В целях реализации подпункта 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить следующие типовые правила деятельности видов специализированных организаций образования согласно их форме организации учебно-воспитательной деятельности:
1) Типовые правила деятельности специализированной школы, специализированного лицея (специализированной школы-лицей), специализированной гимназии (специализированной школы-гимназии) согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Типовые правила деятельности специализированной школы-интерната, специализированной школы-лицея-интерната, специализированной школы-гимназии-интерната, специализированной музыкальной школы-интерната, специализированной спортивной школы-интерната (специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва), специализированной хореографической школы-интерната (специализированной хореографической школы-интерната-училища), специализированной военной школы-интерната, лицея-интерната "Білім-инновация" согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) Типовые правила деятельности специализированной школы-комплекса согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра образования и науки Абенова М.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жумагулов
Приложение 1 |
Типовые правила деятельности специализированной школы, специализированного лицея (специализированной школы-лицей), специализированной гимназии (специализированной школы-гимназии)
1. Общие положения
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Типовые правила деятельности специализированной школы, специализированного лицея (специализированной школы-лицей), специализированной гимназии (специализированной школы-гимназии) (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон Республики Казахстан "Об образовании"), постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей" (далее - Типовые правила деятельности) и определяют порядок их деятельности, независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) специализированная гимназия (специализированная школа-гимназия) –
учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (зарегистрированным в Реестре государственный регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8424) (далее - учебные программы) и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;
2) специализированный лицей (специализированная школа-лицей) - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по естественно-математическому направлению в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;
3) специализированная школа - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, направленные на углубленное освоение обучающимися языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарования.
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Специализированная школа, специализированный лицей (специализированная школа-лицей), специализированная гимназия (специализированная школа-гимназия) (далее - специализированные школы) осуществляют деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об образовании", а также настоящими Правилами и разработанными на их основе уставом.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Основная цель специализированных школ – реализация элитарного образования, общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования и специализированных общеобразовательных учебных программ, разработанных на их основе, и инновационных педагогических технологий, обеспечивающих высокую эффективность обучения.
5. Задачи специализированных школ:
1) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
2) создание условий, обеспечивающих вариативность и многоуровневость образования одаренных детей;
3) развитие личностно-ориентированного образования одаренных детей;
4) формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору и освоению дополнительных и профессиональных образовательных программ;
5) обеспечение качественного усвоения основных общеобразовательных программ и дифференцированного обучения учащихся;
6) развитие навыков научно-исследовательской деятельности и творческих способностей учащихся.
6. Исключен приказом Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в специализированных школах не допускается.
2. Порядок деятельности специализированной школы, специализированного лицея (специализированной школы-лицея), специализированной гимназии (специализированной школы-гимназии)
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
8. Статус специализированных школ (тип, вид) отражается в ее уставе с учетом требований Типовых правил деятельности и настоящих Правил.
9. Государственная аттестация специализированных школ проводится в порядке, установленном в Законе Республики Казахстан "Об образовании".
10. Прием на обучение в специализированные школы производится на конкурсной основе.
Победители региональных, республиканских, международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам зачисляются в специализированные школы в соответствии с учредительными документами организации образования.
Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. Специализированными школами устанавливаются дополнительные конкурсные туры приема на обучение. Содержание и форма проведения отбора учащихся, порядок зачисления, отчисления, перевода и выпуска обучающихся осуществляется в соответствии с уставом организации образования.
12. Материально-техническое обеспечение, оснащение и оборудование специализированных школ республиканского значения осуществляется уполномоченным органом в области образования, специализированных организаций образования областного, города республиканского значения и столицы осуществляется местными исполнительными органами в области образования. Для обучения одаренных детей с особыми образовательными потребностями создаются необходимые условия с учетом их индивидуальных потребностей.
Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Специализированные школы осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами трех уровней образования:
1) первый уровень - начальное образование;
2) второй уровень - основное среднее образование;
3) третий уровень - общее среднее образование.
Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 15.01.2016 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. Организация образовательного процесса в специализированных школах осуществляется по рабочим учебным планам.
Рабочие учебные планы специализированных школ утверждаются администрацией организации образования и согласовываются с местными исполнительными органами в области образования.
15. Специализированные общеобразовательные учебные программы разрабатываются на основе учебных программ и направлены на углубленное освоение обучающимися языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, военного дела, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарований.
Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).16. Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части учебного плана и отражающим специфику направления, специализированные школы осуществляют самостоятельно.
17. Интегрированные образовательные программы подразделяются на межпредметные, межуровневые, международные. Для реализации интегрированных образовательных программ привлекаются ученые, академики, иностранные специалисты в области образования.
Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 15.01.2016 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18. Для решения задач дифференциации и индивидуализации обучения, развития у учащихся исследовательского интереса выделяются средства из расчета 4 часа в неделю для каждого класса по каждому профилирующему предмету, 0,25 ставки на каждый класс для индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности учащихся.
С учетом особенностей специализированной организации образования для одаренных детей также выделяются средства для оплаты отдельных курсов и лекций на договорной основе со специалистами высшей квалификации из расчета 1500 часов в год на школу. В случае организации ускоренного прохождения программы особо одаренными учащимися выделяются средства в объеме 0,25 ставки по каждому обязательному предмету;
Факультативные занятия и курсы по выбору проводятся в группах при наличии в них не менее 10 человек.
Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.11.2013 № 472 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).19. Специализированные школы самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения, определяемых их уставами.
20. Специализированные школы определяют области знаний внутрипрофилирующих предметов, а также прикладных курсов и факультативов в соответствии с запросами обучающихся и возможностями кадрового потенциала.
21. Осуществление профильной дифференциации на уровне общего среднего образования через систему дополнительного деления классов, гибкого вариативного расписания, системы уровневого деления, консультаций и предметов по выбору требует работы в специализированных школах в режиме полного дня.
22. Количество классов-комплектов специализированных школ на каждом уровне и количество обучающихся в классах формируется при наличии соответствующих условий.
23. При изучении государственного и русского языка, основ информационно-вычислительной техники, ритмики, хореографии, музыки, физической культуры, технологии, а также при проведении лабораторных, практических работ по профильным предметам классы делятся на 2 группы; при изучении иностранных языков и предметов на иностранном языке – на 3 группы.
24. Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся создается психологическая служба из расчета 1 ставки психолога на 10 класс-комплектов, при увеличении количества класс-комплектов количество ставок психолога увеличивается за счет и в пределах предусмотренного на соответствующий год фонда заработной платы.
25. Специализированные школы осуществляют сотрудничество с вузами и другими научными учреждениями соответствующими ее профилю.
26. Специализированные школы оказывают платные дополнительные образовательные услуги. Платные образовательные услуги не оказываются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
27. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования государственного учреждения за счет бюджетных средств.
28. Оплата труда работников специализированных школ и их материальное стимулирование осуществляются в порядке, установленном трудовым законодательством Республики Казахстан.
29. Педагогическим работникам специализированных школ устанавливается доплата за ученые степени:
1) для кандидатов наук - в размере одной месячной минимальной заработной платы;
2) для докторов наук и PhD - в размере двух месячных минимальных заработных плат.
Приложение 2 |
Типовые правила деятельности специализированной школы-интерната, специализированной школы-лицея-интерната, специализированной школы-гимназии-интерната, специализированной музыкальной школы-интерната, специализированной спортивной школы-интерната (специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва), специализированной хореографической школы-интерната (специализированной хореографической школы-интерната-училища), специализированной военной школы-интерната, лицея-интерната "Білім-инновация"
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности специализированной школы-интерната, специализированной школы-лицея-интерната, специализированной школы-гимназии-интерната, специализированной музыкальной школы-интерната, специализированной спортивной школы-интерната (специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва), специализированной хореографической школы-интерната (специализированной хореографической школы-интерната-училища), специализированной военной школы-интерната, лицея-интерната "Білім-инновация" (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон Республики Казахстан "Об образовании"), постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей" (далее – Типовые правила деятельности) и определяют порядок их деятельности, независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) лицей-интернат "Білім инновация" - учебное заведение, реализующее учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года под № 115 (зарегистрированным в Реестре государственный регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8424) (далее - учебные программы) и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, и осуществляющее изучение предметов естественно-математического направления на английском языке, с предоставлением места проживания;
2) специализированная военная школа-интернат - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, и дополнительные учебные программы, направленные на углубленное освоение обучающимися военного дела, с предоставлением места проживания;
3) специализированная школа-гимназия-интернат - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, обеспечивающее расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и по направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся, с предоставлением места проживания;
4) специализированная школа-интернат - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, ориентированные на обучение и воспитание детей и направленные на углубленное освоение обучающимися языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, военного дела, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарований, с предоставлением места проживания;
5) специализированная школа-лицей-интернат - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по естественно-математическому направлению в соответствии со склонностями и способностями обучающихся, с предоставлением места проживания;
6) специализированная музыкальная школа-интернат - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, и дополнительные учебные программы, направленные на развитие музыкальных способностей у музыкально одаренных детей, с предоставлением места проживания;
7) специализированная спортивная школа-интернат (специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва) - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе и дополнительные учебные программы, направленные на развитие у обучающихся одаренности в области спорта, с предоставлением места проживания;
8) специализированная хореографическая школа-интернат (специализированная хореографическая школа-интернат-училище) - учебное заведение, реализующее учебные программы и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, и дополнительные учебные программы в области хореографии, с предоставлением места проживания.
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Специализированная школа-интернат, специализированная школа-лицей-интернат, специализированная школа-гимназия-интернат, специализированная музыкальная школа-интернат, специализированная спортивная школа-интернат (специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва), специализированная хореографическая школа-интернат (специализированная хореографическая школа-интернат-училище), специализированная военная школа-интернат, лицей-интернат "Білім-инновация" (далее – Школа-интернат) осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об образовании", а также настоящими Правилами и разработанными на их основе уставом Школы-интерната.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Основная цель Школы-интерната – реализация учебных программ и специализированных общеобразовательных учебных программ, разработанных на их основе, обеспечивающих элитарное образование, направленное на углубленное освоение одаренными детьми языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, военного дела, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарований.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Задачи Школы-интерната:
1) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
2) создание условий, обеспечивающих вариативность и многоуровневость образования и воспитание одаренных детей с предоставлением места проживания;
3) развитие личностно-ориентированного образования одаренных детей;
4) формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору и освоению дополнительных и профессиональных образовательных программ;
5) обеспечение качественного усвоения основных общеобразовательных программ и дифференцированного обучения обучающихся;
6) развитие навыков научно-исследовательской деятельности и творческих способностей обучающихся;
7) внедрение новых технологий обучения, информатизации образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети.
6. Школы-интернаты различных видов создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий финансирования.
7. Школы-интернаты могут быть республиканского, областного значений.
8. Исключен приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в Школе-интернате не допускается.
2. Порядок деятельности специализированной школы-интерната, специализированной школы-лицея-интерната, специализированной школы-гимназии-интерната, специализированной музыкальной школы-интерната, специализированной спортивной школы-интерната (специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва), специализированной хореографической школы-интерната (специализированной хореографической школы-интерната-училища), специализированной военной школы-интерната, лицея-интерната "Білім-инновация"
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. Статус Школы-интерната (тип, вид) отражается в ее уставе с учетом требований Типовых правил деятельности и настоящих Правил.
11. Государственная аттестация Школы-интерната проводится в порядке, установленном в Законе Республики Казахстан "Об образовании".
12. Школа-интернат является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку нового содержания образования одаренных детей, форм, средств и методов по его внедрению, апробации экспериментальных учебных планов и программ.
13. Школа-интернат имеет следующие направления: естественно-математическое, общественно-гуманитарное, экономическое, технологическое, музыкальное, хореографическое, художественно-эстетическое, военное, спортивное.
Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. Прием на обучение в Школу-интернат производится на конкурсной основе.
Победители международных, республиканских, региональных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам зачисляются в Школу-интернат в соответствии с учредительными документами организации образования.
Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Школой-интернатом устанавливаются дополнительные конкурсные туры приема на обучение. Содержание и форма проведения отбора учащихся, порядок зачисления, отчисления, перевода и выпуска обучающихся осуществляется в соответствии с уставом организации образования.
16. Материально-техническое обеспечение, оснащение и оборудование Школы-интерната республиканского значения осуществляется уполномоченным органом в области образования, Школы-интерната областного, города республиканского значения и столицы осуществляется местными исполнительными органами в области образования. Для обучения одаренных детей с особыми образовательными потребностями создаются необходимые условия с учетом их индивидуальных потребностей.
Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами трех уровней образования:
1) первый уровень - начальное образование;
2) второй уровень - основное среднее образование;
3) третий уровень - общее среднее образование.
18. Организация образовательного процесса в Школе-интернате осуществляется по рабочим учебным планам.
Рабочие учебные планы Школы-интерната утверждаются администрацией организации образования и согласовываются с местными исполнительными органами в области образования.
19. Специализированные общеобразовательные учебные программы разрабатываются на основе учебных программ и направлены на углубленное освоение обучающимися языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, военного дела, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарований.
Сноска. Пункт 19 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).20. Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части учебного плана и отражающим специфику направления, Школа-интернат осуществляет самостоятельно.
21. Интегрированные образовательные программы подразделяются на межпредметные, межуровневые, международные. Для реализации интегрированных образовательных программ привлекаются ученые, академики, иностранные специалисты в области образования.
Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 15.01.2016 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22. Для решения задач дифференциации и индивидуализации обучения, развития у учащихся исследовательского интереса выделяются средства из расчета 4 часа в неделю для каждого класса по каждому профилирующему предмету, 0,25 ставки на каждый класс для индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности учащихся.
С учетом особенностей специализированной организации образования для одаренных детей также выделяются средства для оплаты отдельных курсов и лекций на договорной основе со специалистами высшей квалификации из расчета 1500 часов в год на школу. В случае организации ускоренного прохождения программы особо одаренными учащимися выделяются средства в объеме 0,25 ставки по каждому обязательному предмету.
Факультативные занятия и курсы по выбору проводятся в группах при наличии в них не менее 10 человек.
Сноска. Пункт 22 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.11.2013 № 472 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).23. Школа-интернат самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения, определяемых их Уставом.
24. Школа-интернат определяет области знаний внутрипрофилирующих предметов, а также прикладных курсов и факультативов в соответствии с запросами обучающихся и возможностями кадрового потенциала.
25. Осуществление профильной дифференциации на уровне общего среднего образования через систему дополнительного деления классов, гибкого вариативного расписания, системы уровневого деления, консультаций и предметов по выбору требует работы Школы-интерната в режиме полного дня.
26. Количество классов-комплектов Школы-интерната на каждом уровне и количество обучающихся в классах формируется при наличии соответствующих условий.
27. При изучении государственного и русского языка, основ информационно-вычислительной техники, физической культуры, технологии, а также при проведении лабораторных, практических работ по профильным предметам классы делятся на 2 группы; при изучении иностранных языков и предметов на иностранном языке - на 3 группы.
28. Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся создается психологическая служба из расчета 1 ставки психолога на 10 класс-комплектов, при увеличении количества класс-комплектов количество ставок психолога увеличивается за счет и в пределах предусмотренного на соответствующий год фонда заработной платы.
29. Школа-интернат осуществляет сотрудничество с вузами и другими научными учреждениями соответствующими ее профилю.
30. Школа-интернат оказывает платные дополнительные образовательные услуги. Платные образовательные услуги не оказываются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
31. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования государственного учреждения за счет бюджетных средств.
32. Оплата труда работников Школы-интерната и их материальное стимулирование осуществляются в порядке, установленном трудовым законодательством Республики Казахстан.
33. Педагогическим работникам Школы-интерната устанавливается доплата за ученые степени:
1) для кандидатов наук - в размере одной месячной минимальной заработной платы;
2) для докторов наук и PhD - в размере двух месячных минимальных заработных плат.
Приложение 3 |
Типовые правила деятельности
специализированной школы-комплекса
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности специализированной школы-комплекса (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон Республики Казахстан "Об образовании"), постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей" и определяют порядок ее деятельности, независимо от формы ее собственности и ведомственной подчиненности.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Специализированная школа-комплекс (далее – Школа-комплекс) – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (зарегистрированным в Реестре государственный регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 10 апреля 2013 года № 8424) (далее – учебная программа) и специализированные общеобразовательные учебные программы, разработанные на их основе, направленные на углубленное освоение обучающимися языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, военного дела, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарований.
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Школа-комплекс осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об образовании", а также настоящими Правилами и разработанными на их основе уставом.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Основная цель Школы-комплекса – реализация элитарного образования, развитие научных исследований в области дошкольного, среднего образования у способных и одаренных детей, построение дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования по работе с одаренными детьми на основе деятельностного типа образования и научно-методического сопровождения деятельности Школы-комплекса в этих направлениях.
5. Задачи Школы-комплекса:
1) обеспечение общего научного руководства научно-исследовательской деятельностью и опытно-экспериментальной работы в области развивающего обучения по работе с одаренными детьми в системе непрерывного образования;
2) разработка, апробация и внедрение инновационных технологий образовательной деятельности;
3) создание необходимых условий для умственного, нравственного, эстетического и физического развития личности воспитанников и обучающихся, раскрытия их индивидуальных способностей и возможностей;
4) формирование научного мировоззрения, общечеловеческих и национальных ценностей и творческого мышления на основе освоения государственного общеобязательного стандарта и дополнительного образования;
5) обеспечение успешного усвоения воспитанниками и обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ развивающего образования на основе интенсивного развития интеллектуальных способностей, творческого воображения дошкольников, творческого и теоретического мышления школьников;
6) воспитание чувства казахстанского патриотизма, человеческого достоинства, гражданского становления личности на основе самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования и развития добрых человеческих отношений;
7) исследование у воспитанников уровня развития универсальных психологических предпосылок к учебной деятельности, социально-психологической готовности к школьному обучению;
8) психологическое исследование уровня развития творческого воображения у воспитанников, творческого и теоретического мышления у обучающихся, личностного роста одаренных детей;
9) исследование у обучающихся качественных особенностей учебной мотивации, познавательных интересов, уровня развития компонентов учебной деятельности, изучение качества подготовки обучающихся;
10) разработка вариативных и профильных учебных программ, учебно-методических пособий на государственном и русском языках в целостной системе дошкольной, предшкольной, школьной и довузовской подготовки одаренных детей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в Школе-комплексе не допускается.
2. Порядок деятельности специализированной Школы-комплекса
7. В состав Школы-комплекса входят структурные подразделения: дошкольное учреждение, специализированные организации образования, реализующие специализированные общеобразовательные учебные программы, направленные на углубленное освоение обучающимися основ наук, культуры, искусства, спорта, военного дела.
8. Устав разрабатывается Школой-комплексом.
9. Государственная аттестация Школы-комплекса проводится в порядке, установленном в Законе Республики Казахстан "Об образовании".
10. Школа-комплекс является научной, творческой лабораторией, организующей поиск, разработку нового содержания образования одаренных детей, форм, средств и методов по его внедрению, апробации и внедрению экспериментальных учебных планов и программ.
11. Медицинское обслуживание обучающихся (воспитанников) в Школе-комплексе обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом обеспечивает здоровье и физическое развитие обучающихся (воспитанников), проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся (воспитанников).
12. Прием в Школу-комплекс производится на конкурсной основе. Школой-комплексом устанавливаются дополнительные конкурсные туры приема на обучение. Содержание и форма проведения отбора учащихся (воспитанников), порядок зачисления, отчисления, перевода и выпуска обучающихся (воспитанников) осуществляется в соответствии с уставом организации образования.
13. Материально-техническое обеспечение, оснащение и оборудование Школы-комплекса республиканского значения осуществляется уполномоченным органом в области образования, Школы-комплекса областного, города республиканского значения и столицы осуществляется местными исполнительными органами в области образования. Для обучения одаренных детей с особыми образовательными потребностями создаются необходимые условия с учетом их индивидуальных потребностей.
Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. Школа-комплекс осуществляет образовательный процесс в соответствии с учебными программами по уровням:
1) дошкольное воспитание и обучение;
2) начальное образование;
3) основное среднее образование;
4) общее среднее образование.
Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Организация образовательного процесса в Школе-комплексе осуществляется на основе преемственности и непрерывности дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования.
Рабочие учебные планы Школы-комплекса утверждаются администрацией организации образования и согласовываются с местными исполнительными органами в области образования.
16. Специализированные общеобразовательные учебные программы разрабатываются на основе учебных программ дошкольного воспитания и обучения, учебных программ и направлены на углубленное освоение обучающимися языков, основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, военного дела, развитие художественно-эстетического, творческого потенциала и дарований.
Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.02.2017 № 88 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части учебного плана и отражающим специфику направления, Школа-комплекс осуществляет самостоятельно.
18. Интегрированные образовательные программы подразделяются на межпредметные, межуровневые, международные. Для реализации интегрированных образовательных программ привлекаются ученые, академики, иностранные специалисты в области образования.
Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 15.01.2016 № 30 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).19. Для решения задач дифференциации и индивидуализации обучения, развития у учащихся исследовательского интереса выделяются средства из расчета 4 часа в неделю для каждого класса по каждому профилирующему предмету, 0,25 ставки на каждый класс для индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности учащихся.
С учетом особенностей специализированной организации образования для одаренных детей также выделяются средства для оплаты отдельных курсов и лекций на договорной основе со специалистами высшей квалификации из расчета 1500 часов в год на школу. В случае организации ускоренного прохождения программы особо одаренными учащимися выделяются средства в объеме 0,25 ставки по каждому обязательному предмету.
Факультативные занятия и курсы по выбору проводятся в группах при наличии в них не менее 10 человек.
Сноска. Пункт 19 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 27.11.2013 № 472 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).20. Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части учебного плана и отражающим специфику направления, Школа-комплекс осуществляет самостоятельно.
21. Школа-комплекс самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения, определяемых его Уставом.
22. Школа-комплекс определяет области знаний внутрипрофилирующих предметов, а также прикладных курсов и факультативов в соответствии с запросами обучающихся и возможностями кадрового потенциала.
23. Осуществление профильной дифференциации на уровне общего среднего образования через систему дополнительного деления классов, гибкого вариативного расписания, системы уровневого деления, консультаций и предметов по выбору требует работы Школы-комплекса в режиме полного дня.
24. Профильные дисциплины изучаются по программам углубленного курса и обеспечиваются минимально необходимым объемом учебного времени. Дополнительные часы на профильные предметы выделяются за счет вариативной части учебного плана.
25. Вариативность учебного плана Школы-комплекса реализуется за счет набора предметов и курсов из каждого модуля, обеспечивающих интеллектуальное и нравственное развитие личности, введения программ, использующих интегрированные подходы и формирующих навыки исследовательского труда в рамках индивидуального компонента учебного плана.
26. Количество классов-комплектов и групп Школы-комплекса на каждом уровне формируется при наличии соответствующих условий.
27. При изучении государственного и русского языка, основ информационно-вычислительной техники, ритмики, хореографии, музыки, физической культуры, технологии, а также при проведении лабораторных, практических работ по профильным предметам классы делятся на 2 группы; при изучении иностранных языков и предметов на иностранном языке - на 3 группы.
28. Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся (воспитанников) создается психологическая служба из расчета 1 ставки психолога на 10 класс-комплектов, при увеличении количества класс-комплектов количество ставок психолога увеличивается за счет и в пределах предусмотренного на соответствующий год фонда заработной платы.
29. Школа-комплекс осуществляет сотрудничество с вузами и другими научными учреждениями соответствующими ее профилю.
30. Школа-комплекс оказывает платные дополнительные образовательные услуги.
31. Платные образовательные услуги не оказываются взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
32. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования государственного учреждения за счет бюджетных средств.
33. Развитие материально-технической базы Школы-комплекса осуществляется в пределах, закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.
34. Оплата труда работников Школы-комплекса и их материальное стимулирование осуществляются в порядке, установленном трудовым законодательством Республики Казахстан.
35. Педагогическим работникам школы-комплекса устанавливается доплата за ученые степени:
1) для кандидатов наук - в размере одной месячной минимальной заработной платы;
2) для докторов наук и PhD - в размере двух месячных минимальных заработных плат.