В соответствии с пунктом 5 статьи 142, пунктом 2 статьи 143 и пунктом 2 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
Б. Султанов |
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197 |
Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования (далее – Правила) определяют порядок назначения тематических и встречных проверок, а также вынесения решения о проведении хронометражного обследования.
2. Аналитическим отчетом "Пирамида" является результат контроля, осуществляемого органами государственных доходов на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и (или) сведений информационных систем.
Глава 2. Порядок назначения тематических проверок
3. На основании решения органа государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, назначаются тематические проверки по следующим вопросам:
1) постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов;
2) наличия контрольно-кассовых машин;
3) наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
4) наличия документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;
5) наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, табачные изделия, наличия лицензии;
6) наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции;
7) соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин;
8) соблюдения законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;
9) исполнения распоряжения, вынесенного органом государственных доходов, о приостановлении расходных операций по кассе;
10) соблюдения порядка выписки счетов-фактур в электронной форме;
11) подтверждения наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации.
4. Решение органа государственных доходов по назначению налоговых проверок, указанных в пункте 3 настоящих Правил, выносится с учетом Критериев для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования, приведенных в приложении к настоящим Правилам (далее- Критерии), при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан.
Глава 3. Порядок назначения встречных проверок
5. Встречные налоговые проверки назначаются органами государственных доходов в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса.
6. Встречная проверка назначается органом государственных доходов в отношении лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом государственных доходов проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).
До назначения встречной проверки поставщиков и покупателей (далее – контрагентов) проверяемого налогоплательщика (налогового агента), должностному лицу органа государственных доходов, осуществляющему налоговую проверку, необходимо:
1) провести анализ аналитического отчета "Пирамида" (далее – отчет "Пирамида") с данными бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами;
2) определить перечень контрагентов, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности;
3) провести анализ отчета "Пирамида" по нарушениям, выявленным по результатам:
камерального контроля контрагентов за проверяемый период;
представленных форм налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС).
7. Если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил, запросы на проведение встречных проверок не формируются по взаиморасчетам со следующими поставщиками (налогоплательщиками):
осуществляющих поставку электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, услуг связи (в случае, если перечисленное не является товаром);
подлежащих налоговому мониторингу;
признанных бездействующими в порядке, определенном статьей 91 Налогового кодекса;
признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;
регистрация (перерегистрация), которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
нерезидентов, выполнявших работы (услуги), не являющихся плательщиками НДС в Республике Казахстан и не осуществляющих деятельность через филиал, представительство;
осуществляющих выписку счетов - фактур исключительно в электронной форме.
Встречной проверке не подлежат налогоплательщики, указанные в настоящем пункте Правил, если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил.
8. Для назначения встречной проверки или направления запроса в орган государственных доходов о проведении встречной проверки, органы государственных доходов, в том числе рассматривают следующие случаи:
неоприходование полученных по сделкам товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущества;
приобретение товаров (работ, услуг) или отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг по документам, оформленным с нарушением требований, установленных законодательством Республики Казахстан (в том числе с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, штампами, печатями организаций, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства), без заключения договоров в письменной форме;
наличие либо неотражение в бухгалтерском учете зачетов погашения взаимных требований, операций по уступке прав требований, результатов товарообменных и безденежных операций;
приобретение товаров, работ, услуг по гражданско-правовой сделке, оплата которых произведена за наличный расчет;
представление дополнительных счетов-фактур, по которым производилась корректировка размера облагаемого оборота и (или) корректировка суммы НДС, относимого в зачет;
заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;
отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого в Едином реестре досудебного расследования зарегистрировано уголовное дело по правонарушению, предусмотренному статьей 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;
получение информации от государственных органов, в том числе от правоохранительных органов о признаках и фактах уклонения от уплаты налогов;
определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, установленных Налоговым кодексом.
Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 12.11.2019 № 1249 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Запросы на проведение встречных проверок и ответы на данные запросы, а также по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату плательщиками НДС, поставщики которых подлежат налоговому мониторингу, формируются, исполняются и направляются посредством информационной системы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
Глава 4. Порядок вынесения решения о проведении хронометражного обследования
10. Решение о проведении хронометражного обследования выносится органом государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.
11. Решение органа государственных доходов по назначению хронометражного обследования выносится с учетом Критериев при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан.
Приложение к Правилам назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования |
Критерии для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования
Для вынесения решений органа государственных доходов, указанных в пунктах 3 и 10 настоящих Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования (далее – Правила), учитывается наличие одного из следующих критериев:
1. Для хронометражных обследований (по данным проведенного анализа):
1) низкий коэффициент налоговой нагрузки (далее – КНН) (ниже среднеотраслевого);
2) неисполнение уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
3) предоставление налоговой отчетности с нулевыми показателями, в том числе при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности;
4) наличие сведений, полученных из различных источников информации о деятельности налогоплательщика, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан;
5) по налогоплательщикам, у которых постоянно имеется дебетовое сальдо по налогу на добавленную стоимость, низкий КНН (ниже среднеотраслевого), а также имеются убытки;
6) наличие сведений по осуществлению предпринимательской деятельности налогоплательщиков на одном объекте, созданные путем дробления одного на несколько субъектов предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы на основе патента и (или) упрощенной декларации в целях уклонения от уплаты налогов;
7) отражения налогоплательщиком (налоговым агентом) одинаковых сумм доходов в налоговых отчетностях, представлявших последовательно за налоговые периоды при осуществлении торгово-закупочной деятельности;
8) наличие сведений о низкой периодичности использования в течение одного рабочего дня контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования.
2. Для тематических проверок по вопросам, указанным в пункте 3 настоящих Правил:
1) жалобы, в том числе в социальных сетях и видеохостингах, через приложения для мобильных устройств (Whatsap, Facebook, Wipon и другие), а также посредством электронной книги жалоб;
2) неустранение нарушений, выявленных ранее проведенными налоговыми проверками по жалобам юридических и физических лиц;
3) отсутствие соответствующего регистрационного учета в органах государственных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности по сведениям, полученным из различных источников информации;
4) отсутствие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (далее – ККМ с ФП), а также наличие сведений об использовании ККМ с ФП не по месту его регистрации в органах государственных доходов по сведениям, полученным из различных источников информации;
5) отсутствие оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежной карточки (при обязанности налогоплательщиком устанавливать такое оборудование (устройство)) по сведениям, полученным из различных источников информации;
6) отсутствие учетно-контрольных и акцизных марок, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;
7) отсутствие сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты, биотопливо, табачные изделия и их несоответствие, а также отсутствие лицензии по сведениям, полученным из различных источников информации;
8) отсутствие товарно-транспортных накладных на импортируемые товары, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;
9) сведения, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан по несоблюдению применения ККМ с ФП;
10) счет-фактура в электронной форме выписана с нарушением сроков, установленных законодательством Республики Казахстан;
11) выявление обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях требований органов государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе, по фактам осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с контрагентами, в период действия распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе;
12) сведения, указанные в подпунктах 7) и 8) пункта 1 настоящих Критериев для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования.