Об утверждении Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 354. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мая 2015 года № 11197.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 55-19) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" и подпунктом 26-22) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.

      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:

      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности


Министра по инвестициям и развитию


Республики Казахстан

Ж. Касымбек

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр сельского хозяйства

      Республики Казахстан

      _______________ А. Мамытбеков

      3 апреля 2015 год

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      _______________ А. Саринжипов

      15 апреля 2015 год

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      _______________ К. Касымов

      21 апреля 2015 год


  Утверждены
приказом Исполняющего
обязанности Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 354

Правила
пользования маломерными судами и базами
(сооружениями) для их стоянок
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 55-19) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" и подпунктом 26-22) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" и определяют порядок пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок в морских прибрежных водах, на внутренних водных путях, а также на других водоемах Республики Казахстан и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на владельцев баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      1) судовой билет – документ, подтверждающий право собственности на маломерное судно и право плавания данного судна под Государственным флагом Республики Казахстан;

      2) водный скоростной аттракцион – вид развлечения посредством буксировки развлекательных плавательных средств ("бананы", "шайбы", "водные сани" и другие) маломерным судном;

      3) удостоверение на право управления маломерным судном - документ, подтверждающий наличие квалификации на право управления маломерным судном;

      4) база (сооружение) для стоянок маломерных судов – береговая территория с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, в границах которой базируются маломерные суда;

      5) судоводитель маломерного судна - лицо, управляющее маломерным судном, независимо от того, является оно собственником маломерного судна или управляет им на ином законном основании, и имеющее удостоверение на право управления маломерным судном. К судоводителю приравнивается обучающий судовождению.

      3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие маломерные суда, назначают лиц, ответственных за пользование этими судами и за эксплуатацию баз (сооружений) для их стоянок.

      4. При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на маломерных судах судовладельцы назначают ответственных лиц за обеспечение безопасности на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.

      5. При проведении водных скоростных аттракционов на водных объектах судовладелец кроме судоводителя назначает ответственное лицо на буксирующее маломерное судно по обслуживанию и наблюдению буксируемого развлекательного плавательного средства.

2. Порядок пользования маломерными судами

      6. Пользование маломерными судами допускается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра) с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

      7. К управлению самоходными маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами, в соответствии с Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерным судном, утверждаемых в соответствии с подпунктом 26-21) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" (далее- Закон).

      8. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

      9. На акваториях и границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение маломерных моторных судов допускается со скоростью не более 20 километров в час, а вблизи пляжей и мест купания - до 10 километров в час.

      10. При плавании на маломерных судах не допускается:

      1) управлять маломерным судном:

      не зарегистрированным в судовой книге;

      не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);

      не несущим бортовых номеров;

      переоборудованным;

      с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

      без удостоверения на право управления самоходным маломерным судном;

      в состоянии опьянения;

      2) передавать управление самоходным судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

      3) превышать установленные скорости движения;

      4) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

      5) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

      6) приближаться не ближе 10 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

      7) перевозить на судне детей, не достигших четырнадцати лет, без сопровождения взрослых;

      8) перевозить опасные грузы на маломерных судах, для этого не предназначенных;

      9) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами;

      10) маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

      11) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

      12) устанавливать паруса на гребных лодках и судах, не приспособленных для этой цели;

      13) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

      14) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;

      15) выходить в плавание в темное время суток на гребных, парусных и моторных судах, не оборудованных навигационными сигнальными огнями;

      16) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 километра) видимости;

      17) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

      18) управлять маломерным судном в темное время суток, в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

      19) выход в плавание маломерных судов до момента полного очищения водоема от льда;

      20) буксировать все без исключения надувные прогулочные плавательные средства, а равно – летательные средства (парашют), в акватории мест для купания, а также судами, не предназначенными для буксировки данного средства;

      21) выходить в плавание без индивидуальных спасательных средств.

      11. Пользование маломерными судами не допускается при следующих неисправностях:

      1) наличие сквозных пробоин корпуса судна, независимо от их местонахождения;

      2) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

      3) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

      4) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

      5) несоответствие комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

      6) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней.

      12. Маломерные судна и буксируемые плавательные средства оснащаются индивидуальными спасательными средствами соответствующих размеров для судоводителя и иных лиц, находящихся на маломерном судне или буксируемом плавательном средстве.

      13. Индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, пояса, нагрудники) должны быть надеты и пристегнуты на судоводителе и иных лицах, находящихся на маломерном судне или буксируемом плавательном средстве.

      Во время стоянки маломерного судна на якоре допускается нахождение на маломерном судне людей без одетых индивидуальных спасательных средств, за исключением надувных и гребных маломерных судов.

      14. Судоводитель обеспечивает соблюдение следующих требований:

      1) выполняет требования настоящих Правил, требования Правил плавания по внутренним водным путям, утверждаемых в соответствий с подпунктом 26-23) пункта 1 статьи 9 Закона, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 года;

      2) проверяет перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения;

      3) перед посадкой производит инструктаж пассажиров по поведению на судне, обеспечивает их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

      4) осуществляет плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знает условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

      5) прекращает движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного должностным лицом территориального подразделения уполномоченного органа в сфере внутреннего водного транспорта (далее – территориальное подразделение) или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передает регистрационные и судоводительские документы для проверки;

      6) оказывает помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщает в территориальное подразделение обстоятельства транспортного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

      7) оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, отправляет пострадавших на попутном или своем судне в ближайшую медицинскую организацию и сообщает в территориальное подразделение свою фамилию, адрес, фамилии очевидцев, их адреса, бортовой номер маломерного судна (с предъявлением документа, удостоверяющего личность), в случае причастности к транспортному происшествию, или имеющего какое-либо отношение к данному транспортному происшествию;

      8) выполняет требования должностных лиц территориального подразделения, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

      9) сообщает в территориальные подразделения, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов.

      15. Пользование маломерным судном в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 14 настоящих Правил, производится без оплаты.

      16. Судоводитель буксирующего маломерного судна постоянно ведет наблюдение за окружающей обстановкой. Непрерывное наблюдение за буксируемым развлекательным плавательным средством обеспечивает ответственное лицо, находящееся на буксирующем судне.

      Буксирующее маломерное судно и буксируемое плавательное средство в любом случае находятся на расстоянии не менее 50 метров от других судов, берега и от купающихся людей.

      17. Судоводитель принимает все меры, необходимые по практике судовождения или особыми обстоятельствами, обеспечивающие безаварийное плавание.

3. Порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок
маломерных судов

      18. Территория базы-стоянки оборудуется:

      1) удобными подъездными путями;

      2) специально оборудованными причалами для посадки и высадки пассажиров;

      3) контейнерами и специальными емкостями для приема с маломерных судов подсланевых вод, отработанных нефтепродуктов, сухого мусора, пищевых отходов;

      4) осветительными устройствами для освещения территории и водной акватории, пирсов, боксов, швартовых устройств, спасательных и противопожарных средств. Осветительные устройства оснащаются колпаками направленного действия. С наступлением темноты на стержневых кормах причалов зажигаются белые огни кругового освещения через каждые 50 метров, но не менее двух огней, расположенных на высоте двух метров от настила причала.

      19. Пирсы и причалы оборудуются спасательными средствами. Спасательные круги крепятся на специальных щитах, установленных на стержневых кормах причалов, а также на леерных стойках по периметру пирсов стеной через 25 метров. Крепление спасательных кругов должно обеспечивать их быструю отдачу.

      20. Причалы, пирсы имеют сплошной настил, который ежегодно проверяется на прочность владельцем базы-стоянки с составлением акта проверки. Проверке подлежат мосты, трапы, сходни. Все устройства после проверки маркируются словом "испытан".

      Причалы, пирсы, сходни, мостики должны иметь ширину, достаточную для прохода двух человек, они оборудуются страховочными леерами по наружному периметру (со стороны воды). Страховочный леер крепится на высоте не менее 900 миллиметров, расстояние между леерными стойками - 1500 миллиметров.

      21. Размещение горюче-смазочных материалов, топлива, порядок их хранения, а также размещение контейнеров для хранения моторов должны обеспечивать безопасность маломерных судов, береговых и плавучих сооружений.

      22. Противопожарные средства содержатся в исправном состоянии и количестве, предусмотренном требованиями Правил пожарной безопасности утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2014 года № 1077.

      23. Граница водной акватории ограждается дамбами, понтонами, баками или плавучими знаками. Береговая территория в границах, установленных проектом, ограждается забором.

      24. На контрольном посту ведется журнал учета выхода маломерных судов и их возвращения в произвольной форме.

      25. Водная акватория прокатной базы находящийся на внутренних водных путях, которые отнесены к перечню судоходных водных путей, открытых для судоходства обозначаются плавучими знаками, выход за которые плавучим несамоходным средствам проката запрещен.

      26. На базе-стоянке наглядно оформляется стенд, на котором размещаются:

      1) схема движения маломерных судов по водной акватории базы-стоянки и в прилегающем районе;

      2) мероприятия по поиску и оказанию помощи маломерным судам, не возвратившимся в установленные сроки на базу-стоянку;

      3) внутренний распорядок работ на базе-стоянке;

      4) правила пользования маломерными судами;

      5) сведения о прогнозе погоды на текущие сутки;

      6) плакаты по мерам предупреждения несчастных случаев с людьми на воде;

      7) телефоны и адреса ближайших отделений правоохранительных органов и спасательной станции.

      27. Эксплуатация баз-стоянок регламентируется настоящими Правилами, с которыми ознакамливаются все судоводители и обслуживающий персонал под роспись.

      28. База-стоянка обеспечивает безопасность стоянки маломерных судов, сохранность маломерных судов, моторов и другого имущества, безопасность выполнения профилактических, ремонтных, судоподъемных, погрузочно-разгрузочных и других работ, безопасность посадки (высадки) людей на маломерные суда.

      29. На базе-стоянке разрабатываются мероприятия на случай ухудшения погоды для возвращения маломерных судов, находящихся на водоеме.

      30. На швартовых бочках, стоящих на акватории базы-стоянки, контрастной краской указывается допустимое к швартовке количество маломерных судов.

      31. Каждое маломерное судно, базирующееся на базе-стоянке, имеет постоянное место стоянки с нанесением на стенку или пирс масляной краской его бортового номера.

      32. На базе-стоянке устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещением судоводителей о прогнозе погоды.

      33. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (прихода) судов производится порядковая запись:

      1) бортовой номер судна;

      2) фамилия и инициалы судоводителя;

      3) время выхода судна;

      4) маршрут плавания;

      5) пункт назначения;

      6) фактическое время возвращения на базу-стоянку.

      34. Выход на водоем разрешает дежурный по базе-стоянке.

      Разрешая выход маломерного судна, дежурный проверяет:

      1) наличие у судоводителя судовых документов ( судового билета) и удостоверения на право управления маломерным судном;

      2) соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъемности, правильного размещения груза на маломерном судне;

      3) наличие спасательных средств по пассажировместимости маломерного судна.

      На базах-стоянках в период навигации назначается дежурно-спасательное судно. Дежурно-спасательное судно подчиняется в порядке дежурства дежурному по базе-стоянке.

      35. Выпуск маломерных судов с базы-стоянки не производится в случаях:

      1) отсутствия у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра);

      2) отсутствия бортового номера или его несоответствия записям в судовом билете;

      3) отсутствия у судоводителя документа на право пользования судном;

      4) обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещено его использование;

      5) отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

      6) нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;

      7) размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;

      8) наличия на судне опасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов, или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

      9) если прогнозируемая или фактическая неблагоприятная гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа;

      10) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.

      36. На пунктах проката в журнале выдачи маломерных судов гражданам присутствует графа об ознакомлении с мерами безопасности пользования маломерным судном, в которой расписываются граждане, получающие маломерное судно после ознакомления их с настоящими правилами.

      37. Маломерные суда, прибывшие на базу-стоянку в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальное подразделение.