Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 01.06.2018 № 72 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях обеспечения защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и организаций, эффективности работы с обращениями физических и юридических лиц в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, руководствуясь подпунктами 4), 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы с обращениями в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу:
1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37 "Об утверждении Инструкции по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4958, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан 2007 г., сентябрь-октябрь);
2) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 февраля 2010 года № 13 "О внесении изменений и дополнений в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37 "Об утверждении Инструкции по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6098, опубликованный в "Юридической газете" 11 марта 2010 года № 36 (1832);
3) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 1 ноября 2010 года № 76 "О внесении дополнения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6651, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 1, 2011 года (дата выхода тиража 25.03.2011).
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на руководителей структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров.
4. Приказ направить руководителям структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, районов и приравненным к ним прокурорам.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Генеральный Прокурор | |
Республики Казахстан | А. Даулбаев |
Утверждена приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 20 января 2012 года № 4 |
Инструкция
по организации работы с обращениями в органах,
ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Инструкция по организации работы с обращениями в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан "О Прокуратуре" от 21 декабря 1995 года, "Об административных процедурах" от 27 ноября 2000 года, "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" от 12 января 2007 года, Уголовно-процессуальным кодексом от 4 июля 2014 года, Уголовно-исполнительным кодексом от 5 июля 2014 года, Гражданским процессуальным кодексом от 31 октября 2015 года и другими законодательными актами и детализирует вопросы рассмотрения обращений в органах, ведомствах и учреждениях (далее - органах) прокуратуры Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
1) обращение - направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик;
2) депутатский запрос - официально обращенное на совместном или раздельном заседании Палат Парламента требование депутата к Генеральному Прокурору Республики Казахстан дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию органов прокуратуры, оформленное в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов";
3) обращение депутата (депутатское обращение) - не оформленное в виде депутатского запроса обращение депутата, должностного лица Палат Парламента Республики Казахстан, направленное в органы прокуратуры, с просьбой о рассмотрении обращения физического или юридического лица, предоставлении информации;
4) ходатайство - изложенная в письменной форме просьба о принесении протеста на вступившие в законную силу судебные акты по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, по вопросам условно-досрочного освобождения, помилования осужденного;
5) коллективное обращение - обращение двух и более физических или юридических лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;
6) анонимное обращение - обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе, электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя;
7) первичное обращение - обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
8) дубликат обращения - обращение, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица, имеющий одинаковую с подлинником текст и юридическую силу;
9) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу не менее двух раз, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, сообщается о несвоевременном рассмотрении ранее направленного обращения, если со времени его поступления истек установленный срок рассмотрения, но ответ заявителем не получен, указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении предыдущего обращения;
10) рассмотрение обращения - принятие должностным лицом органа прокуратуры в пределах своей компетенции решения по зарегистрированному обращению, направлении для рассмотрения в другие органы или подразделения органа прокуратуры, направлении по подведомственности в другие государственные органы, приобщении к имеющимся материалам (обращению);
11) разрешение обращения - рассмотрение должностным лицом органа прокуратуры обращения по существу поставленных в нем вопросов с дачей заявителю мотивированного и исчерпывающего ответа.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Пределы действия Инструкции
3. Положения настоящей Инструкции распространяются на обращения физических и юридических лиц, предпринимателей, в том числе, поступившие из Администрации Президента Республики Казахстан, государственных органов, политических партий и иных организаций, а также на депутатские запросы и обращения.
4. Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся уголовном правонарушении, жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, рассматриваются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее - УПК), а также нормативными правовыми актами Генерального Прокурора Республики Казахстан (далее - Генеральный Прокурор) по вопросам применения УПК.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Жалобы и ходатайства о принесении протеста на судебные акты по уголовным делам, в том числе, по вопросам условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, по гражданским делам и делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке и пределах полномочий органов прокуратуры, предусмотренных соответственно УПК, Гражданским процессуальным кодексами (далее - ГПК) и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Порядок работы с документами, поступившими из Администрации Президента Республики Казахстан, определяется Правилами обращения с документами Администрации Президента Республики Казахстан в государственных органах Республики Казахстан, утвержденных приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 4 июня 2009 года № 01-30.13 дсп.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Порядок рассмотрения обращений лиц, задержанных, содержащихся под арестом и отбывающих уголовное наказание, определяется уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством.
8. Заявления о реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям, рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий".
8-1. Жалобы по вопросам оказания государственными органами государственных услуг рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О государственных услугах".
Сноска. Инструкция дополнена пунктом 8-1 приказом Генерального Прокурора РК от 17.10.2014 № 122 (порядок введение в действие см. п. 4).9. Обращение, в котором содержатся сведения, относящиеся к государственным секретам, рассматривается в соответствии с требованиями законодательства о государственных секретах.
10. Обращения иностранцев и лиц без гражданства рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрены иные правила их рассмотрения.
11. В части, не урегулированной нормативными правовыми актами, указанными в настоящей главе Инструкции, применяются положения Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" и настоящей Инструкции.
3. Процедура и форма подачи обращения
12. Обращение адресуется органу или должностному лицу прокуратуры, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в нем вопросов.
В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес; юридического лица - его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата обращения.
Обращение подписывается заявителем или заверяется электронной цифровой подписью.
В обращении указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.
Обращения также подаются через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
13. Обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению.
14. Жалоба на действия или бездействие должностных лиц органов прокуратуры, а также на решения, принятые по результатам рассмотрения обращений, подается вышестоящему прокурору в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия либо принятии решения соответствующим прокурором.
Пропущенный для обжалования срок не является основанием для органа или должностного лица к отказу в рассмотрении жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в ее удовлетворении.
15. Анонимное обращение рассмотрению не подлежит, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности. Такое обращение подлежит немедленному направлению в государственные органы для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.
Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).16. Обращение, в котором не изложена суть вопроса, не позднее трех рабочих дней с момента поступления в орган прокуратуры, должностному лицу возвращается заявителю без рассмотрения с соответствующим разъяснением.
4. Регистрация, учет и рассмотрение обращений
17. Общие требования к учету и регистрации обращений в органах прокуратуры регламентируются Правилами документирования и управления документацией в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденных приказом Генерального Прокурора № 118 дсп от 3 октября 2012 года.
Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 17.10.2014 № 122 (порядок введение в действие см. п. 4).18. Обращения, депутатские запросы и обращения с приложенными к ним документами, поступившие на бумажном носителе, регистрируются в день поступления и вносятся в Единую информационно-аналитическую систему (далее - ЕИАС) Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Генеральная прокуратура).
Обращения, поступившие на Cаll-центр Генеральной прокуратуры и соответствующие требованиям его Регламента, незамедлительно регистрируются в ЕИАС и передаются на рассмотрение в Департамент по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству Генеральной прокуратуры, в нижестоящих прокуратурах - сотрудникам, на которых возложена эта работа.
Сноска. Пункт 18 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).19. Поступившие в Генеральную прокуратуру обращения Департаментом по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству Генеральной прокуратуры передаются на доклад руководству Генеральной прокуратуры либо в структурные подразделения Генеральной прокуратуры в зависимости от характера вопроса, с изучением имеющихся материалов и надзорных производств.
В нижестоящих прокуратурах передача обращений на доклад руководству прокуратуры или в структурные подразделения осуществляется лицами, на которых возложена эта обязанность.
Сноска. Пункт 19 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 17.10.2014 № 122 (порядок введение в действие см. п. 4); с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).20. Генеральному Прокурору либо лицу, его замещающему, на рассмотрение передаются:
1) обращения, поступившие от Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан и его заместителей, председателей Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного Секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан и его заместителей, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан, председателей Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, руководителей центральных государственных органов;
2) депутатские запросы;
3) обращения, в которых обжалуются решения и (или) действия (бездействие) заместителей Генерального Прокурора, руководителей ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры;
4) обращения о коррупционных правонарушениях, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти политическими государственными служащими, а также о других серьезных нарушениях законности, создающих угрозу национальной, экономической и общественной безопасности государства;
5) обращения о коррупционных правонарушениях, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти первыми руководителями государственных и правоохранительных органов, о нарушениях законности сотрудниками Генеральной прокуратуры, областных, районных и приравненных к ним прокуратур.
Сноска. Пункт 20 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).21. Заместителям Генерального Прокурора на рассмотрение передаются:
1) обращения, поступившие от депутатов Парламента (кроме депутатских запросов), заместителя Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан, руководителей структурных подразделений Парламента, Правительства Республики Казахстан, Национального центра по правам человека Республики Казахстан и политических партий, требующие направления информаций о результатах их рассмотрения;
2) обращения, поступившие от руководителей структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан;
3) обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) или решения руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
4) обращения, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к компетенции нескольких подразделений Генеральной прокуратуры;
5) обращения о коррупционных правонарушениях, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти сотрудниками государственных и правоохранительных органов, о нарушениях законности сотрудниками органов прокуратуры;
6) обращения, связанные с деятельностью средств массовой информации, политических партий и общественных организаций;
7) обращения национальных компаний;
8) обращения, непосредственно адресованные заместителям Генерального Прокурора, а также по вопросам, относящимся к их компетенции.
22. Начальникам департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры на рассмотрение передаются:
1) обращения, депутатские запросы и обращения с резолюцией руководства Генеральной прокуратуры, адресованные непосредственно руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
2) ходатайства о принесении протеста на вступившие в законную силу судебные акты, если к ним приложены копии судебных актов;
3) ходатайства о приостановлении исполнения судебного акта;
4) жалобы на действия (бездействие) судей;
5) обращения, к которым приложен ответ прокурора области, приравненного к нему прокурора или лиц, их замещающих;
6) обращения, связанные с предыдущим обращением, рассмотренным ранее структурным подразделением Генеральной прокуратуры;
7) обращения, непосредственно им адресованные, а также по вопросам, входящим в их компетенцию.
23. Департаментом по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству Генеральной прокуратуры рассматриваются:
1) первичные обращения, в том числе, поступившие от депутатов, должностных лиц Парламента Республики Казахстан (кроме депутатского запроса), из Правительства, Совета Безопасности, Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, других центральных государственных органов, не требующие направления информаций и подлежащие направлению в нижестоящие прокуратуры, другие ведомства по территориальности либо подведомственности.
Первичные обращения в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления в Генеральную прокуратуру направляются для рассмотрения в нижестоящие прокуратуры, другие ведомства с письменным уведомлением заявителя;
2) повторные обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу без приложения ответа прокурора области, приравненного к нему прокурора.
Повторные обращения, поступившие без приложения ответа прокурора области, приравненного к нему прокурора, не позднее трех рабочих дней с момента поступления в Генеральную прокуратуру направляются для рассмотрения и дачи ответа в соответствующие прокуратуры с требованием проинформировать о результатах их рассмотрения за подписью первого руководителя или лица его замещающего.
Если заявителем в обращении указывается о получении ответа прокурора области или лица его замещающего, обращение подлежит направлению в нижестоящую прокуратуру только после предварительной проверки фактического наличия ответа в ЕИАС. Если ответ прокурора области, приравненного к нему прокурора или лица его замещающего имеется, обращение подлежит рассмотрению в Генеральной прокуратуре;
3) ходатайства о принесении кассационного протеста по уголовным и гражданским делам, не соответствующие требованиям статей 423, 488УПК, статьям 441, 436 ГПК.
Если ходатайство о принесении кассационного протеста по уголовным и гражданским делам не соответствует требованиям статей 423, 488 УПК или статьи 441 ГПК, на основании статей 489 УПК, 442 ГПК, возвращается без рассмотрения. При этом лицу, подавшему ходатайство о принесении кассационного протеста, разъясняется его право на повторное обращение в Генеральную прокуратуру после устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения ходатайства, или обращение непосредственно в Верховный Суд с ходатайством о пересмотре судебных актов в кассационном порядке.
Ходатайства о принесении кассационного протеста на судебные акты, по которым истекли сроки кассационного опротестования, предусмотренные частью 1 статьи 436 ГПК и статьей 487 УПК, возвращаются без рассмотрения с соответствующим разъяснением закона;
4) обращения, по которым требуется разъяснение законодательства о порядке рассмотрения обращений и приема физических лиц и представителей юридических лиц в органах прокуратуры.
Требования, предусмотренные частями вторыми подпунктов 1), 2) настоящего пункта, распространяются на обращения аналогичного характера, поступившие в структурные подразделения Генеральной прокуратуры, ведомства и учреждения прокуратуры, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры.
Первичные обращения о нарушениях конституционных прав и свобод граждан, имеющие большой общественный резонанс, по вопросам, затрагивающим интересы государства, группы людей и отдельных граждан, могущих привести к различным негативным последствиям, а также по которым имеются поручения Генерального Прокурора и его заместителей, подлежат направлению для рассмотрения в структурные подразделения Генеральной прокуратуры.
Последующее направление этих обращений для рассмотрения в нижестоящие прокуратуры не допускается.
Требования, предусмотренные частями 3 и 4 настоящего пункта, распространяются на обращения, поступившие в ведомства и учреждения прокуратуры, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры.
Сноска. Пункт 23 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).24. Прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами рассматриваются:
1) обращения, в которых обжалуются действия (бездействие), решения:
заместителей прокуроров областей, приравненных к ним прокуроров;
руководителей структурных подразделений областных и приравненных к ним прокуратур;
прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров;
2) обращения, направленные Администрацией Президента, Парламентом, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, другими центральными и областными государственными органами;
3) обращения, в которых обжалуются решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц областного уровня;
4) жалобы на судебные акты областного и приравненного к нему суда;
5) жалобы на судебные акты районного и приравненного к нему суда в случаях оставления аналогичной жалобы без удовлетворения прокурором района и приравненным к нему прокурором;
6) другие обращения, в которых содержатся вопросы, входящие в их компетенцию.
25. Прокурорами районов и приравненными к ним прокурорами рассматриваются:
1) обращения, направленные прокуратурой соответствующей области или приравненной к ней прокуратурой;
2) жалобы на решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц районного уровня;
3) жалобы на судебные акты районного и приравненного к нему суда;
4) другие обращения, в которых содержатся вопросы, входящие в их компетенцию.
26. Перечень обращений, указанных в настоящей Инструкции и требующих обязательной передачи на рассмотрение руководству прокуратуры, не является исчерпывающим.
26-1. Требования по рассмотрению обращений, предусмотренные пунктами 19, 21-22, 24-26 распространяются на обращения, поступившие в ведомства и учреждения прокуратуры.
Сноска. Инструкция дополнен пунктом 26-1 в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).27. Депутатские запросы окончательно разрешаются непосредственно в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры. Направление их для разрешения прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам не допускается.
28. Депутатские запросы (в том числе, по вопросам, связанным с реабилитацией граждан) разрешаются в срок не более одного месяца со дня поступления запроса.
Все необходимые проверочные материалы по депутатскому запросу с проектом ответа или выступления в Парламенте представляются Генеральному Прокурору не позднее трех рабочих дней до истечения срока разрешения запроса.
29. Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию органа прокуратуры по территориальным или другим признакам, в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления в орган прокуратуры, должностному лицу подлежит направлению в соответствующую прокуратуру или соответствующий государственный орган с одновременным сообщением об этом заявителю.
Обращение направляется за подписью прокурора, непосредственно рассматривающего обращение.
30. При наличии в обращении вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений прокуратуры, рассмотрение обращения поручается руководителям соответствующих структурных подразделений. Ответственным за подготовку сводного ответа заявителю является руководитель структурного подразделения, указанный в поручении первым.
Руководители структурных подразделений-соисполнителей обеспечивают представление первому исполнителю исчерпывающей информации за пять календарных дней до истечения срока разрешения обращения.
31. Обращения передаются из одного структурного подразделения в другое по согласованию между руководителями подразделений либо по указанию руководства прокуратуры. В таких случаях передача обращения оформляется соответствующим рапортом с указанием причин передачи обращения в течение трех рабочих дней с момента поступления обращения должностному лицу, непосредственно рассматривающему обращение.
Передача обращений производится в соответствии с требованиями Правил документирования и управления документацией в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденных приказом Генерального Прокурора № 118 дсп от 3 октября 2012 года.
В случае передачи обращения в другое структурное подразделение с нарушением сроков, установленных настоящей Инструкцией, руководителем структурного подразделения, не обеспечившего своевременность передачи обращения, до истечения срока разрешения обращения подается рапорт о продлении срока рассмотрения обращения.
Обращение считается разрешенным тем структурным подразделением, которое подготовило окончательный ответ заявителю.
Сноска. Пункт 31 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 17.10.2014 № 122 (порядок введение в действие см. п. 4).32. При поступлении дубликата обращения первое обращение регистрируется как основное обращение, а последующие приобщаются к основному обращению и рассматриваются как одно обращение с сообщением заявителю о результатах разрешения в пределах срока, исчисляемого со дня поступления основного обращения.
Если дубликат поступил после разрешения основного обращения, то не позднее десяти календарных дней ответ на него направляется с кратким изложением существа принятого ранее решения со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа и с приложением его копии.
5. Сроки и требования к рассмотрению обращения
33. Срок рассмотрения обращения исчисляется со дня его поступления в орган прокуратуры.
34. Обращение, для разрешения которого не требуется получение информации (материалов, дел) из других подразделений, нижестоящих прокуратур, государственных органов, от других должностных и иных лиц, либо проверка с выездом на место, разрешается в течение пятнадцати календарных дней.
Обращение, для разрешения которого требуется получение информации (материалов, дел) из других подразделений, нижестоящих прокуратур, государственных органов, от других должностных и иных лиц, либо проверка с выездом на место, разрешается в течение тридцати календарных дней. Исчисление указанного срока начинается независимо от мероприятий, связанных с истребованием документов (дел) и их поступлением в орган прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
35. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения и проверки, срок разрешения обращения продлевается руководителем прокуратуры либо его заместителем не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока разрешения.
Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение руководителем прокуратуры или его заместителем ставится на дополнительный контроль на основании рапорта руководителя структурного подразделения вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента принятия решения. Рапорт о продлении срока разрешения обращения подается не позднее, чем за один день до истечения срока его разрешения.
36. Окончанием срока разрешения обращения считается дата направления письменного ответа заявителю с изложением принятого решения.
Если установленный срок разрешения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
37. При рассмотрении обращения не допускается:
1) обращение жалобы, заявления во вред лицу, подавшему их, или в интересах которого они были поданы;
2) направление обращения должностным лицам, не имеющим полномочий на его разрешение, или действия (бездействие) которых обжалуются;
3) разрешение обращения по заключениям нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются;
4) возложение проверки на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;
5) направление обращения нижестоящим прокурорам по одному и тому же вопросу, если по аналогичному обращению не обеспечено получение от них исчерпывающей информации по вопросам, поставленным в обращении;
6) разглашение сведений о личной жизни физических лиц, в том числе, выступающих в интересах юридического лица, без их согласия или сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну.
38. При разрешении обращения должностное лицо обязано всесторонне и объективно проверить изложенные в нем доводы, установить и исследовать фактические обстоятельства, связанные с обращением. В случае необходимости получить объяснения должностных и иных лиц относительно обжалуемых действий и решений, истребовать и изучить необходимые материалы, правильно определить и применить нормы законодательства при принятии решения по обращению.
39. Запросы, поручения о направлении дел, проверочных материалов и информаций, касающихся предмета обращения, из государственных органов (за исключением запросов, адресованных первым руководителям центральных (областных) подразделений) и нижестоящих прокуратур направляются за подписью должностного лица, непосредственно разрешающего обращение.
Порядок истребования гражданских и уголовных дел определяется соответственно ГПК и УПК.
Поручение об истребовании дел, проверочных материалов, информаций направляется не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения должностному лицу, непосредственно рассматривающему обращение.
40. В ходе проверки обращения физические лица и представители юридических лиц излагают доводы должностному лицу, рассматривающему его обращение, и предоставляют дополнительные материалы в подтверждение обоснованности своего обращения либо просят об их истребовании.
В случаях выявления нарушений закона должностные лица в пределах своих полномочий принимают незамедлительные и исчерпывающие меры по устранению, пресечению, предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
41. Обращения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами, а также обращения о нарушениях конституционных прав и свобод граждан, имеющие большой общественный резонанс, по вопросам, затрагивающим интересы государства, группы людей и отдельных граждан, проверяются с выездом на место.
Решение о выезде для проведения проверки по таким обращениям принимается Генеральным Прокурором на основании мотивированного рапорта руководителя структурного подразделения, согласованного с курирующим заместителем Генерального Прокурора, по результатам предварительного изучения материалов предыдущих проверок, в том числе нижестоящих прокуратур.
Проверка проводится по утвержденному курирующим заместителем Генерального Прокурора плану проверки.
План проверки должен включать наименование проверки, перечень вопросов, подлежащих проверке, с указанием должностных лиц, привлекаемых к проверке, продолжительность (дата начала и окончания) проверки.
Результаты проверки оформляются в виде заключения с указанием выполненных мероприятий, возможных социальных последствий, вынесенных актов прокурорского надзора, сведений о разрешении доводов заявителей либо предложений для их разрешения.
Сноска. Пункт 41 в редакции приказа Генерального прокурора РК от 26.04.2012 № 54 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).42. Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться работники других государственных органов, а также лица, обладающие специальными знаниями (специалисты).
43. При необходимости руководителями структурных подразделений нижестоящим прокурорам даются поручения о проверке изложенных в обращении доводов с обязательным указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.
К запрашиваемой информации истребуются проверочные материалы, копии актов прокурорского надзора и другие документы.
При подготовке поручений сроки исполнения устанавливаются с учетом отдаленности региона и объема поручаемой работы.
44. В случаях некачественного исполнения поручения или необходимости дополнительной проверки вопросов, возникших при изучении имеющихся материалов, нижестоящим прокурорам направляются поручения о проведении дополнительной проверки с замечаниями и указанием конкретных вопросов, подлежащих проверке, сроков исполнения поручения.
45. Жалобы на действия (бездействие) и решения сотрудников органов прокуратуры рассматриваются вышестоящими по отношению к ним должностными лицами. Должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия (бездействие) или решения, обязано немедленно направить жалобу со своими объяснениями для рассмотрения вышестоящему прокурору.
46. По обращению и ходатайству, разрешенным с изучением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, а также материалов проверок, проведенных нижестоящими прокурорами, в случае согласия с принятыми решениями, составляется мотивированное заключение с учетом доводов заявителя. Заключение, подготовленное в Генеральной прокуратуре, утверждается заместителем Генерального Прокурора, а в нижестоящих прокуратурах - руководителем прокуратуры или его заместителем.
47. При разрешении обращения факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, за исключением вновь открывшихся обстоятельств.
48. По результатам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:
о полном или частичном удовлетворении обращения;
об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием принятия такого решения;
о даче разъяснения по существу обращения;
о прекращении рассмотрения обращения.
49. Переписка с заявителем прекращается, если в его повторном обращении не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего обращения имеются исчерпывающие материалы проверок, и заявителям в установленном порядке дан ответ первым руководителем органа прокуратуры.
Переписка прекращается на основании мотивированного заключения должностного лица, утвержденного руководителем прокуратуры или его заместителем. О прекращении переписки в течение трех рабочих дней с момента принятия решения сообщается заявителю с разъяснением о том, что в случае поступления аналогичных обращений они подлежат оставлению без рассмотрения. Последующие обращения заявителя, не содержащие новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств, приобщаются к надзорному производству.
Переписка возобновляется, если в обращении приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства. В таких случаях обращение рассматривается в соответствии с настоящей Инструкцией.
Сноска. Пункт 49 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 17.10.2014 № 122 (порядок введение в действие см. п. 4).50. Заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения (за исключением судебных дел и материалов, порядок ознакомления с которыми установлен процессуальным законодательством), участвовать в рассмотрении обращения, если это не нарушает права и свободы других лиц.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами в Генеральной прокуратуре принимают начальники структурных подразделений по согласованию с Генеральным Прокурором или курирующим заместителем, в нижестоящих прокуратурах - руководителем прокуратуры или курирующим заместителем.
Должностное лицо, ознакомившее заявителя с документами, составляет и приобщает к материалам надзорного производства справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.
51. Контроль с обращения снимает руководитель, взявший данное обращение на контроль.
6. Направление ответа на обращение
52. Ответ на обращение готовится на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, с обоснованным и мотивированным содержанием и приведением конкретных фактов, опровергающих или подтверждающих доводы заявителя, с разъяснением его права на обжалование принятого решения.
53. Если по результатам рассмотрения обращения предъявлен иск, внесен протест или иной акт прокурорского надзора, заявителю об этом сообщается с разъяснением последующего порядка получения информации о результатах их рассмотрения.
53-1. Порядок подписания ответов на жалобы физических и юридических лиц на действия (бездействия) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, прокурора регулируются УПК и нормативными правовыми актами Генерального Прокурора по вопросам применения УПК.
Сноска. Инструкция дополнен пунктом 53-1 в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).54. Ответы по результатам разрешения обращений направляются в следующем порядке:
1) Генеральным Прокурором или лицом, его замещающим, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) заместителей Генерального Прокурора;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ заместителем Генерального Прокурора;
взятые на контроль Генеральным Прокурором;
взятые на контроль Президентом Республики Казахстан, Премьер-Министром Республики Казахстан, Руководителем Канцелярии Премьер-Министра, руководителями Палат Парламента Республики Казахстан, Государственным Секретарем Республики Казахстан, Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан и его заместителями, Секретарем Совета Безопасности Республики Казахстан, Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан;
на депутатские запросы;
2) заместителями Генерального Прокурора дается ответ на обращения, ходатайства:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействия) руководителей структурных подразделений, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ руководителями структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
поступившие от депутатов Парламента Республики Казахстан (кроме депутатских запросов), руководителей структурных подразделений Администрации Президента, Парламента Республики Казахстан, заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан, заместителя Руководителя Канцелярии Премьер-Министра, заместителя Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан, председателей коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, руководителей министерств и ведомств, политических партий, требующие направления информации;
если по результатам рассмотрения принято решение об отказе в их удовлетворении;
3) руководителями самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры либо лицами, их замещающими, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействий) подчиненных сотрудников, за исключением обращений по которым принято решение об отказе в их удовлетворении;
разъяснительного характера;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта;
4) исключить;
5) прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами, руководителями учреждений и ведомств Генеральной прокуратуры либо лицами, их замещающими, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействий) их заместителей, в том числе, по вопросам, связанным с предыдущими обращениями, по которым ранее даны ответы за подписью их заместителей;
поступившие из Администрации Президента, Парламента, Правительства Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры, других центральных органов, требующие направления информаций о результатах рассмотрения;
связанные с предыдущими обращениями, по которым ранее дан ответ прокурором района или приравненным к нему прокурором;
если по результатам рассмотрения принято решение об отказе в их удовлетворении;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 3) настоящего пункта;
6) заместителями прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, руководителей ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействий) подчиненных сотрудников прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур, ведомств и учреждений Генеральной прокуратуры, за исключением обращений по которым принято решение об отказе в их удовлетворении;
разъяснительного характера;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 5) настоящего пункта;
7) прокурорами районов и приравненными к ним прокурорами или лицами, их замещающими, дается ответ на обращения:
об обжаловании решений и (или) действий (бездействий) заместителей прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров и подчиненных сотрудников;
если по результатам рассмотрения принято решение об отказе в их удовлетворении;
разъяснительного характера;
иные обращения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) - 6) настоящего пункта;
8) должностным лицом, непосредственно разрешающим обращение, дается ответ:
об удовлетворении обращения.
Руководители органов прокуратуры всех уровней вправе по своему усмотрению ставить на контроль любые первичные обращения, давать на них ответ за своей подписью.
Сноска. Пункт 54 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Иные положения
Сноска. Глава 7 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 30.12.2015 № 165 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
55. Результаты рассмотрения обращений, депутатских запросов отражаются в электронной регистрационной карточке, заведенной по обращению, которая является основой отчета каждого структурного подразделения. Карточки заполняются исполнителями, которые несут полную ответственность за достоверность отраженных в ней сведений.
Составление отчетов по обращениям возлагается на структурные подразделения, которые непосредственно занимаются разрешением обращений, депутатских запросов.
56. Анализ состояния работы с обращениями физических и юридических лиц проводится структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, ведомствами и учреждениями прокуратуры, прокуратурами областей и приравненными к ним прокуратурами ежеквартально. О результатах анализа информируется Департамент по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству Генеральной прокуратуры к 5 числу месяца, следующего за анализируемым кварталом.
57. Персональную ответственность за организацию работы с обращениями несут первые руководители органов, ведомств и учреждений прокуратуры.
Ответственность за обеспечение надлежащего контроля над своевременным и качественным рассмотрением обращений, соблюдением порядка направления ответов по ним, правильным составлением отчета по обращениям возлагается на руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры, органов, ведомств и учреждений прокуратуры.
Должностное лицо, в производство которого поступило обращение, несет персональную ответственность за качество и своевременность его рассмотрения.