Об утверждении Методики по выявлению монопсонически низкой цены

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 28 мая 2013 года N 141-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 июля 2013 года № 8537. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 300

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 02.04.2015 № 301 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 16) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Методику по выявлению монопольно высокой цены.
      2. Департаменту расследований Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее – Агентство) (Хатиеву А.Н.) и Департаменту юридической службы Агентства (Канапину А.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в установленном законодательством порядке.
      3. Административному департаменту Агентства (Калдыкараеву К.М.) довести настоящий приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Агентства.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Матишева А.Б.
      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования.

      Председатель                               Б. Куандыков

«СОГЛАСОВАН»
Министр экономики
и бюджетного планирования
Республики Казахстан
__________________Е. Досаев

29 мая 2013 года

Утверждена         
приказом Председателя   
Агентства Республики Казахстан
по защите конкуренции   
(Антимонопольное агентство)
от 28 мая 2013 года № 140-ОД

Методика по выявлению монопольно высокой цены

      1. Методика по выявлению монопольно высокой цены (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 16) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года (далее – Закон).
      Целью настоящей Методики является определение монопольно высокой цены, устанавливаемой субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (далее – Субъект).
      2. Настоящая Методика применяется при выявлении нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан, в части злоупотребления доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопольно высокой цены.
      3. Понятия и термины, применяемые в настоящей Методике, используются в значениях, определяемых в законах Республики Казахстан.
      4. В рамках рассмотрения сведений об установлении монопольно высокой цены антимонопольный орган проводит следующие действия:
      1) устанавливает факт наличия государственного регулирования цен на товарном рынке;
      2) устанавливает факт наличия закрепленного Законом исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке (государственная монополия);
      3) устанавливает факт отсутствия субъекта рынка в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее – Реестр);
      4) устанавливает долю доминирования, с которой субъект рынка включен в Реестр.
      5. В случае установления одного из условий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 4 настоящей Методики, расследование об установлении монопольно высокой цены не проводится.
      6. Антимонопольный орган после проведения анализа товарного рынка и включения Субъекта в Реестр при наличии фактических данных, указывающих на наличие в действиях субъекта рынка признаков нарушений антимонопольного законодательства, проводит расследование в порядке, установленном Законом.
      7. Антимонопольный орган с целью выявления фактических данных, указывающих на наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе:
      1) установление Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, превышающей цены на такой же товар других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;
      2) превышение темпов роста цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами роста цен на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;
      3) повышение цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем снижения физических характеристик (например, вес единицы товара);
      4) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.
      8. Для Субъектов с долей доминирования 90 процентов и более, антимонопольный орган с целью выявления фактических данных, указывающих на наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства, дополнительно проводит анализ себестоимости и рентабельности производства (реализации) товара, в том числе:
      1) превышение роста расходов периода над ростом производственной себестоимости единицы товара Субъекта;
      2) увеличение темпов роста заработной платы административного персонала по сравнению с темпами роста заработной платы производственного персонала Субъекта;
      3) превышение у Субъекта уровня среднемесячной заработной платы над среднемесячной заработной платой по отрасли или региону.
      9. В случае наличия фактических данных, указывающих на наличие в действиях субъекта рынка признаков нарушений антимонопольного законодательства, антимонопольным органом издается приказ о проведении расследования.
      10. При проведении расследования необходимо установить наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопольно высокой цены.
      11. В случае, если у Субъекта доля доминирования составляет 90 процентов и более, а также отсутствует сопоставимый товарный рынок, определение монопольно высокой цены производится согласно пункту 14 Методики.
      12. Выявление сопоставимого товарного рынка осуществляются по критериям, предусмотренным частью первой пункта 2 статьи 14 Закона.
      13. Антимонопольный орган определяет конкурентную цену товара на соответствующем товарном рынке.
      Конкурентной ценой товара является максимальная цена товара на данном товарном рынке, которую в условиях конкуренции устанавливают субъекты рынка, не входящие в одну группу лиц с Субъектом. При этом, учитываются субъекты рынка, соответствующие условию предусмотренному подпунктом 2) статьи 6 Закона.
      В случае, если невозможно установить конкурентную цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.
      При определении конкурентной цены учитываются качественные параметры товара.
      В случае, если невозможно определить цену, сложившуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо сопоставимый товарный рынок, в том числе за пределами Республики Казахстан, проводится анализ расходов и прибыли и определяется обоснованная цена.
      14. Если цена, установленная Субъектом, превышает конкурентную цену или невозможно выявить конкурентную цену, антимонопольный орган проводит анализ расходов и прибыли Субъекта с целью оценки необходимости для производства и реализации такого товара, расходов и прибыли.
      15. Для принятия решения антимонопольный орган проводит анализ, в том числе:
      1) финансово-хозяйственной деятельности Субъекта;
      2) динамики производственной и полной себестоимости товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, с целью выявления причин увеличения издержек производства;
      3) прибыли, полученной Субъектом от товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим;
      4) динамики цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим;
      5) динамики объемов производства (реализации) товара Субъектом;
      6) использования производственных мощностей;
      7) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим;
      8) производственных затрат и расходов периода;
      9) инвестиционной программы Субъекта;
      10) обязательств перед кредиторами и финансовыми организациями.
      16. При необходимости для дополнительного обоснования сопоставляются темпы роста цен, себестоимости (отдельных статей затрат) и уровня рентабельности товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, с другими субъектами рынка.
      Так, если темпы роста цен, себестоимости, прибыли, и рентабельности товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, существенно превышают темпы роста этих показателей у других субъектов рынка, это может дополнительно подтверждать возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.
      17. При определении необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством (реализацией) товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим учитываются:
      1) материальные расходы, входящие в себестоимость определяются исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы товара и (или) годовых норм материальных ресурсов;
      2) расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;
      3) амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой Субъекта;
      4) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства;
      5) другие расходы, непосредственно относящиеся к производству (реализации) товара Субъекта;
      6) уровень прибыли, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие предприятия.
      Прибыль определяется как разница между доходом от производства (реализации) товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, и обоснованными расходами, необходимыми для производства и (или) реализации товара, и фактически уплаченными налогами.
      Величина необходимой прибыли, требуемой для развития Субъекта, должна отражать особенности производимого (реализуемого) товара, специфику товарного рынка и условия функционирования Субъекта, а также учитывать:
      инвестиции в создании новых активов, расширение, обновление, реконструкция и техническое перевооружение существующих активов;
      уровень рисков (сезонный характер производства или потребления, высокая зависимость от климатических факторов и др.);
      обязательства, предусмотренные в коллективных договорах, Генеральном, отраслевом и региональном соглашениях в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан;
      обязательства, предусмотренные в договорах приватизации и концессии, лицензионных соглашениях, инвестиционных договорах и иных соглашениях с государственными органами Республики Казахстан, в том числе по социальной ответственности;
      иные выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, кроме штрафных санкций за нарушение законодательства Республики Казахстан.
      18. При оценке необходимых затрат и прибыли Субъекта на единицу товара при необходимости применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат и прибыли других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке.
      19. Если в материалах, на основании которых начато расследование указываются нарушения, связанные с искусственным увеличением цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем внесения в договор определенных условий, приводящих к увеличению цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, необходимо провести анализ договоров.
      В случаях, если в материалах, на основании которых начато расследование, указываются нарушения, связанные со скрытым повышением цен путем снижения физических характеристик товара, антимонопольный орган проводит экспертизу характеристик товара Субъекта с привлечением экспертов в соответствии с Законом.
      20. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 67 Закона.
      21. В случае установления монопольно высокой цены, антимонопольным органом производится расчет монопольного дохода в соответствии со статьей 68 Закона.