Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области государственной статистики

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 795. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 января 2016 года № 12921

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить:
      1) критерии оценки степени риска в области государственной статистики согласно приложению 1 к настоящему приказу;
      2) проверочный лист в области государственной статистики согласно приложению 2 к настоящему приказу.
      2. Комитету по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции
Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Министерства национальной экономики Республики Казахстан и Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      национальной экономики
      Республики Казахстан                       Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета по правовой
      статистике и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      ______________ С. Айтпаева
      28 декабря 2015 год

Приложение 1         
к приказу Министра      
национальной экономики    
Республики Казахстан     
от 26 декабря 2015 года № 795

Критерии оценки степени риска
в области государственной статистики

1. Общие положения

      1. Критерии оценки степени риска в области государственной статистики (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О государственной статистике» (далее – Закон) и Методикой  формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, форм обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов, утвержденной приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 «Об утверждении Методики формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, форм обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389), для отнесения проверяемых субъектов проверки в области государственной статистики к степеням риска.
      2. В настоящих Критериях используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие понятия:
      1) замечания при ведении похозяйственного учета – замечания по несоблюдению требований Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 июня 2010 года № 136 «Об утверждении Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6334) (далее – Методология), утвержденной в соответствии с подпунктом 5 статьи 12 Закона;
      2) значительные нарушения – нарушения, связанные с непредставлением административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет);
      неприменением национальных классификаторов, разработанных ведомством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;
      несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных программного обеспечения для ведения электронного похозяйственного учета (далее – ПО ЭПХУ) с базой данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – БД ИСЖ) (от 5% до 15%), ПО ЭПХУ со статистическим регистром жилищного фонда (далее – СРЖФ) (от 5% до 15%);
      3) незначительные нарушения – нарушения, связанные с несоблюдением требований Инструкции по согласованию форм административного учета, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 13 апреля 2012 года № 89 «Об утверждении Инструкции по согласованию форм, предназначенных для сбора административных данных» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7658) (далее – Инструкция);
      наличием неактуальных (необновленных) административных данных, публикуемых на официальных Интернет - ресурсах административных источников;
      несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (менее 5%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (менее 5%);
      4) база данных по идентификации сельскохозяйственных животных Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан – часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая государственными ветеринарными организациями;
      5) нарушение в области государственной статистики – действие или бездействие субъекта, повлекшее за собой нарушение норм законодательства Республики Казахстан;
      6) риск в области государственной статистики – вероятность причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства в результате использования недостоверных данных при формировании официальной статистической информации;
      7) проверяемые субъекты в области государственной статистики (далее – проверяемые субъекты) – административные источники, к которым относятся центральные и местные исполнительные органы, акимы поселка, села, сельского округа, Национальный Банк Республики Казахстан, осуществляющие сбор учетных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      8) грубые нарушения – нарушения, связанные со сбором административных данных по несогласованной форме, предназначенной для сбора административных данных (далее – форма административного учета), в том числе по результатам предыдущих проверок;
      применением несогласованной методики расчета показателей, в том числе по результатам предыдущих проверок;
      представлением недостоверных административных данных;
      несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (свыше 15%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (свыше 15%);
      несоблюдением установленных требований ведомства по ведению похозяйственного учета на основе предыдущих проверок (имелось 5 и более замечаний);
      9) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый ведомством уполномоченного органа в области государственной статистики с целью назначения проверок;
      10) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
      11) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя только те требования к деятельности проверяемых субъектов, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
      12) уполномоченный орган – ведомство уполномоченного органа, осуществляющее руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
      13) программное обеспечение для ведения электронного похозяйственного учета – прикладное программное обеспечение, позволяющее акиму поселка, села, сельского округа осуществлять ввод, корректировку и хранение данных похозяйственного учета, а также формировать агрегированные данные на основе введенной информации.
      3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области государственной статистики формируются посредством субъективных критериев.

2. Субъективные критерии

      4. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
      1) формирование базы данных, с отражением выявленных нарушений по проверяемым субъектам;
      2) анализ информации из базы данных, с целью определения субъектов, подлежащих включению в Список выборочных проверок.
      5. Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
      1) результаты форм контроля в виде мониторинга, анализа и сопоставления данных полученных из официальных источников, в том числе официальных Интернет – ресурсов государственных органов;
      2) результаты предыдущих проверок. Степень тяжести нарушения (грубое, значительное, незначительное) устанавливается при несоблюдении требований, отраженных в проверочных листах.
      Сопоставление информации при уточнении достоверности данных похозяйственного учета производится в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев.
      6. На основании имеющихся источников информации, определяются степени рисков по субъективным критериям, согласно приложению к настоящим Критериям.
      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
      7. Субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубое, значительное и незначительное.
      8. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
      Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
      При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
      Если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
      Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
      где:
      Рз – показатель значительных нарушений;
      Р1 – общее количество значительных нарушений;
      Р2 – количество выявленных значительных нарушений.
      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
      Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
      где:
      Рн – показатель незначительных нарушений;
      Р1 – общее количество незначительных нарушений;
      Р2 – количество выявленных незначительных нарушений.
      Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
      Р = Рз + Рн
      где:
      Р – общий показатель степени риска;
      Рз – показатель значительных нарушений;
      Рн – показатель незначительных нарушений.
      По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
      2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
      Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не чаще одного раза в год.
      9. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
      Комитет направляет утвержденные Списки выборочных проверок в территориальные органы статистики, которые осуществляют регистрацию акта о назначении проверки в территориальных подразделениях уполномоченного органа по правовой статистике.
      10. Списки выборочных проверок по проведению уточнения достоверности данных похозяйственного учета формируются ведомством по результатам мониторинга сопоставимости данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ и с СРЖФ, в разрезе областей, который определяется на основе субъективных критериев оценки степени рисков. Сопоставление производится два раза в год по состоянию на соответствующую дату начала отчетного периода по следующим показателям:
      по количеству поголовья скота (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи);
      по количеству жилых домов в сельских населенных пунктах;
      по размеру общей площади жилых домов в сельских населенных пунктах;
      несоблюдение требований Методологии при ведении похозяйственного учета на основе предыдущих проверок.
      11. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
      1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
      2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.

Приложение            
к Критериям оценки степени риска
в области государственной 
статистики           

                          Субъективные критерии

Критерии

Степень нарушения

Результаты форм контроля в виде мониторинга, анализа и сопоставления данных полученных из официальных источников, в т.ч. официальных Интернет – ресурсов государственных органов

1

Сбор административных данных по несогласованной форме

грубое

2

Применение несогласованной методики расчета показателей

грубое

3

Неприменение национальных классификаторов, разработанных ведомством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования

значительное

4

Представление недостоверных административных данных

грубое

5

Непредставление административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством

значительное

6

Несоблюдение требования Инструкции по обеспечению содержания титульного листа к форме административного учета

незначительное

7

Несоблюдение требования Инструкции по обеспечению пояснения по заполнению формы административного учета

незначительное

8

Несоблюдение требования Инструкции по обеспечению применяемости формы административного учета

незначительное

9

Несопоставимость административных данных с данными других официальных источников

значительное

10

Неактуальность (необновленность) административных данных публикуемых на официальных Интернет – ресурсах административных источников

незначительное

11

Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) свыше 15 %

грубое

12

Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) от 5% до 15%

значительное

13

Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) менее 5%

незначительное

14

Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) свыше 15 %

грубое

15

Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) от 5% до 15%

значительное

16

Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) менее 5%

незначительное

Результаты предыдущих проверок
(степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдения перечисленных требований)

17

Соблюдение требования по согласованию с Комитетом формы административного учета

грубое

18

Соблюдение требования по согласованию с Комитетом методики расчета показателей

грубое

19

Соблюдение требования по применению национальных классификаторов

значительное

20

Соблюдение требования по обеспечению достоверности административных данных

грубое


21

Соблюдение требования по представлению административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством

значительное



22

Соблюдение требования Инструкции по обеспечению содержания титульного листа к форме административного учета

незначительное


23

Соблюдение требования Инструкции по обеспечению пояснения по заполнению формы административного учета

незначительное

24

Соблюдение требования Инструкции по обеспечению применяемости формы административного учета

незначительное

25

Соблюдение требований Методологии при ведении

похозяйственного учета на основе предыдущих проверок имелось 5 и более замечаний

грубое

Приложение 2        
к приказу Министра     
национальной экономики  
Республики Казахстан   
от 26 декабря 2015 года № 795

Проверочный лист

в сфере/в области/за ________________________________________________
           (в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского
                              Кодекса Республики Казахстан)
в отношении _________________________________________________________
      (наименование однородной группы проверяемых субъектов(объектов)
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
                                           (№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1

Соблюдение требования по согласованию с Комитетом формы административного учета





2

Соблюдение требования по согласованию с Комитетом методики расчета показателей





3

Соблюдение требования по применению национальных классификаторов





4

Соблюдение требования по обеспечению достоверности административных данных





5

Соблюдение требования по представлению административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством





6

Соблюдение требования Инструкции по обеспечению содержания титульного листа к форме административного учета





7

Соблюдение требования Инструкции по обеспечению пояснения по заполнению формы административного учета





8

Соблюдение требования Инструкции по обеспечению применяемости формы административного учета





9

Соблюдение требований Методологии при ведении похозяйственного учета, в том числе отсутствие расхождения данных поголовья скота ПО ЭПХУ с его фактическим наличием в домашнем хозяйстве (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) и отсутствие расхождения данных ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах)





Должностное (ые) лицо (а) _____________________ _________
                                (должность)     (подпись)
                          ___________________________________________
                           (фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Руководитель
проверяемого субъекта _______________________________________________
                (фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
_________
(подпись)