Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью частных судебных исполнителей

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 17 марта 2014 года № 110. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 марта 2014 года № 9253

Действующий

      В соответствии с подпунктом 11) статьи 167 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за деятельностью частных судебных исполнителей.
      2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 304 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью частных судебных исполнителей» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6626, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 25 ноября 2010 года, № 320 (26381)).
      3. Комитету по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан (Ешмагамбетов Ж.Б.):
      1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его официальное опубликование в информационно-правовой системе «Әділет».
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан Ешмагамбетова Ж.Б.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Имашев

Утверждены        
приказом Министра юстиции
Республики Казахстан  
от 17 марта 2014 года № 110

Правила
осуществления контроля за деятельностью
частных судебных исполнителей

      1. Правила осуществления контроля за деятельностью частных судебных исполнителей (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11) статьи 167 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и определяют порядок осуществлению контроля за законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частными судебными исполнителями.
      2. Целью контроля являются:
      обеспечение законности в сфере частного исполнения судебных актов и доступности его населению;
      изучение соответствия практики частного исполнения нормам и требованиям действующего законодательства Республики Казахстан и международного права, регулирующего вопросы исполнительного производства.
      3. Задачами контроля являются:
      обеспечение соблюдения имущественных и неимущественных прав и законных интересов сторон исполнительного производства;
      обеспечение единообразия в правоприменительной практике частных судебных исполнителей;
      профилактика и предупреждение правонарушений в сфере исполнительного производства.
      4. Принципами осуществления контроля являются:
      объективность;
      беспристрастность;
      соблюдение профессиональной этики;
      обеспечение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а также самого частного судебного исполнителя.
      5. Проверка профессиональной деятельности частных судебных исполнителей предполагает:
      изучение и проверку состояния соблюдения проверяемым частным судебным исполнителем действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнительного производства при совершении исполнительных действий;
      анализ динамики, структуры и характера совершаемых исполнительных действий;
      проверку соблюдения частным судебным исполнителем требований, предъявляемых к делопроизводству, в том числе соблюдения требований к языку ведения делопроизводства;
      изучение состояния архива частного судебного исполнителя;
      изучение правильности и достоверности составления отчетности и учета исполнительных производств;
      соблюдение частным судебным исполнителем Кодекса профессиональной чести частного судебного исполнителя и выполнение им требований устава региональной коллегии частных судебных исполнителей.
      6. Виды проверок профессиональной деятельности частных судебных исполнителей:
      1) первичные проверки;
      2) плановые проверки;
      3) внеплановые проверки.
      7. Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) пункта 6 настоящих Правил, осуществляются в соответствии с единым графиком проверок (далее – график), составляемым уполномоченным органом.
      График проверок состоит из разделов, определяющих:
      1) сроки проведения проверок и список частных судебных исполнителей, у которых со дня начала профессиональной деятельности прошло не ранее шести месяцев и не более одного года (первичные проверки);
      2) сроки проведения проверок и список частных судебных исполнителей, у которых последняя проверка профессиональной деятельности была проведена более одного года назад (плановые проверки).
      8. График первичных проверок составляется ежеквартально и утверждается приказом руководителя уполномоченного органа не позднее 10 числа месяца, предшествующего соответствующему кварталу.
      График плановых проверок составляется на один календарный год и утверждается приказом руководителя уполномоченного органа не позднее 20 января соответствующего текущего года.
      График является основанием для проведения проверок профессиональной деятельности одного и того же частного судебного исполнителя не чаще одного раза в год.
      9. При составлении графика подлежат учету следующие факторы и обстоятельства:
      результаты предыдущих проверок;
      исполнение частным судебным исполнителем рекомендаций, полученных на предыдущих проверках;
      количество жалоб на действия (бездействия) частного судебного исполнителя;
      наличие отмененных исполнительных действий в судебном порядке, частных определений, внесенных судами в отношении частного судебного исполнителя;
      наличие актов прокурорского реагирования в отношении частного судебного исполнителя.
      10. Для осуществления первичных и плановых проверок приказом руководителя уполномоченного (территориального) органа по согласованию с Республиканской (региональной) коллегией частных судебных исполнителей образовываются комиссии из числа сотрудников уполномоченного (территориального) органа, представителей Республиканской (региональной) коллегии частных судебных исполнителей в составе не менее трех человек. К осуществлению проверок могут привлекаться работники других государственных органов, необходимых для проведения проверки законной деятельности частного судебного исполнителя.
      11. В приказе кроме персонального состава комиссии отражаются фамилия, имя, отчество (при наличии) частного судебного исполнителя, чья профессиональная деятельность подлежит проверке, основания проверки, сроки, устанавливаемые для осуществления проверки, период работы частного судебного исполнителя, который охватывается проверкой.
      Приказом также утверждается председатель комиссии, на которого возлагается надлежащая организация проверки и координация деятельности членов комиссии.
      12. Проверяемый частный судебный исполнитель ознакамливается с приказом не позднее пяти рабочих дней до начала проверки (первичной, плановой) под роспись.
      В случае отказа частного судебного исполнителя от ознакомления с приказом о проверке, комиссией в произвольной форме составляется протокол об отказе. Отказ частного судебного исполнителя от ознакомления с приказом не является основанием для отмены проверки.
      13. Первичная проверка деятельности частного судебного исполнителя предполагает изучение и проверку:
      наличия правоустанавливающего документа на занимаемое помещение или договора аренды, использования помещения частным судебным исполнителем по назначению, соблюдения требований к местонахождению и оборудованию конторы частного судебного исполнителя;
      соблюдения делопроизводства, состояния архивного помещения, условий хранения печати и бланков частного судебного исполнителя, ведения и хранения исполнительных производств, нарядов, учетных журналов и книг;
      создания частным судебным исполнителем условий труда для сотрудников, работающих по найму (наличие трудового договора, предоставление рабочих мест, обеспечение социальной защиты);
      организация приема граждан;
      состояния информационно-нормативного обеспечения деятельности частного судебного исполнителя;
      соблюдения законодательства об исполнительном производстве при совершении исполнительных действий;
      правильности и достоверности составления отчетности и учета исполнительных производств.
      14. Основанием для проведения внеплановых проверок служат жалобы на действия (бездействия) частного судебного исполнителя, акты прокурорского реагирования, процессуальные документы правоохранительных органов, частные определения судов в отношении частного судебного исполнителя.
      Для осуществления внеплановой проверки приказом руководителя уполномоченного (территориального) органа по согласованию с Республиканской (региональной) коллегией частных судебных исполнителей образовывается комиссия из числа сотрудников уполномоченного (территориального) органа, представителей Республиканской (региональной) коллегии частных судебных исполнителей в составе не менее трех человек.
      15. В приказе кроме персонального состава комиссии отражаются фамилия, имя, отчество частного судебного исполнителя, основания проверки, сроки, устанавливаемые для осуществления проверки.
      Приказом также утверждается председатель комиссии, на которого возлагается надлежащая организация проверки и координация деятельности членов комиссии.
      16. При проведении внеплановой проверки частный судебный исполнитель ознакамливается с приказом о проведении внеплановой проверки на следующий день после вынесения приказа под роспись.
      В случае отказа частного судебного исполнителя от ознакомления с приказом о проведении внеплановой проверки, комиссией составляется протокол об отказе. Отказ частного судебного исполнителя от ознакомления с приказом не является основанием для отмены проверки.
      17. Члены комиссии:
      осуществляют выход по месту работы частного судебного исполнителя;
      получают у проверяемого частного судебного исполнителя сведения об исполнительных действиях, в том числе отчетные, необходимые для проведения проверок;
      получают личные объяснения от частного судебного исполнителя, касающиеся совершенных им исполнительных действий;
      знакомятся с частными определениями судов, актами прокурорского реагирования, справками о результатах предыдущих проверок, проведенных контрольно-надзорными органами;
      знакомятся с материалами исполнительных производств, находящихся на исполнении у проверяемого частного судебного исполнителя;
      получают необходимые копии документов, отчетов, а также копии материалов исполнительного производства.
      18. Членам комиссии необходимо:
      быть объективными и беспристрастными;
      знать положения и требования действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнительного производства, Кодекса профессиональной чести частного судебного исполнителя, уставов коллегий частных судебных исполнителей;
      не посягать на независимость частных судебных исполнителей при совершении ими исполнительных действий;
      не разглашать сведения, которые им стали известны при проведении проверки;
      соблюдать профессиональную этику.
      19. Частный судебный исполнитель в ходе проведения проверки его деятельности:
      предоставляет комиссии для ознакомления сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами;
      представляет комиссии все требуемые для ознакомления материалы исполнительных производств и отчеты;
      при необходимости дает письменные и устные пояснения, комментарии к своим исполнительным действиям, а также предоставляет копии документов, копии материалов исполнительного производства;
      принимает меры по устранению выявленных ошибок и нарушений при совершении исполнительных действий.
      20. В случае отсутствия частного судебного исполнителя на момент проверки по уважительным причинам (нахождения в трудовом отпуске, по листу временной нетрудоспособности и другим основаниям,) срок проведения проверки (первичной, плановой, внеплановой) приостанавливается до выхода частного судебного исполнителя.
      Подтверждающие документы об уважительных причинах отсутствия представляются частным судебным исполнителем в региональную коллегию частных судебных исполнителей для последующего направления региональной коллегией в уполномоченный (территориальный орган).
      21. Результаты проверки отражаются в справке комиссии, составляемой в трех экземплярах, подписываемой всеми членами комиссии.
      Копия справки о проведенной уполномоченным органом проверки направляется в территориальный орган, Республиканскую коллегию частных судебных исполнителей и частному судебному исполнителю.
      Копия справки о проведенной территориальным органом проверки направляется в уполномоченный орган, региональную коллегию частных судебных исполнителей и частному судебному исполнителю.
      22. Справка содержит подробный анализ ситуации, оценку и выводы комиссии, а также конкретные рекомендации с указанием сроков их реализации. В тексте справки могут быть также отражены особые мнения членов комиссии.