Об утверждении стратегии и тактики применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правил ее функционирования

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 100. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 февраля 2018 года № 16380.

Действующий

      В соответствии с пунктом 4 статьи 451 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые стратегию и тактику применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правила ее функционирования.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 244 "Об утверждении Правил применения системы управления рисками в органах государственных доходов Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10945, опубликованный 19 мая 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов

  Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 1 февраля 2018 года № 100

Стратегия и тактика применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правила ее функционирования

Глава 1. Общие положения

      1. Стратегия и тактика применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также Правила ее функционирования (далее – Стратегия) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 451 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" (далее – Кодекс).

      2. Целью Стратегии является установление единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками в органах государственных доходов Республики Казахстан.

      3. Стратегия определяет порядок функционирования системы управления рисками (далее – СУР), за исключением рисков в области санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, радиационного контроля (надзора).

      4. Для целей настоящей Стратегии используются следующие понятия:

      1) автоматизированный профиль риска – профиль риска, внесенный в систему контроля управления рисками, применяемый посредством информационной системы;

      2) неавтоматизированный профиль риска – профиль риска, не внесенный в систему контроля управления рисками, применяемый посредством бумажного носителя;

      3) оптимизация профиля риска – актуализация, путем изменения сведений, содержащихся в профиле риска, либо отмена профиля риска;

      4) сработавший профиль риска – совпадение сведений, имеющихся в таможенной декларации, со сведениями, имеющимися в профиле риска.

Глава 2. Стратегия применения системы управления рисками

      5. Стратегия применения СУР в органах государственных доходов направлена на достижение основных целей:

      1) определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциального возможного нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан;

      2) разработка и внедрение соответствующих мер по минимизации рисков;

      3) обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля;

      4) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов органов государственных доходов;

      5) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.

Глава 3. Тактика применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также порядок ее функционирования

      6. Органы государственных доходов применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, а также форм таможенного контроля, применяемых к ним, и степени проведения таможенного контроля.

      7. Применение СУР при таможенном контроле осуществляется в двух направлениях: до выпуска товаров и после выпуска товаров.

      8. Порядок функционирования СУР при проведении таможенного контроля до выпуска товаров включает в себя следующие действия должностных лиц:

      1) сбор и обработку информации, полученной из различных источников об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;

      2) анализ результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных органами государственных доходов;

      3) создание реестра рисков;

      4) проведение анализа для оценки рисков, определения области и индикатора риска, а также прогнозирования результатов применения мер по минимизации рисков;

      5) категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска;

      6) разработка и утверждение профилей риска;

      7) внедрение в соответствующие информационные системы органов государственных доходов автоматизированных профилей рисков, направление в соответствующие территориальные органы государственных доходов неавтоматизированные профили рисков для идентификации риска;

      8) выбор объектов таможенного контроля и применение мер по минимизации рисков по сработавшим профилям риска;

      9) внесение в соответствующие информационные системы результатов проведенных форм таможенного контроля, указанных в мерах по минимизации рисков в сработавших автоматизированных профилей риска;

      10) предоставление отчета о результатах принятых мер по минимизации рисков по сработавшим неавтоматизированным профилям рисков;

      11) осуществление мониторинга действующих профилей риска.

      9. По результатам анализа эффективности дальнейшего применения имеющихся профилей риска и результатов применения мер по минимизации рисков, подготавливаются предложения:

      1) о разработке новых профилей риска, об актуализации действующих профилей риска или об отмене профилей риска;

      2) по совершенствованию СУР и модернизации соответствующей информационной системы.

      10. Порядок функционирования СУР при проведении таможенного контроля после выпуска товаров включает в себя следующие действия должностных лиц:

      1) сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, совершенных таможенных операциях с целью выявления рисков;

      2) проведение анализа для оценки и определение уровня рисков;

      3) выбор объектов для проведения таможенных проверок (может осуществляться без разработки и утверждения профиля риска);

      4) анализ и оценка результатов по проведенным таможенным проверкам.

      11. Органы государственных доходов в рамках функционирования СУР осуществляют мониторинг и учет работы СУР.

      12. Целью осуществления мониторинга и учета работы СУР является обеспечение контроля за применением профилей риска при таможенном контроле и повышение эффективности СУР.

      Мониторинг и учет работы СУР предусматривает анализ отчетов о результатах применения мер по минимизации рисков при таможенном контроле.