В соответствии с подпунктом 42) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и функционирования рынка электрической мощности.
2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 5 Правил, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Министр энергетики | |
Республики Казахстан | В. Школьник |
Утверждены приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 152 |
Правила
организации и функционирования рынка электрической мощности
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и функционирования рынка электрической мощности (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее - Закон), и определяют порядок организации и функционирования рынка электрической мощности.
2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия и определения:
1) аттестация электрической мощности генерирующих установок – мероприятия, проводимые Системным оператором и направленные на определение аттестованной мощности и значений технических параметров генерирующих установок (как существующих, так и вновь введенных в эксплуатацию);
2) аттестованная мощность - электрическая мощность в мегаваттах (МВт), которой располагает энергопроизводящая организация, промышленный комплекс или организация, определенная по результатам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, и в соответствии с которой энергопроизводящая организация, промышленный комплекс или организация, определенная по результатам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, имеет техническую возможность длительно вырабатывать электрическую энергию, исчисляемая как среднеарифметическое среднечасовых значений отпуска в сеть за время фиксации величины электрической мощности отпуска в сеть, указанное в заявке на проведение аттестации;
3) ведомость технологических минимумов – документ, составляемый Системным оператором на каждые сутки в котором отражаются величины технологических минимумов генерирующих установок, участвующих в рынке электрической мощности, с учетом необходимой тепловой нагрузки и заданных расходов воды;
4) генерирующая установка – энергоблок на блочной электрической станции или генератор на других электрических станциях, осуществляющий выработку электрической энергии;
5) график проведения централизованных торгов услугами по поддержанию готовности электрической мощности - расписание с указанием даты, времени начала и окончания проведения централизованных торгов услугами по поддержанию готовности электрической мощности;
6) контрольные часы - период с 17-00 до 23-00 часов (время Астаны);
7) прогнозный спрос электрической мощности - разработанный Системным оператором документ, определяющий прогнозные величины максимального в году потребления электрической мощности субъектов оптового рынка электрической энергии и необходимые резервы электрической мощности единой электроэнергетической системы Казахстана;
8) промышленный комплекс – организация, имеющая в своем составе электрические станции, не являющиеся отдельными юридическими лицами, выработка электрической энергии на которых осуществляется с целью потребления предприятиями и объединениями, входящими в состав данного промышленного комплекса, а также для реализации на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии;
9) скорость увеличения электрической мощности – среднеарифметическая за период указанный в заявке на проведение аттестации скорость увеличения электрической мощности генерирующих установок от значения технического минимума до максимального значения электрической мощности генерирующих установок, которую генерирующие установки вырабатывают длительно;
10) скорость уменьшения электрической мощности – среднеарифметическая за период, указанный в заявке на проведение аттестации, скорость уменьшения электрической мощности генерирующих установок от максимального значения электрической мощности генерирующих установок, которую генерирующие установки вырабатывают длительно, до значения технического минимума;
11) тестовая команда – распоряжение Системного оператора на изменение генерации в целях подтверждения технической готовности к несению электрической нагрузки;
12) технические параметры генерирующих установок – технологический минимум генерирующих установок, в МВт, скорость увеличения и уменьшения электрической мощности в МВт/мин;
13) технологический минимум генерирующих установок – минимальная мощность генерации генерирующих установок, установленная на основании их паспортных данных; для электростанций, работающих по теплофикационному режиму, технологический минимум генерирующих установок устанавливается в соответствии с требованиями по обеспечению тепловой нагрузки, для гидроэлектростанций – в объеме, обеспечивающем заданные уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения расходы воды;
14) уполномоченный орган – уполномоченный орган в сфере электроэнергетики.
Иные понятия и определения, использованные в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики.
2. Порядок организации и функционирования
рынка электрической мощности
Параграф 1. Общие положения
Примечание РЦПИ!
Пункт 3 вводится в действие с 01.01.2019.
3. Энергоснабжающие, энергопередающие организации и потребители, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии, участвуют в рынке электрической мощности в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона.
4. К поставщику услуг по поддержанию готовности электрической мощности (далее – поставщик) относятся энергопроизводящая организация и промышленный комплекс, для которых уполномоченным органом установлен предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, а также организация, определенная по результатам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
Примечание РЦПИ!Пункт 5 вводится в действие с 01.01.2019.
5. Поставщики осуществляют реализацию услуги по поддержанию готовности электрической мощности в соответствии с подпунктом 10) пункта 3 статьи 12 Закона.
6. Системный оператор осуществляет покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности на основании договоров об оказании услуги по поддержанию готовности электрической мощности, заключенных:
1) по цене и в объеме, определенные по итогам централизованных торгов, организуемых и проводимых оператором рынка централизованной торговли со сроком поставки на один календарный год;
2) по цене, в объеме и на сроки, определенные уполномоченным органом для генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе.
7. Организация и проведение централизованных торгов услугами по поддержанию готовности электрической мощности осуществляется оператором рынка на основании договора по обеспечению готовности, организации и проведению торгов услугами по поддержанию готовности электрической мощности между оператором рынка централизованной торговли, поставщиками и Системным оператором.
8. Системный оператор оказывает услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки энергоснабжающим, энергопередающим организациям, потребителям электрической энергии - субъектам оптового рынка в соответствии с заключенными договорами.
Параграф 2. Участие поставщиков в рынке электрической мощности
9. Поставщики реализовывают на рынке электрической мощности Системному оператору услуги по поддержанию готовности электрической мощности в объеме не более величины аттестованной электрической мощности генерирующих установок за вычетом максимальной мощности собственного потребления объектов, входящих в их состав, с учетом резервирования электрической мощности потребления в соответствии с коэффициентом резервирования, указанным в пункте 67 настоящих Правил, максимальной мощности поставок электрической энергии за пределы Республики Казахстан, в том числе через энергоснабжающие организации.
10. В рамках заключенных с Системным оператором договоров на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности поставщики осуществляют:
1) поддержание в постоянной готовности электрической мощности генерирующих установок;
2) изменение генерации по тестовой команде диспетчера Системного оператора в пределах суммарной величины поддержания готовности электрической мощности в целях подтверждения технической готовности к несению нагрузки;
3) ежедневное формирование и подачу заявок на участие в регулировании на повышение и на понижение на балансирующем рынке электрической энергии;
4) поддержание в постоянной готовности систем общего первичного регулирования частоты в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики.
11. В договорах на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности между поставщиками и Системным оператором указываются следующие основные параметры:
1) договорной объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности;
2) максимальная мощность собственного потребления объектов, входящих в состав поставщика, с учетом резервирования электрической мощности потребления в соответствии с коэффициентом резервирования, указанным в пункте 67 настоящих Правил;
3) максимальная электрическая мощность поставок за пределы Республики Казахстан;
4) суммарная величина поддержания готовности электрической мощности, определенная как сумма параметров, указанных в подпунктах 1)–3) пункта 11 настоящих Правил.
12. Договорной объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности устанавливается:
1) по итогам централизованных торгов услугами по поддержанию готовности электрической мощности;
2) в объеме, определенном уполномоченным органом для генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе. При этом, по результатам аттестации электрической мощности таких генерирующих установок договорной объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности корректируется.
13. В случае превышения установленных договором на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности параметров, указанных в подпункте 2) пункта 11 настоящих Правил, фактический объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности, оказанных поставщиком Системному оператору за расчетный период (календарный месяц), уменьшается на суммарную величину превышения с учетом коэффициентов, указанных в пунктах 37-40 настоящих Правил.
14. Фактические значения параметров, указанных в подпункте 2) пункта 11 настоящих Правил, за расчетный период (календарный месяц) рассчитываются в соответствии с порядком, установленным пунктом 34 настоящих Правил.
15. Поставки электрической энергии за пределы Республики Казахстан поставщиком осуществляются в пределах максимальной мощности поставок, установленной договором на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности.
16. Поставщики, в целях подтверждения технической готовности к несению нагрузки, производят изменение генерации по тестовой команде диспетчера Системного оператора в пределах суммарной величины поддержания готовности электрической мощности. Для генерирующих единиц мощности, работающих по теплофикационному режиму, диспетчер Системного оператора подает тестовые команды в пределах величин, указанных в ведомости технологических минимумов, для генерирующих единиц мощности гидроэлектростанций - в объеме, обеспечивающем заданные расходы воды. Электрическая энергия, дополнительно выработанная в процессе исполнения команд Системного оператора, финансово урегулируется на балансирующем рынке электрической энергии.
17. В случае невыполнения поставщиком тестовых команд диспетчера Системного оператора на изменение генерации, величина фактически оказанной услуги по поддержанию готовности электрической мощности за расчетный месяц снижается:
1) при однократном невыполнении тестовой команды, величина оказанной услуги снижается на 10 (десять) процентов от договорного объема;
2) при двукратном невыполнении тестовой команды - снижение на 20 (двадцать) процентов;
3) свыше двух тестовых команд - снижение на 30 (тридцать) процентов.
18. Невыполнением тестовой команды диспетчера Системного оператора на изменение генерации является недостижение суммарной величины поддержания готовности электрической мощности, установленной договором на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности или технологического минимума, а также снижение технических параметров по скорости загрузки (разгрузки) по мощности на величину более чем на 5 (пять) процентов.
19. Интервал между тестовыми командами диспетчера Системного оператора на изменение генерации с целью подтверждения технической готовности к несению нагрузки составляет не менее 24 (двадцать четыре) часов.
20. При аварийных и внеплановых ремонтах генерирующих установок либо другого оборудования, повлекших за собой вывод в ремонт, а также в состояние вне резерва основного оборудования генерирующих установок, к договорному объему услуг по поддержанию готовности электрической мощности за расчетный период, применяется коэффициент аварийности, рассчитываемый по следующей формуле:
Кав= 1 - (Чмес*N - ЧАР)/ Чмес*N,
где:
Чмес– количество часов в расчетном месяце;
N – количество генерирующих единиц мощности;
ЧАР – фактическое количество часов простоя основного оборудования генерирующих единиц мощности в аварийном, внеплановом ремонте и в состоянии вне резерва, а также в плановом ремонте сверх установленной пунктом 21 настоящих Правил величины.
21. Для целей расчета коэффициента аварийности максимальное количество дней нахождения генерирующей единицы мощности в плановом ремонте устанавливается в размере 180 (сто восемьдесят) календарных дней.
22. При поставках поставщиком электрической энергии на оптовый рынок среднечасовой мощностью ниже суммарной величины поддержания готовности электрической мощности, установленной договором на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, на оставшуюся часть электрической мощности, за вычетом мощности генерирующих установок, находящихся в плановом, внеплановом, аварийном ремонте или в состоянии вне резерва, поставщик ежедневно формирует и подает заявку на участие в регулировании на повышение на балансирующем рынке в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики. Данная норма не распространяется на генерирующие единицы мощности, работающие по теплофикационному режиму.
23. Поставщик ежедневно формирует и подает заявку на участие в регулировании на понижение на каждый час операционных суток на балансирующем рынке до величины, соответствующей величине технологического минимума генерирующих установок, указанной в ведомости технологических минимумов, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики.
24. В случае, если поставщик услуги по поддержанию готовности электрической мощности не подал заявку на участие в регулировании, либо подал заявку на участие в регулировании не в полном объеме, фактический объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности за расчетный период подлежит уменьшению на величину, определенную в следующем порядке:
1) рассчитывается понижающий коэффициент участия в регулировании на повышение, рассчитываемый по следующей формуле:
Кбрегвв= 1 – (Чмес - Чбрегвв)/ Чмес,
где:
Чмес - количество часов в расчетном месяце;
Чбрегвв – количество часов в расчетном месяце, когда заявка на участие в регулировании на повышение отсутствовала, либо была подана в неполном объеме;
2) рассчитывается понижающий коэффициент участия в регулировании на понижение, рассчитываемый по следующей формуле:
Кбрегвн = 1 - (Чмес - Чбрегвв)/Чмес,
где:
Чмес - количество часов в расчетном месяце;
Чбрегвн – количество часов в расчетном месяце, когда заявка на участие в регулировании на понижение отсутствовала, либо была подана в неполном объеме;
3) к договорному объему услуг по поддержанию готовности электрической мощности применяется наибольший из рассчитанных понижающих коэффициентов участия в регулировании.
25. Фактический объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности за расчетный период определяется как договорной объем услуг, определенный в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил за вычетом величин, рассчитанных в соответствии с пунктами 13 и 24 настоящих Правил, и наибольшей из величин, рассчитанных в соответствии с пунктами 17 и 20 настоящих Правил. В случае отрицательного значения фактического объема услуг по поддержанию готовности электрической мощности за расчетный период, фактический объем услуг приравнивается к нулю.
Параграф 3. Участие потребителей услуг по
обеспечению готовности электрической мощности к несению
нагрузки в рынке электрической мощности
26. Потребителями услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки (далее – потребители услуг) являются потребители, промышленные комплексы, энергоснабжающие и энергопередающие организации, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии. Потребители услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки подлежат регистрации в перечне потребителей услуг, формируемом Системным оператором.
27. Потребители услуг осуществляют покупку услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки в соответствии с договором, заключаемым с Системным оператором.
28. В рамках заключенных с Системным оператором договоров на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки потребители услуг осуществляют:
1) ежегодное планирование и предоставление Системному оператору прогнозных объемов максимальной величины электрической мощности потребления для формирования прогнозного спроса на электрическую мощность;
2) ежемесячную фиксацию фактической максимальной величины электрической мощности потребления за календарный месяц;
3) своевременную оплату Системному оператору услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
29. Договором, заключаемым между Системным оператором и потребителями услуг, устанавливается договорной объем услуг в объеме равном наибольшей в году величине максимальной электрической мощности суммарного потребления по линиям всех классов напряжений. Изменение договорного объема услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки в сторону уменьшения не допускается.
30. При необходимости, потребители услуг подают Системному оператору заявку на увеличение договорного объема услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до начала расчетного месяца. Системный оператор не осуществляет дополнительную покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности.
31. Договорной объем услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки в договорах, заключаемых с потребителями услуг, не учтенными в прогнозном спросе на электрическую мощность, устанавливается в соответствии с заявкой субъекта оптового рынка.
32. Покупка электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии субъектом оптового рынка осуществляется в пределах максимальной величины электрической мощности потребления, предусмотренной договором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
33. Потребители услуг осуществляют планирование и предоставление Системному оператору прогнозных объемов максимальной величины электрической мощности потребления в порядке, предусмотренном в главе 7 настоящих Правил.
34. Фактическая максимальная величина электрической мощности потребления рассчитывается за календарный месяц как среднее арифметическое среднечасовых значений мощности потребления в рабочие дни в контрольные часы.
35. Фактическая максимальная электрическая мощность потребления электрической энергии энергопередающей организацией за календарный месяц рассчитывается как среднемесячное значение мощности потребления электрической энергии для покрытия потерь электрической энергии в собственных сетях и на хозяйственные нужды.
36. Фактическая максимальная электрическая мощность потребления электрической энергии промышленным комплексом за календарный месяц рассчитывается как среднее арифметическое среднечасовых значений разности между мощностью потребления электрической энергии промышленным комплексом и мощностью отпуска в сеть электрической энергии генерирующими установками промышленного комплекса, уменьшенной на величину резервирования электрической мощности генерации в соответствии с коэффициентом резервирования, указанным в пункте 67 настоящих Правил, в рабочие дни в контрольные часы.
37. При не превышении или превышении фактической максимальной величины электрической мощности потребления над величиной, установленной договором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки на величину до 5 (пять) процентов включительно, за фактический объем услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки за расчетный период (календарный месяц) принимается договорной объем услуг.
38. В случае превышения на величину от 5,01 (пять целых и одна сотая) процента до 10 (десять) процентов включительно фактической максимальной величины электрической мощности потребления над величиной, установленной договором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, фактический объем услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки за расчетный период (календарный месяц) определяется как произведение договорного объема услуг и повышающего коэффициента, равного 1,1 (одна целая и одна десятая).
39. В случае превышения на величину от 10,01 (десять целых и одна сотая) процента до 20 (двадцать) процентов включительно фактической максимальной величины электрической мощности потребления над величиной, установленной договором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, фактический объем услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки за расчетный период (календарный месяц) определяется как произведение договорного объема услуг и повышающего коэффициента равного 1,2 (одна целая и две десятых).
40. В случае превышения на величину свыше 20 (двадцать) процентов фактической максимальной величины электрической мощности потребления над величиной, установленной договором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, фактический объем услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки за расчетный период (календарный месяц) определяется как произведение договорного объема услуг и повышающего коэффициента равного 1,5 (одна целая и пять десятых).
Параграф 4. Участие Системного оператора
в рынке электрической мощности
41. Системный оператор на рынке электрической мощности осуществляет следующие функции:
1) составляет прогнозные балансы электрической мощности на семилетний период;
2) определяет технические требования к поставщикам;
3) формирует прогнозный спрос на электрическую мощность на предстоящий и последующий годы;
4) разрабатывает и утверждает регламент, определяющий порядок аттестации электрической мощности генерирующих установок поставщиков;
5) проводит аттестацию электрической мощности генерирующих установок поставщиков;
6) осуществляет покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности;
7) осуществляет постоянный мониторинг технической готовности генерирующих установок к несению нагрузки;
8) формирует ведомость технологических минимумов;
9) формирует перечень потребителей услуг;
10) осуществляет оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
11) рассчитывает значения фактических объемов услуг, предусмотренных настоящими Правилами, по договорам, заключенных с поставщиками услуг по поддержанию готовности электрической мощности и потребителями услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
42. Целевой объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности, закупаемых Системным оператором на централизованных торгах на предстоящий год, определяется по следующей формуле:
Vкуп = Vпотр + Vрез + Vпотери – Vтен,
где:
Vпотр – суммарная максимальная электрическая мощность потребления электрической энергии субъектов оптового рынка электрической энергии, предусмотренная прогнозным спросом на электрическую мощность на предстоящий год;
Vрез– величина резерва электрической мощности, предусмотренная прогнозным спросом на электрическую мощность на предстоящий год и определяемая в соответствии с пунктом 67 настоящих Правил;
Vпотери – максимальная в году среднемесячная электрическая мощность потребления электрической энергии для компенсации технологического расхода, на собственные и хозяйственный нужды Национальной электрической сети на предстоящий год;
Vтен– объем покупки Системным оператором услуг по поддержанию готовности электрической мощности на предстоящий год, определенный договорами на покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых и (или) введенных в эксплуатацию на тендерной основе не позднее 1 января предстоящего года.
43. Системный оператор осуществляет покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности на централизованных торгах на предстоящий год в объеме меньше установленного пунктом 42 настоящих Правил в случаях, когда суммарный объем услуг по поддержанию готовности электрической мощности в допущенных к торгам заявках ниже необходимого объема покупки услуг, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил.
44. Системный оператор закупает услуги по поддержанию готовности электрической мощности в разбивке по зонам единой электроэнергетической системы Казахстана с учетом имеющейся пропускной способности электрической сети, а также условий обеспечения надежности.
45. Системный оператор определяет минимальные значения скоростей увеличения и уменьшения электрической мощности генерирующих установок поставщикам услуг.
46. Системный оператор формирует на каждые сутки ведомость технологических минимумов с отражением величин технологических минимумов генерирующих установок, участвующих в рынке электрической мощности, с учетом необходимой тепловой нагрузки и заданных расходов воды. Величина технологического минимума устанавливается на основании паспортных данных генерирующих установок. Для электростанций, работающих по теплофикационному режиму, технологический минимум генерирующих установок устанавливается в соответствии с требованиями по обеспечению тепловой нагрузки, устанавливаемыми местными исполнительными органами, для гидроэлектростанций – на основании паспортных данных генерирующих установок с учетом обеспечения установленных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения расходов воды.
47. Системный оператор оказывает услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки на основании договоров с потребителями услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
48. Расходы Системного оператора на покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности возмещаются через тариф на услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере естественных монополий.
Сноска. Пункт 48 в редакции приказа Министра энергетики РК от 14.06.2017 № 200 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).49. Системный оператор в целях подтверждения технической готовности к несению нагрузки осуществляет мониторинг фактического наличия электрической мощности, готовой к несению нагрузки, путем подачи тестовых команд поставщикам на увеличение генерации до величины, определенной договором на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, а также на снижение мощности до технологического минимума с учетом электрической мощности оборудования, выведенного в плановый ремонт, в соответствии с согласованным графиком ремонтов.
50. Количество тестовых команд Системного оператора на изменение генерации поставщику не может превышать трех раз в течение календарного месяца. Период фиксации величины электрической мощности, готовой к несению нагрузки определяется регламентом, утверждаемым Системным оператором.
51. Финансовое урегулирование дополнительно произведенной по команде Системного оператора электрической энергии осуществляется на балансирующем рынке электрической энергии в соответствии с заявкой поставщика на участие в регулировании.
52. Ежегодно до 1 мая Системный оператор формирует и публикует на официальном интернет-ресурсе перечень потребителей услуг. На первоначальном этапе Системный оператор регистрирует в указанном перечне всех субъектов оптового рынка, осуществляющих по состоянию на 1 мая 2015 года покупку электроэнергии, как для собственного потребления, так и с целью энергоснабжения.
53. Системный оператор осуществляет мониторинг и включение в перечень потребителей услуг субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих покупку электрической энергии, в том числе в целях энергоснабжения, и получивших доступ на оптовый рынок.
54. Системный оператор ежегодно до 1 января помещает в перечень потребителей услуг информацию о наличии у субъекта оптового рынка договора на оказание услуги по обеспечению готовности.
Параграф 5. Формирования прогнозного
спроса на электрическую мощность
55. Системный оператор ежегодно формирует прогнозный спрос на электрическую мощность на предстоящий и последующий год на основании прогнозных заявок потребителей услуг.
56. Прогнозные заявки на предстоящий год направляются потребителями услуг Системному оператору не позднее 1 августа года, предшествующего расчетному.
57. Прогнозная заявка потребителя и энергоснабжающей организации включает в себя:
1) фактические максимальные величины электрической мощности потребления по месяцам текущего и предшествующего года, включая потребление на розничном рынке электрической энергии, с учетом динамики изменения за предыдущие годы, рассчитанные в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил;
2) прогнозные максимальные величины электрической мощности потребления по месяцам с учетом динамики изменения за предыдущие годы, на предстоящий год с учетом потребления на розничном рынке электрической энергии, рассчитанные в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил.
58. Прогнозная заявка промышленного комплекса включает в себя:
1) фактические максимальные величины электрической мощности потребления по месяцам текущего и предшествующего года, рассчитанные в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил;
2) прогнозные максимальные величины электрической мощности потребления по месяцам, рассчитанные в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил, на предстоящий год.
59. Прогнозная заявка энергопередающей организации включает в себя:
1) фактические максимальные величины электрической мощности потребления по месяцам текущего и предшествующего года, рассчитанные в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил;
2) прогнозные максимальные величины электрической мощности потребления по месяцам с учетом динамики изменения за предыдущие годы, рассчитанные в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.
60. Фактические максимальные величины электрической мощности потребления за текущий и предшествующий год и прогнозные, указанные в прогнозной заявке, подтверждаются и подписываются уполномоченными представителями субъекта оптового рынка и Системного оператора.
61. Прогнозная максимальная величина электрической мощности потребления рассчитывается с учетом динамики ее изменения за предыдущие годы.
62. В случае, если прогнозная максимальная величина электрической мощности потребления на предстоящий год, указанная в прогнозной заявке меньше, чем фактическая максимальная величина электрической мощности потребления за текущий или предшествующий год, субъект оптового рынка предоставляет Системному оператору расчеты с обоснованием величины снижения.
63. В случае не предоставления либо несвоевременного предоставления субъектом оптового рынка электрической энергии прогнозной заявки, Системный оператор принимает в качестве прогнозной последнее предоставленное субъектом значение максимальной величины электрической мощности потребления для такого субъекта оптового рынка электрической энергии. При полном отсутствии информации о прогнозной величине максимальной электрической мощности потребления субъекта оптового рынка электрической энергии в качестве прогнозного значения максимальной электрической мощности потребления принимается 0 (ноль).
64. В прогнозном спросе на электрическую мощность электрической мощности отдельно учитывается максимальная в году среднемесячная электрическая мощность потребления электрической энергии для компенсации технологического расхода и на собственные и хозяйственный нужды Национальной электрической сети.
65. Системный оператор формирует Прогнозный спрос на электрическую мощность электрической мощности на предстоящий год на основании прогнозных заявок субъектов оптового рынка, с учетом необходимой величины резерва электрической мощности.
66. Прогнозный спрос на электрическую мощность на последующий год формируется Системным оператором на основании данных прогнозного спроса на электрическую мощность на предстоящий год с учетом прироста потребления.
67. Величина резерва электрической мощности устанавливается в размере 17 (семнадцать) процентов от суммарной максимальной электрической мощности потребления электрической энергии субъектов оптового рынка электрической энергии с учетом среднегодовой электрической мощности потребления электрической энергии для компенсации технологического расхода, на собственные и хозяйственный нужды Национальной электрической сети, предусмотренных прогнозным спросом на электрическую мощность.
68. Данные прогнозного спроса на электрическую мощность учитываются при составлении прогнозных балансов электрической энергии и мощности.
Параграф 6. Порядок организации и проведения
централизованных торгов услугами по поддержанию готовности
электрической мощности
69. Централизованные торги услугами по поддержанию готовности электрической мощности к несению нагрузки (далее – торги) проводятся в форме одностороннего аукциона. Участниками торгов являются поставщики и Системный оператор.
70. Торги проводятся в соответствие с графиком проведения торгов, размещаемом на интернет-ресурсе оператора рынка централизованной торговли.
71. Торги проводятся дистанционно с использованием сети Интернет на интернет-ресурсе торговой системы оператора рынка централизованной торговли.
72. Торги проводятся со сроком поставки на год.
73. По инициативе Системного оператора, в случаях незапланированного увеличения максимальной мощности потребления и (или) аварийного выбытия генерирующих установок, проводятся дополнительные торги со сроком поставки месяц.
74. Участники торгов допускаются к торгам при соблюдении ими следующих условий:
1) наличие заключенного договора по обеспечению готовности, организации и проведению торгов услугами по поддержанию готовности электрической мощности к несению нагрузки;
2) наличие регистрации участника торгов в торговой системе оператора рынка централизованной торговли с заполнением заявления на регистрацию в торговой системе и регистрационных карт участника торгов в двух экземплярах по форме, разработанной оператором рынка централизованной торговли;
3) выполнение требований, предусмотренных настоящими Правилами.
75. Услуги оператора рынка централизованной торговли оплачиваются участниками торгов по тарифу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
76. В целях осуществления организации и проведения торгов оператор рынка централизованной торговли:
1) обеспечивает функционирование рынка централизованной торговли;
2) обеспечивает участникам торгов равные условия доступа на рынок централизованной торговли;
3) разрабатывает методические указания по проведению торгов;
4) поддерживает торговую систему в постоянной готовности к проведению торгов;
5) определяет соответствие участников торгов требованиям, предусмотренных настоящей главой;
6) формирует и утверждает график проведения торгов;
7) информирует участников торгов о предстоящих торгах путем размещения информации на веб-сайте торговой системы не менее чем за 7 дней до начала торгов;
8) проводит инструктаж операторов торгов по работе в торговой системе;
9) взаимодействует с Системным оператором по вопросам, связанным с организацией и проведением торгов;
10) осуществляет формирование реестра заключенных на торгах сделок.
77. Для участия в торгах участники торгов выполняют следующие требования:
1) оборудуют рабочее место оператора торгов техническими и программными средствами, позволяющими работать с базой данных торговой системы;
2) предоставляют оператору рынка централизованной торговли список уполномоченных лиц - операторов торгов, прошедших инструктаж у оператора рынка централизованной торговли по работе в торговой системе.
78. Для участия в торгах поставщик подает оператору рынка централизованной торговли заявку на поставку услуг по поддержанию готовности электрической мощности (далее – заявка на продажу).
79. Заявка на продажу включает в себя:
1) величину аттестованной мощности (МВт);
2) наименование участника торгов;
3) вид заявки (на продажу);
4) цену услуги по поддержанию готовности электрической мощности, указанную в национальной валюте Республики Казахстан и не превышающую предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;
5) период поставки услуг по поддержанию готовности электрической мощности с указанием сроков начала и окончания поставки;
6) фамилию и инициалы руководителя или ответственного лица, подписавшего заявку;
7) реквизиты поставщика (телефон, факс, адрес электронной почты).
80. Поставщики, имеющие в своем составе более одной электростанции, подают отдельные заявки на продажу по каждой электростанции.
81. Подача заявок на продажу осуществляется с использованием сети Интернет. В случае отсутствия доступа к сети Интернет, подача заявок осуществляется с использованием факсимильной связи. Заявки на продажу, подаваемые посредством факсимильной связи, подписываются уполномоченным лицом поставщика и заверяются печатью поставщика.
82. Поставщик, до окончания времени приема заявок на продажу, может изменить ранее поданную заявку на продажу или аннулировать ее путем подачи новой заявки на продажу.
83. Заявки на продажу принимаются после получения оператором рынка централизованной торговли от Системного оператора перечня аттестованных поставщиков.
84. Заявки на продажу, не соответствующие актам аттестации электрической мощности генерирующих установок, не принимаются.
85. Из заявок на продажу оператор рынка централизованной торговли составляет ранжированные графики предложения услуг по поддержанию готовности электрической мощности.
86. Заявка Системного оператора на покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности удовлетворяется за счет имеющихся заявок на продажу в порядке возрастания цены на услугу по поддержанию готовности электрической мощности. Процесс продолжается до полного удовлетворения объема заявки Системного оператора на покупку.
87. По результатам проведенного аукциона оператор рынка централизованной торговли определяет список участников торгов, чьи заявки вошли в объем купленных (проданных) услуг по поддержанию готовности электрической мощности и формирует реестр заключенных на торгах сделок.
88. Сделки на торгах совершаются по ценам, указанным в заявках на продажу.
89. Проведение торгов приостанавливаются в случае наступления одного из следующих обстоятельств:
1) технические неполадки на серверном оборудовании или сбои в электронной системе, приведшие к неработоспособности торговой системы;
2) технические неполадки оборудования или каналов связи сети интернет, приведшие к невозможности доступа к торговой системе;
3) длительный (более 2 часов) перерыв в электроснабжении торгового зала и (или) серверного оборудования торговой системы.
90. При невозможности проведения торгов, оператор рынка централизованной торговли оперативно информирует участников торгов через доступные технические средства связи.
Параграф 7. Договоры на рынке электрической мощности
91. Регламенты и процедуры взаимодействия между участниками на рынке электрической мощности определяются:
1) договором на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключаемым Системным оператором с поставщиком;
2) договором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, заключаемым Системным оператором с потребителями услуг;
3) договором участия на торгах, заключаемым между оператором рынка централизованной торговли, Системным оператором и поставщиками.
92. Договора на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности содержат следующие разделы:
1) объем и стоимость услуг по поддержанию в готовности электрической мощности;
2) порядок аттестации и использования электрической мощности;
3) обязательства поставщика по исполнению команд Системного оператора;
4) порядок определения объема оказанных услуг;
5) порядок определения финансовых обязательств Системного оператора и поставщика. Оплата услуг по поддержанию в готовности электрической мощности производится Системным оператором по факту оказанных услуг;
6) порядок прекращения (ограничения) оказания услуг.
93. Договора на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки содержат следующие разделы:
1) объем и стоимость услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
2) порядок использования услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
3) обязательства потребителя услуг по исполнению команд Системного оператора;
4) порядок определения объема оказанных услуг;
5) порядок определения финансовых обязательств Системного оператора и потребителя услуг;
6) порядок прекращения (ограничения) оказания услуг.
94. Договора участия на торгах содержат следующие разделы:
1) предмет договора, виды оказываемых оператором рынка централизованной торговли услуг, сроки и порядок оплаты. Услуги оператора рынка централизованной торговли оплачиваются субъектами рынка по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) критерии и требования, предъявляемые к участникам торгов для участия на торгах и допуску к торговой системе;
3) метод проведения торгов, в том числе порядок регистрации сделок и уведомления участников торгов о результатах торгов;
4) ответственность участников договора за нарушение условий договора.
Параграф 8. Разрешение споров
95. Споры между участниками рынка электрической мощности в Республике Казахстан, возникшие в результате их деятельности, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.