В соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Признать утратившим силу:
1) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 527 «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 24 ноября 2010 года № 6653, опубликованный в «Казахстанской правде» от 21 декабря 2010 г. № 344-345 (26405-26406)).
2) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 сентября 2011 года № 398 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 527 «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 6 октября 2011 года № 7242, опубликованный в «Казахстанской правде» от 19 октября 2011 года № 333 (26724)).
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жумагулов
Директор
Юридического департамента Г. Оспанкулов
Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 24 июля 2012 года № 344
Правила
организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и
проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических
комплексов и учебно-методических пособий
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок подготовки, экспертизы, апробации, проведения мониторинга, издания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий всех уровней образования.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого созданы произведение, научное исследование, изобретение, учебные и методические материалы;
2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающая в качестве совокупного автора;
3) методист – специалист в области методики преподавания конкретного учебного предмета (дисциплины);
4) разработчик – физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;
5) издательство – предприятие, осуществляющее подготовку и издание печатной продукции;
6) работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
7) дополнительная литература – издания, не входящие в комплект учебника и учебно-методического комплекса, способствующие реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан (далее – ГОСО РК), типовых учебных планов и типовых учебных программ;
8) учебник – книга, содержащая систематизированное изложение содержания образования по предмету (дисциплине), определенного ГОСО РК, типовым учебным планом и типовой учебной программой, и являющееся основой организации процесса обучения. Учебник может быть представлен в печатном или электронном виде;
9) апробация учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – комплексное изучение практики использования учебников и учебно-методических комплексов в учебном процессе в организациях дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;
10) мониторинг учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации по результатам внедрения учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в образовательный процесс;
11) учебная литература – книга по дисциплине, содержащая систематизированное изложение учебного материала и базовых знаний, обязательных для освоения обучающимися в соответствии с типовыми планами и типовыми учебными программами;
12) учебно-методический комплекс (далее – УМК) – совокупность единичных учебных и методических изданий, направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания образования по учебному предмету (дисциплине);
13) учебно-методическое пособие (пособие) – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучению учебной дисциплины, ее части или/и отдельных тем (разделов) для обеспечения освоения обучающимися содержания учебной программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;
14) экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – оценка соответствия содержания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий требованиям ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, научного и методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным требованиям психолого-педагогической науки, санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
15) учебное пособие – издание, содержащее учебную информацию, дополняющую и/или частично заменяющую учебник, в котором программный материал излагается избирательно в авторской трактовке, но при этом отражает содержание типовой учебной программы по предмету или по видам учебной работы;
16) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
17) педагог-практик – должностное лицо в организации образования, имеющее педагогическое образование, свободно владеющее технологией учебно-воспитательной деятельности, достигшее в течение ряда лет высших результатов в профессиональной деятельности;
18) педагог-экспериментатор – должностное лицо в организации образования, имеющее педагогическое образование, свободно владеющее технологией учебно-воспитательной деятельности, участвующий в проведении эксперимента;
19) электронный учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособия – электронное издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебному курсу или отдельным его частям, обеспечивающее различные виды учебных работ.
3. Все расходы, связанные с разработкой и повторной экспертизой учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (кроме государственного заказа), несет автор, авторский коллектив или издательство.
4. Для коллегиального принятия решения уполномоченный орган создает консультативно-совещательный орган – Республиканскую комиссию по рассмотрению результатов экспертизы и апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (далее – Республиканская комиссия).
5. Республиканская комиссия:
1) рассматривает итоги экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий уровней начального, основного среднего, общего среднего образования, переиздаваемых по циклу фондирования;
2) рассматривает итоги апробации в организациях образования вновь разработанных учебников;
3) рекомендует учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования к использованию в организациях образования;
4) рассматривает апелляции по итогам экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий всех уровней образования;
5) вырабатывает предложения по совершенствованию механизмов подготовки, экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий всех уровней образования.
6) В состав Республиканской комиссии входят представители государственных, общественных и неправительственных организаций, педагогической и научной общественности.
Состав Республиканской комиссии утверждается приказом уполномоченного органа на 4 года.
Рабочим органом Республиканской комиссии является уполномоченный орган.
7) На основании рассмотрения экспертных решений Республиканская комиссия вносит следующие предложения в уполномоченный орган об использовании учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе:
«рекомендуется использовать в учебном процессе»;
«не рекомендуется использовать в учебном процессе».
8) Республиканская комиссия рассматривает итоги апробации в организациях образования вновь подготовленных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для всех уровней образования.
На основании рассмотрения материалов апробации Республиканская комиссия вносит следующие предложения в уполномоченный орган об использовании учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе:
«рекомендуется использовать в учебном процессе»;
«не рекомендуется использовать в учебном процессе».
9) Республиканская комиссия рассматривает итоги экспертизы вновь подготовленных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
На основании рассмотрения экспертных решений Республиканская комиссия вносит следующие предложения в уполномоченный орган об использовании учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе:
«рекомендуется использовать в учебном процессе»;
«не рекомендуется использовать в учебном процессе».
10) Республиканская комиссия в случае поступления заявления от разработчика о несогласии с результатами экспертизы проводит дополнительную экспертизу учебных изданий всех уровней образования.
11) Заседания Республиканской комиссии проводятся по необходимости.
Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов Республиканской комиссии, представляющих сектор Республиканской комиссии, учебные издания которого рассматривались.
Решение Республиканской комиссии принимается путем открытого голосования и считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Республиканской комиссии, участвовавших в заседании.
12) Решение Республиканской комиссии доводится уполномоченным органом до сведения автора, авторского коллектива учебника, издательства, Республиканского учебно-методического объединения или Республиканского учебно-методического совета.
13) В соответствии с подпунктом 27-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» уполномоченный орган формирует и утверждает Перечень учебников, учебно-методических комплексов и пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования (далее – Перечень) на основании предложений Республиканской комиссии.
14) В Перечень включается не более пяти альтернативных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий по одному учебному предмету.
15) Утвержденный уполномоченным органом Перечень размещается на сайте уполномоченного органа: www.edu.gov.kz.
2. Порядок подготовки учебников, учебно-методических комплексов
и учебно-методических пособий
6. Подготовка учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий организуется автором, авторским коллективом самостоятельно или издательством, который формирует авторский коллектив.
В состав авторского коллектива входят ученые, методисты, педагоги-практики, педагоги-экспериментаторы по профилю учебного издания, работодатели.
7. Подготовка учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в виде рукописи осуществляется в соответствии с ГОСО РК, типовыми учебными планами соответствующего уровня образования и типовыми учебными программами по учебному предмету (дисциплине).
8. Автор, авторский коллектив осуществляет свою деятельность по подготовке учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий с учетом следующих требований:
1) включение наиболее актуальных знаний по учебному предмету (дисциплине);
2) достоверность представленного учебного и методического материала;
3) учет возрастных, психологических и физиологических особенностей и возможностей обучающихся;
4) профессиональная направленность содержания учебного материала.
9. Издательство на основе рукописи учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий готовит макеты учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий с последующим предоставлением в уполномоченный орган.
10. Автор, авторский коллектив через каждые 4 года дорабатывает учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, разрешенные уполномоченным органом к использованию в организациях образования, в соответствии с ГОСО РК.
3. Порядок экспертизы учебников, учебно-методических комплексов
и учебно-методических пособий
11. Прием учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий на экспертизу организуется уполномоченным органом в период с января по июль текущего года.
12. Экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий проводится Республиканским научно-практическим центром «Учебник» (далее – Центр «Учебник») за счет средств республиканского бюджета.
13. Экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий по специальностям технического и профессионального образования проводится с привлечением ведущих ученых, методистов и преподавателей-практиков организаций образования, представителей производства, предприятий и иных организаций.
14. Автор, авторский коллектив или издательство направляет в уполномоченный орган следующие материалы:
1) заявление о проведении экспертизы учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия (в произвольной форме);
В заявлении указываются инициалы и фамилия (-ии) автора (-ов) в соответствии с титульным листом учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия, название в соответствии с названием учебного предмета (дисциплины) в ГОСО РК (типовых учебных планов технического и профессионального, послесреднего образования), класс (курс), язык, год и место издания.
К заявлению для вновь разработанных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий прилагаются сведения о разработчике (авторе, авторском коллективе), контактные данные.
2) 3 экземпляра учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия или CD/DVD-диск для электронного учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия в упаковке для конечного потребителя;
3) пояснительную записку к учебнику, учебно-методическому комплексу и учебно-методическому пособию;
4) 3 рецензии: педагога-практика, методиста по предметам начального, основного среднего и общего среднего образования, ученого или научной организации соответствующего (смежного) профиля, работодателя, учебно-методического объединения по специальностям технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методической секции по специальностям высшего и послевузовского образования;
5) выписку из решения учебно-методического объединения – для учебных изданий технического и профессионального, послесреднего образования; выписку из решения Ученого совета – для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий высшего и послевузовского образования;
6) руководство по установке и руководство для пользователя в свободной форме – для электронных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
Пояснительная записка к учебнику, учебно-методическому комплексу и учебно-методическому пособию должна содержать для вновь подготовленных изданий основные концептуальные идеи издания, оценку уровня актуальности, новизны разработки, реализации требований ГОСО РК, типовой учебной программы, для переиздаваемых учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – внесенные автором (авторским коллективом) дополнения и изменения.
В рецензии отражаются результаты апробации учебных изданий в организациях образования в зависимости от уровня образования, целевое назначение издания.
15. Уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов согласно пункту 14 настоящих Правил.
В случае представления неполного комплекта материалов уполномоченный орган в течение 15 календарных дней письменно извещает автора, авторский коллектив или издательство об отказе к приему на экспертизу в связи с несоответствием требованиям пункта 14 настоящих Правил.
Повторное представление документов проводится после устранения указанных замечаний.
Уполномоченный орган поступившие материалы течение 15 календарных дней направляет в Центр «Учебник» для проведения экспертизы.
16. Экспертиза одного учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия организуется и проводится в течение 60 календарных дней со дня получения материалов Центром «Учебник» от уполномоченного органа.
17. Центр «Учебник» организует и проводит экспертизу учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в соответствии с нижеследующими критериями оценки их качества.
Экспертиза учебников проводится с целью оценки соответствия содержания издания ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, научного и методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным требованиям психолого-педагогической науки, санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
Экспертиза УМК проводится с целью оценки полноты и взаимообусловленности составных частей УМК содержанию учебника, ГОСО РК, типовых учебных планов и типовых учебных программ, соответствия требованиям, предъявляемым к методическому и научному аппарату УМК. Составными частями УМК являются методические пособия, методические рекомендации, хрестоматия, книга для чтения, сборники задач, упражнений и диктантов, словари, тестовые материалы, видеокассеты, цифровые образовательные ресурсы и другие.
Экспертиза учебных и учебно-методических пособий проводится с целью оценки соответствия изданий ГОСО РК, типовых учебных планов и типовых учебных программ, авторской учебной программе, требованиям, предъявляемым к методическому и научному аппарату учебных и учебно-методических пособий.
Экспертиза дополнительной литературы проводится с целью оценки потенциала издания в реализации содержания учебника и УМК по учебному предмету (дисциплине).
18. На основе экспертного решения Центр «Учебник» готовит экспертное заключение.
Экспертное заключение подписывает директор Центра «Учебник», либо исполняющий обязанности директора Центра «Учебник», который обеспечивает достоверность заключения.
Экспертное заключение:
1) для переиздаваемого учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия:
в случае положительного экспертного решения: «Рекомендуется к использованию в организациях образования»;
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения: «Требует доработки»;
в случае отрицательного экспертного решения: «Не рекомендуется к использованию в организациях образования»;
2) для вновь подготовленного учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия:
Для учебников уровней начального, основного среднего и общего среднего образования:
в случае положительного экспертного решения: «Рекомендуется к апробации в организациях образования»;
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения: «Требует доработки»;
в случае отрицательного экспертного решения: «Не рекомендуется к апробации в организациях образования».
Для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий уровней дошкольного воспитания и обучения, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, а также учебных изданий уровней начального, основного среднего и общего среднего образования (кроме учебников): «Рекомендуется к использованию в организациях образования»;
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения: «Требует доработки»;
в случае отрицательного экспертного решения: «Не рекомендуется к использованию в организациях образования».
19. Экспертное заключение Центр «Учебник» представляет в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его подписания директором Центра «Учебник».
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней извещает автора (авторский коллектив) или издательство о результатах экспертизы.
20.Учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие, требующее доработки в соответствии с замечаниями экспертного заключения Центра «Учебник», автор (авторский коллектив) или издательство представляет в уполномоченный орган к повторной экспертизе после доработки в течение 30 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа экспертного заключения.
Повторно отклоненный учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие не принимается на экспертизу в течение текущего календарного года.
21. Учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие, не рекомендованное к использованию в организациях образования, (авторский коллектив) или издательство представляет в уполномоченный орган на повторную экспертизу после доработки в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил через 180 календарных дней со дня получения экспертного решения.
Повторно отклоненный учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие не принимается на экспертизу в течение текущего календарного года.
22. Предоставленный на экспертизу учебник, учебно-методический комплекс и учебно-методическое пособие разработчику не возвращается.
4. Порядок апробации учебников
23. Апробация вновь разработанных учебников уровней начального, основного среднего и общего среднего образования, получивших положительное экспертное заключение Центра «Учебник», проводится областным, городов Астана и Алматы управлениями образования в течение одного учебного года.
Список организаций образования, апробирующих учебники, формируется уполномоченным органом с учетом языка разработки учебника и уровня образования.
24. Материалы апробации учебников уровней начального, основного среднего и общего среднего образования представляются областным, городов Астана и Алматы управлениями образования в Центр «Учебник».
25. Центр «Учебник» анализирует поступившие материалы апробации учебников, готовит аналитическую справку для рассмотрения Республиканской комиссией.
26. Апробация учебников для организаций начального, основного среднего, общего среднего образования проводится за счет средств разработчика.
27. Апробация учебников уровней технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования проводится Республиканским учебно-методическим объединением или Республиканским учебно-методическим советом в зависимости от уровня образования с последующим представлением результатов апробации в уполномоченный орган согласно подпунктам 5) и 6) пункта 14 настоящих Правил.
5. Порядок проведения мониторинга учебников
28. Мониторинг учебников всех уровней образования проводится уполномоченным органом с целью:
1) оценки спроса учебников организациями образования;
2) оценки уровня внедрения учебников в образовательный процесс;
3) недопущения в образовательный процесс некачественных учебников.
29. Областные, городов Астана и Алматы управления образования до 25 мая текущего года представляют информацию в уполномоченный орган о закупе учебников для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования на предстоящий учебный год в соответствии с Перечнем.
30. Областные, городов Астана, Алматы управления образования представляют информацию в уполномоченный орган о заказе учебников для уровней технического и профессионального, послесреднего образования.
31. Мониторинг учебников для технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования осуществляется уполномоченным органом в соответствии с информацией Республиканского учебно-методического объединения и Республиканского учебно-методического совета.
32. Уполномоченный орган на основании представленной информации готовит рейтинг учебников.
Таблица рейтинга учебников размещается на сайте уполномоченного органа: www.edu.gov.kz.
33. Уполномоченный орган по итогам мониторинга учебников принимает решение об исключении учебных изданий из Перечня.
Информация об исключенных учебниках размещается на сайте уполномоченного органа: www.edu.gov.kz.
6. Порядок издания учебников, учебно-методических комплексов и
учебно-методических пособий
34. Издание учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования осуществляется в соответствии с Перечнем.
35. Учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия, включенные в Перечень, издаются за счет средств разработчика.
36. Гриф уполномоченного органа «Разрешено к использованию в организациях образования» действителен в течение четырех последующих учебных лет.
37. Издание учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования осуществляется на основании положительного экспертного решения Центра «Учебник» за счет средств республиканского бюджета, учебных заведений, автора, авторского коллектива или издательства.