Об утверждении критериев оценки степени риска в сферах естественных монополий и регулируемых рынках

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 июня 2015 года № 462. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 июля 2015 года № 11768

Действующий

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.
      2. Признать утратившими силу:
      1) совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 1 июля 2013 года № 199-ОД и Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра регионального развития Республики Казахстан от 5 июля 2013 года № 125/нқ «Об утверждении критериев оценки риска в сфере частного предпринимательства в сферах регулируемого рынка» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8616, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 20 ноября 2013 года № 319 (27593);
      2) совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 1 июля 2013 года № 200-ОД и Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра регионального развития Республики Казахстан от 5 июля 2013 года № 126/НҚ «Об утверждении критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8617, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 20 ноября 2013 года № 319 (27593).
      3. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      национальной экономики
      Республики Казахстан                       Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета по правовой
      статистике и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      _____________________ С. Айтпаева
      «____»___________ 2015 год

Утвержденные приказом    
Министра национальной экономики
Республики Казахстан    
от 27 июня 2015 года № 462 

Критерии оценки степени риска в сферах естественных
монополий и регулируемых рынках

      1. Настоящие критерии оценки степени рисков в сферах естественных монополий и регулируемых рынках (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», а также Методики формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки рисков, утвержденным исполняющим обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 343, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 90332.
      2. В данных Критериях использованы следующие понятия:
      1) субъект контроля – индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, являющиеся субъектами естественной монополии и (или) субъектами регулируемого рынка;
      2) риск в сфере предоставления услуг (товаров, работ), отнесенной к естественной монополии и регулируемого рынка – вероятность причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц;
      3) субъективные критерии оценки степени риска (далее – Субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
      4) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
      3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством Субъективных критериев.
      4. Выборочные проверки применяются в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска.
      Внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора применяются в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.
      5. Кратность проведения выборочной не может быть чаще одного раза в год.
      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта.
      6. Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации:
      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемыми субъектами проводимого уполномоченным органом и (или) другими государственными органами;
      2) результаты предыдущих проверок, степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) которых устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
      3) наличие и количество подтвержденных (обоснованных) жалоб и обращений физических и юридических лиц;
      4) анализ официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации.
      7. На основании источников информации определены субъективные критерии для субъектов естественных монополий согласно приложению 1 и для субъектов регулируемого рынка согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
      8. Грубым нарушением признается необоснованный доход (выручка), полученный субъектом естественной монополии и (или) субъектом регулируемого рынка в результате нарушения законодательства Республики Казахстан естественных монополиях и регулируемых рынках.
      При выявлении грубого нарушения проверяемому субъекту, присваивается показатель степени риска 100, что является основанием для проведения проверки в отношении проверяемого субъекта.
      В случае если грубые нарушения не выявлены, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель требований (индикаторов) значительной и незначительной степени.
      9. При определении показателя нарушений значительной степени применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7

      где:
      Рз – показатель нарушений значительной степени;
      Р1 – общее количество индикаторов значительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту;
      Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) значительной степени.
      При определении показателя нарушений незначительной степени применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3

      где:
      Рн – показатель нарушений незначительной степени;
      Р1 – общее количество индикаторов незначительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту;
      Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) незначительной степени.
      Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по следующей формуле:

      Р = Рз + Рн

      где:
      Р - общий показатель степени риска;
      Рз - показатель нарушений значительной степени;
      Рн - показатель нарушений незначительной степени.
      По показателям степени риска проверяемый субъект относится:
      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
      2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него проводятся только внеплановые проверки и иные формы контроля.
      10. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
      11. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
      1) приоритетности проверяемых субъектов с наибольшим показателем степени риска по субъективных критериям;
      2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.

Приложение 1        
Критериям оценки степени рисков
в сфере естественных монополий

    Субъективные критерии для субъектов естественных монополий

Нарушение требования

степень тяжести нарушения

По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом

1

Не предоставление по требованию уполномоченного органа финансовой отчетности и иной необходимой информации в сроки, установленные уполномоченным органом.

Незначительное

2

Не предоставление информации о деятельности по итогам квартала (года) в установленные Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон) сроки, в случае утверждения тарифа с применением метода сравнительного анализа.

Незначительное

3

Не предоставление в период реализации инвестиционной программы (проекта), отчета об исполнении инвестиционной программы (проекта) в установленные Законом сроки.

Незначительное

4

Не предоставление ежегодного отчета об исполнении тарифной сметы в установленные Законом сроки

Незначительное

5

Не размещение в средствах массовой информации, а также на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчет об исполнении инвестиционной программы (проекта) в установленные Законом сроки, в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Незначительное

6

Не уведомление уполномоченного органа и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) в установленные Законом сроки.

Незначительное

7

Не предоставление региональной электросетевой компанией информации о фактических (за предшествующий календарный год) и планируемых (на предстоящие три календарных года) затратах и объемах оказываемых услуг, а также о технико-экономических показателях деятельности с приложением обосновывающих материалов, в установленные Законом сроки.

Незначительное

8

Не предоставление в месячный срок со дня получения субъектом естественной монополии соответствующего требования экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки сбора), при пересмотре тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа.

Незначительное

По результатам предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

9

Доведение до сведения потребителя информации об изменении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, а также субъектов естественной монополии малой мощности в установленные Законом сроки.

Незначительное

10

Предоставление кредитной информации в кредитное бюро с государственным участием.

Незначительное

11

Направление уведомления об оказании услуги, технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами) в уполномоченный орган при оказании этой услуги, в установленные Законом сроки.

Значительное

12

Наличие на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущества, не связанного с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии (далее – Субъект), а также с осуществлением деятельности, разрешенной для Субъекта в соответствии с Законом.

Значительное

13

Наличие акций (долей участия) или иных форм участия в деятельности коммерческих организаций, кроме добровольных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, расчетно-финансового центра по поддержке возобновляемых источников энергии, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для Субъекта Законом.

Значительное

14

Передача принадлежащего на праве собственности или ином законном основании имущества, используемого в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг.

Значительное

15

Уступка права требования, связанного с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами).

Значительное

16

Включение в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не связанных с их предоставлением

Значительное

17

Допущение нецелевого использование средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах), утвержденных в установленном порядке.

Значительное

18

Признание коммерческой тайной информации: содержащейся в тарифной смете, о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг, о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах).

Значительное

19

Направление на создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов не менее пятидесяти процентов недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от Субъекта, или по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур.

Значительное

20

Осуществление закупок услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, в порядке, предусмотренном Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Значительное

21

Ведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности.

Значительное

22

Исполнение тарифной сметы.

Значительное

23

Заключение в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ).

Значительное

24

Заключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан договоров сотрудничества с органом управления объектом кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ).

Значительное

25

Снижение в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат Субъекта уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений.

Значительное

26

Отчуждение имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера.

Значительное

27

Разработка и согласование методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг Субъектов.

Значительное

28

Исполнение утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) и приоритетное направление средств, предусмотренных инвестиционной программой (проектом), на восстановление, обновление, расширение, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных Средств.

Значительное

29

Допущение наличия сверхнормативных потерь.

Значительное

30

Снижение уровня нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом.

Значительное

31

Представление в уполномоченный орган ходатайства о даче согласия на осуществление действий, предусмотренных статьей 18-1 Закона либо направления предварительного уведомления.

Значительное

32

Доведение региональной электросетевой компанией до сведения потребителя информации об изменении тарифа в установленные Законом сроки.

Значительное

33

Возврат средств от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при оплате за услуги теплоснабжения в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Значительное

34

Наличие предварительного согласия уполномоченного органа, предоставляемого на обращение Субъекта о государственной перерегистрации Субъекта, а также регистрации прекращения его деятельности.

Значительное

35

Нарушение Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» в части занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий, подлежащих лицензированию, на основании соответствующей лицензии.

Значительное

36

Предоставление заявки для их пересмотра для вновь созданных Субъектов в установленные Законом сроки.

Значительное

37

Предоставление регулируемых услуг (товары, работы) по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом.

Значительное

Наличие и количество подтвержденных (обоснованных) жалоб и обращений физических и юридических лиц

38

Не соблюдение запрета по осуществлению иной деятельности, за исключением деятельности разрешенной Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» на основании полученного согласия уполномоченного органа.

Значительное

39

Не соблюдение запрета по взиманию за регулируемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом.

Значительное

40

Не соблюдение запрета по взиманию дополнительной платы, не предусмотренной Законом, или иному навязыванию дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других.

Значительное

41

Не соблюдение запрета по навязыванию условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) Субъектов или совершения иных действий, ведущих к дискриминации потребителей.

Значительное

42

Не соблюдение запрета по отказу в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ).

Значительное

43

Не соблюдение запрета по требованию оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции.

Значительное

44

Не соблюдение запрета по обеспечению всеобщего обслуживания потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ), установленными государственными органами в пределах их компетенции.

Значительное

45

Не соблюдение запрета по обеспечению приема платежей от потребителей за предоставляемые Субъектом регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций интернет-ресурсы и (или) терминалы.

Значительное

46

Не предоставление равных условий потребителям регулируемых услуг (товаров, работ).

Значительное

47

Не предоставление, в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) для всех потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора).

Значительное

48

Не приобретение и не установка потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями.

Значительное

49

Не взимание платы, в случае выхода прибора учета из строя за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета.

Значительное

50

Недопустимость нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ).

Значительное

51

Не предоставление регулируемых услуг по предельным уровням тарифа (ценам, ставкам сборов), утвержденным уполномоченным органом, с учетом случая, предусмотренного подпунктом 3-1) статьи 7 Закона.

Значительное

52

Не соблюдение стандартов оказания услуг потребителям.

Незначительное

По результатам анализа официальных интернет-ресурсов и средств массовой информации

53

Не проведение обязательного ежегодного аудита аудиторскими организациями для Субъектов, являющихся акционерными обществами, с размещением на интернет-ресурсе Субъекта и опубликовании его в периодических печатных изданиях.

Незначительное

54

Не размещение на своем интернет-ресурсе либо интернет-ресурсе уполномоченного органа отчета об исполнении тарифной сметы в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Незначительное

55

Не размещение на своем интернет-ресурсе ежеквартальной информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест, пропускных способностей сетей регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также схемы инженерных коммуникаций.

Незначительное

56

Не обеспечение представления сведений об инженерных коммуникациях по запросам, в том числе на своем интернет-ресурсе, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных секретах».

Незначительное

57

Не проведение ежегодного отчета о деятельности по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед потребителями и иными заинтересованными лицами с обоснованиями и размещением их в средствах массовой информации, а также на своем интернет – ресурсе либо интернет – ресурсе уполномоченного органа, в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Значительное

58

Уведомление потребителей раз в полугодие о ходе исполнения инвестиционных программ (проектов), тарифных смет через свой интернет-ресурс либо интернет-ресурс уполномоченного органа в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Значительное

Приложение 2        
к Критериям оценки степени рисков
в сфере регулируемых рынков 

     Субъективные критерии для субъектов регулируемых рынков

Нарушение требования

степень тяжести нарушения

По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом

1

Не предоставление в уполномоченный орган ежеквартальной финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в установленные Законом сроки.

Незначительное

2

Не предоставление в уполномоченный орган ежемесячной информации об объемах производства (реализации), уровне доходности и отпускных ценах производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) по форме, утвержденной уполномоченным органом, в установленные Законом сроки.

Незначительное

3

Не исполнение мероприятий инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельных ценах в соответствии с порядком ценообразования на регулируемых рынках.

Значительное

4

Не предоставление в уполномоченный орган по его требованию информации, необходимой для проведения экспертизы цены, на бумажном и (или) электронном носителях в сроки, установленные уполномоченным органом.

Значительное

5

Не предоставление полугодовой информации об исполнении либо неисполнении инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельной цене, по форме, утвержденной уполномоченным органом, в установленные Законом сроки, с последующим ее размещением в средствах массовой информации.

Значительное

По результатам предыдущих проверок

6

Уведомление уполномоченного органа в письменном виде или в виде электронного документа через систему электронного документооборота уполномоченного органа не менее чем за тридцать календарных дней о предстоящем повышении цен на товары (работы, услуги) выше предельной цены и причинах их повышения с предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения (за исключением субъектов розничного рынка, не занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках.

Значительное

7

Предоставление информации об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены в установленные Законом сроки.

Значительное

8

Нарушение Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» в части занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий, подлежащих лицензированию, на основании соответствующей лицензии.

Значительное

9

Соблюдение порядка ценообразования на регулируемых рынках.

Значительное

10

Возврат дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, напрямую потребителям либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на регулируемых рынках.

Значительное

Наличие и количество подтвержденных (обоснованных) жалоб и обращений физических и юридических лиц

11

Не соблюдение требования по возврату дохода, полученного в результате необоснованного превышения предельной цены, напрямую потребителям не позднее тридцати календарных дней с момента установления такого факта уполномоченным органом либо в случае невозможности установления полного перечня потребителей путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования на регулируемых рынках.

Значительное