, а также понятия, означающие следующее:
1) сопоставимый товарный рынок – другой товарный рынок, сопоставимый по объему продаваемого товара, составу покупателей или продавцов (поставщиков) товара, определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара, и условиям доступа на товарный рынок;
2) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;
3) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
4) ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
5) территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа – территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа, осуществляющего руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
3. Под монопольно высокой ценой товара понимается цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:
1) эта цена превышает максимально высокую цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение, или превышает цену на сопоставимом товарном рынке, которая сформировалась в условиях конкуренции;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъекту рынка в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Под монопольно низкой ценой товара понимается цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:
1) эта цена ниже цены, которую на этом же товарном рынке устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;
2) эта цена ниже суммы фактических расходов на производство и реализацию такого товара.
Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в настоящем пункте критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъекту рынка в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 2. Выявление монопольно высокой (низкой) цены
5. С целью выявления доминирующего или монопольного положения субъекта рынка ведомство уполномоченного органа или территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа до проведения расследования проводит анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с подпунктом 11) статьи 90-6 Кодекса.
6. Ведомство антимонопольного органа или территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа с целью выявления данных, указывающих на наличие признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно высокой цены на товар, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе:
1) установление Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, превышающей цены на такой же товар других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;
2) превышение темпов роста цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами роста цен на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;
3) повышение цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем снижения физических характеристик (например, вес единицы товара);
4) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.
7. Ведомство уполномоченного органа или территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа с целью выявления данных, указывающих на наличие признаков нарушений нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно низкой цены на товар, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе:
1) установление Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, ниже цены на такой же товар других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;
2) превышение темпов снижения цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами снижения цен на соответствующем или сопоставимом товарном рынке.
8. В случае наличия данных, указывающих на наличие в действиях (бездействии) субъекта рынка признаков нарушений нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно высокой (низкой) цены на товар, ведомство антимонопольного органа и (или) территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа издает приказ о проведении расследования. При проведении расследования устанавливается наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопольно высокой (низкой) цены.
9. Для выявления монопольно высокой цены ведомство антимонопольного органа определяет конкурентную цену товара на соответствующем товарном рынке.
Конкурентной ценой товара является максимальная цена товара на данном товарном рынке, которую в условиях конкуренции устанавливают субъекты рынка, не входящие в одну группу лиц с Субъектом. При этом, учитываются субъекты рынка, соответствующие условию состязательности субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При определении конкурентной цены учитываются качественные параметры товара.
В случае, если невозможно установить конкурентную цену на данном товарном рынке, сравнение производится с ценой товара, сложившейся в условиях конкуренции, на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.
Выявление сопоставимого товарного рынка осуществляются по критериям, предусмотренным частью первой пункта 3 статьи 175 Кодекса. Проведение сравнения цены товара объекта расследования с ценой товара, сложившейся в условиях конкуренции, на сопоставимом товарном рынке за пределами Республики Казахстан осуществляется по поручению руководителя либо заместителя ведомства антимонопольного органа.
В случае, если невозможно определить цену, сложившуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо сопоставимый товарный рынок, в том числе за пределами Республики Казахстан, проводится анализ расходов и прибыли субъекта рынка, на основании которого определяется обоснованная цена.
Если цена, установленная Субъектом, превышает конкурентную цену или невозможно выявить конкурентную цену, ведомство антимонопольного органа проводит анализ расходов и прибыли Субъекта с целью оценки необходимости для производства и реализации такого товара, расходов и прибыли.
10. Для выявления монопольно низкой цены ведомство антимонопольного органа анализирует уровень цен на товар, которые на соответствующем товарном рынке, устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц. При анализе цен учитываются качественные параметры товара.
В случае, если цена, установленная Субъектом, выше цен, которые на этом же товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, то цена Субъекта не является монопольно низкой.
В случае если цена, установленная Субъектом, ниже цен, которые на этом товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, ведомство антимонопольного органа проводит анализ фактических расходов Субъекта на производство и реализацию такого товара и выясняет обстоятельства установления Субъектом низкой цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим.
11. Для принятия решения при определении монопольно высокой цены ведомством уполномоченного органа, применяется анализ:
1) финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
2) динамики производственной и полной себестоимости товара, а также динамики цен на товар (в том числе сопоставление темпов роста (снижения) производственной и полной себестоимости с темпами роста (снижения) цены на товар);
3) динамики объемов производства (реализации) товара, с учетом производственных мощностей;
4) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар;
5) динамики разных видов цен (к примеру, средневзвешенных, для разных групп покупателей);
6) расходов периода и производственной себестоимости, в том числе сопоставление темпов роста (снижения) заработной платы административного персонала с темпами роста (снижения) заработной платы производственного персонала;
7) прибыли, полученной субъектом от товара, по которому положение субъекта признано доминирующим;
8) инвестиционной программы субъекта;
9) обязательств перед кредиторами и финансовыми организациями.
Для принятия решения при определении монопольно низкой цены ведомством уполномоченного органа применяется анализ подпунктов 1), 2), 3), 4), 5), 6) настоящего пункта.
12. При определении монопольно высокой цены определяются необходимые расходы и прибыль, связанные с производством (реализацией) товара, с учетом:
1) материальных расходов, входящих в себестоимость, которые определяются исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы товара и их годовых норм;
2) расходов по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс);
3) амортизационных отчислений, определяемых с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта;
4) расходов на выплату вознаграждения за заемные средства;
5) других расходов, непосредственно относящихся к производству (реализации) товара субъекта;
6) необходимого уровня прибыли, обеспечивающего эффективное функционирование и развитие предприятия.
При оценке необходимых затрат и прибыли Субъекта на единицу товара в случае необходимости применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат и прибыли других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке.
При определении монопольно низкой цены определяются фактические расходы, связанные с производством (реализацией) товара, с учетом подпунктов 1), 2), 3), 4), 5) настоящего пункта.
13. Прибыль определяется как разница между доходом от производства (реализации) товара и обоснованными расходами, необходимыми для производства и реализации товара, и фактически уплаченными налогами.
Необходимый уровень прибыли, требуемый для развития субъекта, отражает особенности производимого (реализуемого) товара, специфику товарного рынка и условия функционирования субъекта, а также учитывает:
инвестиции в создание новых активов, расширение, обновление, реконструкция и техническое перевооружение существующих активов;
уровень рисков (сезонный характер производства или потребления, высокая зависимость от климатических факторов);
обязательства, предусмотренные в коллективных договорах, Генеральном, отраслевом и региональном соглашениях в соответствии с Трудовым кодексом;
обязательства, предусмотренные в договорах приватизации и концессии, лицензионных соглашениях, инвестиционных договорах и иных соглашениях с государственными органами Республики Казахстан, в том числе по социальной ответственности;
иные выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, кроме штрафных санкций за нарушение законодательства Республики Казахстан.
14. При определении монопольно высокой цены, в случае необходимости, для дополнительного обоснования сопоставляются темпы роста цен, себестоимости (отдельных статей затрат) и уровня рентабельности товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, с другими субъектами рынка.
В случае, если темпы роста цен, себестоимости, прибыли и рентабельности товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, существенно превышают темпы роста этих показателей у других субъектов рынка, это дополнительно подтверждает возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.
15. При анализе обстоятельств установления Субъектом низкой цены на производимый (реализуемый) товар учитываются следующие обстоятельства, при которых действия Субъекта не признаются злоупотреблением доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопольно низкой цены:
1) реализация скоропортящихся товаров;
2) отсутствие возможности хранения товара;
3) сезонность производства (реализации) товара;
4) уценки товара из-за дефекта или порчи;
5) проведение рекламных и благотворительных акций, не приводящие к ограничению конкуренции;
6) проведение распродажи в связи прекращением производства (реализации) данного товара Субъектом;
7) общим снижением цен на рынке, вызванными внешними факторами.
16. Ведомство уполномоченного органа или территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа признает монопольно высокой ценой товара цену, которая устанавливается субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, путем:
1) повышения ранее установленной цены товара, при котором выполняются следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
2) поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, при котором выполняются следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
состав продавцов или покупателей товара обуславливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
17. Ведомство уполномоченного органа или территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа признает монопольно низкой ценой товара цену, которая устанавливается субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, путем:
1) снижения ранее установленной цены товара, при котором выполняются следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.
18. В случае отсутствия у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение на рассматриваемом товарном рынке, учета расходов по статьям затрат и прибыли в разрезе анализируемых товаров, ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, обоснованной ценой признает максимальную (минимальную) цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение, которая сформировалась в условиях конкуренции.
19. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) ведомства уполномоченного органа или территориального подразделения ведомства уполномоченного органа, уполномоченное на проведение расследования, готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 221 Кодекса.
20. В случае установления монопольно высокой (низкой) цены, ведомством антимонопольного органа определяется монопольный доход в соответствии со статьей 225 Кодекса.