Об утверждении Правил регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами

Приказ и.о. Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 11 марта 2016 года № 45. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 апреля 2016 года № 13608. Утратил силу приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 26.12.2018 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", а также подпунктом 266-23) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами.

      2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) направление в печатном и электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в одном экземпляре на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      5) доведение настоящего приказа до территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности


Председателя

Б. Иманалиев


  Утверждены
приказом исполняющего обязанности
Председателя Комитета по статистике
Министерства национальной
экономики Республики Казахстан
от 11 марта 2016 года № 45

Правила регистрации первичных статистических данных, за
исключением данных, представленных респондентами и домашними
хозяйствами
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами, разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее - Закон), а также подпунктом 266-23) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011.

      2. Правила регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами (далее - Правила), определяют стандартные рамки, подходы и требования к процедуре регистрации первичных статистических данных об уровне цен (тарифов) на потребительские товары и платные услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений.

      3. Настоящие Правила предназначены для территориальных органов статистики для организации и осуществления процесса сбора ценовой информации.

      4. В Правилах используются следующие определения:

      1) регистрация цен - метод сбора первичных статистических данных об уровне цен (тарифов) на потребительские товары и платные услуги, проводимый по выборочной репрезентативной совокупности базовых объектов. Регистрация цен осуществляется соответствующими должностными лицами территориальных органов статистики (далее - специалист);

      2) базовый объект - отобранный объект для наблюдения и регистрации в нем цен;

      3) спецификация - описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;

      4) товар (услуга)-представитель - совокупность определенных видов товара (услуг) в товарной группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему потребительскому назначению;

      5) цена регистрации - количество денежных единиц, уплаченных за конкретный вид товара, услуги, качество, условия продажи и период времени для которых четко определены.

2. Процедура регистрации цен

      5. Регистрация цен осуществляется специалистами, за которыми закрепляется определенное количество товаров (услуг) и базовые объекты, где фиксируются цены (тарифы).

      Регистрация цен проводится непосредственно в местах реализации товара (оказания услуги).

      6. Наблюдаются цены (тарифы), оплаченные (действующие) в день проведения регистрации, включая налоги. Фиксируется любое изменение цен (тарифов), либо их новый уровень, вызванный ценообразующими факторами и другими причинами. При регистрации не учитывается отклонение в ценах и тарифах за счет изменения качества или количества (объема стандартной единицы).

      7. Цены на потребительские товары фиксируются специалистами путем обхода базовых объектов и считывания их с ярлыка (ценника), при необходимости проводятся консультации с работниками базовых объектов или опрос продавцов на рынках.

      На платные услуги регистрация цен (тарифов) осуществляется путем обхода базовых объектов, в которых цены (тарифы) фиксируются на основе размещенных прейскурантов (услуги парикмахерских и салонов красоты, посещение бани, химическая чистка и другие), или проводится опрос лиц, оказывающих платные услуги (ремонт обуви, ремонт бытовой техники, подгонка одежды, изготовление ключей и другие).

      На отдельные виды товаров и платных услуг цены (тарифы) регистрируются через интернет (услуги пассажирского железнодорожного и воздушного транспорта, сотовой связи, отдельные виды медицинских услуг и другие) или по телефону (факсу). При получении ценовой информации по телефону, специалисты периодически (раз в квартал) посещают базовые объекты с целью поддержания личных контактов с их сотрудниками и для недопущения ошибок при выборе ими товаров (услуг)-представителей при определении цены, а также чтобы удостовериться в сопоставимости спецификаций отобранных товаров (услуг)-представителей.

      В организации, для которых характерно установление цен (тарифов) на длительный период времени (санатории, медицинские и образовательные учреждения, организации, оказывающие ритуальные услуги, и другие), направляются официальные письма с просьбой предоставления информации о ценах (тарифах) на оказываемые услуги. Цены (тарифы) фиксируются на основе предоставленных прейскурантов. В целях контроля достоверности данных специалисты не реже одного раза в квартал посещают базовые объекты для подтверждения полученной ценовой информации.

      Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регистрируются на основе платежных документов (квитанций), выставляемых населению для оплаты за соответствующие виды услуг. При изменении тарифов, их новый уровень подтверждается приказами государственных органов, осуществляющих руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, и организаций, оказывающих эти виды услуг.

      8. Процедура ежедневной регистрации цен состоит из трех основных этапов:

      1) подготовка к регистрации;

      2) регистрация цен;

      3) обработка первичной информации.

      В процессе подготовки к регистрации цен специалист осуществляет подборку необходимого инструментария и сопутствующих документов (маршрутный лист, перечень товаров и услуг и другие) и их изучение, уточнение спецификаций товаров (услуг)-представителей и, при необходимости, режима работы базового объекта.

      Регистрация цен в базовом объекте включает:

      1) поиск товара (услуги)-представителя в соответствии со спецификацией и детализированными характеристиками;

      2) проверку неизменности детализированных характеристик товара (услуги) с заданными параметрами;

      3) сравнение и изучение отклонений фактических и заданных характеристик;

      4) запись данных при их идентичности или незначительном отклонении, не влияющем на качество товара (услуги)-представителя;

      5) определение цены (тарифа) на товар (услугу)-представитель и уточнение причин ее изменения;

      6) подбор другого товара (услуги) из однородной ассортиментной группы в случае отсутствия нужного товара (услуги)-представителя (либо существенного отличия от заданных спецификаций и характеристик);

      7) консультацию с продавцом на предмет представительности нового товара (услуги) и спроса на него;

      8) запись нового товара (услуги) и его подробных характеристик;

      9) уточнение цены (тарифа) на новый товар (услугу) в предыдущем месяце и регистрацию отчетной цены (тарифа) на него.

      Зафиксированные цены (тарифы) на конкретные виды товаров

      (услуг)-представителей заносятся в статистический инструментарий.

      Обработка собранной информации на рабочих местах включает:

      1) сравнение зарегистрированной цены (тарифа) с ценой

      (тарифом) предыдущей даты регистрации цены;

      2) сравнение уровня и тенденций изменения цен (тарифов) на товары (услуги)-представители в товарной группе и между базовыми объектами;

      3) уточнение стандартных единиц измерения;

      4) уточнение цен (тарифов) в случае существенных расхождений

      в динамике (повторный выезд на базовый объект для уточнения информации);

      5) редактирование данных.

3. Стандартный порядок организации работ по регистрации цен

      9. Регистрация цен основывается на принципах выборочного статистического наблюдения и охватывает только часть населенных пунктов региона, объектов торговли в населенном пункте, товаров (услуг) и их разновидностей в базовом объекте.

      Перечень населенных пунктов, отобранных для регистрации цен, составляется руководителем структурного подразделения территориального органа государственной статистики (далее - руководитель структурного подразделения) и согласовывается с руководителем территориального органа государственной статистики.

      Отбор базовых объектов и перечня населенных пунктов для регистрации цен осуществляется в соответствии с Методологией построения индекса потребительских цен, утвержденной приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 230 (зарегистрирована в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12955).

      Территориальные органы государственной статистики информируют руководство, владельцев базовых объектов торговли и сферы услуг о включении их объекта в список базовых объектов для регистрации цен, целях статистического наблюдения, положениях Закона, предусматривающих конфиденциальность и защиту первичных статистических данных.

      Перечень потребительских товаров и услуг для регистрации цен распределяется руководителем структурного подразделения между специалистами. На каждый товар (услугу)-представитель специалистом подбираются конкретные их ассортиментные виды. Выбранные для наблюдения ассортиментные виды товаров (услуг)-представителей согласовываются с руководителем структурного подразделения.

      10. Репрезентативность базовых объектов, товаров (услуг)-представителей обеспечивается специалистом и руководителем структурного подразделения.

      Для замены базового объекта специалистом в письменном виде вносятся предложения по замене и подбору нового базового объекта с обоснованием причины замены и необходимости его включения. После согласования с руководителем структурного подразделения производится процедура замены или внесение нового объекта в ранее согласованный список базовых объектов.

      Процедура замены товара (услуги)-представителя осуществляется специалистом и согласовывается с руководителем структурного подразделения.

      11. Руководителем структурного подразделения ежемесячно совместно со специалистом составляется график посещения базовых объектов для регистрации цен (далее - График) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. На основе Графика для каждого специалиста разрабатывается маршрутный лист для регистрации цен (далее - Маршрутный лист) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      График и Маршрутный лист подписывается руководителем структурного подразделения. При внесении изменений в выборку базовых объектов и товаров (услуг) в список базовых объектов, в График и Маршрутный лист вносятся соответствующие корректировки.

  Приложение 1
к Правилам регистрации первичных
статистических данных,
за исключением данных, представленных
респондентами и домашними хозяйствами

      Форма

      ____________________

      ____________________

      (наименование

      территориального

      органа статистики)

График посещения базовых объектов
для регистрации цен и тарифов на потребительские товары и услуги
____________________ 20__ года
(месяц)

      _____________________________________________________________

      (Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста))

Наименование базового объекта

рабочие дни месяца

1

2

3

4

5

8

9

10

11

12

16

17

18

19

20

23

24

25

26

29

30

31



























































































































































































































































































































































      Руководитель

      структурного подразделения ________ _____________________________

      (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии))

  Приложение 2
к Правилам регистрации первичных
статистических данных,
за исключением данных, представленных
респондентами и домашними хозяйствами

      Форма

      ____________________

      ____________________

      (наименование

      территориального

      органа статистики)

Маршрутный лист
для регистрации цен и тарифов на потребительские товары и услуги
___________________ 20__года
(месяц)

      _______________________________________________________________

      (Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста))

Дата и время посещения базовых объектов

Код базового объекта

Наименование

базового объекта

Юридический адрес базового объекта

Время, затрачиваемое на регистрацию

Количество котировок цен

еженедельная информация

ежемесячная информация

ИПЦ*


































































































































      *ИПЦ - Индекс потребительских цен

      Руководитель

      структурного подразделения ________ _____________________________

      (подпись) (Ф.И.О. (при его наличии))