В целях реализации подпункта 46-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и эффективного использования бюджетных средств ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Методику подушевого нормативного финансирования среднего образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту финансов и инвестиционных проектов (Нургожаевой Т.А.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в установленном порядке официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Галимову А.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 сентября 2013 года.
Министр А. Саринжипов
Приложение
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 30 октября 2013 года № 440
Методика
подушевого нормативного финансирования среднего образования
1. Общие положения
1. Настоящая Методика подушевого нормативного финансирования среднего образования(далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 46-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» с целью определения единого подхода при расчете нормативов финансирования обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение обязательного бесплатного среднего образования.
2. Подушевое нормативное финансирование включает финансирование расходов на образовательный процесс и образовательную среду организации среднего образования.
3. В расходы на образовательный процесс организации среднего образования включаются:
расходы на оплату труда работников;
взносы работодателя;
расходы на выплату пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску работников в размере одного должностного оклада;
учебные расходы (дополнительные учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия);
стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса – средства республиканского бюджета, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом.
Расходы на образовательный процесс организации среднего образования определяются на каждого обучающегося (подушевой норматив финансирования образовательного процесса).
Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса различается:
в зависимости от вида реализуемых образовательных программ: общеобразовательные, специализированные, специальные образовательные учебные программы, индивидуальное обучение на дому;
в зависимости от уровня реализуемой образовательной программы: предшкольная подготовка в предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, начальное, основное среднее, общее среднее образование;
в зависимости от места реализации образовательной программы: город, сельская местность.
4. Расходы на образовательную среду организации среднего образования включают расходы на оплату:
коммунальных услуг и услуг связи;
услуг по проведению текущего ремонта, содержанию и обслуживанию зданий и оборудования, содержанию пришкольных интернатов;
услуг по подвозу и организации питания учащихся;
затрат Фонда всеобщего обязательного среднего образования;
прочих услуг (финансовые услуги, налоговые и другие обязательные платежи в бюджет).
Расходы на образовательную среду финансируются исходя из фактических потребностей организаций среднего образования с учетом требований законодательства Республики Казахстан.
5. Финансирование образовательного процесса организации среднего образования осуществляется за счет средств республиканского бюджета, образовательной среды – за счет средств местных бюджетов.
В Методике учитываются расходы постоянного характера, связанные с финансированием образовательного процесса и образовательной среды в организациях среднего образования.
Капитальные расходы в Методике не учитываются. Капитальные расходы осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии со стратегическими и программными документами Республики Казахстан.
6. Администратором республиканской бюджетной программы по финансированию образовательного процесса в организациях среднего образования всех форм собственности является уполномоченный орган в области в образования.
Администраторами местных бюджетных программ по финансированию образовательной среды в государственных организациях среднего образования являются управления образования областей, городов Астаны и Алматы, отделы образования районов (городов областного значения).
7. Администратор республиканской бюджетной программы предусматривает дополнительные затраты на формирование стимулирующей составляющей в объеме финансирования образовательного процесса в процентном отношении к общему объему финансирования образовательного процесса.
2. Показатели, применяемые при расчете подушевого
норматива финансирования и объема финансирования
образовательного процесса
8. При расчете подушевого норматива финансирования и объема финансирования образовательного процесса используются:
1) базовый должностной оклад (далее – БДО), утверждаемый Правительством Республики Казахстан;
2) нормативная учебная нагрузка в неделю для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования:
18 часов – для работы в классах начального, основного среднего и общего среднего образования;
24 часа – для работы в предшкольных классах организаций среднего образования;
3) количество часов в неделю в соответствии с Типовыми учебными планами (далее - ТУП) по уровням образования:
22 часа – среднее число часов по типовому учебному плану на один класс предшкольной подготовки;
34 часа – среднее число часов по типовому учебному плану на один класс на начальное образование (с учетом деления на подгруппы);
44 часа – среднее число часов по типовому учебному плану на один класс на основное среднее образование (с учетом деления на подгруппы);
46 часов – среднее число часов по типовому учебному плану на один класс на общее среднее образование (с учетом деления на подгруппы);
8 часов – среднее число часов в неделю при индивидуальном обучении на дому на начальное образование;
10 часов - среднее число часов в неделю при индивидуальном обучении на дому на основное среднее образование;
12 часов - среднее число часов в неделю при индивидуальном обучении на дому на общее среднее образование;
4) расчетная (нормативная) наполняемость классов, за основу которой приняты нормы государственного общеобязательного стандарта образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080:
в городских общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях - 24 человека;
в сельских общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях - 20 человек;
5) предельная наполняемость классов для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1684 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков», составляет не более 25 учащихся, с учетом условий комплектования инклюзивных классов.
3. Расчет подушевого норматива финансирования и объема
финансирования образовательного процесса
9. Объем финансирования образовательного процесса организации среднего образования в год определяется по формуле:
ФОП = (Стzy* Контzy) + Фстим,
где:
ФОП – объем финансирования образовательного процесса организации среднего образования в год.
В случае реализации в одной организации среднего образования более одного вида образовательной программы ФОП определяется суммарно исходя из дифференциации стоимости одного обучающегося по видам образовательных программ и уровням образования.
Стzy – объем финансирования образовательного процесса в расчете на одного обучающегося в год (подушевой норматив финансирования в год) исчисляется по формуле:
Стzy = Трzy + Х,
где:
Трzy – годовой фонд оплаты труда педагогических работников, управленческого, административного, вспомогательного и технического персонала в расчете на 1 обучающегося в год,
X – учебные расходы с учетом цикла фондирования в расчете на одного обучающегося в год, которые равны одному месячному расчетному показателю, установленному законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год(2013 год – 1731 тенге).
Трzy рассчитывается по формуле в зависимости от вида образовательной программы (z) и уровня образования (y):
Трzy = Трzy осн. + Трzy комп., где
Трzy осн. = 12*Wf* (1+(f+In))*s,
Трzy комп. = ((1+(f+In)) *(ДО * (с + е) + r * МРП + ДОе) * t/n) / d,
где:
Трzy осн. – годовой фонд оплаты труда педагогических работников, управленческого, административного, вспомогательного и технического персонала без учета компенсационных выплат;
Трzy комп. – годовой размер денежных выплат компенсационного характера, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Пpиаpалье, и ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;
ДОe – пособие на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада для проживающих в зонах экологического бедствия;
Wf – фонд оплаты труда педагогических работников, управленческого, административного, вспомогательного и технического персонала в месяц, определяемый по формуле:
Wf= ((ДО * (с + е) + БДО * uzy+ ДО * h+ r * МРП )+Ое+Оr)* t/n/ d,
где:
ДО – должностной оклад одной педагогической ставки в месяц, который определяется путем умножения БДО на коэффициент 2,88;
с – коэффициент удорожания фонда оплаты труда за работу в сельской местности, который равен 1,25.
Для городской местности коэффициент равен 1,0;
е – коэффициент удорожания фонда оплаты труда за проживание в зонах экологического бедствия – 0,5;
БДО – базовый должностной оклад;
uzy – коэффициент доплат и надбавок:
для организаций среднего образования общего типа и специальных (коррекционных) организаций среднего образования (классов, групп) значение uz = 1,25;
для организаций среднего образования (классов, групп) с углубленным изучением отдельных предметов значение uz = 1,29.
h – коэффициент квалификационного уровня педагогических работников – 0,06.
Данный коэффициент отражает долю педагогических работников, получающих доплату за квалификационный уровень, в общей численности педагогических работников;
r - коэффициент удорожания фонда оплаты труда за проживание в зонах радиационного риска – 2,0;
МРП - месячный расчетный показатель, установленный законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год;
Оe – размер оплаты дополнительного отпуска для проживающих в зонах экологического бедствия из расчета длительности дополнительного отпуска – 12 календарных дней;
Оr – размер оплаты дополнительного отпуска для проживающих в зонах радиационного риска из расчета длительности дополнительного отпуска – 14 календарных дней;
t – количество часов в неделю по ТУП;
n – нормативная учебная нагрузка в неделю;
d – наполняемость классов;
f – коэффициент удорожания фонда оплаты труда на управленческий, административный, вспомогательный и технический персонал – 0,55;
in - коэффициент удорожания фонда оплаты труда на персонал пришкольных интернатов – 0,1.
Для организаций образования, не имеющих пришкольных интернатов, коэффициент равен 0;
12 – количество месяцев в году для перехода от расчета нормативных затрат в месяц к расчету нормативных затрат в год;
s – коэффициент налогов и отчислений, десятичная дробь, рассчитываемый по формуле: 1+(1-р)*sno, где:
р – коэффициент пенсионных отчислений, десятичная дробь – 0,10;
sno – коэффициент социального налога и социальных отчислений, десятичная дробь – 0,11;
z – индекс, отражающий вид образовательной программы (общеобразовательная, углубленная, индивидуальная (на дому));
y – индекс, отражающий уровень образования (предшкольная подготовка, начальное, основное среднее, общее среднее образование);
Контzy – контингент учащихся;
Фстим – стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса.
10. Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса для каждого последующего ребенка в составе численности, превышающей предельную наполняемость классов, снижается:
с 26 по 30 ребенка – на 4 %;
с 30 по 40 ребенка – на 5 %;
с 41 и более – на 6 %.