В связи с принятием Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Инструкцию об организации прокурорского надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве и представительства интересов государства в судах согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы Генерального Прокурора Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Департаменту по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа в информационно-правовой системе «Әділет».
4. Департаменту финансов, информатизации и защиты информационных ресурсов обеспечить размещение приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
5. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры Республики Казахстан.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
7. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан А. Даулбаев
Приложение 1
Утверждена приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 29 января 2016 года № 21
Инструкция
об организации прокурорского надзора за применением законов в
гражданском судопроизводстве и представительства интересов
государства в судах
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК), Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» (далее – Закон) и другими законодательными актами Республики Казахстан и детализирует организацию прокурорского надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве и представительства интересов государства в судах.
2. Высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан (далее – Генеральный Прокурор) как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров путем участия и дачи заключения в судебном разбирательстве, проверки законности не вступивших и вступивших в законную силу судебных актов и их опротестования в случае незаконности.
3. Задачами надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве и представительства интересов государства в судах являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
4. В Департаменте по представительству интересов государства в судах (далее – Департамент), прокуратурах областей, городов Астаны, Алматы и приравненных к ним прокуратурах работа организуется по зонально-предметному принципу в целях прогнозирования состояния законности, системного анализа прокурорской практики по актуальным категориям гражданских дел с рассмотрением их результатов в рабочих предметных группах, оперативных совещаниях и коллегиях, с принятием конкретных мер по повышению эффективности осуществляемого надзора.
Работа по предметному принципу осуществляется путем определения актуальных категорий гражданско-правовых споров и закрепления ответственных лиц, которые проводят систематический анализ состояния законности, прокурорского надзора, вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства, форм, методов надзорной деятельности с целью выработки предложений по его совершенствованию.
При определении предметных направлений необходимо исходить из состояния законности и особенностей обслуживаемого региона, распространенности тех или иных гражданско-правовых споров.
Специализация прокуроров учитывается при планировании работы прокуратуры, проведении анализов и обобщений, рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
Зональный принцип заключается в закреплении за прокурорами, осуществляющими представительство интересов государства в судах по гражданским делам, определенных регионов с целью мониторинга и анализа состояния законности в этом регионе.
5. В целях эффективного осуществления надзорных функций и оперативного реагирования на нарушения законности прокуроры в своей деятельности используют Систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов, Единую унифицированную статистическую систему и иные информационные ресурсы и системы Комитета по правовой статистике и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
6. При осуществлении надзора за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве не допускается необоснованное вмешательство в споры между субъектами частного предпринимательства, а также в корпоративные споры.
2. Представительство интересов государства в судах
7. Представляя интересы государства в судах по гражданским делам, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, ГПК, Законом и иными законодательными актами.
Территориальные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении гражданских дел в судах первой и апелляционной инстанций, за исключением категорий споров, отнесенных настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных в месте расположения этих судов.
Участие и надзор при рассмотрении судом города Астаны по первой инстанции инвестиционных споров и иных споров между инвесторами и государственными органами, связанных с инвестиционной деятельностью инвестора, предусмотренных частью 4 статьи 27 ГПК, возлагаются на прокурора города Астаны.
Специализированные военные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении военными судами гражданских дел, перечисленных в пункте 8 настоящей Инструкции.
Специализированные транспортные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами первой и апелляционной инстанций гражданских дел, предусмотренных пунктом 8 настоящей Инструкции, по которым предметом спора являются объекты транспортной инфраструктуры либо в качестве одной из сторон выступают организации железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы, а также государственные органы, реализующие полномочия по отношению к названным объектам и субъектам, и органы транспортной прокуратуры.
Специализированные природоохранные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами гражданских дел, по которым они выступают в качестве истца, ответчика либо третьего лица.
Территориальные прокуроры обеспечивают своевременное и надлежащее извещение (телефонограммой либо иными средствами связи, обеспечивающими фиксирование извещения) специализированных прокуроров в случае принятия судом к производству дела, отнесенного настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных по месту расположения этих судов. Специализированные прокуроры осуществляют мониторинг всех назначенных к рассмотрению дел с использованием официального сайта местного суда или иными способами.
В случае отсутствия специализированной прокуратуры в месте расположения суда, в котором назначено к рассмотрению отнесенное к ее ведению дело, либо неизвещения об этом специализированного прокурора, участие в судах и последующая проверка законности судебных актов возлагаются на соответствующего территориального прокурора.
Участие в специализированных межрайонных экономических судах обеспечивают прокуроры соответствующих подразделений прокуратур областей, городов Астаны и Алматы.
По делам, подведомственным транспортным прокурорам, рассматриваемым специализированным межрайонным экономическим судом города Астаны, обеспечение участия и последующий надзор возлагаются на Главного транспортного прокурора.
Обеспечение участия в специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних возлагается на прокуроров, дислоцированных по месту расположения данных судов.
По рассмотренным судами делам территориальные и специализированные прокуроры ежеквартально проводят сверку.
8. Прокуроры вступают в процесс по делам:
затрагивающим интересы государства;
когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать;
признано необходимым судом или прокурором.
Кроме того, законом предусмотрено участие прокурора по делам:
возбужденным по инициативе прокурора;
о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании усыновления недействительным, об отмене усыновления (удочерения) ребенка;
о защите избирательных прав;
об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц;
об оспаривании законности нормативного правового акта;
о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;
о помещении несовершеннолетнего в специальную организацию образования для детей с девиантным поведением или организацию с особым режимом содержания;
о принудительной госпитализации в психиатрический стационар;
о принудительном лечении гражданина, больного туберкулезом и уклоняющегося от лечения;
о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан;
о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа.
Основанием для вступления прокурора в процесс по инициативе суда является определение, вынесенное в порядке статьи 268 ГПК.
Прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 54 ГПК, после судебных прений дает заключение по существу дела в целом.
Прокурор, обратившийся в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, или участвующий в рассматриваемом судом споре в качестве истца или ответчика, выступает в судебных прениях. Заключение прокурора по существу дела в целом после судебных прений не требуется.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры организуют учет судебных актов, вынесенных судами первой инстанции по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении, которые формируются в соответствующие номенклатурные дела.
9. На всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс по делам, предусмотренным в пункте 8 настоящей Инструкции, и по своей инициативе, определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями законодательства, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуются принципами законности, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Результаты ознакомления с материалами дела на всех стадиях гражданского процесса участвующий прокурор предварительно докладывает соответствующему вышестоящему прокурору или курирующему заместителю с утверждением последними заключения.
Заключение прокурора составляется в письменном виде и в нем указываются:
наименование дела;
стороны;
суть заявленных требований;
обстоятельства, на которые ссылаются истец и ответчик;
мнение прокурора о представленных сторонами доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности;
нормы материального и процессуального права, подлежащие применению;
выводы прокурора по существу заявленных требований, распределению судебных расходов.
Для приобщения к материалам гражданского дела суду первой инстанции представляется только мотивировочная и резолютивная части заключения, изложенного в письменной форме и подписанного участвующим в деле прокурором.
При этом, исходя из принципов непосредственности и устности судебного разбирательства, закрепленных в статье 186 ГПК, предоставление суду письменного заключения не освобождает прокурора от его устного оглашения.
В заключении по делу, подлежащему пересмотру в судах апелляционной, кассационной инстанциях, также указываются сведения о:
судье (докладчике, составе коллегии), кратком содержании судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
участвовавшем прокуроре, кратком содержании заключения;
доводах жалобы (ходатайства);
результатах изучения дела;
выводы об обоснованности жалобы (ходатайства).
В силу части 1 статьи 416 и части 5 статьи 450 ГПК предоставление письменного заключения прокурора в судах апелляционной и кассационной инстанций не требуется.
При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора в письменном виде или в форме электронного документа с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.
Исходя из части 1 статьи 73 ГПК, непредставление суду первой инстанции имеющихся у стороны доказательств исключает возможность представления этих доказательств суду апелляционной, кассационной инстанций. Поэтому прокуроры принимают меры, направленные на обеспечение своевременного представления государственными юридическими лицами доказательств, необходимых для правильного разрешения дела.
Прокуроры принципиально реагируют на факты ненадлежащего представительства интересов государственных учреждений и предприятий их представителями, инициируя привлечение последних к ответственности и при необходимости - первых руководителей.
10. Прокуроры постоянно проверяют законность определений суда о приостановлении производства по всем гражданским делам, при выявлении нарушений законности принимают меры к их устранению.
Сведения о результатах проверок и принятых мерах включаются в ежеквартальные информации, направляемые в Департамент в соответствии с пунктом 20 настоящей Инструкции.
11. Прокурор, представляющий интересы органов прокуратуры в рассматриваемом судом споре в качестве истца или ответчика, пользуется процессуальными правами и обязанностями стороны.
В силу части 1 статьи 72 ГПК прокурор, представляющий интересы органов прокуратуры в рассматриваемом судом споре в качестве истца или ответчика, представляет суду доказательства, необходимые для правильного разрешения дела. В целях реального исполнения судебных актов по искам (заявлениям) прокуроров в необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, если такие ходатайства не были заявлены на стадии их предъявления.
По делам, возбужденным по искам и заявлениям прокуроров, участие в судах в качестве представителей прокуратуры обеспечивают работники тех подразделений, по чьей инициативе было возбуждено дело.
По делам, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, в качестве представителей ответчика участвуют сотрудники тех подразделений, чьи действия обжалуются.
Ответственность за обеспечение состязательности в процессе и обжалование незаконных судебных актов по делам указанной категории возлагается на этих сотрудников.
По делу, возбужденному по инициативе прокурора, а также по спору, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, апелляционный протест не приносится, в случае несогласия с состоявшимися судебными актами прокурор вправе подать апелляционную, кассационную жалобы. Ходатайство о принесении кассационного протеста по таким спорам подается в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан (далее – Генеральная прокуратура) только в случае отказа судьей Верховного Суда Республики Казахстан (далее – Верховный Суд) в передаче ходатайства для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Прокуратуры областей, городов Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуратуры незамедлительно уведомляют Департамент о поступлении в суд иска (заявления) к Генеральной прокуратуре, органу или учреждению прокуратуры, принятом процессуальном решении, поступивших жалобах, результатах пересмотра судебных актов с приложением копии иска (заявления) и других материалов.
12. Прокурорам необходимо своевременно реагировать на допущенные судом ошибки по делам, перечисленным в пункте 8 настоящей Инструкции, путем опротестования судебных актов в апелляционном порядке, внесения иных актов прокурорского надзора.
Ответственность за апелляционное опротестование судебных актов по инвестиционным спорам, рассмотренным судом города Астаны, возлагается на прокурора города Астаны. В случае принесения протеста в специализированную судебную коллегию Верховного Суда его копия одновременно направляется в Департамент (в форме электронного документа с приложением оспариваемого судебного акта).
В соответствии с частью 2 статьи 434 ГПК не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты по делам, оконченным в связи с:
отказом от иска;
заключением мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора в порядке медиации или в порядке партисипативной процедуры.
Как предусмотрено частью 2 статьи 48 ГПК, суд не принимает отказа истца от иска, не утверждает мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации либо в порядке партисипативной процедуры, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права, свободы и законные интересы.
В частности, суд не вправе утверждать мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации либо в порядке партисипативной процедуры по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений (отношений власти и подчинения) в сфере государственного управления, когда одной из сторон является государственный орган.
Дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд рассматривает без вызова сторон и участия прокурора и не подлежат пересмотру в кассационном порядке.
Кроме того, не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты по делам:
связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей;
об урегулировании неплатежеспособности, а также делам по спорам, возникающим в рамках реабилитационной процедуры и процедуры банкротства, в том числе о признании сделок, заключенных должником, недействительными, о возврате имущества должника, о взыскании дебиторской задолженности по искам банкротного или реабилитационного управляющего.
Поэтому прокуроры в пределах своей компетенции в апелляционные сроки проверяют законность не вступивших в законную силу судебных актов, не подлежащих пересмотру в кассационном порядке и вынесенных не в пользу государства.
При этом прокурорам необходимо принимать исчерпывающие меры по исполнению юридическими службами государственных органов (учреждений, предприятий) требований абзаца 14 пункта 8 Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072, по своевременному обжалованию судебных актов во всех судебных инстанциях.
Сведения о вступивших в законную силу судебных актах по указанным в настоящем пункте делам, результатах проверки их законности и принятых мерах включаются в ежеквартальные информации, направляемые в Департамент в соответствии с пунктом 20 настоящей Инструкции.
13. Ходатайства о принесении апелляционных протестов рассматриваются прокуратурами областей, городов Астаны, Алматы и приравненными к ним прокуратурами, прокуратурами районов и приравненными к ним прокуратурами в пределах компетенции.
В случае оставления обращения без удовлетворения составляется мотивированное заключение, соответствующее требованиям, определенным в пункте 9 настоящей Инструкции, утверждаемое руководителем прокуратуры или лицом, его замещающим.
Ответы заявителям подписываются руководителем прокуратуры или лицом, его замещающим.
При этом прокурор вправе возвратить ходатайство о принесении апелляционного протеста по спорам, не указанным в пункте 8 настоящей Инструкции, с разъяснением заявителю права на самостоятельную подачу апелляционной жалобы.
14. Апелляционный протест приносится лишь при наличии оснований к отмене либо изменению решения суда, предусмотренных статьей 427 ГПК.
Требования к содержанию апелляционного протеста установлены статьей 404 ГПК.
Право принесения апелляционного протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Генеральный Прокурор и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать судебное решение, независимо от участия в рассмотрении дела.
15. При рассмотрении дел в апелляционном порядке прокуроры областей, городов Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуроры обеспечивают участие соответствующих прокуроров по делам, предусмотренным пунктом 8 настоящей Инструкции, в том числе разрешенным в порядке упрощенного (письменного) производства.
16. При даче заключения в суде апелляционной инстанции прокурор учитывает как обстоятельства дела, так и заслушанные в суде пояснения, дополнительно представленные в суд материалы. При этом прокурор не связан доводами протеста и действует, исходя из требований закона и имеющихся фактических данных.
Каждый случай последующего изменения позиции прокуратуры, изложенной в суде первой инстанции, ввиду ее необоснованности, за исключением дел, судебные акты по которым отменены на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной инстанции, подлежит обсуждению с рассмотрением вопроса об ответственности сотрудников, подготовивших необоснованное заключение или протест.
Прокуроры областей, городов Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуроры организуют учет судебных актов, вынесенных судами первой, апелляционной инстанций по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров, и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении, которые формируются в соответствующие номенклатурные дела.
17. Прокуратуры областей, городов Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуратуры проверяют законность вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, состоявшихся не в пользу государства.
В случае согласия с такими судебными актами прокурором области, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним прокурором либо лицом, его замещающим, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня вступления их в законную силу утверждается мотивированное заключение и направляется в Генеральную прокуратуру (в порядке контроля).
При необоснованном отклонении судом апелляционного протеста, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных местными судами при рассмотрении гражданских дел и повлекших вынесение незаконного судебного акта, прокурор области, городов Астаны, Алматы и приравненный к нему прокурор вносит представление о принесении кассационного протеста, отвечающее требованиям статьи 440 ГПК.
Представления, не отвечающие указанным требованиям, а также критериям, предусмотренным пунктом 22 настоящей Инструкции, подлежат возвращению без рассмотрения.
Представление о принесении кассационного протеста вносится в Генеральную прокуратуру не позднее тридцати рабочих дней со дня вступления в законную силу оспариваемого судебного акта. Внесение представлений в Генеральную прокуратуру в более поздние сроки сопровождается объяснением причин с приложением подтверждающих документов.
Представление рассматривается Генеральной прокуратурой в течение тридцати рабочих дней со дня поступления гражданского дела. В тех случаях, когда необходимо дополнительное изучение и проведение проверки, срок рассмотрения представления продлевается Генеральным Прокурором либо его заместителями.
18. Ключевыми показателями надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве являются:
качество надзора;
качество протестов;
эффективность реагирования на нарушения законности.
Качество надзора оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, отмененным в апелляционном и кассационном порядке по жалобам сторон или протестам вышестоящего прокурора (без представления нижестоящего прокурора).
Учитываются отмены судебных актов ввиду явных (очевидных) нарушений законности, по которым надзирающий прокурор в нарушение требований ГПК и настоящей Инструкции не принял меры прокурорского реагирования. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В этих целях ведется учет эффективности апелляционного опротестования, которая исчисляется из соотношения отмененных по апелляционным протестам прокурора решений судов первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, к общему количеству отмененных в апелляционном порядке решений суда первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, без учета решений, отмененных по апелляционным жалобам прокуроров.
В случае отмены по кассационному протесту (принесенному по представлению нижестоящего прокурора) апелляционного постановления (решения), которым ранее отменено решение суда первой инстанции без апелляционного протеста, сведения статистического отчета о количестве решений суда первой инстанции, отмененных по апелляционным жалобам сторон, корректируются в сторону уменьшения.
При исчислении эффективности апелляционного опротестования не учитываются решения, отмененные на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной инстанции в порядке части 2 статьи 413 ГПК, если об этом указано в апелляционном постановлении, решении, а также в связи с отказом от иска, заключением мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора в порядке медиации или в порядке партисипативной процедуры.
Указанный порядок не распространяется на случаи отмены решений в связи с неправильным определением и выяснением круга обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 427 ГПК, даже при наличии новых доказательств.
Отражение в статистическом отчете сведений о судебных актах, отмененных на основании новых доказательств, производится только после получения письменного или в форме электронного документа согласования Департамента. Соответствующее ходатайство с обоснованием невозможности истребования и представления новых доказательств в суде первой инстанции направляется в Департамент с приложением копий судебных актов, состоявшихся по делу, в течение 10 рабочих дней после принятия судом процессуального решения.
Отмены судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, в кассационном порядке учитываются без исчисления показателя эффективности опротестования.
Качество протестов оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга отозванных, возвращенных и отклоненных апелляционных протестов.
Учитываются необоснованные протесты. К ним относятся протесты, подготовленные с явными (очевидными) нарушениями ГПК и настоящей Инструкции. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения протеста и состоявшихся по делу судебных актов.
В этих целях ведется учет удовлетворяемости апелляционных протестов, которая исчисляется по формуле: 100 % - (отклоненные/рассмотренные) х 100 % = удовлетворяемость.
При этом в случае удовлетворения кассационного протеста, принесенного по представлению прокурора области или приравненного к нему прокурора, по делу, по которому ранее отклонен апелляционный протест, сведения статистического отчета о количестве отклоненных апелляционных протестов корректируются в сторону уменьшения.
Прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним прокурорам в случае отзыва необоснованного протеста письменно или в форме электронного документа сообщать нижестоящему прокурору о мотивах такого решения и принимать меры к предупреждению подобных ошибок.
Протест считается отозванным в случае вынесения судом апелляционной инстанции соответствующего постановления об удовлетворении просьбы лица, принесшего протест, либо вышестоящего прокурора, а также наличия в апелляционном постановлении (решении) выводов о принятии судом отзыва протеста при рассмотрении дела по апелляционной жалобе стороны.
Во всех остальных случаях возврата протестов, в том числе по инициативе прокуроров, такие протесты подлежат учету как возвращенные.
Эффективность реагирования на нарушения законности по гражданским делам оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по ходатайствам прокуроров по делам, рассмотренным с их участием, а также проверок и актов прокурорского надзора, инициированных в связи с обстоятельствами, выявленными в судебном заседании.
В этих целях ведется учет соотношения частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по ходатайствам прокуроров, к общему количеству частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по делам, рассмотренным с участием прокурора.
Вынесение частного определения по ходатайству прокурора подтверждается прямым указанием на это в его письменном заключении, приобщенном к материалам дела, в судебном акте и протоколе судебного заседания.
При оценке учитывается результативность мер, принятых по частным определениям, вынесенным по ходатайствам прокуроров, а также прокурорским проверкам и актам прокурорского надзора (устранение нарушений законности, привлечение лиц к установленной законом ответственности и другие).
Оценка деятельности нижестоящих прокуратур может осуществляться и с учетом результатов работы по другим показателям.
19. В соответствии с частью 1 статьи 438 ГПК гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в кассационном порядке Генеральным Прокурором либо по его поручению заместителями Генерального Прокурора, прокурорами областей, городов Астаны, Алматы и приравненными к ним прокурорами.
Прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним прокурорам при поступлении соответствующего запроса незамедлительно запрашивают из судов истребуемые дела для дальнейшего направления в Генеральную прокуратуру. При поступлении заданий и поручений Генеральной прокуратуры о проведении анализов и обобщений состояния прокурорского надзора гражданские дела истребуются либо законность и обоснованность судебных актов в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан, частью 1 статьи 54 ГПК проверяется непосредственно в судах.
20. Информации о состоянии прокурорского надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве, а также основанные на таком анализе предложения о совершенствовании прокурорского надзора, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законности, направляются в Генеральную прокуратуру не реже одного раза в квартал.
В целях совершенствования своей деятельности территориальные прокуроры и приравненные к ним прокуроры систематически анализируют практику прокурорского надзора за применением законов в гражданском судопроизводстве по делам, указанным в пункте 8 настоящей Инструкции, единая информация по ним (в порядке контроля) направляется в вышестоящую прокуратуру не реже одного раза в полугодие.
Прокуроры областей, городов Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуроры указанные информации предоставляют в Генеральную прокуратуру к 7 числу месяца, следующего за отчетным периодом.
Вышестоящие прокуроры обеспечивают нижестоящих прокуроров материалами организационно-методического характера, распространяют положительный опыт работы. Регулярно проводят учебно-методические мероприятия по повышению деловой и правовой квалификации работников прокуратуры, практикуют их стажировку.
По результатам рассмотрения информационных писем прокуроры оперативно выявляют судебные акты по схожим гражданско-правовым спорам, нарушающие единообразие в толковании и применении норм права, в пределах компетенции принимают меры к их опротестованию, о чем своевременно информируют вышестоящего прокурора.
3. Организация надзора за применением законов в гражданском
судопроизводстве в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
21. Прокуроры Департамента участвуют в рассмотрении специализированной судебной коллегией Верховного Суда:
по первой инстанции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Центральной комиссии референдума, по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор;
по апелляционной инстанции - апелляционных жалоб на судебные акты, вынесенные судом города Астаны по инвестиционным спорам и иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора.
Участие по делам, предусмотренным пунктом 8 настоящей Инструкции, рассматриваемым в кассационном порядке в заседаниях судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, по поручению Генерального Прокурора обеспечивается его заместителями, подчиненными прокурорами.
По результатам изучения гражданских дел, назначенных к рассмотрению специализированной судебной коллегией и судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда, прокурорами Департамента составляются мотивированные заключения в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 9 настоящей Инструкции.
При этом заключения по гражданским делам, назначенным к рассмотрению специализированной судебной коллегией Верховного Суда (по первой и апелляционной инстанциям), утверждаются начальником Департамента, по делам, назначенным к рассмотрению судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда (по кассационной инстанции) - курирующим заместителем Генерального Прокурора.
Департамент ведет учет судебных актов по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров Верховным Судом, и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении (раздельно по первой, апелляционной, кассационной инстанциям и пересмотру судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам).
По поручению Генерального Прокурора и его заместителей подчиненные прокуроры принимают участие в предварительном рассмотрении Верховным Судом ходатайств участников гражданского процесса об оспаривании вступивших в законную силу судебных актов.
22. Законность вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке проверяется Генеральной прокуратурой по ходатайствам физических и юридических лиц и представлениям прокуроров областей, городов Астаны, Алматы и приравненных к ним прокуроров о принесении протеста или по собственной инициативе.
Требования к содержанию ходатайства о принесении кассационного протеста установлены статьей 441 ГПК.
К ходатайству, поданному законными представителями, прилагаются документы, удостоверяющие их полномочия.
Полномочия представителя по поручению оформляются в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 61 ГПК.
К ходатайству, поданному представителем по поручению, прилагается доверенность, выданная и оформленная в соответствии с законом.
Кроме того, в силу части 5 статьи 61 ГПК представителем, указанным в подпункте 6) части 1 статьи 58 ГПК, прилагается заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании.
К ходатайству, поданному адвокатом, помимо доверенности, подтверждающей полномочия на обжалование судебного акта, прилагается ордер, удостоверяющий полномочия на ведение конкретного дела.
Ходатайство о принесении кассационного протеста, не отвечающее указанным требованиям ГПК, в частности:
поданное лицами, которые в соответствии со статьей 435 ГПК не имеют права на оспаривание вступившего в законную силу судебного акта;
после истечения срока, указанного в части 1 статьи 436 ГПК,
с нарушением порядка обжалования, установленного ГПК;
не содержащее сведений о лице, подающем ходатайство, и лице, в интересах которого оно подается, его местожительстве или местонахождении и процессуальном положении в деле;
без указания об участвующих в деле лицах и их местожительстве или местонахождении;
без указания о судах, рассматривавших дело в первой, апелляционной инстанциях, и содержании принятых ими решений;
без указания о судебном акте, которое предлагается опротестовать;
без указания, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального права;
без указания, в чем состоит исключительность основания для пересмотра судебных актов (в случае подачи ходатайства по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 438 ГПК);
не подписанное лицом, подающим ходатайство;
поданное представителем по поручению без приложения доверенности;
без заверенной копии диплома о высшем юридическом образовании (если ходатайство подано представителем, указанным в подпункте 6) части 1 статьи 58 ГПК);
поданное законным представителем без документов, удостоверяющих его полномочия,
поданное адвокатом без приложения ордера подлежит возвращению без рассмотрения лицу, подавшему ходатайство.
Кроме того, исходя из принципа равноправия сторон и приоритета судебной подведомственности, закрепленных в статьях 13, 15, 25 ГПК, требований части 4 статьи 442 ГПК, прокурор вправе возвратить ходатайство о пересмотре судебного акта в кассационном порядке для обращения непосредственно в суд кассационной инстанции, если заявителем это право не реализовано, за исключением случаев, когда ходатайство подано с соблюдением требований статьи 441 ГПК лицами, перечисленными в статье 112 ГПК:
истцами по спорам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца;
истцами по спорам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, связанным с работой, либо причиненного уголовным правонарушением;
истцами и ответчиками по спорам, не связанным с предпринимательской деятельностью, являющимися участниками Великой Отечественной войны, лицами, приравненными к ним;
военнослужащими срочной службы, инвалидами I и II групп, пенсионерами по возрасту;
истцами по спорам о возмещении вреда реабилитированным в соответствии с законом.
При этом заявителю разъясняется право повторного обращения с соответствующим ходатайством к Генеральному Прокурору либо непосредственно в Верховный Суд после устранения недостатков, явившихся основанием для возврата ходатайства.
23. Рассмотрение ходатайства о принесении кассационного протеста при необходимости осуществляется с истребованием дел. В этом случае гражданское дело запрашивается в течение 5 календарных дней с момента поступления ходатайства ответственному исполнителю. В исключительных случаях при наличии поручения Генерального Прокурора, его заместителей, начальника Департамента гражданское дело истребуется в течение 15 календарных дней с момента поступления ходатайства в прокуратуру.
Исходя из части 4 статьи 438, статьи 443 ГПК ходатайство подлежит рассмотрению в течение тридцати рабочих дней со дня его поступления, а в случае истребования дела - в течение тридцати рабочих дней со дня поступления дела в прокуратуру. При этом сроки исчисляются в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 122 и статьей 123 ГПК.
При оставлении ходатайства без удовлетворения составляется мотивированное заключение, соответствующее требованиям, определенным в пункте 9 настоящей Инструкции, утверждаемое курирующим заместителем.
При необходимости начальник Департамента либо лицо, его замещающее, вправе поручить прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним прокурорам проведение дополнительных проверок для полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, и решения вопроса о внесении представления о принесении кассационного протеста.
При этом заявителю разъясняется право повторного обращения с соответствующим ходатайством к Генеральному Прокурору.
24. В соответствии с частью 2 статьи 435 ГПК правом опротестования вступивших в законную силу судебных актов обладает Генеральный Прокурор.
Поддержание доводов кассационного протеста по поручению Генерального Прокурора обеспечивается его заместителями и подчиненными прокурорами.
Приложение 2
к приказу Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 29 января 2016 года № 21
Перечень утративших силу некоторых приказов
Генерального Прокурора Республики Казахстан
1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2012 года № 151 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8288);
2) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 4 августа 2014 года № 79 «О внесении изменений в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2012 года № 151 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9721);
3) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 42 «О внесении изменений и дополнений в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2012 года № 151 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10718).