Об утверждении типового положения о службах внутреннего аудита

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 599. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 декабря 2015 года № 12544.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 4) статьи 14 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле", ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 16.01.2023 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о службах внутреннего аудита.

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан (Бектурова А.Т.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации.

Министр финансов


Республики Казахстан

Б. Султанов


      Утверждено
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 30 ноября 2015 года № 599

      Типовое положение о службах внутреннего аудита

      Настоящее Положение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус, полномочия и организацию работы служб внутреннего аудита центральных государственных органов, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, специальных государственных органов Республики Казахстан.

      Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      1. Службы внутреннего аудита (далее – СВА) образуются решением (приказ, распоряжение) первого руководителя центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, по усмотрению первого руководителя, акима области, города республиканского значения, столицы.

      2. СВА центральных государственных органов, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, за исключением СВА Национального Банка Республики Казахстан, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон), требованиями действующего законодательства и внутренних документов государственного органа.

      Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 16.01.2023 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Структура и штатная численность (количественный состав) СВА утверждаются руководителями аппарата центрального исполнительного органа (должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа), а в случаях отсутствия таковых – руководителями этих государственных учреждений, акимом области, города республиканского значения, столицы на основании приказа (распоряжения).
      Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности СВА Верховного Суда Республики Казахстан и Управления Делами Президента Республики Казахстан осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

            Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).

      4. Функциональные обязанности, права и ответственность работников СВА определяются соответствующими должностными инструкциями, которые разрабатываются на основании Положения о службе внутреннего аудита, и утверждаются руководителем аппарата центрального исполнительного органа (должностным лицом, на которое в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа),
а в случаях отсутствия таковых – руководителем государственного учреждения на основании приказа (распоряжения), по согласованию с первым руководителем государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.

            Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).

      Глава 2. Статус СВА

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      5. СВА является подразделением государственного органа, независима от других структурных подразделений, подчинена и подотчетна первому руководителю центрального государственного органа, ведомства центрального государственного органа, акиму области, города республиканского значения, столицы, выступает как часть постоянного мониторинга системы внутреннего контроля государственного органа.

      6. СВА независима в проведении внутреннего государственного аудита и подготовке отчетов о результатах внутреннего аудита.

      7. СВА не может быть привлечена к работам, относящимся к компетенции других структурных подразделений центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, а также к подготовке или исполнению программ и проектов, не относящихся к ее полномочиям.

      8. На работников СВА распространяются положения внутренних документов государственного органа, за исключением документов, которые не могут быть применены в соответствии со статусом СВА, положением о государственном органе и Положением о службе внутреннего аудита.

      9. Оценка деятельности СВА проводится уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

      Глава 3. Цели, основные задачи, функции, права и обязанности СВА

      Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      10. Основной целью деятельности СВА является оказание содействия руководителю государственного органа в достижении стратегических целей и задач государственного органа, программ развития территорий, представление руководителю государственного органа независимой и объективной информации, предназначенной для обеспечения эффективного управления государственным органом, повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, основанные на системе управления рисками.

            10-1. Компетенция СВА осуществляется в рамках статьи 15 Закона.

            Сноска. Типовое положение дополнено пунктом 10-1 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).

      11. Задачи СВА:

      1) анализ достижения целей и задач стратегических документов государственного органа, программ развития территорий;

      2) анализ, оценка и проверка надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства.

      12. Функции СВА:

      1) участвует в аудите финансовой отчетности государственного органа, в состав которого входит данная служба внутреннего аудита, проводимом уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту, согласованном с первым руководителем центрального государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы;

      2) проводит аудит эффективности:

      в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности – для СВА центральных государственных органов, за исключением СВА Национального Банка Республики Казахстан;

      в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности – для СВА местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

      3) проводит аудит соответствия:

      в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях – для СВА центральных государственных органов, за исключением СВА Национального Банка Республики Казахстан;

      в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях – для СВА местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

      4) проводит аудит соответствия процедур проведения государственных закупок и исполнения условий договоров, в том числе по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг;

      5) осуществляет оценку функционирования системы внутреннего контроля и управления на основе системы управления рисками внутренних процессов (бизнес-процессов):

      в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях – для СВА центральных государственных органов, за исключением СВА Национального Банка Республики Казахстан;

      в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях – для СВА местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

      6) анализирует достижение целей и задач стратегического плана государственного органа и программ развития территорий во взаимосвязи с бюджетными расходами, в том числе в рамках бюджетных инвестиций, включая реализацию целевых трансфертов на развитие;

      7) осуществляет проверку сохранности товарно-материальных запасов и иных активов в соответствующем государственном органе;

      7-1) проводит проверку сохранности республиканских и коммунальных активов и имущества;

      8) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внутреннего государственного аудита;

      9) вносит руководителю государственного органа отчет о результатах внутреннего государственного аудита с рекомендациями по пресечению, недопущению нарушений при использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности государственного органа;

      10) осуществляет мониторинг выполнения годовых планов работы для руководителя центрального государственного органа или акима области, города республиканского значения, столицы;

      11) направляет отчеты и информацию по проведенному государственному аудиту и принятым мерам в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту;

      12) ежегодно отчитывается перед руководителем центрального государственного органа или акимом области, города республиканского значения, столицы, а также – уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту о проделанной работе.

      СВА проводится внеплановый государственный аудит по поручению первого руководителя центрального государственного органа, акима области, города республиканского значения, столицы, если соответствующие объекты не включены в перечень объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, ревизионных комиссий и уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту.

      13) осуществляет анализ данных информационных систем:

      в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях – для служб внутреннего аудита центральных государственных органов;

      в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях и подведомственных организациях – для служб внутреннего аудита местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы.

      Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказами Министра финансов РК от 19.04.2021 № 367 (вводится в действие с 06.07.2021); от 16.01.2023 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. Права СВА:

      1) запрашивать сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, документацию, информацию, материалы (доказательства), справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с формированием перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

      2) разрабатывать предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Республики Казахстан и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представлять их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;

      3) в рамках проведения государственного аудита получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта государственного аудита с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

      4) в соответствии с задачами и предметом государственного аудита для подготовки отчета о результатах внутреннего аудита запрашивать и получать в установленные сроки необходимую документацию, информацию, в том числе на электронных носителях, по вопросам, входящим в компетенцию, а также доступ к информационным системам, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе, содержащую государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

      5) запрашивать акты и документы, принятые по результатам государственного контроля и надзора, проведенного органами государственного контроля и надзора;

      6) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов государственного аудита представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленным при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении государственного аудита, а также необходимых копий документов, засвидетельствованных в установленном порядке;

      7) оказывать консультационную помощь в работе по организации системы внутреннего контроля в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях и (или) в местных исполнительных органах, находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях, финансируемых и (или) получающих средства из соответствующего бюджета.

      8) имеет иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      14. Обязанности СВА:

      1) проводит государственный аудит и финансовый контроль в строгом соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля;

      2) разрабатывает, представляет на утверждение первому руководителю (акиму области, города республиканского значения, столицы) и обеспечивает исполнение годового плана работы СВА;

      3) на основании системы управления рисками формирует перечень объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемый первым руководителем (акимом области, города республиканского значения, столицы);

      4) размещает утвержденный перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, на интернет-ресурсе государственного органа в течение пяти календарных дней со дня их утверждения;

      5) в целях исключения дублирования проверок согласовывает перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему с органами государственного аудита и финансового контроля;

      6) на системной основе осуществляет мониторинг исполнения данных органами государственного аудита и финансового контроля, в том числе СВА, рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;

      7) составляет акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов государственного аудита документов и материалов, запрошенных при проведении государственного аудита;

      8) соблюдает законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов государственного аудита;

      9) размещает в единой базе данных материалы государственного аудита и финансового контроля в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

      10) в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передает материалы с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;

      11) не препятствует установленному режиму работы объекта государственного аудита;

      12) своевременно и в полной мере исполняет предоставленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

      13) соблюдает требования служебной и профессиональной этики;

      14) не препятствует руководителю (должностным лицам) объекта государственного аудита присутствовать при проведении государственного аудита и финансового контроля, дает разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного аудита и финансового контроля;

      15) обеспечивает сохранность документов и сведений, полученных в результате государственного аудита и финансового контроля, в том числе не разглашает сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;

      16) сообщает первому руководителю центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, акима области, города республиканского значения, столицы об условиях, способствующих конфликту интересов;

      17) основывает результаты государственного аудита исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе государственного аудита;

      18) взаимодействует с Советом по государственному аудиту и рискам, возглавляемым первым руководителем государственного органа, обеспечивает реализацию его рекомендаций;

      19) иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 19.04.2021 № 367 (вводится в действие с 06.07.2021).

      15. СВА обеспечивает своевременное и качественное выполнение возложенных на нее функций и задач.

      16. За нарушение основных принципов и стандартов государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита работники СВА несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Глава 4. Организация деятельности СВА

      Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      17. Руководство СВА осуществляется руководителем СВА, назначаемым на должность и освобождаемым от должности руководителем аппарата центрального исполнительного органа (должностным лицом, на которое в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа), а в случаях отсутствия таковых – руководителем государственного учреждения на основании приказа (распоряжения), по согласованию с первым руководителем государственного органа, акимом области, города республиканского значения, столицы.

            Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).

      18. Руководитель СВА обеспечивает выполнение возложенных на СВА задач и осуществление функций, в том числе противодействие коррупции, определяет права, обязанности и ответственность работников СВА, участвует в составе Совета по государственному аудиту и рискам.

      19. Руководитель СВА представляет первому руководителю государственного органа, ведомств центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, акиму области, города республиканского значения, столицы, предложение по структуре и штатному расписанию СВА, по согласованию с руководителем аппарата центрального исполнительного органа (должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия руководителя аппарата центрального исполнительного органа), а в случаях отсутствия таковых – руководителем государственного учреждения.

      Сноска. Пункт 19 - в редакции приказа Министра финансов РК от 30.03.2021 № 267 (вводится в действие со дня его государственной регистрации).

      20. Документы и запросы, направляемые от имени СВА в другие структурные подразделения, ведомства, территориальные органы и подведомственные организации по вопросам, входящим в компетенцию СВА, подписываются руководителем СВА, а в случае отсутствия – лицом его заменяющим.

      21. Условия прохождения работниками СВА государственной службы определяются законодательством Республики Казахстан о государственной службе, трудовым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, Положением о службе внутреннего аудита и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      22. Деятельность СВА в целях обеспечения реализации, возложенных на них задач и полномочий осуществляется в соответствии с годовым планом работы СВА и перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым их первыми руководителями.

      Сноска. Пункт 22 - редакции приказа Министра финансов РК от 19.04.2021 № 367 (вводится в действие с 06.07.2021).

      Глава 5. Отчетность СВА

      Сноска. Заголовок главы 5 в редакции приказа Министра финансов РК от 05.03.2018 № 335 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      23. СВА направляет отчеты и информацию по проведенному государственному аудиту и принятым мерам в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту.

      24. СВА ежегодно представляет годовой отчет по итогам внутреннего государственного аудита руководителю центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, акиму области, города республиканского значения, столицы, а также уполномоченному органу по внутреннему государственному аудиту.