В соответствии со статьей 15-2 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые требования по обустройству и техническому оснащению транспортно-логистических центров.
2. Департаменту развития транзита и транспортной логистики Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сабитов Д.К.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течении десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течении десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего приказа.
3. Контроль за исполнения настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | А. Рау |
"СОГЛАСОВАН"
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
_____________ А. Мамытбеков
10 июня 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр финансов
Республики Казахстан
_____________ Б. Султанов
18 июня 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_____________ Е. Досаев
18 июня 2015 года
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 650 |
Типовые требования к обустройству и техническому
оснащению транспортно-логистических центров
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые требования к обустройству и техническому оснащению транспортно-логистических центров (далее - Типовые требования) разработаны в соответствии со статьей 15-2 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года "О транспорте в Республике Казахстан" и предназначены для учета при проектировании, строительстве (реконструкции) и обустройстве транспортно-логистических центров, в целях создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, увеличения транзитного потенциала Республики Казахстан, развития торговли, ускорение проведения логистических и таможенных операций.
2. Транспортно-логистический центр (далее - ТЛЦ) – это объект транспортной инфраструктуры, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем сооружениями, предназначенный для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных, распределительных и заключительных технологических операций с грузами и транспортными средствами, в том числе осмотр, включая таможенные и иные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Настоящие Типовые требования предназначены для субъектов рынка, осуществляющих или намеренных осуществлять транспортно-логистическую деятельность, уполномоченных органов и ведомств в сфере таможенного дела, ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Настоящие Типовые требования направлены на повышение уровня технического оснащения ТЛЦ, эффективности их функционирования и качества оказания транспортно-логистических услуг в Республике Казахстан.
5. ТЛЦ необходимо создавать вблизи автомобильных дорог или аэропортов или морских и речных портов или железнодорожных станциях, с режимом работы в зависимости от интенсивности транспортного грузопотока.
6. По виду деятельности устанавливаются следующие виды ТЛЦ:
1) международные ТЛЦ, которые предназначены для обслуживания перевозок, обработки грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и оказания услуг по размещению товаров в местах временного хранения, совершения таможенных и иных операций:
внутренние ТЛЦ сооружаются на территории Республики Казахстан по месту нахождения клиентов;
приграничные ТЛЦ сооружаются при пунктах пропуска или в безразрывной близости к территории пунктов пропуска на казахстанском участке таможенной границы Таможенного союза;
2) региональные ТЛЦ сооружаются на территории Республики Казахстан и предназначены для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных, распределительных и заключительных технологических операций с грузами и транспортными средствами в пределах таможенной границы Таможенного союза.
7. ТЛЦ предусматривают следующие зоны:
1) терминальная – зона, предназначенная для проведения разгрузочно-погрузочных операций;
2) складская – зона, где расположены складские помещения, объекты и устройства;
3) административная – зона, где расположен комплекс административных помещений, в которых размещается администрация ТЛЦ.
В международных ТЛЦ предусматривается зона таможенного контроля, в которой в соответствии с законодательством Республики Казахстан создается таможенный пост или место проведения таможенных операций в целях осуществления таможенного контроля.
8. Площадь территорий ТЛЦ, а также зоны, указанные в пункте 9 настоящих Типовых требований, на стадии проектирования согласовываются с уполномоченным органом в сфере транспорта.
2. Требования по обустройству региональных ТЛЦ
9. Площадь ТЛЦ должна составлять не менее 10 гектаров в зависимости от грузопотока, с возможностью ее расширения в случае необходимости не менее чем на 20 % от общей площади ТЛЦ. Площадь ТЛЦ должна соответствовать следующим требованиям:
1) складская зона не менее 40 % от общей площади ТЛЦ;
2) площадь для парковки не менее 15 % от общей площади ТЛЦ;
3) терминальная зона не менее 15 % от общей площади ТЛЦ;
4) контейнерная площадка не менее 15 % от общей площади ТЛЦ.
10. Не допускается проектирование и строительство ТЛЦ на площадях залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях они допускаются по разрешению уполномоченного органа по изучению и использованию недр.
11. На территории ТЛЦ и подъездных дорогах к ним при въезде и выезде обеспечивается эффективное управление движением путем использования горизонтальной маркировки, вертикальных дорожных знаков, светофоров и других указателей. В целях обеспечения безопасности и контроля движения на территории ТЛЦ создается система специальных преград, барьеров и других устройств. Данная система призвана пресекать возможность несанкционированного убытия транспортного средства за пределы ТЛЦ.
12. Дорожная коммуникационная система строится с учетом перспектив развития ТЛЦ и обеспечения пропуска максимального количества транспортных средств в часы пик, с учетом возможности изменения направления движения транспортных средств.
13. Проезды для транспортных средств на территории ТЛЦ должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование и подъезд к пунктам погрузки-разгрузки.
14. Ширина контрольных полос движения грузовых машин - 3,5 метра.
15. Для обеспечения пропуска крупногабаритных, тяжеловесных и специальных грузов необходимо предусмотреть отдельную полосу движения, ширина которой должна быть 4,5 метра для каждого направления.
16. Количество полос движения определяется в зависимости от интенсивности транспортного грузопотока.
17. В административных зданиях ТЛЦ предусматриваются помещения для размещения серверных узлов связи, помещения для приема пищи и отдыха, а также санитарные узлы (мужские/женские).
18. На территории ТЛЦ предусматривается охраняемая площадь для парковки автотранспорта.
19. В ТЛЦ также могут находиться объекты обслуживания (пункты питания, банковские терминалы, пункты обмена валюты, почта и иные объекты).
20. Ответственность за обеспечение бесперебойной работы всех систем, их обслуживание, а также содержание зданий и сооружений, находящихся на территории ТЛЦ возлагается на администрацию ТЛЦ.
3. Требования к техническому оснащению региональных ТЛЦ
21. Техническое оснащение региональных ТЛЦ должно соответствовать следующим требованиям:
1) наличие подъездных дорог одного или нескольких видов наземного транспорта;
2) наличие автоматизированных систем контроля въезда транспортных средств на территорию и выезда с территории;
3) наличие автоматизированной системы учета товаров и транспортных средств;
4) система видеонаблюдения созданная с применением телевизионных систем различных типов и обеспечивающая возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) в режиме реального времени с сохранением данных, размещаемая в зданиях, на площадках, а также по всему периметру ТЛЦ, функционирующих в круглосуточном режиме, позволяющих осуществлять просмотр видеоинформации о происшедших событиях в течение последних тридцати календарных дней на ТЛЦ, при этом часть из них устанавливается демонстративно, а часть скрытно;
5) наличие сертифицированного весового оборудования, соответствующего характеру помещаемых товаров и транспортных средств;
6) наличие складской зоны (предпочтительно прямоугольной формы);
7) система пожарной автоматики, состоящая из совокупности установок пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения людей о пожаре, смонтированных на объектах и контролируемых с общего пожарного поста, обеспечивающая автоматическое обнаружение пожара, обработку, передачу в заданном виде извещения о пожаре за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре и установок пожаротушения в целях организации ликвидации пожара и безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей;
8) наличие современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов;
9) система внутренней телефонной связи строящаяся на базе автоматических телефонных станций, коммутаторов (в зависимости от количества служебных помещений);
10) система охранной сигнализации, оборудованная с применением стационарной аппаратуры, позволяющей подключить к ней необходимое количество датчиков, устанавливаемых во всех помещениях и сооружениях;
11) система инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации оборудованная с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций, и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора;
12) система резервного электроснабжения предназначенная для обеспечения зданий, помещений, сооружений, оборудования, средств технического контроля электропитанием при аварийном отключении системы электроснабжения и создается при помощи альтернативных источников электроснабжения, при этом ТЛЦ обеспечиваются бесперебойной подачей электроэнергии.
4. Требования по обустройству международных ТЛЦ
22. В международных ТЛЦ, в целях создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, необходимо в одном административном здании разместить операционный зал оформления и служебные помещения, в которых размещаются уполномоченные органы и ведомства в сфере таможенного дела, ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие организации для осуществления таможенных и иных операций, а также выдачи необходимых разрешительных документов. Количество помещений и их площади для каждой из служб согласовываются на стадии проектирования с соответствующими уполномоченными органами.
23. В международных ТЛЦ необходимо предусмотреть наличие мест для досмотра товаров, в том числе пункта углубленного досмотра для транспортных средств, оснащенных искусственным освещением и оборудованных средствами видеонаблюдения, функционирующих в круглосуточном режиме, позволяющих осуществлять просмотр видеоинформации о происшедших событиях в течение последних тридцати календарных дней с разрешающей способностью не менее 1920х1080 пикселей.
24. С целью исключения доступа посторонних лиц к местам проведения таможенного контроля, зоны таможенного контроля оборудуются ограждением. При этом на досмотровых площадках, въездах и выездах, местах перегруза транспортных средств, предусматривается освещение с максимальной интенсивностью, а также система видеонаблюдения.
25. Объекты обслуживания (пункты питания, банковские терминалы, пункты обмена валюты, почта и иные объекты) размещаются на территории ТЛЦ с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о режимных зонах таможенного контроля, которые реализуются на этапе проектирования и строительства ТЛЦ.
26. Администрация ТЛЦ обеспечивает на безвозмездной основе служебными помещениями уполномоченные органы и ведомства в сфере таможенного дела, ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения для осуществления таможенного и других видов контроля, а также несет все расходы по коммунальным услугам, каналам связи.
27. Международные ТЛЦ, имеющие железнодорожные пути, должны быть обеспечены:
1) путевым развитием ТЛЦ, спроектированным сквозным типом, с наличием технически исправных подъездных путей одного или нескольких видов транспорта;
2) станциями примыкания подъездных путей ТЛЦ и внутриплощадочными железнодорожными путями на территории ТЛЦ для обеспечения пропускной способности с учетом планируемых объемов грузоперевозок, а также наличие современных средств механизации подъемно-разгрузочных работ.
28. Международные ТЛЦ, имеющие морские и речные пути, должны обеспечить:
1) беспрепятственное маневрирование и подъезд к пунктам погрузки-разгрузки;
2) соблюдение законодательства Республики Казахстан в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта.
29. В международных ТЛЦ, также обеспечивается соблюдение требований, указанных в пунктах 9- 18, 20 настоящих Типовых требований.
30. В международных приграничных ТЛЦ предусматривается ограждение, видеонаблюдение и освещение территории от пункта пропуска до ТЛЦ и разделение потоков транспорта на въезд и выезд. Расположение территории международного приграничного ТЛЦ согласовывается с уполномоченным органом в сфере таможенного дела.
5. Требования к техническому оснащению международных ТЛЦ
31. На этапе проектирования с учетом технологической схемы организации пропуска транспортных средств и товаров, пропускной способности (интенсивности движения, транспортных средств в сутки, час), разделения потоков транспорта на въезд и выезд, а также территории и количества мест осмотра (досмотра) товаров и транспортных средств, по согласованию с уполномоченным органом в сфере таможенного дела международные ТЛЦ обеспечиваются следующими системами:
1) система автоматического определения весовых параметров транспортных средств позволяющая в автоматическом режиме определять весовые параметры транспортных средств, с наличием технической возможности интеграции с информационной системой уполномоченного органа в сфере таможенного дела;
2) система связи, включая телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающая взаимодействие и бесперебойную устойчивую связь уполномоченного органа в сфере таможенного дела с взаимодействующими структурами и вышестоящими органами управления, с пропускной способностью не менее 8 Мбит/сек;
3) системы электронного учета транспортных средств обеспечивающая считывание государственных регистрационных номеров, сохранение, ведение базы данных государственных регистрационных знаков автотранспортных средств, с наличием технической возможности интеграции с информационной системой уполномоченного органа в сфере таможенного дела.
32. В международных ТЛЦ также обеспечивается соблюдение требований, указанных в подпунктах 1), 3), 4), 6-12) пункта 21 настоящих Типовых требований.
6. Складские помещения на территории ТЛЦ
33. Проектирование и стоительство складских помещений, расположенных на территории ТЛЦ, должны соответствовать строительным нормам и требованиям законодательства Республики Казахстан.
34. Складские помещения региональных ТЛЦ должны соответствовать следующим требованиям:
1) одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы;
2) ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/кв. м на уровне 1,20 м. от земли;
3) высота потолков от 8 метров;
4) регулируемый температурный режим;
5) наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения;
6) наличие достаточного количества автоматических ворот с погрузочно-разгрузочными площадками (не менее 1 на 500 кв. м);
7) система вентиляции;
8) пандус для разгрузки транспорта;
9) наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей;
10) наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
35. Складские помещения международных ТЛЦ должны соответствовать следующим требованиям:
1) современное одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 м и с расстоянием между пролетами не менее 24 м;
2) ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/кв. м на уровне 1,20 м от земли;
3) высота потолков не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов);
4) регулируемый температурный режим;
5) наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения;
6) наличие системы вентиляции;
7) наличие достаточного количества автоматических ворот с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (не менее 1 на 500 кв. м);
8) наличие площадок для отстоя большегрузного транспорта и парковки легковых автомобилей;
9) наличие площадок для маневрирования большегрузного транспорта;
10) наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
36. В международных ТЛЦ необходимо предусмотреть наличие складов временного хранения, в соответствии с требованиями таможенного законодательства Республики Казахстан.