Об утверждении Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 марта 2018 года № 16479.

Обновленный

      В соответствии с пунктом 5 статьи 142, пунктом 2 статьи 143 и пунктом 2 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования.

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов

  Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 15 февраля 2018 года № 197

Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования (далее – Правила) определяют порядок назначения тематических и встречных проверок, а также вынесения решения о проведении хронометражного обследования.

      2. Аналитическим отчетом "Пирамида" является результат контроля, осуществляемого органами государственных доходов на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и (или) сведений информационных систем.

Глава 2. Порядок назначения тематических проверок

      3. На основании решения органа государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, назначаются тематические проверки по следующим вопросам:

      1) постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов;

      2) наличия контрольно-кассовых машин или трехкомпонентной интегрированной системы;

      3) наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;

      4) наличия документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;

      5) наличия сопроводительных накладных на товары утвержденным приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424 "Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления и их документооборота" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19784) и соответствия наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары:

      при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории Республики Казахстан, в том числе осуществляемых международными автомобильными перевозками между государствами-членами Евразийского экономического союза;

      при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза;

      при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза;

      6) наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия лицензии;

      7) наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции;

      8) соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин;

      9) соблюдения законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;

      10) исполнения распоряжения, вынесенного органом государственных доходов, о приостановлении расходных операций по кассе;

      11) соблюдения порядка выписки счетов-фактур в электронной форме;

      12) подтверждения наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации.

      Сноска. Пункт 3 – в редакции приказа Министра финансов РК от 14.04.2021 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Решение органа государственных доходов по назначению налоговых проверок, указанных в пункте 3 настоящих Правил, выносится с учетом Критериев для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования, приведенных в приложении к настоящим Правилам (далее- Критерии), при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан.

Глава 3. Порядок назначения встречных проверок

      5. Встречные налоговые проверки назначаются органами государственных доходов в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса.

      6. Встречная проверка назначается органом государственных доходов в отношении лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом государственных доходов проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

      До назначения встречной проверки поставщиков и покупателей (далее – контрагентов) проверяемого налогоплательщика (налогового агента), должностному лицу органа государственных доходов, осуществляющему налоговую проверку, необходимо:

      1) провести анализ аналитического отчета "Пирамида" (далее – отчет "Пирамида") с данными бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами;

      2) определить перечень контрагентов, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности;

      3) провести анализ отчета "Пирамида" по нарушениям, выявленным по результатам:

      камерального контроля контрагентов за проверяемый период;

      представленных форм налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС).

      7. Если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил, запросы на проведение встречных проверок не формируются по взаиморасчетам со следующими поставщиками (налогоплательщиками):

      осуществляющих поставку электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, услуг связи (в случае, если перечисленное не является товаром);

      подлежащих налоговому мониторингу;

      признанных бездействующими в порядке, определенном статьей 91 Налогового кодекса;

      признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;

      регистрация (перерегистрация), которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

      нерезидентов, выполнявших работы (услуги), не являющихся плательщиками НДС в Республике Казахстан и не осуществляющих деятельность через филиал, представительство;

      осуществляющих выписку счетов - фактур исключительно в электронной форме.

      Встречной проверке не подлежат налогоплательщики, указанные в настоящем пункте Правил, если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил.

      8. Для назначения встречной проверки или направления запроса в орган государственных доходов о проведении встречной проверки, органы государственных доходов, в том числе рассматривают следующие случаи:

      неоприходование полученных по сделкам товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущества;

      приобретение товаров (работ, услуг) или отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг по документам, оформленным с нарушением требований, установленных законодательством Республики Казахстан (в том числе с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, штампами, печатями организаций, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства), без заключения договоров в письменной форме;

      наличие либо неотражение в бухгалтерском учете зачетов погашения взаимных требований, операций по уступке прав требований, результатов товарообменных и безденежных операций;

      приобретение товаров, работ, услуг по гражданско-правовой сделке, оплата которых произведена за наличный расчет;

      представление дополнительных счетов-фактур, по которым производилась корректировка размера облагаемого оборота и (или) корректировка суммы НДС, относимого в зачет;

      заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

      заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;

      отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого в Едином реестре досудебного расследования зарегистрировано уголовное дело по правонарушению, предусмотренному статьей 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

      получение информации от государственных органов, в том числе от правоохранительных органов о признаках и фактах уклонения от уплаты налогов;

      определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, установленных Налоговым кодексом.

      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 12.11.2019 № 1249 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Запросы на проведение встречных проверок и ответы на данные запросы, а также по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату плательщиками НДС, поставщики которых подлежат налоговому мониторингу, формируются, исполняются и направляются посредством информационной системы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Глава 4. Порядок вынесения решения о проведении хронометражного обследования

      10. Решение о проведении хронометражного обследования выносится органом государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.

      11. Решение органа государственных доходов по назначению хронометражного обследования выносится с учетом Критериев при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан.

  Приложение
к Правилам назначения
тематических и встречных
проверок и вынесения решения
о проведении хронометражного
обследования

Критерии для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования

      Для вынесения решений органа государственных доходов, указанных в пунктах 3 и 10 настоящих Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования (далее – Правила), учитывается наличие одного из следующих критериев:

      1. Для хронометражных обследований (по данным проведенного анализа):

      1) низкий коэффициент налоговой нагрузки (далее – КНН) (ниже среднеотраслевого);

      2) неисполнение уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

      3) предоставление налоговой отчетности с нулевыми показателями, в том числе при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности;

      4) наличие сведений, полученных из различных источников информации о деятельности налогоплательщика, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан;

      5) по налогоплательщикам, у которых постоянно имеется дебетовое сальдо по налогу на добавленную стоимость, низкий КНН (ниже среднеотраслевого), а также имеются убытки;

      6) наличие сведений по осуществлению предпринимательской деятельности налогоплательщиков на одном объекте, созданные путем дробления одного на несколько субъектов предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы на основе патента и (или) упрощенной декларации в целях уклонения от уплаты налогов;

      7) отражения налогоплательщиком (налоговым агентом) одинаковых сумм доходов в налоговых отчетностях, представлявших последовательно за налоговые периоды при осуществлении торгово-закупочной деятельности;

      8) наличие сведений о низкой периодичности использования в течение одного рабочего дня контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования.

      2. Для тематических проверок по вопросам, указанным в пункте 3 настоящих Правил:

      1) жалобы, в том числе в социальных сетях и видеохостингах, через приложения для мобильных устройств (Whatsap, Facebook, Wipon и другие), а также посредством электронной книги жалоб;

      2) неустранение нарушений, выявленных ранее проведенными налоговыми проверками по жалобам юридических и физических лиц;

      3) отсутствие соответствующего регистрационного учета в органах государственных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности по сведениям, полученным из различных источников информации;

      4) отсутствие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (далее – ККМ с ФП) или трехкомпонентной интегрированной системы, а также наличие сведений об использовании ККМ с ФП или трехкомпонентной интегрированной системы не по месту его регистрации в органах государственных доходов по сведениям, полученным из различных источников информации;

      5) отсутствие оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежной карточки (при обязанности налогоплательщиком устанавливать такое оборудование (устройство)) по сведениям, полученным из различных источников информации;

      6) отсутствие учетно-контрольных и акцизных марок, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;

      7) отсутствие сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты, биотопливо, табачные изделия и их несоответствие, а также отсутствие лицензии по сведениям, полученным из различных источников информации;

      8) отсутствие товарно-транспортных накладных на импортируемые товары, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;

      9) сведения, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан по несоблюдению применения ККМ с ФП;

      10) счет-фактура в электронной форме выписана с нарушением сроков, установленных главой 47 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);

      11) выявление обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях требований органов государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе, по фактам осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с контрагентами, в период действия распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе;

      12) отсутствие сопроводительных накладных на товары, а также их несоответствие наименованиям, количеству (объему) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары;

      13) сведения, указанные в подпунктах 7) и 8) пункта 1 настоящих Критериев для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования.

      Сноска. Пункт 2 – в редакции приказа Министра финансов РК от 14.04.2021 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).