Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области

Постановление Восточно-Казахстанского областного акимата от 01 апреля 2015 года N 81. Зарегистрировано Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 05 мая 2015 года N 3924.

Обновленный
      Примечание РЦПИ.
      В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
      В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Восточно-Казахстанский областной акимат ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
      Аким области Д. Ахметов

  Утверждены постановлением
Восточно-Казахстанского
областного акимата
от "1" апреля 2015 года
№ 81

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области

      Сноска. Правила - в редакции постановления Восточно-Казахстанского областного акимата от 27.02.2017 № 48 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области (далее - Правила) определяют порядок организации и осуществления деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области (далее – Психологическая служба).
      2. Деятельность Психологической службы осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", а также настоящих Правил.
      3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования.

2. Цели и задачи психологической службы

      4. Цель Психологической службы – способствовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психолого-педагогической поддержки участникам учебно-воспитательного процесса.
      5. Задачи Психологической службы:
      1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
      2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
      3) содействие в обеспечении индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
      4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
      5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
      6) содействие в охране психического здоровья обучающихся;
      7) оказание консультативной помощи родителям (или лицам
их заменяющих) и педагогам в решении психолого-педагогических проблем
в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
      8) оказание психологической помощи несовершеннолетним, имеющим суицидальные наклонности, а также их родителям (или лицам их заменяющих) в целях предупреждения совершения суицидов и их попыток.

3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы

      6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее.
      7. Психодиагностическое направление включает:
      1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психического развития;
      2) комплексное психологическое обследование обучающихся, с целью их адаптации, развития и социализации;
      3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
      4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
      8. Консультативное направление включает:
      1) консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по их запросам;
      2) индивидуальное консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
      3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
      4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
      9. Просветительско-профилактическое направление включает:
      1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся, педагогов;
      2) предупреждение дезадаптации поведения обучающихся;
      3) содействие работе методических объединений, педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов;
      4) осуществление взаимодействия со специалистами - смежных профессий (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов.
      10. Коррекционно-развивающее направление включает:
      1) проведение психолого-педагогических тренингов;
      2) организация психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
      3) коррекцию межличностных отношений, поведенческих отклонений.
      11. Деятельность Психологической службы координируется уполномоченным органом в области образования.
      12. Работа Психологической службы осуществляется во взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
      13. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
      14. В своей деятельности педагог-психолог Психологической службы:
      1) руководствуется настоящими Правилами;
      2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
      3) обладает знаниями общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, психодиагностики, психологического консультирования и новейшего достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
      4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
      5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся;
      6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;
      7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;
      8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям (или лиц их заменяющих) в решении личностных, профессиональных и других проблем;
      9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта сильного эмоционального переживания;
      10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;
      11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
      12) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
      13) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
      14) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
      15) формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих);
      16) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с обучающимися, родителями (или лиц их заменяющих) и педагогами;
      17) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;
      18) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
      19) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;
      20) выходит с предложениями в органы образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;
      21) принимает участие в работе педагогического и методического Совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
      15. Педагог-психолог Психологической службы – специалист с высшим образованием по соответствующей специальности.
      16. Педагог-психолог Психологической службы обеспечивает:
      1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
      2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
      3) соблюдение профессиональной психологической этики.

4. Документация деятельности Психологической службы

      17. Психологическая служба должна иметь следующую документацию:
      1) настоящие правила;
      2) перспективный план работы педагога-психолога,
      3) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее);
      4) программы психологического диагностирования, психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы;
      5) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, групповые психологические портреты;
      6) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
      7) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы (за полугодие, учебный год);
      8) перечень и банк данных психодиагностических методик;
      9) результаты психологического обследования, заключения.

5. Заключительное положение

      18. Деятельность Психологической службы обеспечивает руководитель организации среднего образования.