В соответствии с подпунктом 4) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле», ПРИКAЗЫВAЮ:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о службах внутреннего аудита.
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан (Бектурова A.Т.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
Министр финансов
|
|
Республики Казахстан
|
Б. Султанов
|
Настоящее Положение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус, полномочия и организацию работы служб внутреннего аудита центральных государственных органов, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, специальных государственных органов Республики Казахстан.
Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
1. Службы внутреннего аудита (далее - СВA) образуются решением (приказ, распоряжение) первого руководителя центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, по усмотрению первого руководителя, акима области, города республиканского значения, столицы.
2. СВA центральных государственных органов, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, за исключением СВA Национального Банка Республики Казахстан, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее - Закон), требованиями действующего законодательства и внутренних документов государственного органа.
3. Структура и штатная численность (количественный состав) СВA утверждаются руководителями аппарата центрального исполнительного органа (должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа), а в случаях отсутствия таковых - руководителями этих государственных учреждений, акимом области, города республиканского значения, столицы на основании приказа (распоряжения).
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности СВA Верховного Суда Республики Казахстан и Управления Делами Президента Республики Казахстан осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности СВA Верховного Суда Республики Казахстан и Управления Делами Президента Республики Казахстан осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).
4. Функциональные обязанности, права и ответственность работников СВA определяются соответствующими должностными инструкциями, которые разрабатываются на основании Положения о службе внутреннего аудита, и утверждаются руководителем аппарата центрального исполнительного органа (должностным лицом, на которое в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа),
а в случаях отсутствия таковых - руководителем государственного учреждения на основании приказа (распоряжения), по согласованию с первым руководителем государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.
а в случаях отсутствия таковых - руководителем государственного учреждения на основании приказа (распоряжения), по согласованию с первым руководителем государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.
Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
5. СВA является подразделением государственного органа, независима от других структурных подразделений, подчинена и подотчетна первому руководителю центрального государственного органа, ведомства центрального государственного органа, акиму области, города республиканского значения, столицы, выступает как часть постоянного мониторинга системы внутреннего контроля государственного органа.
6. СВA независима в проведении внутреннего государственного аудита и подготовке отчетов о результатах внутреннего аудита.
7. СВA не может быть привлечена к работам, относящимся к компетенции других структурных подразделений центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, а также к подготовке или исполнению программ и проектов, не относящихся к ее полномочиям.
8. На работников СВA распространяются положения внутренних документов государственного органа, за исключением документов, которые не могут быть применены в соответствии со статусом СВA, положением о государственном органе и Положением о службе внутреннего аудита.
9. Оценка деятельности СВA проводится уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
10. Основной целью деятельности СВA является оказание содействия руководителю государственного органа в достижении стратегических целей и задач государственного органа, программ развития территорий, представление руководителю государственного органа независимой и объективной информации, предназначенной для обеспечения эффективного управления государственным органом, повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, основанные на системе управления рисками.
10-1. Компетенция СВA осуществляется в рамках статьи 15 Закона.
Сноска. Правила дополнены пунктом 10-1 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).
1) анализ достижения целей и задач стратегических документов государственного органа, программ развития территорий;
2) анализ, оценка и проверка надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства.
1) участвует в проведении аудита финансовой отчетности;
2) проводит аудит эффективности:
в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности - для СВA центральных государственных органов, за исключением СВA Национального Банка Республики Казахстан;
в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности - для СВA местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
3) проводит аудит соответствия:
в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях - для СВA центральных государственных органов, за исключением СВA Национального Банка Республики Казахстан;
в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях - для СВA местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
4) проводит аудит соответствия процедур проведения государственных закупок и исполнения условий договоров, в том числе по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг;
5) осуществляет оценку функционирования системы внутреннего контроля и управления на основе системы управления рисками внутренних процессов (бизнес-процессов):
в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях - для СВA центральных государственных органов, за исключением СВA Национального Банка Республики Казахстан;
в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях - для СВA местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
6) анализирует достижение целей и задач стратегического плана государственного органа и программ развития территорий во взаимосвязи с бюджетными расходами, в том числе в рамках бюджетных инвестиций, включая реализацию целевых трансфертов на развитие;
7) осуществляет проверку сохранности товарно-материальных запасов и иных активов в соответствующем государственном органе;
7-1) проводит проверку сохранности республиканских и коммунальных активов и имущества;
8) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внутреннего государственного аудита;
9) вносит руководителю государственного органа отчет о результатах внутреннего государственного аудита с рекомендациями по пресечению, недопущению нарушений при использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности государственного органа;
10) осуществляет мониторинг выполнения годовых планов работы для руководителя центрального государственного органа или акима области, города республиканского значения, столицы;
11) направляет отчеты и информацию по проведенному государственному аудиту и принятым мерам в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;
12) ежегодно отчитывается перед руководителем центрального государственного органа или акимом области, города республиканского значения, столицы, а также - уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту о проделанной работе.
СВA проводится внеплановый государственный аудит по поручению первого руководителя центрального государственного органа, акима области, города республиканского значения, столицы, если соответствующие объекты не включены в перечень объектов государственного аудита Счетного комитета, ревизионных комиссии и уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту.
Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
1) запрашивать сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, документацию, информацию, материалы (доказательства), справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с формированием перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
2) разрабатывать предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Республики Казахстан и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представлять их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;
3) в рамках проведения государственного аудита получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта государственного аудита с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
4) в соответствии с задачами и предметом государственного аудита для подготовки отчета о результатах внутреннего аудита запрашивать и получать в установленные сроки необходимую документацию, информацию, в том числе на электронных носителях, по вопросам, входящим в компетенцию, а также доступ к информационным системам, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе, содержащую государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
5) запрашивать акты и документы, принятые по результатам государственного контроля и надзора, проведенного органами государственного контроля и надзора;
6) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов государственного аудита представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленным при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении государственного аудита, а также необходимых копий документов, засвидетельствованных в установленном порядке;
7) оказывать консультационную помощь в работе по организации системы внутреннего контроля в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях и (или) в местных исполнительных органах, находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях, финансируемых и (или) получающих средства из соответствующего бюджета.
8) имеет иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
1) проводит государственный аудит и финансовый контроль в строгом соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля;
2) разрабатывает, представляет на утверждение первому руководителю (акиму области, города республиканского значения, столицы) и обеспечивает исполнение годового и квартального планов работы СВA, планов по обучению СВA;
3) на основании системы управления рисками формирует перечень объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемый первым руководителем (акимом области, города республиканского значения, столицы);
4) размещает утвержденный перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, на интернет-ресурсе государственного органа в течение пяти календарных дней со дня их утверждения;
5) в целях исключения дублирования проверок согласовывает перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему с органами государственного аудита и финансового контроля;
6) на системной основе осуществляет мониторинг исполнения данных органами государственного аудита и финансового контроля, в том числе СВA, рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;
7) составляет акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов государственного аудита документов и материалов, запрошенных при проведении государственного аудита;
8) соблюдает законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов государственного аудита;
9) размещает в единой базе данных материалы государственного аудита и финансового контроля в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
10) в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передает материалы с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
11) не препятствует установленному режиму работы объекта государственного аудита;
12) своевременно и в полной мере исполняет предоставленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;
13) соблюдает требования служебной и профессиональной этики;
14) не препятствует руководителю (должностным лицам) объекта государственного аудита присутствовать при проведении государственного аудита и финансового контроля, дает разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного аудита и финансового контроля;
15) обеспечивает сохранность документов и сведений, полученных в результате государственного аудита и финансового контроля, в том числе не разглашает сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
16) сообщает первому руководителю центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, акима области, города республиканского значения, столицы об условиях, способствующих конфликту интересов;
17) основывает результаты государственного аудита исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе государственного аудита;
18) взаимодействует с Советом по государственному аудиту и рискам, возглавляемым первым руководителем государственного органа, обеспечивает реализацию его рекомендаций;
19) иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
16. За нарушение основных принципов и стандартов государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита работники СВA несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
17. Руководство СВA осуществляется руководителем СВA, назначаемым на должность и освобождаемым от должности руководителем аппарата центрального исполнительного органа (должностным лицом, на которое в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа), а в случаях отсутствия таковых - руководителем государственного учреждения на основании приказа (распоряжения), по согласованию с первым руководителем государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.
Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).
18. Руководитель СВA обеспечивает выполнение возложенных на СВA задач и осуществление функций, в том числе противодействие коррупции, определяет права, обязанности и ответственность работников СВA, участвует в составе Совета по государственному аудиту и рискам.
19. Руководитель СВA представляет первому руководителю государственного органа, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, акиму области, города республиканского значения, столицы, предложение по структуре и штатному расписанию СВA, по согласованию с руководителем аппарата центрального исполнительного органа (должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа), а в случаях отсутствия таковых - руководителем государственного учреждения.
Сноска. Пункт 19 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).
20. Документы и запросы, направляемые от имени СВA в другие структурные подразделения, ведомства, территориальные органы и подведомственные организации по вопросам, входящим в компетенцию СВA, подписываются руководителем СВA, а в случае отсутствия - лицом его заменяющим.
21. Условия прохождения работниками СВA государственной службы определяются законодательством Республики Казахстан о государственной службе, трудовым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, Положением о службе внутреннего аудита и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
22. Деятельность СВA в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и полномочий осуществляется в соответствии с годовым, квартальным планами работы СВA и перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым их первыми руководителями.
Сноска. Заголовок главы 5 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
23. СВA направляет отчеты и информацию по проведенному государственному аудиту и принятым мерам в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту.
24. СВA ежегодно представляет годовой отчет по итогам внутреннего государственного аудита руководителю центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, акиму области, города республиканского значения, столицы, а также уполномоченному органу по внутреннему государственному аудиту.