Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 марта 2013 года № 137. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2013 года № 8423

Действующий

      В соответствии с пунктом 2-1 статьи 56 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
      2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Джумадильдаеву А.С.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.
      3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.

      Министр                                          Б. Жамишев

Утверждены        
приказом Министра финансов
Республики Казахстан  
от 15 марта 2013 года № 137

Правила организации и ведения налогового учета
индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с
Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года
«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют
ведение бухгалтерского учета и составление
финансовой отчетности

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 2-1 статьи 56, пунктом 1 статьи 60-2 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 июля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
      2. Действие настоящих Правил распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности (далее – индивидуальные предприниматели).
      3. Правила предусматривают порядок организации и ведение налогового учета, формы первичных учетных документов, требования к составлению и хранению первичных учетных документов.

2. Порядок организации налогового учета

      4. Индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию налогового учета, в том числе составление, хранение первичных учетных документов, а также проведение инвентаризации.
      5. Операции и события отражаются в налоговом учете с подкреплением оригиналов первичных учетных документов.
      6. Индивидуальный предприниматель обеспечивает учет операций и денег в кассе. Учет операций и денег в кассе осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно и (или) уполномоченным индивидуальным предпринимателем лицом – кассиром.
      7. Определение работников, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается документально в письменной форме. При этом иерархия права подписи в зависимости от занимаемой работником должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции устанавливается индивидуальным предпринимателем.
      При отсутствии вышеуказанного документа ответственность за право подписи первичных учетных документов и правильность отражения операций в них возлагается на индивидуального предпринимателя.

3. Ведение налогового учета

Параграф 1. Учетная документация

      9. Индивидуальные предприниматели осуществляют ведение налогового учета в соответствии с главами 7 и 7-1 Налогового кодекса, а также согласно настоящим Правилам.
      10. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса учетная документация индивидуальных предпринимателей включает в себя:
      первичные учетные документы;
      налоговые формы;
      налоговую учетную политику;
      иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
      11. При проведении в учетной документации исправительных записей раскрываются содержание операции и причины исправления. Исправительные записи оформляются справкой в произвольной форме, подписанной индивидуальным предпринимателем.

Параграф 2. Формы первичных учетных документов и требования
к их составлению

      12. В целях ведения налогового учета согласно подпункту 2) статьи 60-1 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями составляются первичные учетные документы.
      Составление первичных учетных документов индивидуальными предпринимателями производится в соответствии с главами 4.24.34.44.5 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 1172 (далее – Правила ведения бухгалтерского учета), которыми установлены требования к составлению первичных документов, приему и выдаче наличных денег и оформлению кассовых документов, к ведению кассовой книги и правила хранения денег, учету подотчетных сумм.
      13. Первичные учетные документы составляются в день совершения операции или события, либо непосредственно после их окончания.
      14. Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8265.
      При этом, первичные учетные документы составляются на государственном и (или) русском языках без указания счетов бухгалтерского учета.
      15. Первичные учетные документы, формы и требования к которым не утверждены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, разрабатываются индивидуальными предпринимателями самостоятельно в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Параграф 3. Налоговые формы

      16. Налоговые формы включают в себя налоговую отчетность, налоговое заявление и налоговые регистры.
      17. Порядок составления и сроки хранения налоговых форм устанавливаются статьями 61 и 62 Налогового кодекса.
      18. Налоговой отчетностью является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений.
      Формы налоговой отчетности и правила их составления в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Налогового кодекса утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      19. Виды налоговой отчетности, порядок их составления, отзыва, внесения изменений и дополнений в них, особенности составления отдельных форм налоговой отчетности, а также порядок продления сроков представления налоговой отчетности и приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчетности налогоплательщиком устанавливаются в соответствии со статьями 63-74 Налогового кодекса.
      20. Налоговым заявлением является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных настоящим Кодексом.
      21. Индивидуальный предприниматель заполняет налоговое заявление в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении форм налоговых заявлений» от 29 ноября 2011 года № 1390.
      22. Порядок представления налогового заявления установлен статьей 76 Налогового кодекса.
      23. Налоговым регистром является документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.
      Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 3 статьи 56 Налогового кодекса.
      24. Записи в налоговых регистрах производятся на основании первичных учетных документов.
      25. Налоговые регистры индивидуальных предпринимателей включают в себя:
      1) налоговые регистры, составляемые индивидуальными предпринимателями самостоятельно по формам, установленным ими в налоговой учетной политике с учетом положений статьи 56 Налогового кодекса;
      2) налоговые регистры, составляемые индивидуальными предпринимателями, формы и правила составления которых в соответствии с пунктом 4-1 статьи 77 Налогового кодекса утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления» от 9 ноября 2011 года № 1311.

Параграф 4. Налоговая учетная политика

      26. Налоговой учетной политикой является принятый индивидуальным предпринимателем документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса.
      27. Индивидуальный предприниматель самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику по форме, установленной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 1174 «Об утверждении формы налоговой учетной политики для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств».
      28. Налоговая учетная политика индивидуальными предпринимателями составляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 60 Налогового кодекса.

4. Особенности налогового учета

      29. В целях ведения налогового учета и порядка определения и исполнения налоговых обязательств индивидуальными предпринимателями применяются основные понятия налогового учета, установленные статьей 60-1 Налогового кодекса.
      30. Индивидуальными предпринимателями операции, совершенные в иностранной валюте, пересчитываются в тенге с применением рыночного курса обмена валюты на дату совершения операции. Курсовая разница в целях налогообложения не учитывается.
      31. Учет товарно-материальных запасов индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 60-3 Налогового кодекса.
      32. Объект налогообложения и налоговая база по объектам налогообложения налогом на имущество индивидуальных предпринимателей установлены пунктом 1-1 статьи 396 и пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса соответственно.
      33. Особенности признания в налоговом учете доходов индивидуальными предпринимателями установлены статьей 427-1 Налогового кодекса.

5. Порядок проведения инвентаризации

      34. В целях обеспечения достоверности данных налогового учета проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, определяемом индивидуальными предпринимателями.
      35. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее индивидуальному предпринимателю, но находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
      36. Индивидуальными предпринимателями обязательная инвентаризация проводится по местонахождению имущества:
      1) при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества;
      2) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
      3) при переходе на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
      37. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату, которые подписываются индивидуальными предпринимателями.
      38. На имущество, не принадлежащее индивидуальным предпринимателям на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.
      39. Излишки, выявленные при инвентаризации фактического наличия имущества с данными налогового учета, признаются доходом в налоговом учете в соответствии с подпунктом 7) пункта 4 статьи 427 Налогового кодекса.

6. Хранение учетной документации

      40. Хранение учетной документации документов индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса.
      41. В случае пропажи (кражи, порчи, уничтожения) или гибели (при пожаре, затоплении, стихийном бедствии) документов, индивидуальными предпринимателями назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц.
      По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается индивидуальными предпринимателями. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От указанных лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. К акту прикладываются документы уполномоченного государственного органа, подтверждающие пропажу (кражу, порчу, уничтожение) или гибель документов (при пожаре, затоплении, стихийном бедствии).
      В случае утраты документов, индивидуальные предприниматели обеспечивают их восстановление.

7. Переходные положения

      42. При несоответствии одному из условий, установленных для индивидуальных предпринимателей, которые вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 июля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.
      Индивидуальный предприниматель, соответствующий условиям, установленным пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 июля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.
      43. При переходе на общеустановленный порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2 настоящих Правил, поступление фиксированных активов осуществляется в соответствии с пунктом 11-1 статьи 118 Налогового кодекса.