Об утверждении Правил создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 апреля 2015 года № 525. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 сентября 2015 года № 12090.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 23) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года "О космической деятельности" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве.

      2. Аэрокосмическому комитету Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Мусабаев Т.А.) обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Министра


по инвестициям и развитию


Республики Казахстан

А. Исекешев

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      ______________ А. Саринжипов

      9 июня 2015 год

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр обороны

      Республики Казахстан

      ____________ И. Тасмагамбетов

      15 июня 2015 год

      "СОГЛАСОВАН"

      Председатель Комитета национальной

      безопасности Республики Казахстан

      ______________________ Н. Абыкаев

      18 августа 2015 год

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      ___________________ К. Касымов

      22 июня 2015 год

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр энергетики

      Республики Казахстан

      _______________ В. Школьник

      13 июля 2015 год



  Утверждены
приказом исполняющего обязанности
министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 29 апреля 2015 года № 525

Правила
создания и эксплуатации (применения) космических систем
на территории Республики Казахстан, а также в космическом
пространстве
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года "О космической деятельности" (далее – Закон) и определяют порядок создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) соисполнитель – лицо, осуществляющее поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для реализации проекта в области космической деятельности (далее – проект) по договору (контракту) с исполнителем;

      2) инициатор проекта – физическое или юридическое лицо (центральные государственные органы Республики Казахстан, иные государственные учреждения, юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, а также иностранные и международные организации), принимающее решение инициировать проект;

      3) безопасная эксплуатация космической системы – свойство эксплуатируемой системы сохранять при выполнении заданных функций в определенных условиях и в течение установленного времени состояние, при котором исключено или не превышает оцениваемые риски воздействие опасных и вредных производственных факторов на эксплуатирующий персонал, население, космическую систему, сопрягаемые объекты, окружающую среду и околоземное пространство;

      4) система обеспечения безопасной эксплуатации космической системы – упорядоченная совокупность технических средств, методов, нормативной правовой, нормативно-технической, конструкторско-технологической и эксплуатационной документации, организационно-технических, социально-экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, органов и должностных лиц, ответственных за организацию и обеспечение безопасной эксплуатации космических систем;

      5) исполнитель проекта – лицо, ответственное за управление разработкой и реализацией проекта, в том числе за разработку необходимой документации по созданию и эксплуатации космических объектов и объектов наземной космической инфраструктуры;

      6) заказчик – организация (центральные государственные органы Республики Казахстан, государственные учреждения, юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, а также иностранные и международные организации), в интересах которой создается космическая система, и которая утвердила техническое задание на создание космической системы или ее составные части, если они создаются отдельно от конкретной космической системы;

      7) потребитель (конечный пользователь) – заказчик или любая организация или физическое лицо, государственный орган использующие результаты выполнения целевых задач космических систем в своих интересах (получающие продукцию (услугу).

      3. Организации, участвующие в создании и эксплуатации (применении) космических систем, осуществляют работы в соответствии Экологическим Кодексом (далее – Экологический кодекс), Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс о здравоохранении), Законом и законами Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений", от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании".

      4. Организация процесса создания и эксплуатации (применения) космических систем военного (двойного) назначения осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2005 года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" и Законом.

      5. Создание и эксплуатация (применение) космических систем, а также отдельных составных частей систем, если они создаются (модернизируются) отдельно от конкретной космической системы, осуществляются в соответствии с техническими заданиями заказчика.

      6. Деятельность организаций Республики Казахстан по созданию, эксплуатации (применению) космических систем с участием иностранных организаций осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и с учетом обязательств Республики Казахстан, вытекающих из участия Республики Казахстан в международных договорах.

      7. Финансирование деятельности по созданию космических систем осуществляется из республиканского бюджета и (или) других источников.

2. Порядок создания и эксплуатации (применения) космических
систем на территории Республики Казахстан, а также в
космическом пространстве

      8. Создание космических систем осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона и включает:

      1) научные исследования (предпроектные исследования, разработка технического задания) и опытно-конструкторские работы;

      2) проектирование (анализ миссии космической системы, определение выполнимости проекта, эскизное проектирование, детальное проектирование);

      3) изготовление (производство, сборку и испытания орбитальных (космических) и наземных технических средств, комплектующих и приборов космической системы и соответствующей наземной вспомогательной аппаратуры и программного обеспечения);

      4) строительство (здания и сооружения для наземных комплексов космических систем);

      5) монтаж (технологическое оборудование наземных комплексов космических систем);

      6) испытания космических систем (запуск космических аппаратов, проведение летных космических и зачетных испытаний);

      7) ввод в эксплуатацию космических систем.

      Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 14.06.2016 № 485 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Научные исследования осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке", а также согласно статье 14 Закона.

      Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 14.06.2016 № 485 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Анализ миссии космической системы осуществляется инициатором проекта, исполнителем и представителями конечных пользователей и включает:

      1) постановку задач, реализуемых в ходе разработки проекта, исходя из финансовых и технологических возможностей, а также условий обеспечения надежности, безопасности, эксплуатационных ограничений;

      2) разработку предварительных технических спецификаций на космическую систему в целом и ее составные части;

      3) составление генеральных планов, графиков выполнения работ, определение основных соисполнителей;

      4) маркетинговые исследования по улучшению финансовой привлекательности проекта;

      5) предварительную оценку риска.

      11. Определение выполнимости проекта осуществляется исполнителем и соисполнителями и включает:

      1) разработку плана менеджмента проекта, плана системного проектирования и плана гарантии качества продукции (космической системы и ее составных частей), включая планы по обеспечению надежности и безопасности;

      2) разработку системных и эксплуатационных концепций и архитектуры космической системы, проверку их на соответствие предварительным техническим спецификациям, определение уровней неопределенности и риска;

      3) оценку возможности выполнения технических и организационных концепций путем выявления ограничений, относящихся к реализации, стоимости, планам–графикам, организации, производству, эксплуатации, обслуживанию;

      4) анализ проблемных вопросов и определение путей их решения;

      5) определение критических элементов для оценки технической и организационной выполнимости проекта;

      6) оценку риска;

      7) разработку технико-экономического обоснования и (или) финансово–экономического обоснования в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 "Об утверждении Правил разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9938).

      Результаты выполнения процесса должны направляться инициатору проекта и представителям конечных пользователей для принятия решения.

      12. Эскизное проектирование осуществляется исполнителем и соисполнителями и включает:

      1) разработку календарного плана проекта;

      2) анализ и выбор необходимого оборудования и его поставщиков;

      3) оценку характеристик надежности и безопасности;

      4) разработку программы верификации космической системы, ее составных частей, программ обеспечения надежности и безопасности;

      5) идентификацию внешних интерфейсов;

      6) разработку спецификаций орбитальных и наземных технических средств и закупаемых изделий;

      7) разработку проектов контрактов на закупаемые изделия;

      8) оценку рисков.

      13. Детальное рабочее проектирование осуществляется исполнителем и соисполнителями и включает:

      1) производство, испытания и предквалификацию критических элементов;

      2) производство и испытания инженерных моделей;

      3) разработку технических требований к внутренним и внешним интерфейсам;

      4) уточненную (повторную) оценку рисков;

      5) разработку окончательного конструктивного облика космической системы и ее составных частей;

      6) разработку конструкторско-технологической документации, включая планы сборки, интеграции и испытаний космической системы и ее составных частей;

      7) разработку руководства пользователя.

      14. Изготовление осуществляется исполнителем и соисполнителями и включает:

      1) производство, сборку и испытания орбитальных (космических) и наземных технических средств, комплектующих и приборов космической системы и соответствующей наземной вспомогательной аппаратуры и программного обеспечения;

      2) автономные и комплексные испытания на взаимодействие между космическим и наземным сегментами;

      3) квалификационные испытания и связанную с ними деятельность по верификации.

      15. Строительство осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".

      16. Монтаж осуществляется в соответствии с конструкторско-технологической и эксплуатационной документацией.

      17. Испытания космических систем осуществляются исполнителем и состоят из подготовки к летным испытаниям и летных испытаний, предпусковой подготовки, запуска, проведения летных космических и зачетных испытаний, начальной эксплуатации на орбите и верификации (валидации) на орбите.

      18. Приемка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация (применение) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве осуществляются в соответствии с настоящими Правилами и приказом исполняющего обязанности председателя Национального космического агентства Республики Казахстан от 3 апреля 2012 года № 40/НК "Об утверждении Правил приемки результатов по завершенным проектам в области космической деятельности" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7612) (далее – Правила приемки), а также конструкторско-технологической и эксплуатационной документацией на космическую систему и составные части.

      19. Допускается с учетом специфики космической системы и оценки уровня рисков по согласованию уполномоченным органом в области космической деятельности в соответствии с Законом:

      1) объединение процессов создания космической системы;

      2) параллельно-последовательное выполнение процессов.

      20. Каждый из процессов создания космической системы должен содержать фазы (ключевые точки) рассмотрений проекта, результаты которых определяют готовность и возможность продолжать выполнение процесса или перейти к следующему процессу.

      Решение о начале работ следующего процесса принимается исполнителем.

      21. Эксплуатация (применения) космической системы и составных частей включает:

      1) опытную эксплуатацию;

      2) штатную эксплуатацию;

      3) нештатную эксплуатацию.

      22. Взаимодействие исполнителя, эксплуатирующей организации с государственными органами при опытной, штатной и нештатной эксплуатации (применения) космической системы на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве обеспечивается уполномоченным органом в области космической деятельности.

      23. Процесс эксплуатации (применения) космической системы на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве включает выполнение всех орбитальных операций для достижения целей миссии, эксплуатации наземного сегмента и работы по поддержке наземного сегмента в соответствии с конструкторско-технологической и эксплуатационной документацией и программами по эксплуатации, техническому обслуживанию и комплексному материально-техническому обеспечению.

      24. Формирование и внесение предложения по созданию проекта в уполномоченный орган в области космической деятельности (далее – уполномоченный орган) на отраслевую экспертизу осуществляются в соответствии с Правилами осуществления отраслевой экспертизы проектов в области космической деятельности, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 483 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 июня 2015 года № 11397).

      25. При получении положительного заключения отраслевой экспертизы проекта исполнитель с соисполнителями приступают к работам по его реализации на договорной (контрактной) основе в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.

      26. Договор (контракт) между исполнителем и соисполнителями должен содержать следующие положения:

      1) техническая спецификация к космической системе и составным частям;

      2) содержание работ, в том числе перечень, сроки и исполнители работ по поставке оборудования и документации, проектированию, интеграции, верификации и испытаниям космической системы, обеспечению гарантии качества продукции, передаче технологий, запуску космического аппарата (если это предусмотрено проектом), страхованию, вводу в эксплуатацию;

      3) план подготовки специалистов по созданию и эксплуатации космической системы и составных частей;

      4) план-график создания космической системы;

      5) план гарантии качества продукции (космической системы и (или) ее составных частей).

      В случае необходимости, стороны могут включить в договор (контракт) дополнительные положения.

      27. В случае финансирования проекта из республиканского бюджета, договор (контракт) на создание проекта должен также содержать следующие требования:

      1) проектирование, сборка и испытания космического аппарата (если это предусмотрено проектом) должны производиться в специальном конструкторско-технологическом бюро космической техники и сборочно-испытательном комплексе космических аппаратов Республики Казахстан;

      2) передача технологий проектирования и производства космической системы, создание которой предусмотрено в договоре (контракте).

      28. Государственные органы, являющиеся потребителями услуг космической системы, создаваемой за счет республиканского бюджета, участвуют в формировании требований к этой космической системе.

      29. Права собственности на результаты научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ по проекту оговариваются в соответствующих договорах (контрактах) по их использованию в соответствии с Законом.

      30. Все космические объекты, входящие в космические системы, создаваемые в рамках проекта, а также права на данные космические объекты подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 11 Закона.

      31. Администратор бюджетной программы осуществляет контроль за исполнением проекта Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

      32. Для обеспечения (гарантии) качества космической системы проект распределяется на следующие составляющие структуры:

      1) функциональное дерево – структура, получаемая в результате разделения космической системы на функции;

      2) дерево спецификации – структура, определяющая иерархическую взаимосвязь всех технических требований для орбитальных (космических) и наземных технических средств;

      3) дерево изделия (схема деления) – структура, получаемая в результате разбивки программных и технических средств, объединенных для выполнения функций, определенных функциональным деревом на последовательные уровни;

      4) структура трудозатрат – структура, описывающая трудозатраты для управления стоимостью, планом-графиком и техническим содержанием;

      5) рабочий пакет – элемент структуры распределения работ, который должен быть измерен и управляем для планирования, мониторинга и контроля;

      6) организационная структура – структура, описывающая организацию проекта, включая интерфейсы, ответственность по контракту.

      33. Обеспечение безопасности при эксплуатации космических систем представляет собой комплекс разработанных и утвержденных программ и организационно-технических мероприятий во всех процессах проекта, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.

      34. Для обеспечения безопасной эксплуатации космических систем необходимо руководствоваться требованиями Экологического кодекса, Трудового кодекса Республики Казахстан, Закона, Кодекса о здравоохранении, Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" (далее – Закон гражданской защиты).

      35. Для организации и обеспечения безопасной эксплуатации космических систем создается система обеспечения безопасной эксплуатации как космических систем и объектов космической

      инфраструктуры в целом, так и отдельных позиционных районов и рабочих участков (мест) эксплуатации космической системы.

      36. Основной целью системы обеспечения безопасной эксплуатации космических систем являются исключение опасных событий при эксплуатации космических систем или минимизация ущерба от них.

      37. Основными направлениями деятельности системы обеспечения безопасной эксплуатации космических систем являются:

      1) обеспечение всех видов работ, проводимых при эксплуатации космических систем, нормативно-технической, эксплуатационной и необходимой документацией для создания регламентированных условий функционирования эксплуатационных подразделений;

      2) обеспечение квалифицированными специалистами по безопасности, средствами и методами поддержки данного вида деятельности;

      3) планирование и организация работ по обеспечению безопасной эксплуатации космических систем, координация деятельности всех уровней управления;

      4) достижение безусловного и точного выполнения всеми физическими лицами, участвующими в организации и непосредственной эксплуатации космических систем, мер безопасности;

      5) планирование и реализация предупреждающих мероприятий и своевременное предотвращение возможных опасных событий при эксплуатации космических систем;

      6) эффективное применение имеющихся в распоряжении ресурсов при ликвидации последствий опасных событий в целях достижения минимального ущерба от них;

      7) своевременное информирование уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, министерств энергетики, внутренних дел, обороны, комитета национальной безопасности Республики Казахстан, организаций и граждан при возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей среды;

      8) проведение всестороннего и детального расследования причин опасных событий, принятие по результатам расследования решений и проведение соответствующих организационно-технических мероприятий в целях предотвращения повторных происшествий;

      9) проведение исследований по проблемам обеспечения безопасной эксплуатации космических систем организациями, участвующими в создании и эксплуатации космических систем.

      38. В зависимости от природы действия опасных и вредных факторов на эксплуатирующий персонал, технические средства, сопрягаемые и другие объекты, а также окружающую природную среду возможны следующие виды опасности:

      1) электроопасность;

      2) взрывоопасность;

      3) пожароопасность;

      4) радиационная опасность;

      5) опасность от источников сверхвысокочастотных излучений;

      6) биологическая опасность;

      7) опасность от воздействия химических и загрязняющих веществ;

      8) опасность от механических воздействий;

      9) опасность от климатических, тепловых и световых воздействий;

      10) опасность от естественных и искусственных космических объектов ("космического мусора");

      11) опасность от ошибочных действий эксплуатирующего персонала и самопроизвольных нарушений функционирования космических систем;

      12) опасность от стихийных бедствий (землетрясения, ураганы, ливни).

      39. По каждому из перечисленных в пункте 38 настоящих Правил видов опасности должны планироваться и выполняться соответствующие меры безопасности, а также мероприятия программ обеспечения надежности и безопасности, разрабатываемых и утверждаемых министерствами энергетики, внутренних дел Республики Казахстан в процессах создания и эксплуатации космических систем, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.

      40. Планирование, организация, полномочия и ответственность, осуществление, мониторинг и контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации космических систем осуществляются всеми должностными лицами и руководителями организаций эксплуатации космических систем в соответствии с требованиями Закона гражданской защиты и конструкторско-технологическими и эксплуатационными требованиями и функциональными обязанностями.