В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки проектов местных бюджетов согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту бюджетного планирования и прогнозирования Министерства финансов Республики Казахстан (Савельева Т.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации и подлежит официальному опубликованию.
Министр Б. Султанов
«СОГЛАСОВАНО»
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
___________ Е. Досаев
11 ноября 2014 года
Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 31 октября 2014 года № 470
Правила
разработки проектов местных бюджетов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки проектов местных бюджетов (далее - Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и определяют порядок разработки проектов местных бюджетов.
2. Процесс разработки проектов местных бюджетов включает в себя разработку:
1) проекта прогноза социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы и его одобрение местным исполнительным органом;
2) определение лимитов расходов администраторов местных бюджетных программ, лимитов на новые инициативы;
3) проектов бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ с объемами планируемых бюджетных средств на плановый период, показателями результативности и эффективности, бюджетных заявок и их рассмотрение бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения);
4) проекта решения маслихата о местном бюджете.
3. Прогноз социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы разрабатывается местным уполномоченным органом по государственному планированию в порядке определяемом центральным уполномоченным по государственному планированию.
4. Лимиты расходов администраторов местных бюджетных программ, лимиты на новые инициативы определяются местным уполномоченным органом по государственному планированию на основе прогнозных показателей социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы и местного бюджета, приоритетных направлений расходования бюджетных средств, размера дефицита соответствующего бюджета на плановый период.
Лимиты расходов администраторов местных бюджетных программ, лимиты на новые инициативы определяются в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
2. Разработка проектов бюджетных программ и бюджетных заявок
администраторов местных бюджетных программ, финансируемых из
областного бюджета, бюджетов города республиканского значения,
столицы
5. Для планирования расходов областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы администраторы местных бюджетных программ разрабатывают и представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 15 мая текущего финансового года - бюджетные заявки и проекты бюджетных программ.
В случае проведения оценки результатов, к документам, указанным в данном пункте Правил, прилагаются результаты оценки.
6. Расходы областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы подразделяются на базовые расходы и расходы на новые инициативы.
Базовыми расходами являются расходы постоянного характера, капитальные расходы, а также расходы на начатые (продолжающиеся) бюджетные инвестиционные проекты и выполнение принятых государственных концессионных обязательств.
Расходами постоянного характера являются расходы, связанные с выполнением государственных функций, полномочий и оказанием государственных услуг, а также с выплатами трансфертов и другими обязательствами местного исполнительного органа.
К расходам на новые инициативы относятся расходы, направленные на:
реализацию новых приоритетных направлений социально-экономического развития в соответствии со стратегическими и программными документами, в последующем финансируемых по новым бюджетным программам;
увеличение базовых расходов, не связанное с изменением макроэкономических и социальных показателей и предусматривающее дополнительные направления расходования бюджетных средств (расширение объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг) в рамках существующих бюджетных программ.
7. Объемы расходов областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы на базовые расходы и новые инициативы распределяются между администраторами местных бюджетных программ бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы на основании предложений местного уполномоченного органа по государственному планированию.
Базовые расходы определяются на основе утвержденных объемов расходов второго и третьего годов текущего планового периода с добавлением прогнозных объемов на третий год очередного планового периода, рассчитанных на основе существующей структуры расходов и прогнозных макроэкономических показателей.
Расходы на новые инициативы подлежат распределению между администраторами местных бюджетных программ с учетом приоритетов развития региона, обозначенных в стратегических и программных документах, результатов бюджетного мониторинга отчетного финансового года, отчетов о реализации стратегического плана за отчетный финансовый год, оценки результатов.
8. Планирование расходов на новые инициативы администратора бюджетных программ осуществляется как за счет выделения дополнительных бюджетных средств, так и за счет перераспределения средств базовых расходов этого администратора бюджетных программ, утвержденных в решении маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы в предыдущий плановый период.
9. Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и третьего годов предыдущего планового периода не меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в решении маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы, то расчеты по видам расходов по данным программам (подпрограмм) не составляются.
Расчеты по видам расходов по данным программам составляются только на третий год.
Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и (или) третьего годов предыдущего планового периода меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в решении маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы, то расчеты по видам расходов составляются и представляются к данным программам (подпрограммам) в разрезе годов планируемого планового периода.
10. Местный уполномоченный орган по государственному планированию с учетом результатов анализа исполнения местного бюджета за отчетный финансовый год и оценки эффективности деятельности государственного органа по управлению бюджетными средствами рассматривает:
1) бюджетные заявки администраторов местных бюджетных программ на предмет их соответствия бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан, прогнозу социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы, показателям программы развития территорий и действующим натуральным нормам, при этом при рассмотрении бюджетных заявок также используется база данных цен на товары, работы, услуги, установленная законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, в качестве ориентира при расчете по видам расходов по каждой бюджетной программе;
2) проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ на предмет их соответствия функциям, полномочиям, направлениям деятельности администратора бюджетных программ.
11. При рассмотрении бюджетных заявок администраторов местных бюджетных программ на соответствующий плановый период местный уполномоченный орган по государственному планированию учитывает:
1) результаты исполнения областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы за истекший финансовый год путем анализа исполнения бюджетных программ в истекшем финансовом году и сопоставления их с суммами бюджетных программ, представленными в бюджетной заявке на следующий плановый период, причины, повлекшие неосвоение бюджетных средств по каждой бюджетной программе;
2) отчеты о реализации стратегических планов за отчетный финансовый год, представленные администраторами местных бюджетных программ, и результаты оценки эффективности деятельности государственных органов по управлению бюджетными средствами в части достижения результатов бюджетных программ;
3) выводы и рекомендации, данные ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы к отчету об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы за истекший финансовый год в части рассмотрения заявленных администраторами местных бюджетных программ расходов на предмет их обоснованности;
4) по государственным инвестиционным проектам учитываются наличие документации в соответствии с бюджетным законодательством, а также результаты мониторинга и оценки, с учетом долгосрочных показателей экономической и социальной отдачи от реализации бюджетных инвестиций;
5) по бюджетным кредитам учитывается выполнение условий кредитного договора и использование бюджетного кредита по целевому назначению;
6) по целевым трансфертам на развитие анализ достижения целей и задач, на решение которых выделяются целевые трансферты на развитие, предусмотренные в проектах соглашений по целевым трансфертам.
При несоответствии бюджетной заявки требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан по ее составлению и представлению местный уполномоченный орган по государственному планированию возвращает ее администратору местных бюджетных программ без рассмотрения.
12. Администраторы местных бюджетных программ, в случае возврата, дорабатывают проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ, бюджетные заявки и представляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию в течение пяти рабочих дней с даты возврата.
Местный уполномоченный орган по государственному планированию по итогам рассмотрения бюджетных заявок, проектов бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ в течение пятнадцати рабочих дней со дня их поступления формируют заключения по бюджетным заявкам и проектам бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ и направляет на рассмотрение бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы.
13. Разногласия между администраторами местных бюджетных программ и местным уполномоченным органом по государственному планированию рассматриваются бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы.
Бюджетная комиссия области, города республиканского значения, столицы рассматривает материалы, указанные в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, и вырабатывает по ним предложения.
14. Администраторы местных бюджетных программ в соответствии с предложениями бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы в срок до 1 сентября текущего финансового года представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию доработанные бюджетные заявки, проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ.
3. Разработка проекта решения маслихата об областном бюджете,
бюджете города республиканского значения, столицы
15. Местный уполномоченный орган по государственному планированию на основе прогноза социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы составляет проект областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы.
Рассмотрение и определение проекта областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы завершаются не позднее 15 сентября текущего финансового года.
16. Местный уполномоченный орган по государственному планированию на основе предложений бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы по проекту областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы разрабатывает проект решения маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы и не позднее 1 октября текущего финансового года представляет его на рассмотрение местному исполнительному органу области, города республиканского значения, столицы.
17. Проект решения маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы разрабатывается по структуре бюджета, предусмотренной статьей 13 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, и с учетом требований, предусмотренных статьей 72 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
18. Проект областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы вносится местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в соответствующий маслихат не позднее 15 октября текущего финансового года в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 75 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы одновременно с проектом областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы представляет следующие документы и материалы:
прогноз социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы;
проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ;
информацию, конкретизирующую направления расходования бюджетных средств в разрезе бюджетных подпрограмм бюджетных программ, и пояснительную записку, раскрывающую решения, заложенные в проект областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы.
4. Разработка проектов бюджетных программ и бюджетных заявок
администраторов местных бюджетных программ, финансируемых из
бюджета района (города областного значения)
19. Для планирования расходов бюджета района (города областного значения) администраторы местных бюджетных программ разрабатывают и представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 15 мая текущего финансового года – бюджетные заявки, проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ.
В случае проведения оценки результатов, к документам, указанным в данном пункте настоящих Правил, прилагаются результаты оценки.
20. Расходы бюджета района (города областного значения) подразделяются на базовые расходы и расходы на новые инициативы.
Базовыми расходами являются расходы постоянного характера, капитальные расходы, а также расходы на начатые (продолжающиеся) бюджетные инвестиционные проекты и выполнение принятых государственных концессионных обязательств.
Расходами постоянного характера являются расходы, связанные с выполнением государственных функций, полномочий и оказанием государственных услуг, и другими обязательствами местного исполнительного органа.
К расходам на новые инициативы относятся расходы, направленные на:
реализацию новых приоритетных направлений социально-экономического развития в соответствии со стратегическими и программными документами, в последующем финансируемых по новым бюджетным программам;
увеличение базовых расходов, не связанное с изменением макроэкономических и социальных показателей и предусматривающее дополнительные направления расходования бюджетных средств (расширение объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг) в рамках существующих бюджетных программ.
21. Объемы расходов бюджета района (города областного значения) на базовые расходы и новые инициативы распределяются между администраторами местных бюджетных программ бюджетной комиссией района (города областного значения) на основании предложений местного уполномоченного органа по государственному планированию.
Базовые расходы определяются на основе утвержденных объемов расходов второго и третьего годов текущего планового периода с добавлением прогнозных объемов на третий год очередного планового периода, рассчитанных на основе существующей структуры расходов и прогнозных макроэкономических показателей.
Расходы на новые инициативы подлежат распределению между администраторами местных бюджетных программ с учетом приоритетов развития региона, обозначенных в стратегических и программных документах, результатов бюджетного мониторинга отчетного финансового года, оценки результатов.
22. Планирование расходов на новые инициативы администратора местных бюджетных программ осуществляется как за счет выделения дополнительных бюджетных средств, так и за счет перераспределения средств базовых расходов этого администратора бюджетных программ, утвержденных в решении маслихата о бюджете района (города областного значения) в предыдущий плановый период.
23. Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и третьего годов предыдущего планового периода не меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в решении маслихата о бюджете района (города областного значения), то расчеты по видам расходов по данным программам (подпрограммам) не составляются.
Расчеты по видам расходов по данным программам составляются только на третий год.
Если по отдельным бюджетным программам сумма расходов второго и третьего годов предыдущего планового периода меняется по сравнению с суммой, утвержденной по данным программам в решении маслихата о бюджете района (города областного значения), то расчеты по видам расходов составляются и представляются по данным программам (подпрограммам) в разрезе годов планируемого планового периода.
24. Местный уполномоченный орган по государственному планированию с учетом результатов анализа исполнения бюджета за отчетный финансовый год и оценки эффективности деятельности государственного органа по управлению бюджетными средствами рассматривает:
1) бюджетные заявки администраторов местных бюджетных программ на предмет их соответствия бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан, прогнозу социально-экономического развития области, города республиканского значения, столицы, показателям программы развития территорий и действующим натуральным нормам, при этом при рассмотрении бюджетных заявок также используется база данных цен на товары, работы, услуги, установленная законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, в качестве ориентира при расчете по видам расходов по каждой бюджетной программе;
2) проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ на предмет их соответствия функциям, полномочиям, направлениям деятельности администратора бюджетных программ.
25. При рассмотрении бюджетных заявок администраторов местных бюджетных программ на соответствующий плановый период местный уполномоченный орган по государственному планированию учитывает:
1) результаты исполнения бюджета района (города областного значения) за истекший финансовый год путем анализа исполнения бюджетных программ в истекшем финансовом году и сопоставления их с суммами бюджетных программ, представленными в бюджетной заявке на следующий плановый период, причины, повлекшие неосвоение бюджетных средств по каждой бюджетной программе;
2) выводы и рекомендации, данные ревизионными комиссиями областей к отчету об исполнении бюджета района (города областного значения) за истекший финансовый год в части рассмотрения заявленных администраторами местных бюджетных программ расходов на предмет их обоснованности;
3) по государственным инвестиционным проектам учитываются наличие документации в соответствии с бюджетным законодательством, а также результаты мониторинга и оценки, с учетом долгосрочных показателей экономической и социальной отдачи от реализации бюджетных инвестиций;
4) по бюджетным кредитам учитывается выполнение условий кредитного договора и использование бюджетного кредита по целевому назначению.
При несоответствии бюджетной заявки требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан по ее составлению и представлению местный уполномоченный орган по государственному планированию возвращает ее администратору местных бюджетных программ без рассмотрения.
26. Администраторы местных бюджетных программ, в случае возврата, дорабатывают проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ, бюджетные заявки и представляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию в течение пяти рабочих дней с даты возврата.
Местный уполномоченный орган по государственному планированию по итогам рассмотрения бюджетных заявок, проектов бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ в течение пятнадцати рабочих дней со дня их поступления формирует заключения по бюджетным заявкам, проектам бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ и направляет на рассмотрение бюджетной комиссии района (города областного значения).
27. Разногласия между администраторами местных бюджетных программ и местным уполномоченным органом по государственному планированию рассматриваются бюджетной комиссией района (города областного значения).
Бюджетная комиссия района (города областного значения) рассматривает материалы, указанные в пунктах 24 и 26 настоящих Правил и вырабатывает по ним предложения.
28. Администраторы местных бюджетных программ в соответствии с предложениями бюджетной комиссии района (города областного значения) в срок до 15 сентября текущего финансового года представляют в местный уполномоченный орган по государственному планированию доработанные бюджетные заявки, проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ.
5. Разработка проекта решения маслихата о бюджете района
(города областного значения)
29. Местный уполномоченный орган по государственному планированию на основе прогноза социально-экономического развития области составляет проект бюджета района (города областного значения) на плановый период и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии района (города областного значения).
Рассмотрение и определение проекта бюджета района (города областного значения) на плановый период завершаются не позднее 1 октября текущего финансового года.
30. Местный уполномоченный орган по государственному планированию на основе предложений бюджетной комиссии района (города областного значения) по проекту бюджета района (города областного значения) разрабатывает проект решения маслихата о бюджете района (города областного значения) на плановый период и не позднее 15 октября текущего финансового года представляет его на рассмотрение местному исполнительному органу района (города областного значения).
31. Проект решения маслихата о бюджете района (города областного значения) разрабатывается по структуре бюджета, предусмотренной статьей 13 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, и с учетом требований, предусмотренных статьей 73 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
32. Проект бюджета района (города областного значения) на плановый период вносится местным исполнительным органом в соответствующий маслихат не позднее 1 ноября текущего финансового года в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 75 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
Местный исполнительный орган района (города областного значения) одновременно с проектом бюджета района (города областного значения) представляет следующие документы и материалы:
прогноз социально-экономического развития области;
проекты бюджетных программ администраторов местных бюджетных программ;
информацию, конкретизирующую направления расходования бюджетных средств в разрезе бюджетных подпрограмм бюджетных программ, и пояснительную записку, раскрывающую решения, заложенные в проект бюджета района (города областного значения).