В соответствии с пунктом 2-1 статьи 56 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Джумадильдаеву А.С.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.
3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Министр Б. Жамишев
Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 15 марта 2013 года № 137
Правила организации и ведения налогового учета
индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с
Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года
«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют
ведение бухгалтерского учета и составление
финансовой отчетности
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 2-1 статьи 56, пунктом 1 статьи 60-2 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 июля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
2. Действие настоящих Правил распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности (далее – индивидуальные предприниматели).
3. Правила предусматривают порядок организации и ведение налогового учета, формы первичных учетных документов, требования к составлению и хранению первичных учетных документов.
2. Порядок организации налогового учета
4. Индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию налогового учета, в том числе составление, хранение первичных учетных документов, а также проведение инвентаризации.
5. Операции и события отражаются в налоговом учете с подкреплением оригиналов первичных учетных документов.
6. Индивидуальный предприниматель обеспечивает учет операций и денег в кассе. Учет операций и денег в кассе осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно и (или) уполномоченным индивидуальным предпринимателем лицом – кассиром.
7. Определение работников, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается документально в письменной форме. При этом иерархия права подписи в зависимости от занимаемой работником должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции устанавливается индивидуальным предпринимателем.
При отсутствии вышеуказанного документа ответственность за право подписи первичных учетных документов и правильность отражения операций в них возлагается на индивидуального предпринимателя.
3. Ведение налогового учета
Параграф 1. Учетная документация
9. Индивидуальные предприниматели осуществляют ведение налогового учета в соответствии с главами 7 и 7-1 Налогового кодекса, а также согласно настоящим Правилам.
10. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса учетная документация индивидуальных предпринимателей включает в себя:
первичные учетные документы;
налоговые формы;
налоговую учетную политику;
иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
11. При проведении в учетной документации исправительных записей раскрываются содержание операции и причины исправления. Исправительные записи оформляются справкой в произвольной форме, подписанной индивидуальным предпринимателем.
Параграф 2. Формы первичных учетных документов и требования
к их составлению
12. В целях ведения налогового учета согласно подпункту 2) статьи 60-1 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями составляются первичные учетные документы.
Составление первичных учетных документов индивидуальными предпринимателями производится в соответствии с параграфами 2, 3, 4, 5 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10954) (далее - Правила ведения бухгалтерского учета), которыми установлен порядок составления первичных учетных документов, приема и выдачи наличных денег и оформлению кассовых документов, ведения кассовой книги и хранения денег, учета подотчетных сумм.
Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра финансов РК от 02.10.2015 № 502 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
13. Первичные учетные документы составляются в день совершения операции или события, либо непосредственно после их окончания.
14. Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8265.
При этом, первичные учетные документы составляются на государственном и (или) русском языках без указания счетов бухгалтерского учета.
15. Первичные учетные документы, формы и требования к которым не утверждены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, разрабатываются индивидуальными предпринимателями самостоятельно в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
Параграф 3. Налоговые формы
16. Налоговые формы включают в себя налоговую отчетность, налоговое заявление и налоговые регистры.
17. Порядок составления и сроки хранения налоговых форм устанавливаются статьями 61 и 62 Налогового кодекса.
18. Налоговой отчетностью является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений.
Формы налоговой отчетности и правила их составления в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Налогового кодекса утверждаются Правительством Республики Казахстан.
19. Виды налоговой отчетности, порядок их составления, отзыва, внесения изменений и дополнений в них, особенности составления отдельных форм налоговой отчетности, а также порядок продления сроков представления налоговой отчетности и приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчетности налогоплательщиком устанавливаются в соответствии со статьями 63-74 Налогового кодекса.
20. Налоговым заявлением является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных настоящим Кодексом.
21. Индивидуальный предприниматель заполняет налоговое заявление в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса по форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10175).
Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра финансов РК от 02.10.2015 № 502 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
22. Порядок представления налогового заявления установлен статьей 76 Налогового кодекса.
23. Налоговым регистром является документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.
Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 3 статьи 56 Налогового кодекса.
24. Записи в налоговых регистрах производятся на основании первичных учетных документов.
25. Налоговые регистры индивидуальных предпринимателей включают в себя:
1) налоговые регистры, составляемые индивидуальными предпринимателями самостоятельно по формам, установленным ими в налоговой учетной политике с учетом положений статьи 56 Налогового кодекса;
2) налоговые регистры, составляемые индивидуальными предпринимателями, формы и правила составления которых в соответствии с пунктом 4-1 статьи 77 Налогового кодекса утверждены приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 15 апреля 2015 года № 271 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11076).
Сноска. Пункт 25 c изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 02.10.2015 № 502 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
Параграф 4. Налоговая учетная политика
26. Налоговой учетной политикой является принятый индивидуальным предпринимателем документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса.
27. Индивидуальный предприниматель самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику по форме, установленной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 февраля 2015 года № 86 «Об утверждении формы налоговой учетной политики для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10458).
Сноска. Пункт 27 в редакции приказа Министра финансов РК от 02.10.2015 № 502 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
28. Налоговая учетная политика индивидуальными предпринимателями составляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 60 Налогового кодекса.
4. Особенности налогового учета
29. В целях ведения налогового учета и порядка определения и исполнения налоговых обязательств индивидуальными предпринимателями применяются основные понятия налогового учета, установленные статьей 60-1 Налогового кодекса.
30. Индивидуальными предпринимателями операции, совершенные в иностранной валюте, пересчитываются в тенге с применением рыночного курса обмена валюты на дату совершения операции. Курсовая разница в целях налогообложения не учитывается.
31. Учет товарно-материальных запасов индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 60-3 Налогового кодекса.
32. Объект налогообложения и налоговая база по объектам налогообложения налогом на имущество индивидуальных предпринимателей установлены пунктом 1-1 статьи 396 и пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса соответственно.
33. Особенности признания в налоговом учете доходов индивидуальными предпринимателями установлены статьей 427-1 Налогового кодекса.
5. Порядок проведения инвентаризации
34. В целях обеспечения достоверности данных налогового учета проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, определяемом индивидуальными предпринимателями.
35. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее индивидуальному предпринимателю, но находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
36. Индивидуальными предпринимателями обязательная инвентаризация проводится по местонахождению имущества:
1) при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества;
2) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
3) при переходе на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
37. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату, которые подписываются индивидуальными предпринимателями.
38. На имущество, не принадлежащее индивидуальным предпринимателям на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.
39. Излишки, выявленные при инвентаризации фактического наличия имущества с данными налогового учета, признаются доходом в налоговом учете в соответствии с подпунктом 7) пункта 4 статьи 427 Налогового кодекса.
6. Хранение учетной документации
40. Хранение учетной документации документов индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса.
41. В случае пропажи (кражи, порчи, уничтожения) или гибели (при пожаре, затоплении, стихийном бедствии) документов, индивидуальными предпринимателями назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц.
По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается индивидуальными предпринимателями. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От указанных лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. К акту прикладываются документы уполномоченного государственного органа, подтверждающие пропажу (кражу, порчу, уничтожение) или гибель документов (при пожаре, затоплении, стихийном бедствии).
В случае утраты документов, индивидуальные предприниматели обеспечивают их восстановление.
7. Переходные положения
42. При несоответствии одному из условий, установленных для индивидуальных предпринимателей, которые вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 июля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.
Индивидуальный предприниматель, соответствующий условиям, установленным пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 июля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.
43. При переходе на общеустановленный порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2 настоящих Правил, поступление фиксированных активов осуществляется в соответствии с пунктом 11-1 статьи 118 Налогового кодекса.