Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов государственных архивных учреждений Республики Казахстан

Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 177. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 июля 2016 года № 13943.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 17) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года и в целях установления единых требований к должностям руководителей и специалистов государственных архивных учреждений Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов государственных архивных учреждений Республики Казахстан.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра культуры и информации Республики Казахстан от 12 октября 2012 года № 167 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов государственных архивов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8085, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 27 ноября 2012 года № 410-411 (27229-27230).

      3. Департаменту архивного дела и документации (Мукатаев Д.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копий в графическом формате в полном соответствии с подлинником для официального опубликования в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" копий настоящего приказа в бумажном и электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать настоящий приказ, для официального опубликования, включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан, Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в течение десяти календарных дней после его официального опубликования;

      5) в течение десяти рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


культуры и спорта


Республики Казахстан

А. Мухамедиулы

      "Согласован"

      Министр здравоохранения и

      социального развития

      Республики Казахстан

      ____________ Т. Дуйсенова

      30 июня 2016 года



  Утверждены
приказом Министра
культуры и спорта
Республики Казахстан
от 27 июня 2016 года № 177

Типовые квалификационные характеристики должностей
руководителей и специалистов государственных архивных
учреждений Республики Казахстан
Глава 1. Квалификационные характеристики
должностей руководителей
Параграф 1. Директор государственного архивного учреждения

      1. Должностные обязанности:

      руководит производственной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью государственного архивного учреждения (далее – архив);

      принимает решения, обеспечивает сохранность и эффективное использование имущества архива;

      определяет политику, стратегию деятельности архива и механизм ее реализации;

      организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование деятельности по формированию, хранению, учету и использованию документов Национального архивного фонда и других архивных документов в интересах государства и общества;

      принимает меры по обеспечению архива квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, систематическому повышению квалификации работников, созданию оптимальных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства, трудовой дисциплины;

      способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников;

      организует работу по противодействию коррупции;

      издает распоряжения, приказы и дает поручения, обязательные для всех работников;

      осуществляет прием и увольнение работников, кроме назначаемых вышестоящим органом, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников;

      распределяет обязанности заместителей, руководителей и работников структурных подразделений;

      утверждает планы работы архива, организует и контролирует их выполнение;

      организует подготовку и представление планово-отчетной документации в вышестоящий орган;

      заключает договора, выдает доверенности;

      представляет имущественные и иные интересы архива в суде, государственных органах и иных организациях;

      принимает меры по внедрению в практику рациональных форм и методов работы, развитию материально-технической базы архива;

      организует мобилизационную подготовку архива, обеспечивает сохранность архивных документов при чрезвычайных ситуациях;

      обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм.

      2. Должен знать:

      Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (далее – Конституция);

      Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее – Бюджетный кодекс);

      Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс);

      законы Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года "О Национальном архивном фонде и архивах" (далее – "О Национальном архивном фонде и архивах"), от 7 января 2003 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (далее – "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"), от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах" (далее – "О государственных услугах"), от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции" (далее – "О противодействии коррупции"), от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" (далее – "Об информатизации"), от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках" (далее – "О государственных закупках");

      постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" (далее – постановление Правительства № 1193);

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ;

      основы организации труда и управления.

      3. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Государственное и местное управление", "Юриспруденция", "Экономика", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Искусство";

      2) стаж работы на руководящих должностях в сфере архивного дела не менее 5 лет или стаж работы на руководящих должностях в государственных органах и организациях не менее 5 лет.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом Министра культуры и спорта РК от 01.03.2019 № 54 (вводится в действие после его первого официального опубликования).

Параграф 2. Заместитель директора архива

      4. Должностные обязанности:

      осуществляет руководство и организует работу под общим руководством директора в соответствии с распределением обязанностей;

      организует разработку и реализацию стратегии развития архива по курируемому направлению;

      принимает участие в разработке планов, контролирует работу по их выполнению;

      обеспечивает представление необходимой достоверной отчетности;

      обеспечивает проведение научных исследований, разработку методических документов в области архивного дела, археографии и документоведения;

      контролирует своевременность исполнения приказов и решений директора архива;

      в пределах предоставленных полномочий осуществляет руководство работой хозяйственной и технической служб, обеспечивающих функционирование систем освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования и другого оборудования;

      в пределах компетенции решает вопросы финансовой, экономической, производственно-хозяйственной деятельности;

      обеспечивает сохранность имущества архива, его эффективное и рациональное использование;

      обеспечивает внедрение новых и совершенствование существующих организационных форм и методов работы работников, направленного на развитие и совершенствование деятельности по формированию, хранению, учету и использованию документов Национального архивного фонда и других архивных документов;

      обеспечивает разработку мероприятий по проведению аттестации работников и рационализации рабочих мест;

      осуществляет подбор кадров для структурных подразделений архива и рекомендует их директору архива;

      разрабатывает перспективный план повышения квалификации работников;

      обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм.

      5. Должен знать:

      Конституцию;

      Бюджетный кодекс;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках";

      постановление Правительства № 1193;

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ;

      основы организации труда и управления.

      6. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Государственное и местное управление", "Юриспруденция", "Экономика", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология";

      2) стаж работы на руководящих должностях в сфере архивного дела не менее 5 лет или стаж работы на руководящих должностях в государственных органах и организациях не менее 5 лет.

Параграф 3. Главный хранитель фондов

      7. Должностные обязанности:

      руководит деятельностью структурных подразделений архива по обеспечению сохранности и государственному учету документов Национального архивного фонда и других архивных документов, находящихся на государственном хранении, анализирует состояние их работы;

      обеспечивает сохранность документов, организует прием и учет документов в соответствии с Правилами комплектования, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда, других архивных документов государственными и специальными государственными архивами, утвержденными приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 145, зарегистрированными в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10127 (далее – Приказ № 145);

      составляет планы и отчеты о работе;

      осуществляет проведение комплекса мер по сохранению, улучшению физического состояния архивных фондов, реставрации, консервации и страховому копированию документов;

      участвует в подготовке материалов для рассекречивания архивных документов, во внедрении автоматизированных архивных технологий;

      организует работу по приему документов на государственное хранение;

      участвует в организации мобилизационной подготовки архива, обеспечивает сохранность архивных документов при чрезвычайных ситуациях;

      контролирует выдачу дел из архивохранилищ и их возврат, соблюдение норм, установленных в Приказе № 145, техники безопасности и пожарной безопасности;

      выступает с научными докладами, статьями, обзорами;

      участвует в работе дирекции, экспертно-проверочной и методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива.

      8. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      9. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 5 лет.

Параграф 4. Руководитель структурного подразделения
(службы, отдела)

      10. Должностные обязанности:

      осуществляет руководство по соответствующим направлениям деятельности архива;

      контролирует надлежащее выполнение задач и функций, определенных положением о структурном подразделении (службе, отделе);

      анализирует состояние работы структурного подразделения (службы, отдела) и готовит предложения к проектам программ развития и планов работы архива по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела);

      разрабатывает и участвует в выполнении перспективных и текущих планов работы структурного подразделения (службы, отдела);

      устанавливает плановые задания работникам структурного подразделения (службы, отдела), контролирует их выполнение;

      организует своевременное составление и представление отчетов о работе структурного подразделения (службы, отдела) руководству архива;

      организует взаимодействие структурного подразделения (службы, отдела) с другими структурными подразделениями архива;

      участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела), во внедрении автоматизированных архивных технологий, в работе экспертно-проверочной, методической комиссий, дирекции и других консультативно-совещательных органов архива;

      готовит представление по назначению, перемещению, освобождению от должности работников структурного подразделения (службы, отдела), поощрению и наложению на них взысканий, повышению их квалификации;

      осуществляет рецензирование работ и консультирует по вопросам, относящимся к деятельности структурного подразделения (службы, отдела);

      выступает с научными докладами, статьями, лекциями и сообщениями;

      обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, участвует в организации мобилизационной подготовки архива.

      11. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      12. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 5 лет.

Параграф 5. Заместитель руководителя структурного
подразделения (службы, отдела)

      13. Должностные обязанности:

      осуществляет руководство по соответствующим направлениям деятельности архива;

      контролирует надлежащее выполнение задач и функций, определенных положением о структурном подразделении (службе, отделе);

      участвует в выполнении перспективных и текущих планов работы структурного подразделения (службы, отдела);

      организует своевременное составление и представление отчетов о работе структурного подразделения (службы, отдела);

      организует взаимодействие структурного подразделения (службы, отдела) с другими структурными подразделениями архива;

      участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела), во внедрении автоматизированных архивных технологий, в работе экспертно-проверочной, методической комиссий, дирекции и других консультативно-совещательных органов архива;

      осуществляет рецензирование работ и консультирует по вопросам, относящимся к деятельности структурного подразделения (службы, отдела);

      организует работу по повышению квалификации работников структурного подразделения (службы, отдела);

      выступает с научными докладами, статьями, лекциями и сообщениями;

      обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, участвует в организации мобилизационной подготовки архива.

      14. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      15. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 5 лет.

Параграф 6. Заведующий архивохранилищем

      16. Должностные обязанности:

      руководит работой архивохранилища;

      проводит прием архивных фондов и документов на государственное хранение;

      обеспечивает сохранность документов Национального архивного фонда и других архивных документов, хранящихся в архивохранилищах;

      организует своевременное представление отчетов о работе архивохранилища;

      обеспечивает рациональное размещение, учет и сохранность архивных фондов и документов в архивохранилище;

      участвует в проведении комплекса мер по улучшению физического состояния архивных фондов, реставрации, консервации и страховому копированию документов;

      участвует в рассекречивания архивных документов;

      проводит работу по проверке наличия документов, их физического состояния, экспертизе научной ценности и топографированию;

      проводит обеспыливание, шифровку и перешифровку дел, нумерацию листов, оформление ярлыков, обложек дел, картонирование, опечатывание коробок с документами, на которые создан страховой фонд или фонд пользования, а также коробок с малоиспользуемыми документами, прошедшими проверку наличия и состояния;

      осуществляет выдачу дел из архивохранилищ в читальный зал, учреждениям и организациям - во временное пользование, контролирует их возврат в архивохранилище;

      обеспечивает соблюдение режимов и норм хранения архивных документов, установленных в Приказе № 145;

      ведет работу по учету и розыску необнаруженных дел, оформляет результаты этих работ;

      проводит работу по обеспечению температурно-влажностного режима архивохранилища;

      выявляет документы с целью отнесения их к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам;

      обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности и режима охраны в архивохранилище;

      участвует в мобилизационной подготовке архива, обеспечивает сохранность архивных документов при чрезвычайных ситуациях;

      участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по работе архивохранилища;

      участвует во внедрении в архивохранилище автоматизированных технологий;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.

      17. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      18. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет.

Глава 2. Квалификационные характеристики
должностей специалистов
Параграф 7. Главный эксперт

      19. Должностные обязанности:

      руководит проведением экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;

      готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;

      готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;

      вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;

      участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;

      готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 22, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10345 (далее – Перечень), а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;

      дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;

      участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;

      рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;

      участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.

      20. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      21. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 4 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".

Параграф 8. Ведущий эксперт

      22. Должностные обязанности:

      принимает участие в проведении экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;

      готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;

      готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;

      вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;

      участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;

      готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем, а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;

      дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;

      участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;

      рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;

      участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.

      23. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      24. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".

Параграф 9. Старший эксперт

      25. Должностные обязанности:

      принимает участие в проведении экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;

      готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;

      готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;

      вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;

      участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;

      готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем, а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;

      дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;

      участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;

      рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;

      участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.

      26. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      27. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".

Параграф 10. Эксперт

      28. Должностные обязанности:

      принимает участие в проведении экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;

      готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;

      готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;

      рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;

      вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;

      участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;

      готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем, а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;

      дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;

      участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;

      рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;

      участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.

      29. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      30. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      2) без предъявления требований к стажу работы по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".

Параграф 11. Советник

      31. Должностные обязанности:

      обеспечивает информационную и организационно-техническую поддержку научно-производственной и административно-распорядительной деятельности директора архива;

      собирает, обрабатывает и представляет информацию при подготовке и принятии решений директору архива;

      по поручению директора подготавливает информации, справки и доклады по перспективным и оперативным вопросам деятельности архива и привлекает для этих целей соответствующие структурные подразделения;

      осуществляет контроль за своевременным исполнением приказов и поручений директора;

      перед согласованием с директором проверяет соответствие подготавливаемых в архиве проектов документов требованиям вышестоящих органов, иным нормативным правовым актам;

      запрашивает от руководителей структурных подразделений и ответственных исполнителей справки и материалы, а также информации об исполнении приказов и поручений директора;

      принимает участие в подготовке и проведении созываемых руководством совещаний и организует их обслуживание;

      организует прием делегаций, деловых визитов и встреч;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.

      32. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      33. Требования к квалификации:

      1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет.

Параграф 12. Архивист

      34. Должностные обязанности:

      оказывает методическую и практическую помощь организациям по вопросам документационного обеспечения управления, экспертизы научной и практической ценности документов, хранения документов Национального архивного фонда, других архивных документов;

      проводит экспертизу ценности документов личного происхождения и обеспечивает пополнение ими Национального архивного фонда;

      осуществляет государственный учет архивных фондов и документов;

      принимает архивные фонды и документы на государственное хранение;

      проводит работу по проверке физического состояния документов, экспертизе их ценности;

      осуществляет выдачу дел из архивохранилищ в читальный зал, организациям – во временное пользование;

      контролирует соблюдение норм, установленных в Приказе № 145;

      исполняет запросы физических и юридических лиц, выдает архивные справки и копии архивных документов, необходимых им для защиты прав и законных интересов;

      участвует в подготовке материалов для рассекречивания архивных документов;

      принимает участие в подготовке информационных писем, содержащих сведения об имеющихся в архиве документах по определенной тематике;

      ведет работу по топографированию документов;

      участвует в подготовке предложений к проектам планов работы структурного подразделения архива и их реализации;

      участвует во внедрении автоматизированных архивных технологий, в организации выставок документов, подготовке материалов для периодических изданий и средств массовой информации;

      участвует в работе по выявлению и отбору документов для документальных публикаций, в археографическом оформлении, комментировании документов, составлении научно-справочного аппарата к документальным публикациям;

      участвует в ведении наблюдательных дел архивов организаций;

      выполняет работы по ведению каталогов и баз данных, подготовке справочно-информационных изданий о составе и содержании документов архива;

      проводит обеспыливание, шифровку и перешифровку дел, нумерацию листов, оформление ярлыков, обложек дел, картонирование, опечатывание коробок с документами, на которые создан страховой фонд или фонд пользования, а также коробок с малоиспользуемыми документами, прошедшими проверку наличия и состояния;

      участвует в разработке методических документов и их внедрении;

      осуществляет рецензирование работ и принимает участие в их обсуждении;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.

      35. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      36. Требования к квалификации:

      специалисты высшего уровня квалификации:

      1) высшей категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 4 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";

      2) первой категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      стаж работы в области архивного дела не менее 2 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";

      3) второй категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";

      4) без категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";

      без предъявления требований к стажу работы для специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";

      специалисты среднего уровня квалификации:

      1) высшей категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      стаж работы в должностях: архивариус и делопроизводитель не менее 3 лет;

      2) первой категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      стаж работы в должностях: архивариус и делопроизводитель не менее 2 лет;

      3) второй категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      стаж работы в должностях: архивариус и делопроизводитель не менее 1 года;

      4) без категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации) без предъявления требований к стажу работы.

Параграф 13. Археограф

      37. Должностные обязанности:

      осуществляет работу по научному использованию и публикации документов Национального архивного фонда, других архивных документов;

      подготавливает документальные публикации и архивные справочники (путеводители, каталоги, обзоры, указатели) о составе и содержании документов архива;

      проводит выявление документов, определяет их научную ценность и актуальность, осуществляет археографическое оформление и комментирование документов;

      составляет исторические, археографические предисловия, научно-справочный аппарат к сборникам;

      консультирует работников архива по теории и методике археографии;

      ведет исследования и разработку методических пособий, внедряет результаты исследований, методические пособия в практику;

      подготавливает доклады, сообщения, статьи;

      осуществляет рецензирование документальных публикаций и принимает участие в их обсуждении;

      составляет планы работы и отчеты о проделанной работе;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.

      38. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      39. Требования к квалификации:

      специалисты высшего уровня квалификации:

      1) высшей категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет;

      2) первой категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет;

      3) второй категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года;

      4) без категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      без предъявления требований к стажу работы.

Параграф 14. Палеограф

      40. Должностные обязанности:

      осуществляет выявление, чтение, датировку, описание документов ранних исторических эпох для документальных публикаций, учебных пособий, материалов информационного характера;

      устанавливает подлинность, палеографические, языковые и иные особенности документов;

      консультирует работников архива по работе с документами ранних исторических эпох;

      изучает и систематизирует печати, имеющиеся на документах;

      выявляет документы с целью отнесения их к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам;

      ведет исследования и разработку методических пособий в области палеографии, внедряет результаты исследований, методические пособия в практику;

      подготавливает доклады, сообщения, статьи по документам архива;

      участвует в подготовке предложений к проектам планов структурного подразделения архива и их реализации;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.

      41. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      42. Требования к квалификации:

      специалисты высшего уровня квалификации:

      1) высшей категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет;

      2) первой категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет;

      3) второй категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      стаж работы в области архивного дела не менее 1 года;

      4) без категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";

      без предъявления требований к стажу работы.

Параграф 15. Художник-реставратор архивных документов

      43. Должностные обязанности:

      выполняет работы, в том числе особо сложные, наиболее сложные, средней сложности по реставрации и консервации документов Национального архивного фонда, других архивных документов;

      производит осмотр и описание состояния реставрируемого объекта, выясняет его первоначальный вид, определяет историю изменения;

      устанавливает причины и характер разрушений реставрируемого объекта на основании результатов химических, физических и биологических исследований;

      разрабатывает методику проведения реставрационных работ, подбирает материалы для их ведения;

      осуществляет документирование хода реставрационных работ;

      проводит фотографирование до начала работ, в процессе и после окончания реставрации;

      инструктирует фотографов по документальной фотофиксации отдельных процессов реставрационных работ;

      при реставрации произведений живописи и графики осуществляет укрепление основы, грунта и красочного слоя, а также удаление позднейших наслоений, скрывающих или искажающих авторскую работу;

      проводит обследование физического и технического состояния архивных документов;

      ведет консультации по вопросам, входящим в его компетенцию;

      участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.

      44. Должен знать:

      Конституцию;

      Трудовой кодекс;

      законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";

      подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;

      технику, технологию, основные методы реставрации архивных документов и способы их применения;

      стилистические особенности документальных памятников;

      виды материалов и способы их применения для ведения реставрационных работ с учетом особенностей архивных документов;

      принципы датировки и атрибуции;

      причины, вызывающие разрушение документов;

      отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в области реставрации архивных документов;

      методы проведения научно-исследовательских работ.

      45. Требования к квалификации:

      специалисты высшего уровня квалификации:

      1) высшей категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";

      стаж работы по специальности в должности художника-реставратора архивных документов I категории не менее 3 лет;

      2) первой категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";

      стаж работы по специальности в должности художника-реставратора архивных документов II категории не менее 2 лет;

      3) второй категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";

      стаж работы по специальности в должности художника-реставратора архивных документов без категории не менее 2 лет;

      4) без категории:

      высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";

      без предъявления требований к стажу работы.

      специалисты среднего уровня квалификации:

      1) высшей категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      стаж работы в должности художника-реставратора архивных документов I категории не менее 2 лет;

      2) первой категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      стаж работы в должности художника-реставратора архивных документов II категории не менее 2 лет;

      3) второй категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      стаж работы в должности художника-реставратора архивных документов без категории не менее 2 лет;

      4) без категории:

      техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);

      без предъявления требований к стажу работы.