Об утверждении Правил регистрации цен

Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 16. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 декабря 2018 года № 18065

Действующий

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", а также с подпунктом 266-23) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации цен.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 11 марта 2016 года № 45 "Об утверждении Правил регистрации первичных статистических данных, за исключением данных, представленных респондентами и домашними хозяйствами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13608, опубликован 28 апреля 2016 года в Информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Управлению статистики цен Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Керимханова Г.М.).

      6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан
Н. Айдапкелов

  Утверждены
приказом Председателя
Комитета по статистике
Министерства национальной
экономики Республики Казахстан
  от 26 декабря 2018 года № 16

Правила регистрации цен

Глава 1. Общие положения

      1. Правила регистрации цен (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон).

      2. Правила определяют стандартные рамки, подходы и требования к процедуре регистрации цен на товары и услуги на потребительском рынке.

      3. Правила предназначены для организации и осуществления процесса сбора ценовой информации территориальных органов статистики.

      4. В Правилах используются понятия в значениях, определенных в Законе и следующие основные определения:

      1) базовый объект – отобранный объект для наблюдения и регистрации в нем цен;

      2) спецификация – описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;

      3) товар (услуга)-представитель – совокупность определенных видов товара (услуг) в товарной группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему потребительскому назначению;

      4) цена регистрации – количество денежных единиц, уплаченных за конкретный вид товара, услуги, качество, условия продажи и период времени для которых четко определены.

Глава 2. Процедура регистрации цен

      5. Регистрация цен осуществляется соответствующими должностными лицами территориальных органов статистики (далее – специалист), за которыми закрепляется определенное количество товаров (услуг) и базовые объекты, где фиксируются цены (тарифы).

      Регистрация цен проводится непосредственно в местах реализации товара (оказания услуги).

      6. Наблюдаются цены (тарифы), оплаченные (действующие) в день проведения регистрации, включая налоги. Фиксируется любое изменение цен (тарифов), либо их новый уровень, вызванный ценообразующими факторами и другими причинами. При регистрации не учитывается отклонение в ценах и тарифах за счет изменения качества или количества (объема стандартной единицы).

      7. Цены на товары фиксируются специалистами путем обхода базовых объектов и считывания их с ярлыка (ценника), при необходимости проводятся консультации с работниками базовых объектов или опрос продавцов на рынках.

      Регистрация цен на услуги осуществляется путем обхода базовых объектов, в которых цены (тарифы) фиксируются на основе размещенных прейскурантов (услуги парикмахерских и салонов красоты, посещение бани, химическая чистка и другие), или проводится опрос лиц, оказывающих платные услуги (ремонт обуви, ремонт бытовой техники, подгонка одежды, изготовление ключей и другие).

      На отдельные виды товаров и платных услуг цены (тарифы) регистрируются через интернет (услуги пассажирского железнодорожного и воздушного транспорта, сотовой связи, отдельные виды медицинских услуг и другие) или по телефону (факсу). При получении ценовой информации по телефону, специалисты периодически (раз в квартал) посещают базовые объекты с целью поддержания личных контактов с их сотрудниками и для недопущения ошибок при выборе ими товаров (услуг)-представителей при определении цены, а также чтобы удостовериться в сопоставимости спецификаций отобранных товаров (услуг)-представителей.

      В организации, для которых характерно установление цен (тарифов) на длительный период времени (санатории, медицинские и образовательные учреждения, организации, оказывающие ритуальные услуги, и другие), направляются официальные письма с просьбой предоставления информации о ценах (тарифах) на оказываемые услуги. Цены (тарифы) фиксируются на основе предоставленных прейскурантов. В целях контроля достоверности данных специалисты не реже одного раза в квартал посещают базовые объекты для подтверждения полученной ценовой информации.

      Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регистрируются на основе платежных документов (квитанций), выставляемых населению для оплаты за соответствующие виды услуг. При изменении тарифов, их новый уровень подтверждается приказами государственных органов, осуществляющих руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, и организаций, оказывающих эти виды услуг.

      8. Процедура ежедневной регистрации цен состоит из трех основных этапов:

      1) подготовка к регистрации цен;

      2) регистрация цен;

      3) обработка собранной информации.

      В процессе подготовки к регистрации цен специалист осуществляет подборку необходимого инструментария и сопутствующих документов (маршрутный лист, перечень товаров и услуг и другие) и их изучение, уточнение спецификаций товаров (услуг)-представителей и, при необходимости, режима работы базового объекта.

      Регистрация цен в базовом объекте включает:

      1) поиск товара (услуги)-представителя в соответствии со спецификацией и детализированными характеристиками;

      2) проверку неизменности детализированных характеристик товара (услуги) с заданными параметрами;

      3) сравнение и изучение отклонений фактических и заданных характеристик;

      4) запись данных при их идентичности или незначительном отклонении, не влияющем на качество товара (услуги)-представителя;

      5) определение цены (тарифа) на товар (услугу)-представитель и уточнение причин ее изменения;

      6) подбор другого товара (услуги) из однородной ассортиментной группы в случае отсутствия нужного товара (услуги)-представителя (либо существенного отличия от заданных спецификаций и характеристик);

      7) консультацию с продавцом на предмет представительности нового товара (услуги) и спроса на него;

      8) запись нового товара (услуги) и его подробных характеристик;

      9) уточнение цены (тарифа) на новый товар (услугу) в предыдущем месяце и регистрацию отчетной цены (тарифа) на него.

      Зафиксированные цены (тарифы) на конкретные виды товаров (услуг)-представителей заносятся в статистический инструментарий.

      Обработка собранной информации на рабочих местах включает:

      1) сравнение зарегистрированной цены (тарифа) с ценой (тарифом) предыдущей даты регистрации цены;

      2) сравнение уровня и тенденций изменения цен (тарифов) на товары (услуги)-представители в товарной группе и между базовыми объектами;

      3) уточнение стандартных единиц измерения;

      4) уточнение цен (тарифов) в случае существенных расхождений в динамике (повторный выезд на базовый объект для уточнения информации);

      5) редактирование данных.

Глава 3. Стандартный порядок организации работ по регистрации цен

      9. Регистрация цен основывается на принципах выборочного статистического наблюдения и охватывает только часть населенных пунктов региона, объектов торговли в населенном пункте, товаров (услуг) и их разновидностей в базовом объекте.

      Перечень населенных пунктов, отобранных для регистрации цен, подготавливается руководителем структурного подразделения территориального органа статистики (далее – руководитель структурного подразделения) и согласовывается с руководителем территориального органа статистики.

      Отбор базовых объектов и перечня населенных пунктов для регистрации цен осуществляется в соответствии с Методологией построения индекса потребительских цен, утвержденной приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 230 (зарегистрирована в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12955).

      Территориальные органы статистики информируют руководство, владельцев базовых объектов торговли и сферы услуг о включении их объекта в список базовых объектов для регистрации цен, целях статистического наблюдения, положениях Закона, предусматривающих конфиденциальность и защиту первичных статистических данных.

      Перечень товаров и услуг для регистрации цен распределяется руководителем структурного подразделения между специалистами. На каждый товар (услугу)-представитель специалистом подбираются конкретные их ассортиментные виды. Выбранные для наблюдения ассортиментные виды товаров (услуг)-представителей согласовываются с руководителем структурного подразделения.

      10. Репрезентативность базовых объектов, товаров (услуг)-представителей обеспечивается специалистом и руководителем структурного подразделения.

      Для замены базового объекта специалистом в письменном виде вносятся предложения по замене и подбору нового базового объекта с обоснованием причины замены и необходимости его включения. После согласования с руководителем структурного подразделения производится процедура замены или внесение нового объекта в ранее согласованный список базовых объектов.

      Процедура замены товара (услуги)-представителя осуществляется специалистом и согласовывается с руководителем структурного подразделения.

      11. Руководителем структурного подразделения ежемесячно совместно со специалистом составляется график посещения базовых объектов для регистрации цен (далее – График) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. На основе Графика для каждого специалиста разрабатывается маршрутный лист для регистрации цен (далее – Маршрутный лист) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      График и Маршрутный лист подписывается руководителем структурного подразделения. При внесении изменений в выборку базовых объектов и товаров (услуг) в список базовых объектов, в График и Маршрутный лист вносятся соответствующие корректировки.

      12. Организация регистрации цен предусматривает мероприятия для обеспечения достоверности данных и их качества, соблюдения требований регистрации цен, проводимые на регулярной основе.

      Зарегистрированные данные на один и тот же товар (услугу) в отчетном периоде сверяются с данными предыдущего периода с целью выяснения причин их изменения. Определяется соответствие тенденции их изменения на аналогичные виды товаров в других базовых объектах и близлежащих торговых объектах, не отобранных для наблюдения, но имеющих в продаже данные товары.

      13. В начале отчетного года составляется План мероприятий по обеспечению качества и достоверности данных при регистрации цен (далее – План), утверждаемый по кварталам руководителем территориального органа государственной статистики, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      Регистрация цен с целью обеспечения качества и достоверности данных проводится с участием руководителя структурного подразделения, либо главного специалиста (далее – ответственный специалист).

      14. Ответственный специалист в ходе регистрации цен с целью обеспечения качества и достоверности данных сверяет:

      1) соответствие зарегистрированной цены фактической цене реализации;

      2) правильность отбора ассортиментных видов товаров (услуг);

      3) соответствие характеристик проверяемого товара (услуги)-представителя спецификации;

      4) репрезентативность отобранного базового объекта на момент посещения.

      15. При регистрации цен с целью обеспечения качества и достоверности данных ответственным специалистом выявляется следующее:

      1) разница в цене. Если цена отличается от зарегистрированной ранее, уточняется, произошло ли изменение цены со времени проведения регистрации цен у персонала базового объекта;

      2) недостаточно полное описание товара (услуги);

      3) неправильный выбор товара (услуги) для регистрации цены;

      4) неверное осуществление замены товара (услуги);

      5) ошибки ввода данных.

      16. По результатам регистрации цен с целью обеспечения качества и достоверности данных заполняется акт по обеспечению качества регистрации цен по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. В разделе "Результат" составляется заключение, в котором отражается достоверность зарегистрированных цен на товары (услуги)-представители и соответствие зарегистрированных цен среднему сложившемуся их уровню на данные виды товаров (услуг). Кратко излагаются собранные факты, проблемные моменты и рекомендуемые пути их решения.

  Приложение 1
к Правилам регистрации цен
  Форма
  ____________________
____________________
(наименование территориального органа статистики)

График посещения базовых объектов для регистрации цен
____________________ 20__ года
(месяц)

___________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста))

Наименование базового объекта

рабочие дни месяца

1

2

3

4

5

8

9

10

11

12






































































































































































      продолжение таблицы

рабочие дни месяца

16

17

18

19

20

23

24

25

26

29

30

31





















































































































































































      Руководитель структурного подразделения _______________ _____________________________________
(подпись) (Ф.И.О. (при его наличии))

  Приложение 2
к Правилам регистрации цен
  Форма
____________________
____________________
(наименование территориального органа статистики)

Маршрутный лист для регистрации цен
___________________ 20__года
(месяц)

___________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста))

Дата и время посещения базовых объектов

Код базового объекта

Наименование базового объекта

Юридический адрес базового объекта

Количество котировок цен

еженедельная информация

ежемесячная информация

ИПЦ*

















































































































      *ИПЦ – Индекс потребительских цен

      Руководитель структурного подразделения ________________________ _____________________________
(подпись) (Ф.И.О. (при его наличии))

  Приложение 3
к Правилам регистрации цен
  Форма
"Утверждаю"
Руководитель
территориального органа статистики
________________________
(Ф.И.О. (при его наличии))
________________________
(подпись)
"__" ____________ 20__года

План мероприятий по обеспечению качества и достоверности данных при регистрации цен

Число, месяц, год

Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста

Ф.И.О. (при его наличии), должность ответственного специалиста





























































  Приложение 4
к Правилам регистрации цен
  Форма
____________________
____________________
(наименование территориального органа статистики)

Акт по обеспечению качества регистрации цен __________________20__года
(месяц)

Наименование товара (услуги)-представителя

Расфасовка

Наименование и юридический адрес базового объекта

Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста

Цена, тариф (тенге)

на дату регист-рации

на дату выезда





























































      Результат: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________ _______________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность ответственного (подпись)
специалиста)

      С актом ознакомился:
__________________________________________________________ ____________________
(Ф.И.О. (при его наличии), должность специалиста) (подпись)

      "____" _________________20__года
(месяц)