Примечание ИЗПИ!
Приказ утрачивает силу приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 02.06.2023 № 200 (вводится в действие с 01.07.2023).
В соответствии с подпунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 23.12.2021 № 488 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.
2. Департаменту социальных услуг Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление для официального опубликования в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Жакупову С.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения | |
и социального развития | |
Республики Казахстан | Т. Дуйсенова |
СОГЛАСОВАН
Министр образования и науки
Республики Казахстан
_____________ Е. Сагадиев
25 февраля 2016 года
Утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 февраля 2016 года № 134 |
Правила оценки и определения потребности
в специальных социальных услугах
1. Настоящие Правила оценки и определения потребности в специальных социальных услугах (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" и определяют порядок оценки и определения потребности в специальных социальных услугах лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 23.12.2021 № 488 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) социальная дезадаптация – нарушение взаимодействия личности с социальной средой;
2) социальная депривация – ограничение и (или) лишение возможности самостоятельного удовлетворения лицом (семьей) основных жизненных потребностей;
3) медико-социальная экспертиза (далее – МСЭ) – оценка ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого лица, вызванных стойким расстройством функций организма, с установлением (неустановлением) инвалидности и (или) степени утраты трудоспособности, а также определение его потребностей в мерах социальной защиты;
4) психолого-медико-педагогическая консультация (далее – ПМПК) – организация образования, осуществляющая обследование и консультирование детей, оценку особых образовательных потребностей и специальных условий для получения образования, определение образовательной программы, а также направляющая на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями.
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.09.2021 № 340 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 23.12.2021 № 488 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Потребность в специальных социальных услугах в рамках гарантированного объема специальных социальных услуг определяется социальным работником по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах.
4. Местными исполнительными органами на основе заключения социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах принимается решение о предоставлении специальных социальных услуг.
5. Виды и объем специальных социальных услуг для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации, обслуживающихся в медико-социальных учреждениях и организациях (далее – МСО) стационарного и полустационарного типа определяются специалистом по социальной работе данного МСО.
6. Исключен приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.09.2021 № 340 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Критериями определения потребности лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации в специальных социальных услугах являются:
1) ограничение жизнедеятельности, определяемое исходя из нарушений функций организма;
2) социальная дезадаптация;
3) социальная депривация;
4) неблагополучная социальная среда, характеризующаяся недостаточностью или отсутствием материальных, экономических, социальных и духовных условий существования, формирования и деятельности лица (семьи).
8. Оценка потребности в специальных социальных услугах лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации проводится в соответствии с критериями определения потребности в специальных социальных услугах и на основании:
1) определения способности к самостоятельности при нарушении функций организма согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) определения способности к самостоятельности при социальной дезадаптации, исходя из индивидуальных способностей к обучению, трудовой деятельности, ориентации, общению и способности контролировать свое поведение согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
3) определения способности к самостоятельности при социальной депривации, исходя из индивидуальных способностей к самообслуживанию и самостоятельному решению данной проблемы семьей согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
4) оценки социальной среды, недостаточностью или отсутствием материальных, экономических, социальных и духовных условий существования согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
9. Степень ограничения жизнедеятельности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, определяется в соответствии с Правилами проведения медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10589).
10. Уровень психофизического и психо-речевого развития детей определяется ПМПК на основе психолого-медико-педагогического обследования.
11. Результаты медико-социальной экспертизы и заключение психолого-медико-педагогической консультации представляются лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, либо его законным представителем или одним из членов его семьи:
1) в местные исполнительные органы – при обслуживании лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, в условиях на дому или в МСО полустационарного типа;
2) в МСО стационарного типа – при постоянном или временном проживании лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, в МСО.
12. На основе представленных результатов МСЭ и заключения ПМПК, информации органов социальной защиты, здравоохранения, образования и внутренних дел, с учетом индивидуальной программы абилитации и реабилитации лица с инвалидностью местные исполнительные органы и специалисты по социальной работе МСО определяют объемы социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских, социально-культурных, социально-трудовых, социально-экономических, социально-правовых услуг исходя из уровня социальной дезадаптации и социальной депривации, на основе степени ограничения жизнедеятельности и в связи с состоянием социальной среды.
Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 22.09.2022 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Приложение 1 к Правилам оценки и определения потребности в специальных социальных услугах |
Определение самостоятельности при нарушении функций организма
Сноска. Приложение 1 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.09.2021 № 340 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ______________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
Дата оценки _______________________________________________________________
Основание ________________________________________________________________
Оценка социального работника _______________________________________________
__________________________________________________________________________
№ | Критерии самостоятельности | Степень | Оценка самостоятельности | Отметка (+ или -) |
1 | Способность к самообслуживанию | Первая | Способность к самообслуживанию при создании необходимых условий | |
Вторая | Способность к самообслуживанию при помощи других | |||
Третья | Неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц | |||
2 | Способность к самостоятельному передвижению | Первая | Способность к самостоятельному передвижению с помощью вспомогательных средств | |
Вторая | Способность к самостоятельному передвижению с помощью вспомогательных средств и индивидуального помощника | |||
Третья | Неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц | |||
3 | Способность к обучению | Первая | Способность к обучению с использованием вспомогательных средств | |
Вторая | Способность к обучению с использованием вспомогательных средств в специальных организациях образования или в домашних условиях | |||
Третья | Неспособность к обучению | |||
4 | Способность к трудовой деятельности | Первая | Способность к трудовой деятельности в соответствии с требованиями к содержанию | |
Вторая | Частично способен к самостоятельной трудовой деятельности при помощи других лиц | |||
Третья | Неспособность к трудовой деятельности и полная зависимость от других лиц |
Приложение 2 к Правилам оценки и определения потребности в специальных социальных услугах |
Определение способности к самостоятельности при социальной дезадаптации
Сноска. Приложение 2 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.09.2021 № 340 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ______________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
Дата оценки _______________________________________________________________
Основание ________________________________________________________________
Оценка социального работника _______________________________________________
__________________________________________________________________________
№ | Критерии самостоятельности | Степень | Ограничения самостоятельности | Отметка (+ или -) |
1 | Способность к самостоятельному обучению | Первая | Способность к самостоятельному обучению в организациях образования общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и/или с использованием вспомогательных средств, и/или с помощью других лиц | |
Вторая | Способность к самостоятельному обучению только в специальных организациях образования или по специальным программам в домашних условиях | |||
Третья | Неспособность к самостоятельному обучению | |||
2 | Способность к трудовой деятельности | Первая | Способность к самостоятельному выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии | |
Вторая | Способность к самостоятельному выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и/или специально оборудованного рабочего места, и/или с помощью других лиц | |||
Третья | Неспособность к самостоятельному выполнению трудовой деятельности | |||
3 | Способность к ориентации | Первая | Способность к самостоятельной ориентации при условии использования вспомогательных средств | |
Вторая | Способность к самостоятельной ориентации, требующая помощи других лиц | |||
Третья | Неспособность к самостоятельной ориентации | |||
4 | Способность к общению | Первая | Способность к самостоятельному общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации | |
Вторая | Способность к самостоятельному общению с использованием вспомогательных средств и/или с помощью других лиц | |||
Третья | Неспособность к самостоятельному общению | |||
5 | Способность контролировать свое поведение | Первая | Частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение | |
Вторая | Способность частично или полностью самостоятельно контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц | |||
Третья | Неспособность самостоятельно контролировать свое поведение |
Приложение 3 к Правилам оценки и определения потребности в специальных социальных услугах |
Определение способности к самостоятельности
при социальной депривации
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ______________________
Дата рождения _________________________________________________
Дата оценки ___________________________________________________
Основание _____________________________________________________
Оценка социального работника __________________________________
_______________________________________________________________
№ | Критерии самостоятельности | Степень | Ограничения самостоятельности | Отметка (+ или -) |
1 | Способность к самообслуживанию | Первая | Частично способен к самообслуживанию | |
Вторая | Частично способен к самообслуживанию при помощи других лиц | |||
Третья | Неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц | |||
2 | Способность к самостоятельной трудовой деятельности | Первая | Частично способен к самостоятельной трудовой деятельности | |
Вторая | Частично способен к самостоятельной трудовой деятельности при помощи других лиц | |||
Третья | Неспособность к трудовой деятельности и полная зависимость от других лиц |
Приложение 4 к Правилам оценки и определения потребности в специальных социальных услугах |
Оценка социальной среды
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ______________________
Дата рождения _________________________________________________
Дата оценки ___________________________________________________
Основание _____________________________________________________
Оценка социального работника __________________________________
_______________________________________________________________
№ | Оценка социальной среды | Отметка |
1 | Сиротство | |
2 | Отсутствие родительского попечения | |
3 | Ограничение жизнедеятельности совместно проживающих членов семьи | |
4 | Отсутствие определенного места жительства семьи | |
5 | Малообеспеченность семьи | |
6 | Жестокое обращение | |
7 | Хронические болезни и особенности здоровья совместно проживающих членов семьи | |
8 | Вредные привычки совместно проживающих членов семьи: употребление алкоголя, наркотиков, табака и др. | |
9 | Отношение к религии | |
10 | Особенности семейных взаимоотношений, конфликтное поведение | |
11 | Стиль воспитания (гиперопека, повышенный контроль, запущенность, отсутствие внимания и т.п.) | |
12 | Готовность совместно проживающих членов семьи участвовать в воспитательном, развивающем процессе | |
13 | Социально-трудовые особенности (профессия, образование совместно проживающих членов семьи) | |
14 | Социально-бытовые особенности (распределение бытовых обязанностей в семье, какую помощь оказывает лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, семье, обязанности лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, по дому) | |
15 | Досуг семьи (участие лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, вместе с другими членами семьи в свободное время\отдыха) | |
16 | Социально-правовые особенности и проблемы семьи (правовое прошлое и настоящее, социально-правовая защищенность лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, в семье) |