Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 06.01.2015 № 7 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях совершенствования работы по организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы.
2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 93 от 13 августа 2012 года «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7872, опубликован 12 сентября 2012 года в газетах «Егемен Қазақстан» № 598-602 и «Казахстанская правда» № 306-307).
3. Начальнику Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание (Исаков Н.А.) принять меры к государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. С настоящим приказом ознакомить начальников и сотрудников структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры, направить прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
6. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан А. Даулбаев
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 6 января 2014 года № 2
ИНСТРУКЦИЯ
по организации прокурорского надзора за соблюдением законности
при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных
учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест
лишения свободы
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Конституцией, Уголовным, Уголовно-процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, законами Республики Казахстан «О Прокуратуре», «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и детализирует порядок осуществления надзора за соблюдением прав лиц, помещенных в специальные учреждения в ходе уголовного процесса, производства по делу об административном правонарушении, отбывающих уголовное наказание, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, а также лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
2. Заместители Генерального Прокурора, начальник Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание Генеральной прокуратуры, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов и районов обеспечивают высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных законодательных актов в исправительных учреждениях, следственных изоляторах и органах Комитета уголовно-исполнительной системы, специальных приемниках, изоляторах временного содержания, подразделениях общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Казахстан и следственных изоляторах Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, принимают меры по выявлению и устранению любых нарушений законности.
3. Надзор за законностью при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы обеспечивает соблюдение норм уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, административного законодательства, других нормативных правовых актов при исполнении уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия, производства по делам об административных правонарушениях, защиту конституционных прав, свобод и законных интересов задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, а также лиц, в отношении которых установлен административный надзор, соблюдение порядка и условий содержания в специальных и исправительных учреждениях, исполнения законодательства, регулирующего порядок реабилитации репрессированных лиц, выплаты им денежных компенсаций и предоставления льгот.
4. Основные понятия и условные обозначения, используемые в настоящей Инструкции:
1) Департамент по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание - Департамент;
2) прокурор области – прокурор области, городов Астана, Алматы, Главный военный прокурор, Главный транспортный прокурор;
3) сотрудник департамента – должностное лицо департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
4) помощник прокурора области – помощник или старший помощник прокурора области по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание;
5) сотрудник управления - начальник, заместитель начальника, старший прокурор, прокурор управления прокуратуры области и приравненной к ней по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание;
6) прокурор – городской, районный прокурор, транспортный и военный прокурор, его заместители, старшие помощники и помощники прокурора;
7) зональный принцип надзора – закрепление за сотрудником Департамента осуществления контроля за деятельностью отдельных прокуратур областей по обеспечению исполнения требований настоящей Инструкции;
8) предметный принцип надзора – закрепление за сотрудником Департамента проведения анализа и обобщения, разработки методики проверки состояния прокурорского надзора и законности по исполнению отдельных вопросов законодательства, регулирующих исполнение уголовных наказаний, порядка и условий содержания задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных;
9) сотрудник – сотрудник уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел (далее - ОВД) и Комитета национальной безопасности (далее - КНБ);
10) задержанный – лицо, в отношении которого применена мера принуждения, выражающееся в кратковременном, не более 72 часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским или административным делам, а также применения иных мер принудительного характера, и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренными законом;
11) подозреваемый - лицо, в отношении которого на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, возбуждено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осуществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъявления обвинения;
12) обвиняемый – лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также лицо, в отношении которого составлен и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения или протокол упрощенного досудебного производства либо следователем составлен протокол упрощенного досудебного производства;
13) специальный приемник (далее - спецприемник) - специальное учреждение органов внутренних дел, предназначенное для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту;
14) административно-арестованный – лицо, в отношении которого судом применен административный арест;
15) следственно-арестованный - подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого судом в качестве меры пресечения избран арест;
16) изолятор временного содержания (далее - ИВС) - специальное учреждение, предназначенное для содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также в установленных статьей 152 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК) случаях обвиняемых, подсудимых и осужденных;
17) следственный изолятор (далее - СИ) – специальное учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также направленных для обеспечения правопорядка в исправительном учреждении и переведенных в порядке статьи 68 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее – УИК);
18) специальное учреждение – специальный приемник, изолятор временного содержания и следственный изолятор;
19) исправительное учреждение - тюрьма, колония общего, строгого и особого режима, воспитательная колония и колония-поселение, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы;
20) осужденный – обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор;
21) подучетный – лицо, осужденное к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденное, состоящее на учете в уголовно-исполнительной инспекции Комитета уголовно-исполнительной системы;
22) УДООН - условно-досрочное освобождение (далее - УДО) от отбывания наказания;
23) поднадзорный - лицо, в отношении которого судом установлен административный надзор, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;
24) служба пробации - служба в уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющая комплекс мер социально-правового характера в отношении условно осужденного в период испытательного срока и нахождения под пробационным контролем для дальнейшей коррекции их поведения с целью предупреждения совершения ими новых преступлений;
25) электронное средство слежения (электронный браслет) – электронное устройство для обеспечения надлежащего контроля и получения информации о месте нахождения лица, осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденного, состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции Комитета уголовно-исполнительной системы;
26) чрезвычайное происшествие – стихийное бедствие природного или техногенного характера, факт совершения задержанными, административно- и следственно-арестованными, осужденными группового (два и более лиц) неповиновения требованиям администрации специальных и исправительных учреждений, членовредительства, захвата заложника, погрома (умышленного уничтожения имущества), массового беспорядка, побега, коллективного отказа от выполнения оплачиваемых видов работ, от приема пищи, применения сотрудниками пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств в отношении задержанного, административно- и следственно-арестованного, осужденного, совершения сотрудниками и работниками Республиканского государственного предприятия «Енбек» преступлений и правонарушений коррупционного характера, насильственная смерть лица, содержащегося в специальном или исправительном учреждении;
27) спецсообщение – немедленное (в течение 3-х часов) электронной или факсимильной связью сообщение о чрезвычайном происшествии;
28) комплексная проверка - прокурорская проверка в целом состояния законности при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, состояния взаимодействия администрации исправительного учреждения с местными исполнительными и правоохранительными органами;
29) специалист - лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной сфере деятельности (здравоохранении, финансов, охране труда, социальном, противопожарном, санитарно-эпидемиологическом направлении и т.д.);
30) УИИ - уголовно-исполнительная инспекция Комитета уголовно-исполнительной системы;
31) ПОБ ОВД - подразделение общественной безопасности органов внутренних дел;
32) РГП «Енбек» - Республиканское государственное предприятие уголовно-исполнительной системы «Енбек» и его филиалы;
33) штрафные помещения - штрафной изолятор (далее - ШИЗО), помещение камерного типа (далее - ПКТ), одиночная камера (далее - ОК), карцер, дисциплинарный изолятор (далее - ДИЗО).
5. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при организации надзора за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание являются:
1) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, организованной преступностью, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств в специальных и исправительных учреждениях;
2) соблюдение конституционных прав и свобод задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, лиц УДООН и поднадзорных;
3) соблюдение законодательства, направленного против пыток, а также обеспечение задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, условиями содержания, приближенными к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на первом Конгрессе ООН 30 августа 1955 года;
4) соблюдение законодательства, направленного на адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
5) состояние законности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных.
6. Прокурорский надзор обеспечивается на основе ежеквартального анализа состояния законности в ПОБ ОВД, УИИ, специальных и исправительных учреждениях.
7. Проверки состояния законности в деятельности специальных и исправительных учреждений, УИИ, ПОБ ОВД, органов социальной защиты населения проводятся на основании постановления о назначении проверки, в соответствии с планами работ, по заданиям и поручениям руководства Генеральной и областных прокуратур, фактам чрезвычайных происшествий, публикациям в средствах массовой информации, обращениям физических и юридических лиц.
В ходе проверки дается оценка состоянию законности в деятельности поднадзорных органов и эффективности прокурорского надзора.
8. Прокурор в пределах своей компетенции, с целью безотлагательного реагирования на явное нарушение законности, прав и законных интересов задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, проверяет в любое время суток ПОБ ОВД, УИИ, специальные и исправительные учреждения.
При необходимости к проверкам привлекаются специалисты.
Регистрации в территориальных подразделениях Комитета по правовой статистике и специальным учетам подлежат постановления о проведении проверок субъектов частного предпринимательства.
Результаты проверки оформляются в виде справки, в которой отражаются место и время проведения проверки, должность, фамилия, имя, отчество проверяющего, выявленные нарушения законности, недостатки и упущения в работе, причины и условия, способствовавшие этому, предлагаемые варианты реализации результатов проверок, пути и способы их устранения.
9. Со справкой о результатах проверки ознакамливаются первые руководители проверяемого органа либо исполняющие их обязанности, а также прокурор, обеспечивающий надзор за деятельностью этого органа.
10. Результаты плановых мероприятий и проверок регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях, коллегиях прокуратур областей либо Координационных советах по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
11. В Генеральной прокуратуре на постоянной основе заслушиваются прокуроры областей и их заместители по вопросу соблюдения прав лиц, задержанных, административно-арестованных, содержащихся под стражей, отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных.
12. Акты прокурорского надзора, адресованные в органы, учреждения и ведомства, должностным лицам областного уровня, направляются через прокуратуру области или приравненную к ней, центрального уровня - через Генеральную прокуратуру.
При этом устанавливается контроль над фактическим устранением выявленных нарушений законности.
По фактам оставления без надлежащего рассмотрения и реагирования актов прокурорского надзора, принимаются предусмотренные законом меры.
13. При проведении проверок изучается законность нормативных правовых актов, приказов и распоряжений, издаваемых органами уголовно-исполнительной системы, внутренних дел, КНБ по вопросам исполнения уголовных наказаний, содержания задержанных, административно-арестованных, следственно-арестованных и осужденных в специальных и исправительных учреждениях, а также осуществления контроля за поведением лиц УДООН и поднадзорных.
14. В органах прокуратуры в отношении лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах, заводятся надзорные производства.
2. Организация надзора за соблюдением законности при исполнении
наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и
осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения
свободы
Параграф 1. Организация надзора Департаментом
15. Сотрудниками Департамента:
1) в соответствии со Стратегическим, операционным и квартальными планами работы Генеральной прокуратуры и Департамента, во взаимодействии и в координации со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, нижестоящими прокуратурами, заинтересованными министерствами и ведомствами, на основе четкого разграничения должностных обязанностей и установления личной ответственности каждого за состоянием дел на порученном участке и по зонально-предметному принципу организуется и проводится постоянный и действенный надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, административно-арестованных, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных в Республике;
2) осуществляется непосредственный надзор за законностью правовых актов Правительства Республики Казахстан, министерств и ведомств Республики Казахстан по вопросам исполнения уголовных наказаний и реабилитации граждан, в деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы, Комитета административной полиции Министерства внутренних дел - по вопросам соблюдения законности в деятельности ИВС, спецприемников, а также при осуществлении контроля за поведением лиц УДООН и поднадзорных, КНБ Республики Казахстан – по вопросам соблюдения законности в деятельности СИ;
3) совместно с сотрудниками Департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности обеспечивается законность по курируемым линиям деятельности, инициируются совместные проверки и во взаимодействии вырабатываются меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка при исполнении уголовных наказаний и содержании лиц под стражей;
4) по представлениям прокуроров областей и обращениям осужденных изучается законность состоявшихся судебных постановлений, вынесенных при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров, на предмет принесения протеста;
5) организуются и проводятся учебные семинары и совещания, совместные проверки и стажирование помощников прокуроров областей, помощников Главных военного и транспортного прокуроров, обеспечивающих надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание, сотрудников управления, прокуроров, изучается и распространяется положительный опыт работы, вносятся предложения руководству Генеральной прокуратуры об ответственности нижестоящих прокуроров за упущения и недостатки в организации надзора;
6) проводится обобщение по обеспечению надзора за состоянием законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы, а также по приоритетным и зональным направлениям надзора, разрабатывается методика проверок;
7) по поручению руководства Генеральной прокуратуры проверяются обстоятельства чрезвычайного происшествия с выездом на место;
8) при проведении проверки на местах по фактам нарушения законности, требующим немедленного реагирования, самостоятельно выносятся акты прокурорского реагирования;
9) в целях изучения законности принятых решений территориальными прокурорами, должностными лицами правоохранительных и других государственных органов в регионах, а также судебных актов, по поручению руководства Генеральной прокуратуры истребуются уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы.
Параграф 2. Организация надзора прокуратурами областей и
приравненными к ним
16. Прокурорами областей и их заместителями:
1) организуется и обеспечивается надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, помещенных в специальные учреждения, отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных;
2) принимается участие в комплексных проверках специальных и исправительных учреждений.
В ходе проведения указанных проверок проводится прием задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, сотрудников и работников РГП «Енбек» по личным вопросам;
3) обеспечивается проведение своевременной проверки по фактам применения в специальных и исправительных учреждениях пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств сотрудниками к задержанным, следственно-арестованным и осужденным.
Поручается в течение десяти суток проверить законность решения об отказе в возбуждении уголовного дела по таким фактам;
4) оказывается содействие участникам национального превентивного механизма в их деятельности.
17. При поступлении информации о чрезвычайном происшествии в течение 3-х часов обеспечивается подготовка и направление спецсообщения в Департамент, в котором указывается: дата, время, место и обстоятельства чрезвычайного происшествия, причины, цели, способы, предметы и орудия, использованные при его совершении, общее количество лиц, принявших участие в нем с указанием фамилии, имени, отчества, статей по которым они привлекаются или осуждены, нахождение на оперативно-профилактическом учете (в случае 5 и более участников данные о них прилагаются к спецсообщению).
18. В целях обеспечения надлежащего надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности в специальных и исправительных учреждениях акцентируется внимание на тесное взаимодействие соответствующих подразделений прокуратур областей.
При необходимости поручается проведение совместных проверок и анализов с выработкой мер по обеспечению надлежащего режима в специальных и исправительных учреждениях.
19. Помощниками прокуроров областей, сотрудниками управления:
1) обеспечивается надзор за законностью в деятельности департаментов Комитета УИС, РГП «Енбек», специальных и исправительных учреждений (при возложении таких полномочий распоряжением прокурора области), департаментов внутренних дел – за исполнением законов в специальных учреждениях, законодательства об осуществлении контроля за лицами УДООН и поднадзорными, КНБ – за исполнением законов в СИ, а также за применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий;
2) по согласованию с подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры области проверяется законность проводимых оперативно-розыскных мероприятий в специальных и исправительных учреждениях;
3) осуществляется непосредственный контроль за деятельностью прокуроров по исполнению пунктов 32-56 настоящей Инструкции.
Оказывается организационная и методическая помощь прокурорам в обеспечении надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы, проводится стажирование и обучение в прокуратурах областей и приравненных к ним;
4) на постоянной основе проводится взаимодействие, планируются совместные мероприятия с общественными наблюдательными комиссиями по вопросам соблюдения прав задержанных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
5) незамедлительно проводятся проверки по всем обращениям членов общественных наблюдательных комиссий о нарушении прав лиц, содержащихся в специальных и исправительных учреждениях.
При выявлении нарушений законности принимаются меры прокурорского реагирования в отношении виновных должностных лиц.
20. При наличии сведений или поступлении обращения о применении в специальных и исправительных учреждениях пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств сотрудниками к задержанному, административно- и следственно-арестованному, осужденному, обеспечивается проведение проверки самостоятельно либо прокурором, органом уголовного преследования с вынесением процессуального решения.
По факту применения специальных средств к задержанному, административно- и следственно-арестованному, осужденному составляется заключение, утверждаемое курирующим заместителем прокурора области.
В заключении должны содержаться сведения о лице, месте, времени и обстоятельствах применения, а также данные о сотрудниках, применивших эти спецсредства, ссылка на нормативные правовые акты, регламентирующие применение специальных средств.
В резолютивной части заключения указываются выводы о законности либо нарушениях применения специальных средств.
К заключению прилагаются подтверждающие материалы.
21. Не реже одного раза в месяц проводятся проверки состояния законности в СИ, ИВС, а также в спецприемниках, расположенных в областных центрах.
При выявлении незаконно содержащихся под стражей лиц принимаются меры к немедленному их освобождению.
22. Проверки в ИВС и спецприемниках, расположенных в других населенных пунктах, проводятся в зависимости от состояния законности и соблюдения конституционных прав и свобод задержанных, административно- и следственно-арестованных.
При проведении проверки в специальных учреждениях проводится прием задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных и сотрудников по личным вопросам.
23. Организуется учет чрезвычайных происшествий и всех фактов применения оружия, специальных средств к задержанному, следственно-арестованному и осужденному, совершения покушения на побег (побега) из специальных и исправительных учреждений, членовредительства и суицида.
При получении информации о чрезвычайном происшествии незамедлительно (в течение часа) телефонной связью сообщается зональному сотруднику Департамента.
24. В СИ проверяется:
1) законность содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных с обращением внимания на соблюдение администрацией учреждения требований уголовно-процессуального законодательства в части своевременности уведомления соответствующих органов об истечении срока ареста обвиняемого и принятие решения о его освобождении из-под стражи;
2) соблюдение требований УПК в части своевременности направления прокурору жалобы следственно-арестованного;
3) обеспечение материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;
4) своевременность проведения медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений при помещении следственно-арестованных, осужденных в следственный изолятор и каждом возвращении их после проведенных следственных действий и судебного разбирательства;
5) соблюдение требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза среди следственно-арестованных и осужденных;
6) соответствие инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;
7) состояние законности использования бюджетных средств, выделенных на содержание задержанных, следственно-арестованных и осужденных;
8) в течение 48 часов законность водворения следственно-арестованных в карцер;
9) своевременность возвращения следственно-арестованных из изоляторов временного содержания в следственный изолятор;
10) своевременность направления осужденных из следственных изоляторов в исправительные учреждения;
11) соблюдение требований законодательства, регулирующего вопросы раздельного размещения следственно-арестованных;
12) законность оставления осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
13) своевременность и законность рассмотрения вопросов о переводе осужденных в колонию-поселение, условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, направления злостных нарушителей режима содержания для отбытия наказания в исправительное учреждение;
14) законность наложения взысканий на подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их поощрения;
15) соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
25. В ходе проверок, при выявлении явных нарушений законности, требующих немедленного реагирования, вносятся акты прокурорского надзора.
26. Принимается обязательное участие при рассмотрении судом первой инстанции вопросов, связанных с исполнением приговора, в отношении осужденных, оставленных в СИ для выполнения хозяйственных работ, а также в судах апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении жалоб и протестов на судебные постановления, вынесенных при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.
Распоряжением прокурора области участие в судах по вопросам, связанным с исполнением приговора, может быть возложено на соответствующее подразделение прокуратуры области и приравненной к ней, осуществляющее надзор за законностью судебных актов и представительству интересов государства по уголовным делам, либо прокуроров.
27. Проверки в ИВС и спецприемниках проводятся в соответствии с положениями пунктов 40-48 настоящей Инструкции.
28. Проверки в исправительных учреждениях проводятся в соответствии с положениями пунктов 33-39 настоящей Инструкции.
29. С целью обеспечения контроля за поведением лиц УДООН, поднадзорных, предупреждения рецидивной преступности раз в полугодие проводится сверка данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам о количестве лиц, УДООН и поднадзорных, освободившихся из учреждений, в том числе других регионов, прибывшие по месту жительства, о совершенных ими повторных преступлений со сведениями Департаментов внутренних дел.
30. Ежеквартально проводится анализ обеспечения надзора за состоянием законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы.
31. Обобщается по итогам года применение законодательства, регулирующего вопросы реабилитации граждан от политических репрессий.
Параграф 3. Организация надзора городскими и районными
прокуратурами
32. Городскими и районными прокурорами:
1) осуществляется надзор за законностью в деятельности исправительных учреждений, ИВС, спецприемников, исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия, за соблюдением законодательства о порядке контроля за лицами УДООН и поднадзорными, исполнением законов, регламентирующих выплату денежных компенсаций реабилитированным гражданам и предоставлении им льгот;
2) с выездом на место проверяется информация о применении специальных средств и физической силы сотрудниками к задержанному или административно-, следственно-арестованному, осужденному, с составлением заключения о законности и обоснованности действий администраций специальных и исправительных учреждений.
Заключение составляется по правилам, изложенным в пункте 20 настоящей Инструкции, и утверждается прокурором.
При наличии сведений или поступлении обращения о применении в специальном или исправительном учреждении пыток, недозволенных мер воздействия, проверка осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок рассмотрения заявления о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
3) принимаются меры по оказанию содействия участникам национального превентивного механизма в их деятельности, проводятся незамедлительно проверки по фактам нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством.
По результатам проверки при наличии оснований незамедлительно в течение трех рабочих дней подготавливаются и направляются в суд материалы в отношении виновных должностных лиц специальных и исправительных учреждений, иных организаций, подлежащих превентивному посещению;
4) на постоянной основе проводится взаимодействие, планируются совместные мероприятия с общественными наблюдательными комиссиями по вопросам соблюдения прав задержанных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Незамедлительно проводятся проверки по обращениям членов общественной наблюдательной комиссии о нарушении прав лиц, содержащихся в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
33. Раз в полугодие с участием прокурора области или его заместителя проводится комплексная проверка исправительных учреждений.
34. В течение 48 часов проверяется законность и обоснованность вынесенного администрацией исправительного учреждения постановления о водворении либо переводе осужденного в штрафное помещение, с составлением соответствующего заключения.
Ежемесячно проверяются в исправительных учреждениях условия содержания в штрафных помещениях.
Результаты проверки оформляются справкой, а также в соответствующем журнале проверяемого органа производится краткая запись о проведении проверки с указанием даты, времени, температурного режима, влажности воздуха, общего числа лиц, содержащихся в штрафных помещениях (с отдельным отражением количества лиц, водворенных в ШИЗО, ПКТ, ДИЗО и ОК) и обратившихся с жалобой осужденных.
35. Ежемесячно в исправительных учреждениях проводится прием осужденных, сотрудников колонии и работников РГП «Енбек» по личным вопросам.
36. Осуществляется надзор за законностью противодействия преступности и правонарушений среди осужденных, оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.
37. Обеспечивается надзор за дознанием в исправительных учреждениях, за законностью принятых решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в этом, принимается участие в судах при рассмотрении таких уголовных дел.
38. При получении информации о чрезвычайном происшествии незамедлительно (в течение часа) телефонной связью сообщается помощнику прокурора области, сотруднику управления.
39. На постоянной основе осуществляется надзор за законностью в исправительных учреждениях:
1) обеспечения надлежащими материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;
2) обеспечения режимных требований, анализа складывающейся дисциплинарной практики;
3) своевременного принятия администрацией исправительного учреждения мер по условно-досрочному освобождению осужденного, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и изменению вида исправительного учреждения;
4) своевременного проведения медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений при каждом прибытии осужденного в исправительное учреждение;
5) своевременного проведения освидетельствования специальной медицинской комиссией в отношении тяжело больных осужденных с рассмотрением вопроса о представлении их к освобождению в связи с болезнью;
6) соблюдения требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза, других инфекционных заболеваний среди осужденных;
7) принятия мер к начислению специальных государственных и пенсионных пособий несовершеннолетним и лицам, достигшим пенсионного возраста;
8) обеспечения осужденных оплачиваемой работой;
9) целевого использования бюджетных средств, выделенных на содержание осужденных;
10) соответствия инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;
11) применения законодательства об административных правонарушениях;
12) вынесения администрациями учреждений постановлений, приказов и распоряжений;
13) соблюдения законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
Примечание: по подпунктам 1), 4) – 11) настоящего пункта при необходимости к проверке привлекаются специалисты.
40. Обеспечивается неукоснительное соблюдение конституционных прав задержанных, подозреваемых, предусмотренных нормами УПК, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, проверяется своевременность и полнота оформления процессуальных документов, и их представления в ИВС и спецприемник.
41. Обращается внимание на законность содержания в ИВС подозреваемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, либо за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, работающих (обучающихся в учебных заведениях) и имеющих постоянное местожительство.
42. При наличии сведений или поступлении заявления о несвоевременном помещении фактически задержанного в ИВС:
изучается Книга учета лиц, доставленных в дежурную часть правоохранительного органа, на предмет соответствия времени изоляции и фактического составления протокола задержания подозреваемого;
проверяются комнаты для доставленных и задержанных в административном порядке лиц, и для разбирательства с задержанными лицами;
устанавливается местонахождение лица с момента фактического задержания до доставления его в ИВС, в том числе путем изучения процессуальных документов (допросы, проверки показаний на месте, обыски и другие);
проводится встречная проверка в Центрах адаптации несовершеннолетних, приемниках-распределителях, Центрах адаптации и детоксикации, практикуется сверка списков задержанных в порядке норм УПК и лиц, помещенных в указанные учреждения.
43. Обеспечивается соблюдение положений уголовно-процессуального законодательства в части своевременности принятия решения следователем, дознавателем либо руководителем администрации мест содержания при истечении процессуальных сроков об освобождении из-под стражи задержанных и следственно-арестованных.
В случае отсутствия в личном деле задержанного, административно- и следственно-арестованного соответствующего постановления решается вопрос об ответственности названных должностных лиц и освобождении данных лиц из-под стражи.
44. При поступлении сведений и обращения о применении в ИВС пыток, недозволенных мер воздействия, специальных средств к задержанному, административно- и следственно-арестованному, проверка осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проверки заявления о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
По результатам проверки обеспечивается принятие процессуального решения в отношении должностных лиц, допустивших нарушение конституционных прав задержанных и следственно-арестованных.
45. В ходе проверки ИВС обращается внимание на следующие вопросы:
1) составления протокола задержания следователем или дознавателем после фактического задержания;
2) соблюдения права задержанного на приглашение защитника и дачу показания в его присутствии;
3) разъяснения и предоставления задержанному права на немедленное сообщение по телефону или иным способом по месту своего жительства или работы о своем задержании и месте содержания, принятии мер по рассмотрению вопроса передачи несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей;
4) уведомления в течение 12 часов посольства, консульства или иного представительства государства, если задержанный является гражданином другого государства;
5) соблюдение требований УПК в части своевременности направления прокурору жалобы задержанного и следственно-арестованного;
6) надлежащее обеспечение материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;
7) соблюдение требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза, других инфекционных заболеваний среди задержанных и следственно-арестованных;
8) своевременность проведения медицинского освидетельствования на предмет наличия телесных повреждений при каждом помещении задержанных в ИВС;
9) соответствие инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;
10) состояние законности использования бюджетных средств, выделенных на содержание задержанных и следственно-арестованных;
11) соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
12) соблюдение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
46. В ходе проверки спецприемников обращается внимание на следующие вопросы:
1) порядок регистрации доставленных лиц (постановление судьи об аресте, протокол личного досмотра, документы, удостоверяющие личность);
2) надлежащее обеспечение материально-бытовыми условиями и медико-санитарными услугами;
3) соблюдение требований нормативных правовых актов, противодействующих распространению туберкулеза, других инфекционных заболеваний среди административно-арестованных;
4) обоснованность направления арестованного в медицинские организации и своевременность уведомления прокурора и судьи о данных фактах;
5) соответствие инженерно-технических средств охраны и зданий, предъявляемым требованиям;
6) состояние законности использования бюджетных средств, выделенных на содержание административно-арестованных;
7) соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
47. В ИВС проверки проводятся ежедневно, а в спецприемниках еженедельно, с отражением их результатов в специальном журнале учета проверок.
При необходимости к проверке привлекаются специалисты.
В случае выявления нарушений законности составляется справка с отражением установленных проверкой фактов.
Практикуется проведение проверок в ночное время, в праздничные и выходные дни, в том числе с использованием видеосъемки.
48. При проведении проверок задержанные, административно-арестованные, заключенные под стражу принимаются по личным вопросам.
49. С целью обеспечения неукоснительного исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия обеспечивается ежеквартальная сверка данных суда о количестве лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и к иным мерам уголовно-правового воздействия, со сведениями УИИ о численности лиц, поставленных на учет.
50. Не реже одного раза в полугодие проводится проверка состояния законности в деятельности УИИ, в ходе которого обращается внимание на следующие вопросы:
1) своевременность заведения контрольных дел в отношении подучетных лиц;
2) состояние исполнения ведомственных приказов и инструкций, регулирующих порядок составления контрольных дел и осуществления контроля за подучетными лицами;
3) состояние исполнения совместных с органами внутренних дел ведомственных приказов и инструкций, регулирующих порядок осуществления контроля за подучетными лицами;
4) своевременность выявления отсутствия подучетных лиц по месту жительства и принятия мер для объявления их в розыск;
5) принятие надлежащих мер к подучетным лицам, злостно уклоняющимся от отбывания наказания и скрывающимся от контроля;
6) состояние работы по борьбе с рецидивной преступностью и правонарушениями среди подучетных;
7) фактическое привлечение подучетных к общественным и исправительных работам;
8) порядок осуществления пробационного контроля за поведением подучетных и оказания им социальной помощи со стороны уполномоченных государственных, в том числе исполнительных, органов;
9) состояние законности при применении электронных браслетов.
51. Не реже одного раза в полугодие проводится проверка состояния законности в деятельности ПОБ ОВД, в ходе которого обращается внимание на следующие вопросы:
1) состояние законности при осуществлении контроля за лицами, освободившимися на УДО;
2) своевременность постановки на профилактический учет и заведения контрольных дел в отношении освобожденных на УДО;
3) уведомление органов УИС о прибытии по месту жительства и постановке на учет освобожденных на УДО;
4) состояние исполнения ведомственных приказов и инструкций Министерства внутренних дел, регулирующих порядок осуществления контроля за освобожденными по УДО;
5) соблюдение срока установления ограничений по обязанностям, возложенным на них судом;
6) принятие надлежащих мер в отношении освобожденных на УДО, совершивших неоднократные административные правонарушения, за которые налагались административные взыскания, или злостно уклоняющихся от исполнения обязанностей;
7) полнота принимаемых мер по предупреждению совершения освобожденными на УДО преступлений и правонарушений;
8) состояние законности при исполнении Закона Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ведомственных приказов и инструкций МВД, регулирующих порядок осуществления контроля за поднадзорными;
9) своевременность постановки на профилактический учет поднадзорного и уведомления об этом исправительное учреждение, откуда поступило постановление об установлении административного надзора;
10) принятие надлежащих мер в случае неприбытия в установленный срок к избранному месту жительства поднадзорного;
11) законность установления ограничений, применяемых в отношении поднадзорных;
12) полнота принимаемых мер по предупреждению совершения поднадзорными преступлений и правонарушений;
13) законность привлечения поднадзорных к административной ответственности;
14) своевременность принятых мер по сбору материалов для последующего возбуждения уголовного дела в отношении поднадзорных лиц;
15) своевременность прекращения контрольных дел.
52. С целью обеспечения контроля за поведением освобожденных на УДО, поднадзорных, предупреждения рецидивной преступности, раз в полугодие проводится сверка данных между судом, территориальным подразделением Комитета по правовой статистике и специальным учетам и ОВД, в том числе по количеству лиц, в отношении которых установлен административный надзор, о количестве лиц, освобожденных на УДО и поднадзорных, освободившихся из учреждений, о совершенных ими повторных преступлений.
53. В городских, районных и сельских акиматах проверяется наличие решения об определении объекта для привлечения осужденных к общественным работам.
54. Осуществляется надзор за соблюдением городскими и районными органами социальной защиты населения и исполнительными органами законодательства, регулирующего порядок выплаты денежных компенсаций и пособий реабилитированным гражданам и предоставления им льгот.
55. Принимается обязательное участие в судах первой инстанции при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора в отношении осужденных, в судебных заседаниях по гражданским делам в интересах осужденных несовершеннолетних и пенсионеров, а также представляются интересы государства в суде при рассмотрении споров, где стороной является администрация учреждения либо РГП «Енбек».
56. В установленные законом сроки проверяется законность судебных постановлений, вынесенных в порядке исполнения приговора, приносятся апелляционные протесты, а в случае пропуска срока, вносятся в прокуратуру области или приравненную к ней представления о принесении кассационного протеста.
3. Взаимодействие и разграничение полномочий прокуроров
при осуществлении надзора за соблюдением законности при
исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях
и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения
свободы
57. Департаментом, подразделениями областных и приравненных к ним прокуратур, городскими, районными, транспортными, военными прокурорами во взаимодействии и разграничении функций обеспечивается надзор за соблюдением прав лиц, задержанных, административно- и следственно-арестованных, отбывающих уголовное наказание, УДООН и поднадзорных.
58. Главным военным прокурором, его курирующим заместителем, помощниками, региональными и гарнизонными военными прокурорами осуществляется надзор за соблюдением законности содержания лиц на гауптвахтах военных правоохранительных органов, в помещениях, определенных капитанами морских судов, начальниками пограничных отрядов, исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении военнослужащих, предусмотренных Уголовным кодексом, в деятельности Внутренних войск по охране исправительных учреждений, несению контролерской службы и конвоированию специального контингента, а также реабилитации граждан от массовых политических репрессий, осужденных военными трибуналами.
При чрезвычайных происшествиях (совершения следственно-арестованным и осужденным преступлений и правонарушений в пути следования), по вопросу соответствия инженерно-технических средств охраны исправительных учреждений, предъявляемым требованиям, деятельности контролерской службы, практикуются совместные проверки военными прокурорами и управлениями (группами) прокуратур областей по надзору за законностью прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание, городскими (районными) прокурорами.
59. Главным транспортным прокурором, его курирующим заместителем, помощниками и транспортными прокурорами осуществляется надзор за деятельностью ИВС органов внутренних дел на транспорте, в соответствии с положениями пунктов 40-45 настоящей Инструкции.
60. Подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры области, города, района осуществляется надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах, территориальных департаментах Комитета УИС и СИ органов национальной безопасности.
61. Помощниками прокуроров областей, сотрудниками управления во взаимодействии:
1) с подразделением, осуществляющим надзор за применением международных договоров, обеспечивается законность исполнения требований (просьб) учреждений юстиции иностранных государств об исполнении приговора на их территории, а также содержания под стражей и транзитной перевозки следственно-арестованного и осужденного в иностранные государства;
2) с подразделением, осуществляющим надзор за законностью уголовного процесса, обеспечивается направление информации о ходе и результатах предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, возбужденных в отношении следственно-арестованных, осужденных, сотрудников и работников РГП «Енбек».
62. Прокурорами принимается непосредственное участие при рассмотрении в суде возбужденных ими дел об административных правонарушениях и обеспечивается проверка законности судебных актов по этим делам, приносятся протесты.
63. Ежеквартально проводится анализ обеспечения надзора за состоянием законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы.
4. Заключительные положения
64. Основными критериями оценки деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы определить:
1) обеспечение верховенства закона при отбывании уголовных наказаний и применении мер процессуального принуждения;
2) неукоснительное соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов задержанного, административно- и следственно-арестованного, осужденного, лица УДООН и поднадзорного;
3) недопущение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
65. Прокурорами областей в Департамент к 30 числу каждого месяца направляются информации о результатах проверок и принятых мерах по чрезвычайным происшествиям и всем фактам применения оружия, специальных средств к задержанному, административно- и следственно-арестованному, осужденному, совершения покушения на побег (побега) из специальных и исправительных учреждений, членовредительства и суицида.
66. Ежеквартально проводимые анализы обеспечения надзора за состоянием законности при исполнении наказаний, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы представляются к обозначенным датам месяца следующего за окончанием квартала:
прокурорами городов и районов в прокуратуры областей и приравненные к ним к 1 числу;
прокурорами областей в Департамент к 5 числу;
Департаментом руководству Генеральной прокуратуры Республики Казахстан к 10 числу.
67. Департаментом и прокурорами областей по итогам работы за полугодие и год обобщается состояние законности отдельно по каждому приоритетному направлению надзора, указанному в подпунктах 1) – 3) пункта 5 настоящей Инструкции, где отмечаются причины и условия, способствующие нарушениям законности, и определяются пути их устранения.
Прокурорами областей информации по обобщениям представляются в Департамент к 5 июля и 5 января.
Департаментом и прокурорами областей обобщения состояния законности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание задержанных, административно- и следственно-арестованных, осужденных, а также по вопросу соблюдения законодательства, направленного на адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы проводятся по итогам года.
Прокурорами областей в Департамент информации по обобщению данных вопросов представляются соответственно к 1 марта и к 5 января.
68. Департаментом и прокурорами областей на постоянной основе проводится работа по инициированию и внедрению современных методов организации надзора, распространению положительного опыта надзорной деятельности, повышению квалификации сотрудников.
69. Проводится целенаправленная работа по повышению имиджа органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка в специальных и исправительных учреждениях, а также надзорной деятельности прокуроров.
70. Департаментом и прокурорами областей осуществляется взаимодействие с Институтом изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации кадров органов прокуратуры при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан имени С.Ескараева, другими высшими учебными заведениями, научными учреждениями, учеными-юристами по совершенствованию действующего законодательства.