Об утверждении Правил проведения внешнего государственного финансового контроля

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 18 августа 2011 года № 2-НП. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 сентября 2011 года № 7190

Действующий

      В соответствии с подпунктом 19) статьи 141 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения внешнего государственного финансового контроля.
      2. Признать утратившими силу:
      1) Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 27 марта 2009 года № 4 «Об утверждении Правил проведения внешнего государственного финансового контроля» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5643, опубликовано в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, 2009 год, № 7);
      2) Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 4 декабря 2009 года № 30 «О внесении изменения в постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета 27 марта 2009 года № 4 «Об утверждении Правил проведения внешнего государственного финансового контроля» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5984, опубликовано в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, 2010 год, № 10);
      3) Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2010 года № 37-П «О внесении дополнений и изменений в постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 27 марта 2009 года № 4 «Об утверждении Правил проведения внешнего государственного финансового контроля» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6702, опубликовано в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, 2011 год, № 1).
      3. Руководителю аппарата Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Сыздыкову Е.К. в месячный срок обеспечить государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального
опубликования.

      Председатель                                     О. Оксикбаев

Утверждены                     
нормативным постановлением     
Счетного комитета по контролю за
исполнением республиканского   
бюджета от 18 августа          
2011 года № 2-НП               

Правила проведения внешнего государственного финансового
контроля

1. Общие положения

      1. Правила проведения внешнего государственного финансового контроля (далее - Правила) разработаны в соответствии подпунктом 19) статьи 141 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Положением о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 917, Стандартами государственного финансового контроля, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 788 (далее - Стандарты).
      2. Правила определяют порядок планирования, проведения, оформления результатов внешнего государственного финансового контроля, вынесения решений, контроля качества, учета, отчетности и контроля за исполнением решений, привлечения к проведению контроля специалистов государственных органов, аудиторских организаций и экспертов.
      3. Внешний государственный финансовый контроль является
неотъемлемой частью системы государственного управления и направлен на повышение прозрачности, эффективности, ответственности за использование средств бюджета и активов государства.
      Внешний государственный финансовый контроль (далее - контроль) осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) и ревизионными комиссиями областей, города республиканского значения и столицы (далее - Ревизионная комиссия) на республиканском и местном уровнях государственного управления (далее - органы внешнего контроля).
      4. Контроль проводится с применением систем мониторинга, сопоставлений, оценки и анализа исполнения республиканского и местных бюджетов, реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов, соблюдения участниками бюджетного процесса, в том числе субъектами квазигосударственного сектора, а также другими получателями бюджетных средств, физическими и юридическими лицами, использующими связанные гранты, поручительства и активы государства, государственные и гарантированные государством займы, бюджетные инвестиции (далее - объекты контроля), норм бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.
      5. Специалисты государственных органов, аудиторские организации и эксперты, привлекаемые к проведению контроля, руководствуются настоящими Правилами.

2. Общие сведения о контроле

      6. При проведении контроля руководствуются принципами:
      1) независимости;
      2) объективности;
      3) достоверности;
      4) прозрачности;
      5) компетентности;
      6) гласности.
      7. Контроль проводится на основе стратегического, операционного
(годового) и квартальных планов работы органа внешнего контроля.
      8. Стратегические планы органов внешнего контроля разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а годовые и квартальные планы работы - в соответствии с внутренним регламентом органов внешнего контроля.
      9. Основанием для включения объекта контроля в план работы являются предложения должностных лиц органов внешнего контроля, ответственных за проведение контроля, с обоснованием целесообразности выбора объекта контроля (с учетом данных системы управления рисками), степени участия объекта контроля в реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий и иных программных документов, объема средств, выделенных из республиканского или местного бюджетов за предполагаемый период проведения контроля, наличия активов государства и сведений о последних контрольных мероприятиях иных контрольно-надзорных органов на данном объекте.
      10. Непосредственное руководство за проведением контрольного мероприятия осуществляет должностное лицо, назначаемое руководителем органа внешнего контроля ответственным за его проведение.

3. Типы и виды контроля

      11. Контроль подразделяется на следующие типы:
      1) контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;
      2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля.
      По результатам контроля финансовой отчетности выражается объективное мнение, составленное на основе достаточных и необходимых доказательств о результатах финансовых операций, проводимых объектом контроля в соответствии со стандартами финансовой отчетности;
      3) контроль эффективности - оценка, проводимая, в том числе на основе контроля на соответствие и финансовой отчетности, достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в стратегических планах, реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, оказываемых государственных услуг, использования связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства, а также комплексный и объективный анализ влияния деятельности государственного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления.
      Контроль эффективности должен отражать следующие основные направления:
      1) экономность использования бюджетных средств, затраченных на достижение конкретных результатов деятельности объекта контроля;
      2) продуктивность использования трудовых, финансовых и других ресурсов в процессе производственной и иной деятельности объекта контроля, а также использования информационных систем и технологий;
      3) результативность деятельности объекта контроля по выполнению поставленных задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.
      12. Органы внешнего контроля в пределах полномочий осуществляют следующие виды контроля:
      1) комплексный контроль - контроль и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период;
      2) тематический контроль - контроль и оценка деятельности объекта контроля по отдельным вопросам за конкретный период;
      3) встречный контроль - контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом контроля в рамках проверяемого вопроса;
      4) совместный контроль - контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами в согласованные сроки;
      5) параллельный контроль - контроль, проводимый органами государственного финансового контроля самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом их результатами.
      13. Процедура контроля состоит из планирования, проведения,
оформления результатов, принятых по его итогам.

4. Порядок планирования контроля

      14. Планирование контроля является его первоначальным этапом, на котором проводится изучение подлежащих контролю аспектов функционирования и деятельности объекта контроля, реализации программ, и других вопросов, входящих в компетенцию органа внешнего контроля (выбора типа и вида контроля, объекта контроля, периода охватываемого контролем, объема бюджетных средств, поступлений, связанных грантов, активов государства, бюджетных инвестиций, сроки проведения контроля, количество объектов контроля, трудоемкость и другие ресурсы, необходимые для осуществления полноценного контроля с учетом системы управления рисками).
      При планировании контроля используются рабочие Стандарты, которые применяются ко всем типам контроля.
      15. При планировании контроля следует руководствоваться принципами комплексности, непрерывности, оптимальности, адресности:
      1) комплексность планирования - взаимосвязанность и согласованность всех этапов планирования - от предварительного изучения объекта контроля до составления программы контроля;
      2) непрерывность планирования - установление взаимосвязанных по этапам и срокам контроля заданий работникам органов контроля, специалистам государственных органов, аудиторских организаций и экспертам, осуществляющим контроль;
      3) оптимальность планирования заключается в выборе типов, видов контроля, а также наиболее целесообразного варианта программы контроля для достижения конечных целей контроля при минимальных затратах;
      4) адресность планирования - выбор четких объектов контроля, включая их региональное размещение.
      16. Предметом планирования контроля является:
      1) полнота и своевременность поступлений в республиканский и местные бюджеты, возврат сумм поступлений из республиканского бюджета, налоговое и таможенное администрирование;
      2) государственные, отраслевые и бюджетные программы, программы развития территорий;
      3) стратегические планы центральных и местных государственных органов;
      4) процесс использования бюджетных средств и активов государства, осуществляемый посредством конкретной деятельности государственных органов, учреждений и иных организаций-распорядителей и получателей бюджетных средств;
      5) все ресурсы, финансовые и иные активы государства, которые используются для достижения поставленных социально-экономических целей и задач, а также выполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
      Совокупность этих ресурсов включает в себя:
      средства республиканского и местных бюджетов;
      средства государственного чрезвычайного бюджета;
      средства Национального фонда;
      активы Национального банка с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан;
      поручительства и активы государства;
      области управления и применения бюджетных средств и активов государства в соответствии с требованиями бюджетного и иного финансового законодательства (трансферты, гранты, займы, субвенции, бюджетные кредиты и другое);
      процедуры проведения государственных закупок.
      17. Планирование контрольного мероприятия состоит из трех взаимоувязанных этапов - предварительное изучение объекта контроля, составление плана контроля, утверждение программы контроля с целью достижения результата.
      18. Предварительное изучение объектов контроля проводится путем сбора и анализа информации, необходимой для определения целей и вопросов контроля, уточнения объектов контроля и, в случае проведения контроля эффективности, - разработки соответствующих критериев оценки эффективности, экономичности и результативности.
      Предварительное изучение объекта контроля проводится в течение не менее пяти рабочих дней до начала контрольных мероприятий.
      19. В ходе предварительного изучения объекта контроля определяются источники информации, необходимой для проведения запланированного контроля, а также изучается деятельность системы внутреннего контроля на объекте контроля, если таковая имеется.
      Источниками информации о деятельности объекта контроля являются:
      1) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность объекта контроля;
      2) учредительные документы объекта контроля;
      3) стратегические, операционные планы государственных органов, планы развития субъектов квазигосударственного сектора;
      4) приказы, распоряжения, инструкции, протоколы совещаний;
      5) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру объекта контроля;
      6) финансовая, бухгалтерская и статистическая отчетность объекта контроля;
      7) документы планирования деятельности объекта контроля;
      8) материалы предыдущих проверок, а также документы по устранению выявленных нарушений;
      8) ответы на запросы должностного лица, ответственного за проведение контроля;
      10) интернет ресурсы объекта контроля;
      11) публикации в средствах массовой информации;
      12) ответы на запросы третьим лицам;
      13) документация по мониторингу проведения государственных закупок;
      14) иные источники, содержащие сведения об объекте контроля.
      В целях своевременной подготовки необходимых документов, предоставляющих право работы со сведениями, составляющими государственные секреты и иную охраняемые законами тайну, выясняется наличие или отсутствие указанных сведений на объектах контроля.
      20. В соответствии с полученными данными в ходе предварительного изучения объекта контроля проводится анализ и определяются риски, на основании которых устанавливаются типы, виды контроля, потенциально значимые направления, а также объемы ресурсов, в том числе привлечение специалистов, экспертов и аудиторских организаций, необходимых для проведения контроля.
      21. При установлении факторов, показывающих нецелесообразность осуществления контроля на данных объектах (отсутствие существенных рисков и другие) или необходимость внесения изменения по типам и видам контроля должностное лицо, ответственное за контроль, подготавливает предложение об изменении типа и вида контроля, а также перечня объектов контроля или исключении данного контрольного мероприятия из плана работы органа внешнего контроля и представляет его на рассмотрение первому руководителю органа внешнего контроля (далее - руководитель органа внешнего контроля). Решение о внесении изменений или об исключении контрольного мероприятия из плана работы органа внешнего контроля принимается в соответствии с его регламентом.
      22. После предварительного изучения объекта контроля составляется план и разрабатывается программа контроля.
      23. План контроля утверждается руководителем органа внешнего контроля по предложению должностного лица, ответственного за проведение контроля, и может быть изменен или дополнен руководителем органа внешнего контроля в процессе проведения контроля.
      24. В Плане контроля отражаются основные организационные вопросы с указанием основания для проведения контроля, целей контроля, объектов контроля, объемов поступлений в бюджет или финансирования, активов государства, бюджетных инвестиций, государственных займов, поручительств, связанных грантов, государственных закупок, периода охватываемого контролем, продолжительности контроля, а также необходимые ресурсы для его проведения.
      25. Срок проведения контроля устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач до тридцати календарных дней с момента вручения поручения на проведение контроля руководителю объекта контроля, за исключением контроля эффективности, срок которого устанавливается руководителем органа внешнего контроля в плане соответствующего контрольного мероприятия.
      26. Срок проведения контроля может быть продлен руководителем органа внешнего контроля по письменному ходатайству должностного лица, ответственного за проведение контроля, на срок до тридцати календарных дней.
      27. Предварительный количественный и персональный состав группы контроля определяется в приложениях к квартальным планам работы органа внешнего контроля по согласованию с должностными лицами, ответственными за контроль.
      28. Состав группы контроля включает не менее двух работников органа внешнего контроля, один из которых определяется руководителем группы контроля, а при необходимости - специалистов государственных органов, работников аудиторских организаций и экспертов.
      29. Программа контроля составляется в развитие плана контроля и
представляет собой детальное описание мероприятий, необходимых для
практической его реализации.
      Программа контроля разрабатывается группой контроля и утверждается должностным лицом, ответственным за проведение контроля.
      Программа контроля должна быть логичной, понятной, а также эффективной с точки зрения соотношения возможных результатов контроля в зависимости от целей и ресурсов на его проведение.
      В ходе проведения контроля в программу контроля могут быть внесены дополнения или изменения согласно регламенту органа внешнего контроля.
      30. В программе контроля указываются основания для проведения контроля, персональный состав группы контроля, ее руководитель, вопросы контроля и последовательность их рассмотрения. В случае осуществления контроля эффективности в программу контроля включаются критерии его проведения.
      31. Программа контроля должна содержать ясные и четкие цели, которые планируется достичь по результатам его проведения. При этом основное внимание должно быть сконцентрировано на тех сферах (областях), в которых выявлена высокая степень рисков и результаты контроля могут дать наибольший эффект.
      Цели контроля должны определяться таким образом, чтобы после его завершения можно было сделать соответствующие заключения, выводы и разработать рекомендации.
      32. Цель контроля определяется в зависимости от поставленных задач: оценка исполнения бюджета, реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов, использования субъектами квазигосударственного сектора средств бюджета, выделенных им на цели, предусмотренные бюджетными программами, полноты и своевременности поступлений в бюджет, возврата сумм поступлений из бюджета, эффективности налогового и таможенного администрирования, контроль на соответствие использования средств бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, бюджетных инвестиций, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств и активов государства законодательству Республики Казахстан.
      33. Предметом контроля являются стратегические планы государственных органов, государственные, отраслевые и бюджетные программы, программы развития территорий, связанные гранты, поручительства и активы государства, государственные и гарантированные государством займы, отдельные вопросы, касающиеся использования бюджетных средств, активов государства и деятельности государственного органа и/или субъекта квазигосударственного сектора.
      34. Основными направлениями программы контроля, являются:
      1) достижение государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализация государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, оказываемых государственных услуг;
      2) достоверность и правильность ведения объектом контроля учета и отчетности;
      3) соответствие использования средств республиканского и местного бюджетов, в том числе целевых трансфертов и кредитов, выделенных из вышестоящего в нижестоящий бюджет, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств и активов государства законодательству Республики Казахстан;
      4) полнота и своевременность поступлений в республиканский и местный бюджеты, а также возврат сумм поступлений, эффективность налогового и таможенного администрирования;
      5) соблюдение объектами контроля законодательства о государственных закупках при использовании средств республиканского и местного бюджетов и активов государства;
      6) использование субъектами квазигосударственного сектора активов государства и средств бюджета, выделенных им на цели и мероприятия, предусмотренные государственными, отраслевыми и бюджетными программами, программой развития территорий.
      35. При проведении контроля на соответствие в программе контроля отражаются вопросы соблюдения норм бюджетногоналогового и таможенного законодательства, реализации стратегических планов государственных органов, планов развития субъектов квазигосударственного сектора, установленного порядка организации, составления и представления финансовой отчетности, а также положений иных нормативных правовых актов, регулирующих и регламентирующих деятельность объекта контроля.
      Под несоблюдением понимается как преднамеренное, так и непреднамеренное действие или бездействие, допущенное объектом контроля, противоречащее требованиям нормативных правовых актов.
      36. При составлении программы контроля финансовой отчетности
следует включить вопросы полноты и достоверности составления финансовой отчетности исполнения республиканского и местных бюджетов объектами контроля в соответствии с нормативными правовыми актами, бухгалтерскими стандартами, нарушение которых влекут прямое и существенное влияние на заявленные в финансовом отчете суммы или результаты правильности использования средств.
      37. Программа контроля эффективности основывается, в том числе и на двух предыдущих типах контроля - на соответствие и финансовой отчетности. Вопросы программы контроля эффективности должны учитывать его направленность на определение конечного социально-экономического результата, полученного от использования бюджетных средств и активов государства.
      В программе контроля эффективности обязательно определяются критерии - разумные и достижимые показатели (стандарты), по которым оценивается экономичность, эффективность и результативность деятельности объекта контроля. Критериями являются поддающиеся количественному определению показатели качественных результатов, количественных итогов, результативности и эффективности реализуемой государственной политики.
      38. В программе контроля приводится перечень источников информации по подлежащим контролю направлениям, а также нормативных правовых актов, используемых в ходе контроля.
      39. Обязательным приложением к программе контроля является рабочий план, утверждаемый должностным лицом, ответственным за контроль, где указываются ответственные лица за конкретные программные вопросы, сроки и конкретные объекты контроля.

5. Порядок организации и проведения контроля

      40. Обязательным условием для проведения контроля является наличие поручения, подписанного руководителем органа внешнего контроля или должностным лицом, ответственным за контроль (далее - Поручение), на основании плана и программы контроля.
      41. Поручение является официальным документом, дающим право на проведение контроля, оформляемым на бланке строгой отчетности.
      42. В Поручении указывается:
      1) наименование органа внешнего контроля, фамилия и инициалы, занимаемая должность лица, ответственного за проведение контроля, его подпись, а также печать, либо данные лица, исполняющего его обязанности;
      2) номер и дата выдачи;
      3) правовые основания проведения контроля;
      4) фамилия, инициалы и должность лица (лиц), которым поручено проведение контроля;
      5) организационно-правовая форма объекта контроля, полное наименование, его местонахождение и регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер (при наличии), Ф.И.О. руководителя;
      6) предмет контроля;
      7) тип и вид контроля;
      8) планируемые сроки проведения контроля на объекте контроля;
      9) период, охватываемый контролем;
      10) подпись должностного лица, назначившего проведение контроля;
      11) сведения о продлении срока контроля, с указанием даты, в случае превышения первоначально установленного срока контроля.
      43. На каждый объект контроля оформляется отдельное Поручение. Поручения регистрируются в отдельном журнале их учета, хранящемся в органе внешнего контроля.
      44. Для проведения встречного контроля на каждый объект подготавливается отдельное Поручение, оформленное в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил. Поручению, выданному для проведения встречного контроля, присваивается порядковый номер через дробь номера Поручения на проведение контроля на основном объекте контроля.
      45. Перед началом проведения контроля руководителю объекта контроля предъявляется:
      1) Поручение;
      2) служебные удостоверения уполномоченных на осуществление контроля лиц;
      3) при необходимости, разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов.
      46. Контроль осуществляется только лицами, указанными в Поручении.
      47. Началом проведения контроля является момент предъявления Поручения должностному лицу (лицам) объекта контроля.
      48. Отказ от ознакомления с Поручением, составление протокола об административном правонарушении, а также акта об отказе в допуске на объект или в предоставлении информации не является основанием для отмены проведения контроля.
      49. Проведение контроля не должно препятствовать деятельности объекта контроля.
      50. Проведение контроля производится в соответствии с режимом работы и распорядком дня объекта контроля.
      51. При установлении факта проведения на объекте контроля контрольных мероприятий другими органами государственного финансового контроля по одному и тому же предмету, за один и тот же период и/или изъятия правоохранительными органами правоустанавливающих и иных первичных документов руководителем группы контроля подготавливается ходатайство должностному лицу, ответственному за контроль, о целесообразности дальнейшего проведения контрольных мероприятий и об изменении программы контроля.
      В случае признания должностным лицом, ответственным за контроль, возникших препятствий в осуществлении контроля неустранимыми, подготавливается соответствующая информация на имя руководителя органа внешнего контроля для принятия решения о переносе сроков контроля либо признании проведения контрольного мероприятия нецелесообразным.
      52. При возникновении в ходе контроля вопросов, не охваченных программой контроля, но необходимых для полного изучения предмета контроля данные материалы предоставляются объектом контроля на основании запроса лица, осуществляющего контроль.
      53. Работники органа внешнего контроля для подтверждения достоверности и/или сбора доказательств на предмет фактической поставки товаров, услуг и выполнения определенных видов (объемов) работ совместно с лицом, уполномоченным руководителем объекта контроля, проводят контрольный обмер (осмотр и другие необходимые действия) (далее - контрольный обмер). О проведении контрольного обмера руководство объекта контроля уведомляется в письменном виде, с предложением обеспечить участие представителей заказчика, при необходимости поставщика (подрядчика) и других задействованных лиц с контрольно-измерительными приборами, необходимых для проведения полноценного контрольного обмера.
      По его итогам оформляется акт контрольного обмера в двух экземплярах, с указанием даты, места, целей, результатов и лиц, участвовавших в проведении контрольного обмера, который ими подписывается. Один экземпляр подписанного акта остается у работника органа контроля, а второй экземпляр передается объекту контроля.
      В случае отказа от подписания акта со стороны представителей объекта контроля (заказчика), делается отметка об отказе в подписании. При наличии соответствующих оснований (доказательств), подтверждающих результаты проведенного контрольного обмера, отказ от подписания акта со стороны объекта контроля (заказчика) не является обоснованием для отказа включения результатов обмера в акт внешнего государственного финансового контроля.
      В случае отказа должностным лицом объекта контроля от проведения контрольного обмера, по данному факту работник органа внешнего контроля информирует должностное лицо, ответственное за контроль.
      54. Если в ходе контрольного мероприятия отсутствует возможность проведения контроля достоверности заключенных гражданско-правовых сделок, расчетов и финансовых операций объекта контроля с третьими лицами, фактической поставки товаров, работ и оказанных услуг, а также не соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, в том числе о государственных закупках, то проводится встречный контроль.
      55. Руководителем органа внешнего контроля может назначаться контроль, перепроверка результатов контроля, проведенного работниками данного органа внешнего контроля, с указанием оснований и соблюдением положений настоящих Правил.
      Перепроверка должна проводиться работниками ранее не участвовавшими в проведении контроля данного объекта контроля.
      56. Изучение и анализ секретных материалов, связанных с проведением контроля в режимных учреждениях, осуществляется в соответствии с действующим законодательством по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан.
      57. Совместные или параллельные контрольные мероприятия проводятся в следующих организационных формах:
      1) посредством формирования каждой стороной отдельной или совместной группы из представителей органов контроля разных уровней бюджета, а также других государственных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями, с последующей подготовкой отдельного или совместного итогового документа по результатам контроля и обмена результатами контроля;
      2) при проведении совместного или параллельного контроля с высшими органами финансового контроля других стран - посредством формирования каждой стороной отдельной группы с последующей подготовкой отдельного итогового документа по результатам контроля и обмена результатами контроля.
      58. Проведение совместного или параллельного контроля внутри страны осуществляется по отдельной или общей программе совместного или параллельного контроля с учетом функциональных задач и порядка, предусмотренного для государственного органа.
      59. Подготовка проекта программы совместного или параллельного контроля осуществляется органом внешнего контроля или контрольно-надзорным органом, по инициативе которого проводится совместный контроль, по согласованию со второй стороной.
      60. Командирование работников, а также оплата командировочных расходов производится каждым органом самостоятельно.
      61. Совместный или параллельный контроль с органами государственного финансового контроля зарубежных стран проводится при контроле использования средств республиканского, местного бюджетов,бюджетных инвестиций и бюджетов, направляемых на совместное долевое финансирование отдельных объектов, находящихся на территории стран - участников, а также в других случаях, предусмотренных межгосударственными договорами и соглашениями Республики Казахстан.
      62. Для проведения совместного или параллельного контроля орган внешнего контроля обменивается с одним или несколькими органами высших органов финансового контроля соответствующей информацией, в котором определяются:
      1) тематика совместного или параллельного контроля;
      2) цель, задачи и вопросы контроля;
      3) объекты контроля;
      4) сроки проведения контроля;
      5) ответственные за проведение контроля;
      6) условия и вопросы участия каждой из Сторон, исходя из их функций и контрольных полномочий, определенных национальным законодательством, соглашениями и договорами о сотрудничестве с органами финансового контроля зарубежных стран;
      7) обязательства Сторон в части финансирования работ, связанных с проведением контроля;
      8) порядок обмена информацией и оформления результатов контроля, в том числе форма итогового документа;
      9) порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольных мероприятий;
      10) порядок контроля за исполнением принятых решений по результатам контрольных мероприятий.

6. Порядок составления протоколов об административной
ответственности

      63. В случаях отказа руководителем или другим должностным лицом объекта контроля работнику органа внешнего контроля, предъявившему Поручение на право проведения контроля, в допуске на объект контроля,предоставлении необходимой для проведения контроля информации, а также невозвращения и (или) неподписания акта контроля, работник органа внешнего контроля составляет в двух экземплярах требование об исполнении обязанностей руководителя объекта контроля, установленных статьей 146 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (обязанности руководителя объекта контроля по обеспечению работников органа внешнего контроля рабочими местами, всей запрашиваемой документацией, информацией, необходимой для осуществления контроля, подписания, возврата акта контроля), с указанием даты, времени, места, данных должностного лица, допустившего противоправные действия, иной необходимой информации (далее - требование).
      Один экземпляр требования передается под расписку руководителю объекта контроля, в случае его не принятия под расписку требование направляется через канцелярию объекта контроля.
      64. Если руководителем объекта контроля по истечении сроков указанных в требовании, не выполняются обязанности, предусмотренные в статье 146 Бюджетного кодекса, работник органа внешнего контроля немедленно, а в случаях, когда необходимо установить дополнительные выяснения обстоятельства административного правонарушения и личности физического лица, в течении трех суток составляет в соответствии со статьей 635 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) протокол об административном правонарушении на основании статьи 356 КоАП.
      При составлении протокола об административном правонарушении должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные главой 34 КоАП, о чем делается отметка в протоколе (в протоколе отражаются данные и сведения, указанные в части второй статьи 635 КоАП).
      Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей, а также в случаях участия понятых, протокол подписывается также этими лицами.
      Должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к этому протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись.
      Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
      65. В случае отказа от принятия под расписку копии протокола об административном правонарушении, в протоколе производится соответствующая запись лицом, его составившим и копия протокола об административном правонарушении направляется по почте заказным письмом с уведомлением лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по месту жительства или работы.
      Оригинал протокола об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направляются в течении трех суток с момента составления в суд, находящийся на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
      66. В случаях возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела, недостатки протокола об административном правонарушении и других материалов устраняются в срок не более трех суток со дня их получения от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Исправленный протокол и другие материалы дела с внесенными в них изменениями повторно направляются судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, в течение суток со дня устранения недостатков.

7. Деятельность лиц, осуществляющих контроль

      67. Лица, осуществляющие контроль:
      1) получают беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта контроля при предъявлении документов, указанных в пункте 45 настоящих Правил;
      2) в соответствии с задачами и предметом контроля для подготовки акта внешнего государственного финансового контроля (далее - акт контроля), запрашивают и получают в установленные ими сроки необходимую документацию, информацию, в том числе на электронных носителях, по вопросам, входящим в их компетенцию, а также доступ к информационным системам, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
      3) запрашивают акты, принятые по результатам контроля, проведенного другими контрольно-надзорными органами.
      68. Лицам, осуществляющим контроль, необходимо:
      1) владеть знаниями, совокупность которых дает достаточное представление о предмете контроля, и иметь профессиональную квалификацию, необходимую для проведения контроля в соответствии с действующими требованиями;
      2) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов контроля, а также права органа внешнего контроля;
      3) не препятствовать установленному режиму работы объекта контроля в период проведения контроля;
      4) строить отношения с руководителями и сотрудниками объектов контроля на взаимном уважении;
      5) не предъявлять какие-либо требования и не обращаться с просьбами, не относящимися к предмету контроля, к должностным лицам объекта контроля;
      6) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законами Республики Казахстан;
      7) проводить контроль в рамках утвержденной программы контроля и в строгом соответствии с условиями, установленными Стандартами и настоящими Правилами;
      8) не препятствовать руководителю (должностным лицам) объекта контроля присутствовать при проведении контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля;
      9) обеспечивать сохранность документов и сведений, полученных в результате контроля, в том числе не разглашать сведений, относящихся к государственным секретам;
      10) быть беспристрастными при принятии решений, касающихся контроля, критериев, применяемых в ходе контроля, собранных фактических данных, важности сделанных наблюдений и выводов по результатам контроля;
      11) основывать результаты контроля исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе контроля в соответствии с другими стандартами, рекомендациями и инструкциями в области контроля;
      12) вручать руководителю (должностным лицам) объекта контроля для ознакомления и подписания предварительно обсужденный с объектом контроля акт контроля в двух экземплярах не позднее трех дней последнего дня, указанного в Поручении срока проведения контроля на объекте контроля.
      69. В случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта контроля, работник органа внешнего контроля, осуществляющий контроль, вправе потребовать письменные объяснения от лица, допустившего правонарушение, и снять копии подлинников документов, заверенных подписью должностных лиц или печатью организации, подтверждающих признаки выявленного правонарушения для последующей передачи в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
      70. Права и обязанности руководителя объекта контроля установлены статьей 146 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

8. Порядок оформления результатов контроля и принятия решений

      71. Результаты контроля по каждому из подвергнутых контролю объектов оформляются актом контроля.
      72. Структура акта контроля должна обеспечивать полноту отражения всех вопросов, указанных в программах контроля, достоверность, объективность сведений, изложенных в нем.
      73. В акте контроля должны отражаться:
      1) дата, место составления и номер экземпляра акта;
      2) тип и вид контроля;
      3) дата и номер Поручения;
      4) фамилии, инициалы, должность работников органа внешнего контроля, специалистов государственных органов, аудиторских организаций и экспертов, привлеченных к проведению контроля;
      5) полное наименование объекта контроля, данные о государственной регистрации, краткие сведения об объекте контроля, банковские и налоговые реквизиты;
      6) цель, предмет контроля, период, охваченный контролем;
      7) сроки проведения контроля;
      8) фамилии и инициалы должностных лиц объекта контроля, с ведома которых осуществлялся контроль, а также период их работы;
      9) сведения о результатах предыдущего контроля (только по вопросам, подлежащим контролю), мерах по устранению ранее выявленных нарушений, принятых объектом контроля;
      10) сведения о результатах проводимого контроля.
      В зависимости от типа, вида и объекта контроля, с учетом особенностей направления контроля, отражаются достижения государственными органами целей, прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, оказываемых государственных услуг, использования связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства, использования субъектами квазигосударственного сектора средств бюджета, выделенных им на цели, предусмотренные бюджетными программами, а также изложение фактов нарушений;
      11) информация по устранению нарушений, выявленных в ходе контроля, факты составления протокола об административном правонарушении;
      12) подписи работников органа внешнего контроля, проводивших контроль, и должностных лиц объекта контроля.
      13) внизу на последней странице акта контроля делается запись о количестве составленных экземпляров акта контроля, с указанием номеров бланков акта контроля и адресатов.
      74. Выявленные нарушения описываются объективно и точно с указанием необходимых ссылок на реквизиты оригиналов документов, подтверждающих достоверность записей в акте, а также статей, пунктов и подпунктов нормативных правовых актов, положения которых нарушены.
      Каждый факт нарушения нумеруется и фиксируется отдельным пунктом с описанием характера и вида нарушения, в том числе предусмотренных в Классификаторе нарушений.
      75. К акту контроля в обязательном порядке прилагаются реестр выявленных нарушений, подлинники или заверенные соответствующим образом копии документов, справки, таблицы, диаграммы, фотографии, иллюстрирующие факты нарушений и являющиеся неотъемлемой частью акта, а также письменные объяснения лиц, имеющие к ним отношение, исходя из функциональных и должностных обязанностей. К акту контроля также прилагаются акты (протоколы, заключения) проведенных исследований (испытаний, обмеров и т.д.) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами контроля, если таковые имеются. Копии документов, прилагаемые к акту контроля, заверяются подписями уполномоченных должностных лиц и/или печатью объекта контроля. Ссылки на приложения в акте контроля обязательны.
      76. Не допускается включение в акт контроля не подтвержденных
соответствующими документами различного рода констатации фактов,
выводов.
      Отсутствие документов, подтверждающих изложенные в акте нарушения, ссылки на которые зафиксированы в акте, является нарушением Стандартов. Такие факты не могут быть положены в основу заключения - документ Счетного комитета и ревизионной комиссии, составляемый на основании актов контроля и (или) аудиторских отчетов (далее - Заключение).
      В случае отсутствия на объекте контроля каких-либо документов, подтверждающих обоснованность оплаты объектом контроля товаров, работ или услуг, работники органа внешнего контроля получают от должностных лиц объекта контроля соответствующие письменные пояснения.
      77. При отсутствии нарушений на объекте контроля в акте контроля отражаются результаты контроля в строгом соответствии с планом, программой контроля, Стандартами с указанием об отсутствии выявленных при внешнем контроле недостатков и нарушений.
      78. Акт контроля составляется в двух экземплярах, подписывается работниками органа внешнего контроля, специалистами государственных органов, аудиторских организаций и экспертов, осуществлявшими контроль, и предоставляется для ознакомления и подписания должностному лицу объекта контроля, с обязательной регистрацией его в системе учета входящей корреспонденции объекта контроля, либо почтой с уведомлением.
      79. При проведении совместного или параллельного контроля посредством формирования группы контроля из представителей сторон, на каждом объекте контроля составляется совместный акт или отдельный акт для каждой стороны с последующим обменом результатами контроля.
      80. При обобщении результатов контроля, проведенного в рамках одного контрольного мероприятия на нескольких объектах контроля, составляется сводная информация (справка) для ознакомления ответственных должностных лиц объекта контроля, которая подписывается руководителем группы контроля.
      81. Ознакомление с актом контроля и его подписание производится руководством объекта контроля в течении трех календарных дней со дня представления акта контроля на ознакомление с результатами проведенного контроля. Все страницы акта контроля, начиная со второго листа, парафируются работником органа внешнего контроля, проводившим контроль и должностным лицом объекта контроля.
      82. При несогласии с результатами контроля, акт контроля подписывается руководством объекта контроля с оговоркой о наличии возражений. Письменные возражения к акту контроля представляются в органы внешнего контроля в течении десяти календарных дней и являются неотъемлемой частью акта контроля. В случае предоставления возражения к акту контроля по истечении десяти календарных дней, оно не подлежит рассмотрению органом внешнего контроля.
      83. Поступившие в органы внешнего контроля в течении десяти календарных дней возражения к акту контроля рассматриваются в течение 5 рабочих дней должностным лицом, ответственным за контроль, совместно с работниками органа внешнего контроля и/или с привлеченными экспертами, специалистами государственных органов, работниками аудиторской организации, осуществлявшими контроль, и дается мотивированный ответ объекту контроля.
      Возражения, поступившие после истечения установленного срока, либо поступившие на акт контроля, подписанный без возражений, не рассматриваются.
      84. Первый экземпляр подписанного акта контроля с копиями приложений остается до сдачи на хранение у руководителя группы контроля, второй - у руководителя объекта контроля для принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.
      85. При отказе в подписании акта контроля руководством объекта контроля, работником органа внешнего контроля, проводившим контроль, в акте контроля производится соответствующая запись об отказе должностного лица объекта контроля от подписи.
      В случае отказа от подписи и не возврате объектом контроля переданных на подпись предыдущих экземпляров акта контроля, работником органа внешнего контроля, проводившим контроль, составляется третий экземпляр акта контроля, в котором производится соответствующая запись об отказе от подписи и не возврате предыдущих экземпляров акта контроля.
      86. Должностное лицо, ответственное за контроль, незамедлительно информирует в письменном виде руководителя органа внешнего контроля о случаях невыполнения работниками, осуществлявшими контроль, специалистами государственных органов, аудиторских организаций и экспертами, участвовавшими в контроле, служебных обязанностей и фактах нарушений трудовой дисциплины в ходе проведения контроля.
      87. По результатам проведенного контроля должностное лицо, ответственное за его проведение, с участием работников органа внешнего контроля и/или с привлеченными экспертами, специалистами государственных органов, работниками аудиторской организации, осуществлявшими контроль, в двухнедельный срок после завершения контроля или с момента отправки мотивированного ответа на возражения объекта контроля, если таковы имеются, готовит и представляет руководителю органа внешнего контроля Заключение.
      88. В Заключении отражаются все установленные контролем факты нарушений, указанные в акте контроля (аудиторском отчете), предложения по их устранению, совершенствованию нормативных правовых актов, полноте и своевременности поступлений в бюджет, улучшению эффективности использования средств государственного бюджета, трансфертов, кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, бюджетных инвестиций, а также поручительств и активов государства.
      89. Не допускается включение в Заключение фактов нарушений с не рассмотренными в установленном пунктом 83 настоящих Правил порядке возражениями объекта контроля, направленными с соблюдением настоящих Правил.
      Заключение состоит из вводной, основной (аналитической) и итоговой частей.
      90. Вводная часть Заключения описывает основание, цель, предмет и объекты контроля, период, сроки проведения контроля, общие сведения о группе контроля.
      91. Основная (аналитическая) часть Заключения содержит конкретные результаты контрольных мероприятий, а также общего анализа деятельности объекта контроля в пределах поставленной цели и определенного вида и типа контроля.
      92. Налоговые, неналоговые поступления или другие платежи в бюджет, а также эффективность налогового и таможенного администрирования анализируются в периоде, охватываемом контролем, с определением их доли в общем объеме доходов республиканского и местного бюджетов.
      93. Итоги анализа использования активов государства должны содержать кроме общей характеристики объекта контроля, основных его функций, расходов бюджета на создание или пополнение уставного капитала, комплексный анализ влияния деятельности субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления.
      94. Результаты контроля систематизируются и отражаются в соответствии с типом, видом и объектом контроля, с учетом особенностей направления контроля, по следующим разделам:
      1) нормативно-методическое обеспечение реализации государственных и бюджетных программ, программ развития территорий, их полноценность и уровень соответствия деятельности объекта контроля утвержденным стратегическим планам;
      2) деятельность государственного органа Республики Казахстан, направленная на реализацию государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, или на решение отдельных социальных и экономических задач, а также достижение целей и индикаторов стратегического плана объекта контроля;
      3) результативность освоения бюджетных средств, в том числе трансфертов, кредитов и займов и степень достижения конечных целей и результатов по бюджетным программам, включая субъекты квазигосударственного сектора, в части использования активов государства;
      4) результаты контроля полноты и своевременности поступлений в
бюджет, а также контроля за возвратом сумм поступлений из бюджета,
эффективности налогового и таможенного администрирования.
      В основной (аналитической) части Заключения отдельно указываются результаты контроля по приобретению финансовых активов, поступлений средств от их продажи в бюджет и использования бюджетных инвестиций.
      Изложение каждого факта нарушения проводится отдельным пунктом. В случаях не отражения в Заключении более трех фактов нарушений, указанных в акте контроля (аудиторском отчете), должностное лицо, ответственное за контроль, подготавливает соответствующее обоснование непризнания их в качестве нарушений, являющееся неотъемлемой частью Заключения с последующей передачей актов контроля, содержащих такие факты на рассмотрение руководителя органа внешнего контроля.
      95. Для более полного раскрытия отдельных нарушений основная (аналитическая) часть может быть дополнена приложениями. Приложения вместе с основным текстом Заключения составляют единое целое.
      96. Итоговая часть Заключения состоит из разделов «Принятые меры», «Выводы», «Предложения и рекомендация».
      97. Раздел «Принятые меры» должен содержать информацию о доначислении налогов, штрафов, пени, об обеспечении внесения поступлений и возмещении необоснованно использованных средств в бюджет, выполнении поставщиками товаров, работ и услуг договорных обязательств, мерах дисциплинарного взыскания, принятых к должностным лицам объекта контроля, допустивших нарушения, и другую информацию относительно устранения объектом контроля нарушений в процессе осуществления контроля и до проведения заседания по итогам контроля.
      98. Раздел «Выводы» должен отражать общую оценку результатов деятельности объектов контроля по вопросам проведенного контроля. В зависимости от типа, вида и объекта контроля, с учетом особенностей направления контроля, отражается оценка исполнения бюджета, реализации стратегических планов государственных органов, эффективности реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, деятельности государственных органов (администраторов бюджетных программ) по обеспечению полноты и своевременности поступления доходов в бюджет, а также по обеспечению рационального и эффективного использования средств бюджета и активов государства, связанных грантов, бюджетных инвестиций, поручительств государства.
      99. В разделе «Предложения и рекомендации» излагается мнение должностного лица, ответственного за проведение контроля, по направлению предусматривающее возможность рассмотрения его результатов на заседании органа внешнего контроля.
      В разделе отражаются:
      1) рекомендации Правительству Республики Казахстан, государственным уполномоченным органам, местным исполнительным органам, другим консультативно-совещательным органам по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечению соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, устранению выявленных нарушений, восстановлению необоснованно использованных бюджетных средств либо восстановлению их по учету, возврату использованных с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, в том числе целевых трансфертов и бюджетных кредитов, выполнению поставщиками договорных обязательств, а также привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства;
      2) обязательные для исполнения объектами контроля решения органа внешнего контроля по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечению соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, устранению выявленных нарушений, восстановлению необоснованно использованных бюджетных средств либо восстановлению их по учету, возврату использованных с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, в том числе целевых трансфертов и бюджетных кредитов, выполнению поставщиками договорных обязательств, а также привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства;
      3) решения о передаче материалов контроля в правоохранительные органы для принятия процессуальных мер по выявленным фактам, содержащим признаки преступлений или административных правонарушений в действиях должностных и иных лиц объектов контроля;
      4) предложения о принятии к сведению действий руководства объекта контроля, совершенных в ходе контрольного мероприятия и направленные на минимизацию последствий допущенных ранее нарушений требований бюджетного и иного законодательства
      100. Заключение является основой для подготовки проекта
постановления, представления органа контроля.
      101. После подписания Заключения должностным лицом, ответственным за контроль, совместно с работниками группы контроля составляется сводный реестр выявленных нарушений и проект постановления (представления).
      102. Постановление органа внешнего контроля (далее - Постановление) - документ, принимаемый органами внешнего контроля, подтверждающий результаты контроля и содержащий решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено.
      Постановление органа внешнего контроля содержит реквизиты, установленные законодательством об административных процедурах.
      Постановление принимается на заседании органа внешнего контроля по итогам заслушанной информации должностного лица, ответственного за контроль, в соответствии с регламентом.
      103. Постановление по итогам совместного контроля, проведенного с другими контрольно-надзорными органами, принимается после обсуждения информации на заседании Счетного комитета с представителями такого органа.
      104. Постановление состоит из констатирующей и постановляющей частей.
      105. В констатирующей части постановления, в зависимости от типа, вида и объекта контроля, с учетом особенностей направления контроля, отражается оценка исполнения бюджета, реализации стратегических планов государственных органов, эффективности реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, программ развития территорий, деятельности государственных органов (администраторов бюджетных программ) по обеспечению полноты и своевременности поступления доходов в бюджет, а также по обеспечению рационального и эффективного использования средств бюджета и активов государства, связанных грантов, бюджетных инвестиций, поручительств государства и краткое описание выявленных нарушений.
      106. Постановляющая часть Постановления содержит:
      1) рекомендации Правительству Республики Казахстан, государственным уполномоченным органам, местным исполнительным органам, другим консультативно-совещательным органам по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечению соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, устранению выявленных нарушений, восстановлению необоснованно использованных бюджетных средств либо восстановлению их по учету, возврату использованных с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, в том числе целевых трансфертов и бюджетных кредитов, выполнению поставщиками договорных обязательств, а также привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства;
      2) обязательные для исполнения объектами контроля решения органа внешнего контроля по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечению соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, устранению выявленных нарушений, восстановлению необоснованно использованных бюджетных средств либо восстановлению их по учету, возврату использованных с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, в том числе целевых трансфертов и бюджетных кредитов, выполнению поставщиками договорных обязательств, а также привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства;
      3) решения о передаче материалов контроля в правоохранительные органы для принятия процессуальных мер по выявленным фактам, содержащим признаки преступлений или административных правонарушений в действиях должностных и иных лиц объектов контроля;
      4) предложения о принятии к сведению действий руководства объекта контроля, совершенных в ходе контрольного мероприятия и направленные на минимизацию последствий допущенных ранее нарушений требований бюджетного и иного законодательства;
      5) при необходимости, поручение о направлении в адрес объекта контроля Представления - обязательного для исполнения документа органов государственного финансового контроля, направляемого объектам контроля и другим заинтересованным лицам для устранения выявленных нарушений и недостатков в работе (далее - Представление);
      6) требование о представлении в установленные сроки в орган контроля информации об исполнении Постановления;
      7) требование об обязательности исполнения Постановления;
      8) должность, фамилию и инициалы должностного лица органа внешнего контроля, на которое возлагается контроль за исполнением Постановления.
      107. Представление содержит требования к объекту контроля:
      1) о восстановлении необоснованно использованных бюджетных средств либо о восстановлении их по учету, возврату использованных с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, в том числе не по целевому назначению сумм целевых трансфертов и бюджетных кредитов, возмещение нанесенного в результате неправомерных действий ущерба государству;
      2) об обеспечении поставки поставщиками товаров (выполнения работ и услуг), выполнении других договорных обязательств, при установлении фактов нарушений, а также о принятии других мер;
      3) о представлении в установленные в нем сроки в орган внешнего контроля информации об исполнении Представления.
      108. Должностное лицо органа внешнего контроля, ответственное за проведение контроля, совместно с проектом Постановления вносит для обсуждения на заседание органа внешнего контроля проект Представления.
      109. Опубликование результатов контроля в средствах массовой информации, размещение на интернет-ресурсе производится в соответствии с регламентом органа внешнего контроля.

9. Проведение контроля качества

      110. Органы внешнего контроля в целях обеспечения соответствия своей деятельности и действий работников Стандартам проводят контроль качества представленных актов контроля.
      111. Контроль качества - оценка качества актов контроля путем определения их соответствия Стандартам, программе контроля, а также проведение внутренней правовой экспертизы органа внешнего контроля. Контролю качества подвергается как вся деятельность работника во время проведения контроля, так и отдельные направления проведенного контроля.
      Контроль качества проводится работниками органа внешнего контроля, которые не принимали участие в данном контроле.
      112. Необходимость, периодичность и сроки проведения контроля
качества определяются руководителем органа внешнего контроля согласно
внутреннему регламенту.
      113. Основанием для проведения контроля качества также является установленные факты несоблюдения Стандартов, нарушения процедур контроля, допущенных работниками органа внешнего контроля.
      114. Результаты контроля качества оформляются в соответствии с регламентом органа внешнего контроля.

10. Порядок привлечения к проведению контроля специалистов
государственных органов, аудиторских организаций и экспертов

      115. Органы внешнего контроля в пределах своих полномочий, в целях выполнения возложенных на них задач привлекают специалистов государственных органов и учреждений, аудиторские организации и экспертов в следующих организационных формах:
      включение отдельных специалистов, экспертов в состав группы контроля органа внешнего контроля;
      поручение аудиторским организациям, экспертам на оказание услуг в соответствии с программой контроля.
      116. Целью привлечения специалистов государственных органов и учреждений, аудиторских организаций и экспертов является обеспечение качественного осуществления контроля и проведение независимой экспертизы путем использования специальных знаний по соответствующим узко специализированным вопросам.
      117. При привлечении специалистов государственных органов и учреждений, аудиторских организаций и экспертов необходимо предъявлять соответствующие требования к их профессионализму, компетентности и способности выполнения конкретных задач, а также о выполнении Стандартов и настоящих Правил.
      Все привлекаемые к проведению контроля лица должны сохранять конфиденциальность в отношении материалов контроля и информации, которую используют при проведении контроля.
      118. Необходимость привлечения специалистов государственных органов, аудиторских организаций и экспертов определяется при составлении годового плана органа внешнего контроля и детализуется при подготовке квартального плана работы органов внешнего контроля, но не позднее двух месяцев до начала проведения контроля.
      119. Специалисты государственных органов привлекаются на основании письма органа внешнего контроля руководителям государственных органов с указанием предмета запланированного контроля, количества и квалификации специалистов, срока и периода проведения контроля или экспертизы.
      120. Необходимость в привлечении специалистов аудиторских организаций и экспертов определяется руководителем органа внешнего контроля на основании письменной заявки должностного лица, ответственного за контроль. В заявке на основе проведенного анализа планируемого контроля указывается обоснование для привлечения, количество, квалификационные требования, сроки и период работы специалистов аудиторских организаций и экспертов.
      121. На основании письменных заявок должностных лиц, ответственных за контроль, исходя из лимитов выделенных сумм, составляется сводная заявка на привлечение специалистов аудиторских организаций и экспертов, которая вносится на обсуждение при утверждении операционного (годового) и квартального планов работы органов внешнего контроля.
      122. Руководителем органа внешнего контроля может быть принято решение о привлечении аудиторских организаций и экспертов, необходимость в услугах которых возникла после утверждения плана работы органа внешнего контроля.
      123. Приобретение услуг аудиторских организаций и экспертов с заключением соответствующих договоров производится в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства о государственных закупках Республики Казахстан.
      124. По результатам контроля или экспертизы специалистами аудиторских организаций и экспертами составляется отчет (акт, заключение), который предоставляется должностному лицу, ответственному за контроль. Условия оплаты услуг аудиторских организаций и экспертов указываются в соответствующих договорах. Оплата осуществляется в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств. Итоговая оплата услуг аудиторских организаций и экспертов должна производиться после утверждения органом внешнего контроля результатов контрольного мероприятия и принятия Постановления (Представления).
      125. Условия приема отчетов аудиторских организаций и экспертов, а также устранения замечаний и предложений к отчету устанавливаются в соответствии с договорами о государственных закупках или иными гражданско-правовыми договорами.

11. Порядок учета, отчетности и контроля за исполнением
материалов контроля

      126. Для принятия мер, определенных Постановлением или Представлением, органом внешнего контроля в течение двух рабочих дней после подписания Постановления (Представления) обеспечивается его рассылка соответствующим государственным органам и организациям, к которым оно обращено.
      127. Постановления (Представления), направленные руководителям государственных органов и организаций, должны быть рассмотрены в указанные в них сроки.
      128. Контроль за исполнением Постановлений (Представлений) осуществляет должностное лицо органа внешнего контроля, ответственное за контроль.
      129. Контроль реализации Постановлений (Представлений) органа внешнего контроля включает в себя следующие процедуры:
      1) постановка на контроль порученческих пунктов Постановлений (Представлений) органа внешнего контроля;
      2) анализ хода и результатов реализации Постановлений (Представлений) органа внешнего контроля;
      3) принятие установленных КоАП мер в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения постановлений (представлений) объектом контроля в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящих Правил;
      4) снятие Постановлений (Представлений) с контроля, продление сроков контроля их реализации и (или) принятие мер по их реализации.
      130. По итогам рассмотрения правоохранительными органами материалов контрольных мероприятий, направленных в их адрес органом внешнего контроля, проводится анализ принятых ими мер.
      Анализ проводится на основе информации, полученной от правоохранительного органа по результатам рассмотрения обращения.
      131. Должностное лицо органа внешнего контроля, на которое возложен контроль за исполнением решений органа внешнего контроля, принятых по итогам контрольных мероприятий, направленных в Правительство Республики Казахстан, центральным и местным государственным органам и иным объектам контроля, в течение одного рабочего дня по истечению срока исполнения, установленного в Постановлении или Представлении, готовит служебную записку на имя руководителя органа внешнего контроля о реализации каждого пункта Постановления (Представления). В случае невыполнения каких-либо пунктов Постановления (Представления), в служебной записке отражаются причины и возможные сроки исполнения.
      132. В случае необходимости, обсуждение вопроса о ходе исполнения Постановления (Представления) выносится на заседание органа внешнего контроля.
      133. Формы отчетности, ее периодичность, а также форма реестра выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий, Классификатор нарушений, являются едиными для всех органов внешнего контроля.
      134. На бумажных носителях материалы контроля сдаются в структурное подразделение органа внешнего контроля, курирующее вопросы документирования, в течение пяти дней после подписания Постановления (Представления) и хранятся в соответствии с инструкцией по делопроизводству, с последующей сдачей в архив в установленном порядке.
      135. Материалы контроля, содержащие государственные секреты,
учитываются и хранятся в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан.
      136. Копии административных материалов, направленных для принятия процессуального решения в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, хранятся в структурном подразделении органа внешнего контроля, ответственное за административное производство, и регистрируются в отдельном журнале. Копии административных материалов, сданных на хранение, хранятся отдельно от общей корреспонденции органа внешнего контроля.