О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 "Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг"

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 18 ноября 2019 года № 376. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 ноября 2019 года № 19630

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 "Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12562, опубликован в информационно-правовой системе "Әділет" от 13 января 2016 года) следующие изменения и дополнения:

      в Правилах оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденных указанным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:

      1) веб-сайт — система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом);

      2) веб-интерфейс — это совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер;

      3) диспетчер – работник, уполномоченный от имени диспетчерского центра отдавать команды и распоряжения диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики по управлению электроэнергетическим режимом и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра;

      4) диспетчерская команда - указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, выдаваемое диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики;

      5) оперативное управление - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором эксплуатационное состояние указанного оборудования, устройств и электрических сетей изменяется только по команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра;

      6) оперативное ведение - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором выполнение операций с указанным оборудованием, устройствами и электрическими сетями производится с разрешения диспетчера вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления, в ведении которого находятся указанное оборудование и устройства;

      7) система планирования – совокупность программно-технических средств, предназначенная для передачи субъектами оптового рынка электрической энергии заявок по производству-потреблению электрической энергии за день вперед, формированию суточного графика производства-потребления электрической энергии, а также передаче заявок день в день (корректировка утвержденного суточного графика);

      8) системные ограничения - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования ЕЭС Казахстана;

      9) нормальный режим работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (ЕЭС Казахстан) - установившийся режим работы, при котором работают все элементы электроэнергетической системы, предусмотренные при планировании режима, и обеспечивается электроснабжение всех потребителей электрической энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;

      10) послеаварийный режим работы ЕЭС Казахстана - установившийся режим, возникающий после аварийного отключения поврежденного элемента электроэнергетической системы и продолжающийся до восстановления нормального режима работы;

      11) резерв электрической мощности ЕЭС Республики Казахстана - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующих требованиям, предусмотренным договором;

      12) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан (далее – фактический баланс) – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

      13) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

      14) договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии на покупку(продажу) электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

      15) ограничение электроснабжения - прекращение подачи электрической энергии потребителю полностью или частично;

      16) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией (далее – суточный график).

      Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети предоставляются:

      1) субъектам оптового рынка, заключившим двухсторонние сделки купли-продажи электрической энергии с ее поставкой в определенный период времени (неделя, месяц, квартал, год);

      2) субъектам оптового рынка, приобретающим электрическую энергию из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.

      В этих случаях, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется данными субъектами оптового рынка электрической энергии однократно в объеме полученной электрической энергии.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии оказываются системным оператором энергопроизводящим организациям, а также энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, осуществляющим поставку (импорт) электроэнергии из-за пределов Республики Казахстан, в том числе поставки электрической энергии из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.";

      подпункт 4) пункта 9 изложить в следующей редакции:

      "4) обеспечение коммерческого учета электрической энергии, отвечающего требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.";

      подпункт 3) пункта 11 изложить в следующей редакции:

      "3) разработки мероприятий по вводу ограничений субъектов оптового рынка электрической энергии, нарушающих условия договоров, заключенных на оптовом рынке электрической энергии, а также нарушающих условия договора на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Системный оператор при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления определяет структуру построения, развития и организации эксплуатации средств технологической связи, релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления объектами, контроля режимов их работы, учета электрической энергии и управления потреблением электрической энергии.";

      пункт 28 изложить в следующей редакции:

      "28. Субъекты оперативного диспетчерского управления в процессе централизованного диспетчерского управления, в соответствии с требованиями, установленным действующим законодательством Республики Казахстан, обеспечивают:

      1) соблюдение норм системы централизованно-диспетчерского управления, наличия связи по двум независимым направлениям с региональным диспетчерским центром;

      2) соблюдение режимов, задаваемых системным оператором по заключенным договорам на электроснабжение;

      3) системного оператора достоверной и своевременной информацией, необходимой для составления фактических балансов электрической энергии;

      4) соблюдение графиков ремонта оборудования электростанций Республики Казахстан, находящихся в оперативном управлении системного оператора в соответствии с Законом;

      5) соблюдение режимов работы и схем устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, находящихся в оперативном управлении, ведении системного оператора;

      6) выполнение заданных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан попусков воды из водохранилищ;

      7) выполнение указаний системного оператора по размещению и установке систем и приборов противоаварийной автоматики, средств автоматизированной системы диспетчерского управления, релейной защиты и автоматики и их надлежащую эксплуатацию;

      8) наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора.";

      пункт 31 изложить в следующей редакции:

      "31. Суточный график формируется и размещается системным оператором на веб-интерфейсе на основе заявок:

      1) по производству-потреблению электрической энергии на каждый час предстоящих суток, сформированных в соответствии с договорами, заключенными на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии, и сделками, совершаемыми на рынке централизованной торговли, и представленных субъектами оптового рынка электрической энергии в систему планирования с учетом договоров на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключенных между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

      2) от энергопроизводящих, энергоснабжающих, энергопередающих организаций, потребителей электрической энергии и энергосистем других государств.";

      пункты 34, 35 и 36 изложить в следующей редакции:

      "34. Для подтверждения обоснованности заявленных поставок системный оператор сверяет принятые системой планирования заявки с объемами, указанными в договорах:

      1) на оказание вспомогательных услуг;

      2) на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

      3) на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

      4) на оказание услуг по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии (при необходимости);

      5) о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключенными между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

      6) на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, заключенными между потребителями рынка мощности и единым закупщиком на рынке электрической мощности;

      Системный оператор осуществляет техническую экспертизу поданных заявок произвольной форме на предмет технической реализуемости в соответствии с критериями устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана.

      35. Заявка по производству-потреблению электрической энергии отклоняется системным оператором при:

      1) отсутствии зарегистрированных системным оператором договоров на оказание системных услуг;

      2) отсутствии договоров на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки у оптового потребителя с единым закупщиком;

      3) нарушении срока подачи заявки, установленного пунктом 41 настоящих Правил;

      4) несоответствии заявки критериям устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана;

      5) несоответствии заявки на поставку электрической энергии субъектам оптового рынка Южной зоны Казахстана объемам пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, распределенной в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.

      36. В случае несоответствия объемов поставки в заявках оптового потребителя и энергопроизводящей организации, системный оператор, в суточном графике, учитывает наименьший из заявленных объемов.

      При этом учитывается техническая возможность генерации энергопроизводящей организации согласно ведомости рабочих электрических мощностей генерации, технологических и технических минимумов энергопроизводящей организации.";

      дополнить пунктом 38-1 следующего содержания:

      "38-1. Энергопроизводящая организация обеспечивает почасовое планирование режима генерации в соответствии с заявками потребителей в пределах технической возможности, определяемой по информации о значениях рабочих электрических мощностей, технологических и технических минимумов электрических станций, входящих в состав энергопроизводящей организации, предоставленной Системному оператору на соответствующие сутки планирования.";

      подпункт 10) пункта 39 исключить;

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41.Заявки по договорам, заключенным на рынке децентрализованной торговли, направляются ежесуточно до 11 часов суток (здесь и далее время города Нур-Султана), предшествующих операционным. Заявки подаются в виде XML – файла путем загрузки через веб–интерфейс системы планирования или путем отправки по электронной почте (e-mail) и обрабатываются в соответствии с разработанным и утвержденным системным оператором Инструкцией по формированию, передаче, обработке заявок на поставку электрической энергии (далее – Инструкция), размещенной на веб – сайте системного оператора. При технологических сбоях при обращении к веб – интерфейсу системы планирования подача заявок осуществляется по электронной почте на согласованный с системным оператором электронный адрес. Заявки на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.";

      пункт 46 изложить в следующей редакции:

      "46. Допускается внесение корректировок в утвержденный суточный график не позднее, чем за 2 часа до начала операционного часа.

      Корректировка инициируется энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями, являющимися субъектами оптового рынка по согласованию с соответствующими энергопроизводящими организациями, у которых осуществляется покупка электрической энергии.

      Подача корректировок производится посредством оперативных переговоров с диспетчерским персоналом системного оператора.

      При наличии технической возможности энергопроизводящих организаций, соответствия договорам купли-продажи, технической реализуемости предполагаемых корректировок системный оператор вводит корректировки в систему планирования, присваивает корректировке признак согласования и вносит в суточный график.";

      подпункт 3) пункта 53 изложить в следующей редакции:

      "3) обеспечивают коммерческий учет электрической энергии, отвечающий требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики;";

      пункт 58 изложить в следующей редакции:

      "58.При оказании системному оператору вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) поставщики данных услуг:

      1) представляют системному оператору информацию, требуемую для формирования регулировочного диапазона в ЕЭС Казахстана;

      2) обеспечивают надлежащее техническое состояние своего оборудования, систем регулирования в соответствии с Законом;

      3) обеспечивают выполнение распоряжений системного оператора на изменение величины генерации(потребления) электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками;

      4) обеспечивают реализацию сигналов системы автоматического регулирования частоты и мощности на изменение величины генерации электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками.

      При этом для оказания вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) в первую очередь привлекаются поставщики услуг, задействованные в автоматическом регулировании частоты и мощности и отвечающим требованиям, предъявляемым к электростанциям по регулированию частоты и сальдо перетоков мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в соответствии с Электросетевыми правилами Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 210 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10899).";

      подпункт 2) пункта 59 изложить в следующей редакции:

      "2) отдает распоряжения на изменение величины генерации (потребления) электрической энергии, в том числе в автоматическом режиме, в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками. Фактический объем оказанных услуг по регулированию мощности (частоты) подлежит оплате в порядке, установленном договором.";

      подпункт 2) пункта 60 изложить в следующей редакции:

      "2) гарантированный диапазон регулирования (в МВт) и порядок его предоставления.".

      2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр К. Бозумбаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан