В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Восточно-Казахстанский областной акимат ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области | Д. Ахметов |
Утверждены постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата от "1" апреля 2015 года № 81 |
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области (далее – Психологическая служба) разработаны в соответствии с подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации и осуществления деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области.2. Деятельность Психологической службы осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", а также настоящих Правил.
3. В состав Психологической службы входит педагог-психолог.
4. Документация Психологической службы включает:
1) настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации среднего образования;
3) программы психологической диагностики (далее – психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем организации среднего образования;
4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
5) перечень и банк данных психодиагностических методик;
6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, воспитанников, групповые психологические портреты;
7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации среднего образования;
9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (квартал, полугодие, год).
2. Цели и задачи Психологической службы в организациях среднего образования
5. Цель Психологической службы – сохранение психологического здоровья обучающихся, воспитанников, создание благоприятного социально-психологического климата в организации среднего образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.6. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам, в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) способствовать индивидуализации подхода к каждому обучающемуся, воспитаннику, на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся, воспитанников;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся, воспитанников;
6) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
7) повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
7. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагоностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской направлениях.
8. Психодиагностическое направление включает:
1) психологическую диагностику обучающихся, воспитанников;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся, воспитанников с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся, воспитанников;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
9. Консультативное направление включает:
1) консультирование обучающихся, воспитанников родителей (законных представителей) и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
10. Просветительско-профилактическое направление включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся, воспитанников и педагогов;
2) психологическую профилактику асоциального поведения обучающихся, воспитанников;
3) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
4) содействие работе методических объединений, педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
11. Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение тренингов личностного роста;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся, воспитанников и педагогов;
3) коррекцию конфликтных межличностных отношений.
12. Социально-диспетчерское направление включает:
1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, типлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
2) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных случаях.
13. Деятельность Психологической службы координируется уполномоченным органом в области образования.
14. Работа Психологической службы осуществляется во взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
15. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
16. В своей деятельности педагог-психолог Психологической службы:
1) руководствуется настоящими Правилами;
2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
3) обладает знаниями общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, психодиагностики, психологического консультирования и новейшего достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся, воспитанников;
6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения;
7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся, воспитанников;
8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, педагогам, родителям (законным представителям) в решении личностных, профессиональных и других проблем;
9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, воспитанникам, находящимся в состоянии стресса, конфликта сильного эмоционального переживания;
10) предупреждает асоциальные действия обучающихся, воспитанников и осуществляет их своевременную коррекцию;
11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
12) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
13) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
14) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
15) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей);
16) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с обучающимися, воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогами;
17) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся, воспитанников и педагогов;
18) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
19) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;
20) выходит с предложениями в органы образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;
21) принимает участие в работе педагогического и методического Совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
17. Педагог-психолог Психологической службы – специалист с высшим образованием по соответствующей специальности.
18. Педагог-психолог Психологической службы обеспечивает:
1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
3) соблюдение профессиональной психологической этики.