Об утверждении Инструкции по организации производства комплексных судебных экспертиз

Приказ И.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 22 апреля 2010 года № 134. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 мая 2010 года № 6227. Утратил силу приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 53 

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра юстиции РК от 26.01.2015 № 53 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 3.

      В целях реализации Закона Республики Казахстан "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации производства комплексных судебных экспертиз.
      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Вице-министра юстиции.
      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      И.о. Министра                              Д. Куставлетов

Утверждена        
приказом Министра юстиции 
Республики Казахстан   
от 22 апреля 2010 года № 134

Инструкция
по организации производства
комплексных судебных экспертиз

      1. Настоящая инструкция разработана в соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон) и детализирует особенности организации производства комплексных судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в органах судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан.
      2. Производство комплексных судебных экспертиз организуется в случаях, когда в целях всестороннего исследования обстоятельств уголовных, гражданских дел или дел об административных правонарушениях требуется привлечь судебных экспертов, владеющих разными специальными познаниями, для формулирования общих выводов на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований.
      3. Основанием для проведения комплексных судебных экспертиз является постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда. Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении судебной экспертизы материалам комплексной экспертизы.
      В постановлении (определении) о назначении комплексной судебной экспертизы указывается ее наименование и орган, которому поручено ее производство. В случаях, когда производство комплексной судебной экспертизы поручается нескольким органам судебной экспертизы, в постановлении (определении) о ее назначении указывается, какой из них является ведущим (осуществляющим организацию производства судебной экспертизы и координацию проводимых специалистами исследований).
      Если в постановлении (определении) ведущий орган судебной экспертизы не указан, он определяется по согласованию между руководителями органов судебной экспертизы, которым поручено производство комплексной судебной экспертизы. Вопрос о ведущем органе судебной экспертизы решается с учетом объема и задач исследования.
      Постановление (определение) о назначении комплексной судебной экспертизы направляется в каждый из органов судебной экспертизы, которым поручается ее производство.
      4. В случаях, когда при ознакомлении с представленными на исследование материалами либо в ходе производства отдельных судебных экспертиз выявлена необходимость проведения комплексной судебной экспертизы, ее производство организуется руководителем органа судебной экспертизы. Если производство комплексной судебной экспертизы не может быть осуществлено силами органа судебной экспертизы, которому она поручена, руководитель органа судебной экспертизы ставит об этом в известность орган (лицо), назначающий экспертизу, и ходатайствует о вынесении соответствующего постановления (определения), рекомендуя учреждение, либо специалистов, которых целесообразно привлечь к участию в ее производстве.
      5. При производстве комплексной судебной экспертизы в одном органе судебной экспертизы исследования поручаются руководителем органа судебной экспертизы соответствующим судебным экспертам с указанием ведущего подразделения, осуществляющего организацию производства всей судебной экспертизы и координацию проводимых исследований. Руководитель ведущего подразделения по согласованию с руководителем других подразделений формирует комиссию судебных экспертов и назначает ведущего судебного эксперта.
      6. При производстве комплексной судебной экспертизы несколькими органами (организациями) судебной экспертизы комиссия судебных экспертов формируется руководителем ведущего органа судебной экспертизы совместно с руководителями организаций судебной экспертизы, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы. Руководитель ведущего органа судебной экспертизы назначает ведущего судебного эксперта, который обеспечивает надлежащую организацию и координацию деятельности комиссии судебных экспертов в целях решения поставленных задач.
      7. Ведущий судебный эксперт:
      знакомит каждого члена комиссии с постановлением (определением) о назначении судебной экспертизы и материалами, поступившими для исследования;
      определяет последовательность исследования вещественных доказательств с целью получения наиболее полной информации и с учетом их возможного повреждения в результате применения соответствующих методов анализа;
      осуществляет связь с руководителями организаций судебной экспертизы (подразделений), сотрудники которых являются членами судебной экспертной комиссии;
      руководит совещанием комиссии судебных экспертов при разработке  общей программы исследований;
      контролирует срок производства судебной экспертизы и координирует выполнение программы исследований;
      организует ознакомление членов комиссии с ходом и промежуточными результатами исследований;
      руководит итоговым совещанием комиссии судебных экспертов при оценке результатов всех исследований, их обобщений и формулировании общего вывода (выводов);
      сообщает руководителю органа судебной экспертизы о действиях члена комиссии, не согласующихся с общей программой исследования или нарушающих их последовательность;
      составляет заключение или сообщение о невозможности дать заключение.
      8. Общий срок производства комплексной судебной экспертизы устанавливается руководителем органа судебной экспертизы, а при производстве ее несколькими органами судебной экспертизы - по согласованию между руководителями этих органов в пределах:
      до 20 суток - по материалам, не требующим сложных исследований;
      до 30 суток - по материалам, требующим сложных исследований.
      В случаях, когда судебная экспертиза не может быть выполнена в срок до 30 суток, руководитель органа судебной экспертизы (ведущей организации судебной экспертизы) ставит об этом в известность орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.
      Срок производства комплексной судебной экспертизы исчисляется со дня поступления в органы судебной экспертизы постановления (определения) о ее назначении и объектов исследования.
      Срок производства комплексной судебной экспертизы приостанавливается при заявлении ходатайств перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о представлении дополнительных материалов или разрешении уничтожения либо существенного повреждения представленных на исследование объектов, если до удовлетворения ходатайства дальнейшее проведение исследования невозможно.
      9. Производство комплексной судебной экспертизы организационно состоит из подготовительного, исследовательского и заключительного этапов. Каждый этап отражается в соответствующих частях заключения.
      10. На подготовительном этапе организуется ознакомление членов комиссии с материалами, поступившими на экспертизу, проводится совещание комиссии с целью уяснения общей задачи судебной экспертизы, определения частных задач, последовательности применения методов и сроков проведения частных исследований в пределах общего срока производства судебной экспертизы.
      Подготовительный этап завершается определением общей программы исследований.
      Подготовительный этап отражается во вводной части заключения, где помимо данных, обязательных для всех заключений, указывается наименование комплексной судебной экспертизы и фамилия ведущего судебного эксперта.
      В тех случаях, когда производство комплексной судебной экспертизы осуществляется несколькими органами (организациями) судебной экспертизы, во вводной части заключения указываются эти органы (организации) и сведения о судебных экспертах, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы.
      Если комплексной судебной экспертизе предшествовало производство отдельных судебных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения приводятся данные об этих судебных экспертизах.
      11. На исследовательском этапе судебные эксперты проводят самостоятельные и (или) совместные исследования, ход которых отражается в соответствующих разделах исследовательской части заключения с указанием фамилий судебных экспертов.
      Обобщение и оценку результатов исследования судебные эксперты проводят на итоговом совещании комиссии, что отражается в соответствующем разделе исследовательской части заключения. Здесь же указывается обоснование общего вывода (выводов) по результатам исследований, проведенных судебными экспертами различных специальностей.
      12. Общий вывод (выводы) подписываются судебными экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследования и пришедшими к единому мнению.
      Если судебные эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый судебный эксперт обосновывает причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов судебные эксперты учитывают результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.
      13. Если в ходе исследований не было получено данных, достаточных для решения вопроса (вопросов), поставленного на разрешение комплексной судебной экспертизы, судебные эксперты формулируют общий вывод о невозможности решения вопроса с обоснованием причин и формулируют свои частные выводы.
      14. Комплексные судебные экспертизы регистрируются в каждом органе судебной экспертизы. Судебное экспертное заключение или сообщение о невозможности дать заключение оформляет ведущий орган судебной экспертизы (ведущий эксперт). Сотрудники других органов (организаций) судебной экспертизы представляют ведущему органу судебной экспертизы (ведущему эксперту) данные о ходе и результатах проведенных ими самостоятельных исследований в форме соответствующих разделов заключения.
      Приложения к заключению в виде фототаблиц, диаграмм, схем, чертежей и т.п. подписываются составившими их судебными экспертами, заверяются печатью того учреждения, где они были подготовлены, и представляются ведущему органу судебной экспертизы (ведущему эксперту).
      15. Заключение составляется для направления органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, каждому органу судебной экспертизы (организации), принимавшему участие в производстве судебной экспертизы. Заключение заверяется печатью ведущего органа судебной экспертизы.
      16. Общий контроль за ходом и сроками производства комплексной судебной экспертизы возлагается на ведущий орган судебной экспертизы.