В соответствии с подпунктом 17) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года и в целях установления единых требований к должностям руководителей и специалистов государственных архивных учреждений Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов государственных архивных учреждений Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра культуры и информации Республики Казахстан от 12 октября 2012 года № 167 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов государственных архивов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8085, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 27 ноября 2012 года № 410-411 (27229-27230).
3. Департаменту архивного дела и документации (Мукатаев Д.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копий в графическом формате в полном соответствии с подлинником для официального опубликования в информационно-правовой системе "Әділет";
3) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" копий настоящего приказа в бумажном и электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать настоящий приказ, для официального опубликования, включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан, Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в течение десяти календарных дней после его официального опубликования;
5) в течение десяти рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
культуры и спорта | |
Республики Казахстан | А. Мухамедиулы |
"Согласован"
Министр здравоохранения и
социального развития
Республики Казахстан
____________ Т. Дуйсенова
30 июня 2016 года
Утверждены приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 177 |
Типовые квалификационные характеристики должностей
руководителей и специалистов государственных архивных
учреждений Республики Казахстан
Глава 1. Квалификационные характеристики
должностей руководителей
Параграф 1. Директор государственного архивного учреждения
1. Должностные обязанности:
руководит производственной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью государственного архивного учреждения (далее – архив);
принимает решения, обеспечивает сохранность и эффективное использование имущества архива;
определяет политику, стратегию деятельности архива и механизм ее реализации;
организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование деятельности по формированию, хранению, учету и использованию документов Национального архивного фонда и других архивных документов в интересах государства и общества;
принимает меры по обеспечению архива квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, систематическому повышению квалификации работников, созданию оптимальных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства, трудовой дисциплины;
способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников;
организует работу по противодействию коррупции;
издает распоряжения, приказы и дает поручения, обязательные для всех работников;
осуществляет прием и увольнение работников, кроме назначаемых вышестоящим органом, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников;
распределяет обязанности заместителей, руководителей и работников структурных подразделений;
утверждает планы работы архива, организует и контролирует их выполнение;
организует подготовку и представление планово-отчетной документации в вышестоящий орган;
заключает договора, выдает доверенности;
представляет имущественные и иные интересы архива в суде, государственных органах и иных организациях;
принимает меры по внедрению в практику рациональных форм и методов работы, развитию материально-технической базы архива;
организует мобилизационную подготовку архива, обеспечивает сохранность архивных документов при чрезвычайных ситуациях;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм.
2. Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (далее – Конституция);
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее – Бюджетный кодекс);
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс);
законы Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года "О Национальном архивном фонде и архивах" (далее – "О Национальном архивном фонде и архивах"), от 7 января 2003 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (далее – "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"), от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах" (далее – "О государственных услугах"), от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции" (далее – "О противодействии коррупции"), от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" (далее – "Об информатизации"), от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках" (далее – "О государственных закупках");
постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" (далее – постановление Правительства № 1193);
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ;
основы организации труда и управления.
3. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Государственное и местное управление", "Юриспруденция", "Экономика", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Искусство";
2) стаж работы на руководящих должностях в сфере архивного дела не менее 5 лет или стаж работы на руководящих должностях в государственных органах и организациях не менее 5 лет.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом Министра культуры и спорта РК от 01.03.2019 № 54 (вводится в действие после его первого официального опубликования).Параграф 2. Заместитель директора архива
4. Должностные обязанности:
осуществляет руководство и организует работу под общим руководством директора в соответствии с распределением обязанностей;
организует разработку и реализацию стратегии развития архива по курируемому направлению;
принимает участие в разработке планов, контролирует работу по их выполнению;
обеспечивает представление необходимой достоверной отчетности;
обеспечивает проведение научных исследований, разработку методических документов в области архивного дела, археографии и документоведения;
контролирует своевременность исполнения приказов и решений директора архива;
в пределах предоставленных полномочий осуществляет руководство работой хозяйственной и технической служб, обеспечивающих функционирование систем освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования и другого оборудования;
в пределах компетенции решает вопросы финансовой, экономической, производственно-хозяйственной деятельности;
обеспечивает сохранность имущества архива, его эффективное и рациональное использование;
обеспечивает внедрение новых и совершенствование существующих организационных форм и методов работы работников, направленного на развитие и совершенствование деятельности по формированию, хранению, учету и использованию документов Национального архивного фонда и других архивных документов;
обеспечивает разработку мероприятий по проведению аттестации работников и рационализации рабочих мест;
осуществляет подбор кадров для структурных подразделений архива и рекомендует их директору архива;
разрабатывает перспективный план повышения квалификации работников;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм.
5. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "О противодействии коррупции", "Об информатизации", "О государственных закупках";
постановление Правительства № 1193;
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ;
основы организации труда и управления.
6. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Государственное и местное управление", "Юриспруденция", "Экономика", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология";
2) стаж работы на руководящих должностях в сфере архивного дела не менее 5 лет или стаж работы на руководящих должностях в государственных органах и организациях не менее 5 лет.
Параграф 3. Главный хранитель фондов
7. Должностные обязанности:
руководит деятельностью структурных подразделений архива по обеспечению сохранности и государственному учету документов Национального архивного фонда и других архивных документов, находящихся на государственном хранении, анализирует состояние их работы;
обеспечивает сохранность документов, организует прием и учет документов в соответствии с Правилами комплектования, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда, других архивных документов государственными и специальными государственными архивами, утвержденными приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 145, зарегистрированными в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10127 (далее – Приказ № 145);
составляет планы и отчеты о работе;
осуществляет проведение комплекса мер по сохранению, улучшению физического состояния архивных фондов, реставрации, консервации и страховому копированию документов;
участвует в подготовке материалов для рассекречивания архивных документов, во внедрении автоматизированных архивных технологий;
организует работу по приему документов на государственное хранение;
участвует в организации мобилизационной подготовки архива, обеспечивает сохранность архивных документов при чрезвычайных ситуациях;
контролирует выдачу дел из архивохранилищ и их возврат, соблюдение норм, установленных в Приказе № 145, техники безопасности и пожарной безопасности;
выступает с научными докладами, статьями, обзорами;
участвует в работе дирекции, экспертно-проверочной и методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива.
8. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
9. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 5 лет.
Параграф 4. Руководитель структурного подразделения
(службы, отдела)
10. Должностные обязанности:
осуществляет руководство по соответствующим направлениям деятельности архива;
контролирует надлежащее выполнение задач и функций, определенных положением о структурном подразделении (службе, отделе);
анализирует состояние работы структурного подразделения (службы, отдела) и готовит предложения к проектам программ развития и планов работы архива по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела);
разрабатывает и участвует в выполнении перспективных и текущих планов работы структурного подразделения (службы, отдела);
устанавливает плановые задания работникам структурного подразделения (службы, отдела), контролирует их выполнение;
организует своевременное составление и представление отчетов о работе структурного подразделения (службы, отдела) руководству архива;
организует взаимодействие структурного подразделения (службы, отдела) с другими структурными подразделениями архива;
участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела), во внедрении автоматизированных архивных технологий, в работе экспертно-проверочной, методической комиссий, дирекции и других консультативно-совещательных органов архива;
готовит представление по назначению, перемещению, освобождению от должности работников структурного подразделения (службы, отдела), поощрению и наложению на них взысканий, повышению их квалификации;
осуществляет рецензирование работ и консультирует по вопросам, относящимся к деятельности структурного подразделения (службы, отдела);
выступает с научными докладами, статьями, лекциями и сообщениями;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, участвует в организации мобилизационной подготовки архива.
11. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
12. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 5 лет.
Параграф 5. Заместитель руководителя структурного
подразделения (службы, отдела)
13. Должностные обязанности:
осуществляет руководство по соответствующим направлениям деятельности архива;
контролирует надлежащее выполнение задач и функций, определенных положением о структурном подразделении (службе, отделе);
участвует в выполнении перспективных и текущих планов работы структурного подразделения (службы, отдела);
организует своевременное составление и представление отчетов о работе структурного подразделения (службы, отдела);
организует взаимодействие структурного подразделения (службы, отдела) с другими структурными подразделениями архива;
участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по направлению деятельности структурного подразделения (службы, отдела), во внедрении автоматизированных архивных технологий, в работе экспертно-проверочной, методической комиссий, дирекции и других консультативно-совещательных органов архива;
осуществляет рецензирование работ и консультирует по вопросам, относящимся к деятельности структурного подразделения (службы, отдела);
организует работу по повышению квалификации работников структурного подразделения (службы, отдела);
выступает с научными докладами, статьями, лекциями и сообщениями;
обеспечивает выполнение правил трудового распорядка, требований безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов, соблюдение режима охраны архива, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, участвует в организации мобилизационной подготовки архива.
14. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
15. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 5 лет.
Параграф 6. Заведующий архивохранилищем
16. Должностные обязанности:
руководит работой архивохранилища;
проводит прием архивных фондов и документов на государственное хранение;
обеспечивает сохранность документов Национального архивного фонда и других архивных документов, хранящихся в архивохранилищах;
организует своевременное представление отчетов о работе архивохранилища;
обеспечивает рациональное размещение, учет и сохранность архивных фондов и документов в архивохранилище;
участвует в проведении комплекса мер по улучшению физического состояния архивных фондов, реставрации, консервации и страховому копированию документов;
участвует в рассекречивания архивных документов;
проводит работу по проверке наличия документов, их физического состояния, экспертизе научной ценности и топографированию;
проводит обеспыливание, шифровку и перешифровку дел, нумерацию листов, оформление ярлыков, обложек дел, картонирование, опечатывание коробок с документами, на которые создан страховой фонд или фонд пользования, а также коробок с малоиспользуемыми документами, прошедшими проверку наличия и состояния;
осуществляет выдачу дел из архивохранилищ в читальный зал, учреждениям и организациям - во временное пользование, контролирует их возврат в архивохранилище;
обеспечивает соблюдение режимов и норм хранения архивных документов, установленных в Приказе № 145;
ведет работу по учету и розыску необнаруженных дел, оформляет результаты этих работ;
проводит работу по обеспечению температурно-влажностного режима архивохранилища;
выявляет документы с целью отнесения их к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам;
обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности и режима охраны в архивохранилище;
участвует в мобилизационной подготовке архива, обеспечивает сохранность архивных документов при чрезвычайных ситуациях;
участвует в разработке научно-исследовательских тем и методических документов по работе архивохранилища;
участвует во внедрении в архивохранилище автоматизированных технологий;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.
17. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
18. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет.
Глава 2. Квалификационные характеристики
должностей специалистов
Параграф 7. Главный эксперт
19. Должностные обязанности:
руководит проведением экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;
готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;
готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;
вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;
участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;
готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 22, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10345 (далее – Перечень), а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;
дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;
участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;
рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;
участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.
20. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
21. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 4 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".
Параграф 8. Ведущий эксперт
22. Должностные обязанности:
принимает участие в проведении экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;
готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;
готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;
вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;
участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;
готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем, а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;
дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;
участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;
рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;
участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.
23. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
24. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".
Параграф 9. Старший эксперт
25. Должностные обязанности:
принимает участие в проведении экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;
готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;
готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;
вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;
участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;
готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем, а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;
дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;
участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;
рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;
участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.
26. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
27. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".
Параграф 10. Эксперт
28. Должностные обязанности:
принимает участие в проведении экспертных исследований в области архивного дела, археографии и документоведения, способствует их внедрению в практику работы;
готовит проекты нормативных правовых актов, научных, методических пособий по вопросам архивного дела, археографии и документоведения, участвует в их обсуждении;
готовит экспертное заключение на работы, выполненные архивами республики в области архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
вносит на рассмотрение экспертно-проверочной, методической комиссий и других консультативно-совещательных органов архива предложение по совершенствованию архивного дела и документационного обеспечения управленческой деятельности;
рассматривает проекты проспектов, сборников документов, справочников, каталогов, путеводителей, архивных указателей и обзоров, представленных архивами республики и дает экспертные заключения по ним;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий и готовит экспертные заключения по вопросам, рассматриваемым на их заседаниях;
вносит предложения об отнесении документов Национального архивного фонда к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам и дает экспертные заключения на представленные документы;
участвует в экспертизе ценности документов личного происхождения и способствует пополнению ими Национального архивного фонда;
готовит предложения по определению сроков хранения документов, не предусмотренных действующим Перечнем, а также по вопросам изменения установленных сроков хранения документов;
дает экспертные заключения по спорным вопросам экспертизы ценности документов, хранения, использования и публикации;
участвует в определении видов и разновидностей организаций – источников комплектовании архива;
рассматривает нормативные правовые акты, методические пособия, справочники, перечни документов с указанием сроков хранения, подготовленных организациями-источниками комплектования и готовит по ним экспертное заключения;
участвует во внедрении в работу архива автоматизированных архивных технологий.
29. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
30. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
2) без предъявления требований к стажу работы по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция".
Параграф 11. Советник
31. Должностные обязанности:
обеспечивает информационную и организационно-техническую поддержку научно-производственной и административно-распорядительной деятельности директора архива;
собирает, обрабатывает и представляет информацию при подготовке и принятии решений директору архива;
по поручению директора подготавливает информации, справки и доклады по перспективным и оперативным вопросам деятельности архива и привлекает для этих целей соответствующие структурные подразделения;
осуществляет контроль за своевременным исполнением приказов и поручений директора;
перед согласованием с директором проверяет соответствие подготавливаемых в архиве проектов документов требованиям вышестоящих органов, иным нормативным правовым актам;
запрашивает от руководителей структурных подразделений и ответственных исполнителей справки и материалы, а также информации об исполнении приказов и поручений директора;
принимает участие в подготовке и проведении созываемых руководством совещаний и организует их обслуживание;
организует прием делегаций, деловых визитов и встреч;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.
32. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
33. Требования к квалификации:
1) высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
2) стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет.
Параграф 12. Архивист
34. Должностные обязанности:
оказывает методическую и практическую помощь организациям по вопросам документационного обеспечения управления, экспертизы научной и практической ценности документов, хранения документов Национального архивного фонда, других архивных документов;
проводит экспертизу ценности документов личного происхождения и обеспечивает пополнение ими Национального архивного фонда;
осуществляет государственный учет архивных фондов и документов;
принимает архивные фонды и документы на государственное хранение;
проводит работу по проверке физического состояния документов, экспертизе их ценности;
осуществляет выдачу дел из архивохранилищ в читальный зал, организациям – во временное пользование;
контролирует соблюдение норм, установленных в Приказе № 145;
исполняет запросы физических и юридических лиц, выдает архивные справки и копии архивных документов, необходимых им для защиты прав и законных интересов;
участвует в подготовке материалов для рассекречивания архивных документов;
принимает участие в подготовке информационных писем, содержащих сведения об имеющихся в архиве документах по определенной тематике;
ведет работу по топографированию документов;
участвует в подготовке предложений к проектам планов работы структурного подразделения архива и их реализации;
участвует во внедрении автоматизированных архивных технологий, в организации выставок документов, подготовке материалов для периодических изданий и средств массовой информации;
участвует в работе по выявлению и отбору документов для документальных публикаций, в археографическом оформлении, комментировании документов, составлении научно-справочного аппарата к документальным публикациям;
участвует в ведении наблюдательных дел архивов организаций;
выполняет работы по ведению каталогов и баз данных, подготовке справочно-информационных изданий о составе и содержании документов архива;
проводит обеспыливание, шифровку и перешифровку дел, нумерацию листов, оформление ярлыков, обложек дел, картонирование, опечатывание коробок с документами, на которые создан страховой фонд или фонд пользования, а также коробок с малоиспользуемыми документами, прошедшими проверку наличия и состояния;
участвует в разработке методических документов и их внедрении;
осуществляет рецензирование работ и принимает участие в их обсуждении;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.
35. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
36. Требования к квалификации:
специалисты высшего уровня квалификации:
1) высшей категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 4 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";
2) первой категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
стаж работы в области архивного дела не менее 2 лет по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";
3) второй категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";
4) без категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Автоматизация и управление", "Информационные системы", "Филология", "Юриспруденция";
без предъявления требований к стажу работы для специальности "История" либо "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение" или стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года по специальности "Автоматизация и управление" либо "Информационные системы" либо "Филология" либо "Юриспруденция";
специалисты среднего уровня квалификации:
1) высшей категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
стаж работы в должностях: архивариус и делопроизводитель не менее 3 лет;
2) первой категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
стаж работы в должностях: архивариус и делопроизводитель не менее 2 лет;
3) второй категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
стаж работы в должностях: архивариус и делопроизводитель не менее 1 года;
4) без категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации) без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 13. Археограф
37. Должностные обязанности:
осуществляет работу по научному использованию и публикации документов Национального архивного фонда, других архивных документов;
подготавливает документальные публикации и архивные справочники (путеводители, каталоги, обзоры, указатели) о составе и содержании документов архива;
проводит выявление документов, определяет их научную ценность и актуальность, осуществляет археографическое оформление и комментирование документов;
составляет исторические, археографические предисловия, научно-справочный аппарат к сборникам;
консультирует работников архива по теории и методике археографии;
ведет исследования и разработку методических пособий, внедряет результаты исследований, методические пособия в практику;
подготавливает доклады, сообщения, статьи;
осуществляет рецензирование документальных публикаций и принимает участие в их обсуждении;
составляет планы работы и отчеты о проделанной работе;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.
38. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
39. Требования к квалификации:
специалисты высшего уровня квалификации:
1) высшей категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет;
2) первой категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет;
3) второй категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 1 года;
4) без категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 14. Палеограф
40. Должностные обязанности:
осуществляет выявление, чтение, датировку, описание документов ранних исторических эпох для документальных публикаций, учебных пособий, материалов информационного характера;
устанавливает подлинность, палеографические, языковые и иные особенности документов;
консультирует работников архива по работе с документами ранних исторических эпох;
изучает и систематизирует печати, имеющиеся на документах;
выявляет документы с целью отнесения их к объектам национального достояния Республики Казахстан и особо ценным документам;
ведет исследования и разработку методических пособий в области палеографии, внедряет результаты исследований, методические пособия в практику;
подготавливает доклады, сообщения, статьи по документам архива;
участвует в подготовке предложений к проектам планов структурного подразделения архива и их реализации;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.
41. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в сфере архивного дела;
методы проведения научно-исследовательских работ.
42. Требования к квалификации:
специалисты высшего уровня квалификации:
1) высшей категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 3 лет;
2) первой категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
стаж работы в сфере архивного дела не менее 2 лет;
3) второй категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
стаж работы в области архивного дела не менее 1 года;
4) без категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "История", "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение";
без предъявления требований к стажу работы.
Параграф 15. Художник-реставратор архивных документов
43. Должностные обязанности:
выполняет работы, в том числе особо сложные, наиболее сложные, средней сложности по реставрации и консервации документов Национального архивного фонда, других архивных документов;
производит осмотр и описание состояния реставрируемого объекта, выясняет его первоначальный вид, определяет историю изменения;
устанавливает причины и характер разрушений реставрируемого объекта на основании результатов химических, физических и биологических исследований;
разрабатывает методику проведения реставрационных работ, подбирает материалы для их ведения;
осуществляет документирование хода реставрационных работ;
проводит фотографирование до начала работ, в процессе и после окончания реставрации;
инструктирует фотографов по документальной фотофиксации отдельных процессов реставрационных работ;
при реставрации произведений живописи и графики осуществляет укрепление основы, грунта и красочного слоя, а также удаление позднейших наслоений, скрывающих или искажающих авторскую работу;
проводит обследование физического и технического состояния архивных документов;
ведет консультации по вопросам, входящим в его компетенцию;
участвует в работе экспертно-проверочной, методической комиссий.
44. Должен знать:
законы Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", "О государственных услугах", "Об информатизации";
подзаконные нормативные правовые акты в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления;
технику, технологию, основные методы реставрации архивных документов и способы их применения;
стилистические особенности документальных памятников;
виды материалов и способы их применения для ведения реставрационных работ с учетом особенностей архивных документов;
принципы датировки и атрибуции;
причины, вызывающие разрушение документов;
отечественный и зарубежный опыт, современные информационные технологии в области реставрации архивных документов;
методы проведения научно-исследовательских работ.
45. Требования к квалификации:
специалисты высшего уровня квалификации:
1) высшей категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";
стаж работы по специальности в должности художника-реставратора архивных документов I категории не менее 3 лет;
2) первой категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";
стаж работы по специальности в должности художника-реставратора архивных документов II категории не менее 2 лет;
3) второй категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";
стаж работы по специальности в должности художника-реставратора архивных документов без категории не менее 2 лет;
4) без категории:
высшее (или послевузовское) образование по одной из следующих специальностей: "Архивоведение, документоведение и документационное обеспечение", "Живопись";
без предъявления требований к стажу работы.
специалисты среднего уровня квалификации:
1) высшей категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
стаж работы в должности художника-реставратора архивных документов I категории не менее 2 лет;
2) первой категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
стаж работы в должности художника-реставратора архивных документов II категории не менее 2 лет;
3) второй категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
стаж работы в должности художника-реставратора архивных документов без категории не менее 2 лет;
4) без категории:
техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации);
без предъявления требований к стажу работы.