Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 01.02.2018 № 100 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 216 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года "О таможенном деле в Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила применения системы управления рисками в органах государственных доходов Республики Казахстан.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | Б. Султанов |
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 244 |
Правила
применения системы управления рисками
в органах государственных доходов Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 216 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года "О таможенном деле в Республике Казахстан" (далее - Кодекс) и определяют порядок применения системы управления рисками (далее – СУР) в органах государственных доходов Республики Казахстан.
2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
1) сработавший профиль риска – совпадение сведений, имеющихся в декларации на товары со сведениями, имеющимися в профиле риска;
2) актуализация профиля риска – изменение сведений, содержащихся в профиле риска, либо признание утратившим силу действие профиля риска;
3) меры по предотвращению и (или) минимизации рисков – применение одного или нескольких форм таможенного контроля в целях предотвращения и (или) выявления нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Казахстан, определенных статьей 199 Кодекса, а также таможенной экспертизы в соответствии с главой 25 Кодекса;
4) целевая методика по выявлению рисков – порядок проведения анализа информации с использованием математико-статистических методов и (или) применением экспертных методов.
3. При проведении таможенного контроля органы государственных доходов исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется СУР.
2. Применение системы
управления рисками при таможенном контроле
4. Органы государственных доходов применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, а также форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.
5. Применение СУР при таможенном контроле осуществляется в двух направлениях до выпуска товаров и после выпуска товаров.
6. Должностные лица органов государственных доходов при проведении таможенного контроля до выпуска товаров осуществляют:
1) формирование профилей риска и индикаторов риска;
2) применение территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере таможенного дела мер по предотвращению и (или) минимизации рисков;
3) мониторинг результатов применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков;
4) актуализация профилей риска и индикаторов риска.
7. Должностные лица органов государственных доходов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют:
1) формирование индикаторов риска;
2) на основе СУР выбор объектов для проведения таможенных проверок;
3) ведение, анализ и оценку результатов по проведенным таможенным проверкам.
8. Органы государственных доходов в целях выбора объектов таможенного контроля с признаками риска осуществляют:
1) сбор и обработку информации, полученной из различных источников, а также формирование и ведение информационных баз данных;
2) анализ данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки;
3) выявление и анализ признаков возможных нарушений таможенного и налогового законодательства;
4) выработку предложений по применению мер по предотвращению и (или) минимизации рисков.
3. Таможенный контроль с применением системы управления рисками
при таможенной очистке товаров и транспортных средств
9. В целях проведения таможенного контроля с применением СУР должностные лица органов государственных доходов территориальных подразделений, уполномоченных проводить таможенную очистку выполняют следующие действия:
1) проводят сверку сведений заявленных в декларации на товары и иных документах, представленных к таможенной очистке со сведениями, содержащимися в профилях риска и индикаторах риска, на наличие сработавших профилей риска (только для неавтоматизированных профилей риска);
2) в случае наличия рекомендаций СУР применяют меры по предотвращению и (или) минимизации рисков.
По результатам проведенных форм таможенного контроля заполняется отчет о результатах принятых мер по предотвращению и (или) минимизации рисков в электронном виде.
10. Оценка и управление рисками при таможенном контроле осуществляется с применением информационных систем и (или) на основе бумажных носителей.
При проведении таможенного контроля с применением информационной системы оценки и управления рисками органами государственных доходов территориальных подразделений, уполномоченных проводить таможенную очистку осуществляются меры по предотвращению и (или) минимизации рисков, рекомендованные системой, в том числе и методом случайного отбора.
4. Порядок мониторинга и учета работы системы управления
рисками в органах государственных доходов
11. Целью осуществления мониторинга и учета работы СУР является обеспечение контроля за применением профилей риска и индикаторов риска при таможенном контроле.
Мониторинг и учет работы СУР предусматривает анализ отчетов о результатах применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков при таможенном контроле.
В целях определения целесообразности дальнейшей реализации, прогнозирования эффективности действия и сокращения количества профилей риска и индикаторов риска органы государственных доходов осуществляют анализ результатов их применения.
По результатам анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения имеющихся профилей риска и индикаторов риска, а также анализа результатов применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков, принимается решение об актуализации действующих профилей риска и индикаторов риска или формировании новых профилей риска и индикаторов риска.
12. Целью осуществления мониторинга применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков является повышение эффективности СУР.
Мониторинг СУР предусматривает анализ отчетов о результатах применения мер по предотвращению и (или) минимизации рисков при таможенном контроле.
По результатам анализа формируются предложения по пересмотру объектов с признаками риска и мер по предотвращению и (или) минимизации рисков.