Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 02.04.2015 № 300 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 16) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по выявлению монопсонически низкой цены.
2. Департаменту расследований Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее – Агентство) (Хатиеву А.Н.) и Департаменту юридической службы Агентства (Канапину А.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в установленном законодательством порядке.
3. Административному департаменту Агентства (Калдыкараеву К.М.) довести настоящий приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Агентства.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Матишева А.Б.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Председатель Б. Куандыков
«СОГЛАСОВАН»
Министр экономики
и бюджетного планирования
Республики Казахстан
__________________Е. Досаев
29 мая 2013 года
Утверждена
приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан
по защите конкуренции
(Антимонопольное агентство)
от 28 мая 2013 года № 141-ОД
Методика по выявлению монопсонически низкой цены
1. Методика по выявлению монопсонически низкой цены (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 16) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года (далее – Закон).
Целью настоящей Методики является определение монопсонически низкой цены, устанавливаемой субъектом рынка, занимающим монопсоническое положение на соответствующем товарном рынке.
2. Настоящая Методика применяется при выявлении нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан, в части злоупотребления доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопсонически низкой цены.
3. Понятия и термины, применяемые в настоящей Методике, используются в значениях, определяемых в законах Республики Казахстан.
4. В рамках рассмотрения сведений об установлении монопсонически низкой цены антимонопольный орган проводит следующие действия:
1) устанавливает факт наличия государственного регулирования цен на товарном рынке;
2) устанавливает факт наличия закрепленного Законом исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке (государственная монополия);
3) устанавливает факт отсутствия субъекта рынка, положение которого признается монопсоническим (далее – Субъект), в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее – Реестр);
4) устанавливает долю доминирования, с которой субъект рынка включен в Реестр.
5. В случае установления одного из условий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 4 настоящей Методики, расследование об установлении монопсонически низкой цены не проводится.
6. Антимонопольный орган с целью выявления фактических данных, указывающих на наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе на:
1) покупку товара Субъектом по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, где у субъектов рынка отсутствует монопсоническое положение;
2) сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей субъекта рынка реализующего товар (далее – Продавец) при наличии спроса на продаваемый (производимый) товар;
3) уход с рынка двух или более Продавцов (производителей) вследствие спровоцированной Субъектом убыточности их деятельности.
7. При проведении расследования устанавливается наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопсонически низкой цены.
8. В целях выявления фактов установления монопсонически низкой цены антимонопольный орган устанавливает факт убыточности других конкурентов Продавца.
9. Если цена покупки товара ниже цены того уровня, который сложился бы на конкурентном рынке или на сопоставимом товарном рынке, антимонопольный орган проводит анализ расходов и прибыли Продавца с целью оценки необходимости для производства и реализации такого товара, расходов и прибыли.
10. Для принятия решения антимонопольный орган проводит сравнительный анализ, в том числе:
1) финансово-хозяйственной деятельности Субъекта, Продавца и его конкурентов;
2) динамики производственной и полной себестоимости товара Субъекта, Продавца и его конкурентов;
3) динамики цен на товар Продавца и его конкурентов;
4) динамики объемов производства (реализации) товара Субъекта, Продавца и его конкурентов;
5) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар Продавца и его конкурентов;
6) иных обосновывающих материалов, предоставленных Субъектом, Продавцом и его конкурентами.
11. Для принятия обоснованного решения следует проанализировать структуру цен продаваемого (реализуемого) товара Продавца на проверяемую продукцию в динамике.
При оценке необходимых затрат Продавца на единицу товара при необходимости применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат других субъектов на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, при необходимости для дополнительного обоснования сопоставляются темпы роста цен, себестоимости (отдельных статей затрат) и уровня рентабельности Субъекта, Продавца и других субъектов рынка на товарном рынке.
Так, если темпы роста цен себестоимости ниже, чем темпы роста этих показателей, чем у аналогичных субъектов рынка, это может дополнительно подтверждать возможное злоупотребление доминирующим или монопольным положением в части установления Субъектом монопсонически низкой цены.
12. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 67 Закона.
13. В случае установления монопсонически низкой цены, антимонопольным органом производится расчет монопольного дохода в соответствии со статьей 68 Закона.