Об утверждении Правил определения расчетного тарифа, утверждения предельного и индивидуального тарифов

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 105. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 апреля 2015 года № 10752

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 70-23) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» ПРИКАЗЫВАЮ:
      Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра энергетики РК от 31.05.2016 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      1. Утвердить прилагаемые Правила определения расчетного тарифа, утверждения предельного и индивидуального тарифов.
      2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и действует до 1 января 2019 года.
      Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Министр                                    В. Школьник

      «СОГЛАСОВАН»
      Министр национальной экономики
      Республики Казахстан
      _________________ Е. Досаев
      от 19 марта 2015 года

Утверждены             
приказом Министра энергетики   
Республики Казахстан        
от 20 февраля 2015 года № 105  

Правила определения расчетного тарифа, утверждения
предельного и индивидуального тарифов

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определения расчетного тарифа, утверждения предельных и индивидуальных тарифов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее – Закон) и устанавливают порядок определения расчетного тарифа, утверждения предельных и индивидуальных тарифов на электрическую энергию, отпускаемую энергопроизводящими организациями, для обеспечения инвестиционной привлекательности сферы производства электрической энергии.
      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) государственный орган – ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий;
      2) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере электроэнергетики.
      Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 31.05.2016 № 228 (вводится в действие с 01.01.2017).

2. Порядок определения расчетного тарифа

      3. В случае, если инвестиционные обязательства энергопроизводящей организации не могут быть осуществлены за счет средств, получаемых от реализации электрической энергии в рамках предельных тарифов, энергопроизводящая организация вправе применить для реализации инвестиционной программы расчетный или индивидуальный тариф, при условии утверждения уполномоченным органом технического задания и заключения инвестиционного.
      4. По заявке энергопроизводящей организации уполномоченный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 12-1 Закона утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы.
      5. Энергопроизводящая организация на основании утвержденного технического задания разрабатывает и утверждает технико-экономическое обоснование инвестиционной программы.
      Сроки окупаемости инвестиций и цены на электрическую энергию определяются в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы и составляет от восьми до двенадцати лет.
      Инвестиционная программа разрабатывается энергопроизодящей организацией на основе технико-экономического обоснования инвестиционной программы и содержит информацию об уровне расчетного тарифа и сроках реализации инвестиционной программы.
      6. Инвестиционная программа до начала ее реализации одновременно с проектом инвестиционного договора представляется в уполномоченный орган и государственный орган.
      7. На основании инвестиционной программы энергопроизводящая организация в соответствие с пунктом 4 статьи 12-1 Закона заключает инвестиционный договор с уполномоченным органом и государственным органом.
      8. Инвестиционная программа энергопроизводящей организации, применяющей расчетный тариф, финансируется за счет собственных и (или) заемных средств.
      9. Расчетный тариф не превышает цену электрической энергии, определенную в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы, разработанном и утвержденном в соответствии с пунктом 5 статьи 12-1 Закона.
      10. Расчетный тариф применяется энергопроизводящей организацией с момента заключения инвестиционного договора и действует в течение периода выполнения инвестиционных обязательств, предусмотренного в инвестиционном договоре.
      11. Расчетный тариф изменяется в случае корректировки действующей инвестиционной программы.
      12. При корректировке действующей инвестиционной программы, допускается превышение расчетным тарифом цены электрической энергии, определенной в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы, при условии согласования изменений проектно-сметной документации в соответствии с пунктом 5 статьи 12-1 Закона.
      Новый расчетный тариф применяется после заключения дополнительного соглашения к инвестиционному договору.

3. Порядок утверждения предельного тарифа

      13. Предельные тарифы утверждаются уполномоченным органом по группам энергопроизводящих организаций на срок не менее семи лет с разбивкой по годам и ежегодно корректируются с учетом необходимости обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли.
      14. Уполномоченный орган формирует группы энергопроизводящих организаций в соответствии с Законом.
      15. Группы энергопроизводящих организаций формируются в порядке, установленном в соответствии с Законом, по следующим критериям: тип энергопроизводящих организаций, установленная мощность, вид используемого топлива, удаленность от местонахождения топлива.
      По критерию «тип энергопроизводящих организаций» энергопроизводящие организации делятся на следующие типы электростанций:
      1) конденсационная – электростанция, производящая только электрическую энергию;
      2) теплоэлектроцентраль – электростанция, которая производит электроэнергию и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения;
      3) газотурбинная – электростанция, в качестве источника энергии использующая газообразное топливо;
      4) гидроэлектростанция – электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока.
      По критерию «установленная мощность» энергопроизводящие организации делятся на: до 100 мегаватт (далее - МВт), от 100 МВт до 300 МВт, от 300 МВт и более.
      По критерию «вид используемого топлива» энергопроизводящие организации делятся: работающие на угле, газе местного происхождения, газе импортного происхождения, мазуте.
      По критерию «удаленность от местонахождения топлива» энергопроизводящие организации делятся на: до 500 километр (далее - км), от 500 км до 1000 км, от 1 000 км и более.
      16. Если в состав энергопроизводящей организации входят несколько электростанций, отличающиеся друг от друга, то данная энергопроизводящая организация формируется в отдельную группу.
      17. Энергопроизводящая организация в соответствии с пунктом 2  статьи 12-1 Закона самостоятельно устанавливает отпускную цену на электрическую энергию, но не выше предельного тарифа соответствующей группы энергопроизводящих организаций, в которую она включена.
      18. С целью расчета базы для определения предельного тарифа на первый год его действия в соответствии с пунктом 2 статьи 12-1 Закона энергопроизводящие организации представляют в уполномоченный орган сводные данные о фактических отпускных ценах, сложившихся в течение года, предшествовавшего году введения предельных тарифов, по месяцам, с разбивкой по потребителям.
      По результатам сравнительного анализа фактических цен на электрическую энергию, сложившихся у энергопроизводящих организаций в течение года, предшествовавшего году введения предельных тарифов, уполномоченный орган определяет базу: максимальные значения фактических цен по каждой группе энергопроизводящих организаций.
      19. Предельный тариф на первый год его действия определяется исходя из максимальной фактической цены, сложившейся в соответствующей группе энергопроизводящих организаций в течение года, предшествовавшего году введения предельных тарифов, с учетом роста затрат энергопроизводящих организаций на поддержание в работоспособном и технически исправном состоянии существующих активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов, создание новых активов, прогнозируемого роста цен на энергетическое топливо, включая инфляционные процессы.
      20. Предельные тарифы на последующие годы определяются исходя из предельного тарифа за предшествовавший год с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также затрат энергопроизводящих организаций на создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов, прогнозируемого роста основных затрат на производство электрической энергии.
      21. Срок введения предельных тарифов по группам энергопроизводящих организаций устанавливается ежегодно с 1 января.
      Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      22. В соответствии с пунктом 2 статьи 12-1 Закона для корректировки предельных тарифов на последующие годы энергопроизводящие организации ежегодно в срок до 1 сентября представляют в уполномоченный орган информацию о прогнозируемом увеличении основных затрат на производство электрической энергии с приложением подтверждающих документов, финансовую отчетность за предшествующий год, расчеты с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного среднесрочными планами социально-экономического развития Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 22 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      23. Исключен приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015  № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      24. Исключен приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015  № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      25. Исключен приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015  № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      26. Исключен приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие с 01.01.2017).
      27. Исключен приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие с 01.01.2017).
      Примечание РЦПИ!
      Пункт 28 действует до 01.01.2017.
      28. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона в случае неисполнения энергопроизводящей организацией инвестиционных обязательств, предусмотренных соглашением, энергопроизводящая организация возвращает субъектам оптового рынка полученные средства, предусмотренные соглашением для выполнения инвестиционных обязательств и не использованные на их реализацию, путем снижения отпускной цены на электрическую энергию на следующий календарный год с размещением данной информации в средствах массовой информации.
      Возврат средств должен осуществляться энергопроизводящими организациями путем снижения тарифа для своих потребителей с применением следующей формулы:

Тснижпред–Sк/Wдо конца года,

      где:
      Тсниж – сниженный тариф для возврата потребителям средств, предусмотренных соглашением для выполнения инвестиционных обязательств и не использованных на их реализацию, за предшествующий календарный год;
      Тпред – тариф, соответствующей группы энергопроизводящих организаций на текущий календарный год;
      Wдо конца года – прогнозируемый, суммарный объем реализации электрической энергии до конца текущего года, кВт.ч.
      Сноска. Пункт 28 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (порядок введения в действие см. п. 4).

4. Порядок утверждения индивидуального тарифа

      29. В случае, если инвестиционные обязательства энергопроизводящей организации не могут быть осуществлены за счет средств, получаемых от реализации электрической энергии в рамках предельных тарифов, энергопроизводящая организация применяет для реализации инвестиционной программы индивидуальный тариф, при условии утверждения уполномоченным органом технического задания и заключения инвестиционного договора в соответствии с пунктами 4-7 настоящих Правил.
      30. Энергопроизводящей организации, осуществляющей инвестиционные обязательства в рамках расчетного тарифа, повторного представления в государственный орган инвестиционной программы и инвестиционного договора не требуется.
      31. Энергопроизводящая организация применяет индивидуальный тариф на любой стадии реализации инвестиционной программы на основании решения государственного органа, принимаемого с учетом параметров инвестиционной программы и проектно-сметной документации.
      32. Для утверждения индивидуального тарифа в период реализации инвестиционной программы (вложения средств) энергопроизводящая организация подает в государственный орган заявку, к которой прилагаются:
      1) утвержденное техническое задание;
      2) технико-экономическое обоснование инвестиционной программы;
      3) инвестиционная программа;
      4) проект инвестиционного договора;
      5) расчеты затрат на топливо, сырье и материалы, заработную плату, текущий ремонт, не приводящий к увеличению стоимости основных средств, налоговых и экологических платежей, амортизационных отчислений, других затрат, относящихся непосредственно к производству электрической энергии с приложением обосновывающих материалов;
      6) расчет прибыли, обеспечивающей возврат инвестиций в сроки, установленные в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы, с приложением обосновывающих материалов.
      33. Для утверждения индивидуального тарифа после ввода объектов в эксплуатацию энергопроизводящая организация подает в государственный орган заявку, к которой прилагаются:
      1) инвестиционная программа;
      2) проект инвестиционного договора;
      3) утвержденное техническое задание;
      4) информация о фактически осуществленных инвестициях с приложением подтверждающих материалов;
      5) копии актов ввода объектов в эксплуатацию;
      6) расчеты затрат на топливо, сырье и материалы, заработную плату, текущий ремонт, не приводящих к увеличению стоимости основных средств, налоговых и экологических платежей, амортизационных отчислений, других затрат, относящихся непосредственно к производству электрической энергии с приложением обосновывающих материалов;
      7) расчет прибыли, обеспечивающей возврат инвестиций в сроки, установленные в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы, с приложением обосновывающих материалов;
      8) копия учетной политики;
      9) расчет расходов на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным для реализации инвестиционной программы с приложением обосновывающих материалов.
      34. На основании инвестиционной программы энергопроизводящая организация заключает инвестиционный договор с уполномоченным органом и государственным органом.
      35. К расчетам и обосновывающим материалам, предоставляемым на утверждение индивидуального тарифа, предъявляются следующие требования:
      1) подтверждающие документы прошиваются и подписываются руководителем энергопроизводящей организации, а финансовые документы - руководителем и главным бухгалтером;
      2) с целью исключения влияния сезонных колебаний объемов на тарифы в обоснование принимаются данные в расчете на год;
      3) информация, составляющая коммерческую тайну, представляется с пометкой «коммерческая тайна» и направляется в отдельной обложке, вместе с пакетом информации (документов) для рассмотрения заявки на утверждение индивидуального тарифа.
      Коммерческая тайна в составе информации не служит основанием отказа в ее предоставлении в государственный орган, при этом заинтересованные лица при предоставлении информации указывают исчерпывающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, либо прикладывают копию акта заинтересованного лица об утверждении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну.
      36. В соответствии с пунктом 6 статьи 12-1 Закона величина индивидуального тарифа не принимает значения ниже расчетного тарифа при выполнении энергопроизводящей организацией обязательств по вводу мощностей, предусмотренных инвестиционным договором.
      37. Индивидуальный тариф утверждается выше расчетного тарифа в случае увеличения стоимости инвестиционной программы. При этом увеличение стоимости инвестиционной программы согласуется с уполномоченным органом и государственным органом.
      38. При формировании индивидуальных тарифов используется затратный механизм ценообразования. При этом учитываются затраты, относящиеся непосредственно к производству электрической энергии и соответствующие стандартам бухгалтерского учета.
      39. Выделяемая энергопроизводящей организации субсидия из средств государственного бюджета учитывается в уменьшение затратной части индивидуального тарифа, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части тарифа.
      40. Формирование индивидуальных тарифов осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). В случае отсутствия у энергопроизводящей организации раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг), затраты, энергопроизводящих организаций рассчитываются по видам реализуемых товаров (работ, услуг) на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности энергопроизводящих организаций, реализующих товары (работы, услуги), по удельному весу доходов от реализации (объемов производства, затрат на оплату труда производственного персонала) в общих затратах энергопроизводящей организации.
      41. При формировании индивидуального тарифа учитываются:
      1) материальные расходы, входящие в себестоимость, определяются исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры), и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы продукции и (или) годовых норм материальных ресурсов;
      2) расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании индивидуального тарифа;
      3) амортизационные отчисления определяются с использованием метода, предусмотренного учетной политикой энергопроизводящей организации, и направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, и реализацию инвестиционных проектов;
      4) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта при наличии документов, подтверждающих условия финансирования потенциальных поставщиков услуг;
      5) другие расходы, непосредственно относящиеся к производству электроэнергии, а также подтвержденные обосновывающими материалами (договоры, счета-фактуры, финансовые и другие документы).
      42. При определении уровня прибыли, включаемого при формировании индивидуального тарифа, учитываются средства, необходимые для эффективного функционирования и развития энергопроизводящей организации.
      43. При формировании индивидуального тарифа в себестоимости не учитываются следующие расходы:
      1) амортизационные отчисления основных средств, не используемых при производстве электрической энергии;
      2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
      3) безнадежные долги;
      4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки;
      5) штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
      6) убытки от хищений;
      7) на содержание не задействованных в производстве обслуживающих хозяйств и участков (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг организациям общественного питания и так далее);
      8) на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций, учебных заведений, за исключением профессионально-технических училищ;
      9) на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
      10) на погашение ссуд (включая беспроцентные), полученных работниками организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
      11) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, концертов и других);
      12) на благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
      13) на оказание спонсорской помощи;
      14) на потери от брака;
      15) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала энергопроизводящей организации, за исключением вахтовой организации производства;
      16) на приобретение подарков на юбилейные даты или выдаваемые в виде поощрения работникам;
      17) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачи товарно-материальных ценностей и запасы на складах, другие непроизводительные расходы;
      18) не относящиеся непосредственно к производству электрической энергии, а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договоры, счета-фактуры, финансовые и другие документы).
      44. По собственному решению государственный орган при рассмотрении заявки на утверждение индивидуального тарифа проводит сравнительный анализ:
      применяемых энергопроизводящей организацией норм расхода сырья, материалов топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы продукции и (или) годовых норм материальных ресурсов путем сравнения с соответствующими отраслевыми нормами или нормами, применяемыми другими энергопроизводящими организациями;
      расходов на оплату труда персонала энергопроизводящей организацией с затратами на оплату труда других энергопроизводящих организаций;
      других расходов, оказывающих существенное влияние на увеличение цены на электрическую энергию.
      45. Государственный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на утверждение индивидуального тарифа проверяет полноту предоставленных материалов и в письменном виде уведомляет энергопроизводящую организацию о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии заявки к рассмотрению с приведением причин отказа.
      Причинами отказа в принятии заявки энергопроизводящей организации на утверждение индивидуального тарифа к рассмотрению являются:
      1) непредставление документов, указанных в пунктах 32,  33настоящих Правил;
      2) несоответствие предоставленных документов пункту 35 настоящих Правил;
      3) предоставление документов, содержащих недостоверную информацию.
      46. Заявка на утверждение индивидуального тарифа рассматривается государственным органом в течение 30 календарных дней.
      47. Государственный орган проводит экспертизу проектов индивидуальных тарифов на основе анализа предоставленных энергопроизводящей организацией с заявкой на утверждение индивидуального тарифа обосновывающих документов и расчетов, а также сравнительного анализа показателей деятельности энергопроизводящих организаций, занимающихся аналогичным видом деятельности.
      48. В соответствии с подпунктом 9) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях» государственный орган по собственному решению запрашивает у энергопроизводящей организации дополнительную информацию о ее деятельности, с указанием сроков ее предоставления.
      При этом, срок рассмотрения заявки приостанавливается до получения запрашиваемой информации.
      Продление срока рассмотрения не превышает 30 календарных дней.
      Сноска. Пункт 48 в редакции приказа Министра энергетики РК от 31.05.2016 № 228 (порядок введения в действие см. п. 4).
      49. Государственный орган по результатам проведенной экспертизы принимает решение об утверждении или отказе в утверждении индивидуального тарифа.
      50. Решение государственного органа об утверждении индивидуального тарифа оформляется приказом государственного органа и направляется энергопроизводящей организации, копия приказа направляется в уполномоченный орган.
      51. Индивидуальный тариф изменяется в случае корректировки действующей инвестиционной программы или реализацией новой инвестиционной программы.
      52. Корректировка индивидуального тарифа производится после принятия решения государственным органом об утверждении индивидуального тарифа и заключении дополнительного соглашения к инвестиционному договору.
      53. Введение в действие индивидуального тарифа осуществляется со дня утверждения индивидуального тарифа.