1. Утвердить прилагаемое Положение о Комитете по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан.
2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (Таджияков Б.Ш.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 22), 23), 24) и 25) пункта 14 Положения о Комитете по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденного настоящим приказом, которые вводятся в действие с 15 декабря 2014 года.
Министр | Б. Султанов |
Утверждено приказом Министра финансов Республики Казахстан от 10 октября 2014 года № 430 |
Положение
о Комитете по финансовому мониторингу
Министерства финансов Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции регулятивные, реализационные и контрольно-надзорные функции и участвующим в выполнении стратегических функций центрального исполнительного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, счета в органах казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.
4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета или лица его замещающего.
7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
8. Юридический адрес Комитета: почтовый индекс 010000, Республика Казахстан, город Астана, улица Орынбор, 8, подъезд 1, здание «Дом Министерств».
9. Полное наименование государственного органа – республиканское государственное учреждение «Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан».
10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.
12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Комитета.
Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.
2. Основные задачи, функции, права и обязанности Комитета
13. Задачи Комитета:1) реализация единой государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координация работы государственных органов в этом направлении деятельности;
3) создание единой информационной системы и ведение республиканской базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4) осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
5) представление интересов Республики Казахстан в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
14. Функции Комитета:
1) осуществление сбора и обработки информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон);
2) осуществление анализа полученной информации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) координация деятельности государственных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4) направление необходимой информации по операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, для разрешения материалов, находящихся в производстве по запросу суда по уголовным делам;
5) представление в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по запросам правоохранительных и специальных государственных органов сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу;
6) направление в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан сведений и информации об операции с деньгами и (или) иным имуществом, при наличии оснований полагать, что такая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма;
7) участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
8) организация формирования и ведения республиканской базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
9) разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
10) обобщение практики применения законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании информации, получаемой от государственных органов и иных организаций, а также разработка и внесение предложений по его совершенствованию;
11) изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
12) проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
13) участие в установленном порядке в деятельности международных организаций, объединений и рабочих групп в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
14) определение перечня оффшорных зон для целей Закона по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;
15) определение по согласованию с соответствующими государственными органами перечня документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга;
16) составление перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и направление соответствующим государственным органам, которые доводят его до субъектов финансового мониторинга;
17) принятие решения о приостановлении подозрительной операции либо об отсутствии необходимости в приостановлении подозрительной операции и доведение его до субъекта финансового мониторинга и государственного органа, предоставившего сообщение о подозрительной операции, электронным способом или на бумажном носителе;
18) принятие решения о приостановлении расходных операций по банковским счетам лиц, являющихся участниками операции, по которым имеются основания полагать, что они направлены на финансирование терроризма и доведение его до субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 3 Закона;
19) информирование о приостановлении расходных операций по банковским счетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, правоохранительных и специальных государственных органов, предоставивших решения о необходимости приостановления подозрительной операции, по которым имеются основания полагать, что они направлены на финансирование терроризма;
20) доведение до субъекта финансового мониторинга соответствующего решения правоохранительных и специальных государственных органов в течение трех часов с момента получения;
21) сотрудничество с компетентными органами иностранных государств в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также конфискации указанных доходов в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан;
22) доведение перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма до субъектов финансового мониторинга, указанных в подпункте 12) пункта 1 статьи 3 Закона;
23) составление перечня государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и направление соответствующим государственным органам, которые доводят его до субъектов финансового мониторинга, за исключением субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктом 12) пункта 1 статьи 3 Закона;
24) доведение перечня государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) до субъектов финансового мониторинга, указанных в подпункте 12) пункта 1 статьи 3 Закона;
25) определение совместно с уполномоченным органом внешней разведки и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан порядка предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, уполномоченному органу внешней разведки;
26) передача информации о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, осуществляемая по запросу компетентного органа иностранного государства;
27) уведомление об отказе в передаче информации запрашивающему компетентному органу иностранного государства с указанием оснований для отказа;
28) осуществление иных полномочий, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
15. Права и обязанности Комитета:
1) запрашивать необходимую информацию по операции, подлежащей финансовому мониторингу, у субъектов финансового мониторинга, а также у государственных органов Республики Казахстан;
2) выносить решение о приостановлении операций с деньгами и (или) иным имуществом в случае обнаружения признаков подозрительной операции, отвечающей одному или нескольким критериям, установленным пунктом 4 статьи 4 Закона;
3) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4) заключать соглашения с компетентными органами иностранных государств по вопросам сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с установленным законодательством Республики Казахстан порядке;
5) по запросу или самостоятельно обмениваться информацией с компетентным органом иностранного государства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
6) привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга с соблюдением требований по защите государственной, служебной, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны;
7) направлять соответствующим государственным органам уведомление о нарушении законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
8) совместно с правоохранительными и специальными государственными органами определять порядок взаимодействия по обмену и передаче сведений и информации, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
9) принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
10) обеспечивать соответствующий режим хранения, защиты и сохранность полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
11) обеспечить соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления финансового мониторинга;
12) осуществлять иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
3. Организация деятельности Комитета
16. Руководство Комитетом осуществляется Председателем Комитета, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Полномочия Председатель Комитета:
1) в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета и заместителя руководителя территориального органа;
2) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания;
3) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета и его территориального органа;
4) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Комитета и руководителя территориального органа Комитета;
5) подписывает приказы Комитета;
6) представляет Комитет во всех государственных органах и иных организациях в соответствии с законодательством;
7) несет персональную ответственность по противодействию коррупции;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
20. Председатель Комитета определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
4. Имущество Комитета
21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.
23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.