Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений, Правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области

Решение Актюбинского областного маслихата от 11 декабря 2015 года № 349. Зарегистрировано Департаментом юстиции Актюбинской области 21 января 2016 года № 4686.

Обновленный

      Сноска. Заголовок – в редакции решения маслихата Актюбинской области от 03.03.2017 № 118 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      В соответствии со статьями 386, 505 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", подпунктами 4-2), 4-3) пункта 1, пунктом 2-2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан "Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов и Правил оказании государственной услуги "Выдача разрешения на вырубку деревьев" от 20 марта 2015 года № 235 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10886) Актюбинский областной маслихат РЕШИЛ:
      Сноска. Преамбула - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 17.08.2022 № 148 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) Правила содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области;

      2) Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      2. Признать утратившими силу некоторые решения областного маслихата согласно приложению к настоящему решению.
      3. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель сессии
областного маслихата
Секретарьобластного маслихата
      Л. ЖАЗЫКОВА С. КАЛДЫГУЛОВА

  Приложение к решению областного маслихата от 11 декабря 2015 года № 349

Правила содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области

      Сноска. Правила – в редакции решения маслихата Актюбинской области от 17.08.2022 № 148 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила содержания и защиты зеленых насаждений территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23-15) статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон) и определяют порядок содержания и защиты зеленых насаждений.

      Действие Правил не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома, на дачных участках.

      2. Правила содержания и защиты зеленых насаждений, разрабатываются местными исполнительными органами на основании приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 "Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов и Правил оказании государственной услуги "Выдача разрешения на вырубку деревьев".

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) благоустройство – совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;

      2) вырубка деревьев – работа по вырубке деревьев, осуществляемая по разрешению уполномоченного органа в соответствии с пунктом 159 приложения 2 к Закону Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – Закон о разрешениях);

      3) пересадка деревьев и зеленых насаждений – работа по пересадке деревьев и зеленых насаждений, осуществляемая на участках определенном уполномоченным органом;

      4) дендрологический план – схематический документ размещения зеленых насаждений, с указанием количественного и видового состава существующей и проектируемой к посадке зеленых насаждений древесно-кустарниковой растительности, в сочетании с открытыми участками газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки;

      5) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, придомовым земельным участком, не вошедшим в состав кондоминиума, дорогами, набережными, парками, скверами, лесопарками, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования, а также охранные зоны тепловых сетей и инженерных систем общего пользования);

      6) омолаживание – сильное укорачивание скелетных и полускелетных ветвей, прореживание и регулирование побегов, обрезка ствола на высоте не менее 3,5 метров у взрослых деревьев, пригодных для омолаживания со здоровыми штамбами и стволами, потерявшими свои декоративные качества вследствие усыхания вершин и ветвей;

      7) зеленый массив – озелененная территория, насчитывающая не менее 50 экземпляров деревьев на территории не менее 0,125 гектаров, независимо от видового состава;

      8) зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного происхождения и искусственно высаженные, которые в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и составляют единый городской зеленый фонд;

      9) уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее их гибель;

      10) содержание и защита зеленых насаждений – система правовых, административных, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений (в том числе компенсационное восстановление зеленых насаждений взамен вырубленных), озелененных территорий и зеленых массивов;

      11) сохранение зеленых насаждений – комплекс мероприятий, направленный на сохранение особо ценных пород насаждений, попадающих под пятно благоустройства и строительных работ;

      12) лесопатологическое обследование зеленых насаждений – специальное обследование на наличие вредителей (насекомых), выявление наличия признаков и очагов болезней, признаков поражения грибковыми заболеваниями (паразитами) стволов, корневой системы и кроны. Если насаждения поражены болезнями более чем на 50 (пятидесяти) %, то они подлежат обязательной вырубке;

      13) инвентаризация зеленых насаждений (подеревный перечет) – комплекс мероприятий по учету объектов озеленения с подробным описанием количественных и качественных характеристик, а также графическое отображение каждого элемента озеленения на плановой основе;

      14) реестр зеленых насаждений – свод данных о типах, видовом составе, размере площади, состоянии и расположении зеленых насаждений;

      15) индивидуальный жилой дом – дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями;

      16) незаконная вырубка – вырубка деревьев, осуществляемая без разрешения уполномоченного органа;

      17) озелененные территории – участок земли, на котором располагается растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники;

      18) организация по озеленению - физическое или юридическое лицо, на основании договора осуществляющее деятельность по озеленению, содержанию, работы по уходу зеленых насаждений и озелененных территорий общего пользования на территории населенного пункта;

      19) газон - элемент благоустройства (участок земли), включающий в себя травянистый покров и другие растения, огражденный от тротуара, парковочных карманов, стоянок и иных элементов дороги бордюрным камнем и (или) декоративным ограждением;

      20) работы по уходу – уход за почвой, подземной и надземной частью растений (подкормка, полив, рыхление, санитарно-профилактические мероприятия и прочие действия);

      21) вынужденная вырубка – вырубка деревьев, без согласования уполномоченного органа при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

      22) план компенсационной посадки – план посадки деревьев, которые подверглись вырубке, включающий в себя количественную часть, породный состав, объем, календарные сроки посадки, а также графическую схему размещения посадок с привязкой к плановой основе;

      23) компенсационная посадка – посадка взамен вырубленных деревьев на специальных участках определенных уполномоченным органом в соответствии с дендрологическим планом;

      24) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;

      25) санитарная обрезка – удаление больных, усыхающих, сухих и поврежденных ветвей, создающих аварийные ситуации (лежащих на линиях электропередач, газовых трубах, разрушающих кровлю зданий, создающих угрозу безопасности дорожного движения);

      26) санитарная вырубка – вырубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;

      27) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;

      28) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющие функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений;

      29) формирование кроны – обрезка ветвей и побегов, отдельных деревьев, кустарников и линейных насаждений, поддающихся формовке, не приводящая их гибели, с целью придания им определенной эстетической формы и омолаживания зеленых насаждений;

      30) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);

      31) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и к объектам находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.

Глава 2. Содержание и защита зеленых насаждений

      4. Озелененные территории всех категорий и видов образуют систему озеленения в границах населенного пункта, входят в зеленый фонд населенного пункта и выполняют рекреационные, средообразующие и санитарно-защитные функции, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения, территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, на дачных участках.

      5. Собственники земельных участков и (или) землепользователи содержат расположенные на них зеленые насаждения в здоровом состоянии и обеспечивают их сохранность, защиту и работы по уходу за счет собственных средств.

      6. Основным предназначением, функциями развития зеленого фонда населенных пунктов является:

      сохранение экологического баланса;

      сохранение оптимального температурного режима, в том числе в летний период;

      сохранение режима влажности воздуха;

      адсорбция загрязненного воздуха (выхлопные газы, канализация, пожары, запах накопленных коммунальных отходов и другие источники загрязнения воздуха);

      поглощение, очистка, иное устранение загрязнений и других форм негативного воздействия на определенной территории;

      декоративно-эстетическая, формирование благоприятной среды проживания.

      7. Меры по защите и оздоровлению зеленого фонда и окружающей среды осуществляются гражданами, должностными и юридическими лицами, согласно требованиям настоящих Правил.

      8. Развитие озелененных территорий соответствующей административно-территориальной единицы производится в соответствии с дендрологическим планом.

      9. Объекты озеленения создаются на землях общего пользования в соответствии с генеральным планом населенного пункта.

      10. На территории земель общего пользования, подпадающие под рекреационную зону, не допускаются размещение (строительство) новых и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, непосредственно не связанных с функционированием рекреационной зоны.

      11. При проектировании и строительстве объектов предусматривается озеленение территории, предоставленного под строительство объекта с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений на территории предполагаемого к строительно-монтажным работам участка.

Глава 3. Порядок ведения документации по учету зеленых насаждений

      12. Учету подлежат все виды зеленых насаждений посредством:

      инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, расположенных в границах учетного объекта;

      заполнения акта приживаемости зеленых насаждений, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

      ведение реестра зеленых насаждений;

      разработки дендрологического плана.

      13. Услуги по проведению инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений на землях общего пользования, могут производиться на договорной основе за счет местного бюджета и (или) за счет других источников финансирования.

      14. Уполномоченным органом передаются копии материалов инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений в аппарат акима соответствующей административно-территориальной единицы для использования в качестве рекомендаций при работе с зеленым фондом.

      15. Документами отображающими результаты учета зеленых насаждений, являются оформленные материалы инвентаризации, лесопатологического обследования, а также изменения включенные в дендрологический план, которые составляются на электронных и бумажных носителях.

      16. Зеленые насаждения, прошедшие учет заносятся в реестр зеленых насаждений, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      17. Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом, как на бумажном, так и на электронном носителях.

      18. Ведение учета зеленых насаждений включает в себя:

      1) учет и получение достоверных данных о количестве, видового состава и состоянии зеленых насаждений;

      2) определение основных направлений политики населенного пункта в сфере защиты, сохранения зеленых насаждений и развития озелененных территорий;

      3) обеспечение достоверной информацией население и заинтересованных лиц о количестве, состоянии зеленых насаждений и окружающей среды в населенном пункте;

      4) анализ состояния зеленых насаждений на территории населенного пункта;

      5) создание единой информационной базы для эффективного управления зелеными насаждениями в местах общего пользования, в том числе установление соответствия количества зеленых насаждений действующим строительным и санитарным нормам;

      6) регламентирование работ по содержанию озелененных территорий, капитальному ремонту и реконструкции их;

      7) определение собственников озелененных территорий и установления ответственных юридических и физических лиц за их сохранность и состояние;

      8) организация рационального использования озелененных территорий города;

      9) разработка проектов озеленения, планов мероприятий по уходу рекомендации по содержанию, уходу и пользованию зелеными насаждениями.

      19. Дендрологический план разрабатывается уполномоченным органом в пределах границ населенного пункта, с привлечением организаций оказывающие услуги дендрологических обследований, имеющих в своем составе экологов и (или) дендрологов.

      20. Дендрологический план состоит из двух частей.

      Первая часть – состоящая из картографического изображения, на котором каждому зеленому насаждению присваивается порядковый номер и сопровождается пересчетной ведомостью. На картографическом изображении кроме зеленых насаждений отображаются открытые участки газонов, площадок, дорожек, водоемов, с учетом зоны застройки и мест общего пользования включая улицы, дороги (проезжую часть).

      Вторая часть - описательная, в которой указываются идентификационные характеристики озеленяемого объекта, идентификационные характеристики дендрологического плана, количественный и видовой состав произрастающих зеленых насаждений, описывается рельеф местности, состав почв, на которых произрастают зеленые насаждения с указанием отметок:

      для вырубки (больные, высохшие);

      под пересадку;

      не затронутые.

      21. Масштаб дендрологического плана 1:10000.

      22. Дендрологический план составляется и хранится на электронных и бумажных носителях и публикуются на официальных интернет-ресурсах уполномоченного органа.

      23. Дендрологический план составляется один раз в пять лет и в последующем корректируется уполномоченным органом.

      24. По истечении пяти лет, в связи с климатическими особенностями, формированием планировочной структуры и архитектурного облика населенного пункта или его части составляется и утверждается новый дендрологический план.

      25. В малых городах (с численностью населения до 50 тысяч жителей) при отсутствии изменений, допускается переутверждение имеющегося дендрологического плана.

Глава 4. Меры по содержанию и защите зеленых насаждений

      26. Содержание зеленых насаждений включает в себя:

      1) замена почво-грунта в посадочных ямах и траншеях, посадка зеленых насаждений и уход за ними;

      2) рыхление почвы с устройством приствольных лунок, стрижка живой изгороди, поднятие штамба у деревьев, удаление поросли;

      3) устройство цветников, газонов, прополка сорняков, покос травы, укрытие в зимний период;

      4) полив зеленых насаждений на протяжении всего вегетационного периода, в жаркое и засушливое время года полив осуществляется с большей частотой;

      5) формирование кроны;

      6) омолаживание, производимое исходя из биологических особенностей древесно-кустарниковой растительности с сохранением скелетных и полускелетных частей;

      7) внесение удобрений;

      8) борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений;

      9) санитарная обрезка аварийных, сухостойных деревьев и кустарников, выкорчевка пней;

      10) организация мониторинга за состоянием зеленых насаждений;

      11) зачистка и пломбировка дупел, обработка мест спилов масляной краской.

      27. Содержание и защита зеленых насаждений осуществляется:

      1) на землях общего пользования - уполномоченным органом;

      2) в парках и скверах возлагается на собственников или на уполномоченное собственником лицо;

      3) на территории промышленных предприятий и других объектах собственности, а также на отведенной и закрепленной территории – возлагается на собственников или пользователей этих объектов;

      4) на территориях, отведенных под строительно-монтажные работы – возлагается на заказчика.

      28. Мероприятия по омолаживанию деревьев и прореживанию густо произрастающих деревьев проводятся до начала вегетации или поздней осенью.

      29. Пересадка зеленых насаждений осуществляется в течение года с комом земли с соблюдением необходимых мер по их сохранению, защите и интенсивного ухода. В целях эффективной приживаемости деревьев лиственных и хвойных пород их пересадку проводят в период с наступления осени до ранней весны.

      30. При проведении работ, строительные организации выполняют следующие мероприятия, обеспечивающие сохранность расположенных на земельном участке, отведенном под застройку или производство строительных работ, зеленых насаждений:

      1) устанавливают ограждение стройплощадок с учетом того, чтобы деревья и кустарники оставались за их пределами. Вокруг каждого дерева или группы деревьев, оставляемого на стройплощадке, сооружают индивидуальную защиту, обеспечивающую сохранение ствола и кроны дерева от повреждения. С целью сохранения древесно-кустарниковой растительности допускается частичная обрезка низких и широких крон, обвязка стволов, связывание кроны кустарников;

      2) не допускается использование сохраняемых деревьев в качестве столбов для прикрепления оград, светильников и прочих предметов и нанесение повреждений;

      3) не допускается обнажения корней деревьев и засыпания приствольных кругов землей, строительными материалами и мусором;

      4) при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров и других сооружений в районе существующих зеленых насаждений не допускается изменения вертикальных отметок против существующих. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;

      5) не допускается стоянка машин на газонах, складирование строительного материала, слив горюче-смазочных материалов, нечистот;

      6) подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагают вне зеленых насаждений и не нарушают установленные ограждения деревьев;

      7) работы подкопом в зоне корневой системы деревьев и кустарников производят ниже расположения основных скелетных корней, не повреждая корневой системы;

      8) сохраняют верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, производят снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт используется при озеленении территорий и (или) передается организации по озеленению.

      31. При проведении работ по асфальтированию, мощению, покрытию тротуаров и проездов плиткой оставляют вокруг дерева приствольный круг диаметром не менее 1,2 метра.

Глава 5. План работ уполномоченного органа по озеленению территорий населенного пункта

      32. Озеленение, посадка зеленых насаждений на территориях общего пользования может производиться за счет средств разных уровней бюджета, а также за счет иных источников финансирования.

      33. Для проведения озеленительных работ на территориях общего пользования уполномоченный орган подготавливает дефектный акт на один из видов и/или одновременно видов нижеследующих работ:

      1) определение объема по вырубке предполагаемого сухостоя с указанием адреса (месторасположения), вида зеленого насаждения, его характеристик (диаметр ствола, высота, состояние и другое);

      2) определение объема планируемого на конкретном участке посадки новых зеленых насаждений (вид и наименование зеленого насаждения, сроки посадки);

      3) определение плана участка, где будут расположены компенсационные зеленые насаждения с определением вида и его характеристик, сроков посадки;

      4) определение объема выкорчовки пней с указанием месторасположения, объема (количества).

      34. Уполномоченный орган составляет калькуляцию затрат для определения объема работ с целью реализации дефектного акта произвольной формы, с определением стоимости затрат на закуп зеленых насаждений, их транспортировку, затраты на удобрения, полив, подвоз грунта, механизацию и рабочую силу, а также на последующий уход для приживаемости вновь посаженного зеленого насаждения.

      35. При производстве работ по кронированию зеленых насаждений и/или вырубке сухостоя затрагивающие инженерные сети (электроснабжение, освещение, водоснабжение, теплоснабжение) не менее чем за три рабочих дня производится согласование сроков выполнение работ с собственниками инженерных сетей и оповещается население, предприятия и организации посредством средств массовой информации, социальных сетей или мобильной связи о предполагаемых работах на участке с указанием времени и продолжительности работ.

Глава 6. Порядок вырубки деревьев

      36. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений на участках, отводимых под строительство или производство других работ, если существующие зеленые насаждения составляют угрозу для других сооружений, включая здания жилой застройки, производится вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях.

      37. Вырубка деревьев осуществляется в случаях:

      1) обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;

      2) обслуживания объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;

      3) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства и инженерных сетей;

      4) благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений;

      5) санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу;

      6) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования.

      38. Вырубка деревьев производится по разрешению уполномоченного органа в соответствии с разрешительными процедурами.

      Уполномоченный орган не выдает разрешение на вырубку зеленых насаждений занесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2006 года № 1034 (далее - Перечень).

      39. В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по озеленению обслуживающие данный участок.

      40. При ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах благоустройства с инженерной инфраструктурой производится вынужденная вырубка деревьев без согласования с уполномоченным органом, в следующих случаях:

      падение деревьев, а также их ветвей представляет угрозу жизни и здоровью людей, повреждению зданий и сооружений, инженерным коммуникациям и сетям;

      препятствия безопасности дорожного движения, в том числе перекрывающие визуальный обзор дорожных знаков, в случае, когда дорожный знак невозможно перенести.

      41. Факт вынужденной вырубки деревьев устанавливается актом освидетельствования аварийно-спасательных служб, с последующим уведомлением уполномоченного органа в течение трех рабочих дней с момента вынужденной вырубки.

      42. Санитарная обрезка деревьев на землях общего пользования производится организациями по озеленению, обслуживающими данный земельный участок по письменному согласованию с уполномоченным органом.

      43. Вырубка деревьев осуществляется по разрешению уполномоченного органа в соответствии с Законом о разрешениях, с предварительным выездом специалиста уполномоченного органа на место вырубки для точного определения количественного, породного состава, состояния и месторасположения деревьев в соответствии с реестром зеленых насаждений и заполнением им акта обследования зеленых насаждений по форме согласно приложению 2.

      44. При получении разрешения на вырубку деревьев, физическими и юридическими лицами предоставляется гарантийное письмо о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      45. Срубленные зеленые насаждения и порубочные остатки (опилки, ветки, листья, кора) складировать и хранить на месте производства работ не допускается.

Глава 7. Порядок посадки, пересадки и компенсационной посадки деревьев

      46. Физические и юридические лица могут принимать участие в озеленение территорий общего пользования за счет собственных средств по письменному согласию уполномоченного органа с указанием территории для высадки зеленых насаждений в соответствии с дендрологическим планом.

      47. Физические и юридические лица после осуществления высадки зеленых насаждений за счет собственных средств, передают данные о выполненных мероприятиях уполномоченному органу, а уполномоченный орган принимает зеленые насаждения и вносит их в реестр по учету зеленых насаждений.

      48. Деревья, подлежащие пересадке в соответствии с материалами инвентаризации и лесопатологического обследования зеленых насаждений, пересаживаются на участки в соответствии с письменным указанием уполномоченного органа.

      49. При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.

      50. В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается десятикратный размер компенсации, в соответствии с требованиями пункта 59 настоящих Правил.

      51. Восстановление деревьев производится на специальных участках согласно плану компенсационной посадки города и населенного пункта, при необходимости с заменой грунта на плодородную почву.

      52. При получении разрешения на вырубку деревьев производится компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев в десятикратном размере за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых был произведена вырубка.

      53. Компенсационная посадка и дальнейшая работа по уходу и содержанию на землях общего пользования проводятся организациями по озеленению, имеющие в своем штате специалистов в области озеленения.

      54. В случае гибели зеленых насаждений, находящихся на прилегающей территории, юридическое или физическое лицо, в ведении которого находится эта территория, производит компенсационную посадку в десятикратном размере.

      55. Уполномоченный орган один раз в год размещает на своем интернет-ресурсе информацию по проведенной компенсационной посадке за текущий период и перечень организаций по озеленению.

      56. Физическое или юридическое лицо, совершившее незаконную вырубку, уничтожение, повреждение деревьев или нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений, несет ответственность в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях и производит компенсационную посадку деревьев в пятидесятикратном размере.

      57. В случае незаконной вырубки, уничтожения, повреждения многолетних насаждений и (или) зеленых насаждений, занесенных в Перечень производиться компенсационная посадка зеленых насаждений того же вида (подвида) в стократном размере и предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 340 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

      58. Размер вреда за незаконную порубку, уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, произрастающих в черте городов или населенных пунктов, предусмотренный пунктом 4 Базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 441, исчисляется уполномоченным органом.

      59. Компенсационная посадка деревьев производится путем посадки саженцев лиственных пород высотой не менее 2,5 метров с комом или хвойных пород высотой не менее 2 метра с комом.

      Диаметр ствола от верхней корневой системы саженцев не менее 3 сантиметров, на высоте 1,3 метра стволовой части.

      60. Компенсационная посадка при вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа и (или) при незаконной вырубке, уничтожении или повреждении деревьев производится на территории в радиусе 1 километра от места вырубки, уничтожении или повреждении деревьев на участке указанным уполномоченным органом.

      При отсутствии свободного места для компенсационной посадки в радиусе 1 километра от места вырубки, территория компенсационной посадки указывается уполномоченным органом в письменном виде.

      61. При вынужденной вырубке деревьев компенсационная посадка производится на землях общего пользования с привлечением организации по озеленению.

      62. Компенсационная посадка деревьев осуществляется в соответствии с дендрологическим планом.

      63. В случае механического повреждения или уничтожения зеленых насаждений, произрастающих на землях общего пользования и на частных территориях в результате дорожно-транспортного происшествия, виновной стороной производится компенсационная посадка в пятикратном размере поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений путем высадки саженцев согласно пункту 59 настоящих Правил.

      64. После завершения работ по компенсационной посадке деревьев физические и юридические лица в течение одного месяца информируют в письменном виде уполномоченный орган об исполнении работ согласно плану компенсационной посадки.

      65. В соответствии с гарантийным письмом физические и юридические лица в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева) с момента компенсационной посадки проводят мероприятия по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 26 настоящих Правил.

      66. По истечении трех лет, физические и юридические лица, осуществившие компенсационную посадку, составляют совместно с уполномоченным органом акт приживаемости зеленых насаждений, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, и передают на баланс местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы для дальнейшего содержания.

      67. Уполномоченным органом прижившиеся деревья включаются в реестр зеленых насаждений.

      68. В случае гибели высаженных саженцев при компенсационной посадке, лица, в интересах которых была произведена вырубка производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейшие мероприятия по содержанию и защите за ними в течение трех лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения повторной посадки.

  Приложение 1 к правилам
содержания и защиты зеленых
насаждений территорий городов
и населенных пунктов
Актюбинской области
  Форма

Реестр зеленых насаждений на 1 января ____ года

      Распределение площади объектов (участков) зеленых насаждений по категориям земель, типам растительности и функциональному назначению

      Город/населенный пункт

      Административный район: (код) ___________________

      Ответственный владелец: _________________________

      Реестр зеленых насаждений

      Таблица

№ п/п инвентарный/ № паспорта зеленого насаждения

Функциональное назначение земель (категория насаждений)

Древесная растительность

Единичные деревья, штук

Группы, куртины, штука

Рощи сады, штук

Линейные насаждения, штук

Итого, штук







Кустарниковая растительность

Единичные, штук

Живая изгородь, погонный метр

Рядовые посадки, штук

Групповые посадки, штук

Всего погонный метр/штук







Открытые пространства

Цветники

Газоны

Летники, метр2

Многолетники, метр2

Контейнерные, штук

Вазон, метр2

Альпинарий, рокарий, метр2

Итого: метр2/ штук

Партерные, метр2

Обыкновенные, метр2

На почвенный покров, метр2

Итого: метр2/ штук











  Приложение 2 к правилам
содержания и защиты зеленых
насаждений территорий городов
и населенных пунктов
Актюбинской области
  Форма

Акт обследования зеленых насаждений

      "___" ___________ 20__года

№ п/п

Породный состав зеленых насаждений

Сохраняются

Вырубка по разрешению

Вырубка без разрешения

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1











2






















Всего:










Итого










      продолжение таблицы

Пересадка, кронировка (омолаживание)

Санитарная обрезка

Качественное (фактическое) состояние

Размер возмещения ущерба за единицу

Сумма ущерба исчисленного по размерам возмещения ущерба

Компенсационное восстановление, штук

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

штук

возраст, лет

диаметр ствола, сантиметр

месячный расчетный показатель

Тенге

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21









































      Настоящий акт составлен в _______экземплярах.

      Примечание: Акт обследования не является документом, дающим разрешение на вырубку или пересадку зеленых насаждений.

      Представитель физического или юридического лица

      ________________________________ подпись (Ф.И.О)

      (печать при наличии)

      Должностное лицо уполномоченного органа

      _____________________________________ подпись (Ф.И.О)

      (печать при наличии)

  Приложение 3 к правилам
содержания и защиты зеленых
насаждений территорий городов
и населенных пунктов
Актюбинской области
  Форма
  Руководителю местного
исполнительного органа
(областей, городов Нур-Султан,
Алматы и Шымкента, района,
города областного значения)
___________________________ (Фамилия, имя, отчество (при
его наличии) наименование
государственного органа)
  от _________________________ (Фамилия, имя, отчество (при
его наличии) – для физического
лица/ наименование
организации – для юридических
лиц и (или) по доверенности)
  (ИИН/БИН)
  Адрес ______________________
  (юридический адрес или место
проживания)
  контакты ___________________ (электронный адрес, телефон)

Гарантийное письмо

      __________________________________________________________________________

      (наименование физического или юридического лица)

      гарантирует произвести компенсационную посадку деревьев в количестве ____ штук, ___________ породы в течение шести месяцев с момента получения разрешения на вырубку деревьев, взамен деревьев в количестве _______ штук, _________ породы, которые будут вырублены для ____________________________________по адресу:

      (указывается причина) ______________________________________________________

      согласно акту обследования зеленых насаждений от " " 20 года.

      В случае гибели высаженных саженцев, гарантирует произвести повторную посадку.

      В течение трех лет с момента компенсационной посадки, гарантирует, проводить мероприятий по содержанию и защите саженцев, в соответствии с подпунктами 4), 5), 6), 7) и 8) пункта 26 Правил содержания и защиты зеленых насаждений и по истечению трех лет передать их на баланс местного исполнительного органа на основании акта приживаемости деревьев.

      __________________________________________________________________________

      (наименование физического или юридического лица)

      осведомлено, что за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений будет нести ответственность в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Дата: "___" ____________ 20__ года

      ______________________________________________________________

      ФИО и подпись руководителя (печать при наличии)

  Приложение 4 к правилам
содержания и защиты зеленых
насаждений территорий городов
и населенных пунктов
Актюбинской области
  Форма

Акт приживаемости зеленых насаждений

      "___" _________ 20___ года

      Адрес посаженных зеленых насаждений: ______________________________________

Наименование физического или юридического лица

Дата и номер разрешения или согласования

Количество вырубленных деревьев, штук

Количество пересаженных деревьев, штук

Общее количество компенсационной или инициативной посадки, штук, порода

Состояние

Количество саженцев к восстановлению, штук

Примечание

прижалось, штук

не прижились,штук

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1










Итого:








      Представитель физического или юридического лица

      ________________________________ подпись

      (Ф.И.О) (печать при наличии)

      Должностное лицо уполномоченного органа

      _____________________________________ подпись

      (Ф.И.О) (печать при наличии)

  Утверждены решением областного маслихата
от 11 декабря 2015 года № 349

Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области

      Сноска. Правила – в редакции решения маслихата Актюбинской области от 03.03.2017 № 118 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23-15) статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и определяют порядок благоустройства территории населенных пунктов для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство дворовых и общественных территорий.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      2. Исключен решением маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) благоустройство - совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;

      2) уборка территории - комплекс мероприятий, целью которых является сбор, удаление и обезвреживание отбросов (отходов), образующихся в населенном пункте в результате жизнедеятельности населения;

      3) внутридворовые территории - земли, используемые для установки малых архитектурных форм, детских, бельевых, контейнерных площадок, парковок автотранспорта, декоративных сооружений, проездов к дому, заездов во двор (при наличии в одном дворе нескольких землепользователей границы закрепленных территорий определяются пропорционально границам используемых территорий, либо по согласованию сторон);

      4) закрепленная территория - участок земли, закрепленный для уборки и содержания в границах, определенных настоящими Правилами.

      Объектами закрепления на территории города и населенного пункта являются:

      территория со стороны улиц от границ отведенных участков, ограниченная краем проезжей части;

      участки внутриквартальных территорий;

      территория, временно используемая для хранения, складирования и других целей;

      прилегающая территория;

      5) отведенная территория – участок земли, переданный землепользователю (юридическому или физическому лицу) во владение или для использования в соответствии с решениями уполномоченных органов на правах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан для размещения принадлежащих ему объектов;

      6) сооружение - искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также может иметь художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение;

      7) земли общего пользования – земли занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (инженерные системы общего пользования);

      8) места общего пользования – это территории, объекты, которые доступны или открыты для населения;

      9) несанкционированная свалка - самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, снега, льда, образованного в процессе деятельности физических или юридических лиц, независимо от форм собственности;

      10) содержание проезжей части - комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог, дорожных сооружений, отвечающих требованиям правил пользования автомобильными дорогами;

      11) улица (проезжая часть улицы) - автомобильная дорога в пределах границ населенных пунктов;

      12) договор на вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора – письменное соглашение, имеющее юридическую силу, заключенное между заказчиком и исполнителем на вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора;

      13) твердые бытовые отходы – коммунальные отходы в твердой форме;

      14) сбор и вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора - комплекс мероприятий, связанных с выгрузкой твердых бытовых отходов из контейнеров в спецавтотранспорт, очисткой контейнеров, зачисткой контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора, и транспортировка их с мест сбора мусора к объекту утилизации;

      15) фасад – наружная сторона здания или сооружения;

      16) контейнер – стандартная емкость для сбора твердых бытовых отходов;

      17) вывеска – информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а так же на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;

      18) отходы производства - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образовавшиеся в процессе производства и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;

      19) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;

      20) тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;

      21) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющий функции в сфере регулирования коммунального хозяйства;

      22) организация – физическое или юридическое лицо, специализирующиеся в области благоустройства;

      23) здание - искусственное строение, состоящее из несущих и ограждающих конструкций, образующих обязательный наземный замкнутый объем, в зависимости от функционального назначения, используемое для проживания или пребывания людей, выполнения производственных процессов, а также размещения и хранения материальных ценностей. Здание может иметь подземную часть;

      24) фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

      25) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);

      26) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и другим объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у физических или юридических лиц;

      27) крупногабаритный мусор - отходы потребления и хозяйственной деятельности (включая бытовую технику, мебель и прочие), утратившие свои потребительские свойства;

      28) маломобильные группы населения – лица пожилого возраста, с инвалидностью, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, информации или ориентировании в пространстве, в том числе использующие детские коляски и (или) кресла-коляски.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Благоустройство территорий городов и населенных пунктов

Параграф 1. Обеспечение чистоты и порядка

      4. Юридические и физические лица, садоводческие и гаражные кооперативы, кооперативы собственников квартир, участники кондоминиума, управляющие компании, соблюдают чистоту и поддерживают порядок на всей прилегающей территории своих объектов, в том числе на территориях частных домовладений, не допускают повреждения и разрушения элементов благоустройства (дорог, тротуаров, газонов, малых архитектурных форм, освещения, водоотвода).

      5. Не допускается прием шкур, металлов, аккумуляторов в том числе вторичного сырья в неустановленных для этих целей местах.

      6. Не допускается мойка автотранспортных средств в неустановленных для этих целей местах.

      7. Текущее санитарное содержание местности осуществляется организациями, специализирующихся в области благоустройства территории.

      7-1. Исключен решением маслихата Актюбинской области от 05.06.2020 № 532 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Физические и юридические лица всех организационно-правовых форм:

      1) обеспечивают санитарное содержание и благоустройство отведенной территории за счет своих средств самостоятельно либо путем заключения договоров с организациями;

      2) бережно относятся к объектам любой собственности, информируют соответствующие органы о случаях причинения ущерба объектам государственной собственности;

      3) содержат в технически исправном состоянии и чистоте таблички с указанием улиц и номеров домов;

      4) содержат ограждения (заборы) и малые архитектурные формы в надлежащем состоянии (покраска, побелка с внешней стороны ограждения (забора);

      5) не допускают установку ограждений для автотранспортных средств во внутридворовых территориях, а также самовольную установку на проезжей части дороги искусственных неровностей;

      6) не допускают размещение на землях общего пользования не исправных (аварийных) транспортных средств (прицепов) более 10 календарных дней.

Параграф 2. Организация уборки территорий

      9. Уборка и содержание мест общего пользования включают в себя следующие виды услуг:

      1) уборка и вывоз мелкого и бытового мусора и отходов;

      2) уборка и вывоз крупногабаритного мусора и отходов;

      3) подметание;

      4) покос и вывоз камыша, бурьяна, травы и иной дикорастущей растительности;

      5) текущий ремонт и окраска ограждений и малых архитектурных форм.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными решением маслихата Актюбинской области от 11.04.2018 № 278 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Уборка территорий общего пользования, занятых парками, скверами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами, в том числе расположенными на них тротуарами, пешеходными зонами, лестничными сходами производится физическими и юридическими лицами и субъектами закрепления территорий, у которых данные объекты находятся на обслуживании и эксплуатации.

      11. Физические и юридические лица, независимо от форм собственности, заключают договор с субъектом, осуществляющим на регулярный основе вывоз снега, санитарную очистку и уборку прилегающей территории (автостоянки, боксовые гаражи, ангары, складские подсобные строения, сооружения, объекты торговли и услуг) или же производят ее самостоятельно.

      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. Уборка тротуаров, расположенных вдоль улиц и проездов, остановочных площадок пассажирского транспорта производится организациями, ответственными за уборку и содержание проезжей части.

      13. Уборка и мойка остановочных комплексов и прилегающих к ним территорий на остановочных площадках общественного пассажирского транспорта, территорий платных автостоянок, гаражей, а также подъездных путей, прилегающей территории осуществляются их владельцами.

      14. Вывоз строительного мусора при проведении дорожно-ремонтных работ производится организациями, производящими эти работы.

      15. Во избежание засорения водосточной сети не допускается сброс мусора в водосточные коллекторы, дождеприемные колодцы и арычную систему.

      16. Владельцы и эксплуатирующие организации надземных инженерных сооружений обеспечивают санитарное содержание прилегающей территории в границах охранных зон инженерных сетей.

Параграф 3. Особенности уборки территории городов и населенных пунктов в осенне-зимний период

      17. Период осенне-зимней уборки устанавливается с октября по апрель.

      18. Зимняя уборка дорог включает:

      очистку дорожного покрытия от неуплотненного, свежевыпавшего и уплотненного снега, снежно – ледяного наката и льда;

      удаление (перемещение) снега и скола, собранных при уборке дорожных покрытий с площадей, предназначенных для движения транспорта и пешеходов;

      ликвидацию гололедных пленок, резко понижающих коэффициент сцепления колес транспорта с дорожным покрытием, с применением противогололедного материала.

      Сгребание и подметание снега производят с таким интервалом, чтобы слой снега на дорогах не превышал 4-5 сантиметров. Уборку снега необходимо производить не позднее чем через 4 часа после начала снегопада, повторно с тем же интервалом при продолжении снегопада и в конце снегопада.

      Вывоз снега должен производится в следующие сроки:

      при выпадении снежного покрова толщиной менее 6 сантиметров на важнейших магистралях – не более чем за двое суток, на остальных – не более четырех суток;

      при выпадении снега более 6 сантиметров – соответственно не более чем за четыре суток или семь суток.

      19. При уборке дорог в парках, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленных для этих целей площадках при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.

      20. В зимний период дорожки, садовые скамейки, урны, прочие элементы и малые архитектурные формы, а также пространство перед ними и с боков, подходы к ним очищаются от снега и наледи.

      Наледь на тротуарах и проезжей части дорог, образовавшаяся в результате аварий на инженерных сетях, скалывается и убирается юридическими и (или) физическими лицами - владельцами сетей.

      Сколотый лед вывозится в установленные места.

      21. Вывоз снега с улиц и проездов осуществляется на установленные места, определенные местным исполнительным органом.

      22. Места временного складирования снега после снеготаяния очищаются от мусора и благоустраиваются юридическими и (или) физическими лицами, отвечающими за складирование снега.

      23. Тротуары и лестничные сходы мостов очищаются на всю ширину асфальто - бетонного покрытия от свежевыпавшего и уплотненного снега (снежно-ледяных образований), в период интенсивного снегопада обрабатываются противогололедными материалами.

      24. Внутридворовые территории очищаются от снега и наледи до асфальта. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка мелким песком. Использование поваренной соли для борьбы с гололедом не допускается.

      25. Снег, счищаемый с дворовых территорий, внутриквартальных проездов и прилегающей территории объектов предпринимательства необходимо вывозить, не допуская складирование на землях общего пользования.

      26. В зимнее время владельцами и арендаторами зданий организуется своевременная очистка ступенек, пандусов, кровель от снега, наледи и сосулек. При этом на пешеходных зонах предварительно устанавливаются специальные ограждения. Очистка крыш зданий от снега, наледеобразований со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенной в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель производится на внутренние дворовые территории. Перед сбросом снега проводятся охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения пешеходов. Сброшенный с кровель зданий снег и ледяные сосульки немедленно убираются к краю проезжей части и размещаются для последующего вывоза юридическими и (или) физическими лицами, убирающим проезжую часть улицы.

      27. Не допускается сброс снега, льда и мусора в воронки водосточных труб.

Параграф 4. Особенности уборки территории городов и населенных пунктов в весеннее - летний период

      28. Период весенне - летней уборки устанавливается с апреля по октябрь.

      Весенне-летняя уборка предусматривает мойку, поливку и подметание проезжей части улиц, тротуаров, площадей.

      29. Подметание дорожных покрытий, осевых и резервных полос, улиц и проездов осуществляется с предварительным увлажнением дорожных покрытий на магистралях и улицах с интенсивным движениям транспорта в ночное время, на остальных улицах в дневное время.

      30. При проведении уборки проезжая часть, тротуары, обочины полностью очищаются от всякого рода загрязнений, различного мелкого мусора, от грунтовых наносов и крупногабаритного мусора.

      Подметание внутридворовых территорий и тротуаров от мелкого бытового мусора, пыли, их мойка осуществляется кооперативыми собственников квартир (далее - КСК), домовыми комитетами.

Параграф 5. Сбор и вывоз отходов

      31. Физические и юридические лица, в результате деятельности которых, образуются коммунальные отходы, обеспечивают их безопасное обращение с момента образования и складирование их в контейнеры для сбора коммунальных отходов (далее - контейнеры).

      Сноска. Пункт 31 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32. Управление коммунальными отходами регулируется нормами Правил управления коммунальными отходами, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 26341).

      Сноска. Пункт 32 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-1. Вывоз коммунальных отходов у юридических лиц, иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории городов и населенных пунктов, а также у владельцев квартир и квартиросъемщиков, индивидуальных жилых домов производится мусоровывозящими организациями на договорной основе, выигравшими конкурс (тендер) по вывозу отходов, проводимым уполномоченным органом в области жилищно – коммунального хозяйства.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-1 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-2. Вывоз крупногабаритного мусора (отходов) производится самими предприятиями, учреждениями и физическими лицами, либо мусоровывозящими предприятими на основании договора.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-2 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-3. Местные исполнительные органы на территории многоэтажных жилых домов размещают специальные площадки для контейнеров, с обеспечением доступа для специализированных транспортных средств.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-3 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-4. Физическим и юридическим лицам не допускается:

      1) выставление тары с мусором и бытовыми отходами на улицах, местах общего пользования, лестничных площадках;

      2) создание свалок, закапывание мусора в землю, за исключением специализированных мест;

      3) загрязнение территории контейнерных площадок, помещение в контейнеры и складирование на площадках и прилегающих к ним территориях, мусора, не относящегося к твердо-бытовым отходам;

      4) сброс в выгребные ямы строительного мусора, отходов производства, тары;

      5) складирование мусора на прилегающей территории к индивидуальным жилым домам, зданиям и сооружениям.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-4 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-5. Физические и юридические лица выгреб дворовых уборных ям очищают по мере их заполнения.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-5 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-6. Собственники индивидуальных жилых домов и нежилых строений вправе иметь контейнеры для сбора золы.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-6 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-7. Вывоз строительного мусора, скола асфальта при проведении дорожно-ремонтных работ производится организациями, производящими работы на главных магистралях города, – незамедлительно, на остальных улицах и во дворах – в течение суток.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-7 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-8. Уборка мусора с акваторий рек, водоемов, каналов на территории города и содержание территорий, прилегающих к ним, обеспечивается обслуживающими организациями.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-8 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-9. Физическими и юридическими лицами не допускается складирование тары на прилегающей территории к газонам, к киоскам и другим объектам торговли, на крышах торговых палаток.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-9 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32-10. Организация строительных площадок, участков для работ производится физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями строительных норм Республикик Казахстан.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 32-10 в соответствии с решением маслихата Актюбинской области от 08.12.2017 № 219 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      33. Не допускается сжигание твердо-бытовых отходов.

      34. Исключен решением маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      35. На территории домовладений располагаются специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для специализированного транспорта в соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления", утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21934).

      Сноска. Пункт 35 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      36. В контейнеры и на контейнерные площадки допускается сброс и складирование только коммунальных отходов.

      Сноска. Пункт 36 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      37. Исключен решением маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      38. Контейнеры после опорожнения обрабатываются дезинфицирующим раствором на местах или заменяются чистыми, прошедшими обработку на местах опорожнения.

      Места обработки контейнеров необходимо оборудовать установками для чистки, мойки и дезинфекции с подводкой горячей и холодной воды, организацией стока.

      Сноска. Пункт 38 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      39. Жидкие бытовые отходы и крупногабаритный мусор не подлежит сбросу в мусоропровод.

      40. Эксплуатацию мусоропровода осуществляет эксплуатирующая организация, в ведении которой находится жилой дом.

      41. Исключен решением маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      42. Организация, эксплуатирующие и обслуживающие контейнерные площадки и контейнеры:

      1) обеспечивают надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок, контейнеров и прилегающих к ним территорий;

      2) производят своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров;

      3) принимают меры по обеспечению контейнерные площадки и контейнеры регулярной мойки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации против мух и грызунов.

      Сноска. Пункт 42 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      43. Уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в специализированный транспорт, осуществляющего транспортировку коммунальных отходов, производят работники организации, которые их вывозят.

      Сноска. Пункт 43 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 14.12.2022 № 162 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      44. На вокзалах, рынках, в аэропорту, парках, зонах отдыха, на площадях, в учреждениях образования, здравоохранения, на улицах, остановках общественного пассажирского транспорта, у входа в объекты предпринимательства устанавливаются урны для мусора. Урны устанавливаются на расстоянии не менее 50 метров одна от другой в местах массового посещения населения, во дворах, в парках, на площадях на расстоянии от 10 до 100 метров. На остановках пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты устанавливается по две урны.

      45. Установка, очистка и мойка урн производятся организациями, эксплуатирующими территории, либо во владении или пользовании которых находятся территории. Очистка урн производится по мере их заполнения, но не реже одного раза в день.

      Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

Параграф 6. Благоустройство улиц, жилых кварталов и микрорайонов

      46. Территории городов и населенных пунктов при благоустройстве обеспечиваются оптимальными условиями и средствами доступа для всех категорий населения, включая маломобильные группы населения к местам общего пользования, жилого и рекреационного назначения, а также к объектам транспортной инфраструктуры в соответствии государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденных в соответствии с подпунктом 23-16) статьи 20 Закона.

      Сноска. Пункт 46 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 05.06.2020 № 532 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      47. Все виды работ по благоустройству территорий городов и населенных пунктов, предусмотренные проектной (проектно-сметной) документацией, выполняются по утвержденным проектам. Данные виды работ осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

      Сноска. Пункт 47 - в редакции решения маслихата Актюбинской области от 05.06.2020 № 532 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      48. Организациями, в ведении которых находятся подземные коммуникации, осуществляется контроль за наличием и содержанием в исправном состоянии крышек люков, колодцев, расположенных на проезжей части улиц и тротуаров, в случае их повреждения или разрушения немедленно ограждаются и в течение одного дня ими восстанавливаются.

      49. Все юридические и физические лица, производящие земляные и прочие работы, связанные с разрушением дорожных покрытий, тротуаров, газонов и других объектов, элементов хозяйства на территории населенных пунктов области, получают разрешение на производство работ в соответствующем местном исполнительном органе.

      50. Проведение работ при строительстве, ремонте, реконструкции коммуникаций без разрешения признается самовольным проведением земляных работ.

Параграф 7. Содержание фасадов зданий и сооружений

      51. Физические и юридические лица, в ведении которых находятся здания и сооружения, собственники зданий и сооружений обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов указанных объектов и их отдельных элементов (балконы, лоджии, водосточные трубы), а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски. Производится световое оформление объектов организаций и предприятий независимо от форм собственности.

      52. На фасадах многоэтажных жилых домов выходящих на улицы не допускается размещение спутниковых антенн.

      53. Самовольное переоборудование фасадов зданий и конструктивных элементов не допускается.

      54. При размещении вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений, в том числе на объектах малого и среднего бизнеса не допускается:

      1) перекрытие оконных и дверных проемов

      2) размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада;

      3) размещение вывесок на лоджиях и балконах;

      4) размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов, в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине;

      5) размещение вывесок на расстоянии менее двух метров от установленных мемориальных досок;

      6) перекрытие указателей наименований улиц и номеров домов;

      7) размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки);

      8) размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах).

      55. Вывески могут состоять из:

      1) информационного поля (текстовой части);

      2) декоративно-художественных элементов.

      Высота декоративно-художественных элементов не должна превышать высоту текстовой части вывески более чем в полтора раза.

      56. Вывески, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений и сооружений, должны соответствовать следующим требованиям:

      1) вывески должны размещаться в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте).

      2) при размещении вывесок в пределах 70 процентов от длины фасада в виде комплекса идентичных взаимосвязанных элементов (информационное поле (текстовая часть) и декоративно - художественные элементы) максимальный размер каждого из указанных элементов не может превышать 10 метров в длину;

      3) при наличии на фасаде объекта фриза настенная вывеска размещается исключительно на фризе, на всю высоту фриза;

      4) при наличии на фасаде объекта козырька, вывеска может быть размещена на фризе козырька, строго в его указанных габаритах;

      5) оформление витрин и окон производится в соответствии со следующими требованиями: максимальный размер витринных конструкций (включая электронные носители – экраны), размещаемых в витрине с внутренней стороны остекления витрины, не должен превышать половины размера остекления витрины по высоте и половины размера остекления витрины по длине;

      6) витрины должны быть без повреждений, содержаться в чистоте.

      57. Размещение вывесок на крышах зданий, строений, сооружений допускается при условии, если субъект предпринимательства является собственником, либо имеет договор о размещении вывесок с собственником зданий, строений, сооружений.

      58. Вывески должны содержаться в технически исправном состоянии, быть очищенными от грязи и иного мусора.

      59. При демонтаже вывески на крышных установках необходимо демонтировать конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и другие).

      60. Эскизы размещения вывесок подлежат согласованию с местными исполнительными органами в сфере архитектуры и градостроительства и развития языков.

Параграф 8. Содержание наружного освещения и фонтанов

      61. Включение наружного освещения улиц, дорог, площадей, набережных и иных освещаемых объектов производится при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 люкс, а отключение в утренние сумерки при ее повышении до 10 люкс по графику, утвержденному местным исполнительным органом.

      62. Элементы устройств наружного освещения и контактной сети, металлические опоры, кронштейны содержатся в чистоте, не имеют очагов коррозии и окрашиваются. Замена перегоревших светильников осуществляется соответствующими организациями.

      63. Процент не горения светильников на площадях, магистралях и улицах, дворовых территориях не должен превышать 5 процентов от общей их численности на определенной территории.

      64. Замена и ремонт элементов освещения и декоративной подсветки осуществляется на центральных улицах в течении суток, на остальных участках в течении трех суток.

      65. Вышедшие из строя газоразрядные лампы, содержащие ртуть хранятся в специально отведенных для этих целей помещениях и вывозятся на специальные предприятия для их утилизации. Указанные типы ламп на полигон не вывозятся.

      66. Вывоз сбитых опор освещения и контактной сети электрифицированного транспорта осуществляется владельцем опоры на основных магистралях незамедлительно, на остальных территориях, а также демонтируемых опор – в течение суток.

      67. Уполномоченный орган обеспечивает надлежащее состояние и эксплуатацию фонтанов находящийся в коммунальной собственности.

      68. Сроки включения фонтанов, режимы их работы, график промывки и очистки чаш, технологические перерывы и окончание работы определяются уполномоченным органом.

      69. В период работы фонтанов очистка водной поверхности от мусора производится ежедневно. Эксплуатирующие организации содержат фонтаны в чистоте также в период их отключения.

Глава 3. Заключительные положения

      70. Контроль за соблюдением настоящих Правил и принятие мер в пределах своей компетенции осуществляют органы внутренних дел, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов.

      71. Физические и юридические лица, допустившие нарушение настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

  Приложение к решению
областного маслихата
от 11 декабря 2015 года № 349

Перечень утративших силу некоторых решений областного маслихата

      1. Решение областного маслихата от 21 ноября 2012 года № 71 "О Правилах благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3462, опубликованное 21 декабря 2012 года в газетах "Ақтөбе" и "Актюбинский вестник");
      2. Решение областного маслихата от 15 августа 2014 года № 232 "О Правилах содержания и защиты зеленых насаждений в населенных пунктах Актюбинской области" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4037, опубликованное 30 сентября 2014 года в газетах "Ақтөбе" и "Актюбинский вестник");
      3. Решение областного маслихата от 10 декабря 2014 года № 264 "О внесении изменений и дополнений в решение областного маслихата от 21 ноября 2012 года № 71 "О Правилах благоустройства территорий городов и населенных пунктов Актюбинской области" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4139, опубликованное 05 января 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет");
      4. Решение областного маслихата от 10 декабря 2014 года № 265 "О внесении изменений и дополнений в решение областного маслихата от 15 августа 2014 года № 232 "О Правилах содержания и защиты зеленых насаждений в населенных пунктах Актюбинской области" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4124, опубликованное 30 декабря 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет").