Об утверждении Методики по выявлению монопольно высокой цены

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 ноября 2016 года № 486. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 декабря 2016 года № 14552.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 17) статьи 88 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику по выявлению монопольно высокой цены.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 301 "Об утверждении Методики по выявлению монопольно высокой цены" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 10721, опубликованный в Информационно-правовой системе "Әділет" от 29 апреля 2015 года).

      3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      4) в течении десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр


национальной экономики


Республики Казахстан

К. Бишимбаев


  Утверждена
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 24 ноября 2016 года № 486

Методика по выявлению монопольно высокой цены

      1. Методика по выявлению монопольно высокой цены (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 17) статьи 88 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс).

      Целью настоящей Методики является определение монопольно высокой цены, устанавливаемой субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (далее – Субъект).

      2. Настоящая Методика применяется при выявлении нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в части злоупотребления доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопольно высокой цены.

      3. Понятия и термины, применяемые в настоящей Методике, используются в значениях, определяемых в законах и Кодексе Республики Казахстан.

      Под товаром в настоящей Методике понимаются товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.

      4. В рамках рассмотрения сведений об установлении монопольно высокой цены ведомство антимонопольного органа проводит следующие действия:

      1) устанавливает факт наличия государственного регулирования цен на товарном рынке;

      2) устанавливает факт наличия закрепленного Кодексом исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке (государственная монополия);

      3) устанавливает долю доминирования субъекта рынка на соответствующем товарном рынке.

      5. В случае установления одного из условий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 4 настоящей Методики, расследование об установлении монопольно высокой цены не проводится.

      6. Ведомство антимонопольного органа с целью выявления фактических данных, указывающих на наличие признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе:

      1) установление Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, превышающей цены на такой же товар других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;

      2) превышение темпов роста цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами роста цен на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;

      3) повышение цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем снижения физических характеристик (например, вес единицы товара);

      4) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.

      7. Для Субъектов с долей доминирования 90 процентов и более, ведомство антимонопольного органа с целью выявления фактических данных, указывающих на наличие признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, дополнительно проводит анализ себестоимости и рентабельности производства (реализации) товара, в том числе:

      1) превышение роста расходов периода над ростом производственной себестоимости единицы товара Субъекта;

      2) увеличение темпов роста заработной платы административного персонала по сравнению с темпами роста заработной платы производственного персонала Субъекта;

      3) превышение у Субъекта уровня среднемесячной заработной платы над среднемесячной заработной платой по отрасли или региону.

      8. В случае наличия фактических данных, указывающих на наличие в действиях субъекта рынка признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, ведомством антимонопольного органа издается приказ о проведении расследования.

      9. При проведении расследования необходимо установить наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопольно высокой цены.

      10. В случае, если у Субъекта доля доминирования составляет 90 процентов и более, а также отсутствует сопоставимый товарный рынок, определение монопольно высокой цены производится согласно пункту 14 Методики.

      11. Выявление сопоставимого товарного рынка осуществляются по критериям, предусмотренным частью первой пункта 3 статьи 175 Кодекса.

      12. Ведомство антимонопольного органа определяет конкурентную цену товара на соответствующем товарном рынке.

      Конкурентной ценой товара является максимальная цена товара на данном товарном рынке, которую в условиях конкуренции устанавливают субъекты рынка, не входящие в одну группу лиц с Субъектом. При этом, учитываются субъекты рынка, соответствующие условию состязательности субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

      В случае, если невозможно установить конкурентную цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.

      При определении конкурентной цены учитываются качественные параметры товара.

      Проведение сравнения цены товара объекта расследования с конкурентной ценой товара на сопоставимом товарном рынке за пределами Республики Казахстан осуществляется по поручению руководителя либо заместителя ведомства антимонопольного органа.

      В случае, если невозможно определить цену, сложившуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо сопоставимый товарный рынок, в том числе за пределами Республики Казахстан, проводится анализ расходов и прибыли, определяется обоснованная цена.

      13. Если цена, установленная Субъектом, превышает конкурентную цену или невозможно выявить конкурентную цену, ведомство антимонопольного органа проводит анализ расходов и прибыли Субъекта с целью оценки необходимости для производства и реализации такого товара, расходов и прибыли.

      14. Для принятия решения ведомство антимонопольного органа проводит анализ, в том числе:

      1) финансово-хозяйственной деятельности Субъекта;

      2) динамики производственной и полной себестоимости товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, с целью выявления причин увеличения издержек производства;

      3) прибыли, полученной Субъектом от товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим;

      4) динамики цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим;

      5) динамики объемов производства (реализации) товара Субъектом;

      6) использования производственных мощностей;

      7) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим;

      8) производственных затрат и расходов периода;

      9) инвестиционной программы Субъекта;

      10) обязательств перед кредиторами и финансовыми организациями.

      15. При необходимости для дополнительного обоснования сопоставляются темпы роста цен, себестоимости (отдельных статей затрат) и уровня рентабельности товара и услуги, по которому положение Субъекта признано доминирующим, с другими субъектами рынка.

      Так, если темпы роста цен, себестоимости, прибыли и рентабельности товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, существенно превышают темпы роста этих показателей у других субъектов рынка, это может дополнительно подтверждать возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.

      16. При определении необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством (реализацией) товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим учитываются:

      1) материальные расходы, входящие в себестоимость, определяются исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы товара и их годовых норм;

      2) расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;

      3) амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой Субъекта;

      4) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства;

      5) другие расходы, непосредственно относящиеся к производству (реализации) товара Субъекта;

      6) уровень прибыли, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие предприятия.

      Прибыль определяется как разница между доходом от производства (реализации) товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, и обоснованными расходами, необходимыми для производства и реализации товара, и фактически уплаченными налогами.

      Величина необходимой прибыли, требуемой для развития Субъекта, должна отражать особенности производимого (реализуемого) товара, специфику товарного рынка и условия функционирования Субъекта, а также учитывать:

      инвестиции в создании новых активов, расширение, обновление, реконструкция и техническое перевооружение существующих активов;

      уровень рисков (сезонный характер производства или потребления, высокая зависимость от климатических факторов);

      обязательства, предусмотренные в коллективных договорах, Генеральном, отраслевом и региональном соглашениях в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан;

      обязательства, предусмотренные в договорах приватизации и концессии, лицензионных соглашениях, инвестиционных договорах и иных соглашениях с государственными органами Республики Казахстан, в том числе по социальной ответственности;

      иные выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, кроме штрафных санкций за нарушение законодательства Республики Казахстан.

      17. При оценке необходимых затрат и прибыли Субъекта на единицу товара при необходимости применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат и прибыли других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке.

      18. Если в материалах, на основании которых начато расследование указываются нарушения, связанные с искусственным увеличением цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем внесения в договор определенных условий, приводящих к увеличению цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, необходимо провести анализ договоров.

      В случаях, если в материалах, на основании которых начато расследование, указываются нарушения, связанные со скрытым повышением цен путем снижения физических характеристик товара, ведомство антимонопольного органа проводит экспертизу характеристик товара Субъекта с привлечением экспертов.

      19. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 221 Кодекса.

      20. В случае установления монопольно высокой цены, ведомством антимонопольного органа определяется монопольный доход в соответствии со статьей 225 Кодекса.