В соответствии с пунктом 30 Правил проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2010 года № 573 ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения) по управлению бюджетными средствами.
2. Департаменту методологии бюджетных процедур (Калиева А.Н.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и подлежит официальному опубликованию.
Министр Б. Жамишев
Утвержден
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 14 мая 2012 года № 249
Методика оценки эффективности деятельности исполнительных
органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения) по управлению бюджетными средствами
1. Общие положения
1. Методика оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения) по управлению бюджетными средствами (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 30 Правил проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2010 года № 573.
2. Методика предназначена для определения эффективности мер по обеспечению результативности и эффективности использования бюджетных средств администраторами местных бюджетных программ.
3. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, а также местных исполнительных органов районов (городов областного значения) по управлению бюджетными средствами осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы (далее - Оценка эффективности).
4. Уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы оценивается аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы.
5. Для проведения оценки эффективности органы государственного финансового контроля представляют информацию о результатах контроля на основании актов реагирования за оцениваемый период, уполномоченному органу по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы и акиматам районов (городов областного значения).
6. Оценка эффективности осуществляется в разрезе критериев по:
1) всем бюджетным программам исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, а по критерию «Достижение прямых результатов бюджетной программы» не оцениваются распределяемые бюджетные программы и целевые трансферты, выделенные нижестоящим бюджетам;
2) бюджетным программам развития местного исполнительного органа района (города областного значения).
7. Исполнительные органы, финансируемые из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местные исполнительные органы районов (городов областного значения) ответственны за достоверность и полноту представляемой информации для проведения оценки эффективности.
8. Территориальные подразделения уполномоченного Правительством Республики Казахстан органа по внутреннему контролю осуществляют перепроверку данных, представленных исполнительными органами, финансируемыми из областного бюджета, бюджетов городов республиканского значения, столицы, акиматами районов (городов областного значения) на основании запроса уполномоченного органа по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы.
2. Проведение оценки управления бюджетными средствами
9. Исполнительные органы, финансируемые из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и акиматы районов (городов областного значения) предоставляют в уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы следующую информацию:
1) отчет по оценке эффективности управления бюджетными средствами государственного органа по форме, согласно приложению 1 к Методике;
2) причины неосвоения бюджетных средств, согласно приложению 2 к Методике;
3) информацию о результатах анализа по критерию «Достижение прямых результатов бюджетной программы», согласно приложению 3 к Методике;
4) информацию об удорожании стоимости объектов строительства и реконструкции, согласно приложению 4 к Методике;
5) информацию о несвоевременно сданных в эксплуатацию объектах, согласно приложению 5 к Методике;
6) пояснительную записку.
10. Пояснительная записка должна содержать результаты проведенного анализа эффективности деятельности администраторов областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения) в разрезе критериев:
1) по критерию «Освоение выделенных средств на соответствующий финансовый год» приводится процент исполнения бюджетных средств по бюджетным программам администраторов областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения) за соответствующий финансовый год.
2) по критерию «Отсутствие нарушений бюджетного и иного законодательства по итогам проверок органов государственного финансового контроля» указывается:
орган государственного финансового контроля, которым проведены проверки (кроме служб внутреннего контроля государственных органов);
количество проверок за отчетный период;
общий объем бюджетных средств, охваченных контролем;
выявленные нарушения бюджетного и иного законодательств за отчетный период, в том числе:
при поступлении средств в бюджет (доходная часть);
при использовании бюджетных средств и активов государства, в том числе по государственным закупкам;
при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности;
несоблюдение установленных сроков, порядка выполнения бюджетных процедур.
По данному критерию приводится доля нарушений от общего объема бюджетных средств, охваченных контролем в отчетном периоде.
Общая сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства в государственном органе определяется путем суммирования нарушений, выявленных органами государственного финансового контроля.
Объем бюджетных средств, охваченных контролем определяется путем суммирования объемов средств, охваченных контролем органами государственного финансового контроля;
3) по критерию «Принятые (реализованные) меры по исполнению внесенных актов реагирования органов государственного финансового контроля» указывается:
объем подлежащих к возмещению в бюджет сумм нарушений, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля;
объем возмещенных в бюджет в установленный срок сумм нарушений к общему объему сумм нарушений, подлежащих возмещению в доход бюджета, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля;
объем подлежащих к восстановлению сумм нарушений, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и/или отражения по учету;
объем восстановленных в установленный срок сумм нарушений к общему объему сумм нарушений, подлежащих восстановлению, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и/или отражения по учету;
количество исполненных полностью и в установленный срок актов реагирования органов государственного финансового контроля к общему количеству внесенных актов реагирования органов государственного финансового контроля за отчетный период, за исключением объема возмещенных и восстановленных сумм;
4) по критерию «Деятельность служб внутреннего контроля государственного органа по управлению бюджетными средствами и меры по исполнению их рекомендаций» указывается:
сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства к объему бюджетных средств, охваченных службами внутреннего контроля;
количество подразделений и подведомственных организаций государственного органа, охваченных проверками служб внутреннего контроля в отчетном периоде, к общему количеству подразделений и подведомственных организаций государственного органа;
количество исполненных полностью и в установленный срок подразделениями и подведомственными организациями государственного органа представлений, принятых руководителем государственного органа по результатам проверок служб внутреннего контроля, к общему количеству представлений, принятых руководителем государственного органа за отчетный период;
5) по критерию «Объем перераспределенных средств администратора бюджетных программ к утвержденному объему расходов» указывается доля соотношений перераспределенных средств при уточнении бюджета между бюджетными программами в общем объеме бюджета администратора областных бюджетных программ, города республиканского значения, столицы/ местного исполнительного органа района (города областного значения).
При проведении оценки по данному критерию не учитываются случаи перераспределения денег бюджетных программ при реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) администраторов бюджетных программ, выделения дополнительных денежных средств администратору бюджетных программ при уточнении и корректировке бюджета;
6) по критерию «Организационные меры по исполнению бюджета» в разрезе показателей указывается:
доля количества исполненных пунктов плана государственных закупок к общему количеству пунктов годового плана государственных закупок;
доля объема бюджетных средств исполненных пунктов плана государственных закупок к общему объему годового плана государственных закупок;
своевременность или нарушение сроков принятия нормативных и/или правовых актов, входящих в компетенцию государственного органа необходимых для реализации бюджетной программы;
отсутствие или наличие фактов увеличения сметной стоимости бюджетного инвестиционного проекта и причины увеличения сметной стоимости бюджетного инвестиционного проекта;
сдача (внедрение) объектов в установленные сроки, указывается количество бюджетных программ, по которым предусмотрена сдача (внедрение) объектов и количество объектов, планируемых к сдаче в эксплуатацию в отчетном периоде. По объектам, своевременно не введенным в эксплуатацию, приводится доля объектов своевременно не введенных в эксплуатацию к общему количеству объектов, а также указываются причины задержки ввода в эксплуатацию;
7) по критерию «Достижение прямых результатов бюджетной программы» приводятся достигнутые показатели прямых результатов в разрезе бюджетных программ администраторов областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы, а по бюджетным программам развития местных исполнительных органов района (города областного значения) показатели прямых результатов указываются в разрезе бюджетных инвестиционных проектов. Также перечисляются бюджетные программы, по которым не достигнуты показатели прямых результатов с указанием причин, согласно приложению 3 к Методике;
8) критерий «Динамика прямого результата бюджетных программ» оcуществляется путем сравнения фактически сложившегося среднего балла прямого результата всех бюджетных программ государственного органа за оцениваемый период с аналогичным показателем прошлого года;
9) критерий «Качество планирования показателей результативности бюджетных программ» осуществляется путем анализа показателей результативности бюджетных программ, утвержденных в составе стратегического плана государственного органа;
10) по критерию «Эффективность исполнения бюджетной программы» определяется отношение фактически достигнутого прямого результата бюджетной программы с процентом освоения по бюджетной программе;
11) по критерию «Отсутствие дебиторской задолженности» указывается отсутствие/наличие или изменение дебиторской задолженности с разбивкой текущего года и прошлых лет администратора бюджетных программ областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения), с указанием причин образования дебиторской задолженности и принятых мер по ее сокращению;
12) по критерию «Отсутствие кредиторской задолженности» указывается отсутствие/наличие или изменение кредиторской задолженности с разбивкой текущего года и прошлых лет администратора бюджетных программ областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения), с указанием причин образования кредиторской задолженности и принятых мер по ее сокращению.
11. Заключения о результатах оценки эффективности управления бюджетными средствами государственного органа, подготовленные уполномоченным органом по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы представляются в уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы по форме, согласно приложению 6 к Методике.
Общие заключения о результатах оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и местных исполнительных органов района (города областного значения) по управлению бюджетными средствами, представляемые в уполномоченный орган по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы, должны содержать:
итоговый отчет о проведенной оценке;
анализ результатов по критериям оценки, с изложением положительных сторон и недостатков;
системные недостатки и проблемы, выявленные при исполнении бюджета, имеющие постоянный характер;
выводы и рекомендации по улучшению деятельности государственных органов;
информацию по освоению бюджетных средств по бюджетным программам исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы и по освоению бюджетных программ развития местных исполнительных органов района (города областного значения) с указанием первоначально утвержденного, уточненного и скорректированного бюджетов с разбивкой по администраторам местных бюджетных программ;
сведения в разрезе способов и сумм проведенных государственных закупок по администраторам бюджетных программ, финансируемых из бюджета области, города республиканского значения, столицы и местным исполнительным органам районов (городов областного значения).
12. Эффективность деятельности оценивается по 100-бальной шкале по баллам критериев и показателей согласно приложению 7 к Методике.
3. Оценка по критерию «Освоение выделенных средств
на соответствующий финансовый год»
13. Под освоением выделенных бюджетных средств на соответствующий финансовый год понимается процент исполнения бюджетных средств по бюджетным программам администратора областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского начения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения) на соответствующий финансовый год.
14. Источником информации для оценки по данному критерию является аналитический отчет об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, бюджета района (города областного значения) на отчетный финансовый период.
15. По результатам анализа освоения выделенных бюджетных средств на соответствующий финансовый год администратора областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного орган района (города областного значения) присваивается соответствующий балл, согласно приложению 7 к Методике.
При этом, администраторами областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного орган района (города областного значения) представляются причины неосвоения бюджетных средств согласно приложению 2 к Методике.
4. Оценка по критерию «Отсутствие нарушений бюджетного
и иного законодательства по итогам проверок органов
государственного финансового контроля»
16. При проведении оценки по критерию «Отсутствие нарушений бюджетного и иного законодательства по итогам проверок органов государственного финансового контроля» указываются орган государственного финансового контроля, которым проведены проверки (кроме служб внутреннего контроля государственных органов); количество проверок за отчетный период; выявленные нарушения бюджетного и иного законодательства за отчетный период (при поступлении средств в бюджет (доходная часть), при использовании бюджетных средств и активов государства, в том числе, по государственным закупкам, при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, несоблюдение установленных сроков, порядка выполнения бюджетных процедур); период, охваченный контролем, а также общий объем бюджетных средств, охваченных контролем.
17. Источником информации являются материалы контроля соответствующих государственных органов (кроме служб внутреннего контроля государственных органов), проведенных на предмет соответствия деятельности объекта контроля, требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности и эффективности достижения государственными органами прямых результатов в ходе реализации бюджетных программ.
18. Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
5. Оценка по критерию «Принятые (реализованные) меры
по исполнению внесенных актов реагирования органов
государственного финансового контроля»
19. Оценка по критерию «Принятые (реализованные) меры по исполнению внесенных актов реагирования органов государственного финансового контроля» заключается в установлении:
объема подлежащих к возмещению в бюджет сумм нарушений, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля;
объема возмещенных в бюджет в установленный срок сумм нарушений к общему объему сумм нарушений, подлежащих возмещению в доход бюджета, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля;
объема подлежащих к восстановлению сумм нарушений, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и/или отражения по учету;
объема восстановленных в установленный срок сумм нарушений к общему объему сумм нарушений, подлежащих восстановлению, согласно внесенных по результатам контроля актов реагирования органов государственного финансового контроля путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и/или отражения по учету;
количества исполненных полностью в установленный срок актов реагирования органов государственного финансового контроля к общему количеству внесенных актов реагирования органов государственного финансового контроля за отчетный период, за исключением объема возмещенных и восстановленных сумм.
20. Источником информации являются акты реагирования органов государственного финансового контроля.
21. Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
6. Оценка по критерию «Деятельность служб внутреннего контроля
государственного органа по управлению бюджетными средствами и
меры по исполнению их рекомендаций»
22. Оценка по критерию «Деятельность служб внутреннего контроля государственного органа по управлению бюджетными средствами и меры по исполнению их рекомендаций» заключается в выявлении:
суммы выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства к объему бюджетных средств, охваченных службами внутреннего контроля;
количества подразделений и подведомственных организаций государственного органа, охваченных проверками службами внутреннего контроля в отчетном периоде, к общему количеству подразделений и подведомственных организаций государственного органа;
количества исполненных полностью и в установленный срок подразделениями и подведомственными организациями государственного органа представлений, принятых руководителем государственного органа по результатам проверок служб внутреннего контроля, к общему количеству представлений, принятых руководителем государственного органа за отчетный период.
Объем бюджетных средств, охваченных контролем определяется путем суммирования объемов средств, охваченных службами внутреннего контроля.
23. Источником информации являются документы, свидетельствующие о принятых мерах администратором бюджетных программ по рекомендациям, указанным в отчетах и документе, принимаемом руководителем государственного органа по итогам внутреннего контроля.
24. Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
7. Оценка по критерию «Объем перераспределенных средств
администратора бюджетных программ к утвержденному объему расходов»
25. Оценка по критерию «Объем перераспределенных средств администратора бюджетных программ к утвержденному объему расходов» заключается в выявлении доли соотношений перераспределенных средств при уточнении бюджета между бюджетными программами в общем объеме бюджета администратора областных бюджетных программ, города республиканского значения, столицы/местного исполнительного органа района (города областного значения) без учета увеличения плановых назначений соответствующих бюджетных программ за счет остатков бюджетных средств, корректировки показателей утвержденного (уточненного) бюджета, связанной с образованием, ликвидацией, реорганизацией, изменением функций и лимитов штатной численности исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, и подведомственных им государственных учреждений, распределяемых бюджетных программ, а также целевых трансфертов и кредитов, выделенных вышестоящим бюджетом.
26. Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
27. Источниками информации являются решение маслихата о бюджете области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), постановления местных исполнительных органов о реализации решений маслихатов о местных бюджетах и индивидуальные планы финансирования по обязательствам и платежам государственных учреждений.
8. Оценка по критерию «Организационные меры по исполнению бюджета»
28. Оценка по критерию «Организационные меры по исполнению бюджета» проводится путем определения показателей в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
29. Показатель «Доля количества исполненных пунктов плана государственных закупок к общему количеству годового плана государственных закупок» определяется путем сопоставления количества исполненных пунктов плана государственных закупок к общему количеству пунктов годового плана государственных закупок. Источником информации является веб-портал государственных закупок.
30. Показатель «Доля объема бюджетных средств исполненных пунктов плана государственных закупок к общему объему годового плана государственных закупок» определяется путем сопоставления исполненных пунктов плана государственных закупок к общему объему годового плана государственных закупок. Источником информации является веб-портал государственных закупок.
31. Показатель «Своевременное принятие нормативных и/или правовых актов, входящих в компетенцию государственного органа необходимых для реализации бюджетной программы» определяется на своевременность принятия нормативных правовых актов в установленные законодательством сроки.
В перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации бюджетной программы включаются постановления местных исполнительных органов о реализации решений маслихатов о местных бюджетах, стратегические планы исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, нормативные правовые акты по внесению изменений и дополнений в них, решения местных исполнительных органов, принимаемые для реализации бюджетной программы.
32. Показатель «Отсутствие или наличие фактов увеличения сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов» отражает, имеются ли случаи корректировки проектно-сметной документации бюджетных инвестиционных проектов, повлекших увеличение стоимости бюджетного инвестиционного проекта.
В случае наличия фактов увеличения сметной стоимости бюджетного инвестиционного проекта рассчитывается процент удорожания стоимости бюджетного инвестиционного проекта администратора областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ местного исполнительного органа района (города областного значения).
При этом процент удорожания сметной стоимости бюджетного инвестиционного проекта рассчитывается по отношению к его первоначальной стоимости, предусмотренной в проектно-сметной документации инвестиционного проекта.
В случае, если администратором бюджетных программ не предусмотрена реализация бюджетных инвестиционных проектов на основе проектно-сметной документации, то в этом случае присваивается средний балл по данному показателю.
При этом, исполнительными органами, финансируемыми из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и местными исполнительными органами районов (городов областного значения) представляется информация согласно приложению 4 к Методике.
33. Показатель «Сдача (внедрение) объекта в установленные сроки» отражает, имеются ли случаи нарушения сроков.
В случае наличия объектов своевременно не введенных в эксплуатацию рассчитывается доля объектов своевременно не введенных в эксплуатацию к общему количеству объектов администратора областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ местного исполнительного органа района (города областного значения), которые должны быть введены в отчетном году.
В случае если администратором областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ местным исполнительным органом района города областного значении) не предусмотрена сдача (внедрение) объекта, то присваивается средний балл по данному показателю.
При этом, исполнительными органами, финансируемыми из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и акиматами районов (городов областного значения) представляется информация согласно приложению 5 к Методике.
9. Оценка по критерию «Достижение прямых результатов бюджетной программы»
34. Показателями прямого результата являются показатели, отражающие количественную характеристику объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств по данной бюджетной программе.
35. Оценка достижения прямого результата по одной бюджетной программе осуществляется путем соотношения фактически достигнутых количественных показателей каждого мероприятия с плановыми.
36. В случае если показатели прямых результатов по бюджетным программам предусматривают мероприятия вместо количественных характеристик, не позволяющих оценить достижение прямого результата, то данная бюджетная программа оценивается как не достигшая прямого результата и как результат некачественного планирования.
37. Среднее значение всех показателей прямых результатов в рамках одной бюджетной программы выводится с учетом результатов всех показателей, в том числе показателей недостигнутых администратором бюджетных программ в силу объективных, независящих от администратора бюджетных программ причин (форс-мажорные обстоятельства).
38. Балл прямого результата в рамках одной бюджетной программы определяется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
39. Далее определяется средний балл показателей прямых результатов всех бюджетных программ.
40. По местным исполнительным органам оценка по критерию определяется в виде среднего балла показателей прямых результатов по всем администраторам местных бюджетных программ.
41. Максимальный балл не может превышать указанный в приложении 7 к Методике.
42. В случае перевыполнения показателей данного критерия в рамках одной бюджетной программы, присваивается балл по показателю «100 %».
43. Источниками информации являются раздел 7 «Бюджетные программы» стратегического плана исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и бюджетные программы администраторов бюджетных программ, финансируемых из бюджета района (города областного бюджета), отчеты по их реализации.
10. Оценка по критерию «Динамика
прямого результата бюджетных программ»
44. Оценка по критерию «Динамика прямого результата бюджетных программ» определяется путем сравнения фактически сложившегося среднего балла прямого результата всех бюджетных программ государственного органа за оцениваемый период с аналогичным показателем прошлого года.
В случае достижения одинаковых максимальных баллов (100 %), присваивается максимальный балл.
Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
45. Источником информации является Заключение о результатах оценки эффективности деятельности исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) и местного исполнительного органа района города областного значения) по управлению бюджетными средствами за предыдущий год.
11. Оценка по критерию «Качество планирования показателей результативности бюджетных программ»
46. Оценка по критерию «Качество планирования показателей результативности бюджетных программ» осуществляется путем анализа показателей результативности бюджетных программ, утвержденных в составе стратегического плана исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и бюджетных программ администраторов бюджетных программ, финансируемых из бюджета района (города областного значения).
В случае наличия во всех бюджетных программах исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) показателей результативности, являющихся количественно измеримыми и подлежащими к оценке, то присваивается максимальный балл.
В случае отсутствия прямого и/или конечного результатов либо наличия мероприятий вместо количественных характеристик, не позволяющих оценить достижение прямого результата, или дублирования прямых результатов с конечными результатами, а также при дублировании показателей бюджетной программы с показателями другой бюджетной программы администратора бюджетных программ, присваивается 0 баллов.
По администратору бюджетных программ определяется средний балл по данному показателю по всем бюджетным программам, по которым присваивается соответствующий балл.
По местным исполнительным органам районов (городов областного значения) определяется средний балл по бюджетным программам развития в разрезе администраторов бюджетных программ.
Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
47. Источником информации является раздел 7 «Бюджетные программы» стратегического плана исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и бюджетные программы администраторов бюджетных программ, финансируемых из бюджета района (города областного значения).
12. Оценка по критерию «Эффективность исполнения бюджетной программы»
48. Оценка по критерию «Эффективность исполнения бюджетной программы» осуществляется путем деления процента достижения прямого результата бюджетной программы на процент фактического освоения выделенных средств на соответствующий финансовый год.
Эффективность исполнения бюджетной программы определяется следующим образом:
Эф б/п= % ПР / % ОС х 100 %
где, Эф б/п – эффективность исполнения бюджетной программы;
% ПР – процент достижения прямого результата;
% ОС – процент освоения бюджетных средств.
Оценка эффективности исполнения бюджетной программы определяется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
В случае достижения прямых результатов бюджетной программы менее 90,1 %, то эффективность исполнения бюджетной программы равна «0 %».
По администратору бюджетных программ определяется средний процент эффективности по всем бюджетным программам, по которым присваивается соответствующий балл.
По местным исполнительным органам оценка по данному критерию определяется в виде среднего процента критерия эффективности исполнения бюджетной программы развития по всем администраторам местных бюджетных программ, по которым присваивается соответствующий балл.
49. Источниками информации являются аналитический отчет об исполнении местных бюджетов, раздел 7 «Бюджетные программы» стратегического плана государственного органа, бюджетные программы администраторов бюджетных программ, финансируемых из бюджета района (города областного значения).
13. Оценка по критерию «Отсутствие дебиторской задолженности»
50. Оценка по критерию «Отсутствие дебиторской задолженности» отражает отсутствие/наличие или изменение дебиторской задолженности администратора областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения).
Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в Таблице 1 к Методике.
51. Источником информации является отчет о дебиторской задолженности администратора бюджетных программ на отчетный финансовый год.
14. Оценка по критерию «Отсутствие кредиторской задолженности»
52. Оценка по критерию «Отсутствие кредиторской задолженности» отражает отсутствие/наличие или изменение кредиторской задолженности администратора областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы/ бюджетных программ развития местного исполнительного органа района (города областного значения).
Оценка выставляется в соответствии со значениями, указанными в приложении 7 к Методике.
53. Источником информации является отчет о кредиторской задолженности администратора бюджетных программ за отчетный финансовый год.
15. Итоговая оценка эффективности исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы и местного исполнительного
органа района (города областного значения)
54. Итоговая оценка исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и местного исполнительного органа района (города областного значения) определяется суммированием баллов по всем критериям.
16. Перепроверка результатов оценки
55. Проверочные мероприятия осуществляются по поручению рабочего органа региональной Экспертной комиссии либо при поступлении возражений оцениваемых государственных органов с подтверждающими документами.
В течение пяти рабочих дней уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы направляет в оцениваемые государственные органы, обоснованные заключения о принятии либо непринятии возражений по результатам перепроверки. В случае принятия возражений вносятся соответствующие корректировки в заключения о результатах оценки.
56. Уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы в целях обеспечения объективности и прозрачности оценки для перепроверки результатов создает специальную комиссию, в состав которой не могут входить участвовавшие в оценке государственных органов сотрудники.
17. Пост-аудит мероприятий по реализации рекомендаций
Экспертной комиссии по результатам оценки эффективности
управления бюджетными средствами государственных органов
57. Пост-аудит – это комплекс мер по определению полноты реализации поручений и рекомендаций, данных по результатам предыдущей оценки (далее - Рекомендации).
58. На основе Рекомендаций каждым государственным органом разрабатывается План мероприятий по улучшению показателей эффективности управления бюджетными средствами (далее – План).
59. План содержит конкретные действия государственного органа по устранению выявленных проблем, увязанные по ответственным исполнителям и срокам их осуществления.
60. Уполномоченный орган по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы в рамках мероприятий по перепроверке, производит проверку реализации Плана, по результатам которой готовится отчет проверки.
61. Отчет, подписанный представителем уполномоченного органа по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы и завизированный представителем объекта пост-аудита, представляется на рассмотрение руководителя Рабочей подгруппы.
62. Результаты Пост-аудита отражаются в заключениях о результатах оценки эффективности деятельности исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы и местного исполнительного органа района (города областного значения) по управлению бюджетными средствами в разделе «Результаты пост-аудита».
Приложение 1
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Форма
Отчет по оценке эффективности управления бюджетными средствами
исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского значения, столицы, местных
исполнительных органов районов (городов областного значения)
_________________________________________________________
(наименование исполнительного органа, финансируемого из
областного бюджета, бюджетов города республиканского значения,
столицы/местного исполнительного органа района
(города областного значения)
№ |
Критерии оценки |
Фактическое |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Критерий «Освоение выделенных средств на |
||
2. |
Критерий «Отсутствие нарушений бюджетного и иного |
||
Отсутствие нарушений |
|||
Не проведение органами |
|||
Наличие нарушений от общего объема |
|||
3. |
Критерий «Принятые (реализованные) меры по |
||
Объем подлежащих к возмещению в бюджет |
|||
Объем возмещенных в бюджет в |
|||
Объем подлежащих к восстановлению сумм |
|||
Объем восстановленных в установленный |
|||
Количество исполненных полностью и в |
|||
4. |
Критерий «Деятельность служб внутреннего контроля |
||
Отсутствие служб внутреннего контроля |
|||
Не проведение проверок службами |
|||
Cумма выявленных нарушений бюджетного |
|||
Количество подразделений и |
|||
Количество исполненных полностью и в |
|||
5. |
Критерий «Объем перераспределенных средств |
||
Доля перераспределенных средств |
|||
6. |
Критерий «Организационные меры по исполнению |
||
Доля количества исполненных пунктов |
|||
Доля объема бюджетных средств |
|||
Своевременное принятие нормативных |
|||
своевременно |
|||
с нарушением срока |
|||
Отсутствие или наличие фактов |
|||
отсутствие |
|||
Процент увеличения сметной стоимости |
|||
Отсутствие у администратора бюджетных |
|||
Сдача (внедрение) объектов в |
|||
своевременно |
|||
Доля объектов сданных (внедренных) с |
|||
Не предусмотрена сдача (внедрение) |
|||
7. |
Критерий «Достижение прямых результатов бюджетной |
||
Выполнение количественных показателей, |
|||
8. |
Критерий «Динамика прямого результата бюджетных |
||
Достижение максимальных баллов (100 %) |
|||
Всторону роста показателей |
|||
В сторону уменьшения показателей или |
|||
9. |
Критерий «Качество планирования показателей |
||
Наличие в бюджетной программе |
|||
Отсутствие одного из показателей |
|||
10. |
Критерий «Эффективность исполнения бюджетной |
||
Отношение полученного прямого |
|||
11. |
Критерий «Отсутствие дебиторской задолженности» |
||
Отсутствие |
|||
Наличие |
|||
Изменения в течение года дебиторской |
|||
в сторону уменьшения |
|||
в сторону увеличения |
|||
12. |
Критерий «Отсутствие кредиторской задолженности» |
||
Отсутствие |
|||
Наличие |
|||
Изменения в течение года кредиторской |
|||
в сторону уменьшения |
|||
в сторону увеличения |
Первый руководитель исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/ аким района
(города областного значения), либо лицо,
исполняющее его обязанности _________ ______________
(подпись) (расшифровка)
Приложение 2
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Причины неосвоения бюджетных средств за ____ год
___________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа, финансируемого из областного
бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы/местного
исполнительного органа района (города областного значения)
(тыс. тенге)
Код |
Наиме- |
Скоррек- |
Сумма |
Оплачен- |
% |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ВСЕГО |
В том числе |
Приме- |
||||||
Эконо- |
Объек- |
Дру- |
в том числе за счет |
||||
несосто- |
неэффектив- |
необос- |
несвое- |
||||
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Первый руководитель исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/ аким района
(города областного значения), либо лицо,
исполняющее его обязанности _________ ______________
(подпись) (расшифровка)
Приложение 3
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Информация о результатах анализа по критерию
«Достижение прямых результатов бюджетной программы»
____________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа, финансируемого из областного
бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы/местного
исполнительного органа района (города областного значения)
________________
(отчетный период)
Код и наименование администратора бюджетных |
____________________ |
Бюджетная программа |
____________________ |
Описание: |
____________________ |
Наименование |
Единицы |
Показатели |
Фактическое |
Откло- |
% выполнения |
Причины не |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Показатель |
||||||
- бюджетных |
||||||
- мероприятий |
Первый руководитель исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/ аким района
(города областного значения), либо лицо,
исполняющее его обязанности _________ ______________
(подпись) (расшифровка)
Приложение 4
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Информация об удорожании стоимости объектов строительства
и реконструкции за ____ год
________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа, финансируемого из областного
бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы/местного
исполнительного органа района (города областного значения)
(тысяч тенге)
Код |
Наименование |
Перво- |
Стоимость |
Удоро- |
Причина |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Первый руководитель исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/ аким района
(города областного значения), либо лицо,
исполняющее его обязанности _________ ______________
(подпись) (расшифровка)
Приложение 5
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Информация о несвоевременно сданных в эксплуатацию объектах
за _______ год
________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа, финансируемого из областного
бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы/местного
исполнительного органа района (города областного значения)
Код ЕБК |
Наименование |
Запланированный |
Фактический |
Причины |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первый руководитель исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/ аким района
(города областного значения), либо лицо,
исполняющее его обязанности _________ ______________
(подпись) (расшифровка)
Приложение 6
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Заключение о результатах оценки эффективности управления
бюджетными средствами исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/местного исполнительного
органа района (города областного значения)
____________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа, финансируемого из областного
бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы/местного
исполнительного органа района (города областного значения)
_________________
(отчетный период)
№ |
Критерии оценки |
Фактическое исполнение |
Баллы каждого критерия |
1. |
Освоение выделенных средств на |
||
2. |
Отсутствие нарушений бюджетного и иного |
||
3. |
Принятые (реализованные) меры по |
||
4. |
Деятельность служб внутреннего контроля |
||
5. |
Объем перераспределенных средств |
||
6. |
Организационные меры по исполнению |
||
Доля количества исполненных пунктов |
|||
Доля объема бюджетных средств |
|||
Своевременное принятие нормативных |
|||
Отсутствие или наличие фактов |
|||
Сдача (внедрение) объектов в |
|||
7. |
Достижение прямых результатов бюджетной |
||
8. |
Динамика прямого результата бюджетных |
||
9. |
Качество планирования показателей |
||
10. |
Эффективность исполнения бюджетной |
||
11. |
Отсутствие дебиторской задолженности |
||
12. |
Отсутствие кредиторской задолженности |
||
Общая оценка: |
Анализ эффективности деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/местного исполнительного
органа района (города областного значения) по критериям оценки:
1. По критерию «Освоение выделенных средств на соответствующий
финансовый год»:
___________________________________________________________________
2. По критерию «Отсутствие нарушений бюджетного и иного
законодательства по итогам проверок органов государственного
финансового контроля»:
___________________________________________________________________
3. По критерию «Принятые (реализованные) меры по исполнению внесенных
актов реагирования органов государственного финансового контроля»
___________________________________________________________________
4. По критерию «Деятельность служб внутреннего контроля
государственного органа по управлению бюджетными средствами и меры по
исполнению их рекомендаций»:
___________________________________________________________________
5. По критерию «Объем перераспределенных средств администратора
бюджетных программ к утвержденному объему расходов»:
___________________________________________________________________
6. По критерию «Организационные меры по исполнению бюджета»:
___________________________________________________________________
7. По критерию «Достижение прямых результатов бюджетной программы»:
___________________________________________________________________
8. По критерию «Динамика прямого результата бюджетных программ»:
___________________________________________________________________
9. По критерию «Качество планирования показателей результативности
бюджетных программ»:
___________________________________________________________________
10. По критерию «Эффективность исполнения бюджетной программы»:
___________________________________________________________________
11. По критерию «Отсутствие дебиторской задолженности»:
___________________________________________________________________
12. По критерию «Отсутствие кредиторской задолженности»:
___________________________________________________________________
Выводы и рекомендации:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Результаты пост-аудита:
_____________________________________________________________________
Первый руководитель исполнительного органа,
финансируемого из областного бюджета, бюджетов города
республиканского значения, столицы/ аким района
(города областного значения), либо лицо,
исполняющее его обязанности _________ ______________
(подпись) (расшифровка)
"_____" _____________ 20_ г.
Приложение 7
к Методике оценки эффективности
деятельности исполнительных органов,
финансируемых из областного бюджета,
бюджетов города республиканского
значения, столицы, местных исполнительных
органов районов (городов областного значения)
по управлению бюджетными средствами
Баллы критериев и показателей
№ п\п |
Наименование критерия/показателя |
балл |
1 |
Освоение выделенных средств на соответствующий финансовый год - |
|
99,7 – 100 % |
16 |
|
99,4 – 99,6 % |
15 |
|
99,1 – 99,3 % |
14 |
|
98,8 – 99,0 % |
13 |
|
98,5 – 98,7 % |
12 |
|
98,2- 98,4 % |
11 |
|
97,9 – 98,1 % |
10 |
|
97,6 – 97,8 % |
9 |
|
97,3 – 97,5 % |
8 |
|
97,0 – 97,2 % |
7 |
|
96,7 – 96,9 % |
6 |
|
96,4 – 96,6 % |
5 |
|
96,1 – 96,3 % |
4 |
|
95,8 – 96,0 % |
3 |
|
95,5 – 95,7 % |
2 |
|
95,2 % – 95,4 |
1 |
|
95,1 % и менее |
0 |
|
2 |
Отсутствие нарушений бюджетного и иного законодательства по итогам |
|
Отсутствие нарушений |
7 |
|
Не проведение органами государственного финансового контроля |
4 |
|
Наличие нарушений от общего объема бюджетных средств, охваченных |
||
до 5 % |
6 |
|
5,0 – 9,9 % |
5 |
|
10,0 – 14,9 % |
4 |
|
15,0 – 19,9 % |
3 |
|
20,0 – 24,9 % |
2 |
|
25,0 – 29,9 % |
1 |
|
более 30 % |
0 |
|
3 |
Принятые (реализованные) меры по исполнению внесенных актов |
|
Отсутствие актов реагирования органов государственного финансового |
4 |
|
Объем возмещенных в бюджет в установленный срок сумм нарушений к |
3 |
|
100 % или отсутствие сумм к возмещению в бюджет |
3 |
|
70,0 – 99,9 % |
2 |
|
35,0 – 69,9 % |
1 |
|
до 34,9 % |
0 |
|
Объем восстановленных в установленный срок сумм нарушений к общему |
3 |
|
100 % или отсутствие сумм к восстановлению |
3 |
|
70,0 – 99,9 % |
2 |
|
35,0 – 69,9 % |
1 |
|
до 34,9 % |
0 |
|
Количество исполненных полностью и в установленный срок актов |
3 |
|
100 % или отсутствие внесенных актов реагирования |
3 |
|
70,0 – 99,9 % |
2 |
|
35,0 – 69,9 % |
1 |
|
до 34,9 % |
0 |
|
4 |
Деятельность служб внутреннего контроля государственного органа по |
|
Отсутствие служб внутреннего контроля или проведенных ими проверок |
0 |
|
Не проведение проверок службами внутреннего контроля в районах |
4 |
|
Сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства к |
3 |
|
более 50 % |
3 |
|
25,0 – 49,9 % |
2 |
|
5,0 – 24,9 % |
1 |
|
до 4,9 % |
0 |
|
Количество подразделений и подведомственных организаций |
2 |
|
более 40,0 % |
2 |
|
20,0 – 39,9 % |
1 |
|
до 19,9 % |
0 |
|
Количество исполненных полностью и в установленный срок |
3 |
|
100 % |
3 |
|
70,0 – 99,9 % |
2 |
|
35,0-69,9 % |
1 |
|
до 34,9 % |
0 |
|
5 |
Объем перераспределенных средств администратора бюджетных программ |
|
Доля перераспределенных средств администратора бюджетных программ |
||
Менее 15 % |
5 |
|
15,0 – 16,3 % |
4 |
|
16,4 – 17,7 % |
3 |
|
17,8 – 19,1 % |
2 |
|
19,2 – 20,5 % |
1 |
|
Более 20,6 % |
0 |
|
6 |
Организационные меры по исполнению бюджета - 15 баллов |
|
Доля количества исполненных пунктов плана государственных закупок |
3 |
|
95-100 % |
3 |
|
90-94 % |
2 |
|
50-89 % |
1 |
|
0-49 % |
0 |
|
Доля объема бюджетных средств исполненных пунктов плана |
3 |
|
95-100 % |
3 |
|
90-94 % |
2 |
|
50-89 % |
1 |
|
0-49 % |
0 |
|
Своевременное принятие нормативных и/или правовых актов, входящих |
2 |
|
своевременно |
2 |
|
с нарушением срока |
0 |
|
Отсутствие фактов увеличения сметной стоимости бюджетных |
3 |
|
процент увеличения сметной стоимости бюджетных инвестиционных |
||
1 – 20 % |
2 |
|
21 – 40 % |
1 |
|
более 40 % |
0 |
|
Отсутствие у администратора бюджетных программ бюджетных |
2 |
|
Сдача (внедрение) объектов в установленные сроки |
4 |
|
своевременно |
4 |
|
Доля объектов своевременно не введенных в эксплуатацию к общему |
||
1 – 13 % |
3 |
|
14 – 26 % |
2 |
|
27 – 40 % |
1 |
|
более 40 % |
0 |
|
Не предусмотрена сдача (внедрение) объекта |
2 |
|
7 |
Достижение прямых результатов бюджетной программы - 18 баллов |
|
100 % |
18 |
|
99,9 – 99,3 % |
16 |
|
99,2 – 98,6 % |
14 |
|
98,5 – 97,9 % |
12 |
|
97,8 – 97,2 % |
11 |
|
97,1 – 96,5 % |
10 |
|
96,4 – 95,8 % |
9 |
|
95,7 – 95,1 % |
8 |
|
95,0 – 94,4 % |
7 |
|
94,3 – 93,7 % |
6 |
|
93,6 – 93,0 % |
5 |
|
92,9 – 92,3 % |
4 |
|
92,2- 91,6 % |
3 |
|
91,5 – 90,9 % |
2 |
|
90,8 – 90,2 % |
1 |
|
90,1 % и менее |
0 |
|
8 |
Динамика прямого результата бюджетных программ - 3 балла |
|
Достижение максимальных баллов (100 %) |
3 |
|
Отсутствие среднего балла прямого результата бюджетных программ |
3 |
|
В сторону роста показателей |
2 |
|
В сторону уменьшения показателей или получения одинаковых баллов |
0 |
|
9 |
Качество планирования показателей результативности |
|
Наличие в бюджетной программе показателей результативности, |
3 |
|
Отсутствие одного из показателей результативности в бюджетной |
0 |
|
10 |
Эффективность исполнения бюджетной программы - 10 баллов |
|
эффективная реализация бюджетной программы |
||
99,9 % – 100 % и более |
10 |
|
среднеэффективная реализация бюджетной программы |
||
95,1 % – 99,8 % |
5 |
|
неэффективная реализация бюджетной программы |
||
95,0 % и менее |
0 |
|
11 |
Отсутствие дебиторской задолженности - 3 балла |
|
Отсутствие |
3 |
|
Наличие |
0 |
|
Изменения дебиторской задолженности: |
||
в сторону уменьшения |
2 |
|
в сторону увеличения |
0 |
|
12 |
Отсутствие кредиторской задолженности - 3 балла |
|
Отсутствие |
3 |
|
Наличие |
0 |
|
Изменения кредиторской задолженности: |
||
в сторону уменьшения |
2 |
|
в сторону увеличения |
0 |