Сноска. Утратил силу приказом Министра юстиции РК от 27.04. 2017 № 484 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона Республики Казахстан от 20 января 2010 года "О судебной экспертной деятельности в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы.
2. Центру судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа и его официальное опубликование в порядке, установленном законодательством.
3. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 22 апреля 2010 года № 134 "Об утверждении Инструкции по организации производства комплексных судебных экспертиз" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6227, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан 2010 года, № 15 (дата выхода тиража 25 ноября 2010 года)).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Заместителя министра юстиции Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | Б. Имашев |
Утверждены приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 53 |
Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы
1. Настоящие Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона Республики Казахстан от 20 января 2010 года "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан", которые регулируют деятельность органов судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан при производстве комплексных судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.
2. Производство комплексных судебных экспертиз организуется в случаях, когда в целях всестороннего исследования обстоятельств уголовных, гражданских дел или дел об административных правонарушениях, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, проводимые судебными экспертами различных специальностей в пределах их компетенции.
3. Основанием для проведения комплексной судебной экспертизы является постановление (определение) о назначении судебной экспертизы.
4. Руководитель органа судебной экспертизы принимает решение о проведении комплексной экспертизы по представленным материалам и организовать ее производство. В этом случае орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, письменно уведомляется об изменении статуса экспертизы (единоличная, дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная).
5. В постановлении (определении) о назначении комплексной судебной экспертизы указывается ее наименование и орган, которому поручено ее производство. В случаях, когда производство комплексной судебной экспертизы поручается нескольким органам судебной экспертизы, в постановлении (определении) о ее назначении указывается, какой из них является ведущим (осуществляющим организацию производства судебной экспертизы и координацию проводимых специалистами исследований).
Если в постановлении (определении) ведущий орган судебной экспертизы не указан, он определяется по согласованию между руководителями органов судебной экспертизы, которым поручено производство комплексной судебной экспертизы. Вопрос о ведущем органе судебной экспертизы решается с учетом объема и задач исследования.
6. Постановление (определение) о назначении комплексной судебной экспертизы направляется в каждый орган судебной экспертизы, которому поручается ее производство, и регистрируется в каждом из них.
7. Если производство комплексной судебной экспертизы не осуществляется ресурсами органа судебной экспертизы, которому она поручена, руководитель органа судебной экспертизы ходатайствует перед органом (лицом), назначившим экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, компетентных в решении поставленных вопросов.
8. При производстве комплексной судебной экспертизы в одном органе судебной экспертизы его руководитель поручает исследования соответствующим судебным экспертам с указанием ведущего подразделения, осуществляющего организацию производства всей судебной экспертизы и координацию проводимых исследований. Руководитель ведущего подразделения по согласованию с руководителями других подразделений формирует комиссию судебных экспертов и назначает эксперта-координатора.
9. При производстве комплексной судебной экспертизы несколькими органами судебной экспертизы комиссия судебных экспертов формируется руководителем ведущего органа судебной экспертизы совместно с руководителями других органов судебной экспертизы, участвующих в производстве. Руководитель ведущего органа судебной экспертизы назначает эксперта-координатора, который обеспечивает надлежащую организацию и координацию деятельности комиссии судебных экспертов в целях решения поставленных задач.
10. Эксперт-координатор:
знакомит каждого члена комиссии с постановлением (определением) о назначении судебной экспертизы и материалами, поступившими для исследования;
определяет последовательность исследования представленных объектов и образцов с целью получения наиболее полной информации и с учетом их возможного повреждения в результате применения соответствующих методов анализа;
осуществляет связь с руководителями органов судебной экспертизы (подразделений), сотрудники которых являются членами судебной экспертной комиссии;
руководит совещанием комиссии судебных экспертов при разработке общей программы исследований;
отслеживает срок производства судебной экспертизы и координирует выполнение программы исследований;
организует ознакомление членов комиссии с ходом и промежуточными результатами исследований;
руководит итоговым совещанием комиссии судебных экспертов при оценке результатов всех исследований, их обобщений и формулировании общего вывода (выводов);
сообщает руководителю органа судебной экспертизы о действиях члена комиссии, не согласующихся с общей программой исследования или нарушающих их последовательность;
составляет заключение или сообщение о невозможности дать заключение.
При этом эксперт-координатор не обладает преимуществами перед другими членами комиссии при формировании выводов заключения.
11. Срок производства экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем поступления материалов в орган судебной экспертизы, а заканчивается в день сдачи в канцелярию.
Срок производства комплексной судебной экспертизы приостанавливается при заявлении перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу ходатайств о представлении дополнительных материалов или разрешения на возможное полное или частичное уничтожение представленных на исследование объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств в ходе исследования, если до удовлетворения ходатайства дальнейшее проведение исследования невозможно.
12. Общий срок производства комплексной судебной экспертизы устанавливается руководителем органа судебной экспертизы, а при производстве ее несколькими органами судебной экспертизы – по согласованию между руководителями этих органов в пределах:
до 20 суток - по материалам, не требующим сложных исследований;
до 30 суток - по материалам, требующим сложных исследований.
В случаях, когда судебная экспертиза не может быть выполнена в срок до 30 суток, руководитель ведущего органа судебной экспертизы направляет органу (лицу), назначившему экспертизу, мотивированное ходатайство о продлении срока ее производства.
13. Производство комплексной судебной экспертизы состоит из подготовительного, исследовательского и заключительного этапов. Каждый этап отражается в соответствующих частях заключения эксперта.
14. Заключение эксперта состоит из вводной, исследовательской, синтезирующей частей и выводов.
15. На подготовительном этапе эксперт-координатор организует ознакомление членов комиссии с материалами, поступившими на экспертизу, проводит совещание комиссии с целью уяснения общей задачи судебной экспертизы, определения частных задач, последовательности применения методов и сроков проведения частных исследований в пределах общего срока производства судебной экспертизы.
Подготовительный этап завершается определением общей программы исследований.
Подготовительный этап отражается во вводной части заключения, где помимо данных, обязательных для всех заключений, указывается наименование комплексной судебной экспертизы, ведущий орган судебной экспертизы и фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта-координатора.
Если комплексной судебной экспертизе предшествовало производство отдельных судебных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения приводятся данные об этих судебных экспертизах.
16. На исследовательском этапе судебные эксперты проводят самостоятельные и (или) совместные исследования, ход которых отражается в соответствующих разделах исследовательской части заключения с указанием фамилия, имя, отчество (при его наличии) судебных экспертов.
17. Заключительный этап включает обобщение и оценку результатов исследования судебными экспертами на итоговом совещании комиссии, что отражается в синтезирующей части заключения. Здесь же указывается обоснование общего вывода (выводов) по результатам исследований, проведенных судебными экспертами различных специальностей.
18. Общий вывод (выводы) подписываются судебными экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследования и пришедшими к единому мнению.
Если судебные эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый судебный эксперт обосновывает причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов судебные эксперты учитывают результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.
19. Если в ходе исследований не было получено данных, достаточных для решения вопроса (вопросов), поставленного на разрешение комплексной судебной экспертизы, судебные эксперты формулируют общий вывод о невозможности решения вопроса с обоснованием причин и формулируют свои частные выводы.
20. Судебное экспертное заключение или сообщение о невозможности дать заключение оформляет ведущий орган судебной экспертизы (эксперт-координатор). Сотрудники других органов судебной экспертизы представляют ведущему органу судебной экспертизы (эксперту-координатору) данные о ходе и результатах проведенных ими самостоятельных исследований.
21. Приложения к заключению в виде фототаблиц, диаграмм, схем, чертежей и т.п. подписываются составившими их судебными экспертами, заверяются печатью того учреждения, где они были подготовлены, и представляются ведущему органу судебной экспертизы (эксперту-координатору).
22. Заключение составляется для направления органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, каждому органу судебной экспертизы, принимавшему участие в производстве судебной экспертизы. Заключение заверяется печатью ведущего органа судебной экспертизы.
23. Общий контроль за ходом и сроками производства комплексной судебной экспертизы возлагается на ведущий орган судебной экспертизы.