Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области

Постановление Восточно-Казахстанского областного акимата от 01 апреля 2015 года N 81. Зарегистрировано Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 05 мая 2015 года N 3924.

Действующий
      Примечание РЦПИ.
      В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
      В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Восточно-Казахстанский областной акимат ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
      Аким области Д. Ахметов

  Утверждены постановлением
Восточно-Казахстанского
областного акимата
от "1" апреля 2015 года
№ 81

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области (далее – Психологическая служба) разработаны в соответствии с подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации и осуществления деятельности психологической службы в организациях среднего образования Восточно-Казахстанской области.
      2. Деятельность Психологической службы осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", а также настоящих Правил.
      3. В состав Психологической службы входит педагог-психолог.
      4. Документация Психологической службы включает:
      1) настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
      2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации среднего образования;
      3) программы психологической диагностики (далее – психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем организации среднего образования;
      4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
      5) перечень и банк данных психодиагностических методик;
      6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, воспитанников, групповые психологические портреты;
      7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
      8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации среднего образования;
      9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (квартал, полугодие, год).

2. Цели и задачи Психологической службы в организациях среднего образования

      5. Цель Психологической службы – сохранение психологического здоровья обучающихся, воспитанников, создание благоприятного социально-психологического климата в организации среднего образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
      6. Задачи Психологической службы:
      1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
      2) оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам, в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
      3) способствовать индивидуализации подхода к каждому обучающемуся, воспитаннику, на основе психолого-педагогического изучения его личности;
      4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся, воспитанников;
      5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся, воспитанников;
      6) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
      7) повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
      7. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагоностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской направлениях.
      8. Психодиагностическое направление включает:
      1) психологическую диагностику обучающихся, воспитанников;
      2) комплексное психологическое обследование обучающихся, воспитанников с целью их адаптации, развития и социализации;
      3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся, воспитанников;
      4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
      9. Консультативное направление включает:
      1) консультирование обучающихся, воспитанников родителей (законных представителей) и педагогов по их запросам;
      2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
      3) оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
      4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
      10. Просветительско-профилактическое направление включает:
      1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся, воспитанников и педагогов;
      2) психологическую профилактику асоциального поведения обучающихся, воспитанников;
      3) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
      4) содействие работе методических объединений, педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
      11. Коррекционно-развивающее направление включает:
      1) проведение тренингов личностного роста;
      2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся, воспитанников и педагогов;
      3) коррекцию конфликтных межличностных отношений.
      12. Социально-диспетчерское направление включает:
      1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, типлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
      2) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных случаях.
      13. Деятельность Психологической службы координируется уполномоченным органом в области образования.
      14. Работа Психологической службы осуществляется во взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
      15. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
      16. В своей деятельности педагог-психолог Психологической службы:
      1) руководствуется настоящими Правилами;
      2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
      3) обладает знаниями общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, психодиагностики, психологического консультирования и новейшего достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
      4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
      5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся, воспитанников;
      6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения;
      7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся, воспитанников;
      8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, педагогам, родителям (законным представителям) в решении личностных, профессиональных и других проблем;
      9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, воспитанникам, находящимся в состоянии стресса, конфликта сильного эмоционального переживания;
      10) предупреждает асоциальные действия обучающихся, воспитанников и осуществляет их своевременную коррекцию;
      11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
      12) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
      13) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
      14) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
      15) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей);
      16) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с обучающимися, воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогами;
      17) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся, воспитанников и педагогов;
      18) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;
      19) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;
      20) выходит с предложениями в органы образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;
      21) принимает участие в работе педагогического и методического Совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
      17. Педагог-психолог Психологической службы – специалист с высшим образованием по соответствующей специальности.
      18. Педагог-психолог Психологической службы обеспечивает:
      1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
      2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
      3) соблюдение профессиональной психологической этики.

3. Заключительное положение

      19. Деятельность Психологической службы обеспечивает руководитель организации среднего образования.