Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 декабря 2015 года № 12562.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 23) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.

      2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет";

      3) направление копии настоящего приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан;

      4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.

Министр энергетики


Республики Казахстан

В. Школьник

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр сельского хозяйства

      Республики Казахстан

      ______________ А. Мамытбеков

      от 3 декабря 2015 год

  Утверждены
приказом Министра энергетики
Республики Казахстан
от 3 декабря 2015 года № 691

Правила оказания услуг системным оператором, организации и
функционирования рынка системных и вспомогательных услуг

Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Настоящие Правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" (далее - Закон) и определяют порядок оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Правила распространяются на всех субъектов оптового рынка электрической энергии.

      3. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:

      1) веб-сайт – система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом);

      2) веб-интерфейс – это совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер;

      3) диспетчер – работник, уполномоченный от имени диспетчерского центра отдавать команды и распоряжения диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики по управлению электроэнергетическим режимом и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра;

      4) диспетчерская команда – указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, выдаваемое диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики;

      5) оперативное управление – организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором эксплуатационное состояние указанного оборудования, устройств и электрических сетей изменяется только по команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра;

      6) оперативное ведение – организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором выполнение операций с указанным оборудованием, устройствами и электрическими сетями производится с разрешения диспетчера вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления, в ведении которого находятся указанное оборудование и устройства;

      7) система планирования – совокупность программно-технических средств, предназначенная для передачи субъектами оптового рынка электрической энергии заявок по производству-потреблению электрической энергии за день вперед, формированию суточного графика производства-потребления электрической энергии, а также передаче заявок день в день (корректировка утвержденного суточного графика);

      8) системные ограничения – предельно допустимые значения технологических параметров функционирования ЕЭС Казахстана;

      9) нормальный режим работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (ЕЭС Казахстан) – установившийся режим работы, при котором работают все элементы электроэнергетической системы, предусмотренные при планировании режима, и обеспечивается электроснабжение всех потребителей электрической энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;

      10) послеаварийный режим работы ЕЭС Казахстана – установившийся режим, возникающий после аварийного отключения поврежденного элемента электроэнергетической системы и продолжающийся до восстановления нормального режима работы;

      11) резерв электрической мощности ЕЭС Республики Казахстана – электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующие требованиям, предусмотренным договором;

      12) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан (далее – фактический баланс) – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

      13) централизованное оперативно-диспетчерское управление – осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

      14) цифровой майнинг – процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных, энергетических мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных в объектах информатизации посредством блокчейна;

      15) договор купли-продажи электрической энергии – соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии на покупку(продажу) электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

      16) ограничение электроснабжения – прекращение подачи электрической энергии потребителю полностью или частично;

      17) суточный график производства-потребления электрической энергии – утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией (далее – суточный график).

      Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 29.04.2022 № 159 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Системный оператор оказывает на договорной основе субъектам оптового рынка электрической энергии следующие виды системных услуг:

      1) услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети, обеспечивая ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

      2) услуги по технической диспетчеризации;

      3) услуги по резервированию мощности;

      4) услуги по организации балансирования производства (потребления) электрической энергии;

Параграф 1. Порядок оказания услуг системным оператором,
организации и функционирования рынка системных услуг

      5. Услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети предоставляются:

      1) субъектам оптового рынка, заключившим двухсторонние сделки купли-продажи электрической энергии с ее поставкой в определенный период времени (неделя, месяц, квартал, год);

      2) субъектам оптового рынка, приобретающим электрическую энергию из ЕЭС Казахстана через территорию сопредельных государств.

      При наступлении ситуаций, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется данными субъектами оптового рынка электрической энергии однократно в объеме полученной электрической энергии;

      3) субъектам оптового рынка (энергопроизводящим организациям), приобретающим электрическую энергию в целях замещения аварийно выбывающих мощностей.

      При наступлении ситуаций, предусмотренных подпунктом 3) настоящего пункта, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется потребителем аварийного замещения, осуществляющим поставки потребителям, заключившие договор, только по сетям регионального уровня, в объеме полученной электрической энергии.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. При оказании услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети системный оператор:

      1) обеспечивает присоединение к национальной электрической сети электроустановок субъектов оптового рынка электрической энергии, выполнивших технические условия на присоединение;

      2) осуществляет прием электрической энергии субъекта в национальную электрическую сеть в согласованных договором границах раздела балансовой принадлежности точках учета, объеме и сроки;

      3) осуществляет выдачу электрической энергии субъекта из национальной электрической сети в согласованных договором границах раздела балансовой принадлежности точках учета, объеме и сроки;

      4) поддерживает национальную электрическую сеть в рабочем состоянии;

      5) осуществляет текущее развитие, эксплуатацию и обслуживание национальной электрической сети, планирование инвестиций в национальную электрическую сеть;

      6) осуществляет техническое обслуживание, поддержание в эксплуатационной готовности и развитие систем релейной защиты и противоаварийной автоматики;

      7) выполняет меры, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в ЕЭС Казахстана;

      8) обеспечивает коммерческий учет электрической энергии в пределах национальной электрической сети и составляет фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан;

      9) предоставляет беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;

      10) принимает заявки от субъектов оптового рынка электрической энергии по договорным объемам покупаемой электрической энергии для формирования суточного графика режимов производства - потребления электрической энергии;

      11) отдает распоряжения по ведению режимов передачи и потребления электрической энергии, а также принимает меры по ограничению или снижению плановой поставки электрической энергии для лиц, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу, при формировании и реализации суточного графика производства-потребления электрической энергии, при возникновении дефицита электрической энергии или мощности генерирующих установок, а также для предотвращения аварийных ситуаций.

      При этом, в случае профицита электрической энергии в отдельных зонах ЕЭС Казахстана с учетом перетоков из Северной зоны в Южную зону ЕЭС Казахстана, системный оператор снимает введенные ограничения в данной зоне для лиц, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу, прямо пропорционально потребляемой электрической мощности:

      проинформировавших уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности о своей деятельности согласно Правилам информирования о деятельности по осуществлению цифрового майнинга, утвержденным приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13 октября 2020 года № 384/НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21445);

      суммарная мощность оборудования для осуществления деятельности по цифровому майнингу, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, соответствует запрашиваемому потреблению электрической энергии.

      Уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности направляет уполномоченному органу, осуществляющему руководство в области электроэнергетики сведения о лицах, проинформировавших о своей деятельности, которые включают:

      копию грузовой таможенной декларации и (или) документ, подтверждающий наличие оборудования для осуществления деятельности по цифровому майнингу на праве собственности или ином законном основании;

      информацию о месторасположении центра обработки данных для осуществления деятельности по цифровому майнингу;

      документ, подтверждающий резидентство Республики Казахстан, лица, осуществляющего деятельность по цифровому майнингу;

      копию технических условий на присоединение к электрическим сетям на осуществление деятельности по цифровому майнингу.

      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными приказами и.о. Министра энергетики РК от 22.10.2021 № 325 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.04.2022 № 159 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. Субъекты оптового рынка электрической энергии, приобретающие услуги по передаче электрической энергии у системного оператора:

      1) предоставляют системному оператору беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;

      2) выполняют нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в ЕЭС Казахстана;

      3) поддерживают надлежащее состояние токоприемников и приборов коммерческого учета электрической энергии;

      4) выполняют распоряжения системного оператора по ведению режима передачи и потребления электрической энергии;

      5) выполняют положения инструкций, утверждаемых в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил;

      6) подают системному оператору прогнозные месячные (за 10 календарных дней до начала месяца), квартальные (за 60 календарных дней до начала квартала), годовые (за 150 календарных дней до начала года) заявки на передачу электрической энергии;

      7) выполняют необходимые таможенные процедуры в случае импорта, экспорта и(или) транзита электрической энергии по электрическим сетям сопредельных стран;

      8) согласовывают с энергопередающими организациями вопросы соблюдения единства измерения коммерческого учета, совместимость коммерческого учета с автоматизированной системой коммерческого учета системного оператора на границе балансовой принадлежности электрических сетей.

      8. Услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии оказываются системным оператором энергопроизводящим организациям, а также энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, осуществляющим поставку (импорт) электроэнергии из-за пределов Республики Казахстан, в том числе поставки электрической энергии из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.

      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. При оказании услуг по технической диспетчеризации системный оператор осуществляет:

      1) непрерывное централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы энергоустановок субъектов оптового рынка электрической энергии в составе ЕЭС Казахстана в соответствии с Законом Республики Казахстан "об электроэнергетике" и настоящими Правилами;

      2) техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности оборудования и устройств оперативно-диспетчерского управления, телемеханики и связи, оперативно-информационного комплекса;

      3) выполнять нормативные требования, направленные на поддержание стандартной частоты электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      4) обеспечение коммерческого учета электрической энергии, отвечающего требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

      Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Системный оператор в процессе централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана осуществляет:

      1) управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии;

      2) управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии;

      3) обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      4) оперативном управлении резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      5) определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

      6) формировании и утверждении суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      7) составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.

      11. Управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана системный оператор осуществляет путем:

      1) согласования схем выдачи мощности станций, схем внешнего электроснабжения крупных потребителей в части электрических схем и режимов, релейной защиты, противоаварийной автоматики и автоматизированной системы диспетчерского управления;

      2) планирования и подготовки условий для проведения ремонтных работ на основном оборудовании электростанций и электрических сетей, систем технологического управления, релейной защиты и автоматики;

      3) разработки мероприятий по вводу ограничений субъектов оптового рынка электрической энергии, нарушающих условия договоров, заключенных на оптовом рынке электрической энергии, а также нарушающих условия договора на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;

      4) разработки оперативно-диспетчерских документов по взаимодействию с диспетчерскими центрами сопредельных государств, субъектами оптового рынка электрической энергии;

      5) информационно-аналитического обеспечения государственных органов в области электроэнергетики и государственного энергетического надзора о состоянии электроснабжения хозяйственно-экономического и социального комплекса Республики Казахстан, входящего в зону оперативно-диспетчерского управления;

      6) мониторинга режимов эксплуатации гидроэлектростанций и водохранилищ, входящих в зону оперативно-диспетчерского управления;

      7) разработки инструктивных материалов, входящих в компетенцию системного оператора, и обеспечения ими всех структур системы централизованного оперативно-диспетчерского управления.

      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. Управление режимами межгосударственных перетоков электрической энергии системный оператор осуществляет путем:

      1) мониторинга и исполнения условий договоров и соглашений, заключаемых в обеспечение параллельной работы с энергосистемами сопредельных государств;

      2) проведения технической экспертизы и контроля исполнения условий договоров на поставку и передачу электрической энергии по межгосударственным линиям электропередачи;

      3) урегулирования отклонений от согласованных значений межгосударственных перетоков электрической энергии.

      13. Централизованное диспетчерское управление осуществляется на основе многоуровневой структуры, сформированной следующим образом:

      1) национальный диспетчерский центр системного оператора, являющийся высшим уровнем управления в единой системе централизованного оперативно-диспетчерского управления ЕЭС Казахстана;

      2) региональные диспетчерские центры системного оператора - подчиняющиеся в процессе централизованного диспетчерского управления национальному диспетчерскому центру системного оператора Казахстана;

      3) диспетчерские подразделения региональных электросетевых компаний, энергопроизводящих организаций, потребителей оптового рынка электрической энергии, подчиняющиеся в процессе централизованного диспетчерского управления национальному диспетчерскому центру системного оператора Казахстана, региональным диспетчерским центрам системного оператора.

      14. Системный оператор при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления определяет структуру построения, развития и организации эксплуатации средств технологической связи, релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления объектами, контроля режимов их работы, учета электрической энергии и управления потреблением электрической энергии.

      Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Для каждого уровня централизованного диспетчерского управления устанавливаются две категории управления линиями электропередачи, оборудованием и устройствами: оперативное управление и оперативное ведение.

      16. В оперативном управлении диспетчера соответствующего уровня оперативно-диспетчерского управления находятся оборудование, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, операции с которыми требуют координации действий подчиненного оперативно-диспетчерского персонала и согласованных изменений на нескольких объектах различного уровня оперативного подчинения.

      17. В оперативном ведении диспетчера находятся оборудование, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, оперативно-информационные комплексы, состояние и режим которых влияют на располагаемую мощность и резерв электростанций и энергосистемы, режим и надежность сетей, а также настройку противоаварийной автоматики.

      18. Все линии электропередачи, оборудование и устройства электростанций и сетей распределяются по уровням диспетчерского управления.

      19. Перечни линий электропередачи, оборудование и устройства электростанций и сетей, находящихся в оперативном управлении и ведении дежурного диспетчера организации, составляются в соответствии с решением вышестоящей оперативно-диспетчерской организации или подразделения и утверждаются техническим руководителем этой организации.

      20. В оперативном ведении системного оператора находятся линии электропередачи, оборудование, устройства релейной защиты и автоматики и противоаварийная автоматика, средства диспетчерского и технологического управления, состояние и режим которых влияют на передачу мощности по национальной электрической сети региональным оптовым потребителям и выдачу мощности от электростанций, интегрированных с территорией.

      21. Оборудование, устройства релейной защиты и автоматики, противоаварийная автоматика находятся в данном оперативном звене либо в оперативном управлении, либо только в оперативном ведении. Границы оперативного управления устройствами релейной защиты и автоматики и противоаварийной автоматики, действующими на отключение (по факту отключения) какого-либо элемента сети, совпадают с границами оперативного управления данным элементом.

      22. Линии электропередачи, их ввод, защита, противоаварийная автоматика находятся в оперативном управлении системного оператора, региональной электросетевой компании, при этом присоединения линий находятся в оперативном управлении дежурного персонала энергообъектов.

      23. На каждом энергообъекте (электростанции, электрические сети) организуется круглосуточное оперативное управление оборудованием путем:

      1) осуществления требуемого режима работы;

      2) производства переключений, пусков и остановок;

      3) локализации технологического нарушения и восстановления заданного режима работы;

      4) подготовки к производству ремонтных работ.

      24. Оперативно-диспетчерское управление осуществляется с диспетчерских пунктов и щитов управления, оборудованных средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля, укомплектованных оперативными схемами.

      25. На каждом уровне оперативно-диспетчерского управления разрабатываются инструкции по оперативно-диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей, производству переключения и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики организации рынка электрической энергии в порядке, установленном Законом.

      26. Взаимодействие различных уровней оперативно-диспетчерского управления регламентируется соответствующими инструкциями, утверждаемые подразделением вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления. В инструкциях устанавливаются:

      1) распределение линий электропередачи и оборудования по способу диспетчерского управления;

      2) ведение заданных режимов работы электростанций, линий электропередачи;

      3) оперативно-диспетчерское управление на рынке электрической энергии;

      4) организация связи и передачи телеизмерений;

      5) представление оперативной и технологической информации;

      6) методология расчетов устойчивости и нормальных режимов работы электрической сети;

      7) методология расчетов основных параметров настройки устройств противоаварийной автоматики и релейной защиты и автоматики;

      8) согласование ремонта линий, оборудования и устройств противоаварийной автоматики и релейной защиты и автоматики;

      9) разработка и согласование документов по вопросам организации параллельной работы, производству переключений, ликвидации технологических нарушений и технической эксплуатации устройств релейной защиты и автоматики и противоаварийной автоматики;

      10) формирование и выполнение заданного суточным графиком режима;

      11) регулирование частоты и напряжения;

      12) производство оперативных переключений, проведения испытаний;

      13) подача оперативных заявок;

      14) ликвидация технологических нарушений;

      15) передача информации о технологических нарушениях, несчастных случаях;

      16) разделение прав и ответственности при выполнении своих основных функций по диспетчерскому управлению.

      27. Оперативные переговоры на всех уровнях ведутся с применением единой терминологии, типовых распоряжений, сообщений и фиксируются записями в оперативно-диспетчерской документации, а также на магнитофонную ленту, компьютер.

      28. Субъекты оперативного диспетчерского управления в процессе централизованного диспетчерского управления, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Республики Казахстан, обеспечивают:

      1) соблюдение норм системы централизованно-диспетчерского управления, наличия связи по двум независимым направлениям с региональным диспетчерским центром;

      2) соблюдение режимов, задаваемых системным оператором по заключенным договорам на электроснабжение;

      3) системного оператора достоверной и своевременной информацией, необходимой для составления фактических балансов электрической энергии;

      4) соблюдение графиков ремонта оборудования электростанций Республики Казахстан, находящихся в оперативном управлении системного оператора в соответствии с Законом;

      5) соблюдение режимов работы и схем устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, находящихся в оперативном управлении, ведении системного оператора;

      6) выполнение заданных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан попусков воды из водохранилищ;

      7) выполнение указаний системного оператора по размещению и установке систем и приборов противоаварийной автоматики, средств автоматизированной системы диспетчерского управления, релейной защиты и автоматики и их надлежащую эксплуатацию;

      8) наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора;

      9) замещение энергопроизводящими организациями аварийно выбывающих мощностей посредством покупки электроэнергии в объемах, необходимых для выполнения суточных графиков поставки.

      Сноска. Пункт 28 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      29. В процессе оперативно-диспетчерского управления системный оператор составляет суточный график, который формируется ежедневно на предстоящие операционные сутки. На субботу, воскресенье и понедельник суточный график формируется в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.

      30. В суточном графике указываются объемы электрической энергии (среднечасовые значения электрической мощности) производства и потребления на каждый час расчетных суток.

      31. Суточный график формируется и размещается системным оператором на веб-интерфейсе на основе заявок:

      1) по производству-потреблению электрической энергии на каждый час предстоящих суток, сформированных в соответствии с договорами, заключенными на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии, и сделками, совершаемыми на рынке централизованной торговли, и представленных субъектами оптового рынка электрической энергии в систему планирования с учетом договоров на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключенных между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

      2) от энергопроизводящих, энергоснабжающих, энергопередающих организаций, потребителей электрической энергии и энергосистем других государств.

      Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      32. В суточном графике для каждого из 24-х часов операционных суток указываются следующие планируемые среднечасовые значения:

      1) генерация электрической энергии по Республике Казахстан в целом и в том числе по регионам и отдельным электростанциям;

      2) потребление электрической энергии по Республике Казахстан в целом и в том числе по регионам;

      3) сальдо-перетоки электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств;

      4) расход электрической энергии на собственные нужды каждой электростанции;

      5) почасовые объемы поставок электрической энергии от каждой энергопроизводящей организации с разбивкой по каждому ее контрактному потребителю - субъекту оптового рынка электрической энергии, учитывающие поставки по двусторонним договорам купли-продажи, сделкам на централизованных торгах;

      6) нагрузка каждого оптового потребителя с разбивкой по каждому поставщику, в том числе по результатам централизованных торгов электрической энергией;

      7) объемы электрической энергии на компенсацию технологического расхода электрической энергии в национальной электрической сети, электрических сетях регионального и местного уровней;

      8) расходы воды на гидроэлектростанциях;

      9) перетоки электрической энергии по контролируемым сечениям.

      33. При составлении суточного графика объем заявленной поставки электрической энергии субъекту оптового рынка Южной зоны Казахстана от северных энергоисточников не превышает объем распределенной для данного субъекта пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана.

      34. Для подтверждения обоснованности заявленных поставок системный оператор сверяет принятые системой планирования заявки с объемами, указанными в договорах:

      1) на оказание вспомогательных услуг;

      2) на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

      3) на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

      4) на оказание услуг по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии (при необходимости);

      5) о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключенными между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

      6) на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, заключенными между потребителями рынка мощности и единым закупщиком на рынке электрической мощности;

      Системный оператор осуществляет техническую экспертизу поданных заявок произвольной форме на предмет технической реализуемости в соответствии с критериями устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана.

      Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      35. Заявка по производству-потреблению электрической энергии отклоняется системным оператором при:

      1) отсутствии зарегистрированных системным оператором договоров на оказание системных услуг;

      2) отсутствии договоров на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки у оптового потребителя с единым закупщиком;

      3) нарушении срока подачи заявки, установленного пунктом 41 настоящих Правил;

      4) несоответствии заявки критериям устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана;

      5) несоответствии заявки на поставку электрической энергии субъектам оптового рынка Южной зоны Казахстана объемам пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, распределенной в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.

      Сноска. Пункт 35 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      36. В случае несоответствия объемов поставки в заявках оптового потребителя и энергопроизводящей организации, системный оператор, в суточном графике, учитывает наименьший из заявленных объемов.

      При этом учитывается техническая возможность генерации энергопроизводящей организации согласно ведомости рабочих электрических мощностей генерации, технологических и технических минимумов энергопроизводящей организации.

      Сноска. Пункт 36 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      37. В случае нарушения гидроэлектрическими станциями разрешенных расходов воды, системный оператор возвращает заявку станции для доработки.

      38. Системный оператор возвращает на доработку заявку на поставку электрической энергии энергопроизводящей организации при отсутствии баланса между производством электрической энергии с учетом расхода на собственные и технологические нужды станции и суммарным объемом поставок потребителям, а также в случае несоответствия заявленной генерации техническим характеристикам работающего оборудования станции.

      38-1. Энергопроизводящая организация обеспечивает почасовое планирование режима генерации в соответствии с заявками потребителей в пределах технической возможности, определяемой по информации о значениях рабочих электрических мощностей, технологических и технических минимумов электрических станций, входящих в состав энергопроизводящей организации, предоставленной системному оператору на соответствующие сутки планирования.

      При возникновении аварийного выбытия генерирующей мощности продолжительностью более суток, энергопроизводящая организация с аварийно выбывшей мощностью обеспечивает почасовое планирование режима генерации с учетом замещения аварийно выбывшей мощности до завершения ремонтно-восстановительных работ.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 38-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 07.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      38-2. Замещение энергопроизводящими организациями аварийно выбывающих мощностей посредством покупки электроэнергии в объемах, необходимых для выполнения суточных графиков поставки оформляется системным оператором как корректировка в утвержденном суточном графике и осуществляется в рамках рынка централизованной торговли электрической энергией.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 38-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      38-3. При отсутствии обеспечения энергопроизводящей организацией с аварийно выбывшей мощностью замещения аварийно выбывающих мощностей в объемах, необходимых для выполнения суточных графиков поставки самостоятельно в течение 20 минут, системный оператор самостоятельно корректирует суточный график в объемах аварийно выбывших мощностей энергопроизводящей организации в соответствии с подпунктом 39) статьи 5 Закона.

      При отсутствии резервов генерации в ЕЭС Казахстана, оформляется поставка электроэнергии из сопредельных энергосистем для энергопроизводящей организации в объемах аварийно выбывших мощностей.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 38-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      39. Механизм распределения пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана следующий:

      1) системный оператор определяет величину пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, исходя из технических требований по устойчивости транзита, с учетом планируемых режимов и ремонта на электросетевом оборудовании, объема нагрузки, подключенной к специальной автоматике отключения нагрузки, за вычетом компенсации потерь в национальной электрической сети;

      2) на основе фактических данных по потреблению за аналогичные периоды прошлых лет с учетом прогнозируемых изменений потребления и представленных заявок энергопроизводящих организаций Южного Казахстана, за исключением Жамбылской ГРЭС, о планируемой выработке электрической энергии системный оператор ежеквартально разрабатывает прогнозный баланс производства-потребления электрической энергии (среднечасовой мощности) южной зоны ЕЭС Казахстана на предстоящий квартал (далее - прогнозный баланс);

      3) прогнозный баланс определяет суммарную величину дефицита электрической энергии (среднечасовой мощности) как разницу между потреблением и генерацией южной Зоны Казахстана, исключая генерацию Жамбылской ГРЭС;

      4) прогнозный баланс определяет величину дефицита электроэнергии (среднечасовой мощности) потребителя, в том числе энергоснабжающих и энергопередающих организаций, как разницу между потреблением и величиной покупки электроэнергии от региональных энергоисточников;

      5) коэффициент распределения определяется как отношение величины пропускной способности транзита к суммарной величине прогнозируемого дефицита электроэнергии;

      6) величина резерва пропускной способности транзита для потребителя, в том числе энергоснабжающей, энергопередающей организации, определяется как произведение коэффициента распределения и его дефицита;

      7) при смене потребителями энергоснабжающих организаций либо самостоятельном выходе на оптовый рынок электроэнергии системный оператор предусматривает соответствующие корректировки величин резерва пропускной способности, которые производятся ежеквартально;

      8) системный оператор за 15 рабочих дней до начала квартала доводит до сведения субъектов оптового рынка электрической энергии южного Казахстана оперативными каналами связи величину прогнозируемого дефицита электроэнергии, коэффициент распределения, величину резерва пропускной способности транзита для каждого субъекта оптового рынка;

      9) корректировка величины зарезервированной пропускной способности для потребителей южной зоны Казахстана производится системным оператором в случаях существенных и(или) длительных отклонений фактического потребления потребителей южной зоны Казахстана от прогнозного, а также изменений режима работы транзита Север-Юг Казахстана;

      10) исключен приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Пункт 39 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      40. В целях наиболее полного использования пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана поставки электрической энергии по указанному сечению планируются системным оператором ровным графиком.

      41.Заявки по договорам, заключенным на рынке децентрализованной торговли, направляются ежесуточно до 11 часов суток (здесь и далее время города Нур-Султана), предшествующих операционным. Заявки подаются в виде XML – файла путем загрузки через веб–интерфейс системы планирования или путем отправки по электронной почте (e-mail) и обрабатываются в соответствии с разработанным и утвержденным системным оператором Инструкцией по формированию, передаче, обработке заявок на поставку электрической энергии (далее – Инструкция), размещенной на веб – сайте системного оператора. При технологических сбоях при обращении к веб – интерфейсу системы планирования подача заявок осуществляется по электронной почте на согласованный с системным оператором электронный адрес. Заявки на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.

      Сноска. Пункт 41 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      42. До 12 (двенадцати) часов суток системный оператор производит сверку и выявление несоответствия почасовых объемов производства-потребления электрической энергии, согласование заявленных объемов с субъектами оптового рынка электрической энергии, ввод согласованных данных. После 12 (двенадцати) часов суток, предшествующих операционным, прием заявок в системе планирования прекращается.

      43. Результаты централизованных торгов электрической энергией направляются оператором рынка централизованной торговли электрической энергией до 14 (четырнадцати) суток, предшествующих операционным. Результаты централизованных торгов электрической энергией на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.

      44. До 16 (шестнадцати) часов суток системный оператор согласовывает с уполномоченными диспетчерскими подразделениями сопредельных государств графики межгосударственных контрактных перетоков электрической энергии.

      45. Утвержденный системным оператором суточный график до 17 (семнадцати) часов суток, предшествующих операционным, размещается на веб–сайте системы планирования. Субъектам оптового рынка электрической энергии, оператору рынка централизованной торговли электрической энергии по электронной почте направляется подтверждающий объемы поставок на операционные сутки отчет для исполнения.

      46. Допускается внесение корректировок в утвержденный суточный график не позднее, чем за 2 часа до начала операционного часа.

      Корректировка инициируется энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями, являющимися субъектами оптового рынка по согласованию с соответствующими энергопроизводящими организациями, у которых осуществляется покупка электрической энергии.

      Подача корректировок производится посредством оперативных переговоров с диспетчерским персоналом системного оператора.

      При наличии технической возможности энергопроизводящих организаций, соответствия договорам купли-продажи, технической реализуемости предполагаемых корректировок системный оператор вводит корректировки в систему планирования, присваивает корректировке признак согласования и вносит в суточный график.

      Сноска. Пункт 46 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      47. Задействованный резерв мощности на балансирующем рынке электрической энергии оформляется системным оператором как корректировка в утвержденном суточном графике.

      48. Суточный график, утвержденный системным оператором, до 17 (семнадцати) часов суток, предшествующих операционным, размещается в системе планирования. Субъектам оптового рынка электрической энергии, оператору рынка централизованной торговли электрической энергии по электронной почте направляется уведомление, подтверждающее объемы поставок на операционные сутки.

      49. По результатам расчетного периода системный оператор формирует фактический баланс производства – потребления электрической энергии на оптовом рынке Республики Казахстан. Отчетной информацией для составления фактического баланса являются копии актов сверок объемов передачи, потребления с субъектами оптового рынка, сводные фактические балансы приема-отпуска электроэнергии энергопередающих компаний, в том числе региональных электросетевых компаний, копии актов сверок с приграничными энергосистемами. Отчетную информацию субъекты оптового рынка направляют в национальный диспетчерский центр системного оператора до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

      50. В фактическом балансе по каждой энергопроизводящей организации национальный диспетчерский центр Системного оператора указывает:

      1) заявленный в суточных графиках с учетом корректировок объем поставок электрической энергии;

      2) фактический объем поставленной электрической энергии, зафиксированный приборами коммерческого учета на границе балансовой принадлежности энергопроизводящей организации;

      3) заявленные и фактические объемы купли-продажи электрической энергии у других (другим) энергопроизводящих организаций;

      4) заявленные и фактические объемы продажи электрической энергии каждому договорному покупателю;

      5) объемы продажи (покупки) электрической энергии по сделкам на централизованных торгах;

      6) объем сверхдоговорно (недоговорно) проданной электрической энергии, сложившегося в результате перевыработки станции, недобора договорных потребителей, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии и задействования резервов мощности в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана с указанием покупателя, потребившего сверхдоговорную (недоговорную) электроэнергию;

      7) объемы продажи (покупки) дисбалансов электроэнергии, при ситуации, в которой провайдером баланса является энергопроизводящая организация;

      8) объемы продажи (покупки) электрической энергии, сложившиеся при замещении аварийно выбывающих мощностей;

      9) объемы продажи (покупки) электрической энергии, сложившиеся при урегулировании системным оператором отклонений на границе с сопредельными государствами;

      10) заявленные и фактические объемы продажи расчетно-финансовым центром электроэнергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, объектами по энергетической утилизации отходов, и паводковой электрической энергии на всех условных потребителей;

      11) объемы импортированной электроэнергии из сопредельных энергосистем в результате аварийного выбытия мощностей при отсутствии замещения.

      Сноска. Пункт 50 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      51. В фактическом балансе по каждому потребителю, в том числе по энергоснабжающим и энергопередающим организациям, национальный диспетчерский центр системного оператора указывает:

      1) заявленные и фактические объемы покупки электрической энергии от каждого из продавцов электрической энергии по договорам;

      2) объемы покупки электрической энергии по сделкам на централизованных торгах;

      3) объем сверхдоговорно (недоговорно) потребленной электрической энергии с указанием продавца дополнительно продавшего сверхдоговорную (недоговорную) электроэнергию, сложившуюся в результате перевыработки станции, недобора договорных потребителей, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии и задействования резервов мощности в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана;

      4) объемы продажи (покупки) дисбалансов электроэнергии, при ситуации, в которой провайдером баланса является покупатель;

      5) объемы продажи (покупки) электрической энергии, сложившиеся при урегулировании системным оператором отклонений на границе с сопредельными государствами.

      Сноска. Пункт 51 - в редакции приказа Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      51-1. При сложившемся у энергопроизводящей организации объеме фактически поставленной электрической энергии ниже объема поставок, заявленных в суточных графиках с учетом корректировок объема электрической энергии, в том числе в результате аварийных ситуаций, внеплановых ремонтах, подачи несбалансированных заявок, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана, системный оператор распределяет недостающий объем электрической энергии договорным потребителям от других энергопроизводящих компаний, имеющих избытки электрической энергии.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 51-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      51-2. При сложившемся у региональной энергопроизводящей организации объеме фактически поставленной электрической энергии ниже объема поставок, заявленных в суточных графиках с учетом корректировок объема электрической энергии, в том числе в результате аварийных ситуаций, внеплановых ремонтах, подачи несбалансированных заявок, а также осуществления внутрисуточного регулирования выработки электрической энергии в соответствии с распоряжениями системного оператора при централизованном оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС Казахстана, системный оператор распределяет объем отпущенной в сеть энергопроизводящей организацией электроэнергии между договорными потребителями с пропорциональным снижением исходя из заявленных в утвержденном суточном графике объемов покупки (поставки) электрической энергии.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 51-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      51-3. Период продажи электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями (далее – ГЭС), определяется периодом природоохранных попусков воды.

      На основании данных протокола по объему стока воды, ГЭС определяют планируемые объемы продажи электрической энергии в период природоохранных попусков воды. При планировании объемов электрической энергии вырабатываемой ГЭС и реализуемой расчетно-финансовому центру в период природоохранного попуска воды, ГЭС не включают электроэнергию, производимую в рамках среднегодовых расходов воды по данным системного оператора за предыдущий год.

      ГЭС, входящие в состав промышленного комплекса, при планировании объемов электрической энергии, реализуемой расчетно-финансовому центру в период природоохранного попуска воды не включают объем электрической энергии, производимой в рамках среднегодовых расходов воды по данным системного оператора за предыдущий год и объем электрической энергии, предназначенный для покрытия внутренней потребности промышленного комплекса.

      Продаже расчетно-финансовому центру подлежат объемы электрической энергии, вырабатываемые ГЭС в период природоохранных попусков воды, за исключением объемов, вырабатываемых в рамках среднегодового расхода воды, а также объемов электрической энергии, предназначенный для покрытия внутренней потребности промышленного комплекса.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 51-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 05.10.2021 № 313 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      52. В срок до 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за отчетным, национальный диспетчерский центр системного оператора представляет всем субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществлявшим операции купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке в отчетный период, электронную копию утвержденного фактического баланса.

      53. При получении услуг по технической диспетчеризации у системного оператора субъекты оптового рынка электрической энергии:

      1) поддерживают надлежащее техническое состояние токоприемников, приборов коммерческого учета электрической энергии и выполняют требования к их техническому состоянию;

      2) выполняют нормативные требования, направленные на поддержание установленных показателей качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана в соответствии с ГОСТ 13109-97;

      3) обеспечивают коммерческий учет электрической энергии, отвечающий требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики;

      4) обеспечивают беспрепятственный доступ персонала системного оператора к приборам коммерческого учета электрической энергии, а также представителей органа государственного энергетического надзора и контроля для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок в соответствии с Законом.

      Сноска. Пункт 53 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      54. Системный оператор оказывает услуги по резервированию мощности субъектам оптового рынка в случаях возникновения дефицита генерирующей мощности и осуществляет поставку резервной мощности в объеме и сроки, оговоренные в договоре.

      55. При оказании услуг по резервированию мощности системный оператор:

      1) обеспечивает поставку резервной мощности в объеме и сроки, оговоренные договором;

      2) обеспечивает пропускную способность национальной электрической сети в необходимых пределах в режиме ожидания поставки резервной мощности;

      3) обеспечивает выполнение договорных условий закупки, передачи и поставки резервной мощности субъекту оптового рынка в случае возникновения у него дефицита генерирующей мощности;

      4) прогнозирует потребность ЕЭС Казахстана в услугах по резервированию мощности на основе прогнозных балансов производства(потребления) электрической энергии;

      5) выполняет меры, направленные на поддержание установленных показателей качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана в соответствии с ГОСТ 13109-97.

      56. Системные услуги по организации балансирования производства (потребления) электрической энергии в ЕЭС Казахстана предоставляются системным оператором потребителям, энергопроизводящим, энергопередающим, энергоснабжающим организациям в соответствии с заключаемым договором.

Параграф 2. Порядок организации и функционирования рынка
вспомогательных услуг

      57. Системный оператор приобретает у субъектов оптового рынка на договорной основе вспомогательные услуги для обеспечения установленных норм надежности и качества электрической энергии в ЕЭС Казахстана.

      58.При оказании системному оператору вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) поставщики данных услуг:

      1) представляют системному оператору информацию, требуемую для формирования регулировочного диапазона в ЕЭС Казахстана;

      2) обеспечивают надлежащее техническое состояние своего оборудования, систем регулирования в соответствии с Законом;

      3) обеспечивают выполнение распоряжений системного оператора на изменение величины генерации(потребления) электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками;

      4) обеспечивают реализацию сигналов системы автоматического регулирования частоты и мощности на изменение величины генерации электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками.

      При этом для оказания вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) в первую очередь привлекаются поставщики услуг, задействованные в автоматическом регулировании частоты и мощности и отвечающим требованиям, предъявляемым к электростанциям по регулированию частоты и сальдо перетоков мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в соответствии с Электросетевыми правилами Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 210 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10899).

      Сноска. Пункт 58 в редакции приказа Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      59. При получении вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) системный оператор:

      1) проводит тестирование готовности поставщика услуг к предоставлению заявленного регулировочного диапазона;

      2) отдает распоряжения на изменение величины генерации (потребления) электрической энергии, в том числе в автоматическом режиме, в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками. Фактический объем оказанных услуг по регулированию мощности (частоты) подлежит оплате в порядке, установленном договором.

      Сноска. Пункт 59 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      60. В договоре на оказание вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) системному оператору указываются:

      1) договорной объем услуг по регулированию мощности (частоты);

      2) гарантированный диапазон регулирования (в МВт) и порядок его предоставления.

      Сноска. Пункт 60 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 18.11.2019 № 376 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      61. В случаях аварийных нарушений, для ликвидации которых необходимо включить (отключить) генерирующие агрегаты или изменить активную нагрузку генераторов электростанций, системный оператор вводит режим "авария" на соответствующем участке электрической сети и в действие резервы электрической мощности в соответствии с Законом.

      62. В случае аварийных нарушений, приведших к полному погашению всех электростанций Казахстана, системный оператор осуществляет мероприятия по запуску энергосистемы из обесточенного состояния в рамках договоров с энергосистемами сопредельных государств, в том числе договоров о покупке электрической энергии, на оказание услуг по регулированию мощности, об аварийной взаимопомощи.

      63. В случае аварийных нарушений, приведших к погашению отдельных частей ЕЭС Казахстана, системный оператор осуществляет мероприятия по восстановлению электрического питания в обесточенном регионе, в том числе путем задействования договоров с субъектами оптового рынка на оказание услуг по регулированию мощности, об аварийной взаимопомощи.