В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (Шаймарданов Ж.К.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа;
3) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева Т.О.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов
Утверждены
приказом Министра образования и
науки Республики Казахстан
от 20 марта 2015 года № 137
Правила
организации учебного процесса по дистанционным
образовательным технологиям
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
2. Реализация дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) осуществляется по следующим видам: телевизионная технология, сетевая технология и кейс-технология.
3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся, педагогические работники и организации.
4. ДОТ реализовываются организациями образования самостоятельно.
5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) информационно-образовательный портал – системно-организованная взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;
2) информационно-образовательные ресурсы – формализованные идеи и знания образовательного характера, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена межу источниками и потребителями информации;
3) сетевая технология – технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;
4) кейсовая технология – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;
5) контент – информационное наполнение учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);
6) Интернет-ресурс организации образования, реализующей дистанционные образовательные технологии - Интернет-ресурс, содержащий административно-академическую информацию для участников образовательного процесса;
7) информационная технология дистанционного обучения – технология создания, передачи и хранения учебных материалов на электронных носителях, инфо-телекоммуникационные технологии организации и сопровождения учебного процесса;
8) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);
9) "on-line" - обмен информаций в реальном времени;
10) "off-line" - занятие обмен информацией в свободном временном пространстве;
11) силлабус - программа обучения по дисциплине для обучающегося, содержащая краткое описание учебной дисциплины, основные характеристики изучаемой дисциплины;
12) телевизионная технология - технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;
13) тестирующий комплекс - программное средство, предназначенное для определения степени освоения обучающимися учебного материала на всех уровнях образовательного процесса;
14) Тьютор - лицо, помогающее обучающимся осваивать изучаемую с преподавателем дисциплину.
2. Порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям
6. Для организации учебного процесса по ДОТ требуется наличие у организации образования:
1) образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;
2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
3) мультимедийных классов и электронных читальных залов;
4) учебного контента;
5) тестирующего комплекса;
6) сетевых систем управления обучением (Learning Management System).
7. Для осуществления учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям организации образования:
1) организуют обучение преподавателей, тьюторов и служб по реализации дистанционных образовательных технологий;
2) создают условия педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;
3) доставляют учебный материал обучающимся посредством информационных технологий либо на бумажных носителях;
4) организуют и проводят консультации в режиме «on-line»;
5) организуют обратную связь с обучающимися в режиме «off-line»;
6) контролируют учебные достижения обучающихся в режиме «on-line», «off-line»;
7) идентифицируют личность обучающихся посредством системы аутентификации.
8. ДОТ применяются в отношении обучающихся:
1) всех форм обучения технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;
2) по сокращенным образовательным программам на базе начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
3) являющихся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства на всех уровнях образования;
4) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся на уровне высшего и послевузовского образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;
5) заочной формы обучения, призванные на срочную военную службу на уровне высшего образования;
6) находящихся в длительной заграничной командировке (более 4-х месяцев) на уровне высшего образования;
7) осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (в учреждениях минимальной безопасности) при наличии соответствующих технических условий в учреждении.
9. ДОТ применяется также при реализации высшими учебными заведениями совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами.
10. Обучающиеся по программам послевузовского образования по дистанционным образовательным технологиям осваивают кредиты только образовательных компонентов или учебные дисциплины.
11. Обучающиеся, изъявившие желание обучаться по ДОТ пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов.
Дети-инвалиды представляют рекомендацию психолого-медико-педагогической консультации о возможности их участия в учебном процессе по ДОТ.
12. Заявления обучающихся рассматриваются руководителем организации образования в течение пяти рабочих дней с момента подачи.
При положительном решении вопроса издается приказ руководителя организации образования об использовании ДОТ обучающихся в течение трех рабочих дней.
13. К приказу прилагаются:
1) заявления обучающихся;
2) индивидуальные учебные планы обучающихся;
3) индивидуальный график организации учебной деятельности каждого обучающегося;
4) рекомендации психолого-медико-педагогической консультации об участии ребенка-инвалида в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям;
5) согласие или разрешение руководителя пениципиального учреждения, если обучающиеся осужден и отправлен для отбывания наказания в учреждениях минимальной безопасности.
Организация образования в течение трех рабочих дней знакомит обучающихся с планом и графиком учебного процесса, применяемых в процессе обучении по ДОТ.
14. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами организациям образования необходимо иметь электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с использованием ДОТ.
Подготовка электронных учебно-методических комплексов осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам.
15. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает обязательный и дополнительный комплекты.
16. Обязательный комплект состоит из:
1) силлабуса, включающей содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение дисциплины;
2) электронного конспекта лекций;
3) материалов практических и семинарских занятий;
4) заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя;
5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий);
6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ);
7) график проведения дистанционных консультаций.
17. Дополнительный комплект определяется организацией образования самостоятельно.
18. В организации образования, внедряющей ДОТ, создается информационная система управления, содержащая базу данных обучающихся (приказы о зачислении, переводах, восстановлении, сведения о текущей успеваемости обучающихся).
19. В организации образования, реализующей ДОТ, создается специальное структурное подразделение, осуществляющее организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ.
20. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ планирует и организует учебный процесс по ДОТ, ведет документацию, связанную с ДОТ, планирует повышение квалификации преподавателей и тьюторов.
21. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ, осуществляет консультативную помощь в разработке, приобретении и освоении электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий, администрирует тестирующие системы и другие средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для ДОТ.
22. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ, принимает активное участие в разработке, освоении и поддержке в эксплуатации программных, информационных и технических средств дистанционного обучения.
23. Обучение по ДОТ производится по учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования, а также по всему учебному плану специальностей технического и профессионального, послесреднего образования, высшего образования.
24. Организация образования, реализующая ДОТ, обеспечивает методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств.
25. Учебный год состоит из академических периодов и заканчивается в соответствии с академическим календарем.
26. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:
1) педагогического общения педагогического работника или тьютора с обучающимся с использованием телекоммуникационных средств или прямого контакта в организации образования (по инициативе обучающегося);
2) самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения (учебно-методический комплекс, дополнительная литература).
27. ДОТ основываются на проведении дистанционных учебных занятий в режиме «on-line», «off-line».
28. Учебные занятия в режиме «on-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени (видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет, переговоры посредством телефонного аппарата).
29. Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого асинхронно (электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или итогового контроля).
30. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами.
31. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации допускается посредством:
1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме on-line с использованием телекоммуникационных средств;
2) автоматизированных тестирующих комплексов;
3) проверки письменных индивидуальных заданий (при кейсовой технологии).
32. Организация образования, организовывает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной от несанкционированного доступа и фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа и независимой оценки.
33. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине после выполнения и сдачи всех контрольных мероприятий, установленных рабочей учебной программой.
34. Профессиональная практика проводится организациями образования исходя из специфики специальности.
35. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по ДОТ осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 5191).
Проведение итоговой аттестации обучающихся, осужденного и отбывающего наказание в учреждении минимальной безопасности, осуществляется с выездом государственной аттестационной комиссии на место нахождения обучающихся.