В целях обеспечения защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и организаций, эффективности работы с обращениями физических и юридических лиц в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, руководствуясь подпунктами 4), 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы с обращениями в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу:
1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37 "Об утверждении Инструкции по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4958, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан 2007 г., сентябрь-октябрь);
2) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 февраля 2010 года № 13 "О внесении изменений и дополнений в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37 "Об утверждении Инструкции по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6098, опубликованный в "Юридической газете" 11 марта 2010 года № 36 (1832);
3) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 1 ноября 2010 года № 76 "О внесении дополнения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6651, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 1, 2011 года (дата выхода тиража 25.03.2011).
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на руководителей структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров.
4. Приказ направить руководителям структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан А. Даулбаев
Утверждена приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 20 января 2012 года № 4
Инструкция
по организации работы с обращениями в органах,
ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Инструкция по организации работы с обращениями в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан "О Прокуратуре" от 21 декабря 1995 года, "Об административных процедурах" от 27 ноября 2000 года, "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" от 12 января 2007 года, Уголовно-процессуальным кодексом от 13 декабря 1997 года, Уголовно-исполнительным кодексом от 13 декабря 1997 года, Гражданским процессуальным кодексом от 13 июля 1999 года и другими законодательными актами и детализирует вопросы рассмотрения обращений в органах, ведомствах и учреждениях (далее - органах) прокуратуры Республики Казахстан.
2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
1) обращение - индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик;
2) депутатский запрос - официально обращенное на совместном или раздельном заседании Палат Парламента требование депутата к Генеральному Прокурору Республики Казахстан дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию органов прокуратуры, оформленное в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов";
3) обращение депутата (депутатское обращение) - не оформленное в виде депутатского запроса обращение депутата, должностного лица Палат Парламента Республики Казахстан, направленное в органы прокуратуры, с просьбой о рассмотрении обращения физического или юридического лица, предоставлении информации;
4) ходатайство - изложенная в письменной форме просьба о принесении протеста на вступившие в законную силу судебные акты по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, по вопросам условно-досрочного освобождения, помилования осужденного;
5) коллективное обращение - обращение двух и более физических или юридических лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;
6) анонимное обращение - обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе, электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя;
7) первичное обращение - обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
8) дубликат обращения - обращение, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица, имеющий одинаковую с подлинником текст и юридическую силу;
9) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу не менее двух раз, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, сообщается о несвоевременном рассмотрении ранее направленного обращения, если со времени его поступления истек установленный срок рассмотрения, но ответ заявителем не получен, указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении предыдущего обращения;
10) рассмотрение обращения - принятие должностным лицом органа прокуратуры в пределах своей компетенции решения по зарегистрированному обращению, направлении для рассмотрения в другие органы или подразделения органа прокуратуры, направлении по подведомственности в другие государственные органы, приобщении к имеющимся материалам (обращению);
11) разрешение обращения - рассмотрение должностным лицом органа прокуратуры обращения по существу поставленных в нем вопросов с дачей заявителю мотивированного и исчерпывающего ответа.
2. Пределы действия Инструкции
3. Положения настоящей Инструкции распространяются на обращения физических и юридических лиц, предпринимателей, в том числе, поступившие из Администрации Президента Республики Казахстан, государственных органов, политических партий и иных организаций, а также на депутатские запросы и обращения.
4. Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.
5. Жалобы и ходатайства о принесении протеста на судебные акты по уголовным делам, в том числе, по вопросам условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, по гражданским делам и делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке и пределах полномочий органов прокуратуры, предусмотренных соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным кодексами (далее - УПК и ГПК) и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
6. Порядок работы с документами, поступившими из Администрации Президента Республики Казахстан, определяется Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан.
7. Порядок рассмотрения обращений лиц, задержанных, содержащихся под арестом и отбывающих уголовное наказание, определяется уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством.
8. Заявления о реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям, рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий".
9. Обращение, в котором содержатся сведения, относящиеся к государственным секретам, рассматривается в соответствии с требованиями законодательства о государственных секретах.
10. Обращения иностранцев и лиц без гражданства рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрены иные правила их рассмотрения.
11. В части, не урегулированной нормативными правовыми актами, указанными в настоящей главе Инструкции, применяются положения Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" и настоящей Инструкции.
3. Процедура и форма подачи обращения
12. Обращение адресуется органу или должностному лицу прокуратуры, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в нем вопросов.
В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес; юридического лица - его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата обращения.
Обращение подписывается заявителем или заверяется электронной цифровой подписью.
В обращении указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.
Обращения также подаются через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
13. Обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению.
14. Жалоба на действия или бездействие должностных лиц органов прокуратуры, а также на решения, принятые по результатам рассмотрения обращений, подается вышестоящему прокурору в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия либо принятии решения соответствующим прокурором.
Пропущенный для обжалования срок не является основанием для органа или должностного лица к отказу в рассмотрении жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в ее удовлетворении.
15. Анонимное обращение рассмотрению не подлежит, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности. Такое обращение подлежит немедленному направлению в государственные органы для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.
16. Обращение, в котором не изложена суть вопроса, не позднее трех рабочих дней с момента поступления в орган прокуратуры, должностному лицу возвращается заявителю без рассмотрения с соответствующим разъяснением.
4. Регистрация, учет и рассмотрение обращений
17. Общие требования к учету и регистрации обращений в органах прокуратуры регламентируются Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года № 11.
18. Обращения, депутатские запросы и обращения с приложенными к ним документами, поступившие на бумажном носителе, регистрируются в день поступления и вносятся в Единую информационно-аналитическую систему (далее - ЕИАС) Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Генеральная прокуратура).
Обращения, поступившие на Cаll-центр Генеральной прокуратуры и соответствующие требованиям его Регламента, незамедлительно регистрируются в ЕИАС и передаются на рассмотрение в Управление по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводства Генеральной прокуратуры, в нижестоящих прокуратурах - сотрудникам, на которых возложена эта работа.
19. Поступившие в Генеральную прокуратуру обращения Управлением по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводства передаются на доклад руководству Генеральной прокуратуры либо в структурные подразделения Генеральной прокуратуры в зависимости от характера вопроса, а в нижестоящих прокуратурах - в соответствующие подразделения с изучением имеющихся материалов и надзорных производств.
20. Генеральному Прокурору Республики Казахстан (далее - Генеральный Прокурор) либо лицу, его замещающему, на рассмотрение передаются:
1) обращения, поступившие от Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан и его заместителей, председателей Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного Секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан и его заместителей, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан, председателей Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, руководителей центральных государственных органов;
2) депутатские запросы;
3) обращения, в которых обжалуются решения и (или) действия (бездействие) заместителей Генерального Прокурора, руководителей ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры;
4) обращения о коррупционных правонарушениях, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти политическими государственными служащими, а также о других серьезных нарушениях законности, создающих угрозу национальной, экономической и общественной безопасности государства;
5) обращения о коррупционных правонарушениях, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти первыми руководителями государственных и правоохранительных органов, о нарушениях законности сотрудниками Генеральной прокуратуры, областных, районных и приравненных к ним прокуратур.
21. Заместителям Генерального Прокурора на рассмотрение передаются:
1) обращения, поступившие от депутатов Парламента (кроме депутатских запросов), заместителя Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан, руководителей структурных подразделений Парламента, Правительства Республики Казахстан, Национального центра по правам человека Республики Казахстан и политических партий, требующие направления информаций о результатах их рассмотрения;
2) обращения, поступившие от руководителей структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан;
3) обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) или решения руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
4) обращения, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к компетенции нескольких подразделений Генеральной прокуратуры;
5) обращения о коррупционных правонарушениях, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти сотрудниками государственных и правоохранительных органов, о нарушениях законности сотрудниками органов прокуратуры;
6) обращения, связанные с деятельностью средств массовой информации, политических партий и общественных организаций;
7) обращения национальных компаний;
8) обращения, непосредственно адресованные заместителям Генерального Прокурора, а также по вопросам, относящимся к их компетенции.
22. Начальникам департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры на рассмотрение передаются:
1) обращения, депутатские запросы и обращения с резолюцией руководства Генеральной прокуратуры, адресованные непосредственно руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
2) ходатайства о принесении протеста на вступившие в законную силу судебные акты, если к ним приложены копии судебных актов;
3) ходатайства о приостановлении исполнения судебного акта;
4) жалобы на действия (бездействие) судей;
5) обращения, к которым приложен ответ прокурора области, приравненного к нему прокурора или лиц, их замещающих;
6) обращения, связанные с предыдущим обращением, рассмотренным ранее структурным подразделением Генеральной прокуратуры;
7) обращения, непосредственно им адресованные, а также по вопросам, входящим в их компетенцию.
23. Управлением по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводства Генеральной прокуратуры рассматриваются:
1) первичные обращения, в том числе, поступившие от депутатов, должностных лиц Парламента Республики Казахстан (кроме депутатского запроса), из Правительства, Совета Безопасности, Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, других центральных государственных органов, не требующие направления информаций и подлежащие направлению в нижестоящие прокуратуры, другие ведомства по территориальности либо подведомственности.
Первичные обращения в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления в Генеральную прокуратуру направляются для рассмотрения в нижестоящие прокуратуры, другие ведомства с письменным уведомлением заявителя;
2) повторные обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу без приложения ответа прокурора области, приравненного к нему прокурора.
Повторные обращения, поступившие без приложения ответа прокурора области, приравненного к нему прокурора, не позднее трех рабочих дней с момента поступления в Генеральную прокуратуру направляются для рассмотрения и дачи ответа в соответствующие прокуратуры с требованием проинформировать о результатах их рассмотрения за подписью первого руководителя или лица его замещающего;
3) ходатайства о принесении надзорного протеста по уголовным и гражданским делам, не соответствующие требованиям статей 407, 462 УПК, статьям 391, 388 ГПК.
Если ходатайство о принесении надзорного протеста по уголовным и гражданским делам не соответствует требованиям статей 407, 462 УПК или статьи 391 ГПК, оно в порядке, установленном, соответственно, статьями 462-1 УПК, 392 ГПК, возвращается без рассмотрения. При этом лицу, подавшему ходатайство о принесении надзорного протеста, разъясняется его право на повторное обращение в Генеральную прокуратуру после устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения ходатайства, или обращение непосредственно в Верховный Суд с ходатайством о пересмотре судебных актов в порядке судебного надзора.
Ходатайства о принесении надзорного протеста на судебные акты, по которым истекли сроки надзорного опротестования, предусмотренные частью 1 статьи 388 ГПК и статьей 461 УПК, возвращаются без рассмотрения с соответствующим разъяснением закона;
4) обращения, по которым требуется разъяснение законодательства о порядке рассмотрения обращений и приема физических лиц и представителей юридических лиц в органах прокуратуры.
Требования, предусмотренные частями вторыми подпунктов 1), 2) настоящего пункта, распространяются на обращения аналогичного характера, поступившие в структурные подразделения Генеральной прокуратуры.
Первичные обращения о нарушениях конституционных прав и свобод граждан, имеющие большой общественный резонанс, по вопросам, затрагивающим интересы государства, группы людей и отдельных граждан, могущих привести к различным негативным последствиям, а также по которым имеются поручения Генерального Прокурора и его заместителей, подлежат направлению для рассмотрения в структурные подразделения Генеральной прокуратуры.
Последующее направление этих обращений для рассмотрения в нижестоящие прокуратуры не допускается.
24. Прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами рассматриваются:
1) обращения, в которых обжалуются действия (бездействие), решения:
заместителей прокуроров областей, приравненных к ним прокуроров;
руководителей структурных подразделений областных и приравненных к ним прокуратур;
прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров;
2) обращения, направленные Администрацией Президента, Парламентом, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, другими центральными и областными государственными органами;
3) обращения, в которых обжалуются решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц областного уровня;
4) жалобы на судебные акты областного и приравненного к нему суда;
5) жалобы на судебные акты районного и приравненного к нему суда в случаях оставления аналогичной жалобы без удовлетворения прокурором района и приравненным к нему прокурором;
6) другие обращения, в которых содержатся вопросы, входящие в их компетенцию.
25. Прокурорами районов и приравненными к ним прокурорами рассматриваются:
1) обращения, направленные прокуратурой соответствующей области или приравненной к ней прокуратурой;
2) жалобы на решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц районного уровня;
3) жалобы на судебные акты районного и приравненного к нему суда;
4) другие обращения, в которых содержатся вопросы, входящие в их компетенцию.
26. Перечень обращений, указанных в настоящей Инструкции и требующих обязательной передачи на рассмотрение руководству прокуратуры, не является исчерпывающим.
27. Депутатские запросы окончательно разрешаются непосредственно в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры. Направление их для разрешения прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам не допускается.
28. Депутатские запросы (в том числе, по вопросам, связанным с реабилитацией граждан) разрешаются в срок не более одного месяца со дня поступления запроса.
Все необходимые проверочные материалы по депутатскому запросу с проектом ответа или выступления в Парламенте представляются Генеральному Прокурору не позднее трех рабочих дней до истечения срока разрешения запроса.
29. Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию органа прокуратуры по территориальным или другим признакам, в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления в орган прокуратуры, должностному лицу подлежит направлению в соответствующую прокуратуру или соответствующий государственный орган с одновременным сообщением об этом заявителю.
Обращение направляется за подписью прокурора, непосредственно рассматривающего обращение.
30. При наличии в обращении вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений прокуратуры, рассмотрение обращения поручается руководителям соответствующих структурных подразделений. Ответственным за подготовку сводного ответа заявителю является руководитель структурного подразделения, указанный в поручении первым.
Руководители структурных подразделений-соисполнителей обеспечивают представление первому исполнителю исчерпывающей информации за пять календарных дней до истечения срока разрешения обращения.
31. Обращения передаются из одного структурного подразделения в другое по согласованию между руководителями подразделений либо по указанию руководства прокуратуры. В таких случаях передача обращения оформляется соответствующим рапортом с указанием причин передачи обращения в течение трех рабочих дней с момента поступления обращения должностному лицу, непосредственно рассматривающему обращение.
Передача обращений в Генеральной прокуратуре из одного структурного подразделения в другое производится через Управление по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводства Генеральной прокуратуры, а в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах - делопроизводственной службой соответствующей прокуратуры.
В случае передачи обращения в другое структурное подразделение с нарушением сроков, установленных настоящей Инструкцией, руководителем структурного подразделения, не обеспечившего своевременность передачи обращения, до истечения срока разрешения обращения подается рапорт о продлении срока рассмотрения обращения.
Обращение считается разрешенным тем структурным подразделением, которое подготовило окончательный ответ заявителю.
32. При поступлении дубликата обращения первое обращение регистрируется как основное обращение, а последующие приобщаются к основному обращению и рассматриваются как одно обращение с сообщением заявителю о результатах разрешения в пределах срока, исчисляемого со дня поступления основного обращения.
Если дубликат поступил после разрешения основного обращения, то не позднее десяти календарных дней ответ на него направляется с кратким изложением существа принятого ранее решения со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа и с приложением его копии.
5. Сроки и требования к рассмотрению обращения
33. Срок рассмотрения обращения исчисляется со дня его поступления в орган прокуратуры.
34. Обращение, для разрешения которого не требуется получение информации (материалов, дел) из других подразделений, нижестоящих прокуратур, государственных органов, от других должностных и иных лиц, либо проверка с выездом на место, разрешается в течение пятнадцати календарных дней.
Обращение, для разрешения которого требуется получение информации (материалов, дел) из других подразделений, нижестоящих прокуратур, государственных органов, от других должностных и иных лиц, либо проверка с выездом на место, разрешается в течение тридцати календарных дней. Исчисление указанного срока начинается независимо от мероприятий, связанных с истребованием документов (дел) и их поступлением в орган прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
35. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения и проверки, срок разрешения обращения продлевается руководителем прокуратуры либо его заместителем не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока разрешения.
Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение руководителем прокуратуры или его заместителем ставится на дополнительный контроль на основании рапорта руководителя структурного подразделения вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента принятия решения. Рапорт о продлении срока разрешения обращения подается не позднее, чем за один день до истечения срока его разрешения.
36. Окончанием срока разрешения обращения считается дата направления письменного ответа заявителю с изложением принятого решения.
Если установленный срок разрешения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
37. При рассмотрении обращения не допускается:
1) обращение жалобы, заявления во вред лицу, подавшему их, или в интересах которого они были поданы;
2) направление обращения должностным лицам, не имеющим полномочий на его разрешение, или действия (бездействие) которых обжалуются;
3) разрешение обращения по заключениям нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются;
4) возложение проверки на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;
5) направление обращения нижестоящим прокурорам по одному и тому же вопросу, если по аналогичному обращению не обеспечено получение от них исчерпывающей информации по вопросам, поставленным в обращении;
6) разглашение сведений о личной жизни физических лиц, в том числе, выступающих в интересах юридического лица, без их согласия или сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну.
38. При разрешении обращения должностное лицо обязано всесторонне и объективно проверить изложенные в нем доводы, установить и исследовать фактические обстоятельства, связанные с обращением. В случае необходимости получить объяснения должностных и иных лиц относительно обжалуемых действий и решений, истребовать и изучить необходимые материалы, правильно определить и применить нормы законодательства при принятии решения по обращению.
39. Запросы, поручения о направлении дел, проверочных материалов и информаций, касающихся предмета обращения, из государственных органов (за исключением запросов, адресованных первым руководителям центральных (областных) подразделений) и нижестоящих прокуратур направляются за подписью должностного лица, непосредственно разрешающего обращение.
Порядок истребования гражданских и уголовных дел определяется соответственно ГПК и УПК.
Поручение об истребовании дел, проверочных материалов, информаций направляется не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения должностному лицу, непосредственно рассматривающему обращение.
40. В ходе проверки обращения физические лица и представители юридических лиц излагают доводы должностному лицу, рассматривающему его обращение, и предоставляют дополнительные материалы в подтверждение обоснованности своего обращения либо просят об их истребовании.
В случаях выявления нарушений закона должностные лица в пределах своих полномочий принимают незамедлительные и исчерпывающие меры по устранению, пресечению, предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
41. Обращения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами, проверяются с выездом на место.
42. Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться работники других государственных органов, а также лица, обладающие специальными знаниями (специалисты).
43. При необходимости руководителями структурных подразделений нижестоящим прокурорам даются поручения о проверке изложенных в обращении доводов с обязательным указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.
К запрашиваемой информации истребуются проверочные материалы, копии актов прокурорского надзора и другие документы.
При подготовке поручений сроки исполнения устанавливаются с учетом отдаленности региона и объема поручаемой работы.
44. В случаях некачественного исполнения поручения или необходимости дополнительной проверки вопросов, возникших при изучении имеющихся материалов, нижестоящим прокурорам направляются поручения о проведении дополнительной проверки с замечаниями и указанием конкретных вопросов, подлежащих проверке, сроков исполнения поручения.
45. Жалобы на действия (бездействие) и решения сотрудников органов прокуратуры рассматриваются вышестоящими по отношению к ним должностными лицами. Должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия (бездействие) или решения, обязано немедленно направить жалобу со своими объяснениями для рассмотрения вышестоящему прокурору.
46. По обращению и ходатайству, разрешенным с изучением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, а также материалов проверок, проведенных нижестоящими прокурорами, в случае согласия с принятыми решениями, составляется мотивированное заключение с учетом доводов заявителя. Заключение, подготовленное в Генеральной прокуратуре, утверждается заместителем Генерального Прокурора, а в нижестоящих прокуратурах - руководителем прокуратуры или его заместителем.
47. При разрешении обращения факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, за исключением вновь открывшихся обстоятельств.
48. По результатам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:
о полном или частичном удовлетворении обращения;
об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием принятия такого решения;
о даче разъяснения по существу обращения;
о прекращении рассмотрения обращения.
49. Переписка с заявителем прекращается, если в его повторном обращении не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего обращения имеются исчерпывающие материалы проверок, и заявителям в установленном порядке дан ответ первым руководителем органа прокуратуры или его заместителем.
Переписка прекращается на основании мотивированного заключения должностного лица, утвержденного руководителем прокуратуры или его заместителем. О прекращении переписки в течение трех рабочих дней с момента принятия решения сообщается заявителю с разъяснением о том, что в случае поступления аналогичных обращений они подлежат оставлению без рассмотрения. Последующие обращения заявителя, не содержащие новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств, приобщаются к надзорному производству.
Переписка возобновляется, если в обращении приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства. В таких случаях обращение рассматривается в соответствии с настоящей Инструкцией.
50. Заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения (за исключением судебных дел и материалов, порядок ознакомления с которыми установлен процессуальным законодательством), участвовать в рассмотрении обращения, если это не нарушает права и свободы других лиц.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами в Генеральной прокуратуре принимают начальники структурных подразделений по согласованию с Генеральным Прокурором или курирующим заместителем, в нижестоящих прокуратурах - руководителем прокуратуры или курирующим заместителем.
Должностное лицо, ознакомившее заявителя с документами, составляет и приобщает к материалам надзорного производства справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.
51. Контроль с обращения снимает руководитель, взявший данное обращение на контроль.
6. Направление ответа на обращение
52. Ответ на обращение готовится на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, с обоснованным и мотивированным содержанием и приведением конкретных фактов, опровергающих или подтверждающих доводы заявителя, с разъяснением его права на обжалование принятого решения.
53. Если по результатам рассмотрения обращения предъявлен иск, внесен протест или иной акт прокурорского надзора, заявителю об этом сообщается с разъяснением последующего порядка получения информации о результатах их рассмотрения.
54. Ответы по результатам разрешения обращений направляются в следующем порядке:
1) Генеральным Прокурором или лицом, его замещающим, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) заместителей Генерального Прокурора;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ заместителем Генерального Прокурора;
взятые на контроль Генеральным Прокурором;
взятые на контроль Президентом Республики Казахстан, Премьер-Министром Республики Казахстан, Руководителем Канцелярии Премьер-Министра, руководителями Палат Парламента Республики Казахстан, Государственным Секретарем Республики Казахстан, Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан и его заместителями, Секретарем Совета Безопасности Республики Казахстан, Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан;
на депутатские запросы;
2) заместителями Генерального Прокурора дается ответ на обращения, ходатайства:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) руководителей структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ руководителями структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
поступившие от депутатов Парламента Республики Казахстан (кроме депутатских запросов), руководителей структурных подразделений Администрации Президента, Парламента Республики Казахстан, заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан, заместителя Руководителя Канцелярии Премьер-Министра, заместителя Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан, председателей коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, руководителей министерств и ведомств, политических партий, требующие направления информации;
если по результатам рассмотрения принято решение об отказе в их удовлетворении;
3) руководителями самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры или их заместителями дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) подчиненных сотрудников;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ руководителями управлений и отделов, входящих в состав самостоятельного структурного подразделения;
поступившие от политических партий, по которым не требуется предоставление информаций;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта;
4) руководителями управлений и отделов, входящих в состав самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры, дается ответ на обращения:
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ подчиненными сотрудниками;
на иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 3) настоящего пункта;
5) прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами, руководителями учреждений и ведомств Генеральной прокуратуры либо лицами, их замещающими, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) их заместителей, в том числе, по вопросам, связанным с предыдущими обращениями, по которым ранее даны ответы за подписью их заместителей;
поступившие из Администрации Президента, Парламента, Правительства Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры, других центральных органов, требующие направления информаций о результатах рассмотрения;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ прокурором района или приравненным к нему прокурором;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 4) настоящего пункта;
6) заместителями прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, руководителей ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) подчиненных сотрудников прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 5) настоящего пункта;
7) прокурорами районов и приравненными к ним прокурорами или лицами, их замещающими, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) заместителей прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров и подчиненных сотрудников;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 6) настоящего пункта;
8) должностным лицом, непосредственно разрешающим обращение, дается ответ:
об удовлетворении обращения;
разъяснительного характера.
Руководители органов прокуратуры всех уровней вправе по своему усмотрению ставить на контроль любые первичные обращения, давать на них ответ за своей подписью.
7. Иные положения
55. Результаты рассмотрения обращений, депутатских запросов отражаются в статистической карточке, заведенной по обращению, которая является основой отчета каждого структурного подразделения. Эти карточки заполняются и подписываются исполнителями, которые несут полную ответственность за достоверность отраженных в карточке сведений.
Составление отчетов по обращениям согласно установленной форме возлагается на структурные подразделения, которые непосредственно занимаются разрешением обращений, депутатских запросов.
56. Персональную ответственность за организацию работы с обращениями несут первые руководители органов, ведомств и учреждений прокуратуры.
Ответственность за обеспечение надлежащего контроля над своевременным и качественным рассмотрением обращений, соблюдением порядка направления ответов по ним, правильным составлением отчета по обращениям возлагается на руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры, органов, ведомств и учреждений прокуратуры.
Должностное лицо, в производство которого поступило обращение, несет персональную ответственность за качество и своевременность его рассмотрения.