В соответствии с пунктом 4 статьи 451 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые стратегию и тактику применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правила ее функционирования.
2. Признать утратившим силу приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 244 "Об утверждении Правил применения системы управления рисками в органах государственных доходов Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10945, опубликованный 19 мая 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
Б. Султанов |
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 100 |
Стратегия и тактика применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правила ее функционирования
Глава 1. Общие положения
1. Стратегия и тактика применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правила ее функционирования (далее – Стратегия) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 451 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс).
2. Целью Стратегии является установление единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками в органах государственных доходов Республики Казахстан.
3. Стратегия определяет порядок функционирования системы управления рисками (далее – СУР), за исключением рисков в области санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, радиационного контроля (надзора).
4. Для целей настоящей Стратегии используются следующие понятия:
1) автоматизированный профиль риска – профиль риска, внесенный в систему контроля управления рисками, применяемый посредством информационной системы;
2) неавтоматизированный профиль риска – профиль риска, не внесенный в систему контроля управления рисками, применяемый посредством бумажного носителя;
3) оптимизация профиля риска – актуализация, путем изменения сведений, содержащихся в профиле риска, либо отмена профиля риска;
4) сработавший профиль риска – совпадение сведений, имеющихся в таможенной декларации, со сведениями, имеющимися в профиле риска.
Глава 2. Стратегия применения системы управления рисками
5. Стратегия применения СУР в органах государственных доходов направлена на достижение основных целей:
1) определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциального возможного нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан;
2) разработка и внедрение соответствующих мер по минимизации рисков;
3) обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля;
4) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов органов государственных доходов;
5) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.
Глава 3. Тактика применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также порядок ее функционирования
6. Органы государственных доходов применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, а также форм таможенного контроля, применяемых к ним, и степени проведения таможенного контроля.
7. Применение СУР при таможенном контроле осуществляется в двух направлениях: до выпуска товаров и после выпуска товаров.
8. Порядок функционирования СУР при проведении таможенного контроля до выпуска товаров включает в себя следующие действия должностных лиц:
1) сбор и обработку информации, полученной из различных источников об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
2) анализ результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных органами государственных доходов;
3) создание реестра рисков;
4) проведение анализа для оценки рисков, определения области и индикатора риска, а также прогнозирования результатов применения мер по минимизации рисков;
5) категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска;
6) разработка и утверждение профилей риска;
7) внедрение в соответствующие информационные системы органов государственных доходов автоматизированных профилей рисков, направление в соответствующие территориальные органы государственных доходов неавтоматизированные профили рисков для идентификации риска;
8) выбор объектов таможенного контроля и применение мер по минимизации рисков по сработавшим профилям риска;
9) внесение в соответствующие информационные системы результатов проведенных форм таможенного контроля, указанных в мерах по минимизации рисков в сработавших автоматизированных профилей риска;
10) предоставление отчета о результатах принятых мер по минимизации рисков по сработавшим неавтоматизированным профилям рисков;
11) осуществление мониторинга действующих профилей риска.
9. По результатам анализа эффективности дальнейшего применения имеющихся профилей риска и результатов применения мер по минимизации рисков, подготавливаются предложения:
1) о разработке новых профилей риска, об актуализации действующих профилей риска или об отмене профилей риска;
2) по совершенствованию СУР и модернизации соответствующей информационной системы.
10. Порядок функционирования СУР при проведении таможенного контроля после выпуска товаров включает в себя следующие действия должностных лиц:
1) сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, совершенных таможенных операциях с целью выявления рисков;
2) проведение анализа для оценки и определение уровня рисков;
3) выбор объектов для проведения таможенных проверок (может осуществляться без разработки и утверждения профиля риска);
4) анализ и оценка результатов по проведенным таможенным проверкам.
11. Органы государственных доходов в рамках функционирования СУР осуществляют мониторинг и учет работы СУР.
12. Целью осуществления мониторинга и учета работы СУР является обеспечение контроля за применением профилей риска при таможенном контроле и повышение эффективности СУР.
Мониторинг и учет работы СУР предусматривает анализ отчетов о результатах применения мер по минимизации рисков при таможенном контроле.