В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области государственной статистики согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочный лист в области государственной статистики согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции
Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Министерства национальной экономики Республики Казахстан и Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
национальной экономики
Республики Казахстан Е. Досаев
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
______________ С. Айтпаева
28 декабря 2015 год
Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 декабря 2015 года № 795
Критерии оценки степени риска
в области государственной статистики
1. Общие положения
1. Критерии оценки степени риска в области государственной статистики (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О государственной статистике» (далее – Закон) и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, форм обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов, утвержденной приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 «Об утверждении Методики формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, форм обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389), для отнесения проверяемых субъектов проверки в области государственной статистики к степеням риска.
2. В настоящих Критериях используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие понятия:
1) замечания при ведении похозяйственного учета – замечания по несоблюдению требований Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 июня 2010 года № 136 «Об утверждении Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6334) (далее – Методология), утвержденной в соответствии с подпунктом 5 статьи 12 Закона;
2) значительные нарушения – нарушения, связанные с непредставлением административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет);
неприменением национальных классификаторов, разработанных ведомством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;
несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных программного обеспечения для ведения электронного похозяйственного учета (далее – ПО ЭПХУ) с базой данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – БД ИСЖ) (от 5% до 15%), ПО ЭПХУ со статистическим регистром жилищного фонда (далее – СРЖФ) (от 5% до 15%);
3) незначительные нарушения – нарушения, связанные с несоблюдением требований Инструкции по согласованию форм административного учета, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 13 апреля 2012 года № 89 «Об утверждении Инструкции по согласованию форм, предназначенных для сбора административных данных» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7658) (далее – Инструкция);
наличием неактуальных (необновленных) административных данных, публикуемых на официальных Интернет - ресурсах административных источников;
несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (менее 5%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (менее 5%);
4) база данных по идентификации сельскохозяйственных животных Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан – часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая государственными ветеринарными организациями;
5) нарушение в области государственной статистики – действие или бездействие субъекта, повлекшее за собой нарушение норм законодательства Республики Казахстан;
6) риск в области государственной статистики – вероятность причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства в результате использования недостоверных данных при формировании официальной статистической информации;
7) проверяемые субъекты в области государственной статистики (далее – проверяемые субъекты) – административные источники, к которым относятся центральные и местные исполнительные органы, акимы поселка, села, сельского округа, Национальный Банк Республики Казахстан, осуществляющие сбор учетных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
8) грубые нарушения – нарушения, связанные со сбором административных данных по несогласованной форме, предназначенной для сбора административных данных (далее – форма административного учета), в том числе по результатам предыдущих проверок;
применением несогласованной методики расчета показателей, в том числе по результатам предыдущих проверок;
представлением недостоверных административных данных;
несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (свыше 15%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (свыше 15%);
несоблюдением установленных требований ведомства по ведению похозяйственного учета на основе предыдущих проверок (имелось 5 и более замечаний);
9) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый ведомством уполномоченного органа в области государственной статистики с целью назначения проверок;
10) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
11) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя только те требования к деятельности проверяемых субъектов, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
12) уполномоченный орган – ведомство уполномоченного органа, осуществляющее руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;
13) программное обеспечение для ведения электронного похозяйственного учета – прикладное программное обеспечение, позволяющее акиму поселка, села, сельского округа осуществлять ввод, корректировку и хранение данных похозяйственного учета, а также формировать агрегированные данные на основе введенной информации.
3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области государственной статистики формируются посредством субъективных критериев.
2. Субъективные критерии
4. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных, с отражением выявленных нарушений по проверяемым субъектам;
2) анализ информации из базы данных, с целью определения субъектов, подлежащих включению в Список выборочных проверок.
5. Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты форм контроля в виде мониторинга, анализа и сопоставления данных полученных из официальных источников, в том числе официальных Интернет – ресурсов государственных органов;
2) результаты предыдущих проверок. Степень тяжести нарушения (грубое, значительное, незначительное) устанавливается при несоблюдении требований, отраженных в проверочных листах.
Сопоставление информации при уточнении достоверности данных похозяйственного учета производится в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев.
6. На основании имеющихся источников информации, определяются степени рисков по субъективным критериям, согласно приложению к настоящим Критериям.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
7. Субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубое, значительное и незначительное.
8. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
Если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (
Р2 х 100/
Р1) х 0,7
где:
Рз – показатель значительных нарушений;
Р1 – общее количество значительных нарушений;
Р2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (
Р2 х 100/
Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель незначительных нарушений;
Р1 – общее количество незначительных нарушений;
Р2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
Р =
Рз +
Рн
где:
Р – общий показатель степени риска;
Рз – показатель значительных нарушений;
Рн – показатель незначительных нарушений.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не чаще одного раза в год.
9. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
Комитет направляет утвержденные Списки выборочных проверок в территориальные органы статистики, которые осуществляют регистрацию акта о назначении проверки в территориальных подразделениях уполномоченного органа по правовой статистике.
10. Списки выборочных проверок по проведению уточнения достоверности данных похозяйственного учета формируются ведомством по результатам мониторинга сопоставимости данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ и с СРЖФ, в разрезе областей, который определяется на основе субъективных критериев оценки степени рисков. Сопоставление производится два раза в год по состоянию на соответствующую дату начала отчетного периода по следующим показателям:
по количеству поголовья скота (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи);
по количеству жилых домов в сельских населенных пунктах;
по размеру общей площади жилых домов в сельских населенных пунктах;
несоблюдение требований Методологии при ведении похозяйственного учета на основе предыдущих проверок.
11. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение
к Критериям оценки степени риска
в области государственной
статистики
Субъективные критерии
№ |
Критерии |
Степень нарушения |
Результаты форм контроля в виде мониторинга, анализа и сопоставления данных полученных из официальных источников, в т.ч. официальных Интернет – ресурсов государственных органов |
||
1 |
Сбор административных данных по несогласованной форме |
грубое |
2 |
Применение несогласованной методики расчета показателей |
грубое |
3 |
Неприменение национальных классификаторов, разработанных ведомством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования |
значительное |
4 |
Представление недостоверных административных данных |
грубое |
5 |
Непредставление административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством |
значительное |
6 |
Несоблюдение требования Инструкции по обеспечению содержания титульного листа к форме административного учета |
незначительное |
7 |
Несоблюдение требования Инструкции по обеспечению пояснения по заполнению формы административного учета |
незначительное |
8 |
Несоблюдение требования Инструкции по обеспечению применяемости формы административного учета |
незначительное |
9 |
Несопоставимость административных данных с данными других официальных источников |
значительное |
10 |
Неактуальность (необновленность) административных данных публикуемых на официальных Интернет – ресурсах административных источников |
незначительное |
11 |
Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) свыше 15 % |
грубое |
12 |
Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) от 5% до 15% |
значительное |
13 |
Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) менее 5% |
незначительное |
14 |
Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) свыше 15 % |
грубое |
15 |
Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) от 5% до 15% |
значительное |
16 |
Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) менее 5% |
незначительное |
Результаты предыдущих проверок |
||
17 |
Соблюдение требования по согласованию с Комитетом формы административного учета |
грубое |
18 |
Соблюдение требования по согласованию с Комитетом методики расчета показателей |
грубое |
19 |
Соблюдение требования по применению национальных классификаторов |
значительное |
20 |
Соблюдение требования по обеспечению достоверности административных данных |
грубое |
21 |
Соблюдение требования по представлению административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством |
значительное |
22 |
Соблюдение требования Инструкции по обеспечению содержания титульного листа к форме административного учета |
незначительное |
23 |
Соблюдение требования Инструкции по обеспечению пояснения по заполнению формы административного учета |
незначительное |
24 |
Соблюдение требования Инструкции по обеспечению применяемости формы административного учета |
незначительное |
25 |
Соблюдение требований Методологии при ведении похозяйственного учета на основе предыдущих проверок имелось 5 и более замечаний |
грубое |
Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 декабря 2015 года № 795
Проверочный лист
в сфере/в области/за ________________________________________________
(в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского
Кодекса Республики Казахстан)
в отношении _________________________________________________________
(наименование однородной группы проверяемых субъектов(объектов)
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Соблюдение требования по согласованию с Комитетом формы административного учета |
||||
2 |
Соблюдение требования по согласованию с Комитетом методики расчета показателей |
||||
3 |
Соблюдение требования по применению национальных классификаторов |
||||
4 |
Соблюдение требования по обеспечению достоверности административных данных |
||||
5 |
Соблюдение требования по представлению административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством |
||||
6 |
Соблюдение требования Инструкции по обеспечению содержания титульного листа к форме административного учета |
||||
7 |
Соблюдение требования Инструкции по обеспечению пояснения по заполнению формы административного учета |
||||
8 |
Соблюдение требования Инструкции по обеспечению применяемости формы административного учета |
||||
9 |
Соблюдение требований Методологии при ведении похозяйственного учета, в том числе отсутствие расхождения данных поголовья скота ПО ЭПХУ с его фактическим наличием в домашнем хозяйстве (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) и отсутствие расхождения данных ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) |
Должностное (ые) лицо (а) _____________________ _________
(должность) (подпись)
___________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Руководитель
проверяемого субъекта _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
_________
(подпись)