Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года № 10768.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

      2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (Шаймарданов Ж.К.):

      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа;

      3) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева Т.О.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

А. Саринжипов


  Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 20 марта 2015 года № 137

Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

      Сноска. Правила в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2019 № 259 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

      2. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется для освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с академическим календарем.

      3. Реализация ДОТ осуществляется по телевизионным, сетевым и кейс-технологиям.

      4. Нормы времени по видам учебной работы при планировании и организации учебного процесса с использованием ДОТ устанавливаются организациями образования самостоятельно.

      При этом организации образования (в случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включающая предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия) обеспечивает обучение с использованием ДОТ для обучающихся по согласованию с уполномоченным органом в области образования.

      Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) образовательный портал – системно-организованная, взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую и учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;

      2) программа DBA - программа DBA предназначена для подготовки управленческих кадров, менеджеров высшего звена, имеющих практический опыт, а также заинтересованных в проведении прикладных исследований для освоения и развития современных концепций и моделей менеджмента с присуждением степени доктора по профилю;

      3) программа еxecutive МВА (далее – ЕМВА (экзекютив ЭмБиЭй)) – программа МВА, ориентированная на подготовку топ-менеджеров с учетом специфики целевой аудитории;

      4) массовый открытый онлайн курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;

      5) программа МВА – программа по подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями и навыками в области бизнеса, способных управлять процессами и кадровыми активами, формировать стратегию компании, уметь определять стратегические и оперативные задачи и добиваться их достижения с применением научного инструментария;

      6) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);

      7) результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности, и отношения;

      8) онлайн прокторинг – система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов;

      9) цифровые образовательные ресурсы (далее –ЦОР) - это дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы;

      10) тьютор – преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины и (или) модуля;

      11) неформальное образование – вид образования, осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета сроков и формы обучения, и сопровождается выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

      12) цифровой контент – информационное наполнение цифровых учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);

      13) сетевая технология - технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;

      14) кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;

      Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. ДОТ применяются в отношении:

      1) обучающихся по образовательным программам дополнительного образования (по отдельным направлениям), среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования и по программам MBA(EMBA) и DBA;

      2) для лиц, являющихся лицами с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалиды детства, инвалидами I и II групп на всех уровнях образования;

      3) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования, за исключением стипендиатов "Болашак";

      4) обучающихся по образовательным программам высшего образования, находящихся в длительной заграничной командировке (более 2-х месяцев);

      5) обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования по программам академической мобильности;

      6) осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и к наказаниям не связанным с лишением свободы при наличии соответствующих технических условий в учреждении.

      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. ДОТ применяется в отношении неформального, дополнительного образований, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на иностранных языках.

Глава 2. Порядок организации учебного процесса по ДОТ

      8. Лица, изъявившие желание обучаться по ДОТ, указанные в пункте 6 настоящих Правил, пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования о разрешении обучения с использованием ДОТ, на основании которого издается приказ руководителя организации образования.

      9. К приказу прилагаются:

      1) заявление обучающегося;

      2) индивидуальный учебный план обучающегося.

      10. Организация образования обеспечивает обучающемуся индивидуальный график освоения образовательной программы.

      11. Подготовка ЦОР осуществляется их разработчиками в соответствии с образовательной программой. Структура и содержание ЦОР определяется организациями образования самостоятельно.

      12. ДОТ реализуются с проведением дистанционных учебных занятий в режиме "on-line", "off-line".

      13. Учебные занятия в режиме "on-line" предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени с применением цифровых технологий (вебинары, видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет).

      14. Учебные занятия в режиме "off-line" предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого проходит одновременно (электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и (или) итогового контроля).

      15. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми вузами самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657).

      Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми, организациями среднего, технического и профессионального, послесреднего образования самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5191).

      В организациях технического и профессионального, послесреднего образования текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся осуществляются в соответствии с рабочим учебным планом и учебными программами.

      Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обучающихся по ДОТ проводится посредством:

      1) прямого общения обучающегося и педагога в режиме "on-line" с использованием телекоммуникационных средств;

      2) автоматизированных тестирующих комплексов;

      3) проверки письменных индивидуальных заданий.

      Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация для обучающихся с использованием ДОТ могут быть представлены различными видами учебной работы (тесты, практическое задание и т.д.). При этом вид учебной работы определяется педагогом.

      Уровень сложности заданий текущего и промежуточной аттестации должен соответствовать пройденному материалу и быть доступными для обучающихся.

      Ответственным за разработку тестовых заданий к промежуточной аттестации является педагог, ведущий дисциплину (модуль).

      Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. Для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основе ДОТ организации среднего, технического и профессионального, послесреднего, организации высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО) обеспечивают применение технологий онлайн прокторинга, которые позволяют верифицировать обучающегося, отслеживать экран и поведение обучающегося, а также записывать весь экзамен на видео.

      Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. Обучение в ОВПО с использованием ДОТ на базе программы общего среднего образования не допускается, за исключением обучающихся по программам академической мобильности.

      Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. Для выпускников организаций технического и профессионального или послесреднего образования в случае совпадения профиля образовательной программы высшего образования обучение с использованием ДОТ определяется ОВПО самостоятельно.

      19. Использование ДОТ для подготовки кадров в сфере хореографии, инструментального исполнительства, авиационной техники и технологий, строительства, морской техники и технологий, здравоохранения, военного дела, ветеринарии на базе высшего образования допускается при изучении дисциплин в общем объеме не более 30 академических кредитов за весь период обучения.

      20. Использование ДОТ для подготовки кадров по программам MBA допускается при изучении дисциплин в общем объеме не более 30 академических кредитов за весь период обучения и не более 15 академических кредитов за весь период обучения соответственно по программам EMBA и DBA.

      21. В организациях образования реализуется MOOК на собственных или на других онлайн-платформах, утвержденных организацией образования.

      22. Организации образования до размещения на онлайн-платформе MOOК организовывают учебно-методическую экспертизу курсов и проводят апробацию.

      23. Организация образования обеспечивает размещение разработанного курса на онлайн-платформе МООК и выдает сертификат слушателю в произвольной форме с указанием наименования ОВПО, фамилии и инициалов лица, наименование курса и объем кредитов.

Параграф 1. Требования к организациям образования и участнику учебного процесса по ДОТ

      24. Для организации учебного процесса по ДОТ в ОВПО требуется наличие:

      1) образовательного портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

      2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);

      3) цифровых образовательных ресурсов;

      4) сетевых систем управления обучением (Learning Management System) (Ленинг Менежемент Систем) или сервиса через облачные вычисления ("программное обеспечение как услуга");

      5) структурного подразделения ответственного за организацию учебного процесса по ДОТ.

      Для организации учебного процесса по ДОТ в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования необходимо наличие:

      1) образовательного Интернет-портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

      2) коммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет;

      3) цифровых образовательных ресурсов;

      4) сетевых систем управления обучением, учебным контентом или сервиса;

      5) тестирующих комплексов;

      6) педагогов, прошедших соответствующую подготовку.

      Сноска. Пункт 24 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      25. Для осуществления учебного процесса по ДОТ организации образования:

      1) организуют обучение преподавателей, тьюторов и служб по реализации дистанционных образовательных технологий;

      2) создают условия педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу для разработки и обновления ЦОР и цифровых контентов;

      3) идентифицируют личность обучающихся и слушателей посредством системы аутентификации;

      4) обеспечивают взаимодействие между участниками учебного процесса по ДОТ (форум, чат, видео и аудиоконференции);

      5) обеспечивают доступ обучающихся и слушателей к электронным библиотекам организации образования и партнеров.

      26. Обучающийся по ДОТ:

      1) самостоятельно изучает учебные курсы с помощью средств, указанных в пункте 24 настоящих Правил;

      2) посещает дистанционные учебные занятия в режиме "on-line" и (или) "off-line";

      3) сдает все виды контроля (текущий, промежуточный) согласно расписанию и учебных программ организации среднего, графику учебного процесса технического и профессионального, послесреднего образования, академическому календарю ОВПО.

      Сноска. Пункт 26 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      26-1. Обязанности участников учебного процесса по ДОТ организации среднего, технического и профессионального, послесреднего образования:

      Руководитель:

      1) создает условия для организации учебного процесса, в том числе технические;

      2) осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией учебно-воспитательного процесса;

      3) осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями);

      4) организует работу педагогов и других работников организации;

      5) организуют обучение педагогов по реализации дистанционных образовательных технологий;

      6) обеспечивают доступ обучающихся к электронным библиотекам организации образования;

      7) контролируют деятельность участников учебного процесса, организуют повышение квалификации педагогов.

      Заместители руководителя, заведующие отделениями, методисты:

      1) планируют и осуществляют организацию и координацию учебного процесса с использованием ДОТ;

      2) разрабатывают инструкции использования информационных ресурсов для обучения с использованием ДОТ;

      3) составляют рабочие учебные планы, учитывающие особенности ДОТ в соответствии с государственным общеобязательным стандартом;

      4) консультируют по вопросам учебного процесса с использованием ДОТ, оказывают методическую и техническую помощь в создании ЦОР;

      5) обеспечивает регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;

      6) организуют разработку мероприятий, направленных на освоение учебных программ обучающимися;

      7) организуют работу по формированию учебных материалов, в том числе электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов;

      8) составляют расписание занятий, график обучения, которые размещаются на интернет-ресурсах организации ТиПО;

      9) совместно с педагогами определяют организацию учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и представления ими выполненных работ;

      10) осуществляют информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации работы и результатах обучения;

      11) осуществляют методическое сопровождение в ходе организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий;

      12) организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным графиком работы;

      13) контролируют ход проведения учебно-воспитательного процесса, текущего контроля знаний и итоговой аттестации;

      14) осуществляют обратную связь с участниками учебно-воспитательного процесса;

      15) координируют работу по выполнению учебной нагрузки педагогами;

      16) готовят отчетную информацию об организации обучения с использованием ДОТ.

      Педагоги:

      1) разрабатывают электронные учебно-методические комплексы с необходимыми учебно-методическими материалами в электронном виде;

      2) разрабатывают средства контроля знаний;

      3) разрабатывают и рассылают обучающимся тематический график освоения соответствующих разделов с указанием времени работы над каждой темой, сроками выполнения работ;

      4) проводят синхронные и асинхронные консультации с обучающимися;

      5) применяют оптимальные и разнообразные виды работ, доступные информационно-коммуникационные технологии;

      6) своевременно доводят информацию о применяемых видах работ, о форме и сроках проведения онлайн занятий, участия в офлайн занятиях, сроках сдачи домашних работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей);

      7) обеспечивает регулярное обновление учебно-методических ресурсов;

      8) оценивают выполнение обучающимися учебных работ в соответствии с критериями оценивания, предусмотренными для каждой дисциплины или модуля;

      9) проходят повышение квалификации в области использования ДОТ в учебном процессе;

      10) ведут документацию, связанную с дистанционным обучением.

      Обучающийся:

      1) находится на связи с педагогами;

      2) своевременно знакомится с расписанием, темами, содержанием занятий через доступные средства связи;

      3) самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией образования;

      4) своевременно представляет выполненные задания педагогу через доступные средства связи;

      5) использует доступные электронные ресурсы.

      Сноска. Правила дополнены пунктом 26-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 13.04.2020 № 141 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Параграф 2. Применение ДОТ по программам академической мобильности

      27. Применение ДОТ допускается по программам академической мобильности, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования при изучении дисциплин в общем объеме не более 60 академических кредитов за весь период обучения.

      28. При реализации двудипломных программ и по программам обмена обучающихся обучение с применением ДОТ допускается для обучающихся по образовательной программе высшего образования при изучении дисциплин в общем объеме не более 120 академических кредитов и по образовательной программе магистратуры не более 60 академических кредитов.

      29. Порядок организации и разрешения на обучение с применением ДОТ по программам академической мобильности в рамках международных договоров (соглашений) в области образования определяется ОВПО самостоятельно.