В связи с переходом на трехзвенную судебную систему, руководствуясь подпунктами 4), 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 марта 2015 года № 40 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 14 апреля 2015 года за № 10706, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 23 апреля 2015 года) следующие изменения и дополнения:
в Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях, утвержденной указанным приказом:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Принимая участие в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, КоАП, Законом и иными законодательными актами.
Прокурор обязательно принимает участие в суде по административным делам (далее – дела обязательной категории), рассматриваемым судами первой инстанции по подведомственности:
в отношении несовершеннолетних и влекущим арест;
по которым его участие признано необходимым вышестоящим прокурором;
возбужденным им самим;
о коррупционных правонарушениях;
о правонарушениях, посягающих на избирательные права;
в области охраны окружающей среды;
в области налогообложения;
в сфере таможенного дела;
влекущим конфискацию предмета в собственность государства, явившегося орудием или предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
влекущим выдворение за пределы Республики Казахстан;
влекущим снос незаконно возведенного строения;
об обжаловании действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по административному делу, в порядке главы 44 КоАП;
об обжаловании постановления органа (должностного лица) по делу об административном правонарушении, в порядке главы 45 КоАП.»;
пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Территориальные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении административных дел в судах первой и апелляционной инстанций, за исключением категорий дел, отнесенных настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных в месте расположения этих судов.
Специализированные военные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении районными, городскими, специализированными межрайонными административными, областными и приравненными к ним судами административных дел:
по главе 32 КоАП;
возбужденных уполномоченными должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
в отношении военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, в связи с прохождением ими воинской службы;
в отношении граждан, пребывающих в запасе, при прохождении ими воинских сборов;
в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
об обжаловании действий (бездействия) либо постановления уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего производство по указанным категориям административных дел.
Специализированные транспортные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении районными, городскими, специализированными межрайонными административными, областными и приравненными к ним судами административных дел, указанных в пункте 6 настоящей Инструкции, по которым производство возбуждено по инициативе транспортных прокуроров либо уполномоченными органами (должностными лицами) в связи с реализацией полномочий в отношении объектов транспортной инфраструктуры либо организаций железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы.
Специализированные природоохранные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами административных дел, по которым производство возбуждено по их инициативе.
Территориальные прокуроры обеспечивают своевременное и надлежащее извещение (телефонограммой либо иными средствами связи, обеспечивающими фиксирование извещения) специализированных прокуроров в случае принятия судом к производству дела, отнесенного настоящим приказом к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных по месту расположения этих судов. Специализированные прокуроры осуществляют мониторинг всех назначенных к рассмотрению дел с использованием официального сайта местного суда или иными способами.
В случае отсутствия специализированной прокуратуры в месте расположения суда, в котором назначено к рассмотрению отнесенное к ее ведению дело, либо неизвещения об этом специализированного прокурора, участие в судах и последующая проверка законности судебных актов возлагается на соответствующего территориального прокурора.
По рассмотренным судами делам территориальные и специализированные прокуроры ежеквартально проводят сверку.»;
пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. По возбужденному прокуратурой административному производству участие прокурора в суде первой инстанции обеспечивает подразделение, инициировавшее возбуждение дела. На это же подразделение возлагается обязанность проверки законности судебных актов, в том числе рассмотрение поступивших обращений и своевременное их опротестование в апелляционные сроки.»;
пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Результаты ознакомления с материалами дела участвующий прокурор предварительно докладывает руководителю прокуратуры или курирующему заместителю, по результатам рассмотрения судом дела, при согласии с постановлением суда, составляется заключение о законности судебного акта, утверждаемое руководителем прокуратуры или курирующим заместителем.
Заключение прокурора, участвующего в суде первой инстанции, составляется в письменном виде и указываются:
наличие или отсутствие вины правонарушителя, правильность квалификации его деяний;
доказательства, на основании которых прокурор пришел к одному из вышеуказанных выводов;
применение к нему того или иного вида взыскания с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, либо о необходимости прекращения дела.
Помимо вышеперечисленного, в заключении по делу, подлежащему пересмотру в апелляционном порядке, указываются сведения о:
содержании судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
участвовавших прокурорах, кратком содержании заключений;
доводах жалобы (ходатайства);
выводах об обоснованности жалобы (ходатайства).
Заключение прокурора также составляется при поступлении из суда в соответствии с частью 2 статьи 823 КоАП копии постановления об административном аресте, а также о прекращении производства по делу.
Прокуроры областей, городов Астаны, Алматы и приравненные к ним обеспечивают пересмотр в апелляционном порядке незаконных судебных актов по делам обязательной категории.
В случае согласия с прекращением производства по делам о коррупционных правонарушениях, в области охраны окружающей среды и налогообложения, в сфере таможенного дела и влекущим конфискацию имущества, а также с отменой и изменением постановления органа (должностного лица) по жалобам на дела данной категории, поданным в порядке главы 45 КоАП, прокурором области, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним прокурором либо лицом, его замещающим, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта утверждается мотивированное заключение, которое направляется в Генеральную прокуратуру (в порядке контроля).»;
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Прокуроры областей, городов, районов и приравненные к ним организуют учет судебных актов, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций по административным делам, рассмотренным с участием прокуроров и заключений прокуроров, которые формируются в соответствующие номенклатурные дела.»;
пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. При необоснованном отклонении судом апелляционного протеста, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных при рассмотрении административного дела, прокуроры областей, города Алматы, Астаны и приравненные к ним вносят в Генеральную прокуратуру представление о принесении кассационного протеста.»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. В случае принесения Генеральной прокуратурой апелляционного протеста прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры и их заместители, начальники управлений квалифицированно поддерживают протесты в судах апелляционной инстанции с незамедлительным уведомлением Департамента о результатах рассмотрения протеста и последующим направлением копий судебных постановлений.»;
пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. В силу статьи 851 КоАП вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке специализированной судебной коллегией Верховного Суда Республики Казахстан по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей.
Протест на судебный акт в сторону, ухудшающую положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, может быть принесен в соответствии с требованиями части 2 статьи 851 КоАП.
Прокуратуры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним в апелляционные сроки проверяют законность не вступивших в законную силу судебных актов по делам, перечисленным в пунктах 6, 16настоящей Инструкции. В случае пропуска срока опротестования незаконного судебного акта ставится вопрос об ответственности виновных сотрудников, допустивших явные нарушения законности.
При наличии установленных законом оснований к отмене либо изменению судебных актов прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские, военные и другие специализированные прокуроры приносят апелляционные протесты. В случае оставления обращения без удовлетворения составляется письменное заключение, утверждаемое прокурором области или его заместителем, а заявителям дается мотивированный ответ об отсутствии оснований для удовлетворения обращения и разъясняется об их праве обжалования вышестоящему прокурору с приложением копии ответа.»;
пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Ходатайства о принесении апелляционных протестов рассматриваются прокуратурами областей, городов Астаны, Алматы и приравненными к ним прокуратурами, прокуратурами районов и приравненными к ним прокуратурами в пределах компетенции.
Прокуроры при поступлении ходатайств уполномоченных государственных органов, физических и юридических лиц о принесении апелляционного и кассационного протеста проверяют законность обжалуемых постановлений суда, а по вступившим в законную силу судебным актам по делам обязательной категории – с истребованием дела. На ходатайства о принесении протеста по делам, не указанным в п.6 настоящей Инструкции заявителю разъясняется его право на самостоятельное обращение с жалобой в суд апелляционной инстанции.
Дело об административном правонарушении может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора Генеральным Прокурором, его заместителями, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами. Поручение об истребовании дел, проверочных материалов, информаций направляется не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения должностному лицу, непосредственно рассматривающему обращение. Запрос прокурора об истребовании дела исполняется судом не позднее семи суток со дня поступления его в суд согласно части 3 статьи 848 КоАП.»;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. Качество надзора по административным делам оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, отмененных или измененных в апелляционном и кассационном порядке по жалобе или протесту вышестоящего прокурора (без представления нижестоящего прокурора).
Учитываются отмены и изменения судебных актов ввиду явных (очевидных) нарушений законности, по которым надзирающий прокурор в нарушение требований КоАП и настоящей Инструкции не принял меры прокурорского реагирования. Наличие или отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В этих целях ведется учет эффективности апелляционного опротестования, которая исчисляется из соотношения отмененных и измененных по апелляционным протестам прокурора постановлений суда первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, к общему количеству отмененных и измененных в апелляционном порядке постановлений суда первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора.
В случае отмены по кассационному протесту апелляционного постановления, которым ранее отменено или изменено постановление суда первой инстанции без апелляционного протеста, сведения статистического отчета о количестве постановлений суда первой инстанции, отмененных или измененных по апелляционным жалобам корректируются в сторону уменьшения.
При исчислении эффективности апелляционного опротестования не учитываются постановления суда первой инстанции, которые отменены или изменены в апелляционном порядке, если:
по кассационному протесту прокурора (принесенному по представлению нижестоящего прокурора) отменено или изменено постановление суда апелляционной инстанции в той части, в которой ранее отменено или изменено постановление суда первой инстанции без апелляционного протеста. В этом случае сведения статистического отчета о количестве постановлений суда первой инстанции, отмененных по апелляционным жалобам, корректируются в сторону уменьшения;
изменен размер назначенного наказания в пределах санкции статьи;
суду апелляционной инстанции представлены новые доказательства, которые не были представлены суду первой инстанции и послужили основанием для отмены либо изменения постановления суда первой инстанции;
исключено либо заменено одно из назначенных взысканий при наличии в санкции альтернативного права суда его наложения;
прекращено производство по делу на основании акта амнистии или в связи с примирением.
Отражение в статистическом отчете сведений о судебных актах, которые не учитываются при исчислении эффективности апелляционного опротестования, производится только после получения письменного или в форме электронного документа согласования Департамента. Соответствующее ходатайство направляется в Департамент с приложением копий судебных актов, состоявшихся по делу, в течение 10 рабочих дней после принятия судом процессуального решения.»;
пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Качество протестов по административным делам оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга отозванных, возвращенных и отклоненных апелляционных протестов.
Учитываются необоснованные протесты. К ним относятся протесты, подготовленные с явными (очевидными) нарушениями требований КоАП и настоящей Инструкции. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения протеста и документов о принятых по ним решениях.
В этих целях ведется учет удовлетворяемости апелляционных протестов, который исчисляется по формуле:
100 % - (отклоненные/рассмотренные) х 100 % = удовлетворяемость.
При этом в случае удовлетворения кассационного протеста, принесенного по представлению нижестоящего прокурора, по делу, по которому ранее отклонен апелляционный протест, сведения статистического отчета о количестве отклоненных апелляционных протестов корректируются в сторону уменьшения.
Прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам в случае отзыва необоснованного протеста письменно или в форме электронного документа сообщать нижестоящему прокурору мотивы такого решения и принимать меры к предупреждению подобных ошибок.
Протест считается отозванным в случае удовлетворения судом апелляционной инстанции просьбы лица, принесшего протест либо вышестоящего прокурора.»;
пункт 26 изложить в следующей редакции:
«26. Поддержание кассационных протестов, принесенных Генеральным Прокурором либо его заместителями на судебные акты по делам об административных правонарушениях, по поручению Генерального Прокурора обеспечивается его заместителями, подчиненными прокурорами (начальником или заместителем начальника Департамента, начальниками управления и отделов Департамента).»;
пункт 27 изложить в следующей редакции:
«27. Ходатайство о принесении кассационного протеста, подаваемого в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, должно содержать:
1) наименование должностного лица, которому адресуется ходатайство;
2) наименование лица, подающего ходатайство, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение по делу;
3) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;
4) указание на постановление суда, которое предлагается опротестовать;
5) указание, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального права и состоит просьба лица, подающего ходатайство.
Ходатайство должно быть подписано лицом, подающим ходатайство, или его представителем. К ходатайству, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.
К ходатайству должны быть приложены заверенные судом копии постановления, вынесенные по делу.
Ходатайство подлежит возвращению лицам, их подавшим, в случае несоответствия его вышеуказанным требованиям.
Рассмотрение ходатайств лиц и представлений прокуроров о принесении кассационного протеста осуществляется с истребованием дел.
При оставлении ходатайства без удовлетворения составляется мотивированное заключение, утверждаемое в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, с уведомлением заявителя в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью.
При необходимости начальник Департамента либо лицо, его замещающее, вправе поручить прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним проведение дополнительных проверок в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
При этом заявителю разъясняется право повторного обращения с соответствующим ходатайством к Генеральному Прокурору.»;
пункт 28 изложить в следующей редакции:
«28. В отделе по надзору за законностью судебных актов по административным делам Департамента работа организуется по зонально-предметному принципу с ежемесячным анализом динамики роста (снижения) дел по составам КоАП, качества отправления правосудия и прокурорского надзора по ним, а также причин прекращения дел по реабилитирующим основаниям.
Зональные прокуроры ежемесячно к 25 числу изучают постановления судов по делам обязательной категории отмененных и измененных судами апелляционной инстанции без протестов прокуроров, а также судебных актов по делам, по которым отозваны протесты.
При изучении дел по поступившим жалобам и ходатайствам (обобщениям) зональные прокуроры анализируют качество участия нижестоящего прокурора в судах.
Результаты анализа перечисленных выше вопросов зональные прокуроры докладывают справкой руководству Департамента не позднее 5 числа каждого месяца следующего квартала.
Сведения о выявленных нарушениях и положительных аспектах надзорной деятельности незамедлительно вносятся в реестр.».
2. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры Республики Казахстан.
3. Департаменту по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование.
4. Департаменту финансов, информатизации и защиты информационных ресурсов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить размещение приказа на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан А. Даулбаев