Об утверждении Правил организации и эксплуатации системы экстренного вызова при авариях и катастрофах

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 466. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 июня 2015 года № 11403.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 5-2) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года "О дорожном движении" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и эксплуатации системы экстренного вызова при авариях и катастрофах.

      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

И.о. Министра


по инвестициям и развитию


Республики Казахстан

Ж. Касымбек

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр здравоохранения и

      социального развития

      Республики Казахстан

      ____________ Т. Дуйсенова

      15 мая 2015 года

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      _______________ К. Касымов

      27 апреля 2015 года



  Утверждены
приказом и.о. Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 17 апреля 2015 года
№ 466

Правила организации и эксплуатации системы экстренного вызова
при авариях и катастрофах
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и эксплуатации системы экстренного вызова при авариях и катастрофах (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 11 Законом Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года "О дорожном движении" и направлены на обеспечение оперативного реагирования при дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан.

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      1) единая дежурно-диспетчерская служба "112" (далее – служба 112) – служба приема и обработки сообщений от физических и юридических лиц о предпосылках возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, пожаре, угрозе жизни и причинения вреда здоровью людей и об иных случаях, требующих принятия мер экстренной помощи с последующей координацией действий по реагированию экстренных служб в пределах своей компетенции;

      2) система экстренного вызова при авариях и катастрофах (далее – система экстренного вызова) – государственная автоматизированная информационная система, функционирующая с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающая предоставление формализованной информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан в экстренные оперативные службы;

      3) eCall флаг – сигнал о дорожно-транспортном происшествии который автоматически передаваемый по сетям мобильной связи с признаком экстренного и приоритетного вызова;

      4) глобальная навигационная спутниковая система – комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения) для наземных, водных и воздушных объектов;

      5) дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб;

      6) датчики контроля состояния транспортного средства – датчики ускорения (акселерометры) или иные технические средства, установленные на транспортном средстве, позволяющие установить факт дорожно-транспортного происшествия и передающие информацию об этом факте на устройство вызова;

      7) владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

      8) заявитель – физическое или юридическое лицо, обратившееся к оператору системы экстренного вызова для регистрации и учета устройства вызова;

      9) сервисный центр (мастерская) – физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по установке и обслуживанию устройства вызова экстренных оперативных служб;

      10) экстренные оперативные службы – службы, оказывающие экстренную помощь при дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;

      11) устройство вызова экстренных оперативных служб (далее – устройство вызова) – устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных происшествиях и иной чрезвычайной ситуации, а также двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;

      12) минимальный набор данных сгенерированный с устройства вызова экстренных оперативных служб (далее – минимальный набор данных) – набор данных, передаваемый устройством вызова при дорожно-транспортных происшествиях и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, идентификационные номера транспортного средства, необходимый для организации экстренного реагирования;

      13) оператор системы экстренного вызова – уполномоченная организация, осуществляющая управление системой экстренного вызова;

      14) сигнал "экстренный вызов" – сообщение оператора системы экстренного вызова о дорожно-транспортном происшествии и иной чрезвычайной ситуации, содержащее в себе обработанный минимальный набор данных, необходимый для организации экстренной помощи пострадавшим.

      3. Назначение системы экстренного вызова:

      1) оперативное получение на основе использования сигналов глобальных навигационных спутниковых систем информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан, обработка этой информации путем дополнения ее информацией о транспортном средстве, размещенной в системе экстренного вызова, передача обработанной информации в службу 112 по единому номеру "112";

      2) предоставление заинтересованным лицам размещенной в системе экстренного вызова, а также обработанной информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан, а также о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности.

2. Порядок организации системы экстренного вызова

      4. Структура системы экстренного вызова состоит из:

      1) информационного ресурса, содержащего информацию указанную в пункте 10 настоящих Правил;

      2) программно-технических средств, предназначенных:

      для сбора, обработки и хранения информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан, а также о транспортных средствах, устройства вызова которые осуществили передачу этой информации;

      для сбора, обработки и хранения информации об устройствах вызова;

      3) технологической инфраструктуры, обеспечивающей прием информации, поступившей от устройства вызова, и передачу этой информации в экстренные оперативные службы;

      4) технических средств и информационных технологий, обеспечивающих обработку информации о состоянии и координатно-временных параметрах механических транспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан, а также элементы информационно-телекоммуникационной сети для передачи обработанной информации.

      5. Участниками отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы экстренного вызова, являются оператор системы экстренного вызова, заявители, представляющие информацию в систему экстренного вызова, единая дежурно-диспетчерская служба "112".

      6. Пользователями информации, размещенной в системе экстренного вызова являются:

      1) государственные органы, обеспечивающие оказание экстренной помощи при дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;

      2) оператор системы экстренного вызова;

      3) государственные органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

      4) организации, осуществляющие выпуск транспортных средств в обращение на территории Республики Казахстан;

      5) собственники транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Республики Казахстан и оснащенных устройством вызова.

      7. Оснащение устройством вызова:

      1) собственники (владельцы) транспортного средства, подлежащего оснащению устройством вызова, регистрируют у оператора системы экстренного вызова установленный на автотранспорт устройство вызова экстренных оперативных служб;

      2) регистрацию и учет устройства вызова осуществляет оператор системы экстренного вызова.

      8. Транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории Республики Казахстан и оснащенные по инициативе их собственников устройством вызова, предоставляют оператору системы экстренного вызова информацию, указанную в подпункте 3) пункта 10 настоящих Правил, а также регистрационный индивидуальный номер абонента устройства вызова.

      9. Операторы сотовой связи обеспечивают предоставления eCall флага оператору системы экстренного вызова, а также осуществляют приоритетный вызов и двустороннее соединение пострадавшего или пострадавших в дорожно-транспортном происшествии и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан с оператором системы экстренного вызова.

      10. Информационный ресурс системы экстренного вызова включает в себя:

      1) картографическую информацию;

      2) информацию о местонахождении транспортного средства, полученную на основе приема сигналов, поступивших от устройства вызова;

      3) информацию об оснащенных зарегистрированными устройствами вызова транспортных средствах, государственные регистрационные знаки, идентификационные номера транспортного средства (при их наличии), номера кузовов, марки, модели, цвета транспортных средств);

      4) координатно-временную информацию о транспортных средствах от устройства вызова, с которой была передана информация о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;

      5) дополнительную информацию (при ее наличии) о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан, полученную с помощью датчиков контроля состояния транспортного средства;

      6) информацию, переданную от устройства вызова и датчиков контроля состояния транспортного средства в экстренные оперативные службы;

      7) информацию о мерах реагирования на дорожно-транспортные происшествия и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан:

      наименования подразделений экстренных оперативных служб, осуществивших реагирование на дорожно-транспортные и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах в Республики Казахстан;

      конкретное время передачи информации подразделениям служб экстренного реагирования;

      время начала реагирования на дорожно-транспортные и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах в Республики Казахстан;

      время прибытия подразделений на места дорожно-транспортных и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах в Республики Казахстан.

      8) статистическую и аналитическую информацию о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан, информация о которых была обработана в системе экстренного вызова.

3. Порядок эксплуатации системы экстренного вызова

      11. Обработка информации осуществляется оператором системы экстренного вызова на условиях конфиденциальности с обеспечением мер по защите информации.

      12. Информация, размещенная в системе экстренного вызова, предоставляется:

      1) экстренным оперативным службам о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;

      2) собственникам (владельцам) эксплуатируемых на территории Республики Казахстан транспортных средств, оснащенных устройствами вызова, о координатно-временных параметрах транспортных средств, находящихся в их собственности (владении), и принятии сигнала экстренными оперативными службами и начале реагирования.

      13. Информация, указанная в подпункте 4) пункта 10 настоящих Правил, формируется с помощью устройства вызова и передается в систему экстренного вызова в автоматическом или ручном режимах в зависимости от типа установленных на транспортных средствах устройств вызова. Информация в автоматическом режиме формируется программно-техническими средствами системы экстренного вызова.

      14. Информация, указанная в подпункте 7) пункта 10 настоящих Правил, размещается в системе экстренного вызова экстренными оперативными службами.

      15. Обладатели информации, представляющие ее для размещения в системе, обеспечивают полноту и достоверность указанной информации.

      16. После проведения процедур установки и активации устройства вызова сервисный центр в срок не позднее следующего рабочего дня направляет оператору системы экстренного вызова информацию относительно собственника (владельца) автотранспорта, в том числе, касающуюся отдельных идентифицирующих признаков автотранспорта в целях формирования карточки пользователя системы экстренного вызова.

      17. Оператор системы экстренного вызова самостоятельно формирует карточки пользователей в базе данных системы экстренного вызова.

      18. База данных системы экстренного вызова формируется оператором системы экстренного вызова путем сбора, обработки, накопления и хранения информации, представляемой службой 112 по мере поступления такой информации и ее обновления.

      19. Обмен информацией между экстренными оперативными службами и оператором системы экстренного вызова осуществляется с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.

      20. Оператор системы экстренного вызова проводит ежемесячную сверку информации со службой 112 для формирования базы данных системы экстренного вызова.

      21. Система экстренного вызова и служба 112 функционируют в круглосуточном режиме, и находятся в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы.

      22. Прием сигналов и данных глобальных навигационных спутниковых систем и обработка сообщений в системе экстренного вызова осуществляется персоналом оператора системы экстренного вызова, который после проверки достоверности сообщений, вводит в базу данных основные характеристики происшествия, а также организует его передачу в службу 112.

      23. Служба 112 осуществляет прием и обработку экстренных сообщений от оператора системы экстренного вызова и обеспечивает доведение их до соответствующих экстренных оперативных служб для ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия и иных чрезвычайных происшествиях на автомобильных дорогах Республики Казахстан.

      24. Координацию действий по реагированию на происшествия, анализ информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий, информирование привлеченных и взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб о принятых и реализуемых мерах осуществляется персоналом службы 112. Служба 112 передает в систему экстренного вызова информацию о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятые сообщения.

      25. Система экстренного вызова и служба 112 ведут базы данных об основных характеристиках происшествий, об их начале, завершении и основных результатах экстренного реагирования на полученные сообщения, регистрируют все входящие и исходящие сообщения о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан поступивших от устройства вызова.

      26. Передача экстренного сообщения и установление двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве, осуществляется посредством экстренного вызова на единый номер "112" (с одним из установленных идентификаторов категории обслуживания данного вызова).

      27. Система экстренного вызова и служба 112 предусматривают возможность автоматического восстановления соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося от устройства вызова, в случае внезапного прерывания соединения.

      28. Запрос на предоставление экстренной помощи осуществляется устройством вызова посредством инициируемого системой экстренного вызова и осуществляется следующими способами:

      1) инициирование экстренного вызова вручную, осуществляемое посредством нажатия кнопки "экстренный вызов" на блоке интерфейса пользователя устройства вызова водителем и/или пассажиром транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии и иных чрезвычайных происшествиях на автомобильных дорогах Республики Казахстан;

      2) инициирование экстренного вызова при автоматическом срабатывании устройством вызова.

      29. В момент инициирования экстренного вызова независимо от способа инициирования осуществляется автоматическое формирование минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, подлежащего передаче в составе экстренного сообщения устройства вызова.

      30. После получения сообщения от устройства вызова оператор системы экстренного вызова производит обработку сообщения.

      31. При обработке сообщений оператор системы экстренного вызова устанавливает подлинность сигнала о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Республики Казахстан. Формой завершения процесса обработки подлинного сообщения является сформированная карточка "экстренный вызов".

      32. После формирования карточки "экстренного вызова" оператор системы экстренного вызова организует передачу сигнала "экстренный вызов" в службу 112.

      33. Оператор системы экстренного вызова обеспечивает прием и обработку, включая фильтрацию, экстренных сообщений от устройства вызова, подготовку на их основе и на основе использования дополнительной информации экстренных сообщений системы экстренного вызова и доведению их до службы 112, посредством использования программно-аппаратных средств и инфраструктуры системы экстренного вызова.

      34. При получении сигнала "экстренный вызов" оперативный дежурный службы 112 определяет объем необходимой экстренной оперативной помощи, определяет силы и средства, необходимые для организации качественной экстренной оперативной помощи пострадавшим и организует выезд экстренных оперативных служб к месту происшествия. При необходимости оперативный дежурный службы 112 организует психологическую помощь пострадавшему/пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, а также осуществляет постоянный мониторинг действий аварийно-спасательных формирований на месте дорожно-транспортного происшествия и доведения информации о текущей обстановке.

      35. По итогам оказанной экстренной помощи пострадавшим оперативный дежурный службы 112 направляет оператору системы экстренного вызова информацию о проведенных мероприятиях, на основании которой оператор системы экстренного вызова проводит действия по закрытию карточки "экстренный вызов".