Об утверждении Правил обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 512. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июня 2015 года № 11419.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
      Приказ утрачивает силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 11.05.2018 № 325 (вводится в действие с 29.06.2018).

      В соответствии с подпунктом 25-1) статьи 19 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами.

      2. Комитету индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Ержанову А.К.) обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


по инвестициям и развитию


Республики Казахстан

А. Исекешев

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр здравоохранения и

      социального развития

      Республики Казахстан

      ________________ Т. Дуйсенова

      "___" ___________ 2015 года

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      ________________ К. Касымов

      "___" ___________ 2015 года

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр национальной экономики

      Республики Казахстан

      ________________ Е. Досаев

      19 мая 2015 года



  Утверждены
приказом Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 28 апреля 2015 года № 512

Правила
обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25-1) статьи 19 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" и определяют порядок обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами.

      2. В своей деятельности профессиональные аварийно-спасательные службы руководствуются вышеуказанным Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящими Правилами.

2. Порядок обслуживания недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами

      3. Профессиональные аварийно-спасательные службы обеспечивают:

      постоянное, круглосуточное обслуживание недропользователей по добыче, переработке, транспортировке и обогащению полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, объекты химической отрасли;

      готовность объектов недропользователей к выполнению на них аварийно-спасательных работ, а в случае возникновения аварий – спасению людей и ликвидации самих аварий, а также задач, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;

      выполнение противофонтанных, газоспасательных и горноспасательных работ в аварийных ситуациях (кроме очагов радиоактивного излучения), на объектах угольной, химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей, нефтегазоразведочной, нефтегазодобывающей, металлургической, горнодобывающей промышленности, на суше, шельфе морей и водоемов, транспорте, перевозящем сильнодействующие ядовитые вещества, строительства и эксплуатации подземных сооружений;

      спасение и эвакуацию людей при авариях на обслуживаемых объектах недропользователей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

      локализацию и ликвидацию аварий и их последствий;

      тушение пожаров, ликвидацию последствий взрывов газа и пыли, внезапных выбросов угля и газа, горных ударов, обвалов, водогазофонтанных выбросов, пожаров на эксплуатационных и разведочных скважинах, загазованности и затоплений объектов и других специальных работ, проводимых в аварийных ситуациях на обслуживаемых объектах недропользователей;

      оказание пострадавшим первой медицинской помощи непосредственно на рабочих местах и в ходе эвакуации.

      4. Для выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации аварий на объектах недропользователей, профессиональные аварийно-спасательные службы имеют оперативные составы, наличие которых предусматривает:

      постоянную круглосуточную готовность оперативных подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб к немедленному выезду на ликвидацию аварий и проведение аварийно-спасательных работ;

      выполнение аварийно-спасательных работ личным составом с беспрекословным выполнением приказов и распоряжений руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации с оправданным риском для жизни и здоровья, если это связано со спасением людей при авариях;

      проведение аварийно-спасательных работ до полного их завершения;

      соблюдение принципа единоначалия, поддержание высокой дисциплины и оперативно-технической готовности аварийно-спасательных служб к ликвидации возможных аварий и их последствий;

      соблюдение порядка служебных взаимоотношений при прохождении службы;

      при выполнении служебных обязанностей ношение специального обмундирования со знаками различия, а также привлечение оперативного состава профессиональных аварийно-спасательных служб на дежурство или выполнение аварийно-спасательных работ в выходные и праздничные дни, во время отпуска;

      неучастие в действиях, препятствующих нормальному функционированию профессиональных аварийно-спасательных служб, включая забастовки и прекращение работ, как средства разрешения трудовых споров.

      5. В проектах вновь строящихся объектов недропользователей, если они не входят в район обслуживания действующих подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб, предусматривается строительство служебных зданий и сооружений для организуемых подразделений.

      6. Финансирование строительства зданий и сооружений, предназначенных для размещения профессиональных аварийно-спасательных служб, на вновь строящихся объектах недропользования осуществляется за счет недропользователя. Затраты на текущее содержание зданий и сооружений, предназначенных для размещения профессиональных аварийно-спасательных служб, производятся по сметам затрат, предусмотренных в договоре.

      7. Профессиональные аварийно-спасательные службы размещаются в специально построенных или реконструированных под нужды оперативных подразделений аварийно-спасательных служб зданиях, в комплекс которых входят служебные помещения, указанные в Перечне минимально необходимых служебных помещений профессиональных аварийно-спасательных служб, являющемся приложением 1 к настоящим Правилам.

      8. Оперативные автомобили оборудуются приборами звуковых и световых сигналов и окрашиваются по цветографическим схемам, в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан № 1196 от 13 ноября 2014 года, имеют опознавательные знаки профессиональной аварийно-спасательной службы, находятся на стоянке чистыми и подготовленными к выезду.

      9. Финансирование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляется за счет:

      финансовых средств, поступающих от реализации договоров с недропользователями;

      источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

      10. Дислокация подразделений профессиональной аварийно-спасательной службы определяется ее руководителем, а численность личного состава профессиональной аварийно-спасательной службы определяется в соответствии с договором.

      11. В структуру профессиональных аварийно-спасательных служб входят:

      территориальные филиалы;

      профессиональные аварийно-спасательные отряды (далее – АСО);

      профессиональные аварийно-спасательные взводы (далее – АСВ);

      отделения:

      аварийно-спасательные пункты (далее – АСП);

      службы обеспечения – подразделения медицинской службы, воздушно-депрессионных съемок, пылегазо-аналитические лаборатории, канатно-испытательные станции, мастерские по производству и ремонту аварийно-спасательного оснащения.

      Структура объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб определяется недропользователем самостоятельно.

      В соответствии с пунктом 10 статьи 103 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее – Закон) размер заработной платы спасателей и работников, имеющих статус спасателя, профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований должен быть не ниже размера заработной платы соответствующих категорий работников обслуживаемых ими опасных производственных объектов. Соответствующие категории по оплате приведены в Перечне спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и приравненных к ним работников обслуживаемых ими объектов недропользователя, являющемся приложением 2 к настоящим Правилам.

      12. Руководство оперативной, профилактической и другими видами деятельности, осуществляет руководитель территориального филиала, АСО.

      Общее руководство оперативными службами осуществляет заместитель руководителя территориального филиала, АСО по оперативной работе.

      Профилактическими службами руководит заместитель руководителя по оперативно-профилактической работе. Для оперативного решения возникающих задач при ликвидации аварий на обслуживаемых объектах недропользователя при территориальном филиале создается оперативно-технический отдел, в котором работают ведущие специалисты по направлениям: метрология, кислородно-дыхательная аппаратура и аварийно-спасательное оснащение, охрана труда, электромеханическое обеспечение, автотранспорт.

      13. Личный состав профессиональной аварийно-спасательной службы комплектуется на добровольной основе и подразделяется на оперативный, административный и технический состав.

      К оперативному составу (спасатели) относятся лица, непосредственно участвующие в выполнении аварийно-спасательных работ.

      К административному и техническому составу – весь остальной персонал подразделения.

      Перечень должностей профессиональных аварийно-спасательных служб, на которые распространяется статус спасателя, определен согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      Расчет численности подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб для обслуживания объектов недропользователей определяется в договоре на обслуживание согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

      14. Внутренний распорядок, подчиненность и взаимоотношения оперативного состава профессиональных аварийно-спасательных служб (спасателей) определяется актами руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы.

      15. Режим работы и отдыха спасателей в межаварийный период определяется правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми руководителем подразделения аварийно-спасательной службы.

      16. На период проведения аварийно-спасательных работ, в целях сосредоточения на аварийном объекте оптимального количества сил и средств, руководитель аварийно-спасательных работ вводит особый режим труда и отдыха спасателей (казарменное положение), при котором все выходные смены отменяются.

      17. Недропользователь два раза в год, не позднее 1 июня и 1 декабря предыдущего полугодия представляет на согласование в профессиональную аварийно-спасательную службу план ликвидации аварий.

      В случае предоставления недропользователем в профессиональную аварийно-спасательную службу письма об отсутствий изменения в плане ликвидации аварий ее согласование с профессиональной аварийно-спасательной службой на второе полугодие не требуется.

      Профессиональные аварийно-спасательные службы в течение десяти календарных дней с даты регистрации, рассматривают представленный план ликвидации аварий, с выдачей заключения о возможности согласования плана ликвидации аварий и подписания договора.

      В случае несогласия в целом с планом ликвидации аварий или отдельными его позициями профессиональная аварийно-спасательная служба представляет недропользователю мотивированный документ, обосновывающий несогласие с планом ликвидации аварий и устанавливает срок не менее десяти календарных дней, в течение которого должны быть устранены выявленные несоответствия. После устранения несоответствий недропользователь повторно представляет на согласование в профессиональную аварийно-спасательную службу план ликвидации аварий.

      В случае несогласования плана ликвидации аварий после повторного его представления недропользователем, профессиональная аварийно-спасательная служба направляет информацию в территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности и начинает процедуру расторжения договора.

      18. Договор на аварийно-спасательное обслуживание с недропользователями при согласовании плана ликвидации аварий заключается на календарный год с возможностью его пролонгации.

      В договоре учитываются возможности выполнения плана ликвидации аварий, количественный состав аварийно-спасательных подразделений, их материально-техническое обеспечение, фонд оплаты труда, налоги и другие обязательные платежи в бюджет и другие затраты, приведенные согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

      19. Профессиональная аварийно-спасательная служба осуществляет свою деятельность в режиме круглосуточной готовности к спасению людей и ликвидации возможных аварий на основании договора с обслуживаемым недропользователем. Отвлечение сил и средств профессиональной аварийно-спасательной службы от ее основной деятельности, не предусмотренное договором, не допускается.

3. Порядок ликвидации аварий

      20. Порядок выезда, количество сил и средств, привлекаемых на ликвидацию аварий, определяются диспозициями выездов на аварии, утверждаемыми руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб.

      Аварийно-спасательные работы производятся в соответствии с действующими в профессиональных аварийно-спасательных службах нормативными актами по организации и ведению аварийно-спасательных работ (горноспасательных, противофонтанных, газоспасательных).

      21. В течение всего периода аварийно-спасательных работ, функции ответственного руководителя по ликвидации аварий выполняет технический руководитель организации, в которой произошла авария. Ответственный руководитель все распоряжения, непосредственно связанные с ликвидацией аварии, отдает только через руководителя аварийно-спасательных работ (ответственного исполнителя).

      22. Руководителем аварийно-спасательных работ является руководитель подразделения профессиональной аварийно-спасательной службы, обслуживающей объект недропользователя на котором произошла авария.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение работниками приказов и распоряжений руководителей этих служб.

      Эти требования распространяются также на добровольные аварийно-спасательные формирования с момента их привлечения к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации.

      23. Решения руководителей по ликвидации аварий, направленные на спасение людей и ликвидацию аварий, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами профессиональной аварийно-спасательной службы, организациями и гражданами, находящимися в зоне аварии.

      24. Руководители ликвидации аварий получают полную и достоверную информацию, необходимую для ведения аварийно-спасательных работ.

      25. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ, руководители по ликвидации аварий принимают решения о приостановке указанных работ в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в аварийной зоне.

      26. Материально-техническое обеспечение профессиональной аварийно-спасательной службы в период ликвидации аварий и ее последствий, обеспечение питанием, проживанием, привлечение дополнительных сил и средств, производится за счет организации, на которой произошла авария.

      27. Порядок выезда на аварию по сигналу "Тревога", количество оперативных отделений и перечень оснащения определяются на основании планов ликвидации аварий обслуживаемых объектов недропользователей.

      28. Нормативы выезда по сигналу "Тревога", оперативной готовности личного состава к действиям на аварийном объекте, применения аварийно-спасательного оснащения разрабатываются применительно к специфике каждого региона и утверждаются руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы.

4. Порядок организации профилактических работ

      29. Профессиональные аварийно-спасательные службы проводят профилактические работы в соответствии с планом ликвидации аварий.

      30. Профилактическая работа направлена на определение готовности обслуживаемого объекта недропользователя к спасению людей и ликвидации аварий, противопожарной защиты, содержанию запасных выходов, соответствию планов ликвидации аварий действительному положению на указанном объекте.

      31. При обнаружении нарушений требований промышленной безопасности, в том числе противопожарной защиты, несоответствия плана ликвидации аварий действительному положению на обслуживаемом объекте недропользователя, руководитель подразделения профессиональной аварийно-спасательной службы вносит недропользователю предложения по устранению выявленных нарушений, а в случае их неисполнения, снимает подпись о согласовании отдельных позиций или плана ликвидации аварий в целом, уведомляет руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы и территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности.

      32. В период ликвидации аварий работникам профессиональных аварийно-спасательных служб, непосредственно выполнявшим аварийно-спасательные работы, из расчета часовой ставки за счет недропользователя, на объекте которого произошла авария, дополнительно начисляется:

      оплата в 4-кратном размере - за фактически отработанное в респираторе время при выполнении аварийно-спасательных работ, независимо от смен и праздников;

      оплата в 2-кратном размере - за сверхурочные работы и работы в выходные смены, выходные и праздничные дни; за нормативное время нахождения в пути от пункта дислокации до аварийного объекта и обратно в праздничные и выходные дни; за фактически отработанное время при выполнении аварийно-спасательных работ, время дежурства и работы в выходные и праздничные дни в служебном здании независимо от смен и праздников;

      оплата в 1,5-кратном размере - за работы в ночное время суток;

      оплата с коэффициентом 0,5 - за фактическое время дежурства в праздничные и выходные дни на служебной квартире в режиме постоянной готовности к выезду на ликвидацию аварии.

      Расчетная часовая ставка определяется путем деления месячного должностного оклада на норму рабочего времени данного месяца.

      При определении часовой ставки респираторщиков, командиров отделений и водителей к учету принимаются надбавки за классность.

      33. В случаях спасения людей, ликвидации сложных аварий и катастроф, по распоряжению руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы, оперативный состав, находящийся на отдыхе переводится в положение "на службе" или казарменное положение.

      34. Учет рабочего времени осуществляет руководитель соответствующего подразделения в соответствии с оперативным журналом выполнения аварийно-спасательных работ.

      35. Учет рабочего времени оперативного состава при выполнении аварийно-спасательных работ осуществляется на основе суточных графиков работ и журналов учета работы отделений.

  Приложение 1
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами

Перечень
минимально необходимых служебных помещений профессиональных
аварийно-спасательных служб

п.п.

Наименование служебных помещений

1

2

1.

Гараж оперативного автотранспорта (по количеству автотранспорта)

2.

Здание Учебного центра

3.

Газодымная камера. Комплекс для тепловых тренировок

4.

Спортивно-тренажерный зал

5.

Учебный класс для профессиональной теоретической подготовки личного состава

6.

Комната отдыха дежурной смены

7.

Комната оперативного дежурного

8.

Помещение аналитической лаборатории

9.

Комнаты воздушных и кислородных компрессоров

10.

Комната для хранения воздушных баллонов и изолирующих воздушно-дыхательных аппаратов

11.

Токарный цех

12.

Мастерская по ремонту автотранспорта

13.

Учебно-тренировочный полигон по отработке практических навыков с личным составом

14.

Кабинеты директора филиала и его заместителей

15.

Кабинет инженеров по профилактике

16.

Кабинет бухгалтерии

17.

Кабинет экономиста

18.

Кабинет инженера по технике безопасности, экологии и охране труда

19.

Кабинет отдела кадров

20.

Кабинет инженера-программиста

21.

Помещение для приема пищи

22.

Складское помещение для хранения специальной одежды и снаряжения

23.

Помещение автономного дизельного генератора

24.

Комната заведующего материальным складом

25.

Комната механика

26.

Материальный склад

27.

Ангар для хранения аварийно-спасательного оборудования и стенда для опрессовки противовыбросового оборудования

28.

Банно-прачечный комплекс

29.

Кабинет психологической реабилитации (кабинет медика-психолога)

30.

Склад горюче-смазочных материалов

31.

Комната для зарядки шахтных светильников

  Приложение 2
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами

Перечень
спасателей профессиональных аварийно-спасательных
служб и приравненных к ним работников обслуживаемых ими
объектов недропользователя

п.п.

Оперативный

состав профессиональной аварийно-спасательной службы

Персонал обслуживаемых объектов недропользователя

1

2

3

1.

Респираторщик, спасатель

Рабочий (бурильщик, проходчик) высшего разряда основной технологической профессии обслуживаемого объекта недропользователя

2.

Командир отделения (звена)

Бригадир технологической смены.

3.

Заместитель командира взвода

Горный мастер участка, технологической смены

4.

Командир взвода

Заместитель начальника участка технологической смены. Технолог – супервайзер

5.

Командир отряда, заместитель директора филиала

Начальник участка, технологической смены

6.

Директор филиала. Начальник управления профессиональной аварийно-спасательной службы

Главный инженер (технический директор) шахты, рудника

7.

Заместитель первого руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы

Технический руководитель (заместитель первого руководителя) комбината, объединения, государственного холдинга, рудоуправления, комплекса, департамента

8.

Первый руководитель профессиональной аварийно-спасательной службы

Первый руководитель (директор) комбината, объединения, государственного холдинга, рудоуправления, комплекса, департамента

  Приложение 3
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами

Перечень
должностей профессиональных аварийно-спасательных служб, на которые распространяется статус спасателя

      1. Респираторщик, спасатель, водитель-спасатель оперативного автомобиля.

      2. Командир аварийно-спасательного отделения, командир отделения – инструктор вспомогательной аварийно-спасательной команды.

      3. Командир аварийно-спасательного пункта, вспомогательной аварийно-спасательной команды.

      4. Инженер, ведущий инженер оперативного отдела.

      5. Заместитель командира взвода.

      6. Командир взвода.

      7. Заместитель командира отряда.

      8. Командир отряда.

      9. Инженер, ведущий инженер, заместитель и начальник оперативного управления профессиональной аварийно-спасательной службы.

      10. Заместитель директора филиала.

      11. Директор филиала.

      12. Заместитель первого руководителя профессиональной аварийно-спасательной службы.

      13. Первый руководитель профессиональной аварийно-спасательной службы.

      14. работники профессиональной аварийно-спасательной службы, имеющие статус спасателя.

  Приложение 4
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами

Расчет
численности подразделений профессиональных
аварийно-спасательных служб для обслуживания объектов недропользователей
1. В нефтяной, химической и газовой отраслях

      1. Расчет численности профилактического состава профессиональных аварийно-спасательных служб.

      Профилактическая работа по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов на скважинах обслуживаемых объектов недропользователя организаций осуществляется профилактическим составом профессиональных противофонтанных аварийно-спасательных служб (отрядов, филиалов) путем обследования объектов и проверки устранения ранее выявленных нарушений промышленной и противофонтанной безопасности.

      В проведении профилактической работы участвует старший и высший начальствующий состав профессиональных аварийно-спасательных служб (отрядов, филиалов), руководство и инженерно-технические работники обслуживаемых организаций.

      Профессиональная аварийно-спасательная служба (отряд, филиал) составляет план-график проведения профилактической работы и согласовывает с руководством обслуживаемого объекта недропользователя.

      Периодичность обследований представителем профессиональной аварийно-спасательной службы (отряд, филиал) определяется в зависимости от условий бурения, испытания, эксплуатации, освоения, капитального и текущего ремонта, сроков и вида консервации скважины; состояния устьевого и противовыбросового оборудования на устье скважины, но не реже:

      для бурящихся скважин и скважин, находящихся в капитальном и текущем ремонте, испытании, освоении и временной консервации – одного планового обследования в месяц (для бурящихся скважин на месторождениях с содержанием сероводорода и с аномально высоким пластовым давлением - двух обследований в месяц);

      для скважин, находящихся в добыче (промышленная эксплуатация) и пробной эксплуатации, в наблюдательном, нагнетательном фонде, - одного планового обследования в квартал (для скважин, находящихся в добыче (промышленная эксплуатация) и пробной эксплуатации, а также в наблюдательном, нагнетательном фонде на месторождениях с содержанием сероводорода и с аномально высоким пластовым давлением – одного планового обследования в месяц);

      для скважин, находящихся в консервации, - одного планового обследования в год (для скважин, находящихся в консервации на месторождениях с содержанием сероводорода и аномально высоким пластовым давлением – двух плановых обследований в год);

      для объектов недропользователя (компрессорные и газораспределительные станции, сепараторы, печи подогрева, резервуары, внутри промысловые трубопроводы, магистральные нефтегазопроводы и др.) – одного планового обследования в квартал (для месторождений с содержанием сероводорода одного планового обследования в месяц);

      В случае необходимости недропользователь при заключении договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой устанавливает более частую периодичность обследований.

      2. Расчет фактического времени, требуемого для профилактического обследования одного объекта.

      3. Время, требуемое на профилактическое обследование одного объекта недропользователя во время строительства скважин при присутствии во время проведения опрессовки противовыбросового оборудования совместно с устьевым оборудованием и обсадной колонной; проверку готовности буровой к вскрытию продуктивного горизонта, проведения капитального ремонта скважин:

      проверка технической документации – 1 час;

      проверка соответствия оборудования устья скважины утвержденной схеме, состояния противовыбросового оборудования – 1 час.

      Присутствие при опрессовке противовыбросового оборудования совместно с обсадной колонной – 4 часа;

      Проведение учебно-тренировочных занятий по сигналу "ВЫБРОС" и инструктаж по противофонтанной безопасности с производственным персоналом – 1 час;

      Оформление документации – 1 час.

      Всего: 8 часов без учета проезда к буровой. Один рабочий час по вызову на опрессовку колонн совместно с противовыбросным оборудованием, проверку готовности к вскрытию продуктивного горизонта, дежурство при проведении испытаний пластов на месторождениях, содержащих Н2S, проведении капитального ремонта скважин:

      Проверка технической документации – 1 час;

      Проверка соответствия оборудования устья скважины утвержденной схеме, состояния противовыбросного оборудования – 1 час;

      Опрессовка противовыбросного оборудования совместно с колонной – 4 часа;

      Проведение учебно-тренировочных занятий по сигналу "выброс" и инструктаж – 1 час;

      Оформление документации – 1 час.

      Всего: 8 часов без учета проезда к буровой. Один рабочий день – 8 часов.

      4. Время на период проведения оперативного дежурства профессиональной аварийно-спасательной службой (отряд, филиал) при бурении и испытании пластов в процессе строительства скважин на месторождениях содержащих H2S (cероводород) определяется по дополнительному соглашению с обслуживаемыми организациями.

      5. Время, требуемое на профилактическое обследование одного объекта находящегося в добыче (промышленная эксплуатация) и пробной эксплуатации, а также в наблюдательном, нагнетательном, водозаборном фонде; во временной и длительной консервации, освоении, испытании:

      Проверка технической документации по скважинам на одной групповой установке (не более 10 скважин) – 4 часа;

      Обследование устьевого оборудования по скважинам на одной групповой установке (не более 10 скважин) – 25 часов (время, затрачиваемое на обследование 1-ой скважины – 38 минут);

      Проверка выполнения ранее выявленных нарушений по групповой установке – 2 часа;

      Проведение учебно-тренировочных занятий по сигналу "ВЫБРОС" и проведение инструктажа по противофонтанной безопасности с производственным персоналом по предупреждению возникновения открытого фонтанирования на групповой установке – 3 часа;

      Оформление документации – 2 часа.

      Один рабочий день – 8 часов.

      6. Расчет необходимой численности инженеров по профилактике профессиональных аварийно-спасательных служб (отряд, филиал) для ведения профилактических работ в бурении и капитальном ремонте скважин (Nб) производится по формуле:

      Nб= Кб х (Нб + V) х К, где:

      Нпр

      Кб – количество бригад бурения, капитального ремонта скважин;

      Нб – время, затрачиваемое на обследование одной скважины совместно с опрессовкой;

      V – среднее время проезда до объекта;

      К – коэффициент запаса времени при форс-мажорных обстоятельствах, исчисляемый с момента вызова на объект, равный 1,5.

      Нпр – норма времени в месяц для ведения профилактических работ

      168 часов – 8 часов (выходные, праздничные дни) – 8 часов (время нахождения в офисе для получения задания, сдачи отчета и т.д.) = 152 часа.

      Примечание: Нд, V,К, Нпр для достижения необходимых результатов могут варьироваться.

      7. Расчет необходимой численности инженеров по профилактике профессиональных аварийно-спасательных служб (отряд, филиал) для ведения профилактических работ на скважинах находящихся в добыче (промышленная эксплуатация) и пробной эксплуатации, а также в наблюдательном, нагнетательном, водозаборном фонде; во временной и длительной консервации; освоении, испытании (Nд) производится по формуле:

      Nд = Кс х (Нд + V) х К, где:

      Нпр

      Кс – количество скважин;

      Нд - время, затрачиваемое на обследование одной скважины;

      V - среднее время проезда до объекта;

      К - коэффициент запаса времени при форс-мажорных обстоятельствах, исчисляемый с момента вызова на объект, равный 1,5 часам;

      Нпр – норма времени в месяц для ведения профилактических работ

      168 часов – 8 часов (выходные, праздничные дни) – 8 часов (время нахождения в офисе для получения задания, сдачи отчета и т.д.) = 152 часа.

      Примечание: Нд, V,К, Нпр для достижения необходимых результатов могут варьироваться.

      8. Расчет необходимой численности инженеров по профилактике профессиональных аварийно-спасательных служб (отряд, филиал) для ведения профилактических работ в ходе строительства скважины, включающей в себя бурение, вскрытие продуктивного горизонта, испытание продуктивных объектов, и ее обустройства (Nc) производится по формуле:

      Nс = См х Ксм, где:

      СЗП

      См – сметная стоимость строительства скважины и ее обустройства;

      Ксм – коэффициент, определяющий отчисления от сметной стоимости строительства скважины и ее обустройства, равный 0,01;

      СЗП – средняя заработная плата.

      9. Расчет содержания необходимой численности подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб (отряд, филиал) обслуживаемыми объектами(недропользователями и сервисными предприятиями) занятых в нефтегазовом секторе и которые проводят нефтяные операции на суше и акваториях (внутренних водоемах и прибрежном шельфе), привлекаемых при ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов, возникших на объектах недропользователя, зависит от объемов добычи углеводородного сырья при промышленной и пробной эксплуатации; объема работ по строительству, освоению, капитальному и текущему ремонту, освоению, испытанию нефтяных и газовых скважин осуществляющих указанным недропользователем.

      При условии проведения работ по добыче углеводородного сырья от 4000 до 100 000 тонн в год, реагирование на чрезвычайные ситуации техногенного характера на объектах недропользователя обеспечивается - не менее одним профессиональным аварийно-спасательным отделением численностью оперативного состава в количестве 3-10 человек; от 100 000 тонн до 1 000 000 тонн в год – двумя профессиональными аварийно-спасательными отделениями, от 1 000 000 тонн в год и выше – более двумя профессиональными аварийно-спасательными взводами.

2. В горнорудной отрасли и газоопасных производствах

      10. Расчет численности профессионального аварийно-спасательного подразделения в горнорудной отрасли и газоопасных производствах определяется в зависимости от действующей дислокации профессиональной аварийно-спасательной службы, утвержденного плана ликвидации аварий на каждый обслуживаемый объект недропользователя, количества выезжающих на аварию отделений, степени аварийной опасности обслуживаемого объекта.

      11. Расчет оптимальной численности подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб (Nопт) производится по формуле:

      Nопт = Nмин х Кв х Ктр х Квыр х Кпод,где:

      Nмин – количество отделений, определенных по таблице 1.

      Кв - поправочный коэффициент, учитывающий время прибытия помощи из соседних подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб, определяется по таблице 2;

      Ктр - поправочный коэффициент, учитывающий объем аварийно-спасательных и технических работ, выполняемых отделением за год, определяется по таблице 3;

      Квыр - поправочный коэффициент, учитывающий протяженность горных выработок обслуживаемого объекта, определяется по таблице 4;

      Кпод - поправочный коэффициент, учитывающий количество работников, находящихся одновременно в подземных условиях, определяется по таблице 5.

      Таблица 1

№ п/п

Годовая добыча горной массы(тыс.м3)

Структурное подразделение ПАСС, обслуживающее:

Объекты не опасные по газу и пыли

Объекты опасные по газу и пыли

1

2

3

4

1.

До 40

АСП из 2-х отделений, АСК обслуживаемого объекта*, ПГАЛ

АСП из 2-х отделений, ВАСК обслуживаемого объекта*, ПГАЛ

2.

От 40

до 500

АСВ из 4-х отделений, АСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ

АСВ из 4-х отделений, ПГАЛ

3.

От 500

до 3000

АСВ из 6-и отделений, АСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ

АСВ из 4-х отделений, ВАСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ

4.

От 3000

до 5000

АСВ из 8-и отделений, АСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ

АСВ из 5-и отделений, ВАСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ

5.

Свыше 5000

АСВ из 9-и отделений, АСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ

АСВ из 6-и отделений, ВАСК обслуживаемого объекта, ПГАЛ


      * Примечание: АСВ - аварийно-спасательный взвод; АСК – аварийно-спасательная команда; АСП – аварийно-спасательный пункт; ПГАЛ – пыле-газоаналитическая лаборатория, ВАСК – вспомогательный аварийно-спасательный пункт.

      * Примечание: при отсутствии ВАСК обслуживание горнодобывающего объекта осуществляется взводом из 4 отделений.

      Таблица 2

Время прибытия помощи из ближайших подразделений ПАСС (час)

До 2

От 2

до 6

От 6

до 12

Более 12

Значение поправочного коэффициента (Кв)

1,0

1,15

1,25

1,3


      Таблица 3

Объем аварийно-технических работ, выполняемых отделением за год (чел/час)

До 500

От 500

до 1000

От 1000

до 1500

От 1500

до 1800

Более 1800

Значение поправочного коэффициента (Ктр)

1,0

1,05

1,1

1,2

1,3


      Таблица 4

Протяженность обслуживаемых горных

выработок (км)

До 10

От 10

до 15

От 15

до 30

Более 30

Значение поправочного коэффициента (Квыр)

1,0

1,1

1,2

1,3


      Таблица 5

Количество работающих, одновременно находящихся в подземных условиях (чел.)

До 200

От 200

до 500

От 500

до 800

От 800

до 1000

Более 1000

Значение поправочного коэффициента (Кпод)

1,0

1,05

1,1

1,15

1,2


      12. Расчет списочной численности аварийно-спасательного взвода (Ссп) производится по формуле:

      Ссп = Nопт х Смин х Кяв + Скто, где:

      Nопт – оптимальная численность подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб;

      Смин – минимальная численность отделения, выезжающего на ликвидацию аварии, не может быть ниже 6;

      Кяв – поправочный коэффициент, учитывающий возможное отсутствие работающего на службе;

      Скто – численность командного состава, технического и обслуживающего персонала аварийно-спасательного взвода определяется руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы для каждого подразделения, исходя из фактического объема оперативных, технических, профилактических работ на обслуживаемых объектах недропользователя.

      Поправочный коэффициент, учитывающий возможное отсутствие работающего на службе (Кяв) определяется по формуле:

      Кяв = L: (L - L отс), где:

      L – число дней в год;

      L отс – число дней возможного отсутствия работающего на службе;

      13. Списочная численность аварийно-спасательных пунктов определяется по формуле:

      Ссп = Nопт х Смин х Кяв+ Скто , где:

      Nопт – оптимальная численность подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб;

      Смин – минимальная численность группы аварийно-спасательных пунктов, выезжающей на ликвидацию аварии совместно с членами вспомогательной аварийно-спасательной команды, не может быть ниже 3;

      Кяв – поправочный коэффициент, учитывающий возможное отсутствие работающего на службе;

      Скто – численность командного состава, технического и обслуживающего персонала аварийно-спасательного пункта определяется руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы для каждого подразделения исходя из фактического объема оперативных, технических, профилактических работ на обслуживаемых объектах.

      14. Списочная численность вспомогательных аварийно-спасательных команд приведена в таблице 6.

      Таблица 6

Наименование работников

Для АСВ

Для АСП

Руководитель (командир)

1

1

Заместитель руководителя (командира) по оперативной работе

1

1

Заместитель руководителя (командира) по оперативно-профилактической работе

1

-

Техник 1-ой категории

2

1

Инженер-химик

1

1

Пробонаборщики

2

2

Старший водитель

1

-

Водитель специального автомобиля

4

2

Уборщик помещений (1 на 200 м.кв. помещений)

1

1

Всего:

14

9


      15. Количество аварийно-спасательных отделений должно обеспечивать соблюдение нормативной продолжительности рабочего времени, обусловленное круглосуточной готовностью подразделения к выезду на аварийно-спасательные работы силами, определенными планами ликвидации аварий на данных объектах в установленные нормативом сроки.

      N = Dr : Dp x P x S

      Dr – количество дней в году.

      Dp - количество рабочих дней в году при 40-часовой рабочей недели.

      Р – количество отделений согласно Плану ликвидации аварий.

      S – количество смен в сутки (при продолжительности смены 8 часов количество смен – 3).

      Минимальное количество аварийно-спасательных отделений для обслуживания объектов недропользователей может определяться в соответствии с количеством выезжающих на ликвидацию аварий отделений, предусмотренных утвержденным планом ликвидации аварий на каждый обслуживаемый объект, продолжительностью рабочего времени при несении круглосуточного дежурства спасателями в подразделении в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

3. В угольной отрасли

      16. Расчет численности профессионального аварийно-спасательного подразделения в угольной отрасли определяется в зависимости от действующей дислокации профессиональной аварийно-спасательной службы, утвержденного плана ликвидации аварий на каждый обслуживаемый объект недропользователя, количества выезжающих на аварию отделений, степени аварийной опасности обслуживаемого объекта.

      17. Количество аварийно-спасательных отделений должно обеспечивать соблюдение нормативной продолжительности рабочего времени, обусловленное круглосуточной готовностью подразделения к выезду на аварийно-спасательные работы силами, определенными планами ликвидации аварий на данных объектах в установленные нормативом сроки.

      N = Dr : Dp x P x S

      Dr – количество дней в году.

      Dp - количество рабочих дней в году при 40-часовой рабочей недели.

      Р – количество отделений согласно Плану ликвидации аварий.

      S – количество смен в сутки (при продолжительности смены 8 часов количество смен – 3).

  Приложение 5
к Правилам обслуживания
недропользователей
профессиональными аварийно-
спасательными службами

Перечень
обязательных условий для заключения договора об обслуживании
недропользователей профессиональными аварийно-спасательными службами

      1. В состав профессиональных аварийно-спасательных служб входят оперативные, профилактические, медицинские, административные, хозяйственные, учебные и другие вспомогательные службы.

      2. Оперативные подразделения состоят из аварийно-спасательных отделений, пунктов, взводов, отрядов, филиалов. Управление подразделениями централизовано.

      3. Первичной оперативной единицей профессиональных аварийно-спасательных служб, способной оказать помощь пострадавшему и выполнить задание по ликвидации аварии является аварийно-спасательное отделение. Отделение состоит из 7-10 человек респираторщиков (спасателей), в том числе командир отделения и водитель оперативного транспорта.

      4. Количество аварийно-спасательных отделений в каждом взводе обуславливается необходимостью соблюдения нормативной продолжительности рабочего времени, круглосуточной готовностью подразделения к выезду на аварийно-спасательные работы силами, определенными планами ликвидации аварий на объектах недропользователя.

      5. Первичным оперативным подразделением профессиональных аварийно-спасательных служб, способным вести аварийно-спасательные работы (спасение людей, ликвидация последствий аварий) и успешно завершить их, является аварийно-спасательный взвод. Аварийно-спасательный взвод состоит из четырех и более отделений и выполняет все виды аварийно-спасательных работ на обслуживаемых объектах недропользователя. В состав аварийно-спасательного взвода входят отделения спасателей-водолазов, спасателей-альпинистовв соответствии с планом ликвидации аварий.

      6. Руководство взводом возлагается на командира взвода. При наличии во взводе более 4-х отделений или специальной аварийно-спасательной техники и оборудования, у командира взвода имеется заместитель по оперативно-технической работе.

      7. Формированием, объединяющим несколько профессиональных аварийно-спасательных взводов (пунктов), является аварийно-спасательный отряд, филиал, способный самостоятельно ликвидировать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникающие на объектах недропользователя.

      Количество взводов в АСО обуславливается регламентом работы, спецификой аварийно-спасательной техники, имеющейся на оснащении отряда (криогенная техника, генераторы инертных газов), а также спецификой подготовки личного состава аварийно-спасательных отделений (альпинистская подготовка, водолазная подготовка). Руководство АСО возлагается на командира отряда.

      В состав АСО входит пыле-газоаналитическая лаборатория, которая осуществляет контроль состава рудничной атмосферы в горных выработках обслуживаемых объектов недропользователя в межаварийный период, а также выполнение анализов аварийных проб при ликвидации аварий. Медицинские службы, реанимационно-противошоковые группы и вспомогательные службы (учебный взвод, ремонтно-механические мастерские, автослужба. Численность определяется в соответствии с расстановкой, обеспечением функционального предназначения и соблюдением баланса рабочего времени.

      8. Нормальная продолжительность рабочего времени спасателя в меж-аварийный период не превышает 40-часовую рабочую неделю при выполнении работ на поверхности и 30-часовую рабочую неделю при выполнении работ в подземных условиях.

      9. В связи с особенностями несения службы (дежурство по графику), в профессиональных аварийно-спасательных службах принят суммированный учет рабочего времени. Периодом, при суммированном учете рабочего времени, является календарный год, в рамках которого в среднем соблюдена установленная продолжительность рабочей недели.

      10. Началом работы или дежурства считается момент явки работника профессиональной аварийно-спасательной службы к месту работы или начало установленного графиком дежурства на дому, а окончанием работ или дежурства – момент полного освобождения от работы или дежурства.

      11. Для оперативного состава профессиональных аварийно-спасательных служб с суммированным учетом рабочего времени, переработкой считается время сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период.

      12. При выполнении работником профессиональной аварийно-спасательной службы в установленный графиком выходной день плановых работ, направленных на предупреждение аварий на обслуживаемом объекте (работы по договору), время, затраченное на выполнение таких работ, дополнительно оплачивается.

      13. Нормативная продолжительность рабочей смены составляет:

      4 часа – при работе в респираторе;

      6 часов – на подземных работах без включения в респираторы;

      8 часов – на поверхностных работах.

      14. В экстремальных случаях по распоряжению руководителей ликвидации аварий при спасении людей, продолжительность рабочей смены на подземных работах увеличивается. При этом общая занятость в сутки не превышает двукратную нормативную продолжительность рабочей смены.

      15. При выполнении аварийно-спасательных и технических работ, предельное количество часов работы за учетный период и календарный год не ограничивается.

      16. Время работы в зоне высоких температур, установленное нормативными актами, действующими в профессиональных аварийно-спасательных службах, приравнивается по продолжительности к полной рабочей смене.

      17. В соответствии с пунктом 10 статьи 103 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите" (далее – Закон) размер заработной платы спасателей и других работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований должен быть не ниже размера заработной платы соответствующих категорий работников обслуживаемых ими объектов недропользователя. Соответствующие категории по оплате приведены согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      18. В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Закона работникам профессиональных аварийно-спасательных служб ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет в процентах к должностному окладу в зависимости от стажа работы.

      В стаж работы спасателя, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, включается время работы в профессиональных аварийно-спасательных службах.

      В стаж работы спасателя, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, также включается:

      работа в составе горноспасательных частей и подразделений;

      работа в составе противофонтанных формирований, организаций;

      работа в составе газоспасательных служб, формирований;

      работа в составе профессиональной отраслевой противопожарной службы;

      работа в составе оперативно-спасательных формирований, в том числе в составе республиканских, областных, ведомственных водно-спасательных служб и подразделений;

      работа в составе единой авиационной поисково-спасательной службы;

      работа в Центре медицины катастроф;

      работа в составе уполномоченного органа в области промышленной безопасности;

      работа на опасных производственных объектах, подлежащих обслуживанию аварийно-спасательными службами;

      работа в составе других специализированных в области чрезвычайных ситуаций частях и подразделениях.

      В стаж работы для исчисления процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет также засчитывается:

      время службы в рядах Вооруженных Сил и других воинских формированиях, в подразделениях Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов;

      время учебы по направлению профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы.

      19. Планируемая смета затрат на следующий финансовый год на содержание профессиональных аварийно-спасательных служб составляется в IV квартале текущего года, но не позднее 30 ноября текущего года.

      20. Резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих создание, подготовку и поддержание в готовности профессиональных аварийно-спасательных служб для выполнения возложенных на них задач, включают в себя:

      материальные затраты, состоящие из расходов на приобретение материалов, в том числе горюче-смазочных материалов, запасных частей, материалов по техническому оснащению, обеспечению своей жизнедеятельности, на текущие ремонты зданий и сооружений, предназначенных для размещения оперативных подразделений профессиональных аварийно-спасательных служб; топлива для указанных подразделений, имеющих автономные котельные; энергии, в том числе электроэнергии и теплоэнергии, горячего водоснабжения; услуг по холодному водоснабжению и канализации; работ и услуг производственного характера по строительству, капитальному ремонту зданий, сооружений и других затрат;

      прочие затраты, состоящие из расходов по командировкам, в том числе по проезду, найму жилья, суточным; по оплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, по оплате услуг сторонних организаций, в том числе услуг связи, центра стандартизации и метрологии, банков, обслуживающих профессиональные аварийно-спасательные службы, по ремонту аварийно-спасательного оборудования и техники, техосмотру транспортных средств профессиональных аварийно-спасательных служб, по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, других расходов;

      расходы, включающие фонд оплаты труда, для расчета которого используются данные государственных статистических органов о размере средней заработной платы на обслуживаемом объекте недропользователя, а также расходы, направленные на правовую и социальную защиту и льготы, установленные для аварийно-спасательных служб, в том числе лечебные пособия к отпуску.

      расходы на приобретение аварийно-спасательного оборудования, снаряжения, автотранспорта и других основных средств;

      другие расходы, состоящие из затрат на оплату обучающих курсов, курсов повышения квалификации для оперативного состава спасателей и работников вспомогательных служб, представительских расходов, просветительско-профилактических и оздоровительных мероприятий, аренды помещений.

      Резервы финансовых и материальных ресурсов, определяются в смете затрат при заключении договоров обслуживания объектов недропользователя.

      21. В течение года допускается превышение фактических расходов по отдельным статьям затрат в пределах дополнительных доходов, поступивших от выполнения незапланированных работ.

      22. Смета расходов на содержание филиалов утверждается руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы.

      23. Подразделения профессиональных аварийно-спасательных служб за счет обслуживаемого недропользователя оснащаются аппаратурой, оборудованием, штатным запасом материалов и автотранспортом согласно нормам оснащения профессиональных аварийно-спасательных формирований и обеспечения кинологических служб, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Оснащение аппаратурой, оборудованием, штатным запасом материалов и автотранспортом определяется в смете затрат при заключении договоров обслуживания объектов недропользователя.