В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.
2. Признать утратившими силу:
1) совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 1 июля 2013 года № 199-ОД и Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра регионального развития Республики Казахстан от 5 июля 2013 года № 125/нқ «Об утверждении критериев оценки риска в сфере частного предпринимательства в сферах регулируемого рынка» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8616, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 20 ноября 2013 года № 319 (27593);
2) совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 1 июля 2013 года № 200-ОД и Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра регионального развития Республики Казахстан от 5 июля 2013 года № 126/НҚ «Об утверждении критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8617, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 20 ноября 2013 года № 319 (27593).
3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
национальной экономики
Республики Казахстан Е. Досаев
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
«____»___________ 2015 год
Утвержденные приказом
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 27 июня 2015 года № 462
Критерии оценки степени риска в сферах естественных
монополий и регулируемых рынках
1. Настоящие критерии оценки степени рисков в сферах естественных монополий и регулируемых рынках (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», а также Методики формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки рисков, утвержденным исполняющим обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 343, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 90332.
2. В данных Критериях использованы следующие понятия:
1) субъект контроля – индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, являющиеся субъектами естественной монополии и (или) субъектами регулируемого рынка;
2) риск в сфере предоставления услуг (товаров, работ), отнесенной к естественной монополии и регулируемого рынка – вероятность причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц;
3) субъективные критерии оценки степени риска (далее – Субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
4) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством Субъективных критериев.
4. Выборочные проверки применяются в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска.
Внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора применяются в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.
5. Кратность проведения выборочной не может быть чаще одного раза в год.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта.
6. Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемыми субъектами проводимого уполномоченным органом и (или) другими государственными органами;
2) результаты предыдущих проверок, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) которых устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
3) наличие и количество подтвержденных (обоснованных) жалоб и обращений физических и юридических лиц;
4) анализ официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации.
7. На основании источников информации определены субъективные критерии для субъектов естественных монополий согласно приложению 1 и для субъектов регулируемого рынка согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
8. Грубым нарушением признается необоснованный доход (выручка), полученный субъектом естественной монополии и (или) субъектом регулируемого рынка в результате нарушения законодательства Республики Казахстан естественных монополиях и регулируемых рынках.
При выявлении грубого нарушения проверяемому субъекту, присваивается показатель степени риска 100, что является основанием для проведения проверки в отношении проверяемого субъекта.
В случае если грубые нарушения не выявлены, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель требований (индикаторов) значительной и незначительной степени.
9. При определении показателя нарушений значительной степени применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз – показатель нарушений значительной степени;
Р1 – общее количество индикаторов значительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту;
Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) значительной степени.
При определении показателя нарушений незначительной степени применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель нарушений незначительной степени;
Р1 – общее количество индикаторов незначительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту;
Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) незначительной степени.
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р - общий показатель степени риска;
Рз - показатель нарушений значительной степени;
Рн - показатель нарушений незначительной степени.
По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него проводятся только внеплановые проверки и иные формы контроля.
10. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
11. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов с наибольшим показателем степени риска по субъективных критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение 1
Критериям оценки степени рисков
в сфере естественных монополий
Субъективные критерии для субъектов естественных монополий
№ |
Нарушение требования |
степень тяжести нарушения |
По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом |
||
1 |
Не предоставление по требованию уполномоченного органа финансовой отчетности и иной необходимой информации в сроки, установленные уполномоченным органом. |
Незначительное |
2 |
Не предоставление информации о деятельности по итогам квартала (года) в установленные Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон) сроки, в случае утверждения тарифа с применением метода сравнительного анализа. |
Незначительное |
3 |
Не предоставление в период реализации инвестиционной программы (проекта), отчета об исполнении инвестиционной программы (проекта) в установленные Законом сроки. |
Незначительное |
4 |
Не предоставление ежегодного отчета об исполнении тарифной сметы в установленные Законом сроки |
Незначительное |
5 |
Не размещение в средствах массовой информации, а также на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчет об исполнении инвестиционной программы (проекта) в установленные Законом сроки, в порядке, определяемом уполномоченным органом. |
Незначительное |
6 |
Не уведомление уполномоченного органа и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) в установленные Законом сроки. |
Незначительное |
7 |
Не предоставление региональной электросетевой компанией информации о фактических (за предшествующий календарный год) и планируемых (на предстоящие три календарных года) затратах и объемах оказываемых услуг, а также о технико-экономических показателях деятельности с приложением обосновывающих материалов, в установленные Законом сроки. |
Незначительное |
8 |
Не предоставление в месячный срок со дня получения субъектом естественной монополии соответствующего требования экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки сбора), при пересмотре тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа. |
Незначительное |
По результатам предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
9 |
Доведение до сведения потребителя информации об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, а также субъектов естественной монополии малой мощности в установленные Законом сроки. |
Незначительное |
10 |
Предоставление кредитной информации в кредитное бюро с государственным участием. |
Незначительное |
11 |
Направление уведомления об оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами) в уполномоченный орган при оказании этой услуги, в установленные Законом сроки. |
Значительное |
12 |
Наличие на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущества, не связанного с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии (далее – Субъект), а также с осуществлением деятельности, разрешенной для Субъекта в соответствии с Законом. |
Значительное |
13 |
Наличие акций (долей участия) или иных форм участия в деятельности коммерческих организаций, кроме добровольных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, расчетно-финансового центра по поддержке возобновляемых источников энергии, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для Субъекта Законом. |
Значительное |
14 |
Передача принадлежащего на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг. |
Значительное |
15 |
Уступка права требования, связанного с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами). |
Значительное |
16 |
Включение в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не связанных с их предоставлением |
Значительное |
17 |
Допущение нецелевого использование средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах), утвержденных в установленном порядке. |
Значительное |
18 |
Признание коммерческой тайной информации: содержащейся в тарифной смете, о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг, о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах). |
Значительное |
19 |
Направление на создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от Субъекта, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур. |
Значительное |
20 |
Осуществление закупок услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, в порядке, предусмотренном Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан. |
Значительное |
21 |
Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности. |
Значительное |
22 |
Исполнение тарифной сметы. |
Значительное |
23 |
Заключение в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ). |
Значительное |
24 |
Заключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан договоров сотрудничества с органом управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ). |
Значительное |
25 |
Снижение в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат Субъекта уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений. |
Значительное |
26 |
Отчуждение имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера. |
Значительное |
27 |
Разработка и согласование методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг Субъектов. |
Значительное |
28 |
Исполнение утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) и приоритетное направление средств, предусмотренных инвестиционной программой (проектом), на восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных Средств. |
Значительное |
29 |
Допущение наличия сверхнормативных потерь. |
Значительное |
30 |
Снижение уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом. |
Значительное |
31 |
Представление в уполномоченный орган ходатайства о даче согласия на осуществление действий, предусмотренных статьей 18-1 Закона либо направления предварительного уведомления. |
Значительное |
32 |
Доведение региональной электросетевой компанией до сведения потребителя информации об изменении тарифа в установленные Законом сроки. |
Значительное |
33 |
Возврат средств от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения в порядке, определяемом уполномоченным органом. |
Значительное |
34 |
Наличие предварительного согласия уполномоченного органа, предоставляемого на обращение Субъекта о государственной перерегистрации Субъекта, а также регистрации прекращения его деятельности. |
Значительное |
35 |
Нарушение Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» в части занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий, подлежащих лицензированию, на основании соответствующей лицензии. |
Значительное |
36 |
Предоставление заявки для их пересмотра для вновь созданных Субъектов в установленные Законом сроки. |
Значительное |
37 |
Предоставление регулируемых услуг (товары, работы) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом. |
Значительное |
Наличие и количество подтвержденных (обоснованных) жалоб и обращений физических и юридических лиц |
||
38 |
Не соблюдение запрета по осуществлению иной деятельности, за исключением деятельности разрешенной Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» на основании полученного согласия уполномоченного органа. |
Значительное |
39 |
Не соблюдение запрета по взиманию за регулируемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом. |
Значительное |
40 |
Не соблюдение запрета по взиманию дополнительной платы, не предусмотренной Законом, или иному навязыванию дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других. |
Значительное |
41 |
Не соблюдение запрета по навязыванию условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) Субъектов или совершения иных действий, ведущих к дискриминации потребителей. |
Значительное |
42 |
Не соблюдение запрета по отказу в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ). |
Значительное |
43 |
Не соблюдение запрета по требованию оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции. |
Значительное |
44 |
Не соблюдение запрета по обеспечению всеобщего обслуживания потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ), установленными государственными органами в пределах их компетенции. |
Значительное |
45 |
Не соблюдение запрета по обеспечению приема платежей от потребителей за предоставляемые Субъектом регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций интернет-ресурсы и (или) терминалы. |
Значительное |
46 |
Не предоставление равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ). |
Значительное |
47 |
Не предоставление, в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) для всех потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора). |
Значительное |
48 |
Не приобретение и не установка потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями. |
Значительное |
49 |
Не взимание платы, в случае выхода прибора учета из строя за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета. |
Значительное |
50 |
Недопустимость нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ). |
Значительное |
51 |
Не предоставление регулируемых услуг по предельным уровням тарифа (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, с учетом случая, предусмотренного подпунктом 3-1) статьи 7 Закона. |
Значительное |
52 |
Не соблюдение стандартов оказания услуг потребителям. |
Незначительное |
По результатам анализа официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации |
||
53 |
Не проведение обязательного ежегодного аудита аудиторскими организациями для Субъектов, являющихся акционерными обществами, с размещением на интернет-ресурсе Субъекта и опубликовании его в периодических печатных изданиях. |
Незначительное |
54 |
Не размещение на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчета об исполнении тарифной сметы в порядке, определяемом уполномоченным органом. |
Незначительное |
55 |
Не размещение на своем интернет-ресурсе ежеквартальной информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест, пропускных способностей сетей регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также схемы инженерных коммуникаций. |
Незначительное |
56 |
Не обеспечение представления сведений об инженерных коммуникациях по запросам, в том числе на своем интернет-ресурсе, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных секретах». |
Незначительное |
57 |
Не проведение ежегодного отчета о деятельности по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед потребителями и иными заинтересованными лицами с обоснованиями и размещением их в средствах массовой информации, а также на своем интернет – ресурсе либо интернет – ресурсе уполномоченного органа, в порядке, определяемом уполномоченным органом. |
Значительное |
58 |
Уведомление потребителей раз в полугодие о ходе исполнения инвестиционных программ (проектов), тарифных смет через свой интернет-ресурс либо интернет-ресурс уполномоченного органа в порядке, определяемом уполномоченным органом. |
Значительное |
Приложение 2
к Критериям оценки степени рисков
в сфере регулируемых рынков
Субъективные критерии для субъектов регулируемых рынков
№ |
Нарушение требования |
степень тяжести нарушения |
По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом |
||
1 |
Не предоставление в уполномоченный орган ежеквартальной финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в установленные Законом сроки. |
Незначительное |
2 |
Не предоставление в уполномоченный орган ежемесячной информации об объемах производства (реализации), уровне доходности и отпускных ценах производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) по форме, утвержденной уполномоченным органом, в установленные Законом сроки. |
Незначительное |
3 |
Не исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельных ценах в соответствии с порядком ценообразования на регулируемых рынках. |
Значительное |
4 |
Не предоставление в уполномоченный орган по его требованию информации, необходимой для проведения экспертизы цены, на бумажном и (или) электронном носителях в сроки, установленные уполномоченным органом. |
Значительное |
5 |
Не предоставление полугодовой информации об исполнении либо неисполнении инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельной цене, по форме, утвержденной уполномоченным органом, в установленные Законом сроки, с последующим ее размещением в средствах массовой информации. |
Значительное |
По результатам предыдущих проверок |
||
6 |
Уведомление уполномоченного органа в письменном виде или в виде электронного документа через систему электронного документооборота уполномоченного органа не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения (за исключением субъектов розничного рынка, не занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках. |
Значительное |
7 |
Предоставление информации об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены в установленные Законом сроки. |
Значительное |
8 |
Нарушение Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» в части занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий, подлежащих лицензированию, на основании соответствующей лицензии. |
Значительное |
9 |
Соблюдение порядка ценообразования на регулируемых рынках. |
Значительное |
10 |
Возврат дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, напрямую потребителям либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на регулируемых рынках. |
Значительное |
Наличие и количество подтвержденных (обоснованных) жалоб и обращений физических и юридических лиц |
||
11 |
Не соблюдение требования по возврату дохода, полученного в результате необоснованного превышения предельной цены, напрямую потребителям не позднее тридцати календарных дней с момента установления такого факта уполномоченным органом либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на регулируемых рынках. |
Значительное |