Об утверждении Положения о Комитете по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 10 октября 2014 года № 430. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 октября 2014 года № 9846.

Обновленный

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о Комитете по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан.

      2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (Таджияков Б.Ш.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 22), 23), 24) и 25) пункта 14 Положения о Комитете по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденного настоящим приказом, которые вводятся в действие с 15 декабря 2014 года.


Министр

Б. Султанов

  Утверждено
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 10 октября 2014 года № 430

Положение
о Комитете по финансовому мониторингу
Министерства финансов Республики Казахстан
1. Общие положения

      1. Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции и участвующим в выполнении стратегических функций центрального исполнительного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, счета в органах казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

      4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета или лица его замещающего.

      7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      8. Юридический адрес Комитета: почтовый индекс 010000, Республика Казахстан, город Астана, улица Орынбор, 8, подъезд 1, здание "Дом Министерств".

      9. Полное наименование государственного органа – республиканское государственное учреждение "Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.

      11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Комитета.

      Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.

2. Основные задачи, функции, права и обязанности Комитета

      13. Задачи Комитета:

      1) реализация единой государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      2) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координация работы государственных органов в этом направлении деятельности;

      3) создание единой информационной системы и ведение республиканской базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      4) осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      5) представление интересов Республики Казахстан в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      14. Функции Комитета:

      1) осуществление сбора и обработки информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон);

      2) осуществление анализа полученной информации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      3) координация деятельности государственных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      4) направление необходимой информации по операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, для разрешения материалов, находящихся в производстве по запросу суда по уголовным делам;

      5) представление в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по запросам правоохранительных и специальных государственных органов сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу;

      6) направление в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан сведений и информации об операции с деньгами и (или) иным имуществом, при наличии оснований полагать, что такая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма;

      7) участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      8) организация формирования и ведения республиканской базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      9) разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      10) обобщение практики применения законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании информации, получаемой от государственных органов и иных организаций, а также разработка и внесение предложений по его совершенствованию;

      11) изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      12) проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      13) участие в установленном порядке в деятельности международных организаций, объединений и рабочих групп в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      14) определение перечня оффшорных зон для целей Закона по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;

      15) определение по согласованию с соответствующими государственными органами перечня документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга;

      16) составление перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, который размещается на официальном интернет-ресурсе Комитета, и направление его соответствующим государственным органам в электронном виде;

      17) принятие решения о приостановлении подозрительной операции либо об отсутствии необходимости в приостановлении подозрительной операции и доведение его до субъекта финансового мониторинга и государственного органа, предоставившего сообщение о подозрительной операции, электронным способом или на бумажном носителе;

      18) принятие решения о приостановлении расходных операций по банковским счетам лиц, являющихся участниками операции, по которым имеются основания полагать, что они направлены на финансирование терроризма и доведение его до субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 3 Закона;

      19) информирование о приостановлении расходных операций по банковским счетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, правоохранительных и специальных государственных органов, предоставивших решения о необходимости приостановления подозрительной операции, по которым имеются основания полагать, что они направлены на финансирование терроризма;

      20) доведение до субъекта финансового мониторинга соответствующего решения правоохранительных и специальных государственных органов в течение трех часов с момента получения;

      21) сотрудничество с компетентными органами иностранных государств в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также конфискации указанных доходов в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан;

      22) составление перечня государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), который размещается на официальном интернет-ресурсе Комитета;

      23) определение совместно с уполномоченным органом внешней разведки и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан порядка предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, уполномоченному органу внешней разведки;

      24) передача информации, сведений и документов о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, осуществляемая по запросу компетентного органа иностранного государства;

      25) уведомление об отказе в передаче информации, сведений и документов запрашивающему компетентному органу иностранного государства с указанием оснований для отказа;

      26) осуществление учета субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктами 7) (за исключением адвокатов), 13) – 16) пункта 1 статьи 3 Закона в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      27) осуществление приема уведомлений от субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктами 7) (за исключением адвокатов), 13) – 16) пункта 1 статьи 3 Закона в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      28) координация работы по реализации оценки рисков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      29) разработка и внесение в Правительство Республики Казахстан на утверждение Правил проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма, а также мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма;

      30) передача сведений о выявлении имущества лица, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в том числе обособленного имущества в юридических лицах в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для решения вопроса о наложении ареста на такое имущество;

      31) принятие решения о проведении операции либо отказе в проведении операции, предусмотренной подпунктом 1) части первой пункта 8 статьи 12 Закона и доведение его до субъектов финансового мониторинга;

      32) рассмотрение заявления об исключении организации или физического лица из перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма;

      32-1) утверждение типологий, схем и способов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма и доведение их до субъектов финансового мониторинга путем размещения на официальном интернет-ресурсе;

      32-2) направление информации в правоохранительные и специальные государственные органы в соответствии с их компетенцией при наличии оснований полагать, что деятельность физических и юридических лиц связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма;

      32-3) осуществление взаимодействия с правоохранительными и специальными государственными органами по переданной информации;

      33) осуществление иных полномочий, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 14 в редакции в соответствии с приказом Министра финансов РК от 20.11.2015 № 581 (порядок введения в действие см. п.3); с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 22.06.2018 № 620.

      15. Права и обязанности Комитета:

      1) запрашивать необходимые информацию, сведения и документы об операциях с деньгами и (или) иным имуществом у субъектов финансового мониторинга, а также у государственных органов Республики Казахстан;

      2) выносить решение о приостановлении операций с деньгами и (или) иным имуществом в случае обнаружения признаков подозрительной операции на срок до трех рабочих дней;

      3) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      4) заключать соглашения с компетентными органами иностранных государств по вопросам сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с установленным законодательством Республики Казахстан порядке;

      5) по запросу или самостоятельно обмениваться информацией, сведениями и документами с компетентным органом иностранного государства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      6) привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга с соблюдением требований по защите государственной, служебной, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны;

      7) направлять соответствующим государственным органам уведомление о нарушении законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      8) совместно с правоохранительными и специальными государственными органами определять порядок взаимодействия по обмену и передаче сведений и информации, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

      9) принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      10) обеспечивать соответствующий режим хранения, защиты и сохранность полученных в процессе своей деятельности информации, сведений и документов, составляющих служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;

      11) обеспечить соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления финансового мониторинга;

      12) осуществлять иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 20.11.2015 № 581 (вводится в действие c 06.02.2016).

3. Организация деятельности Комитета

      16. Руководство Комитетом осуществляется Председателем Комитета, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.

      17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. Полномочия Председатель Комитета:

      1) в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета и заместителя руководителя территориального органа;

      2) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания;

      3) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета и его территориального органа;

      4) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Комитета и руководителя территориального органа Комитета;

      5) подписывает приказы Комитета;

      6) представляет Комитет во всех государственных органах и иных организациях в соответствии с законодательством;

      7) несет персональную ответственность по противодействию коррупции;

      8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      20. Председатель Комитета определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

4. Имущество Комитета

      21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

      Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.

      23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.

5. Реорганизация и упразднение Комитета

      24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.