1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций (далее – ОРК) разработана на основе Национальной рамки квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-п-м «Об утверждении Национальной рамки квалификаций» (далее – НРК) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8022, опубликован в «Юридическая газета» от 16 ноября 2012 года № 174 (2356) и «Казахстанская правда» от 24 ноября 2012 года № 408-409 (27227-27228), классифицирует требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенций в сфере транспорта и коммуникаций.
2. Цель ОРК – описать уровневые квалификационные компетенции НРК с учетом технологических требований отрасли для последующей разработки профессиональных, сертификационных и образовательных стандартов.
3. Основными пользователями ОРК являются эксперты, разработчики, работодатели, руководители и специалисты предприятий сферы транспорта и коммуникаций, а также члены рабочих групп, занимающихся разработкой профессиональных стандартов отрасли в рамках создания Национальной системы квалификаций Республики Казахстан.
4. В ОРК описываются требования к функциональному поведению, навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отрасли.
5. ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:
1) конкретизация требований квалификационных уровней НРК к функциям (функциональному поведению), навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и будущих технологий отраслей;
2) отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;
3) преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
4) прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
5) соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системе образования Республики Казахстан;
6) описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
7) описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.
6. ОРК позволяет:
1) формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
2) формировать большую трудовую мобильность;
3) описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
4) разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов.
7. Стратегическими целями и задачами отрасли являются:
1) развитие транспортной инфраструктуры Республики Казахстан;
2) достижение опережающих темпов развития транспортно-коммуникационного комплекса;
3) повышение уровня развития инфраструктуры автодорожной отрасли;
4) повышение уровня развития инфраструктуры железнодорожной отрасли;
5) повышение уровня развития инфраструктуры водного транспорта;
6) повышение уровня развития инфраструктуры автотранспортной отрасли;
7) развитие транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан;
8) увеличение объемов транзитных перевозок через территорию Республики Казахстан;
9) повышение уровня интеграции транспортного комплекса Республики Казахстан в международные транспортные сети.
8. В соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности (далее – ОКЭД), сфера транспорта и коммуникаций делится на следующие виды экономической деятельности:
1) подготовка транспортной инфраструктуры, парка транспортных машин и оборудования, производство транспортных средств, которая определена в таблице приложения 1 к настоящей ОРК;
2) предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров, которые определены в таблице приложения 2 к настоящей ОРК;
3) содержание и ремонт транспортной инфраструктуры, обновление парка транспортных машин и оборудования, которые определены в таблице приложения 3 к настоящей ОРК;
9. Вид трудовой деятельности подразделяется на:
1) управленческую;
2) исполнительско-управленческую;
3) исполнительскую.
10. ОРК приведена в приложении 4 к настоящей ОРК.
Уровень
НРК
|
Уровень
ОРК
|
Область профессиональной деятельности:
1. Подготовка транспортной инфраструктуры, парка транспортных машин и оборудования, производство транспортных средств
|
Требования к личностным
и профессиональным компетенциям
|
Требования к умениям
и навыкам
|
Требования к знаниям
|
1
|
1
|
Исполнительские действия под непосредственным руководством по реализации простейших функций при подготовке к монтажу и демонтажу несложного оборудования. Выполнение элементарных действий по заранее разработанным работодателем алгоритмам, с сопоставлением своих действий с заранее определенным работодателем критериями, определяющими пространственно-временные, физиологические или функциональные характеристики этих действий.
|
Выполняет типовые несложные практические задания, обладает навыками самонаблюдения и самодисциплины.
Осуществляет самоконтроль обеспечения безопасности своих действий в соответствии с нормативами и требованиями правил, определяющих общетехническую, пожарную, специальную и экологическую безопасность труда.
|
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий.
Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ
|
2
|
2
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ответственность и определенную степень самостоятельности при сопровождении и обслуживании транспортных средств.
Ответственность за результаты выполнения простых заданий, за свою безопасность и безопасность других, за выполнение требований по защите окружающей среды. Умение работать в команде – активно принимать участие в процессе командной работы
Формирование заданий на выполнение элементарных действий в рамках заранее разработанных, выполняемых в текущем моменте алгоритмов, для персонала первого квалификационного уровня.
|
Выбирает способ работы на основании инструкций и выполняет несложные практические задания, обладает навыками самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Осуществляет выдачу заданий персоналу первого уровня и контроль за их исполнением. Координирует свои действия и действия персонала первого уровня в рамках выполняемого алгоритма работ. Согласовывает выполнение подготовленных регулирующих решений с персоналом вышестоящего уровня.
|
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности.
Сбор первичной информации о состоянии предметов и средств труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ.
|
3
|
3
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая индивидуальную ответственность за выполнение поставленных задач и ограниченную независимость в структурированной, предсказуемой среде.
Восприимчивость к новому в профессиональной сфере, обучаемость, нацеленность на конечный результат. Развитость способности целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде.
Самостоятельное определение пути исполнения поставленного поручения.
Использование профессионального подход для разрешения поставленной задачи. Ответственность за результат выполнения работ, за свою безопасность и безопасность других, за выполнение требований по защите окружающей среды
|
Применяет в работе свои базовые профессиональные знания и умения приобретенные в результате образования, умение применять полученные знания на практике, читать техническую документацию, реализовывать алгоритм для поставленной задачи.
|
Знание внутреннего трудового распорядка, норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Ведение, установленной для рабочего места технической документации.
Формирование производственных заданий, в рамках ведения технологических режимов, для персонала первого и второго квалификационных уровней.
Знание в необходимом объеме нормативных документов, касающиеся парка транспортных машин и оборудования и производства транспортных средств.
|
4
|
4
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под общим руководством в окружении, предусматривающая ответственность за результат при реализации закрепленных функций.
Самостоятельное планирование с учетом поставленной цели и решение возникающих вопросов в структурированной, имеющей некоторую вероятность непредсказуемости, среде.
Самостоятельность в решении поставленных задач.
Решение типовых практических задач, выбор способа действий из известных по инструкции, корректировка действий с учетом условий их выполнения.
|
Применяет в работе навыки самоопределения и самонормирования. Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала первого, второго и третьего уровней, в течение рабочего дня.
Ведет, установленную для рабочего места, техническую документацию.
Конкретизирует постановку задач подчиненным для осуществления связи с клиентурой, вокзалами, станциями и кассами.
Обладает навыками организации и проведении производственных инструктажей.
|
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда.
Разработка технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов.
Знание основ экономики, организации труда и производства, экономики, организации производства, производственного планирования, труда и управления, законодательства о труде Республики Казахстан.
Знание установленных сроков предоставления и порядка оформления оперативных сводок и рапортов о работе и происшествиях за смену.
|
5
|
5
|
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке в структурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности к устной и письменной коммуникации.
Индивидуальная ответственность за выполнение поставленных задач по профилактике несложных дефектов, усталостей, изломов, поломок, наладка технических, вспомогательных средств. Выявление неисправностей, повреждений транспортных путей, машин, оборудования, систем управления. Техническое обслуживание, ремонт техники и/или оборудования.
|
Применяет в работе набор навыков креативного мышления, навыков работы внутри проектной команды, умеет управлять рабочим процессом, находить решение проблем, используя логический, систематический и последовательный подходы.
Обладает навыками обучения и инструктирования людей, вызывать в других людях желание к приобретению новых знаний и опыта.
Проводит обработку и системный анализ. Мониторинг.
Владеет навыками обращения с программным обеспечением, для проектирования. Навыками применения техник проведения измерений и наблюдений.
|
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании.
Глубокие специализированные практические и теоретические знания в рамках определенной области работы.
Основы трудового законодательства, норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности, делопроизводства, правила работы со средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи. Требования законодательства к защите окружающей среды.
|
6
|
6
|
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса в структурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности показать глубокие знания и умения в технической сфере. Проявляет лидерство и отвечает за результативность работы команды, за ее развитие в непредсказуемой среде. Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая руководство группой или на уровне подразделения с принятием ответственности за собственную деятельность и результативность работы команды в структурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности применять навыки общения в зависимости от конкретной ситуации.
|
Применяет в работе набор навыков управления процессом работы, умеет выбирать методы, методики и критерии оценки для получения результатов, распределять и делегировать полномочия, формировать эффективные команды, а также принимать решения по ходу производственного процесса.
Обладает навыками планирования, постановки и распределения задач, оценки трудоемкости, формирования команды, организации коммуникации и согласования точек зрения, принятия решений в профессиональных ситуациях высокой неопределенности.
Использует нужные методы и стили межличностного общения для обеспечения развития, мотивации и работы команды в нужном направлении.
Умеет выбирать методы, методики и критерии оценки для получения результатов.
|
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации.
Основы трудового законодательства, норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности, стандарты делопроизводства, правила работы со средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи. Требования к защите окружающей среды.
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации.
|
7
|
7
|
Исполнительско-управленческая деятельность предполагающая проектирование бизнес-логики, а также руководство деятельностью сотрудников с принятием ответственности за стратегическое направление развития области профессиональной деятельности, технической архитектуры или технологии на уровне подразделения в неструктурированной непредсказуемой среде.
Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности организации, предполагающая и определение стратегии деятельности подразделения или организации с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации в неструктурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности системно и комплексно осознавать возможные варианты жизнедеятельности конкретного объекта управления, адекватно оценивать время и вероятность возникновения этих вариантов, а также продолжительность их действия.
|
Применяет в работе навыки проектирования/моделирования систем, умеет формировать обоснования концепций, и презентовать их, проводить экспертизу для решения сложных технических проблем и обеспечивать внедрение наиболее оптимальных по функциональности решений.
Обладает навыками анализа конкурентоспособности организации, рассматривая тенденции рынка. Умеет распознавать изменения в бизнес-среде и определять стратегическое направление развития своего подразделения.
|
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем.
Знание методологии проектирования транспортных систем. Тенденции развития технологий и транспортных систем.
Знание жизненного цикла проектной деятельности, правил разработки транспортных систем, основных бизнес-процессов компании, основ управления персоналом, производство, менеджмент, психология управления, вопросы транспортной безопасности.
|
8
|
8
|
Управленческая деятельность, предполагающая определение стратегии управления процессами и деятельностью с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур в условиях непредсказуемой и неструктурированной среды.
Развитость способности к управлению изменениями, работать в ситуациях неопределенности, быстрого принятия сложных решений, а также решений при недостатке данных, демонстрировать постоянное лидерство.
Анализ поставленных целей и путей решения задач, определяющих содержание направленности деятельности, для разработки структуры управления, обеспечивающей достижение оптимальных результатов.
Планирование, организация и контроль исполнения планируемых мероприятий.
Анализ эффективности организационно-распорядительной деятельности. Разработка при необходимости регулирующих решений.
Анализ эффективности функционирования подчиненных подразделений. Разработка и организация исполнения при необходимости регулирующих решений.
Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне.
Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятельность в трудовой деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов.
Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи и принимать стратегические решения на основании этих процессов.
Демонстрировать опыт операционального взаимодействия со способностью принятия стратегических решений в сложном окружении.
Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов
|
Обладает экологическим и стратегическим мышлением, навыками принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала седьмого уровня в течении рабочего дня.
Соблюдает условия, исключающие нарушения в соблюдении проектных пределов и условий безопасности при наличии необходимого уровня подготовки персонала и организации работ.
Выдает распоряжения, формирует задания в области организации деятельности подразделений и контроль за их исполнением.
Проводит исследование, разрабатывает, реализовывает и адаптирует проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений.
Обладает самыми продвинутыми и специализированными навыками и умениями, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в управлении и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику.
Умеет генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.
|
Самое глубокое и полное знание области профессиональной деятельности, а также финансов, маркетинга, международных рынков.
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами.
Организация научно-исследовательскими и проектными организациями в области разработки программ и проектных документов в соответствии внутренними стандартами предприятия, ГОСТами и другими нормативными документами.
|
Уровень
НРК
|
Уровень
ОРК
|
Область профессиональной деятельности:
2. Предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров
|
Требования к личностным
и профессиональным компетенциям
|
Требования к умениям
и навыкам
|
Требования к знаниям
|
1
|
1
|
Исполнительские действия под непосредственным руководством по реализации простейших функций при подготовке к монтажу и демонтажу несложного оборудования. Выполнение элементарных действий по заранее разработанным работодателем алгоритмам, с сопоставлением своих действий с заранее определенным работодателем критериями, определяющими пространственно-временные, физиологические или функциональные характеристики этих действий.
|
Выполняет типовые несложные практические задания, обладает навыками самонаблюдения и самодисциплины.
Осуществляет самоконтроль для обеспечения безопасности своих действий в соответствии с нормативами и требованиями правил, определяющих общетехническую, пожарную, специальную и экологическую безопасность труда.
|
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий.
Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ.
|
2
|
2
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ответственность и определенную степень самостоятельности при производстве, монтаже и демонтаже несложных отдельных узлов технологического оборудования.
Формирование заданий на выполнение элементарных действий в рамках заранее разработанных, выполняемых в текущем моменте алгоритмов, для персонала первого квалификационного уровня.
|
Выбирает способ работы на основании инструкций и выполняет несложные практические задания, обладает навыками самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Осуществляет выдачу заданий персоналу первого уровня и контроль за их исполнением. Координирует свои действия и персонала первого уровня в рамках выполняемого алгоритма работ.
Осуществляет согласование выполнения подготовленных регулирующих решений с персоналом вышестоящего уровня.
|
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности. Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ.
|
3
|
3
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ответственность за получение груза в соответствии с сопроводительными документами.
Сложность: выполнение четко определенных стандартных действий, решение стандартных/ типовых задач, выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировка действий с учетом условий их выполнения.
Самостоятельное определение пути исполнения поставленного поручения.
Профессиональный подход для разрешения поставленной задачи. Ответственность за результат выполнения работ, за свою безопасность и безопасность других, за выполнение требований по защите окружающей среды.
|
Владеет навыками учета, приемки, сопровождения грузов, сверки качественных и количественных показателей с сопроводительными документами, обеспечивает их сохранность при транспортировке.
Владеет навыками проверки наличия и исправности приспособлений для перевозки грузов, проверки правильности проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещения и укладки грузов в соответствии с требованиями перевозок грузов транспортом и сопроводительной документации.
Навыками участия в составлении документов о недостаче и порче грузов.
Практическими навыками по осуществлению контроля за ходом перевозочного процесса (пассажиров и грузов). Навыками ведения оперативного учета хода перевозочного процесса (пассажиров и грузов).
Навыками работы со средствами коммуникации и связи, вычислительной техникой
Осуществляет координацию своих действий и действий персонала первого и второго уровней в рамках выполняемого алгоритма работ. Координацию своих действий с параллельно работающими работниками в рамках, определяемых заданием и выполняемым алгоритмом работ.
|
Знание внутреннего трудового распорядка, порядка приема грузов, адресов основных поставщиков грузов и их складов, форм документов на прием и отправку грузов и их оформления, норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Ведение, установленной для рабочего места технической документации.
Формирование производственных заданий, в рамках ведения технологических режимов, для персонала первого и второго квалификационных уровней.
Знание условий перевозки (пассажиров и грузов), хранения экспедируемых грузов, маршрутов перевозки (пассажиров и грузов).
Знание норм перевозки пассажиров, грузов соответствующим транспортом, основных типов повреждений и дефектов упаковки (тары) грузов.
Знание в необходимом объеме нормативных документов, касающиеся работы экспедиции организации, форм актов и других документов о недостаче, порче грузов и порядка их заполнения.
Знание порядка заполнения путевых листов и правил дорожного движения, основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения и Перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам.
|
4
|
4
|
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за решение поставленных задач.
Сложность: решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбор путей осуществления деятельности из известных, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.
Анализ состояний технологических режимов и условий обеспечения безопасности технических систем, закрепленных за рабочим местом, в течение рабочего дня, с целью опережающего принятия решений по возможным регулирующим воздействиям в случаях негативных результатов этого анализа.
Планирование, формирование заданий и контроль деятельности первого, второго и третьего уровней, в течение рабочего дня, по ведению технологических режимов технических систем всех зон обслуживания, закрепленных за рабочим местом.
|
Применяет в работе навыки самоопределения и самонормирования.
Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала первого, второго и третьего уровней, в течение рабочего дня.
Осуществляет ведение, установленной для рабочего места, технической документации.
Обладает навыками конкретизации постановки задач подчиненным для осуществления связи с клиентурой, вокзалами, станциями и кассами.
Навыками по организации и проведению производственных инструктажей.
Навыками по принятию и реализации мер по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств при осуществлении (пассажирских и грузовых) перевозок.
Навыками по учету выполненных перевозок (пассажиров, грузов) и принятию мер по оперативному устранению сбоев транспортных процессов.
|
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда.
Разработка технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов.
Знание основ экономики, организации труда и производства, экономики, организации производства, производственного планирования, труда и управления, основ законодательства о труде Республики Казахстан.
Знание порядка оформления, выдачи, приема и обработки путевых листов, сменных заданий и прочих документов по выполненным перевозкам, пере-возки пассажиров и багажа соответствующим транспортом.
Знание установленных сроков предоставления и порядка оформления оперативных сводок и рапортов о работе и происшествиях за смену.
Знание порядка ведения диспетчерского журнала и книги дежурств.
|
5
|
5
|
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками и ответственность за результат при подготовке автотранспортных средств организации, за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбор путей осуществления деятельности из известных, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Анализ состояний технологических режимов и условий обеспечения безопасности технических систем, закрепленных за рабочим местом, в течение рабочего дня, с целью опережающего принятия решений по возможным регулирующим воздействиям в случаях негативных результатов этого анализа.
Планирование, формирование заданий и контроль деятельности персонала четвертого уровня, в течение рабочего дня, по реализации мероприятий, планируемых персоналом вышестоящего уровня.
|
Применяет в работе навыки анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала четвертого уровня, в течение рабочего дня.
Осуществляет ведение, установленной для рабочего места, технической документации.
Реализовывает локальные мероприятия инновационной политики, в рамках заданий, формируемых персоналом вышестоящего уровня.
Владеет навыками по контролю за дисциплиной и качеством работы персонала.
Навыками по контролю за техническим состоянием транспортных средств, по рациональному подбору типа транспортных средств для конкретного вида перевозок.
Навыками по обработке и анализу отчетности о проведении и результатах предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Навыками разбора причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, анализа и разработки мер по их устранению.
|
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании.
Сбор информации о состоянии технологических режимов и оборудования и передача этой информации на параллельный или контролирующий уровень в соответствии с требованиями организационно-технической документации.
Разработка и верификация технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов.
Знание методов и форм распространения положительного опыта безаварийной работы водителей транспортных средств.
Знание методов и форм распространения положительного опыта безаварийной работы водителей.
Знание основ административного и уголовного законодательства Республики Казахстан.
Знание методической и нормативной правовой документации по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Знание методики, способов и форм разработки и внедрения мер по модернизации и совершествованию работы подразделений и служб организации.
|
6
|
6
|
Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками, ответственность за повышение профессионализма работников, производство, монтаж и демонтаж оборудования.
Анализ эффективности и адекватности требованиям и условиям безопасности, действующих в подразделении предприятия технологий и технических решений и регулирование выявленных несоответствий.
Анализ аппаратурного оформления технологических процессов, действующих в подразделении предприятия, на техническое соотвествие требованиям и условиям безопасности и эффективности, и регулирование выявленных несоответствий.
|
Применяет в работе навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных технических средств.
Проводит организацию информационного обеспечения персонала подразделения организации, в объеме соответствующем требованиям организации безопасной и эффективной эксплуатации.
Осуществляет соблюдение условий исключающих нарушения в соблюдении проектных пределов и условий безопасности при наличии необходимого уровня подготовки персонала и организации работ.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала пятого уровня в течении рабочего дня.
Применяет умение оформлять мысли в устной форме, например, в виде обсуждений на научно-технических советах и совещаниях на уровне экспертов.
|
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации.
Организация научно-исследовательскими и проектными организациями в области разработки программ и проектных документов в соответствии внутренними стандартами предприятия, ГОСТами и другими нормативными документами.
Согласование выполнения подготовленных регулирующих решений с персоналом вышестоящего уровня.
Валидация и аккредитация технической документации в рамках обслуживаемых процессов.
Текущее и перспективное месячное планирование деятельности персонала подразделения, разработка и организация исполнения планируемых мероприятий.
|
7
|
7
|
Исполнительско-управленческая деятельность предполагающая проектирование бизнес-логики, а также руководство деятельностью сотрудников с принятием ответственности за стратегическое направление развития области профессиональной деятельности, технической архитектуры или технологии на уровне подразделения в неструктурированной непредсказуемой среде.
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий и ответственность за производство и реализацию отдельных деталей, комплектующих и узлов оборудования.
Анализ штатного заполнения должностей на соответствие квалификации лиц их занимающих, соответствующим требованиям.
Принятие решений о корректирующих действиях в рамках кадровой политики руководства предприятия.
Анализ организационно- распорядительной деятельности в подразделении. Разработка регулирующих решений.
Анализ штатной численности подразделения на соответствие обеспечения эффективного управления персоналом и процессами в конкретных организационно-технических условиях деятельности подразделения, на основе проектной, отраслевой, организационной документации и документации заводов изготовителей оборудования. Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов.
|
Применяет в работе навыки проблематизации и самопроблематизации, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала шестого уровня в течении рабочего дня.
Соблюдает условия, исключающие нарушения в соблюдении проектных пределов и условий безопасности при наличии необходимого уровня подготовки персонала и организации работ.
Осуществляет коррекцию деятельности подразделения или организации.
Обладает умениями и навыками научно обосновывать постановку целей и выбор методов и средств их достижения.
|
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов.
Текущее и перспективное месячное планирование деятельности персонала подразделения, разработка и организация исполнения планируемых мероприятий.
Организация научно-исследовательскими и проектными организациями в области разработки программ и проектных документов в соответствии внутренними стандартами предприятия, ГОСТами и другими нормативными документами.
|
8
|
8
|
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство, монтаж и демонтаж оборудования.
Анализ поставленных целей и путей решения задач, определяющих содержание направленности деятельности, для разработки структуры управления, обеспечивающей достижение оптимальных результатов. Планирование, организация и контроль исполнения планируемых мероприятий. Анализ эффективности организационно-распорядительной деятельности. Разработка при необходимости регулирующих решений.
Анализ эффективности функционирования подчиненных подразделений. Разработка и организация исполнения при необходимости регулирующих решений. Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне.
Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятельность в трудовой деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов.
Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи и принимать стратегические решения на основании этих процессов.
Демонстрировать опыт операционального взаимодействия со способностью принятия стратегических решений в сложном окружении.
Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов.
|
Обладает и применяет экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала седьмого уровня в течении рабочего дня. Соблюдает условия, исключающие нарушения в соблюдении проектных пределов и условий безопасности при наличии необходимого уровня подготовки персонала и организации работ.
Выдает распоряжения, формирует задания в области организации деятельности подразделений и контроль за их исполнением.
Исследует, разрабатывает, реализовывает и адаптирует проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений.
Обладает самыми продвинутыми и специализированными навыками и умениями, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в управлении и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику.
Обладает умениями генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.
|
Самое глубокое и полное знание области профессиональной деятельности, а также финансов, маркетинга, международных рынков.
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами.
Организация научно-исследовательскими и проектными организациями в области разработки программ и проектных документов в соответствии внутренними стандартами предприятия, ГОСТами и другими нормативными документами.
|
Уровень
НРК
|
Уровень
ОРК
|
Область профессиональной деятельности:
3. Содержание и ремонт транспортной инфраструктуры, обновление парка транспортных машин и оборудования
|
Требования к личностным
и профессиональным компетенциям
|
Требования к умениям
и навыкам
|
Требования к знаниям
|
1
|
1
|
Исполнительские действия под непосредственным руководством по реализации простейших функций при подготовке к монтажу и демонтажу несложного оборудования.
Выполнение элементарных действий по заранее разработанным работодателем алгоритмам, с сопоставлением своих действий с заранее определенным работодателем критериями, определяющими пространственно-временные, физиологические или функциональные характеристики этих действий.
|
Выполняет типовые несложные практические задания, применяет в работе навыки самонаблюдения и самодисциплины.
Осуществляет самоконтроль обеспечения безопасности своих действий в соответствии с нормативами и требованиями правил, определяющих общетехническую, пожарную, специальную и экологическую безопасность труда.
|
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий.
Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ.
|
2
|
2
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности в реализации подготовительных и заключительных функций по обеспечению эксплуатационно-технического обслуживания оборудования средств связи.
Формирование заданий на выполнение элементарных действий в рамках заранее разработанных, выполняемых в текущем моменте алгоритмов, для персонала первого квалификационного уровня.
|
Выбирает способ работы на основании инструкций и выполняет несложные практические задания, применяет в работе навыки самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Осуществляет выдачу заданий персоналу первого уровня и контроль за их исполнением. Осуществляет координацию своих действий и персонала первого уровня в рамках выполняемого алгоритма работ. Проводит согласование выполнения подготовленных регулирующих решений с персоналом вышестоящего уровня.
|
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности. Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ.
|
3
|
3
|
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, ответственность за выполнение поставленных задач в проведении профилактического осмотра оборудования, выполнении подготовительных и заключительных функций по обеспечению эксплуатационно-технического обслуживания оборудования средств связи, а также по анализу технического задания, изыскательным работам на местности, подготовке проектно-сметной документации.
Принятие решений по регулирующим воздействиям, обеспечивающим поддержание установленных параметров технологических режимов, условий безопасности и экономичности функционирования систем и установок. Определение адекватности и достаточности этих воздействий, состоянию технологического режима и условиям безопасности.
|
Обладает навыками самооценки, самоопределения и самоорганизации. Самостоятельно определяет способ выполнения поставленной нормы, предмет и средства труда.
Осуществляет координацию своих действий и действий персонала первого и второго уровней в рамках выполняемого алгоритма работ. Координацию своих действий с параллельно работающими работниками в рамках, определяемых заданием и выполняемым алгоритмом работ.
|
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности.
Ведение, установленной для рабочего места технической документации.
Формирование производственных заданий, в рамках ведения технологических режимов, для персонала первого и второго квалификационных уровней.
Сбор информации о состоянии технологических режимов и оборудования и передача этой информации на параллельный или контролирующий уровень в соответствии с требованиями организационно-технической документации.
|
4
|
4
|
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за подбор инструментов, инвентаря и средств диагностирования
Сложность: решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбор путей осуществления деятельности из известных, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Анализ состояний технологических режимов и условий обеспечения безопасности технических систем, закрепленных за рабочим местом, в течение рабочего дня, с целью опережающего принятия решений по возможным регулирующим воздействиям в случаях негативных результатов этого анализа.
Планирование, формирование заданий и контроль деятельности первого, второго и третьего уровней, в течение рабочего дня, по ведению технологических режимов технических систем всех зон обслуживания, закрепленных за рабочим местом. Ответственность за собственное обучение и обучение других.
|
Применяет в работе навыки самоопределения и самонормирования. Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала первого, второго и третьего уровней, в течение рабочего дня.
Осуществляет ведение, установленной для рабочего места, технической документации.
Обладает навыками выбора необходимых технических средств диагностирования.
Навыками выбора необходимых технологических операций по обнаружению неисправностей транспортных средств.
Навыками по монтажу, эксплуатации и обслуживанию средств диагностирования транспортных средств.
Навыками по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств диагностирования транспортных средств.
|
Разработка технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов.
Сбор информации о состоянии технологических режимов и оборудования и передача этой информации на параллельный или контролирующий уровень в соответствии с требованиями организационно-технической документации.
Знание назначения имеющихся контрольно- диагностических приборов и принципов их работы, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Знание способов выполнения сложных операций по обнаружению неисправностей автотранспортных средств.
Знание технологии проведения технической диагностики автотранспортных средств, инструкций по эксплуатации и ремонту контрольно-диагностического оборудования.
Знание комплектации поставки имеющегося контрольно-диагностического оборудования и норма расхода материалов и запасных частей при проведении диагностирования
|
5
|
5
|
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность, за достоверность предоставляемой в техническую службу автотранспортного предприятия информации.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Исполнительско-управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке в структурированной непредсказуемой среде. Развитость способности к устной и письменной коммуникации.
|
Обладает навыками понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала четвертого уровня, в течение рабочего дня.
Осуществляет ведение, установленной для рабочего места, технической документации.
Реализовывает локальные мероприятия инновационной политики, в рамках заданий, формируемых персоналом вышестоящего уровня.
Обладает навыками работы со статистическими данными и обработки данных с помощью средств вычислительной техники.
Навыками подготовки технической документации, содержащей данные влияющие на стратегию деятельности предприятия.
Навыками по планированию мероприятий по диагностированию транспортных средств.
Навыками управления процессом диагностирования транспортных средств.
Навыками рационализации и модернизации технологического процесса диагностирования транспортных средств.
|
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании.
Сбор информации о состоянии технологических режимов и оборудования и передача этой информации на параллельный или контролирующий уровень в соответствии с требованиями организационно-технической документации.
Разработка и верификация технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов.
Знание методов определения остаточного ресурса работы транспортных средств на основе данных диагностирования, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Знание методов планирования и управления производством и принципов нормирования труда, нормативной технической документации в области нормирования труда.
Знание методов организации, контроля и оперативного управления процессом диагностирования транспортных сред.
Знание методов обеспечения эффективного использования контрольно-диагностических средств.
|
6
|
6
|
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса в структурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности показать глубокие знания и умения в технической сфере. Проявляет лидерство и отвечает за результативность работы команды, за ее развитие в непредсказуемой среде.
Сложность: решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов, разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности.
Анализ эффективности и адекватности требованиям и условиям безопасности, действующих в подразделении предприятия технологий и технических решений и регулирование выявленных несоответствий.
Анализ аппаратурного оформления технологических процессов, действующих в подразделении предприятия, на техническое соответствие требованиям и условиям безопасности и эффективности, и регулирование выявленных несоответствий.
|
Применяет в работе навыки управления процессом работы, умеет выбирать методы, методики и критерии оценки для получения результатов, распределять и делегировать полномочия, формировать эффективные команды, а также принимать решения по ходу производственного процесса.
Обладает навыками по планированию, организации и проведению технического обучения работников предприятия.
Навыками по организации и управлению процессом обработки результатов диагностирования транспортных средств.
Навыками подбора диагностических работ при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств имеющейся на предприятии.
Навыками по анализу научно- технической информации, определению тенденций развития средств диагностирования транспортных средств.
Навыками по проектированию постов диагностики транспортных средств предприятия.
Навыками по разработке технологических процессов диагностирования технического состояния транспортных средств.
Навыками по управлению и контролю за составлением технической документации, содержащей данные, влияющие на стратегию деятельности предприятия.
|
Знание методов непрерывного образования и принципов технического обучения персонала, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Знание методов оценки персонала и способов повышения квалификации.
Знание в совершенстве методов управления процессом определения остаточного ресурса работы транспортных средств на основе данных диагностирования.
Знание в совершенстве процесса технического обслуживания и ремонта транспортных средств предприятия и необходимых диагностических работ в рамках этого процесса.
Знание современных методов анализа научно технической информации.
Знание принципов модернизации и обновления средств диагностирования транспортных средств с учетом современных тенденций.
Знание методов проектирования объектов инфраструктуры предприятия, отвечающих за проведение диагностирования транспортных средств.
Знание методов разработки технологических процессов диагностирования технического состояния транспортных средств.
|
7
|
7
|
Исполнительско-управленческая деятельность, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке в структурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности к устной и письменной коммуникации.
Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности организации, предполагающая и определение стратегии деятельности подразделения или организации с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации в неструктурированной непредсказуемой среде.
Развитость способности системно и комплексно осознавать возможные варианты жизнедеятельности конкретного объекта управления, адекватно оценивать время и вероятность возникновения этих вариантов, а также продолжительность их действия.
|
Применяет в работе навыки понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма.
Создает условия, обеспечивающие успешность деятельности персонала шестого уровня, в течение рабочего дня.
Осуществляет ведение, установленной для рабочего места, технической документации.
Реализует локальные мероприятия инновационной политики, в рамках заданий, формируемых персоналом вышестоящего уровня.
Обладает навыками анализа конкурентоспособности организации, рассматривая тенденции рынка. Умеет распознавать изменения в бизнес среде и определять стратегическое направление развития своего подразделения.
|
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании.
Сбор информации о состоянии технологических режимов и оборудования и передача этой информации на параллельный или контролирующий уровень в соответствии с требованиями организационно-технической документации.
Разработка и верификация технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов.
Знание жизненного цикла проектной деятельности, основных бизнес-процессов компании, основ управления персоналом, производство, менеджмент, психология управления, вопросы транспортной безопасности.
|
8
|
8
|
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Анализ поставленных целей и путей решения задач, определяющих содержание направленности деятельности, для разработки структуры управления, обеспечивающей достижение оптимальных результатов.
Планирование, организация и контроль исполнения планируемых мероприятий.
Анализ эффективности организационно-распорядительной деятельности. Разработка при необходимости регулирующих решений.
Анализ эффективности функционирования подчиненных подразделений. Разработка и организация исполнения при необходимости регулирующих решений.
Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятельность в трудовой деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов.
Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи и принимать стратегические решения на основании этих процессов.
Демонстрировать опыт операционального взаимодействия со способностью принятия стратегических решений в сложном окружении.
Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов.
|
Применяет в работе экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.
Создает условия обеспечивающие успешность деятельности персонала седьмого уровня в течении рабочего дня. Соблюдает условия, исключающие нарушения в соблюдении проектных пределов и условий безопасности при наличии необходимого уровня подготовки персонала и организации работ.
Выдает распоряжения, формирует задания в области организации деятельности подразделений и контроль их исполнения.
Исследует, разрабатывает, реализовывает и адаптирует проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений.
Обладает самыми продвинутыми и специализированными навыками и умениями, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в управлении и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику. Умениями генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.
|
Самое глубокое и полное знание области профессиональной деятельности, а также финансов, маркетинга, международных рынков.
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами. Организация научно-исследовательскими и проектными организациями в области разработки программ и проектных документов в соответствии внутренними стандартами предприятия, ГОСТами и другими нормативными документами.
|