Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 01.01.2018
В соответствии с подпунктом 16) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки экономической концентрации на товарных рынках.
2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках на официальное опубликование в периодические печатные издания, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2018 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Т. Сулейменов |
Утверждена приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 декабря 2017 года № 416 |
Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 16) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и применяется при рассмотрении ходатайств о предоставлении согласия на экономическую концентрацию или уведомлений о совершенной экономической концентрации.
2. Методика определяет механизм оценки экономической концентрации ведомством государственного органа, осуществляющего руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности (далее – ведомство).
Глава 2. Основные понятия
3. В Методике применяются следующие понятия:
1) компетентный орган – государственный орган, осуществляющий управление соответствующей отраслью (сферой) экономики;
2) товары участников сделки – товары (работы, услуги), реализуемые участниками сделки до совершения сделки экономической концентрации и планируемые (запланированные) к реализации участниками сделки после ее совершения;
3) заявитель – лицо, подавшее ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомление о совершенной экономической концентрации;
4) поставщики (продавцы, заказчики) товара (работы, услуги) – субъекты рынка, реализующие товары (работы, услуги) собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям;
5) согласие на экономическую концентрацию – согласие ведомства на осуществление сделок, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 1 статьи 201 Кодекса;
6) участник экономической концентрации – физическое или юридическое лицо, совершившее или намеревающееся совершить экономическую концентрацию;
7) запрет на экономическую концентрацию – запрет ведомства на осуществление сделок, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 1 статьи 201 Кодекса, и (или) вынесение ведомством предписания об отмене сделок экономической концентрации, предусмотренных подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса.
Иные понятия и термины, используемые в Методике, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Основания и этапы проведения оценки экономической концентрации
4. Основаниями проведения оценки экономической концентрации являются поступление в ведомство:
1) ходатайства о даче согласия на экономическую концентрацию, представленного заявителем по форме согласно приложению 1 к Методике (далее – ходатайство);
2) уведомления о совершенной экономической концентрации, предусмотренной подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса, представленного заявителем по форме согласно приложению 2 к Методике (далее – уведомление).
5. В течение 40 календарных дней (с правом приостановления сроков в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 205 Кодекса) проведение ведомством оценки экономической концентрации в ходе рассмотрения ходатайства включает следующие этапы:
1) проверка полноты и достоверности прилагаемой к ходатайству документации, предусмотренной статьей 204 Кодекса;
2) проведение анализа состояния конкуренции на товарных рынках при совершении экономической концентрации в случае, если лица, участвующие в сделке (группа лиц), осуществляют деятельность по реализации взаимозаменяемых товаров и (или) наличии признаков ограничения конкуренции;
3) расчет показателей ограничения конкуренции, при выявлении на одном и более товарных рынках возникновения или усиления ограничения конкуренции;
4) принятие ведомством решения по результатам оценки экономической концентрации.
6. Проведение ведомством оценки экономической концентрации в ходе рассмотрения уведомления включает следующие этапы:
1) проверка полноты и достоверности прилагаемой к уведомлению документации и сведений, предусмотренных статьей 207 Кодекса;
2) рассмотрение договора или иного документа, подтверждающего совершение экономической концентрации, на предмет соответствия требованиям Кодекса;
3) рассмотрение экономической концентрации на предмет ограничения или устранения конкуренции, в том числе путем возникновения или усиления доминирующего положения субъекта рынка;
4) принятие ведомством решения по уведомлению о совершенной экономической концентрации в соответствии со статьей 209 Кодекса.
7. При оценке экономической концентрации в качестве информации, при необходимости используются сведения, полученные:
1) от участников экономической концентрации;
2) в ходе опроса потребителей;
3) от государственного органа, осуществляющего руководство в сфере государственной статистической деятельности;
4) от компетентных государственных органов;
5) от субъектов рынка, осуществляющих производство, реализацию, экспорт или импорт в Республику Казахстан аналогичных или взаимозаменяемых с участниками экономической концентрации товаров;
6) в ходе собственных исследований ведомства;
7) от ассоциаций, общественных объединений, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";
8) данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования субъектов рынка, граждан, общественных организаций.
Глава 4. Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при совершении экономической концентрации
8. В случае, если среди товаров участников экономической концентрации отсутствуют аналогичные или взаимозаменяемые товары и (или) наличии признаков ограничения конкуренции, руководителем ведомства или лицом, его замещающим, принимается решение о согласии на экономическую концентрацию и в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляется заявителю.
9. В случае, если лица, участвующие в сделке (группа лиц), осуществляют деятельность по реализации аналогичных или взаимозаменяемых товаров и (или) наличии признаков ограничения конкуренции, ведомством проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии со статьей 196 Кодекса и Методикой по проведению анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утверждаемой в соответствии с подпунктом 13) статьи 90-6 Кодекса.
10. В случае, если по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке совокупная доля участников экономической концентрации на товарном рынке составляет 35% и менее, а также отсутствуют признаки ограничения конкуренции, ведомством предоставляется согласие на совершение экономической концентрации.
11. В случае, если по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке совокупная доля участников экономической концентрации на товарном рынке составляет более 35%, ведомством производится расчет показателей ограничения конкуренции при совершении экономической концентрации.
Ведомством не допускается совершение экономической концентрации, если экономическая концентрация приводит к ограничению конкуренции.
Глава 5. Расчет показателей ограничения конкуренции при совершении экономической концентрации
12. Для выявления наличия, возникновения или усиления ограничения конкуренции ведомством используются следующие показатели ограничения конкуренции:
1) совокупная доля участников сделки составит или превысит 35% на соответствующем товарном рынке после совершения сделки;
2) изменение показателей рыночной концентрации: в случае совершения сделки индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (ННI) на соответствующем товарном рынке изменится:
более чем на 250 для умеренноконцентрированного рынка (1000 < ННI < 2000);
более чем на 100 для высококонцентрированного рынка (2000 < ННI < 10000);
негативные последствия на рынок в результате слияния субъектов рынка на низкоконцентрированных рынках (ННI < 1000) маловероятны;
3) возникновение возможных барьеров входа/выхода на рынок после сделки;
4) возникновение или усиление рыночной власти после сделки у одного из участников сделки, когда Индекс Лернера ≥ 0,5.
13. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (ННI) рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, и измеряется в долях или процентах:
HHI = S12 + S22 + ... + Sn2,
где:
S1, S2 ... Sn – доли фирм на рынке (%);
n – число хозяйствующих субъектов на рынке.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана дает возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем субъектов рынка. Чем больше поставщиков с разномасштабной поставкой продукции действует на соответствующем товарном рынке, тем меньшее значение имеет данный показатель.
При определении рыночной концентрации на соответствующем товарном рынке определяется группа лиц. При этом, группа лиц рассматривается как единый субъект рынка.
14. К барьерам входа/выхода на рынок после сделки относятся:
1) экономические ограничения, в том числе:
необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
более высокие затраты привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке;
затраты получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, на получение информации;
отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке;
наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для субъектов рынка более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
преимущества субъектов рынка, действующих на рассматриваемом товарном рынке, перед потенциальными участниками рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар;
2) административные ограничения, вводимые государственными органами, в том числе:
условия лицензирования отдельных видов деятельности;
квотирование;
ограничения ввоза-вывоза товаров;
требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
предоставление льгот отдельным субъектам рынка;
препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;
условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных нужд;
экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
стандарты и предъявляемые к качеству требования;
3) технологические ограничения, которые подразумевают технологическое превосходство уже действующих на товарном рынке компаний;
4) иные ограничения:
стратегия поведения действующих на товарном рынке субъектов рынка, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:
установление монопольно низких цен;
недобросовестная конкуренция;
наличие среди действующих на товарном рынке субъектов рынка вертикально-интегрированных субъектов рынка, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:
создает преимущества для участников вертикально-интегрированных субъектов рынка по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на рынок;
другие ограничения входа на товарный рынок, выявляемые в ходе анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
15. Индекс Лернера рассчитывается как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене:
L= (P-MC)/P,
где:
L – Индекс Лернера;
Р – отпускная цена товара;
МС – предельные издержки производства товара.
Данный показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации предприятия отклоняется от конкурентных цен, тем выше коэффициент Лернера.
Этот коэффициент для совершенно конкурентного рынка равен нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3 – 0,5; для рынка олигополии – в диапазоне 0,6 – 0,8 в зависимости от числа предприятий (чем их меньше, тем будет больше коэффициент Лернера); для рынков с доминирующим предприятием он может достигать 0,8-0,9, а для рынка монополии приближается к 1.
Глава 6. Выводы по результатам оценки экономической концентрации
16. По результатам оценки экономической концентрации формируется заключение, которое подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения ведомства или лицом, его замещающим.
17. По результатам рассмотрения заключения руководителем ведомства или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений:
1) о согласии на экономическую концентрацию;
2) о запрете на экономическую концентрацию.
18. По результатам рассмотрения уведомления ведомством принимается решение в соответствии со статьей 209 Кодекса.
Приложение 1 к Методике оценки экономической концентрации на товарных рынках |
|
Форма |
Председателю
Комитета по регулированию
естественных монополий,
защите конкуренции и прав
потребителей
Министерства национальной
экономики Республики
Казахстан
___________________________
от ________________________
(полное наименование и (или)
фамилия, имя, отчество (при
его наличии) услугополучателя
БИН и (или) ИИН (при
наличии)
Ходатайство
о даче согласия на экономическую концентрацию
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан прошу предоставить согласие на экономическую концентрацию,
заключающуюся в __________________________________________________________
____________________________________________________________________
(описание сделки, действия, с указанием предмета и сторон сделки, действия)
Настоящее ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию
подается __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(указывается наименование/ фамилия, имя, отчество (при его наличии)
услугополучателя)
на основании _____________________________________________
(указывается подпункт пункта 1 статьи 201 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан)
Документация прилагается в соответствии__________________________________
_____________________________________________________________________________
(указывается пункт статьи 204 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан)
Представляемые документы пронумерованы и прошиты (электронный
носитель прилагается).
Полноту и достоверность прилагаемых документов и сведений
подтверждаю.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом
тайну, содержащихся в информационных системах.
Подпись руководителя
или лица, его замещающего __________________________ Место печати
Дата подачи ходатайства ____________
Контакты представителя ____________________________________________
Приложение 2 к Методике оценки экономической концентрации на товарных рынках |
|
Форма |
Председателю
Комитета по регулированию
естественных монополий,
защите конкуренции и прав
потребителей
Министерства национальной
экономики Республики
Казахстан
___________________________
от ________________________
(полное наименование и (или)
фамилия, имя, отчество (при
его наличии) услугополучателя
БИН и (или) ИИН (при
наличии)
Уведомление
о совершенной экономической концентрации
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан _____________________________________________________
(наименование, фамилия, имя, отчество (при его наличии) участников сделки)
уведомляю о совершенной (планируемой) экономической концентрации,
заключающейся в:
приобретении субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа | |
участии одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности |
Описание сделки, действия
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сведения о заявителе:
Наименование/фамилия, имя, отчество (при его наличии)
______________________________________________________________________________
БИН/ИИН
Представляемые документы пронумерованы и прошиты (электронный
носитель прилагается).
Полноту и достоверность прилагаемых документов и сведений подтверждаю.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах.
Подпись руководителя
или лица, его замещающего __________________________ Место печати
Дата подачи ходатайства __________
Контакты представителя ____________________________________________